Что включает в себя соцпакет работника
Насколько важен соцпакет при выборе нового места работы?
Сначала несколько основных выводов:
Теперь обо всем подробнее.
Значение соцпакета при выборе нового работодателя
Мы спросили участников опроса, насколько важно для них наличие соцпакета при выборе нового места работы. Для большинства (69%) это важно, но для тех, кто в данный момент работает, важнее, чем для тех, кто не работает (75% против 63%).
Если у работающего человека на текущей работе есть соцпакет, то наличие соцпакета при выборе нового места работы для него более важный фактор, чем для того, у кого в данный момент соцпакета на работе нет.
В разрезе разных возрастных групп тех, кому соцпакет не важен, больше всего среди представителей старшего поколения, то есть среди возрастной группы от 55 лет (соцпакет не важен для 37% опрошенных в этой группе) и представителей молодого поколения от 18 до 24 лет (у них соцпакет не важен для 31%).
В разрезе профобластей самые требовательные к наличию соцпакета при выборе нового места работы — юристы (наличие соцпакета важно для 87% опрошенных представителей этой профобласти), а также представители сферы добычи сырья (у них наличие соцпакета важно для 84% опрошенных и самая высокая доля тех, для кого наличие соцпакета не просто важно, а крайне важно — 33%). Замыкают топ-3 сфер, представителям которых наличие соцпакета особенно важно, HR-специалисты (соцпакет важен 80% опрошенных из сферы управления персоналом).
«Лучше деньгами»: зарплата важнее соцпакета
Мы также задали такой вопрос: если бы вам поступило два предложения о работе — в одном предлагают хороший социальный пакет, а в другом социального пакета нет вообще, но зарплата на 25% выше, чем в первом, то какой вариант вы, скорее всего, выбрали бы? Вот как распределились ответы:
Предпочтения белых и синих воротничков почти не отличаются, но у белых воротничков на 5%, чем у синих, больше доля тех, кто предпочел бы более высокую зарплату соцпакету.
Если смотреть в разрезе конкретных профобластей, то доля тех, кто предпочел бы соцпакет, превысила долю тех, кто предпочел бы более высокую зарплату, только у рабочего персонала, да и то незначительно: 43% против 40%. Во всех остальных профобластях опрошенные сделали бы выбор в пользу более высокой зарплаты без соцпакета. Даже юристы и сотрудники сферы добычи сырья, которые в предыдущем вопросе отметили, что наличие соцпакета для них очень важно.
Больше всего доля тех, кто предпочел бы более высокую зарплату соцпакету, среди высшего менеджмента (73%), бухгалтеров и финансистов, а также сотрудников сферы «Безопасность» — это прежде всего охранники (в обеих профобластях более высокую зарплату предпочли бы по 68% опрошенных).
В сфере ИТ 65% сделали бы выбор в пользу более высокой зарплаты.
Какой соцпакет хотели бы сотрудники
Если говорить о составе соцпакета, то на первом месте по значимости у опрошенных оказалось ДМС, на втором и третьем местах — оплата проезда для работы (42%) и компенсация затрат на питание (41%).
По мнению трети респондентов, в соцпакет должны входить абонементы в спортзал и оплата мобильной связи. Еще 31% заинтересован в том, чтобы в соцпакет входили путевки на отдых для сотрудников и их семей, а каждый четвертый считает, что соцпакет должен включать в себя предоставление жилья иногородним сотрудникам.
Это общие результаты, но у разных возрастных групп есть свои предпочтения.
ДМС на первом месте по важности для всех возрастных групп, кроме молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. У нее ДМС на втором месте, а на первом — оплата проезда до работы (ее назвали 56% респондентов от 18 до 24 лет). Для остальных возрастных групп оплата проезда не так важна: у респондентов 25–34 лет она на втором месте, у респондентов 35–54 лет — на третьем, у респондентов старше 55 лет — на четвертом.
Абонементы в спортзалы меньше всего интересуют представителей возрастных групп от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет — эту составляющую соцпакета отметили как важную только по 30 и 28% представителей этих групп, тогда как в остальных возрастных группах ее отмечали по 36–38% представителей, в том числе среди респондентов старше 54 лет. Зато в возрастных группах от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет чаще, чем в других, отмечали важность оплаты мобильной связи — по 40 и 42% респондентов соответствующего возраста. Меньше всего оплата мобильной связи важна молодежи от 18 до 24 лет — ее отметил всего 21% респондентов такого возраста.
Путевки на отдых особенно интересуют самую старшую возрастную группу (от 55 лет) — у них этот вид компенсации на втором месте после ДМС, его отметили 47% представителей этого возраста.
В разрезе профобластей можно выделить следующие особенности:
Какой соцпакет распространен в реальности
Социальный пакет есть на текущей работе только у 23% опрошенных. Его главная составляющая — ДМС (есть у 84% процентов тех, кто ответил, что у них есть соцпакет). На втором и третьем местах — оплата мобильной связи и компенсация затрат на питание.
Что важнее — «плюшки» или деньги? И что должно быть в соцпакете?
Соцпакет есть только у 23% опрошенных
Социальный пакет — это набор компенсаций и льгот, которые работник получает за счет работодателя помимо зарплаты. Работодатель не обязан брать на себя соответствующие расходы, но делает это добровольно, стараясь создать максимально привлекательные условия работы. Для работодателя это вклад в то, чтобы в компанию стремились лучшие кадры и оставались работать надолго. Кроме того, заботясь о здоровье сотрудников (оплачивая ДМС), работодатель минимизирует проблему отсутствия сотрудников на работе из-за болезней.
Разумеется, соцпакеты есть далеко не в каждой компании. По результатам нашего опроса, социальный пакет есть на текущей работе только у 23% респондентов. Его главная составляющая — ДМС (есть у 84% процентов тех, кто ответил, что у них есть соцпакет). На втором и третьем местах — оплата мобильной связи и компенсация затрат на питание.
Значение соцпакета при выборе нового работодателя
Мы спросили участников опроса, насколько важно для них наличие соцпакета при выборе нового места работы. Для большинства (69%) это важно, но для тех, кто в данный момент работает, важнее, чем для тех, кто не работает (75% против 63%).
Если у работающего человека на текущей работе есть соцпакет, то наличие соцпакета при выборе нового места работы для него более важный фактор, чем для того, у кого в данный момент соцпакета на работе нет.
В разрезе разных возрастных групп тех, кому соцпакет не важен, больше всего среди представителей старшего поколения, то есть среди возрастной группы от 55 лет (соцпакет не важен для 37% опрошенных в этой группе) и представителей молодого поколения от 18 до 24 лет (соцпакет не важен для 31%). Это те категории, которым, к сожалению, особенно трудно найти работу.
В разрезе профобластей самые требовательные к наличию соцпакета при выборе нового места работы — юристы (наличие соцпакета важно для 87% опрошенных представителей этой профобласти), а также представители сферы добычи сырья (у них наличие соцпакета важно для 84% опрошенных и самая высокая доля тех, для кого наличие соцпакета не просто важно, а крайне важно — 33%). Замыкают топ-3 сфер, представителям которых наличие соцпакета важно, HR-специалисты (соцпакет важен 80% опрошенных из сферы управления персоналом).
Если взглянуть на то, кто чаще всего отмечал, что наличие соцпакета не просто важно, а крайне важно, то это представители сферы добычи сырья (33%) и госслужбы (26%).
«Лучше деньгами»: зарплата важнее соцпакета
Мы также задали такой вопрос: если бы вам поступило два предложения о работе — в одном предлагают хороший социальный пакет, а в другом социального пакета нет вообще, но зарплата на 25% выше, чем в первом, то какой вариант вы, скорее всего, выбрали бы? Вот как распределились ответы:
В разрезе профобластей доля тех, кто предпочел бы соцпакет, превысила долю тех, кто предпочел бы более высокую зарплату, только у рабочего персонала, да и то незначительно: 43% против 40%. Во всех остальных профобластях опрошенные сделали бы выбор в пользу более высокой зарплаты без соцпакета. Даже юристы и сотрудники сферы добычи сырья, которые в предыдущем вопросе отметили, что наличие соцпакета для них очень важно.
Больше всего доля тех, кто предпочел бы более высокую зарплату соцпакету, среди высшего менеджмента (73%), бухгалтеров и финансистов, а также сотрудников сферы «Безопасность» — это прежде всего охранники (в обеих профобластях более высокую зарплату предпочли бы по 68% опрошенных).
В сфере ИТ 65% сделали бы выбор в пользу более высокой зарплаты.
Идеальный соцпакет: ДМС + проезд + питание
Если говорить о том, какой соцпакет хотелось бы иметь, то на первом месте по значимости у опрошенных оказалось ДМС, на втором и третьем местах — оплата проезда для работы (42%) и компенсация затрат на питание (41%).
По мнению трети респондентов, в соцпакет должны входить абонементы в спортзал и оплата мобильной связи. Еще 31% заинтересован в том, чтобы в соцпакет входили путевки на отдых для сотрудников и их семей, а каждый четвертый считает, что соцпакет должен включать в себя предоставление жилья иногородним сотрудникам.
Это общие результаты, но у разных возрастных групп есть свои предпочтения.
ДМС на первом месте по важности для всех возрастных групп, кроме молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. У нее ДМС на втором месте, а на первом — оплата проезда до работы (ее назвали 56% респондентов от 18 до 24 лет). Для остальных возрастных групп оплата проезда не так важна: у респондентов 25–34 лет она на втором месте, у респондентов 35–54 лет — на третьем, у респондентов старше 55 лет — на четвертом.
Абонементы в спортзалы меньше всего интересуют представителей возрастных групп от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет — эту составляющую соцпакета отметили как важную только по 30 и 28% представителей этих групп, тогда как в остальных возрастных группах ее отмечали по 36–38% представителей, в том числе среди респондентов старше 54 лет. Зато в возрастных группах от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет чаще, чем в других, отмечали важность оплаты мобильной связи — по 40 и 42% респондентов соответствующего возраста. Меньше всего оплата мобильной связи важна молодежи от 18 до 24 лет — ее отметил всего 21% респондентов такого возраста.
Путевки на отдых особенно интересуют самую старшую возрастную группу (от 55 лет) — у них этот вид компенсации на втором месте после ДМС, его отметили 47% представителей этого возраста.
Как найти вакансии с ДМС
В вакансиях про соцпакет пишут обычно в разделе «Условия работы». Если для вас очень важно, чтобы на новой работе обязательно было, например, ДМС, проще всего поискать такие варианты в рекомендованных именно вам вакансиях по запросу ДМС. Как это сделать: если вы авторизированы на сайте, откройте полный список вакансий, обозначенных «Рекомендуем лично вам», или посмотрите подборку рекомендованных вакансий, которая приходит вам на электронную почту.
И в этом списке задайте поисковый запрос — ДМС.
Если в вакансии про льготы и компенсации ни слова, а для вас это важно,не забудьте спросить об этом на собеседовании или когда получите оффер (предложение о работе).
Другой вариант: настроить в расширенном поиске нужные профобласти, регион, а в поисковую строку ввести «ДМС» и отметить, что искать нужно в описании вакансии.
Что входит в соцпакет работника
Государство обеспечивает гражданам ряд гарантий, которые помогают поддерживать уровень жизни населения на достойном уровне. Ответственность за реализацию указанных гарантий возложена на нанимателя. При этом управленец также может расширять перечень таких позиций по своему усмотрению. Ввиду того, что данная категория крайне важна в трудовой жизни, при трудоустройстве каждый гражданин должен знать, что такое социальный пакет.
Что вообще такое социальный пакет
Социальный пакет – это определенный набор соцгарантий, которые не регламентируются на федеральном уровне и предназначены для некоторых категорий населения. То есть, законодательство не предусматривает четкий перечень позиций, которые должны составлять соцпакет, что делает данную категорию гибкой. Поэтому наниматели по своему усмотрению могут дополнять рассматриваемый список бонусами.
В стандартный соцпакет входит услуга обеспечения гражданина нужными ему медикаментами, направление лиц в оздоровительные санатории, а также оплата проезда к месту лечения. То есть, наличие таких преференций – это преимущества компании перед другими нанимателями с точки зрения сотрудников.
Виды государственных социальных пакетов
Социальный пакет в организации включает обязательную часть и дополнительную. Предполагается, что в обязательную часть включаются базовые права работника, регламентируемые ТК РФ, необходимость обеспечения которых закреплена на федеральном уровне. Однако на практике это не считается частью соцпакета, а воспринимается как базовые гарантии любого сотрудника.
Существуют такие виды гарантий трудоустроенным субъектам:
Полный социальный пакет
Отвечая на вопрос, что входит в полный социальный пакет, помимо стандартного набора преференций (медикаменты, проезд и т.д.), следует отметить следующий перечень позиций:
Как формируется соцпакет
Существуют такие основные варианты формирования наполненности соцпакета:
Что включает в себя соцпакет
Соцпакет для различных категорий граждан отличается. В зависимости от принадлежности субъекта к конкретной группе общества определяется набор льгот и преференций. Это позволяет придерживаться принципов равенства и справедливости.
Помощь инвалидам
Отвечая на вопрос, что входит в соцпакет лиц с ограниченными физическими возможностями, следует в первую очередь отметить, что рассматриваемый пакет охватывает все сферы жизни. В зависимости от группы инвалидности, субъекту предоставляется определенный объем довольствия, куда входит использование общественного транспорта, медицинское обслуживание, прохождение реабилитации и оздоровление (или лечение) в специальных санаториях.
Приведенные позиции включаются в стандартный соцпакет инвалида. У данной категории граждан, как и у других субъектов, имеется полный (расширенный) социальный пакет, куда относятся следующие преференции:
Для иных категорий граждан
Чтобы понять, что такое соцпакет для иных категорий граждан, следует уточнить, что к отмеченным группам относятся все прочие субъекты, которые в той или иной степени нуждаются в поддержке государства. Например, пенсионеры. Для таких субъектов предусматривается стандартный социальный пакет, а именно:
Финансовая компенсация
Законодательство предусматривает возможность денежной компенсации субъекту, если он отказывается от получения преференций в виде услуг. Стоимость рассматриваемых услуг может разниться в зависимости от категории льготников, к которой относится конкретный гражданин. Большинство стоимостей соцпакетов приблизительно равны 1100 руб.
Чтобы получать компенсацию вместо услуг лицо должно посетить локальное отделение органа социальной защиты населения, предоставив туда заявление об отказе от получения социального пакета, и одновременно с запросом о получении компенсации. Выдача денег будет осуществлена со следующего месяца.
Трудовой пакет
Отвечая на вопрос, трудовой соцпакет – что в него входит, следует подчеркнуть, что данная категория одна из наиболее наполненных. Такой перечень гарантий может разниться для отдельных категорий работников:
Способы оформления социального пакета
Несмотря на отсутствие строгого перечня позиций, входящих в социальный пакет на работе, законодательство предусматривает порядок его оформления. Для этого гражданину потребуется зарегистрироваться в локальном отделении ПФ РФ, предоставив туда пакет документов. В частности, к необходимым бумагам относятся:
В указанном заявлении следует отметить, хочет ли субъект получать полный социальный пакет, либо он желает получать только часть гарантий, а неиспользуемую часть получать в качестве денежной компенсации. Также важно подчеркнуть, что гражданин должен приложить документы, обуславливающие наличие у него права на получение соответствующих социальных преференций (например, выписку с медицинской экспертизы об инвалидности).
Документы должны быть направлены в структуру до 1 октября. Уже с 1 января следующего года субъект начнет в полной мере получать положенные ему преференции.
Налогообложение соц. пакета
Разобравшись с тем, что входит в соцпакет, следует также рассмотреть принципы его налогообложения. Алгоритм удержания НДФЛ и перечисления страховых взносов зависит от составляющих позиций. В данном случае нет едино принятых правил.
Так, НДФЛ облагается доход работника, исходя из ст. 210 и ст. 211 НК РФ. Однако в это же время ст. 217 НК РФ утверждает, что ряд выплат в пользу сотрудника могут не облагаться подоходным налогом. Например, оплата (полная или частичная) за путевки в санатории, если такие организации находятся на территории РФ, а источником финансирования является чистая прибыль нанимателя. Также не признаются налогооблагаемым средствами выплаты по соглашению ОМС, исходя из ст. 213 НК РФ.
В определенных ситуациях позиции соцпакета не будут облагаться НДФЛ, так как не существует возможности определить личный доход каждого конкретного работника. Например, если питание персоналу предоставляется на шведском столе, либо если компания оплачивает спортзал на конкретный период без конкретизации кто и сколько раз туда ходит. То есть, налогообложение соцпакета должно рассматриваться индивидуально.
Заключение
Таким образом, в состав социального пакета работника включается ряд преференций, позволяющий субъекту поддерживать оптимальный уровень жизни. Трудоустроенным гражданам важно знать наполнение рассмотренной категории, а также алгоритм оформления финансовой компенсации.
Индивидуальный соцпакет: структура и схема расчета
Девятая часть цикла статей о внутренней социальной политике компании. Из каких элементов состоит соцпакет? Почему грамотная соцполитика экономит деньги компании? Какие преимущества есть у индивидуального соцпакета? Как рассчитать постоянную и переменную части соцпакета?
Элементы социального пакета
Совокупность четырех составляющих социального пакета определяет систему социальной поддержки персонала как комплекс гарантий, компенсаций, льгот и возможностей, которые компания предоставляет работникам в целях их мотивации, привлечения и удержания, а также заботясь об их работоспособности, возможностях самореализации, условиях труда и жизни.
Внедрение индивидуального социального пакета в комплексе с общекорпоративным позволяет систематизировать расходы компании и влияет в целом на формирование корпоративной культуры.
Реформирование системы социальной поддержки персонала и введение совокупности четырех вышеназванных элементов направлены на то, чтобы социальная поддержка стала инструментом управления персоналом — способствовала привлечению, мотивированию и удержанию ценных для компании сотрудников.
Социальная программа, или Как сэкономить на фонде оплаты труда (индивидуальный социальный пакет)
Допустим, зарплатный фонд вашего предприятия со всеми налоговыми затратами составляет порядка 4,7 млн руб. Это значит, что у вас могут работать примерно 100 человек со среднемесячной зарплатой в 35 тыс. руб. За год предприятие потратит на заработную плату более 5,5 млн руб., при этом вы можете поднять ставку необходимым вам специалистам и выплатить некоторым премии за хорошую работу, тогда затраты превысят 7–8 млн руб.
Экономия предприятия на фонде оплаты труда путем внедрения социальных программ заключается в том, что поощрение необходимых вам работников, например, путевками в Турцию, обходится компании дешевле, чем выплата премий и повышение заработной платы.
Допустим, путевка стоит 50 тыс. руб. Учитывая, что налог в 13 % берет на себя работодатель, не забывая о расходах на заключение договора с туристической фирмой и трудовых затратах, компании данная льгота обходится примерно в 60 тыс. руб.
Таким образом, даже если вы отправите отдыхать в Турцию половину своих работников, расходы компании составят около 2,5 млн руб. Взглянув на эти цифры, вы можете воскликнуть: «И ГДЕ ЖЕ ТУТ ЭКОНОМИЯ. Ее здесь практически нет». Согласна, при проведении неграмотной социальной политики — одни только траты. Поэтому вспоминаем, что у вас все организовано грамотно: в соответствии с принятой в компании социальной политикой, раз в год путевками поощряются лучшие работники компании (возможно, даже члены их семей). Проводим конкурс «Человек года». На конкурс приглашаем лучших из лучших. В вашей компании из 100 человек такой чести удостаиваются, допустим, 40 работников. Считаем затраты.
Так все же стоит проводить грамотную социальную политику и экономить на этом денежные средства компании? 🙂
А как быть с регулярными просьбами о повышении заработной платы. Если в вашей компании внедрен индивидуальный социальный пакет, то работники, шагая по ступенькам увеличения социальных льгот, реже просят прибавки. Это обусловлено чисто психологическими факторами. К тому же правильно применяемые социальные льготы работают на создание позитивной рабочей атмосферы и укрепление корпоративной культуры.
Итак, индивидуальный социальный пакет.
Система мотивации является важной составляющей обеспечения устойчивой работы компании. Эффективность управления персоналом напрямую зависит от реализации кадровой и социальной политики компании. Расходы на персонал должны рассматриваться как инструмент повышения производственно-экономической эффективности, а формирование и развитие индивидуального социального пакета и индивидуальной системы оплаты труда — как элемент системы мотивации.
Большая доля фактических затрат на исполнение обязательств по локальным нормативным актам, которые берет на себя компания, относятся к затратам сверх обязательных по законодательству. Как правило, в компании они несистематизированы. Подсчет расходов по этим социальным льготам проблематичен. Все отчетные цифры являются условными, и планирование денежных средств идет от достигнутого, с определенной индексацией (примерно в 10 %). Кому это удобно? Прежде всего — экономистам. Кому это неудобно? Руководителю компании, и, как правило, именно он является инициатором прояснений в предоставлении социальных льгот и гарантий, а также прозрачности в учете финансовых средств. Вследствие этого в компании решается вопрос о написании социальной политики, в связи с чем представляется возможным оптимизировать данный вид затрат. Оптимизация может проводиться разными методами, например, путем разработки индивидуального социального пакета, который очень популярен на сегодняшний день и позволяет обеспечить прозрачность движения затраченных денежных средств и наладить финансовый контроль по предоставляемым социальным льготам и гарантиям.
Оптимизация расходов на персонал предполагает введение новых, менее затратных форм мотивации, и здесь можно говорить о введении новой мотивационной системы, которая, в свою очередь, предполагает лучшую адресность поддержки персонала, полное исключение невостребованных работниками гарантий, компенсаций и льгот.
До сих пор не в каждой компании социальный пакет является инструментом привлечения, мотивации и удержания персонала, так как учет, контроль и анализ распределения социальных благ (и затрат на это) не предусматривает адресности и направленности на значимые категории персонала. Учет предоставляемых льгот осуществляется только в общем виде, определить то, какими именно социальными льготами и в каком объеме воспользовались различные категории работников, при существующей системе часто не представляется возможным. Т. е. система учета пока такова, что позволяет оценивать только общий объем средств, затрачиваемых на социальную поддержку персонала. При делении этой суммы на списочную численность персонала получаем средние затраты на 1 человека. А средние затраты в расчете на 1 человека не говорят о том, кто именно, в каком объеме и какими видами социальной поддержки воспользовался. Это все равно что средняя температура по больнице. Так как востребованность существующих социальных благ всеми работниками в равных долях не подтверждается проведенными исследованиями, то можно сделать вывод, что введение индивидуального социального пакета позволит воспользоваться работникам максимальным количеством из положенных социальных благ.
Вспомним пример про капризную невесту.
До реализации программ — мне ничего не нужно, ну разве что кусочек заплесневелого хлеба, в первый год после — какое хорошее у нас руководство, как заботится о компании, столько всего нового и так неожиданно, а потом — вы мне должны, почему не даете? У вас проблемы, снизились обороты, упала прибыль? А мне то что до этого? Вы мне должны!
Так вот, основная задача социальной политики и мотиваторов — сделать так, как было до свадьбы или максимум в первый год. Если налицо эффект длительной семейной жизни с нелюбимым мужем — то это плохая работа подразделения. Извините, если кого обидела. И выясняется это элементарным опросом или анкетированием.
Социальные программы для предприятия — это экономия денежных средств. Поднимая заработную плату работникам, вы должны быть готовыми к тому, что через три месяца вам опять скажут, что вы мало платите, и опять попросят поднять заработную плату. Правильно разработанные и внедренные социальные программы позволяют экономить фонд оплаты труда.
Социальные программы при грамотном грейдировании негласно определяют уровень работника в компании и показывают уровень должности. Уровень занимаемой позиции определяется не только заработной платой и громким названием, но и теми благами, которые положены работнику.
Методом влияния на работников в этом цикле статей избран индивидуальный социальный пакет, базирующийся не только на постоянных составляющих социального пакета, но и на системе грейдов, когда в зависимости от профессии, занимаемой должности и опыта работы в компании определяется лимит суммы, в рамках которой человек может выбирать компенсируемые работодателем социальные гарантии.
Данная форма предоставления социальных льгот позволяет повысить адресность социального пакета и оптимизировать социальные расходы. Используя ее, компания достигает поставленных задач по заинтересованности работников в повышении производительности труда. Каждый работник тогда точно знает, сколько «стоит» его социальный пакет. После внедрения новой формы социальной поддержки, предоставление социальных гарантий становится более прозрачным как для работника, так и для работодателя.
Практическая реализация комплекса мер по совершенствованию социальной политики позволяет в перспективе обеспечить повышение эффективности управления персоналом, удовлетворить количественную и качественную потребность компании в нем, дает значительный социальный эффект и способствует повышению качества предоставления услуг.
Структура построения индивидуального социального пакета
ИСП — индивидуальный социальный пакет;
ПЧ — переменная часть;
УПЧ — условно переменная часть;
БЛ — базовые льготы;
Х — минимальные льготы;
ДР — должность работника или коэффициент значения уровня должности для компании;
T — стаж работника.
Индивидуальный социальный пакет состоит из постоянной и переменной частей, а рассчитывается по формуле:
ИСП = ПЧ + УПЧ = (БЛ + Х) + ДР*Т.
Постоянная часть регламентируется локальными нормативными актами компании, коллективным договором и самой социальной политикой. Это то, что доступно всем и каждому в минимальном объеме на любой должности — от уборщицы до генерального директора. Например — оплата проезда до работы или выдача талонов на питание в местной столовой.
Условно переменная часть регламентируется локальными актами компании, в которых отражается то, как работник (в зависимости от качества своей работы или занимаемой должности) сможет увеличить разнообразие и объем предоставляемых ему льгот.
Постоянная часть рассчитывается по формуле:
ПЧ = БЛ + Х, где:
БЛ (базовые льготы) — минимальные льготы, положенные всем работникам компании;
Х — минимальные льготы, положенные подразделению работника. Они пересматриваются один раз за квартал или полугодие, т. к. в зависимости от текущих целей и стратегии компании приоритеты ведущих ее подразделений могут варьироваться.
Условно переменная единица = ДР*Т, где:
ДР — должность работника или коэффициент значения (уровень) должности для компании;
T — время, которое работник отработал в компании.
Условно переменная единица в идеале подразумевает, что, например, заместитель генерального директора, проработавший в компании 10 лет, может получать тот же социальный пакет, что и сам генеральный директор. В методике оплаты труда (подробнее рассматривается в моей книге «Мотивация персонала») это называется надбавкой за выслугу лет или преданность компании.
Оптимизация социальных льгот
Расходы на социальное обеспечение можно разделить на две группы:
Руководитель любой компании, вне зависимости от ее размеров, целей и стратегии, заинтересован в том, чтобы не увеличивать затраты на персонал, а еще лучше — снижать их. Да, действительно, часто мы прикрываемся красивыми «заботливыми» фразами о работниках, но всегда сопоставляем в собственной голове возможные затраты и отдачу, которая, в свою очередь, измеряется прибылью, а иначе ради чего все это?? И начинаем принимать меры по увеличению прибыли. Как показывает практика, к моему глубокому сожалению, многие делают это столь примитивно и неумело, что это приводит их предприятия к:
А в итоге вместе с условными цифрами повышения прибыли компания получает общее недовольство коллектива, увеличение числа больничных, отпускных или просто просьб по оказанию материальной помощи.
«И что же делать?» — спросите вы.
Давайте рассмотрим вопрос об оптимизации социальных льгот и гарантий. Для этого определим несколько ее принципов:
В любой компании предоставление социальных услуг должно быть регламентированным и четко просчитанным. Не стоит путать с собесом. Четкость и прозрачность предоставления социальных льгот обеспечивают лояльность персонала к компании, в то время как размытость и несвоевременность вызывают у него кучу негативных эмоций — от простой досады до злости и недоверия.
Порядок оптимизации социальных льгот и гарантий:
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.