Что включает в себя согласие субъекта персональных данных на обработку данных кратко
Что включает в себя согласие субъекта персональных данных на обработку данных кратко
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.
7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
9. Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
(часть 9 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 519-ФЗ)
Что значит обработка персональных данных
Что такое личные данные и их обработка. Что входит в состав личной информации
Термин «обработка персональных данных» введен законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
Под обработкой персональных данных понимаются различные действия с личной информацией людей (в частности, сбор, хранение, систематизация, использование, передача иным лицам и т. п.), которые выполняются физическими лицами или организациями.
Что входит в состав личных сведений о человеке? Закон об этом прямо не говорит, хотя и оперирует словосочетанием «любая информация», которая относится к человеку. Соответственно, можно сделать вывод, что персональные данные — это Ф. И. О., дата рождения, адрес, телефон, email, ссылка на профиль в социальной сети и т. д.
Принципы обработки личной информации
Законодательно установлены принципы работы с личной информацией, которые следует соблюдать. В частности:
Способы и условия обработки данных
Способов обработки персональных данных законом установлено всего два (п. 3 ст. 3 закона № 52-ФЗ): автоматизированный и неавтоматизированный.
Также законом определены условия обработки персональных данных:
Уведомление Роскомнадзора об обработке личной информации
Обработке данных по закону должно предшествовать направление потенциальным оператором уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор.
Не уведомлять этот госорган можно в некоторых случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ, а именно если:
Содержание уведомления об обработке персональных данных регламентируется ч. 3 закона № 152-ФЗ. А в приложении № 1 к Методическим рекомендациям по уведомлению уполномоченного органа…, утвержденным приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94, приводится форма документа.
После получения уведомления Роскомнадзор в течение 30 дней вносит перечисленную в ст. 22 ч. 3 закона № 152-ФЗ информацию в реестр. Для заявителя данная процедура бесплатна.
Меры, которые должен принять оператор при обработке сведений
В ходе обработки информации одна из основных задач оператора — обеспечить их безопасность, конфиденциальность и неприкосновенность. Для этого он должен принять следующие меры:
Запрет на обработку информации
В любой момент человек имеет возможность отозвать свое разрешение на обработку его личной информации оператором. В этом случае оператор должен:
Ответственность за нарушения в работе с личными сведениями
За нарушение правил работы с персональными данными оператор несет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ.
Статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Основание для привлечения к ответственности
Ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ
Обработка данных в случае, если она противоречит целям их сбора
Штраф 1–3 тыс. руб. для граждан, 5–10 тыс. руб. для должностных лиц, 30–50 тыс. руб. для организаций
Ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ
Обработка информации без согласия ее владельца
Штраф 3–5 тыс. руб. для граждан, 10–20 тыс. руб. для должностных лиц, 15– 70 тыс. руб. для организаций
Ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ
Неопубликование или недоведение до сведения граждан политики работы оператора с персональными данными
Штраф 700–1500 руб. для граждан, 3–6 тыс. руб. для должностных лиц, 5–10 тыс. руб. для ИП, 15–70 тыс. руб. для организаций
Ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ
Непредоставление гражданам информации об обработке их персональной информации
Штраф 1– тыс. руб. для граждан, 4–6 тыс. руб. для должностных лиц, 10–15 тыс. руб. для ИП, 25–40 тыс. руб. для организаций
Ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ
Невыполнение требований граждан актуализировать, блокировать или уничтожить персональные данные в определенных законодательством случаях
Штраф 1–2 тыс. руб. для граждан, 4–10 тыс. руб. для должностных лиц, 10–20 тыс. руб. для ИП, 25–45 тыс. руб. для организаций
Ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ
Несоблюдение правил хранения сведений, повлекшее несанкционированный доступ к ним третьих лиц
Штраф 700–2000 руб. для граждан, 4–10 тыс. руб. для должностных лиц, 10–20 тыс. руб. для ИП, 25–50 тыс. руб. для организаций
Ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ
Несоблюдение требований к обезличиванию персональных данных либо их необезличивание должностными лицами государственных и муниципальных учреждений
Итоги
Таким образом, процедура обработки личных данных строго регламентирована законодательством, а за ее нарушение установлена административная ответственность. Любому оператору персональных данных необходимо разработать правила обработки информации, уведомить в случае необходимости Роскомнадзор, не допускать перечисленных в статье нарушений.
5 базовых принципов закона о персональных данных, о которых нужно знать
Деятельность по обработке персональных данных регулирует №152-ФЗ «О персональных данных». Он касается всех без исключения организаций, поэтому важно иметь представление об основных требованиях, которые он устанавливает.
1. Закон распространяется на все организации — и коммерческие, и бюджетные
Под персональными данными, как следует из ст. 3 №152- ФЗ, подразумевается любая информация, имеющая отношение к физлицу: информация, указанная в паспорте (ФИО, дата рождения, адрес регистрации, семейное положение и др.), а также сведения об образовании, занимаемой должности, зарплате и даже росте, весе, цвете глаз и др.
Закон распространяется абсолютно на все организации. Поскольку в каждой организации есть работники, то их данные так или иначе используются при заключении трудового договора, начислении зарплаты и в других случаях. Персональные данные вносятся в личные дела сотрудников, которые хранятся у кадровиков.
Под обработкой персональных данных подразумеваются действия по сбору, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, использованию, передаче, обезличиванию, блокированию и уничтожению персональных данных. Распространение персональных данных — это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
2. Компании могут использовать данные различных категорий субъектов
С каждой из категорий субъектов персональных данных компанию связывает определенный тип правоотношений. Некоторые компании обрабатывают персональные данные не только работников, но и клиентов, например, производственные компании. Так, компании из сферы услуг (автошколы, салоны красоты, парикмахерские, туристические агентства и др.) взаимодействуют с клиентами-физлицами, обрабатывая их персональные данные с целью предоставления, например, дисконтных карт. Интернет-магазины собирают данные физлиц, чтобы осуществлять доставку товаров.
Существует определенная категория лиц, которая не является ни клиентами, ни работниками компании, однако она передает свои данные в организацию, где они хранятся и обрабатываются. К такой категории относятся соискатели, принимающие участие в конкурсе на вакансию и передающие потенциальному работодателю свои персональные данные в виде резюме или анкеты на сайте компании.
Сотрудники могут работать в организации по договору подряда. Оформляя человека по такому договору, компания может не запрашивать у него сведений о семейном положении или ограничений по здоровью. В случае с работником, оформленным по трудовому договору, компания должна это делать.
У товариществ собственников жилья нет ни работников, ни клиентов. Это сообщество, в котором состоят члены. Существуют и другие виды организаций с подобной структурой и без трудовых или гражданских правоотношений: общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.
3. Обработке подлежат персональные данные, отвечающие целям их обработки
Важно понимать, какие данные каких субъектов используются, чтобы устанавливать цель обработки персональных данных.
Организациям необходимо иметь представление не только о том, данные каких категорий субъектов они обрабатывают, но и с какой целью они это делают, исходя из специфики деятельности. Например, у интернет-магазина и автошколы цель обработки данных может заключаться в выполнении условий договора с клиентами.
Проверьте, насколько ваша организация готова к проверке Роскомнадзора
4. Необходимо знать, какие именно данные нужно использовать
Закон требует от компаний понимания, какие именно персональные данные в отношении каждой категории субъектов они обрабатывают.
Очевидно, что если в случае с работником необходимо знать об ограничениях по здоровью для начисления социальных выплат, имеются ли у него дети до 18 лет, чтобы предоставить ему налоговый вычет, то в отношении клиента интернет-магазина, который заказал товар, эти сведения не нужны. В этом случае достаточно знать имя, адрес и телефон покупателя.
Закон запрещает обрабатывать персональные данные, которые не требуются для достижения цели их обработки.
Достигнув цели обработки данных, компания должна прекратить обработку этих данных. Так, если интернет-магазин осуществил доставку товара клиенту, то в дальнейшем ему уже не потребуются его номер мобильного телефона и адрес доставки.
5. Необходимо понимать, когда требуется согласие на обработку данных
Для каждой категории субъектов (работников, клиентов, соискателей и др.) определяется цель обработки данных. Порой эта цель заключается в выполнении требований определенных законов. В этом случае организация может абсолютно спокойно собирать данные соответствующей категории и обрабатывать их. Так, в отношении работников организации выполняют трудовое законодательство, многие кредитные и финансовые организации обязаны на своем официальном сайте публиковать сведения об аффилированных лицах, ОАО должно размещать у себя на сайте информацию о структуре акционеров.
Если цель обработки данных какой-то категории субъектов установлена компанией самостоятельно, исходя из специфики деятельности, то она должна взять согласие об обработке персональных данных у субъекта данных (ст. 9 №152- ФЗ). Например, если компания принимает на работу сотрудника по трудовому договору, то по трудовому законодательству она должна знать, как его зовут, где он прописан, какое у него образование. И эти сведения компания может получать у человека без его согласия. Если же компания собралась выплачивать сотруднику зарплату на банковскую карту и планирует передавать сведения о нем в банк, то она обязана взять на это согласие, так как прямого требования передавать персональные данные в банк для выплаты заработной платы в законе нет.
Если интернет-магазин после доставки товара планирует рассылать клиентам SMS-сообщения о скидках, то он должен заранее сформулировать эту цель и взять с клиентов согласие на использование данных именно с этой целью. В ч.1 ст.15 №152- ФЗ есть упоминание о том, что рекламные контакты с клиентами совершаются только с их согласия.
Закон отдельно выделяет требования для данных, неправомерные действия с которыми могут нанести вред субъекту персональных данных. Речь идет о специальной категории персональных данных (ст. 10 №152- ФЗ) и биометрических персональных данных (ст. 11 №152-ФЗ).
К биометрическим данным относятся сведения, которые отражают физиологические особенности человека и необходимы для установления его личности (например, если в компании используются системы контроля доступа). К специальной категории данных относятся сведения о национальной, расовой принадлежности, философских, политических и религиозных убеждениях, состоянии здоровья и интимной жизни. Эти данные выделяются в отдельную категорию, так как закон прямо запрещает их использовать, за исключением ряда случаев (один из них — если субъект дал на то свое письменное согласие).
Отдельно закон говорит о передаче данных за границу (ст. 12 №152- ФЗ).
С учетом всех базовых принципов, описанных выше, требования к обработке данных можно разделить на три больших блока (ст. 19 №152- ФЗ):
1. Правовые меры
Организация решает, как будет соблюдать законодательство, оформляет решение в виде внутренних документов, например, «Политики в отношении обработки персональных данных», издает приказ, в котором назначает ответственного за организацию процесса обработки персональных данных и т д.
2. Организационные меры
Эти меры связаны с деятельностью компании. Закон требует, чтобы «Политика в отношении обработки персональных данных» была доступна для всех категорий субъектов персональных данных. Ее рекомендуется размещать на информационном стенде, где с ней смогут ознакомиться не только работники, но и клиенты.
По закону любой субъект персональных данных может написать в компанию письмо с требованием уточнить, обрабатывает ли она его данные. Если обрабатывает, то какие данные, с какой целью и на каком основании. Также любой субъект имеет право потребовать прекратить обработку своих персональных данных.
Рассмотрение этого письма и подготовка ответа на него — деятельность, относящаяся к организационным мерам. О том, как отвечать на такие письма, уточняется в ст. 20-21 №152-ФЗ.
3. Технические меры
Связаны с использованием средств защиты информации. Это могут быть как примитивные средства — сургучовые печати, решетки на окнах, так и высокотехнологичные способы — антивирусы, межсетевые экраны, средства защиты от несанкционированного доступа, средства криптографической защиты и др.
При обработке персональных данных организации следует:
Существенное дополнение: в рамках текущего законодательства ни у одного контролирующего органа нет полномочий на то, чтобы контролировать выполнение технических мер у коммерческих частных организаций. Роскомнадзор может контролировать только выполнение правовых и организационных мер у частных компаний. Поэтому о четвертом шаге можно говорить формально: закон предоставляет возможность коммерческим компаниям большую свободу в выборе технических мер. Что касается государственных организаций, то для них требования по использованию средств защиты информации четко определены и подробно описаны.
Игорь Луканин, руководитель продукта «Контур.Персональные данные»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.
7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
Информация об изменениях:
9. Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
Особенности получения согласия на обработку персональных данных
Если закон устанавливает обязанность получить согласие субъекта ПД на их обработку, оператор не имеет права принуждать этого субъекта к подписанию соответствующего соглашения. Гражданин принимает решение о предоставлении его ПД и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе (п. 1 ст. 9 Закона о персональных данных).
Роскомнадзор в Разъяснениях [3] указывает, что работодатель вправе обрабатывать персональные данные работника без получения соответствующего согласия в случаях, предусмотренных коллективным договором, в том числе правилами внутреннего трудового распорядка (являющимися обычно приложением к коллективному договору), соглашением, а также локальными актами.
А вот при привлечении сторонних организаций для ведения кадрового и бухгалтерского учета работодатель обязан получить согласие работников на передачу их персональных данных.
Пунктом 2 ст. 9 Закона о персональных данных предусмотрена возможность субъекта ПД отозвать свое согласие на их обработку. Там же оговаривается возможность такой обработки без согласия субъекта ПД в случаях, установленных законом.
Форма согласия на обработку ПД
Роскомнадзор в Разъяснениях рекомендует согласие работника либо оформлять в виде отдельного документа, либо закреплять в тексте трудового договора. Требования к содержанию такого документа указаны в ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных.
Согласие в письменной форме должно включать в себя, в частности:
Некоторые вопросы получения согласия субъекта ПД на их обработку
Когда условие об обработке ПД является неотъемлемой частью подписываемого документа:
Получатель жилищной субсидии не дает согласия на обработку персональных данных по религиозным соображениям. Имеет ли он право на получение госуслуги?
Когда обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Законом о госуслугах[4], для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта ПД на едином портале государственных и муниципальных услуг, согласие субъекта ПД на обработку указанной информации не требуется.
Статьей 6 Закона о персональных данных определены условия обработки персональных данных, в том числе указаны случаи, когда допускается обработка ПД без согласия на это субъекта ПД, среди которых и получение госуслуги. Из буквального толкования названной нормы следует, что каждый из таких случаев является самостоятельным основанием обработки персональных данных.
Обращаясь с заявлением о предоставлении жилищной субсидии и указывая в нем необходимые данные, а также прилагая к нему предусмотренные законодательством документы, получатель госуслуг фактически выражает согласие на передачу и обработку своих персональных данных, требуемых для предоставления услуги.
Ни Законом о персональных данных, ни Законом о госуслугах не установлено, что обработка персональных данных гражданина в целях предоставления ему государственных или муниципальных услуг должна осуществляться только с его письменного согласия. Гражданин имеет право получать госуслуги даже без предоставления письменного заявления на обработку своих персональных данных.
Рассмотрим Апелляционное определение Костромского областного суда от 16.05.2012 по делу № 33-703А. При подаче документов в МФЦ гражданка не стала подписывать заявление о согласии на сбор ее персональных данных, в связи с чем ей было отказано в выплате субсидии. Суд первой инстанции признал действия сотрудников МФЦ правильными, поскольку обработка персональных данных заявителя сотрудниками МФЦ может осуществляться только с письменного согласия. Нежелание дать такое согласие – основание для отказа в приеме заявления и комплекта документов на предоставление государственных и муниципальных услуг.
Вывод суда о том, что МФЦ как оператор персональных данных обязан обеспечить их защиту, соответствовал нормам Закона о персональных данных и Закона о госуслугах. Вместе с тем последующие выводы о невозможности обработки персональных данных без письменного согласия получателя госуслуг и обоснованности отклонения документов на предоставление субсидии апелляционный суд признал ошибочными, поскольку заявление о предоставлении госуслуги с приложенными к нему документами получатель не отзывал, от предоставления услуги не отказывался. А отзыв заявления о согласии на обработку персональных данных, получение которого в силу закона необязательно, не являлся основанием для невозможности предоставления госуслуги. Тем более что у оператора были основания продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта ПД.
Субъект ПД уклоняется от исполнения договора (не платит по счетам) и не хочет, чтобы кредитор беспокоил его звонками. Может ли субъект отозвать согласие на обработку своих персональных данных?
Обработка персональных данных может быть продолжена даже после того, как субъект ПД направил требование о ее прекращении, если правоотношения, возникшие между сторонами, продолжаются.
Рассмотрим в качестве примера Апелляционное определение Пермского краевого суда от 14.10.2015 по делу № 33-11127/2015. При заключении кредитного договора гражданин дал согласие на обработку ПД, а впоследствии обратился с заявлением об отзыве этого согласия. Банк отказался исполнить требования клиента, поскольку у него имелась просроченная задолженность. Суд первой инстанции, а затем и апелляционный суд, куда обратился должник, указали, что согласие на обработку персональных данных действительно может быть отозвано субъектом персональных данных (п. 2 ст. 9 Закона о персональных данных). Однако в случае отзыва субъектом ПД согласия на обработку оператор все равно может ее продолжить при наличии на то законных оснований.
Одно из таких оснований установлено п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных: обработка ПД необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПД, для заключения договора по инициативе субъекта ПД или договора, по которому субъект ПД будет выгодоприобретателем или поручителем.
Как следует из содержания данной нормы закона, согласие субъекта ПД на обработку персональных данных не требуется, если она осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект ПД. Поскольку субъект ПД задолженность перед банком не погасил – договор не расторгнут, для взыскания недостающих сумм кредитная организация вправе продолжать обработку ПД и после отзыва субъектом ПД своего согласия.
Случается и другое – оператор обрабатывает персональные данные лица, не участвующего в договоре, которые предоставлены другой стороной при заключении сделки. Например, получатель кредита указывает телефоны своих близких родственников, по которым можно с ним связаться. Оператор может получить такие данные иным путем, если другая сторона не выполняет обязательства по договору. Но следует помнить, что в рассматриваемом случае обработка полученных оператором персональных данных незаконна, несмотря на то, что это могло бы помочь исполнению договора.
Объект ПД, не давший своего согласия на обработку ПД и не являющийся стороной договора, имеет право потребовать прекратить незаконно использовать полученные сведения, а также компенсировать моральный и материальный вред, полученный в результате указанных действий. Рассмотрим Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 14.09.2015 по делу № 33-3094/2015. При заключении договора по просьбе сотрудника банка клиент предоставил телефон своей супруги. После несвоевременного внесения очередной суммы обязательного платежа сотрудники банка стали звонить женщине с требованием посодействовать в возвращении долга. В первом же разговоре жена должника сообщила, что не согласна на использование ее персональных данных, и просила прекратить их обработку. Однако звонки с угрозами и требованиями продолжали поступать. Суд, куда обратилась истица, признал действия банка незаконными, потребовал прекратить обработку персональных данных и выплатить женщине компенсацию морального вреда, поскольку ст. 17, 24 Закона о персональных данных предусмотрено право субъекта ПД на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Вправе ли прокурор потребовать от медучреждения предоставить персональные данные пациентов, больных наркоманией, если согласия на такую обработку ПД эти пациенты не давали?
Прокурор или иное должностное лицо имеет право на получение персональных данных в том числе пациентов больницы, если обработка данных необходима для осуществления и выполнения возложенных на него законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей.
В качестве примера рассмотрим Апелляционное определение Челябинского областного суда от 17.07.2014 по делу № 11-6845/2014. Районный прокурор в интересах неустановленного круга лиц через суд лишил водителя права на управление транспортным средством. Причиной послужило наличие у гражданина заболевания, запрещающего вождение автомобиля. Информация была получена прокурором посредством предоставления выписки из истории болезни.
Водитель решил, что его персональные данные были обработаны без согласия, и обратился в суд, указав, что не давал согласия на обработку ПД во время лечения от алкоголизма в районной больнице. Суд счел правильными действия прокурора, а также действия администрации больницы, предоставившей должностному лицу выписку из истории болезни пациента. Суд установил, что администрация больницы предоставила список лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» районному прокурору по его требованию.
В силу толкования ст. 1, 21, 22 Закона о прокуратуре [5] прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе в том числе требовать от руководителей организаций и других должностных лиц представления необходимых для выяснения возникших вопросов сведений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка ПД допускается для достижения целей, указанных в законе, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей. Таким образом, Закон о персональных данных, которым предусмотрена обработка персональных данных с согласия их носителя, не препятствует удовлетворению запроса прокурора на истребование сведений в отношении лиц, состоящих на учете в медучреждениях с диагнозами, не позволяющими иметь разрешение на управление транспортными средствами.
Имеет ли право медучреждение заключить договор с ритуальным агентством на предмет перевозки умерших? Не будет ли это расценено как нарушение врачебной тайны и незаконная передача персональных данных?
Если доказательств получения ритуальным агентством в качестве встречного обязательства информации о родственниках умершего суду не будет представлено, то есть если будет доказано, что договор с медучреждением заключен без обязательной передачи персональных данных, действия участников договора будут признаны правомерными.
Кроме того, обработка персональных данных не допускается без согласия субъекта ПД, а в случае его смерти – без согласия его наследников (п. 1 ст. 6, п. 7 ст. 9 Закона о персональных данных). Также в силу ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к указанной информации, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без соответствующего согласия.
Однако суды указали, что из текста заключенного договора не следует, что ритуальное агентство в качестве встречного предоставления получило от больницы информацию об умерших. В договоре также не указано, что перевозчик получает какие-либо документы, содержащие персональные данные умерших. При этом антимонопольный орган не установил, каким способом осуществляется документооборот в больнице. Соответственно, доказательств, подтверждающих передачу от больницы ритуальному агентству персональных данных в период исполнения договора, антимонопольный орган предоставить не смог – суд первой инстанции, а впоследствии и апелляционный суд посчитали действия ФАС незаконными.
В силу п. 2 ст. 24 Закона о персональных данных моральный вред, причиненный субъекту ПД вследствие нарушения его прав, правил обработки персональных данных подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Причем возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом ПД убытков.
[1] Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).
[2] Пункты 6, 7 Закона о персональных данных.
[3] Письмо Роскомнадзора от 24.12.2012 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» опубликовано на официальном сайте www.rsoc.ru.
[4] Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[5] Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
[6] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
[7] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[8] Пункт 3 ст. 9 Закона о персональных данных.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
- Что включает в себя согласие на обработку персональных данных
- Что включает в себя согласие субъекта персональных данных на обработку данных ответ