Что включает в себя системный подход формирования региональной социальной политики

Государственная региональная социальная политика

Формирование и реализация социальной политики осуществляется в про­цессе деятельности государственных структур, общественных организаций, ор­ганов местного самоуправления, а также различного рода коллективов.

Социальная политика государства предполагает деятельность государст­венных органов, связанную с определением интересов, содержания и форм дея­тельности и реализацию функций и задач государства по созданию достойных условий жизнедеятельности, формированию оптимальной социальной инфра­структуры и социальной структуры общества[33,233; 38,207].

Важно отметить, что социальная политика осуществляется и реализуется сразу на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Что ка­сается регионального уровня, то основными субъектами социальной политики выступают органы государственной власти. В этой связи особую роль приобре­тает чёткое разграничение полномочий в определении и реализации социальной политики центральными и региональными органами власти. При этом намеча­ется тенденция закрепления за федерацией создания нормативно-правовой ба­зы, а все полномочия по осуществлению реальной работы предоставят субъек­там федерации.

Если федеральная власть должна нести ответственность за достижения целей и задач социальной политики, разработку и обеспечение механизмов действия социальных гарантий, то региональные органы обязаны продумывать программы социально-экономического развития региона и обеспечивать их вы­полнение, которое непосредственным образом способствует созданию достой­ных условий жизни граждан[5,165]. Кроме того, формирование региональной социальной политики предполагает учет системного подхода. На этой основе деятельность в этом направлении должна включать в себя целый ряд мероприя­тий: формулировку целей; разработку понятийного аппарата; анализ причин и следствий; выработку путей и средств достижения целей; определение крите­риев оценки и механизмов принятия решений; разработку механизма (индика­торов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов; оп­ределение перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, опреде­ляющих степень обеспечения социальных гарантий; разработку показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения соци­альными услугами; разработку функциональных обязанностей субъектов соци­альной политики; определение механизма разграничения полномочий и ответ­ственности в развитии социальной сферы каждого региона.

Региональная социальная политика подразумевает комплекс мер феде­ральных органов, направленных на социальное развитие регионов. На данном уровне социальная политика формируется федеральным центром, в то же вре­мя, уже непосредственно в процессе создания, концепция должна включать в себя положения, выработанные на основе взаимодействия федеральных и ре­гиональных структур. Социальная политика региона вырабатывается органами власти данного уровня при участии органов местного самоуправления с учётом сформированной концепции региональной социальной политики.

Управление социальной сферой региона предполагает координацию, гар­монизацию взаимодействия подсистем, совершенствование структуры данного системного образования. На региональном уровне социальные функции осуще­ствляют министерства и комитеты, отвечающие за вопросы социальной заттти- ты, образования, здравоохранения, труда, физической культуры и спорта, куль­туры и межнациональных отношений; на местном уровне данные обязанности возлагают на себя управления и отделы органов местного самоуправления. Ре­гиональные и муниципальные органы реализуют соответствующий своим пол­номочиям круг задач в сфере социальной политики.

При осуществлении региональной социальной политики необходимо учитывать множество критериев, поскольку субъекты РФ отличаются друг от друга по различным показателям, что существенным образом влияет на специ­фику региона, его возможности в обеспечении социального благополучия гра­ждан. В связи с имеющимися экономическими различиями регионов федераль­ные органы государственной власти должны взять на себя ответственность за реализацию минимальных стандартов на всей территории страны и обеспечи­вать единство социального пространства. В то же время, обеспечение равных социальных условий для граждан вне зависимости от богатства региона прожи­вания требует выработки чёткого механизма перераспределения денежных по­токов между регионами. Дело в том, что стартовые возможности для реализа­ции социальных программ у регионов резко отличаются. Необходимо опреде­лить не только экономические различия регионов, вызванные наличием разных природных ресурсов, промышленного и кадрового потенциала и другими фак­торами. По этой причине для каждого региона необходимо составить карту раз­вития социальной сферы, включая основные параметры социальной структуры, социальной инфраструктуры и условий жизнедеятельности, которую Ф.И. Шарков определил в качестве социального кадастра[38,210]. В регионе такой социальный кадастр должен быть составлен для каждого населённого пункта.

Применение единой методики сбора данных и расчётов позволит приме­нить социальные стандарты и нормы, формировать механизм межрегионально­го перераспределения и разграничения полномочий, прав, ответственности цен­тра и регионов в реализации социальных функций. Это позволит избирательно перенаправлять социальные функции в регионы с конкретизацией источников их финансирования и поддержки трансфертами из федерального центра, с учё­том социального кадастра регионов.

При сравнении показателей уровня жизни различных регионов использу­ется система показателей, включающая в себя[14,189-190]:

• показатели, характеризующие уровень благосостояния: доходы населе­ния, общественные фонды потребления, общий объём потребления основных товаров, благ и услуг (на душу населения), обеспеченность разными видами со­циального и коммунально-бытового обслуживания, социальное обеспечение;

• нормативные показатели количественной и качественной оценки по­требностей населения: потребительский бюджет; нормативы социального об­служивания, основных видов потребления услуг; степень удовлетворения по­требностей;

• показатели образа жизни: социальные условия жизни и труда населе­ния, условия распределения благ и услуг, оценка имущества населения, количе­ственная и качественная характеристики учреждения социального обслужива­ния, использование внерабочего времени, занятость и социальная стабильность, условия отдыха и физической культуры;

• результирующие показатели: рождаемость, смертность, естественный прирост, средняя продолжительность жизни, сальдо миграции, образование и культурный уровень населения.

Что касается региональной политики в области демографии, занятости и рынка труда, то можно отметить, что позитивная ситуация с ростом численно­сти трудоспособного населения, отличающегося высоким образовательным уровнем и уровнем здоровья, будет позитивно сказываться на развитии рыноч­ной экономики страны. Кроме того, большой вклад в стабилизацию ситуации с рынком труда вносит инвестиционная привлекательность конкретного региона.

При этом под региональным рынком труда необходимо понимать сово­купность социально-трудовых отношений в области найма и трудовой деятель­ности работников в региональной структуре производства. В его формировании на уровне региона наблюдается влияние такой составляющей регионального управления, как социальная политика, базирующаяся на культурных и нацио­нальных традициях данной местности. Как подчёркивают специалисты в облас­ти труда и занятости, для поддержания позитивной ситуации на рынке труда важно добиваться равномерного распределения занятых в материальной и не­производственной сферах. Подобные показатели будут способствовать росту доступности для населения материальных благ.

Для процветания регионов немаловажной является ситуация с образова­нием. В этой связи важным моментом в этой области выступает реализация на региональном уровне образовательных проектов и программ, разработанных на основе единой определяемой федерацией методологии, сохраняющей целост­ность образовательного пространства страны. Только подобные меры, пред­принимаемые государством, позволят закрепить образование в качестве основ­ного приоритета государственной политики.

Что касается региональной политики в области культуры, то она, несо­мненно, должна быть направлена на обеспечение контроля за освоением выде­ленных на нужды культуры бюджетных средств, содействие инициативе работ­ников культурных образований в плане перехода на частичное самофинансиро­вание, активизацию социального партнёрства и сотрудничества с частными и бюджетными организациями, стремящимися оказать посильную помощь в раз­витии экономической состоятельности разнообразных культурных объектов и центров. Представители региональных органов власти должны всячески попу­ляризировать имеющиеся в регионе организации, занимающиеся сохранением и распространением культурных ценностей и наследия, привлекая тем самым внимание общественности к сохранению национальных традиций и самобыт­ности.

Значимым моментом в развитии региона является совершенствование системы здравоохранения на основе медицинского страхования и повышения качества обслуживания населения. На сегодняшний день подобные шаги стано­вятся все более проблематичными, поскольку продолжается снижение финан­сирования из федерального центра и регионы вынуждены сами определять так­тику преобразований и затрат на них, объём которых разнится, исходя из уров­ня финансовой состоятельности регионов. Поэтому возможности граждан по­лучать доступные качественные медицинские услуги в регионах резко отлича­ются, что в целом не способствует решению приоритетных задач государства, ставящихся в процессе строительства социального государства. Во избежание соблазна полного прекращения действия бесплатной медицины федерация оп­ределяет обязательный пороговый уровень финансирования здравоохранения на местах.

Важным аспектом социальной политики региона выступает политика в области семьи, направленная на обеспечение благосостояния экономически ак­тивных и нетрудоспособных членов данной социальной группы. При этом дея­тельность региона в этом направлении должна поддерживать заданный феде­ральной нормой уровень материального достатка семьи. Однако, несмотря на отсутствие чёткой методики определения уровня дохода, позволяющего семье претендовать на помощь, на сегодняшний день каждый регион вынужден само­стоятельно определять характер помощи и поддержки семье на основе имею­щихся собственных финансовых возможностей. В любом случае, к основным категориям, нуждающимся в помощи со стороны государства, следует отнести следующие категории: многодетные семьи, одинокие родители, семьи с детьми- инвалидами, дети-сироты, дети из социально неблагополучных семей, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, беженцы, переселенцы.

В завершении необходимо отметить, что, к большому сожалению, регио­нальная социальная политика пока не является ключевым направлением дея­тельности субъектов Российской Федерации. Дело в том, что наблюдаются лишь отдельные несистемные попытки сиюминутных шагов в решении соци­альных вопросов, в связи с чем они не приводят к устойчивому улучшению со­циального благополучия населения. Регионы разобщены и не вписаны в еди­ную концепцию социального развития страны. Поэтому социальная политика в регионе должна осуществляться совместными усилиями и возможностями ре­гиональных и местных структур с помощью федеральных органов на основе совместно разработанной концепции. Дело в том, что только научно обосно­ванное обеспечение функционирования взаимосвязей федерального, регио­нального и местного уровней при реализации социальной политики, учёт фи­нансовых возможностей и состояния дел в социальной сфере регионов, обеспе­чение правовой информативной базы для проведения социальных реформ по­зволят решить принципиальные социальные проблемы.

Источник

Что подразумевает системный подход в формировании социальной политики региона

Что подразумевает системный подход в формировании социальной политики региона?
Формирование социальной политики на уровне региона должно осуществляться на основе
системного подхода
, который включает в себя следующие этапы: формулировку целей; разработку понятийного аппарата; анализ причин и следствий; выработку путей и средств достижения целей; определение критериев оценки и механизмовпринятия решений; разработку механизма (ин дикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов; определение перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий; разработку пока зателей
с оциальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами; разработку функциональных обязанностей субъектовсоциальной политики; определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.
Являются ли синонимами понятия “региональная социальная политика” и “социальная политика в регионе”?
Понятия «региональная социальная политика» и «социальная политика в регионе» не являются синонимами. Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральныхорганов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако, уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местного самоуправления с учетом сформированной федеральным Центромконцепции региональной социальной политики
По каким направлениям строится социальная политика органами местного самоуправления?

Социальная политика органов местного самоуправления как составная часть деятельности органов социального государствавключает в себя: назначение и выплату пенсий, пособий; содействие обеспечению занятости трудоспособного населения; предотвращение снижения реальныхдоходов за счет создания систем социальной адресной помощи; поддержку малообеспеченных групп населения по приобретению и содержанию жилья;создание условий для реабилитации инвалидов и развития социальной инфраструктуры; контроль за работой органов медикосоциальной экспертизы; установление опеки и попечительства; организацию общественных работ; предоставление в пределах своих полномочий льгот ипреимуществ, связанных с охраной материнства и детства; содействие созданию необходимых жизненных условий для уволенных в запас военнослужа

205щих и их семей; проведение мероприятий по летнему оздоровлению детейинвалидов и детей из малообеспеченных семей;развитие муниципальной системы здравоохранения; осуществление мероприятий, направленных на сохранение и совершенствование уровня здоровья населения;создание благоприятныхусловий для рождения и воспитания детей, защиты их прав;охрану материнства, отцовства, детства; общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего профессиональногообразования в государственных и муниципальных учреждениях. Социальная политика на муниципальном уровне являетсяважной составляющей социальной политики, осуществляемойразличными субъектами в социальном государстве. Чем вызвана необходимость реформирования региональной системы здравоохранения и медицинского страхования?
Необходимость
реформирования региональной системы здравоохранения и медицинского страхования
вызвана постоянным снижением возможностей качественного медицинского обслуживания населения.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Источник

Особенности формирования региональной социальной политики

Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

К исключительному ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. «е» ст. 71 Конституции РФ).

За федеральным уровнем закреплены:

— принятие парламентских актов, регулирующих общие принципы социальной политики;

— определение единых федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальных пособий, образования, культуры, медицинского обслуживания;

— формирование внебюджетных государственных социальных фондов;

— определение условий и порядка компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией;

— финансирование федеральных объектов социальной инфраструктуры.

Субъекты РФ самостоятельно за счет своих бюджетов осуществляют полномочия по решению социальных вопросов, разрабатывают концепции и программы социально-экономического развития.

Сегодня в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между федеральным центром и субъектами РФ. Отношения типа «центр— регион», «регион—регион» сложные и противоречивые. В них переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. Как отмечается в учебнике «Социальная политика» под ред. Н. А. Волгина, «центр» возлагает на себя функций по формированию:

— целей и задач государственной социальной политики;

— норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан;

— механизмов обеспечения социальных гарантий. Концепция государственной социальной политики

включает в себя позиции по:

— передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на практике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств);

— перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбережения граждан;

— снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан;

— поддержанию оптимального уровня занятости. Формирование социальной политики на уровне региона

достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уроне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным «центром» правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лишь при формировании на основе системного подхода,включающего в себя следующие этапы:

— разработка понятийного аппарата;

— анализ причин и следствий;

— выработка путей и средств достижения целей;

— определение критериев оценки и механизмов принятия решений;

— разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов;

— составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий;

— разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами;

— разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.

В региональной социальной политике можно выделить следующие аспекты, по которым происходит управление социальными процессами в регионе:

— политика в области повышения денежных доходов и уровня жизни населения;

— бюджетные и налоговые основы социальной политики;

— политика в сфере занятости и функционирования рынка труда;

— политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

Субъекты РФ развивают и реализуют целевые программы, предоставляют адресную социальную помощь, обеспечивают работу и финансирование учреждений социальной инфраструктуры, решают комплекс проблем в области труда, занятости, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения и т.д.

Таким образом, региональная социальная политика и система мер по управлению функционированием социальной сферы направлены па устойчивое социальное развитие региона.

Региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласования социально-экономической политики Российского государства и субъекта РФ. Конкретные направления социально политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния специфики территории.

Одним из направлений региональной социальной политики является политика социальной защиты.

Социальная защита-политика и целенаправленные действия государства, обеспечивающие различным категориям населения комплексное решение различных задач, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере сто прав, свобод, законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия.

Основными формами социальной защиты являются:

— законодательно определенные социальные гарантии и их удолетворении на основе базовых стандартов и нормативов;

— регулирование доходов и расходов малообеспеченным категориям населения;

— формирование мер социальной поддержки;

— развитие социальных услуг;

— формирование социальных программ. Рассмотрим в следующих параграфах опыт реализации

политики социальной защиты населения на примере крупного мегаполиса — города Москвы.

Политика социальной поддержки населения на примере города Москвы

В Москве принята Государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012— 2016 годы», цель которой — повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.

Задачи Государственной программы:

— улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социальных услуг для населения;

— повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям Москвы;

— сокращение уровня бедности и социальной исключенность.

Ожидаемые результаты реализации программы:

— увеличение до 100% доли ветеранов ВОВ, охваченных социальными услугами, от числа обратившихся;

— увеличение до 90% доли инвалидов, охваченных реабилитационными услугами;

— увеличение до 84% доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации;

— увеличение до 85% доли граждан, обеспеченных санаторно-курортным лечением в общем числе граждан, имеющих право на льготное санаторно-курортное обслуживание;

— увеличение до 80% доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, от числа детей-сирот;

— увеличение до 48% доли бедных семей с детьми, вышедших из состояния бедности за счет выплат из бюджета города Москвы, от численности семей с детьми, имеющих душевые доходы ниже величины ПМ до выплаты;

— увеличение до 30% доли жизнеустроенных бездомных граждан, от общего числа обратившихся в социальные учреждения.

Основные принципы формирования программы:

— смягчение крайних форм неравенства;

— сохранение и развитие всех публично-нормативных обязательств. Приоритетное оказание мер социальной поддержки и услуг следующим категориям населения: ветеранам ВОВ, ветеранам труда, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

— обеспечение социальной интеграции всех жителей города, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения;

— усиление социальной ответственности граждан, получающих социальную помощь, повышение адресности социальной поддержки, преодоление иждивенчества.

В программу входят следующие подпрограммы. 1. Социальная поддержка семей с детьми.

2. Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей.

3. Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп.

4. Профилактика социальной исключенность.

5. Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы.

Подпрограмма 1. «Социальная поддержка семей с детьми» Цель — создание условий для социальной и экономической устойчивости семей с детьми. Задачи:

— сокращение уровня бедности среди семей с детьми; развитие адресной социальной помощи для семей с детьми.

Задачи, направленные на укрепление семьи:

— модернизация системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, развитие новых технологий и форм, направленных на выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;

— расширение перечня услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания семьям с детьми;

— расширение перечня мероприятий, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей;

расширение информационного пространства и повышение уровня информированности семей с детьми о системе социальной поддержки.

Подпрограмма 2. «Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей»

Цель — формирование комфортных условий для активного долголетия старшего поколения.

Задачи:

— повышение уровня материального обеспечения пенсионеров;

— увеличение охвата социальными услугами граждан старшего поколения.

Основные результаты подпрограммы:

— сокращение с 6,5% до 3% доли пенсионеров с душевыми денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума;

— доведение до 85% удельного веса граждан, обеспеченных санаторно-курортным лечением от числа обратившихся;

— доведение до 100% доли ветеранов ВОВ, охваченных социальными услугами;

— увеличение до 90% удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием.

С 2012 г. Городской социальный стандарт увеличился до 12 тыс. руб.

На региональную социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам запланировано на пять лет более 600 млрд руб.

На реализацию подпрограммы в течение пяти лет предусмотрено израсходовать около 1,5 трлн руб. (за счет всех источников финансирования).

Подпрограмма 3. «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Цель — обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Задачи:

— повышение эффективности оказания реабилитационных услуг;

— повышение доступности объектов городской инфраструктуры и рынка труда для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Развитие условий и новых форм содействия занятости инвалидов. Поставлена задача выйти на показатель занятости в 84% из числа трудоспособных инвалидов: будет создано более 125 тыс. рабочих мест; до конца 2016 г. планируется довести число квотируемых рабочих мест до 40 тыс.

Одним из определяющих элементов качества жизни инвалидов является уровень их медицинского обслуживания и социальной реабилитации.

За период 2012—2016 гг. планируется открыть 26 реабилитационных площадок. Реализация программных мероприятии позволит охватить реабилитационными услугами к 2016 г. 97% инвалидов против 79% в 2011 г.

В целом на технические средства реабилитации (TCP) из бюджета города планируется израсходовать за пять лет более 7 млрд руб., что позволит обеспечить уже к 2015 г. 100% потребности инвалидов.

Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения. Задачи по созданию безбарьерной городской среды:

— приспособление общественных зданий и прилегающих к ним территорий;

— адаптация дорожной инфраструктуры и средств транспорта;

— приспособление сложившегося жилищного фонда.

К 2016 г. доля всех доступных социально-значимых объектов будет доведена до 85%.

Подпрограмма 4. «Профилактика социальной исключенности»

Цель — преодоление социального сиротства и крайних форм проявления бедности. Задачи:

— развитие семейных форм устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— профилактика и преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности.

Подпрограмма 5. «Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы»

Цель — повышение эффективности системы социальной поддержки населения.

Задачи:

— развитие принципов адресного подхода к оказанию нуждающимся гражданам социальной помощи;

— развитие сети учреждений социальной защиты, стимулирование негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг.

Таким образом, в Москве реализуется активная, масштабная последовательная политика социальной поддержки.

В совершенствовании работы данного направления для размещения политики социальной защиты населения имеется немало резервов. В условиях перехода общества к модернизации в столице разрабатываются специальные программы по оптимизации сети учреждений, повышения качества оказываемых услуг, внедрения инновационных технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *