Что включает в себя система законодательства

Что такое нормативный правовой акт

Что включает в себя система законодательства. FI6d9mlMzCCJJHd90wMRDoAjYjPqBycf. Что включает в себя система законодательства фото. Что включает в себя система законодательства-FI6d9mlMzCCJJHd90wMRDoAjYjPqBycf. картинка Что включает в себя система законодательства. картинка FI6d9mlMzCCJJHd90wMRDoAjYjPqBycf. Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Правовая система законодательства: понятие, функции, структура и описание

Система права

Следует отметить тот факт, что система законодательства и система права – это связанные между собой элементы. Поэтому их просто необходимо рассматривать в совокупности, дабы детальнее разобраться в особенностях каждой. Во-первых, обе категории являются частью правовой системы, которая является структурированной в любом государстве. Во-вторых, система законодательства Российской Федерации, по сути, является формализованным выражением системы права. Таким образом, возникает логический вопрос, что собой представляет первая категория? Если брать во внимание наиболее «классическое» понимание, то данная категория представляет собой внутреннее построение важных элементов права и их взаимосвязь. Следует отметить, что система права в большей части построена по принципу иерархичности и взаимосвязи всех элементов друг с другом.

Структурные элементы системы права

Многие люди при первом упоминании термина «система права» очень сильно теряются. Однако эта категория состоит из элементов, которые знакомы практически всем. Структурными частями являются следующие:

Соотношение элементов системы права

Следует отметить, что существуют моменты, когда границы, например, между институтом и отраслью существенно размываются. К примеру, очень часто отдельный институт включает в свою структуру столько правовых норм, что его можно выделить в целую подотрасль или же отдельную отрасль права. Примером тому является подотрасль обязательственных правоотношений в гражданской отрасли. Но подобные глобальные вопросы соотношения возникают очень редко, так как в большей части случаев дополнение и расширение институтов в отдельной отрасли занимает длительный промежуток времени.

Как система права соотносится с системой законодательства?

Понятие системы законодательства

Учитывая все выше описанные особенности представленной юридической категории, можно сделать вывод, что система законодательства РФ – это совокупность всех без исключения нормативных актов, в которых проявляется структурный характер и внутреннее содержание характеристик права. Иными словами, мы говорим о форме проявления юридических отраслей, институтов и отдельных норм. Данная форма, как правило, имеет вид официальных документов: законов, указов, инструкций и т. п. При этом важную роль играет трактовка законодательства, как отдельной категории. Ведь именно благодаря ей системы законодательства Российской Федерации являются самостоятельной проблематикой для изучения.

Что такое законодательство?

Существует узкая и широкая трактовка законодательства, как отдельной категории. В первом случае под законодательством понимается лишь совокупность всех наиболее «авторитетных» нормативных актов, а именно законов. При узкой трактовке учитываются все без исключения НПА вне зависимости от своей юридической силы и места в системе. В данном случае наглядно видно, что система действующего законодательства в корне отличается от законодательства, как отдельного понятия. Потому что система подразумевает взаимосвязь и подчиненность её внутренних элементов.Что включает в себя система законодательства. 24359. Что включает в себя система законодательства фото. Что включает в себя система законодательства-24359. картинка Что включает в себя система законодательства. картинка 24359. Что такое нормативный правовой акт

Структура законодательства

Система российского законодательства, как уже указывалось ранее, является иерархией с четкой структурой. Однако структура этой категории имеет большое количество интерпретаций. Иными словами, существует несколько видов совокупности нормативных актов государства. Данные разновидности появляются вследствие упорядочивания разных критериев иерархии, в которой находятся между собой нормативные акты. То есть структура четко показывает, как различные НПА соотносятся между собой.

Виды законодательных структур

На сегодняшний день можно выделить несколько основных видов структур законодательства, а именно:

Помимо представленных видов законодательных структур, существуют также примеры иного построения и взаимосвязи НПА. Их выделяют в зависимости от территориального устройства каждого конкретно взятого государства.

Система законодательства разных государств

Учитывая совершенно разнообразные принципы территориального построения, которые применяются в разных странах, можно выделить системы законодательства на основе действия этих факторов. Например, существует законодательство федерации, республики и автономии. Что касается первой категории, то эта система также подразделяется на общефедеральное и законодательство субъектов федерации. Это значит, что на общенациональном уровне государственные органы власти издают НПА, которые регулируют те или иные отношения на всей без исключения территории. При этом субъекты федерации наделены правом издавать свои нормативные документы, которые также регулируют определенные вопросы, связанные с регулированием общественных отношений. Однако официальные нормативные акты субъектов территориального устройства не должны конкурировать с общенациональными. Подобный вид структуры законодательства можно наглядно увидеть в Российской Федерации.

Законодательство республики и автономии

Законодательство, а точнее, его система в республике, представляет собой единую совокупность нормативных актов. Иными словами, мы говорим исключительно о наличии только общенационального уровня издания нормативных актов. Существует единый орган, который уполномочен выдавать НПА. Однако этот принцип нарушается, если в составе республики есть автономия. Такие территориальные единицы, как правило, наделены возможностью выдавать нормативные акты, для регулирования своего внутреннего процесса жизнедеятельности. Однако во всех остальных случаях основным координатором является линия республиканских законодательных актов.Что включает в себя система законодательства. 24361. Что включает в себя система законодательства фото. Что включает в себя система законодательства-24361. картинка Что включает в себя система законодательства. картинка 24361. Что такое нормативный правовой акт

Суть комплексного законодательства

Во многих государствах существует так называемое комплексное законодательство. Его суть очень часто непонятна даже в ученой среде. Поэтому люди задаются вопросом, что такое система законодательства комплексного характера. Как правило, суть данной категории состоит в том, что ею регулируются наиболее специфические вопросы и общественные отношения. К подобным можно отнести отношения в сфере правового положения молодежи, женщин, этнических групп, транспортное, медицинское законодательство и т. п. Иными словами, регулируются вопросы, которые не входят в пределы объекта. Какой-либо юридической отрасли.

Заключение

Итак, в данной статье автор рассмотрел такое понятие, как система законодательства. Понятие и структура этой категории были также представлены. Следует отметить, что теоретические наработки в данной сфере все еще проводятся учеными. Они просто необходимо, ведь от качества системы нормативных актов будет зависеть уровень реализации права целиком.

Источник

§ 2. Система законодательства

§ 2. Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

• федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

• законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

• законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 1. Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства

§ 1. Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства Охранительные и предупредительные задачи уголовное законодательство способно выполнить лишь при строгом соблюдении правовых принципов. Уголовно-правовые принципы — это основополагающие исходные

4. Система гарантий для иностранных инвесторов. Роль соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений и национального законодательства

4. Система гарантий для иностранных инвесторов. Роль соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений и национального законодательства В вопросе закрепления гарантий для иностранных инвесторов на первый план выходят двусторонние соглашения о

Статья 55. Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда

Статья 55. Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда [Ст.55 наименование в редакции ЗП169 от 11.07.12, MO160-164/03.08.12 ст.545] (1) Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда [Ст.55

§ 6. Система законодательства в области авторского права

§ 6. Система законодательства в области авторского права Главенствующее место в системе законодательства в области авторского права занимает Конституция РФ.Конституция РФ в ст. 44 провозглашает свободу творчества. Статья 71 Конституции РФ посвящена разграничению

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)

§ 5. Система инвестиционного законодательства России

§ 5. Система инвестиционного законодательства России Сегодня система инвестиционного законодательства в России определяется многоаспектностью задач, стоящих перед законодателем. Поскольку единый законодательный акт кодификационного типа отсутствует, основу

Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)

Глава 8. Система права и система законодательства

Глава 8. Система права и система законодательства Система права образует по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованные нормы, объединенные в определенные ее части, называемые отраслями, подотраслями и институтами.Система права

§ 8.4. Система законодательства

1.11. Система права и система законодательства

1.11. Система права и система законодательства Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:1) народные суды стали выборными;2) суды стали более

Глава 21. Система права и система законодательства

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и

§ 2. Система законодательства

§ 2. Система законодательства Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права.

15.3 Система права и система законодательства

15.3 Система права и система законодательства Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой

Источник

Система законодательства отраслевая, вертикальная, федеративно-территориальная

В одном ряду с системой права в юридической доктрине есть и другое понятие — система законодательства. Это все правовые акты страны, действующие на сегодня, которые подразделяются на отдельные составные части в зависимости от направленности регулируемых отношений и сфер жизни в совместной иерархической системе органов страны.

Система законодательства — целенаправленная правотворческая работа законодателя, формирование им всей массовости нормативных актов.

В отличии от жесткой, беспринципной системы права, на составление системы законодательства влияют динамические изменения в социальной жизни.

В законодательной системе выделяют три специфических направления:

Отраслевая система законодательства

Отраслевая, второе название — горизонтальная, система законодательства РФ основывается на правовом урегулировании отношений и характеризуется такими аспектами, как система права и муниципального управления секторов экономики.

В ней есть ветви, совпадающие с одноименными ветвями права (конституционное право — конституционное законодательство, гражданское право — гражданское законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.). Не считая сего, отличаются например именуемые групповые ветви, регулирующие дела в конкретной сфере муниципального управления (транспорт, ассоциация, здравоохранение, воспитание, защита государства и т.д.) и включающие общепризнанные мерки всевозможных секторов экономики права.

К примерам таких групповых ветвей относятся: транспортное законодательство, законодательство о защите и прочие.

Существуют также подотраслевые ветви, в частности, юридические институты, банковское и налоговое законодательства и др.

Ветви законодательства, регулирующие различные сферы государственной, финансовой и общественной жизни, образуются в зависимости от предмета правового регулирования.

Составленные новые законы о приватизации, таможенном деле, налогооблажении являются ведущими в становлении российского законодательства на современном этапе развития общественных отношений.

Вертикальная система законодательства

Разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы лежит в базе вертикальной (иерархической) системы законодательства. Вся нормативно-правовая деятельность страны состоит из законов, принимающихся высшим органом государства или же общественными референдумами. Они регулируют значимые вопросы социальной жизни, имеют высшую юридическую силу, подзаконные нормативные акты, которые в свою очередь обязаны отвечать законам и издаваться на их базе. В свою очередь, подзаконные акты делятся на основании принадлежности к тому или иному правотворческому органу в иерархической системе страны (нормативные акты, принимаемые главой страны, правительством, органами районного самоуправления и др.).

В Российской Федерации вертикальная система законодательства формируется из следующих документов:

Федеративно-территориальная система законодательства

Данная система, определяемая федеративной структурой страны и рассредотачиванием правотворческих возможностей между федеральными органами, органами субъектов РФ, органами районного самоуправления, согласно этим принципам разделяет законодательство РФ на:

Система законодательства много шире системы права, потому как формируется из составных частей, образуя отрасли законодательства. Согласно главному документу Российской Федерации, коей является Конституция, выделяется три ветви: одноименная правовая, комплексная законодательная, соответствующие сферам госуправления.

Источник

Лекция 15. Система законодательства

1.Понятие и структура системы законодательства 2.Соотношение системы права и системы законодательства 3.Систематизация законодательства: понятие и виды.

1. Понятие и структура системы законодательства

В наиболее общем виде законодательство – это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.

Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.

Систему законодательства характеризуют следующие признаки:

Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции государства.

Объективность – законодательные акты принимаются в целях обеспечения и защиты общезначимых интересов. В связи с этим особую значимость приобретает принципы «равенства всех перед законом», «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» и т.п.

Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т.д.).

Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.

Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

Непосредственная связь законодательства с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».

Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.

Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.

Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).

Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т.п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.

Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального Конституционного закона о чрезвычайном положении (30.05.2001) закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом, ст. 26 этого же закона устанавливает порядок по которому «…органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».

Законодательство общего характера – представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).

Законодательство специального характера – объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т.д.)

2. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

Система права соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

Первичным элементом системы права является норма права.

Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь право, получая свое формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.

3. Систематизация законодательства: понятие и виды

Возникновение, изменение, прекращение правоотношений регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Для того, чтобы облегчить процесс использования этих актов и тем самым усилить эффективность правового регулирования, следует систематизировать законодательство, придать ему четкий структурированный характер.

Систематизация законодательства– это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике, устранения возможных противоречий, неточностей, пробелов и, таким образом совершенствования системы законодательства в целом.

Систематизация законодательства необходима для:

Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

Правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов.

Облегчения поиска необходимого нормативного материала.

Устранения противоречий, неточностей, повторов, пробелов в действующем законодательстве.

Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права.

Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечении качественной реализации правовых норм в оптимальные сроки.

Видами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

Кодификациянаиболее сложная форма систематизации, представляющая собой целенаправленную деятельность компетентных государственных органов, направленную на качественную (как внешнюю, так и внутреннюю) переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей, противоречий, пробелов. Конечным результатом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта (кодифицированного акта), в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты.

В результате кодификационной деятельности происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях и формулируются новые нормы права. Как правило, кодифицированные акты характеризуются относительно большим объемом, высокой юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью, устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной подготовкой проекта.

В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, Федеральных служб и т.п.). В этой сфере стоит задача сокращения количества актов, повышения согласованности актов, принимаемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативно-правовые акты.

Инкорпорация – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в разного рода сборниках.

В процессе инкорпорации систематизируемые акты не претерпевают изменений. В отличие от кодификации, результатом которой является появление нового источника права – кодифицированного акта, в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты, инкорпорация не предполагает утрату индивидуальной юридической силы актами, объединяемыми в инкорпорированном сборнике, сам сборник не является самостоятельным источником права.

В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию законодательства, различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени государства компетентными государственными органами. На официальные инкорпорированные сборники, содержащие в себе те или иные нормативно-правовые акты, следует ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Примерами официальной инкорпорации являются Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ и др.

Неофициальная инкорпорация осуществляется в целях реализации личных либо корпоративных (ведомственных) интересов. Неофициальные инкорпорированные сборники не имеют юридического значения. Ссылки на них в официальных документах не допускаются. Примерами неофициальной инкорпорации являются: Сборник кодексов РФ, инкорпорированные сборники ведомственного характера и т.п.

Инкорпорация отличается от кодификации по следующим основаниям:

1. Инкорпораци – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не изменяющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

2. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, при этом сам сборник не является самостоятельным источником права. Кодификацию же завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт, являющийся самостоятельным источником права.

Консолидация представляет собой вид систематизации, в котором сочетаются характерные черты кодификации и инкорпорации. В результате консолидации создается новый источник права – консолидированный акт, что является признаком кодификации. Вместе с тем, акты, объединяемые в рамках консолидированного акта, не теряют индивидуальной юридической силы – признак инкорпорации. Примером консолидированного акта является Конституция России в период с апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. В этот период в качестве дополнительного раздела в Конституцию был включен Федеративный договор (31.03.1992).

Учет простейшая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.

Лекция 16. Теория правоотношений

1.Правоотношения: понятие, признаки, виды 2.Общая характеристика структурных элементов состава правоотношения 3.Понятие и структура правосубъектности 4.Предпосылки правоотношений.

1. Правоотношения: понятие, признаки, виды

Реальные жизненные отношения между людьми и их организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми.

Право – особый, официальный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные общественные отношения, оно, тем самым, придает им правовую форму. Таким образом, появляется особый вид социального отношения – правоотношения. В самом упрощенном виде правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами права.

При детальном рассмотрении, правоотношение можно определить как общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Правоотношения обладают следующими признаками:

Являются разновидностью социальных отношений (возникают только между людьми).

Возникают на основе норм права.

Представляют собой форму правомерного поведения.

Складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом).

Субъектами правоотношений могут быть только правосубъектные лица.

Обеспечиваются системой государственных гарантий.

В теории права осуществляется классификация правоотношений. Правоотношения могут классифицироваться по следующим критериям:

регулятивные правоотношения – возникают в целях регулирования общественных отношений, направленных на реализацию позитивных интересов членов сообщества;

охранительные правоотношения – возникают в целях защиты установленного правопорядка от противоправных посягательств, а также в целях реализации мер юридической ответственности в отношении правонарушителей

По степени определенности субъектов:

абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов (праву владельца на собственность корреспондирует неопределенное количество субъектов, обязанных уважать данное право и не нарушать его);

конституционно правовые отношения;

административно-правовые отношения и т.д.

По степени сложности:

простые правоотношения – отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);

сложные правоотношения – отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

2. Общая характеристика структурных элементов состава правоотношения.

Состав правоотношения – это его внутреннее устройство (структура). Изучение состава позволяет рассматривать правоотношение как сложное системное явление, в качестве составных элементов которого выступают предметы материального и нематериального мира, формирующие объект правоотношения; участвующие в правоотношении правосубъектные лица – субъекты правоотношения; наконец, само поведение субъектов, складывающееся из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера – содержание правоотношения.

Объект правоотношения материальные, духовные и иные социальные блага, с приобретением и распоряжением которыми связано поведение участников правоотношений.

Субъекты правоотношений это лица, наделенные правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), реализующие в рамках правоотношений субъективные права и юридические обязанности корреспондирующего характера.

В теории государства и права выделяют следующие виды субъектов правоотношения:

Индивидуальные субъекты, которые в зависимости от отрасли права могут иметь соответствующие названия: физические лица – в гражданском и уголовном праве; граждане – в конституционном праве и т.д.

Коллективные субъекты, которые так же в рамках определенных отраслей права в зависимости от сферы регулируемых общественных отношений могут рассматриваться как: юридические лица – в гражданском праве; политические партии, избирательные блоки – в конституционном праве; трудовые коллективы в трудовом праве и т.д.

Содержание правоотношений –это поведение субъектов правоотношений, в рамках которого реализуются их субъективные права и юридические обязанности по отношению друг к другу.

Субъективные права, возникающие в процессе правоотношений, предполагают, что их пользователи:

а) могут прикладывать определенные усилия для достижения позитивного интереса, используя при этом правомерные (т.е. предусмотренные законодательством) средства и методы;

б) имеют право требовать от других участников соответствующих активных действий, направленных на удовлетворение собственного позитивного интереса;

в) могут требовать от государства защиты нарушенного права (и должны получить эту защиту) или принятия объективного решения по спорному вопросу.

Юридические обязанности, возникающие в процессе правоотношения, предполагают, что участники:

а) должны предпринимать активные действия, направленные на удовлетворение позитивного интереса контрсубъекта (судья обязан рассмотреть дело, возбужденное по иску);

б) обязаны воздерживаться от принятия противоправных решений и совершения поступков, ущемляющих права и свободы других участников (за исключением случаев, когда такое ограничение является предусмотренным в законе и необходимым в конкретном деле).

3. Понятие и структура правосубъектности

Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность быть участником правоотношений. Правосубъектность представляет собой юридическое состояние, подразумевающее наличие двух элементов – правоспособности и дееспособности.

В теории государства и права выделяют правосубъектность индивидуальных и коллективных субъектов.

Правоспособность индивидуальных субъектов (физических лиц) – это потенциальная возможность лица обладать правами и обязанностями.

Индивидуальная правоспособность характеризуется следующими признаками:

возникает с момента рождения, а в ряде случаев и ранее этого момента (в наследственном праве предусматривается возможность составления завещания, в котором учитываются интересы не родившегося ребенка);

прекращается с момента юридической регистрации факта смерти;

не подлежит ограничению.

Дееспособность индивидуальных субъектов – это фактическая способность физического лица своими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности, а также нести определенную законом ответственность при совершении правонарушений.

В отличие от правоспособности, возникающей у индивида сразу в полном объеме, возникновение дееспособности связывается с рядом предпосылок, важнейшими из которых являются совершеннолетие, вменяемость, законопослушность.

Совершеннолетним, с точки зрения приобретения дееспособности, считается лицо, достигшее 18-летнего возраста. Лицо, не достигшее 18-летия, считается частично-дееспособным. В гражданско-правовой сфере частичная дееспособность складывается из частичной дееспособности малолетних (с 6 до 14 лет) и частичной дееспособности несовершеннолетних (с 14 до 18 лет). При этом по принципу эмансипации несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным, если он с согласия родителей работает по трудовому договору либо занимается частнопредпринимательской деятельностью. Кроме того, полностью дееспособным считается лицо, вступившее в юридически оформленный брак. В уголовно-правовой сфере ответственность за большинство преступлений несут лица, достигшие 16-летнего возраста, вместе с тем за совершение особо тяжких преступлений предусматривается уголовная ответственность с 14-летнего возраста.

Вменяемым считается лицо, которое по своимпсихическим качествам способно осознавать и контролировать свое поведение. Лицо, признанное судом не вменяемым, не может самостоятельно реализовать свои субъективные права и не подлежит ответственности за вредоносные деяния.

Законопослушным считается человек, не нарушающий требований законности. В противном случае, к человеку могут быть применены негативные меры ответственности, ограничивающие его дееспособность (лишение свободы, лишение либо ограничение субъективного права и т.д.).

По объему прав и обязанностей, которые могут быть реализованы субъектом в рамках правоотношения, различают полную и неполную дееспособность. В свою очередь неполная дееспособность может быть частичной либо ограниченной.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 2982 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *