Что включает в себя санпросвет работа
Основные принципы санитарно-просветительской работы
Понятие о санитарно-просветительской работе
Санитарное просвещение — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе — опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.
Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.
«Будущее принадлежит медицине предупредительной», — писал великий русский хирург Н.И. Пирогов.
В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.
В задачи санитарного просвещения входит:
— распространение медицинских и гигиенических знаний;
— воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;
— повышение санитарно-гигиенической культуры.
Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.
Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветитель-ской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.
Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.
Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительской работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организует чтение лекций и бесед, издает санитарно-просветительную литературу.
В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «энциклопедия», серии «Медицина для всех»); а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, спичечных коробках, закладках для книг).
Методы и средства санитарно-просветительской работы
В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:
— вечера вопросов и ответов;
— беседы за круглым столом;
— публикации в прессе;
— конференции, широко использует и методы наглядной агитации:
— выставки и уголки здоровья;
Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.
Санитарный бюллетень
Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.
Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».
Санбюллетень состоит из 2-х частей — текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13-15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.
Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.
Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.
Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.
Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.
В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1-2 раз в квартал.
Уголок здоровья
Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:
— согласование организации уголка с руководством данного учреждения;
— определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);
— выбор места — достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;
— подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.
Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья — различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.
Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.
Что включает в себя санпросвет работа
Визуальные эффекты более эффективны, чем одни только слова, и они будут гораздо эффективнее, если распространить их на практику (действие).
Китайская пословица гласит об этом:
• Если я слышу, я забываю;
• Если я вижу, я помню;
• Если я делаю, то я понимаю.
Принято считать, что вы запоминаете 20% того, что слышите, 50% того, что вы слышите и видите, и 90% того, что вы слышите, видите и делаете. При повторении запоминается почти 100%.
2.1. Непроекционные материалы или графика:
2.2. Проекционные материалы — это учебные материалы, которые демонстрируются людям с помощью проектора. Они используются для проведения лекций или семинаров / тренингов. В группе не должно быть больше 30 человек.
Обычно используются слайд-проекторы (цветные изображения на прозрачном объекте), диапроекторы (отображающие написанные или нарисованные материалы на прозрачной пленке) и проекторы Power Point. Очень полезны, чтобы подчеркнуть самые важные моменты выступления или лекции.
3. Средства массовой информации. Это один из способов просвещения по вопросам здравия. Коммуникация, направленная на то, чтобы охватить массы или людей в целом, называется массовой коммуникацией. Обычно используемые средства массовой информации — микрофоны или система громкой связи, радио, телевидение, кино, печатные издания, плакаты, выставки. СМИ — это наилучшие методы быстрого распространения простой информации и фактов среди большого населения при низких затратах. Однако основными проблемами, связанными с этим методом коммуникации, являются доступность и популярность в данном слое населения.
Выбор методов и форм обучения зависит от:
В системе мер санитарного просвещения используют различные методы и средства.
На выбор методов и средств санитарного просвещения влияет тип ситуации, при которой реализуют то или иное санитарно-образовательное мероприятие. Различают следующие признаки ситуаций, имеющих значение при выборе средств санитарного просвещения: экстремальность или не экстремальность события, однородность или неоднородность контингента, осведомленность (готовность, уровень) или неосведомленность слушателей (участников).
Формы санитарно-просветительной работы делятся на активные и пассивные формы санитарного просвещения, которые дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.
Активная форма санитарного просвещения
Пассивная форма санитарного просвещения
Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению для популяризации здорового образа жизни среди населения
Для того чтобы популяризировать здоровый образ жизни среди населения, а также информировать его о своевременных и правильных способах профилактики и борьбы с различными заболеваниями медицинские учреждения должны уделять внимание санитарному образованию. В ее рамках проводят воcпитательные, агитационные, пропагандистские мероприятия.
Мероприятия по санитарному просвещению направлены на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, а не на людей, подверженных риску определенных заболеваний. Должны способствовать достижению общей цели программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Материалы, разрабатываемые для программ санитарного просвещения, должны соответствовать традициям и адаптированы к целевым группам населения, чтобы гарантировать культурную компетентность.
Примеры мероприятий по санитарному просвещению включают:
Типы выбранных мероприятий будут зависеть от того, является ли их цель:
Санитарно-просветительская работа: темы бесед по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни
Все нуждаются в санитарном просвещении от молодых и старых, мужчин и женщин, образованных и неграмотных, поскольку оно способствует повышению осведомленности и повышению уровня интереса и осведомленности среди всех слоев общества. Нет предела темам, которые могут быть затронуты специалистами по просветительству, так же как и любая тема, связанная со здоровьем, при условии, что предмет соответствует индивидуальным потребностям или целевой группе санитарного образования.
В прошлом преобладали медицинские, биологически ориентированные темы для санитарно-просветительской работы с пациентами. Вместе с развитием пропаганды здорового образа жизни они расширились и стали включать психологические, социальные, медсестринские и другие темы, частично в рамках междисциплинарного сотрудничества.
Медицинские работники все больше внимания уделяют пропаганде здорового образа жизни. Состояние организма человека во многом определяется социально-экономическими условиями, в которых он живет, тесно связан с влиянием окружающей среды, прежде всего воздуха, воды, солнечной радиации, космического излучения, электромагнитных колебаний и др. Задача медработников — ознакомить людей с тем, как влияют природные факторы на организм человека. Следует подчеркивать, что загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, каждый должен принимать активное участие в благоустройстве и озеленении городов и сел, в борьбе с шумом, загрязнением воздуха, воды, почвы и т.д.
Очень важный фактор здравия человека — правильно организованная работа по регулярными перерывами для отдыха. Освещая в беседе или лекции этот вопрос, медработники должны учитывать профессиональный состав слушателей. Нужно также помогать выпускникам школ правильно, учитывая состояние здоровья, выбрать профессию.
Существенно для хорошего самочувствия человека рациональное питание. Следует предостерегать людей от типичных ошибок в питании — несоблюдение режима, переедание, потребление одинаковых блюд, еды в спешке, злоупотребление жирами и сладостями, острыми приправами, крепкими напитками.
Нельзя упускать из виду личной и общественной гигиены. Следует пропагандировать и основы психогигиены. Ведь доказано, что эмоциональные стрессы — основная причина возникновения гипертонической болезни, инфаркта миокарда, тяжелых поражений нервной системы и др. Итак, во время лекций и бесед необходимо подчеркивать, как важно избегать стрессовых ситуаций в повседневной жизни. Большой вред здоровью наносят курение, злоупотребление алкоголем, самолечение.
Ребенку с детства надо лелеять доброжелательность, жизнерадостность, оптимизм, прививать ему чувство юмора, воспитывать уважение к другим и, наоборот, следует бороться с проявлениями у нее эгоизма, тщеславия, помогать избавиться от дурных черт характера.
Можно предложить следующие темы санитарно-просветительной работы для лекций и бесед о здоровом образе жизни:
Очень большое значение имеет санитарно-гигиеническая работа в школе. Темы занятий одинаковы для школьников любого возраста. Отличаются они только объемом и характером учебного материала.
Тема I «Оздоровительное значение физической культуры и закалки» состоит из 4 разделов:
утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), закаливание, формирование правильной осанки, двигательный режим.
Тема II «Гигиена умственного труда школьников» охватывает режим дня, гигиене занятий в школе, гигиене обучения, рациональный отдых, гигиену сна.
Тема III «Гигиена политехнического обучения» посвящена рациональной организации труда и профилактике производственных травм.
Тема IV «Общественная и личная гигиена. Предотвращения инфекционных заболеваний» для учащихся 1-3-го классов состоит из 4 разделов, для учащихся 4-7-го классов — с 3, для учащихся 8-10-го классов — с V.
Темы санитарного просвещения: «Личная гигиена», «Гигиена окружающей среды», «Инфекционные заболевания» прорабатывают ученики всех возрастов, тему «Природа и здоровье человека» — дети 7-9 и 15-17 лет, а тему «Некоторые вопросы социальной гигиены» — только старшеклассники. На эту тему должны ориентироваться, проводя занятия в школе.
Как уже отмечалось, без помощи санитарного актива медработник не выполнит своих задач. Готовят несколько профилированных групп санитарного актива, которые отвечают за охрану труда, выполнение противоэпидемических мероприятий, уход за больными, борьбу с туберкулезом, охрану здоровья детей, пропаганду здорового образа жизни и др. Их целесообразно создавать на базе производственных ячеек, школ, клубов и библиотек.
С группами санитарного актива нужно систематически и целенаправленно работать. Лучшая форма работы — тематические курсы. Проведение их следует сочетать с другими массовыми мероприятиями, которые проводятся в городе или селе.
Организационно-методическое руководство санитарно-образовательной работой недавно в городах возглавляли дома санитарного просвещения, а в районных центрах — инструкторы по санитарной просвещения при ЦРБ. Теперь дом санитарного просвещения переименован в центр здоровья. В их составе — врачи и средние медицинские работники — методисты санитарно-просветительной работы.
Учреждения санитарного просвещения, где проводится санпросвет работа среди отдельных контингентов
«Первая обязанность медицины — сохранение здоровья, и только второй — лечение болезней»
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональный долг каждого медицинского работника больницы и поликлиники. Если работники здравоохранения и другие работники не практикуют санитарное просвещение в своей повседневной работе, они не выполняют свою работу правильно. При лечении человека медицинский работник должен также информировать пациента о причине заболевания и обучать профилактическим навыкам. Лекарства сами по себе не решат проблемы. Без медицинского образования пациент может снова заболеть той же болезнью. Работники здравоохранения должны также понимать, что их личный пример служит воспитанию других.
С помощью санпросвет работы медицинские работники лечебно-профилактических учреждений могут влиять на:
Таким образом, санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях — один из основных инструментов профилактики, непосредственно влияет на эффективность лечебной и профилактической работы и тем самым — на экономические показатели здравоохранения. Кроме этого, известно: практика, которая сложилась за многие годы, недостаточно учитывает новые задачи, которые стоят перед здравоохранением, современные формы медицинского обслуживания, развитие специализированной медицинской помощи, дальнейшее развитие метода диспансеризации, особенности технического прогресса, средств информации, повышение санитарной и общей культуры населения. Некоторые вопросы гигиенического обучения и воспитания в деятельности лечебно-профилактических учреждений еще не разработаны, другие требуют уточнения и оптимизации.
В санитарно-просветительной работе выделяют три основных звена : санитарное просвещение в поликлиниках, на участке, в стационаре. Проводится эта работа среди отдельных контингентов:
С отдельными контингентами населения санитарно-просветительная работа проводится по определенным методикам. Со здоровыми — целевая информация; с больными дифференциально: при острых заболеваниях — обязательный минимум информации, при хронических заболеваниях (диспансерных) — курс очно-заочного обучения; с больными в стационаре — гигиеническое обучение госпитализированных тому подобное. Поэтому сердцевиной содержания санитарно-просветительной работы медицинского персонала среди населения должна быть пропаганда здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни включает широкий круг гигиенических вопросов:
Пропаганду здорового образа жизни следует рассматривать как базис многоплановой и эффективной профилактики широкого круга заболеваний, в том числе, борьба с которыми наиболее актуальна: сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования онклпатологии, туберкулез, гонорея и др.
Важное и самостоятельное значение имеет санитарно-просветительская работа с пациентами по первичной профилактике отдельных заболеваний. Нужно, чтобы эта работа проводилась методически правильно, особенно в плане целевой информации, что обеспечит раннее выявление заболеваний. Таким образом, гигиеническое воспитание и санитарно-просветительная работа медицинского персонала может обеспечить необходимый объем и высокое качество гигиенического воспитания населения — важного элемента лечебно-профилактической деятельности каждого медицинского работника.
Кто осуществляет санитарное просвещение работающих, учащихся, родителей?
В настоящее время организационно-методическую, координационную и оперативную работу по гигиеническому обучению и воспитанию населения в России проводят областные, городские и районные Центры здоровья, Центры медицинской профилактики, отделения и кабинеты медицинской профилактики в лечебно-профилактических учреждениях, территориальные медицинские объединения, отдельные лечебно-профилактические учреждения. В системе органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека создан ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора.
Базовая структура Центра здоровья предполагает наличие таких взаимосвязанных подразделений: организационного отдела, методического отдела (кабинета), лекционного бюро, библиотеки-читальни, фонда наглядных пособий, издательской группы, кинолектория, состав научно-популярной литературы, учебных аудиторий и тому подобное. Центр здоровья осуществляет планирование, организационно-методическое и консультативное руководство деятельностью по гигиеническому обучению и воспитанию населения на территории обслуживания, подготовку и издание (содействие изданию) научно-популярной литературы, организацию радио- и телепередач, выставок, лекций, курсовых и других мероприятий санитарного просвещения населения, координацию и обмен опытом работы лечебно-профилактических учреждений по этим вопросам.
Важная роль в проведении санитарно-просветительной работы предстоит Обществу Красного Креста — добровольной общественной организации, которая проводит большую работу в сфере оказания помощи пострадавшим от стихийного бедствия, в обучении населения навыков по оказанию первой медицинской помощи при травм, отравлений, острых состояний, организации донорства, проведения массовых санитарно-оздоровительных мероприятий, а также патронажа отдельных больных. Общество Красного Креста России входит в Международную организацию Красного Креста и Красного Полумесяца. Эта организация создана Женевской Конвенции, принятой 1864 на многих предприятиях и учреждениях функционируют первичные организации Общества Красного Креста, которые создают разветвленную сеть санитарных постов, санитарных уполномоченных, патронажных медицинских сестер, школ и руководят их деятельностью.
К санитарно-просветительной работе привлекают также всех работников аптечных учреждений. В каждом учреждении должен быть составлен план этой работы, перечень лекторов и ответственных лиц, тем лекций, бесед, график их проведения и т.д. (по нормативам на каждого медицинского работника приходится для этой работы 4 ч в месяц).
Санитарно-просветительная работа медицинской сестры в лечебно-профилактических учреждениях
Большая роль в проведении проведении санитарно-просветительской работы принадлежит средним медицинским работникам. Рекомендуемые формы санитарно-гигиенического просвещения населения: беседы с больными, выпуск санитарных бюллетеней, составление информационных листков, оформление тематических папок, оказание помощи врачу в проведении лекций, демонстрация слайдов на медицинскую тему. Так, медицинские сестры ежедневно проводят индивидуальные беседы с выздоравливающими больными и членами их семей в случае патронажа на дому, в поликлиниках, больницах. Санитарно-гигиеническое просвещение населения является обязательным разделом работы палатной медицинской сестры. Эту работу они осуществляют под руководством врачей. Врач помогает подготовить беседу: рекомендует литературу, наглядные средства, иллюстрации, проглядывает конспект. Лекция предполагает активное участие слушателей. Задача медицинского работника, проводящего беседу, состоит в том, чтобы сделать ее интересной путем вовлечения слушателей в общий разговор. В отличие от лекции беседа проводится с ограниченным количеством слушателей. С целью повышения квалификации проводятся специальные групповые занятия медицинских сестер на советах медсестер и тому подобное.
Проводить беседы нужно доступным языком, без использования сложной медицинской терминологии, с разнообразными интересными примерами из личного опыта. Цель беседы — помощь больным предотвратить некоторые заболевания, усвоить принципы оказания первой медицинской помощи при обморожениях, ожогах, отравлениях, травмах, потере сознания, правила и методы проведения искусственного дыхания. Беседы должны быть недолгими, интересными, полезными, на санитарно-просветительную работу медсестре отводится 15-20 минут с отдельными больными или группой больных стационара, состоящих из 3-х людей с одинаковыми заболеваниями или больными отдельных палат.
С выздоравливающими детьми медицинская сестра по санитарному просвещению проводит 10-15 минутные беседы по вопросам соблюдения личной гигиены, закаливание организма. Этот материал целесообразно сопровождать демонстрацией слайдов, видеофильмов и мультфильмов. Материал усваивается лучше, если беседы проводят в учебных комнатах, столовых, холлах. В палатах занятия допускают только с больными, которым рекомендовано строгий постельный режим. Санитарно-просветительная работа медсестры, темы и тексты бесед должны быть заблаговременно составлены и утверждены заведующим отделением.
Наиболее подготовленные медицинские сестры могут проводить (в палатах, красных углах, дома у больных, на участке) гласные чтения и беседы по профилактике инфекционных заболеваний, травм, отравлений, по вопросам гигиены, оказания первой помощи в случае несчастливых случаев и тому подобное. Медсестры по санитарному просвещению может демонстрировать диапозитивы, диафильмы с нужными пояснениями, издавать газеты, журналы, брошюры и листовки; писать заметки в стенгазеты и санитарные бюллетени и помогать оформлять их; участвовать в организации и проведении санитарно-просветительских выставок, занятий с младшим медицинским персоналом, проводить практические занятия с санитарным активом и работать с ним. Организовывать вечера вопросов и ответов. Последнее требует предварительной подготовки и тщательной организации. Населению заранее сообщают о проведении такого вечера, ставят ящик для сбора вопросов. В некоторых случаях такой вечер надо проводить совместно с врачами-специалистами. Что касается стенных газет и санитарных бюллетеней, то они отличаются тем, что санитарные бюллетени более сжаты и освещают какую-то одну тему, актуальную на то время (донорство, профилактика гриппа, уличный травматизм, рахит и др.). Заметки, статьи, фотографии и другие иллюстрации монтируются на большом листе ватмана и вывешиваются на видном месте. Тематика стенных газет определяется профилем учреждения, конечно выпуск посвящается комплексной проблеме научно-популярного плана с использованием текущей информации, заметок читателей, жизненных фактов, изложенных понятно, с аргументированными советами и консультациями.
Очень часто санитарно-просветительная работа медсестры с пациентами проводится во время оздоровительных мероприятий: это разъяснение значения прививок, необходимости своевременной госпитализации больных, опасности контакта детей с больным ребенком, важности дезинфекции. Со всеми группами населения в процессе их диспансеризации надо проводить постоянную агитацию против курения, злоупотребления спиртными напитками, борьбе со стрессовыми ситуациями, адинамией как наиболее явными факторами риска, которые могут привести к возникновению тяжелых хронических заболеваний. Участие медицинской сестры в санитарно-просветительной работе, возможно, во время профилактических осмотров в школах, общежитиях, на предприятиях и др. Так, в работе со школьниками можно использовать их знания по гигиене, природоведению, биологии, анатомии, привлекая к этому делу соответствующих педагогов. Во время работы с детьми можно использовать игры, сказки, яркие картинки для выработки гигиенических навыков. Работа с женским контингентом — беременными, молодыми матерями — направлена на разъяснение гигиены половой жизни, подготовку к материнству, борьбе с абортами.
Санитарно-просветительная работа медсестры с работниками промышленных предприятий направлена на ознакомление с гигиеной труда (борьба с шумом, газами, пылью), личной гигиеной (профилактика кожных заболеваний) и использование общей и индивидуальной защиты.
В сельской местности санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения должно быть направлено, прежде всего, на ознакомление населения с правилами работы с химическими удобрениями и ядохимикатами.
Не менее важно уметь проводить санитарное образование среди больных. В таком случае необходимо учитывать особенности психики больного, его повышенную мнительность и интерес к своему заболеванию. Медицинские работники в таком случае должны использовать санитарное образование как средство психопрофилактики и психотерапии: надо успокоить больного, вселить веру в выздоровление, убедить в необходимости совместными усилиями (больного и медицинского работника) победить болезнь. Медицинские сестры должны участвовать в создании и работе библиотечного отделения. Известно, что для создания бодрого настроения у больных, уверенности в выздоровлении необходима и хорошо подобранная на разные темы медицинская литература. Интерес у больных могут вызвать тематические папки, состоящие из открыток, вырезок из газет, иллюстраций на определенную тему, например, о вреде курения, аборта, предотвращения СПИДа, пользе закаливания организма.
Большое внимание вызывают выставки — совокупность различного рода выставленных для осмотра экспонатов из любой отрасли гигиенических и медицинских знаний с целью их популяризации. Они могут быть стационарными и портативными. Стационарные выставки проходят в домах санитарного образования, медицинских учреждениях. Лучше подбирать материал на одну тему, экспонаты же должны быть разнообразными, конкретными и убедительными. Передвижные выставки можно размещать в вагонах, агитационных автомобилях, а также организовывать в виде небольших выставок.
Средние медицинские работники должны заниматься санитарным образованием 4 ч в неделю, периодически подводить итоги своей работы. Эффективность этой работы можно оценивать по таким критериям, как уровень санитарной культуры, особенно детского населения, гигиенические знания и поведение которого в значительной мере отражают санитарное состояние окружающей среды, образ жизни семьи и тому подобное.