Что включает в себя самосознание каждого человека
Самосознание
Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Содержание
В психологии
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. |
Развитие самосознания
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
На формирование самосознания влияют:
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Функции самосознания
Значение самосознания
В социальных науках
В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.
В философии
В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
Самосознание (представление о себе)
Природа самосознания
Звеном развития сознания считается формирование самосознания. Оно помогает человеку во многом, например:
Главными функциями самосознания считаются:
При отрицательной оценки человек может заняться самосовершенствованием, саморазвитием, включить защитные механизмы, т.е. исключить травмирующую информацию, которая развивает внутренний конфликт. Когда субъект воспринимает себя как индивидуальность, он приобретает особую защитную функцию – стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее исчезновения.
Самосознание в психологии можно назвать по-разному, например, образ «Я», представление о себе. Оно считается не врожденным признаком, а приобретенным. В течение всей жизни человек под воздействием большого количества социальных влияний складывается свой образ «Я». Данное психологическое образование, по В.С. Мерлину, содержит четыре элемента сознания:
Критерии осознанности себя
Здесь можно выделить четыре критерия, которые помогут разобраться в самосознании:
Уровни самосознания
Уровень осознания делиться на четыре этапа:
Краткая характеристика каждого из них:
Ученые доказали: правое полушарие мозга отвечает за самоощущение, а левое полушарие – за рефлексивные механизмы.
Сущность самосознания
В структуре самосознания выделяются:
Вывод
Самосознание включает в себя два базовых элемента:
В процессе анализа динамической структуры сознания применяют два значения:
Самосознание личности — что это, структура, определение
Самосознание личности – это осознание человеком самого себя как отличного от других людей и мира. Это восприятие собственной уникальности и независимости, цельности. Оно включает в себя следующие компоненты: понимание человеком своих потребностей, желаний, мыслей, эмоций и мотивов, а также понимание индивидом специфики его отношений с миром и самим собой. Основой знания о себе является самопознание.
Разберем подробнее, что такое самосознание кратко, понятно и простыми словами. А также определим, как оно связано с развитием личности, и затронем теорию самосознания из философии, определим его структуру, содержание, свойства, уровни и формы.
Что такое самосознание
Что значит самосознание? Дословно это можно перевести как «знание себя» или «знания о себе». Термин пришел из философии. Уже нельзя сказать точно, кто ввел это понятие, но в психологии его связывают с именем Л.С. Выготского. Вот что автор называет знанием о себе: «осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение».
Объясним простыми словами понятие самосознания, дадим определение из психологии, обозначим основные характеристики. В психологии знание личности о себе – это осознание субъектом себя как отдельной единицы, личности, участника общества и понимание своего места в мире.
Из каких частей состоит знание человека о себе? Из осознания и оценки человеком своих мыслей, поведения, желаний. Оно связано со многими другими «само»:
Знание о себе основано на принятии человеком себя и осознании своей уникальности. От этого, в свою очередь, зависит поиск предназначения и самоопределение в жизни, убеждения и ценности личности, мировоззрение. Знание о себе помогает человеку оценить перспективы дальнейшего развития в жизни.
Определения самосознания из других наук практически не отличаются:
Разберем особенности знания о себе. Восприятие человеком самого себя влияет на то, как складываются отношения субъекта с обществом. Но в то же время общество влияет на формирование самосознания личности.
Итак, в чем же проявляется социальная обусловленность самосознания? Разберем на примере. До 6-7 лет у ребенка еще не развито критическое мышление, поэтому вместо самооценки он ориентируется на оценку взрослых. С их слов ребенок определяет, какой он. Если родители убеждают его в том, что он плохой и недостойный, то ребенок вырастает с такой установкой. В будущем, выстраивая отношения с социумом, он придерживается именно этого убеждения, а потому ему попадаются плохие люди, манипуляторы, тираны.
Пример проявления самосознания из жизни: человек понимает, что для продвижения по карьерной лестнице ему не хватает усидчивости и мотивации. Он начинает анализировать, почему не хватает мотивации, сравнивает свои действия с моделями поведения успешных людей. В итоге он составляет план по развитию в себе нужных качеств и в скором времени добивается успеха.
Интересно! Иногда знание о себе называют способностью человека отделять и выделять себя из всего, что его окружает.
Уровни
Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:
Эти элементы можно считать структурой самосознания. Однако в психологии в качестве структуры принято рассматривать другую систему.
Структура самосознания
Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:
Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:
Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:
Функции самосознания
Какие функции и роли выполняет знание человека о себе? В психологии принято выделять следующие функции самосознания:
Функции самосознания проявляются как по отдельности, так и вместе.
Какую роль играет система знаний о самом себе в жизни человека, становлении его личности? Главную. Чем лучше человек понимает и знает себя, тем эффективнее он выстраивает свою жизнь. Знание о себе дает возможность работать над собой, развиваться, самосовершенствоваться.
Формы
Знание личности о себе – это система представлений человека о самом себе, своих психических и физических состояниях. Существует несколько форм самосознания.
По типологии В.В. Миронова формами самосознания являются:
Иногда эти формы называют уровнями самосознания человека. Первая форма – низший уровень, третья – высший.
Кроме форм в психологии принято выделять виды или типы самосознания:
Все типы тесно связаны между собой.
Как формируется самосознание
Проблема самосознания сложная. В психологии ее рассматривают с разных сторон. Например, изучают становление знания о себе соответственно возрастным изменениям человека.
Как формируется самосознание по мере взросления человека (этапы развития знания о себе):
В дальнейшем знание о себе не формируется, а видоизменяется. Таким образом, самосознание личности в основном складывается к 17 годам.
Что влияет на формирование самосознания? На формирование знания о себе влияет значимое окружение, общество в целом, оценка субъекта другими людьми, статус в группе сверстников, оценка человеком самого себя, соотношение образов Я-реального и Я-идеального.
А вот, в чем состоят предпосылки формирования самосознания:
Л.С. Выготский полагал, что развитие структуры самосознания происходит по схеме, близкой к развитию высших психических функций.
Развитие самосознания
Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:
В классификации отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна выделены такие этапы развития самосознания человека:
Знание о себе формируется через самопознание и самоанализ. А также люди познают себя через общение с другими людьми. Причем это первый фактор, влияющий на становление самосознания. До трех лет дети не распознают себя как отдельного уникального человека. И только с трех лет человек начинает отстаивать свою уникальность, искать баланс между ней и схожестью с другими людьми. Пик поисков приходится на подростковый возраст.
Признаки развитого самосознания:
Эти же критерии помогают оценить развитость знания человека о самом себе.
Ошибки в развитии самосознания
Процесс формирования самосознания можно определить как кризис идентичности – поиск человеком своего предназначения, места и роли в обществе. Если кризис разрешается неблагополучно, то есть, у человека не формируется здоровая Я-концепция, самооценка и другие элементы самосознания, то возникают следующие отклонения:
Кроме этого, ошибки в процессе формирования знания о себе приводят к зависимости от чужого мнения, искаженному восприятию человеком своей внешности или внутреннего мира. В особо запущенных случаях развиваются психические расстройства.
Заключение
Таким образом, под самосознанием понимают определение человеком самого себя как активной и отдельной единицы. В психологии знание о себе рассматривают и как процесс, и как результат. Если говорить о нем как о результате, то это понимание человеком своей уникальности, создание образа Я. Если рассматривать феномен как процесс, то речь идет об осознании человеком себя как активного участника социума, независимой и уникальной личности, но в то же время это осознание человеком своей идентичности с другими людьми, миром.
Знание о себе – это динамичная система. Каждый день в ней происходят изменения. И это продолжается всю жизнь. С каждым годом структура самосознания все больше усложняется. И в итоге у человека формируется все более глубокий, осознанный, собирательный образ Я. Для чего человеку необходимо знание о себе? Чтобы быть здоровым и успешным, гармонично выстраивать отношения с окружающими.
Что такое самосознание: понятие, структура, функции
Приветствую Вас, друзья!
Далеко не все люди правильно понимают, что такое самосознание, несмотря на то, что это слово знакомо каждому человеку, и многие используют его в самых разных смыслах. В психологии данным термином описывают совокупность представлений человека о себе, своем физическом теле, своей психике, своём текущем состоянии и о том, как он выглядит со стороны. Самосознание формируется в детстве, когда ребёнок начинает задумываться о том, как окружающие воспринимают его и совершаемые им поступки. Сегодня мы подробно разберём, что такое самосознание, как оно формируется и как устроено.
Что такое самосознание?
В психологии термином «самосознание» называют восприятие человеком собственной личности – то, как он видит своё место в обществе и мире, то, как оценивает собственные поступки, а также то, как в его понимании его поступки воспринимаются окружающими. Также в это понятие входит восприятие собственных эмоций, потребностей, целей, мотивов и собственной роли в обществе.
При этом сознание является одновременно и объектом для познания, и познающим субъектом. Человек наблюдает за собой, оценивает нравственность собственных поступков и корректирует собственные представления о нравственности и морали. Под влиянием самосознания он осознаёт себя как личность – самостоятельную, но в то же время неотделимую единицу социума.
Самосознание личности в психологии
В психологии не выработано единой концепции понимания самосознания, поскольку оно является сложным и многогранным. В качестве синонимов могут использоваться такие термины как «самоидентичность», «я-концепция» (one’s self-concept), «самость».
Понятие самосознания ввёл в психологию советский психолог и философ Сергей Рубинштейн, описав его как возможность понимать себя и окружающих, воспринимать структуру взаимоотношений между людьми.
Исследования в данной сфере проводил также Лев Выготский, который выяснил, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве и окончательно оформляется у подростков в процессе взросления. Он указал на то, что для формирования самосознания необходима способность размышлять, которая у ребёнка формируется примерно к 7 годам. Поэтому дошкольникам очень сложно оценивать любые ситуации с какой-либо другой точки зрения, кроме собственной.
Советский психолог Вольф Мерлин выделяет следующие элементы, определяющие самосознание личности:
В современной психологии выделяют такие критерии самосознания:
В качестве одного из ключевых пластов самосознания психология рассматривает отношение человека к окружающим. Всего выделяют четыре уровня такого отношения:
Структура самосознания
Самосознание состоит из таких элементов как:
Можно условно разделить самосознание на две составляющих: познание себя и отношение к себе. Когда человек мысленно высказывает мнение о себе, своих способностях, нравственных качествах или текущем состоянии, он предстаёт одновременно в виде субъекта и в виде объекта. Для обозначения этих сторон используются термины «Я» (или «Я-субъект») и самость (или «Я-объект»).
«Я» обладает способностью наблюдать за самостью, давая оценку чувствам, мыслям, мотивам и поступкам. Помимо прочего, «Я» наблюдает и за собственной склонностью наблюдать. Самость же рассматривается многими исследователями как механизм, заставляющий личность стремиться к достижению максимума своих возможностей.
Самосознание – это достаточно сложная система, которую для лучшего понимания можно условно разделить на 4 уровня:
Также в структуре самосознания можно выделить 3 пласта, связанных с тем, как человек воспринимает себя со стороны и как видит собственную роль в обществе:
Функции самосознания
С точки зрения современной психологии, самосознание – это важный психологический механизм, выполняющий целый ряд необходимых человеку функций:
Формы самосознания
Стараясь лучше понять, что такое самосознание, исследователи обнаружили, что у него существует четыре разных формы проявления. Рассмотрим каждую из них подробнее.
1. Самопознание
Данное понятие включает познание своих личных качеств, а также физических возможностей. Оно обеспечивает нам самоидентификацию среди других людей. Самопознание включает такие процессы как:
Основная цель процесса самопознания – формирование у человека достаточно полного представления о себе, понимание того, что он собой представляет и какими возможностями обладает.
2. Самоконтроль
Получая информацию о своей сущности, своих желаниях и потребностях, человек может корректировать своё поведения, выбирая более правильные, нравственные или рациональные действия. Нам под силу поменять практически всю нашу действительность, полностью отказавшись от нежелательных мыслей, высказываний или действий, противоречащих нашим актуальным установкам.
3. Самооценка
Самооценка служит показателем того, как человек воспринимает собственные качества и возможности, насколько любит и уважает себя. Достаточно самоуверенный человек, способный принимать решения и действовать целенаправленно обладает адекватной самооценкой. Если самооценка занижена, то человеку приходится постоянно зависеть от чужого мнения, жить с массой комплексов и чувством вины. Завышенная же самооценка делает его надменным, заставляя его игнорировать чужое мнение и ухудшая взаимодействие с окружающими.
4. Самопринятие
Данная форма самосознания включает два аспекта:
Это подразумевает, что человек, независимо от собственных качеств, возможностей, способностей, наличия талантов и знаний, принимает себя как полноценную личность. Он не критикует себя, не корит за недостатки и ошибки. Он уверен, что заслуживает всего, чего желает. Для этого он работает над собой, развивается, совершенствуется, повышает уровень своего образования, стремится овладеть новыми навыками.
Как формируется самосознание
Советский и российский психолог Валерия Мухина подробно описала процесс формирования самосознания у ребёнка. Рассмотрим основные аспекты, показанные в её работах.
1. Осознание своего имени
Имя – важная составляющая самосознания. И для ребёнка именно представление о собственном имени становится одним из первых элементов самосознания. Он постоянно слышит это имя от родителей и постепенно начинает отождествлять себя с ним. Впоследствии оно помогает ему выделять себя, идентифицировать себя как личность. Позже он узнаёт, что у него есть фамилия и отчество, отчего конкретизация усиливается.
Большинство детей учится называться себя «Я» примерно к трём годам. До этого они называют себя по имени – так, как их называют окружающие.
Потом у ребёнка появляются прозвища, он учится примерять на себя роли различных персонажей из детских игр. Постепенно взрослея, он может придумать себе новое имя, которое будет стремиться сделать своим, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность. Для некоторых подростков это настолько важно, что при получении документов они меняют имя по-настоящему.
2. Осознание своего тела
Базовое представление о своём теле и его границах формируется у ребёнка примерно к 1 году. Позже он учится узнавать себя в зеркале, узнаёт, что он растёт и что его тело постоянно меняется. Он познаёт боль от ушибов и прочих физических воздействий, понимает, что своими действиями может причинять боль другим.
3. Потребность в признании
Поскольку детям свойственен эгоцентризм, ребёнок ждёт, что всё внимание всегда будет направлено на него. Постепенно он узнаёт, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими. И каждый раз, совершив хороший поступок, он ждёт признания и одобрения со стороны взрослых. Если взрослые неправильно реагируют на его поведение, у него могут формироваться отрицательные качества – агрессивность, склонность к обману, неуверенность в себе.
4. Половая идентификация
Несмотря на то, что дети уже в раннем возрасте понимают свою принадлежность к определенному полу, а первые симпатии между мальчиками и девочками возникают в начальных классах, настоящая половая идентификация происходит только с наступлением пубертатного периода. У них формируются стереотипы мужского и женского поведения, парни начинают считать себя мужчинами, а девушки – женщинами.
5. Представление о социальном пространстве
В течение процесса взросления у ребёнка формируется и постоянно меняется представление о социальном пространстве. Данное понятие включает условия, в которых живёт ребёнок:
В юношеском возрасте у человека возникает стремление расширить своё социальное пространство, при этом он плохо понимает, что ему нужно, поэтому склонен резко менять приоритеты и принимать импульсивные решения.
Заключение
Самосознание – это необходимый атрибут сформировавшейся личности. Важно учитывать, что самосознание не закодировано в генах, оно не возникает само себе и не формируется без наличия необходимых факторов. Поэтому родители должны ответственно относиться к процессу его формирования у своего ребёнка.
Очень важно демонстрировать ребёнку адекватный уровень внимания и уважения, своевременно указывая ему на ошибки и поощряя правильные поступки. В таком случае у него сформируется правильное самосознание и адекватная самооценка, что позволит ему стать успешным человеком во взрослом возрасте.
Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции
Самосознание – относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом. Но что интересно: построение взаимоотношений зависит от самосознания человека. Как это противоречие объяснить и как развивается самосознание – читайте в статье.
Что такое самосознание
Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.
Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.
Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.
Структура самосознания
Самосознание включает в себя три элемента.
Когнитивный (самопонимание)
Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.
Эмоционально-оценочный (самоотношение)
Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.
Поведенческий, или волевой (саморегуляция)
Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.
Самоактуализация
Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.
Самооценка
Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.
Уровень притязаний
Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.
Структура Я-концепции
Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:
Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.
В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:
В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:
Я-телесное
Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:
Настоящее Я
Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.
Я-динамическое
Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.
Я-фантастичекое
По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.
Я-идеальное
Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.
Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.
Я-возможное (будущее)
Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.
Я-идеализированное
Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.
Я-представляемое
Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.
Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.
Я-фальшивое
Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:
От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.
Развитие самосознания
Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:
Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.
Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:
Самосознание в онтогенезе
В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.
Зачаточное самосознание
Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.
Аллопсихическое самосознание
Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.
Соматопсихическое самосознание
Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.
Аутопсихическое самосознание
Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.
Ошибки в развитии самосознания
Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:
Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:
К другим нарушениям в развитии самосознания относится:
Функции самосознания
Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.
Среди других функций можно выделить:
Разобравшись в сути и структуре самосознания, а также его функциях, можно с легкостью понять и заметить, насколько разным и уникальным является каждый человек. «Ждал одно, а получил другое», «Хотел как лучше, а получилось как всегда», «Я не это имел в виду», «Я знаю, что опять буду выглядеть дураком», «Брось, он не флиртовал. Я уверена, что никому не могу понравиться» – все это игры самосознания и его 3 главных функций.