Что включает в себя рыночный механизм и каковы основные субъекты рыночных отношений
Рынок, его виды и их назначение
Распространённые понятия рынка
Понятие рынка возникло достаточно давно и со временем успело получить множество разновидностей.
В первую очередь под рынком подразумевают развитие народнохозяйственных отношений в отрасли производства и распределения ресурсов, которые поступают в пользование. В итоге этих взаимоотношений формируется спрос, предложение, а также производное от них — цена.
Рынок — это институт, обеспечивающий связь имеющихся и потенциальных изготовителей и потребителей, с последующим заключением торгового соглашения.
В более широком смысле рынок представляет собой систему экономических отношений, основывающуюся на постоянных обменных действиях между изготовителями товаров (услуг) и потребителями.
Рынок является не только местом, но и определенными отношениями между людьми.
ВНИМАНИЕ! В результате рынок — это и место, и взаимоотношения людей, и сами люди.
Причины появления
Оснований для возникновения рынка несколько. Рассмотрим главные из них:
Субъекты и объекты
Ключевыми участниками рыночных отношений являются:
Свойства свободного рынка
Свободный рынок представляет собой систему экономических отношений между его участниками, характеризующуюся добровольным обменом товарами, услугами и денежными средствами.
Основными чертами такого рынка служат:
ВНИМАНИЕ! На свободном рынке отсутствует воздействие на него государственных органов. Государство лишь устанавливает юридические правила осуществления рыночной деятельности.
Государственное регулирование
Государственное вмешательство в рыночные отношения применяется для контролирования экономических процессов и их приспособления к рыночной среде.
В современном мире имеется два способа государственного регулирования рынка:
Функции
Назначение рынка определяется целями, которые он решает.
Выделяют следующие функции рынка:
Формы организации
Рыночная система должна иметь определённую форму, обеспечивающую нормальное протекание процесса торговли.
Главные формы существования рынка:
Экономические законы рынка
Рыночные отношения подвергаются воздействию ряда экономических законов:
ВНИМАНИЕ! Ценовая конкуренция проходит в открытой и закрытой форме, в виде скидок и акционных предложений.
Закон стоимости
В соответствии с ним изготовление и обмен продуктов происходит на основании стоимости, то есть определяется общественно необходимыми трудовыми издержками.
Закон спроса и предложения
Суть этого закона заключается в том, что оптимальный уровень цены определяется влиянием спроса и предложения. При такой сбалансированной цене стремление и готовность потребителей купить продукт, а продавца его реализовать схожи.
Дополнительно различают отдельные законы:
Закон конкуренции
Данный закон предполагает, что в рыночной системе имеется внешняя сила, принуждающая изготовителей сокращать расходы, повышать производительность труда, развивать производственные мощности, а также проводить организационные экономические изменения.
Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка представляет собой систему учреждений, государственных и частных компаний, поддерживающих эффективную деятельность рыночных отношений.
Различают инфраструктуру трех рынков:
ВНИМАНИЕ! Эффективное функционирование рынка должно быть обеспечено рекламой, консультативными службами, а также учреждениями контроля и проверки.
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция подразумевает рыночное состояние, при котором большое количество продавцов предлагает идентичный продукт или услуги.
На таком рынке отдельный продавец либо потребитель не в силах воздействовать на уровень цены, поскольку он формируется при помощи равновесия спроса и предложения.
Характерные черты чистой конкуренции:
ВНИМАНИЕ! В случае отсутствия одного из критериев конкуренция считается несовершенной.
Монополия
Монопольный рынок подразумевает наличие единственного поставщика, реализующего определённый товар, а также барьеры для входа на рынок новых производителей.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция — это рыночная форма, при которой несколько поставщиков конкурируют между собой за объём реализации, продавая близкую по назначению продукцию.
Рынку с монополистической конкуренцией свойственны следующие черты:
Олигополия
Олигополия — форма рынка, в условиях которой несколько крупных организаций имеют власть над производством продукции.
Главные признаки олигополии:
ВНИМАНИЕ! Компании на таком рынке могут придерживаться двух стратегий: проводить ценовую борьбу, пытаясь устранить конкурентов, или поддерживать сотрудничество, договариваясь об уровне цен.
Разновидности рынков
В современном мире рынки подразделяются на несколько сегментов согласно их признакам.
По видам объектов купли-продажи
В этом сегменте выделяют:
По географическому признаку
В соответствии с расположением бывают:
По механизму взаимодействия поставщиков и потребителей
Эта ниша собрала в себе следующие виды рынков:
По объему сделок купли-продажи
В зависимости от объёмов покупок и продаж различают:
По видам конкуренции
По уровню независимости поставщиков и потребителей бывают следующие варианты рынков:
По уровню законности
В соответствии с этим признаком бывают:
Примеры рынков
Имеется множество типов рынков, однако характерные особенности дают возможность собрать их в отдельные группировки на основании экономического назначения и пространственного признака.
Валютный
Валютный рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений банков, а также банков и их клиентов касательно приобретения и реализации иностранной валюты.
Основными обязанностями валютного рынка являются:
ВНИМАНИЕ! Валютный рынок существует на валютной бирже, а также в межбанковской валютной системе, при которой банковские учреждения взаимодействуют без участия биржи.
Финансовый
Финансовый рынок — это комплекс экономических взаимоотношений участников соглашений касательно покупки и реализации финансовых инструментов и услуг.
Товарный
Товарным рынком является область, в которой формируются связи касательно покупки и продажи товаров, а также существует определённая хозяйственная деятельность, связанная с продажей продукции.
Основными функциями рынка являются:
Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг включает экономические взаимоотношения участников рынка касательно производства и оборота ценных бумаг.
Основные функции рынка:
Специфическими функциями рынка ценных бумаг являются:
Функцию перераспределения можно разбить на три подфункции:
Рынок труда
Рынок труда подразумевает комплекс общественных отношений, связанных с трудоустройством и предложением рабочих сил или их куплей-продажей.
Существует две основные обязанности рынка труда:
Несовершенства
Результаты продолжительного прогресса экономической деятельности в части проведения исследований плюсов и минусов рыночной системы можно свести к двум выводам:
Понимание этого потребовало много труда и далось вовсе не легко. Но результаты научных исследований доказали:
По-другому, рынок абсолютно не стоит снимать со счетов и отправлять в архив. Его можно и в дальнейшем эффективно использовать на пользу обществу — необходимо только научиться возмещать его несовершенства и минимизировать порождаемые такими ошибками последствия.
ВНИМАНИЕ! Слабости рынка — неумение рыночного механизма решать ряд экономических задач.
Причинами рыночных несовершенств в реальной жизни являются условия, которые порой невозможно соблюсти.
Самые распространённые среди них:
Если соблюдение этих идеальных рыночных условий нарушается, то и рыночные механизмы начинают функционировать с ошибками. Это приводит государство к экономическим трудностям и порождает необходимость правительственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Таким образом формируется смешанная экономическая система.
При смешанной экономической системе государственные власти берут на себя решения определённых задач:
Несовершенства рыночной системы отражаются в следующем:
ВНИМАНИЕ! Несовершенство рынка заключается в том, что в реальности не всегда возможно придерживаться всех прописанных в теории условий, позволяющих механизмам рынка эффективно устранять основные экономические проблемы населения.
Позитивные и негативные черты
В рыночной системе можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные стороны.
ВНИМАНИЕ! Принцип личной выгоды не мотивирует изготовителей выпускать или оплачивать общественные потребности и социальную область. Отдельные производства способны нанести вред внешней среде путём применения очистных сооружений и природоохранных мероприятий.
Рынок
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
Законы рынка
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Раздел 1. Общие основы экономического развития
Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Оглавление
1.6.1. Экономические законы рыночной экономики
Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.
Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.
Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.
Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:
где: М – количество необходимых для обращения денег;
PQ – сумма цен проданных товаров;
v – скорость оборота денежной единицы.
И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.
Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики
Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).
Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.
Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.
Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).
Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка
Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.
1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы
Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).
В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).
Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).
Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).
Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.
Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:
Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).
Рынок товаров и услуг
Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.
Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.
Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.
Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.
Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.
3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.
Общая характеристика рыночного механизма
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования.
Для приведения в действие рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее действует механизм саморегулянта рыночной экономики. Например, неудовлетворенный спрос на модный товар повышает цену спроса, но не удовлетворяет полностью потребность. У товаропроизводителей есть альтернатива: либо расширять производство и снижать цену и таким образом удовлетворить потребность большего числа покупателей, либо держать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не заполнят эту нишу на рынке и отнимут клиентуру, а с ней не только сверхприбыль (от высоких цен), но и прибыль. Эта опасность побуждает производителя своевременно расширять производство, снижать цену своего товара до полного насыщения рынка. Такой механизм действует при условии наличия конкурентов.
На рынке стихийно возникают различного рода конфликты (вложение денег в производство неперспективных товаров, производство большего количества товаров, чем требует рынок и пр.), которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д. При этом соотношение спроса и предложения играет исключительно важную роль, ибо именно оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.
Конъюнктуру рынка следует отличать от народнохозяйственной конъюнктуры, представляющей собой совокупность экономических условий и признаков, определяющих процесс общественного воспроизводства в целом и характеризующих общее состояние экономики (а не только рынка) на данный момент.
Колебания прибыли — барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель в своей хозяйственной деятельности неизбежно руководствуется интересами прибыли. Прибыль зависит от цен, роста объема производства и скорости оборота капиталов. Характер нацеленности предприятия на прибыль меняется в условиях сбалансированного рынка и дефицитной экономики, когда возникает коллективный эгоизм и роль прибыли в деятельности предприятия гипертрофируется.
Рыночный механизм содержит элементы саморазвития и государственного регулирования путем воздействия государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию.
Особенность рыночного механизмасостоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.
Можно выделить такие виды цен, как оптовые, розничные, сметные, договорные, свободные, мировые и пр.
Значение рыночной цены определяется её основными функциями: информационной и регулирующей, стимулирующей, распределительной, учётной.
Информационная и регулирующая функцииизвещают о предложении товаров со стороны продавца. Через уровень цен выявляется платежеспособный спрос покупателей, насыщенность рынка товарами, недостаток или избыток ресурсов, что определяет поведение субъектов рыночной экономики. Поддерживается равновесие спроса и предложения.
Стимулирующая функциязаключается в том, что более высокие цены побуждают производителей рационально использовать производственные возможности, внедрять достижения научно-технического прогресса с целью получения лучших результатов.
Распределительная функция. Состоит в том, что от сложившейся цены на рынке зависят доходы. Каждый субъект рыночных отношений должен возместитель издержки на производство товаров и получить доход. Цена дифференцирует товаропроизводителей. Выигрывают те, кто вовремя выявил конъюнктуру, имел возможность продать свои товары по более высоким ценам и получить сверхприбыль. Кроме того, данная функция, перераспределяя доходы, позволяет решать обществу социальные задачи.
Учётная функцияотражает в цене общественно необходимые затраты на производство и обращение товаров.
4.3.Спрос и закон падающего спроса
Спросом взападной экономической науке называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса. Так, при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарного обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения спрос выступает уже в денежной форме, т.е. проявляется как платежеспособная потребность. В отличие от последней платежеспособный спрос — это потребность, не только обеспеченная денежным эквивалентом, но и обязательно «вынесенная на рынок». По Кейнсу, это эффективный спрос. Он очень конкретен (в отличие от платежеспособной потребности), так как ориентирован всегда на покупку определенного товара или услуги.
Различают платежеспособный спрос на факторы производства(спрос производства) и на предметы потребления(спрос населения). Последний во многом зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках населения, в сберкассах, различных выплат и наследства, масштабов рынка, цены, полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений.
Различают также действительный(реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный(это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Неудовлетворенный спрос приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Для правильного понимания рыночной ситуации, разработки эффективных мер по ликвидации неудовлетворенного спроса необходимо стремиться к более точной оценке всех форм такого спроса и по объему, и по структуре, и по отдельным товарам, и по регионам, и по социально-экономическим группам населения (семей), различающимся уровнем материальной обеспеченности.
Платежеспособный спрос населения может быть больше или меньше потребления. Если отвлечься от личного имущества, которое в общем фонде потребления превышает 60%, то спрос может быть больше потребления на величину неудовлетворенного спроса. С учетом же накопленного имущества потребление всегда больше спроса.
В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне) осуществляется при следующих важных условиях:
¨ большинство товаров и услуг не бесплатны;
¨ у любого товара есть заменители (субституты);
¨ неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.
Спрос очень подвижен, изменчив, т.к. на его величину и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Например, проведение широкой рекламной акции товара; трансформация моды, вкусов, предпочтений; изменение степени доступности товаров; рост величины доходов населения; изменение степени полезности вещи, цен на взаимозаменяемые товары; демографические сдвиги; изменения в окружающей среде и многие другие. В связи с этим различают экзогенный и эндогенныйспрос.
Экзогенный спрос — спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный, или внутренний, спрос — это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в обществе.
Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь цены и количества покупаемого товара можно отразить графически.
Предположим, что при цене 5 дол. за единицу товара, всеми потребителями будет куплено на рынке 10 единиц товара, при цене 4 дол. за единицу товара — 11 единиц, при цене 3 дол. соответственно 12 единиц, при цене 2 дол. — 15 единиц и при цене 1 дол. за единицу товара будет нужно 20 единиц. Если цены за единицу товара отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос, — по оси абсцисс, то получим следующий график (рис. 3.):
Q
Рис.3. Кривая спроса
Желание покупателя приобрести тот или иной товар зависит не только от того, сколько он может потратить денег, но и от того, в какой степени ему нужен этот товар, т.е. от полезности товара. Поэтому спрос является функцией следующих факторов:
где I — доход; Z — вкусы; W — ожидания; Psub — цена на товары-субституты; Рсот — цена на комплиментарные товары; N — количество покупателей; В — прочие факторы. Отсюда функция спроса — это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменение объема спроса выражается в «движении» по кривой спроса вниз или вверх. Изменение же характера спроса выражается в «движении» кривой спроса, её смещении вправо или влево (рис. 4).
Рис. 4. Кривая изменения спроса
Такая ситуация возможна, например, если доход населения увеличится, тогда каждой цене товара будет соответствовать больший объем спроса, произойдет сдвиг прямой вправо из положения DD в положение D2D2. Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево, в положение D1D1. Из рис.4 видно, что сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене Р.
4. 4. Предложение и закон изменения предложения
Под предложением экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Предложение— это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.
Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.
К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убыли в торговле, расходы на уценку и снижение цен. В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену, при этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).
Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.
Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.
На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влияние и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, налоги, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка и т.д.
Цены ресурсов оказывают непосредственное влияние на издержки производства и через них на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. Например, фермер, который арендует участок земли и сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать — яблоки или пшеницу? Известно, что один гектар земли, отведенный под яблоки, приносит доход в 2 раза больший, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержки включается вся сумма упущенного им дохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, в качестве затрат на ресурс должна включаться и денежная выручка от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса.
Экономист, в отличие от бухгалтера, учитывает не только стоимость ресурсов, оплаченных в явном виде производителем их собственнику, но и стоимость неявно оплаченных ресурсов. Для владельца магазина к таким ресурсам относятся собственный труд и вложенный капитал. Рост процентной ставки или предложение работы по найму с высокой оплатой могут вынудить предпринимателя закрыть дело, хотя никакого изменения в стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет. При анализе цен ресурсов должны учитываться абсолютно все факторы, участвующие в производстве товара, включая географическое положение и даже, в широком смысле, человеческие контакты и многое другое.
Технический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает правила поведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачиваются дотации), государство занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда оно осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена.
На микроуровне говорят об индивидуальном предложении (отдельных производителей на частном, отдельном рынке), на макроуровне — о совокупном предложении — реальном объеме национального производства, который может быть произведен всеми товаропроизводителями при различных уровнях цен.
На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически, при ситуации, когда при цене 5 дол. за единицу товара предложение товара составит 18 единиц, при цене 4 дол. — 16 единиц, при цене 3 дол. — 12 единиц, при цене 2 дол. — семь единиц и при цене 1 дол. — ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения (рис. 5).
Рис.5. Кривая предложения
Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объём предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении. На кривую предложения большое влияние оказывает технический прогресс (снижение издержек).
Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение: S= f (P,Pr,K,T,N,B),
Объём предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Изменение предложения происходит под влиянием изменения других факторов, которые раньше принимались за постоянные.