Что включает в себя религиозная культура 4 класс орксэ
Презентация по ОРКСЭ на тему «КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ» (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
КУЛЬТ от лат. cultus- почитание, поклонение
РЕЛИГИЯ 1.Oт лат. глагола religare,означающего связывать, соединять. 2.Oт лат. глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.
ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ возникли более 20 тысяч лет тому назад
ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ Древний Египет Древняя Индия Древняя Греция Древний Рим
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ индуизм иудаизм
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ Буддизм 376 млн. Христианство 2,1 млрд. Ислам 1,3 млрд
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ РОССИИ ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ БУДДИЗМ ИУДАИЗМ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: Как вы понимаете слово религия? Как связаны религия и культура? Какие религии называют национальными? Какие религии называют мировыми?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-343102
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сценарий урока в 4 классе ОРКСЭ на тему «Культура и религия»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 имени Шевченко
муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Тема: «Культура и религия»
Автор работы: Прокопенко Лариса Анатольевна, учитель ОПК
Слайд 3 Цели урока:
Формирование мотивации к познанию нового предмета;
Формирование собственного и общепризнанного взгляда на понятия: «культура», «религия»;
Расширить кругозор о разнообразии русской православной культуры;
Установить связь между православием и русской культурой;
Формирование уважительного отношения к историческим памятникам православной культуры.
Развитие коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Развитие речи, логического и ассоциативного мышления;
Развитие смыслового чтения;
Осуществление самоконтроля и самооценки.
Определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;
Знакомство с историческими памятниками православной культуры: живописью, музыкой, литературой, архитектурой.
Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому и памятникам православной культуры;
Дать представление о таких понятиях как «культура» и «религия».
Слайд 4 Виды деятельности:
Беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия:
Культура, религия, православие, церковь, храм, архитектура, библия, живопись.
Оборудование для урока:
Фотографии культурных памятников России.
Учебник А.Кураева «Основы православной культуры»
Карточки со словами: культура, религия, церковь, храм, спасибо.
Аудиозапись С.В. Рахманинов «Всенощное бдение»
— Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
— Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее. Ведь человеческая доброта – самое удивительное явление в мире.
— Спасибо за ваши улыбки. Итак, начнём наш урок.
2. Повторение пройденного материала.
Родина (Отечество, родная страна, место рождения)
Россия (Наша страна, Российская Федерация)
Символы государства (Герб. Флаг. Гимн.)
Духовный мир (Внутренний мир человека, душа)
Культурные традиции (Набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.)
— Все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях. У русского народа, как и у любых других народов, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословления. Землю древние русичи величали «мать – сыра земля», просили у неё помощи и защиты. Был обычай: на чужбину или в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли – защитницы.
— А какие традиции есть в вашей семье? ( Рассказ детей по желанию о традициях своей семьи, которые сближают и роднят старшее и молодое поколение.)
3. Знакомство с новым материалом.
— А сейчас, ребята, приготовьтесь к работе.
— Откройте учебник на странице 6.
— Как называется тема нашего урока? (Культура и религия)
— Слева вы найдёте раздел: вы узнаете. Прочитайте, что мы узнаем сегодня на уроке?
(Один ученик читает вслух)
Как человек создаёт культуру.
О чём говорит религия.
Слайд 7 ( Учитель уточняет) Сегодня мы с вами коснемся двух понятий: «культура» и «религия». А так же постараемся выяснить и усвоить для себя их значение и найдем между ними определенную связь. Постарайтесь сконцентрироваться, сегодня вы узнаете много интересного о том, что уже точно видели, посещая музеи и выставки. А еще вы поймете, как православие повлияло на нашу с вами культуру.
Слайд 8 Работа с учебником в группах. Дети дают ответы на вопросы.
Культура — сложное понятие, которое включает в свой смысл все то, что человек привнес в мир природы. Это весь человеческий опыт, все его знания. Это может быть произведения искусства, или же великое научное открытие, музыка, архитектура. Человек привносит в мир природы что-то новое непосильным трудом. Труд — это основное, что отличает нас от животного. Но главной и общей чертой разных видов культуры является развитие самого человека. Поэтому основное — это причины, благодаря которым человек следовал, создавая что-то новое, поступая определенным образом, которые отличают его от животного.
Почему человек поступает именно так? Как он отличает правду от лжи и добро от зла? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
— Как вы поняли понятие «культура»? ( То, что создал человек своим трудом.)
— Чтобы лучше понять, что помогает человеку отличить добро от зла, давайте обратимся к учебнику. Прочитайте 3 и 4 абзацы.
— Как люди различают добро и зло? (Через культуру опыт человеческих удач и неудач передаётся от одних людей к другим.)
— Приведите примеры из жизни, из своего опыта.
(Дети приводят примеры из жизни. Например. На уроке труда все лепили из пластилина сказочных героев. Вера постаралась и у неё получилась очень хорошая работа. Учительница похвалила девочку и отправила её работу на конкурс. Вера получила диплом победителя. Дети стали брать с неё пример и относиться к своему делу с любовью и терпением.
— Культура издревле создавалась определенными поступками человека, каждый поступок имел отражение на окружающих, поэтому культура это не только наследие какого-то человека или его народа, но и практическое руководство, свод моральных правил, которым стоит придерживаться.
— Что бы произошло, если бы человеку было бы позволено поступать так, как заблагорассудится? К чему бы это привело? (Дети приводят примеры.)
— Культуре человек обучается еще с раннего детства. Он учится, взяв за пример, поступки и мысли своих родителей. Продолжает изучение культуры в школе. Но на этом изучение культуры не прекращается. Общаясь со своими друзьями, участвуя в спорах за правду, любя своих родных, человек укрепляет свою культуру, что впоследствии позволит вывести свою культуру на качественно новый уровень.
Человек не выбирает свою культуру. Но человеку можно ее расширять, примеряя на себя новые и новые человеческие знания.
— Как вы объясните тот факт, что человек не выбирает свою культуру? (Как человек не выбирает свою семью, так и культуру, потому что закладка понятия культуры начинается именно в семье).
— А как человек может «расти» в своей культуре? (обмен информацией с окружающими, получение новых знаний)
— Ребята, как вы думаете, культура разных народов отличается или одинакова? За помощью давайте обратимся к учебнику. Прочитайте последний абзац на странице 6.
Слайд 9 Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.
— А сейчас, прочитайте, как описал русскую культуру арабский путешественник Павел Алеппский. ( Страница 7 первый абзац)
350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты русской культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины. На Пасху все целуются, говоря «Христос Воскресе!» Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами»
— Какие отличительные особенности русской культуры удивили путешественника? (Ответы детей.)
— Из слов арабского путешественника видно, как 350 лет назад русский народ относился к своей религии. В праздничные дни люди наряжались в самые красивые наряды и посещали церковь. Самоотверженно выстаивали многочасовые служения, при этом обращаясь к молитве. На примере этого высказывания, можно понять, какое место занимает религия в жизни православного.
— Давайте узнаем, как по-разному люди могут объяснять правила, общие для всех. (Страница 7 второй абзац)
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
— А теперь вы спросите, что такое «религия»? Найдите ответ в учебнике. (Страница 7 третий абзац)
Слайд 10 Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Беседа с учащимися
— Мы часто слышим такое выражение «культурный человек»? О ком так говорят?
— Какие черты присущи культурному человеку?
— Какие слова благодарности вы знаете? (Благодарю, спасибо)
— Задумайтесь над значением этих слов.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
— Говорят «спасибо», что же ещё?
— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам
— Что нового вы узнали о слове спасибо?
— Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
— Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»?
— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
— Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (Ходила в храм молиться)
— Зачем люди строили храмы?
Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?
Рассказ учителя «Влияние религии на русскую культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования. Изучение истории религии основано во многом на изучении религиозных памятников и является убедительным примером связи религии и культуры.
История православной культуры сохранила немало письменных религиозных памятников, среди которых Библия, созданная в 1 тысячелетии до нашей эры.
Слайд 11 Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине 11 века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Слайд 12 Монастыри служили основными центрами книгописания в древности. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк. Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов переписчиков книг за работой.
Слайд 13 Многие религиозные памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, иконописцы, композиторы. Тем самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, следовательно, культуры вообще.
Слайд 14 В 16-18 веках были созданы шедевры русского деревянного зодчества, как церкви в Кондопоге, Кижах, Варгузе.
Слайд 15 Памятниками религиозной культуры являются иконы – изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывается священное значение.
Религия оказала огромное влияние на развитие музыки. Религиозные сюжеты послужили основой для создания многих произведений светской музыки (оперной, симфонической).
Слайд 16 В числе церковных песнопений – псалмодия, литургия, всенощная. Монументальными новаторскими произведениями церковной музыки стали «Литургия» и «Всенощная» П.И. Чайковского. Вершина развития церковной музыки конца 19 – начала 20 века «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.
(Прослушивание: С.В. Рахманинов «Всенощное бдение»)
4. Закрепление изученного материала
Слайд 18 Игра «Назови одним словом»
Мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)
То, что человек меняет в мире своим трудом. (Культура)
Это слово равносильно молитве «Спаси Бог». (Спасибо)
Дом Господа на человеческой земле. (Церковь, храм)
Слайд 19 Притча «Путь к Богу» от Шалвы Амонашвили – дети инсценируют по ролям.
Два ангела — один молодой, другой постарше — смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.
— Зачем Бог сотворил человека? — спросил молодой ангел у своего наставника.
— Чтобы он мыслил, — ответил наставник.
— Зачем человеку мыслить?
— Чтобы он творил Культуру.
— Она есть Путь к Богу.
— Зачем человеку Путь к Богу?
— Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.
Молодой ангел был любознательный.
— Покажи мне Культуру!
Старший ангел указал ему на один из больших городов Земли.
— Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны. Всё, что в них хранится и происходит, называется Искусством.
— Искусство, — повторил младший ангел, чтоб запомнить.
— Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину. Делает всё это Наука…
— Наука, Искусство… — повторил молодой ангел.
— В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование…
— Образование, Наука, Искусство…
— А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия…
— Религия, Образование, Наука, Искусство… Всё это Культура?
— Да, Культура — она и есть Путь к Богу, — ответил ангел-наставник.
Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.
Но в это время произошло что-то страшное. Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом повисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого Неба. Молодой ангел ужаснулся.
А ангел-наставник заплакал:
— Человек опять сошёл с Пути!
Слайд 20 Беседа по прочитанному
— Какие ещё понятия вы услышали, которые являются частью культуры? (Образование, наука, искусство)
— Что есть «культура» по словам ангела из этой притчи? (Культура – это путь к Богу.)
— Что значит человек «опять сошёл с Пути?» (Войны, конфликты и ссоры не приведут к добру. Нужно жить мирно, дружно и не ссориться.)
— Что нового вы узнали на уроке?
— Как связаны между собой «культура» и «религия»?
— Давайте закончим наш урок с пожелания друг другу Спасибо!
Слайд 22 Источники:
В.А. Кураев «Основы православной культуры», 2012г.
Методические рекомендации. М: Новое время 2017г.
Электронное приложение «Основы православной культуры»
Урок по теме «Культура и религия» по курсу ОРКСЭ(4 класс)
Тема «Культура и религия ».
Задачи урока : воспитание нравственности, толерантности, уважительного отношения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».
Предметный результат: научатся правильно формировать понятие «религия», сформируют представление о мировых и национальных религиях.
Метапредметные результат : научатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, используя известные понятия и изученный материал; смогут сформировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
Личностный результат: сумеют воспитать чувство нравственности, толерантности, через игровые моменты, групповые формы работы развить мыслительную деятельность, умение выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; формировать культуру речи; воспитать уважение к истории и культуре всех народов.
Основные понятия : религия, ритуал, первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии.
Оборудование урока: проектор, презентация, рабочие листы
Сценарий учебного занятия.
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я!
Сели ровно, всё достали,
Вспомним всё, что раньше знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу!
Настраиваются на работу на уроке.
Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?
-Как вы понимаете слово «родина», «малая родина».
Какие культурные традиции вы знаете?
Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о традициях своей семьи, о вечных ценностях : милосердии, чести, нравственности.
Приводят примеры традиционных семейных праздников, среди которых есть и религиозные.
— формирование умения вступать в диалог
— оценивание своей работы и
Просмотр сюжета из мультфильма о религии
Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?
А как вы думаете каковы цели нашего урока?
Обучающиеся отвечают, что речь пойдет о религии.
— постановка учащимися цели
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.
А теперь посмотрите на доску и запишите тему сегодняшнего урока.
Тема: Культура и религия.
Мы говорили на прошлом уроке,что наша страна многонациональная и все, кто проживает на ее территории, бережно хранят традиции всех народов и национальностей. Мы уважительно относимся к каждой традиции.
Перед вами лежат рабочие листы. Возьмите лист №1.Надо написать все слова, которые относятся к слову религия.
Церковь, крест, священник, Рождество, Пасха, икона и др.
Как вы думаете, что такое религия?
Обучающиеся записывают тему в тетрадь.
опираясь на имеющиеся знания;
— выслушивать и принимать чужую позицию.
-классифицировать объекты по определенному признаку
Открытие новых знаний
Включение в систему знаний.
Рассказ учителя: Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Стр.7.
— Как вы поняли, что такое религия?
Сегодня религией называют такое явление в жизнилюдей, которое включает в себя:
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…
– поведение людей в повседневной жизни;
– участие людей в религиозных действиях – ритуалах, обрядах (о них разговор на других уроках).
Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов. В древние времена основной частью обряда было принесение жертв богам. Позднее главным обрядом стала молитва.
Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать курс основы мировых религиозных культур и познакомимся подробно с разными религиями.
Возвращаемся к понятию «религия».
Ребята, давайте обсудим вопрос –почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?
Религии существовали с древности. Верования самых древних людей называют первобытными верованиями. Постепенно, по мере того как развивался мир, возникло много различных религий. Свои религии возникли и в Египте, и в Сирии, и в Греции, и в Риме, и во многих других странах. Такие религии называют древними религиями.
Некоторые религии сохранились и до наших дней. Такие религии стали называть традиционными верованиями.
Со временем появились религии, которые называют мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Приверженцы этих религий живут во всех уголках мира.
Так же в нашей стране есть верующие, которые придерживаются других направлений в христианстве – католичества и протестантизма. У некоторых жителей России сохранились и традиционные верования. Немалое число жителей не исповедуют никакой религии.
Христианство, ислам, иудаизм, буддизм, традиционные верования народов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока – важная часть культуры нашей страны. Ведь значительное число россиян являются верующими людьми, ведут религиозный образ жизни: верят в Бога, выполняют религиозные обряды, как того требует их вера.
Прочитайте текст на стр.8-9. Пометьте себе, какие же религии бывают.
Выпишите в тетради основные понятия.
религия – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.
После выполнения задания несколько человек отвечают на вопрос учителя.