Что включает в себя региональный потребительский рынок
Внимание!
Портал работает в тестовом режиме!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
Клавиатура:
Обновлено секунду назад
Потребительский рынок
Потребительский рынок – совокупность частных лиц и домохозяйств, приобретающих товарную продукцию и услуги для личного некоммерческого использования. Характеризуется высокой конкуренцией, обилием и разнообразием товара, децентрализованной структурой. Состоит из множества субъектов, на экономическое поведение которых влияют социокультурные, личные и психологические факторы.
К сфере потребительского рынка относятся не только торговля и общепит, но и сельскохозяйственные предприятия, пищевая и легкая промышленность, бытовое обслуживание населения.
Современный потребительский рынок
Инфраструктура современного потребительского рынка представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций, входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения. И поэтому, одним из важных аспектов формирования потребительского рынка является развитие инфраструктуры розничной торговли и развитие разнообразных видов и типов предприятий, а также разработка новых методов розничной торговли, что является условием удовлетворения спроса и потребления.
Важно отметить, что товарные рынки являются своего рода индикатором происходящих рыночных преобразований в экономике Российской Федерации.
В современных условиях перехода к рыночной экономике формирование товарного предложения на рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Переходный период характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как в продовольственной, так и непродовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны. Вместе с тем, в последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров российских товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам российские производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения. По моему мнению, это связано с тем, что все большая часть потребителей отдает свое предпочтение покупке отечественных продуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическую безопасность, относительно низкие цены и соответствия цены качеству реализуемых товаров. Поэтому важно отметить, что, с одной стороны, благодаря увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что, в конечном итоге, стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, а также способствует более полному удовлетворению покупательского спроса потребителей.
Особенности потребительского рынка
Потребителями продукции или созданных услуг является или отдельные люди, семьи (таких потребителей нередко называют домашними хозяйствами), или другие организации (промышленные потребители).
Значительная часть предприятий производит продукцию для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, организует свою деятельность с учетом требований соответствующих рынков. Поэтому очень важно знать то, как домашние хозяйства принимают решение о покупке товаров, влияет на эти решения. Потребительский маркетинг, ориентированный на изучение этих вопросов, на максимально полный учет в деятельности компании особенностей поведения этой группы потребителей.
В целом процесс выбора индивидуального потребителя можно разделить на следующие стадии: осознание проблемы (потребности); поиск информации, связанной с возможностями решения проблемы; выявление и оценка имеющихся вариантов решения проблемы; принятие решения о покупке товара; самооценка осуществленной покупки.
путь индивидуального потребителя к приобретению товара начинается с «активации» потребности, с осознания проблемы.
Основные факторы, влияющие на восприятие:
1. Личностные характеристики:
— Возраст;
— Доходы, оценка своих текущих и перспективных экономических возможностей;
— Семейное положение, этап жизненного цикла семьи;
— Особенности характера, самооценки.
Тема 7.3. Потребительский рынок: магазины, рынки, ярмарки и аукционы
Цель и задачи темы
Данная тема продолжает анализ товарного рынка. Её целью является рассмотрение сущности потребительского рынка, методов продажи товаров.
Задачи темы:
Оглавление
Потребительский рынок представляет собой часть товарного рынка, на котором реализуются потребительские товары. Объектом его является огромное множество товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления. В качестве субъектов рынка выступают производители (или их посредники) и домашние хозяйства. Домашние хозяйства имеют целью удовлетворение потребностей. Поэтому путем покупок они приобретают товары в личное (индивидуальное) или коллективное владение. Производители реализуют товары с целью получения максимально возможной прибыли и получения своей ниши на рынке.
Объектом рынка выступают товары, предназначенные для конечного потребления. Их можно разделить на товары длительного использования и быстро расходуемые товары. Для первой группы важной характеристикой являются технические показатели, а также срок службы, количество товара на определенное количество семей, средний срок фактической службы имеющихся товаров (физический износ). Товары быстро расходуемые требуют постоянного обновления, поэтому одной из главных характеристик является уровень (норма) потребления данного товара на одного реального потребителя (так называемый уровень проникновения).
Считается, что производитель и потребитель на рынке ведут себя рационально. Покупатель сравнивает каждый товар с другими по качеству и характеристикам, соответствие полезности и цены и выбирает наиболее ценный. В результате формируется потребительский набор, т.е. количество товаров разного вида, приобретаемый потребителем (домашним хозяйством) обычно. Поскольку полезность падает при росте количества приобретаемых товаров, то количество приобретаемого товара одного вида ограничено. Ограничение потребления связано и с ограничением бюджета потребителя, совокупным доходом домашнего хозяйства. В результате формируется потребительский спрос как функция от множества факторов, основными из которых является цена товара и доход потребителя. Потребитель абсолютно независим от производителя, и последний не может заставить его купить свой товар. Но производитель может так изменить цену товара или методы его реализации, что приобретение его станет желаемым для покупателя.
Сумма спроса всех потребителей на рынке формирует рыночный спрос на данный товар. Если покупателей товара много, то спрос становится массовым и изменение спроса отдельного покупателя не оказывает существенного слияния на рынок. Т.е. на потребительском рынке спрос на отдельные товары устойчив и меняется только под воздействием серьезных причин, таких как, например, инфляция, когда меняется структура потребления. Примером таких товаров являются все предметы первой жизненной необходимости.
С другой стороны, спрос на промышленные потребительские товары отличается высокой степенью нестабильности. Существенными факторами, определяющими спрос на данном рынке, является мода, сезонность, индивидуальные предпочтения потребителей, наличие товаров-заменителей.
Спрос на товары длительного пользования можно разделить на первичные и вторичный. Если первичный спрос – это спрос тех, кто не имел раньше данный товар (например, спрос на первую цифровую видеокамеру), то вторичный состоит из спроса тех потребителей, кто хочет приобрести вторую такую же вещь (например, второй автомобиль в семью), а также тех, кто хочет заменить физически или морально устаревшую продукцию. То есть на спрос на товары длительного потребления существенное влияние оказывает научно-технический прогресс и появление новых технологий, на основе которых создаются товары-заменители.
Поскольку потребительский рынок – это организованная структура, посредством которой спрос на товары и услуги встречается с предложением их со стороны производителей, то следует рассмотреть предложение.
Рынок диктует производителям, что производить, сколько и с какими затратами, чтобы получить достижение цели – максимизацию прибыли.
Чем выше цена товара, тем больше (при прочих равных условиях) будет прибыль. Чем больше доход от производства и реализации данных товаров, тем больше стимулов для расширения производства. В тоже время процесс производства товаров связан с производственным циклом и поэтому производство товаров не может изменяться при любом изменение на рынке (изменении цен). Производитель не успевает закупить новое оборудование, сырье, нанять рабочих, если цена увеличилась и не может остановить процесс производства, если цена упала. Но предприниматели стараются использовать имеющиеся производственные мощности наиболее эффективно, поэтому чем выше цена товара, тем больше будет предложение товара на рынке.
Развитие предприятия всегда предполагает наращивание и техническое совершенствование производственных мощностей, поэтому на потребительском рынке постоянно увеличивается объём предложения, который часто не может поглотить спрос. Вследствие этого в развитых странах часто наблюдается излишек товара. В результате возникают две проблемы: во-первых, проблема продажи, во-вторых, проблема получения максимальной прибыли. В современных условиях предприятия часто жертвуют максимальной прибылью, чтобы закрепиться на рынке или закрепить за собой сегмент покупателей, улучшить свои позиции на рынке, повысить имидж.
Реализацию продукции на потребительском рынке осуществляют множество торговых предприятий – самостоятельных хозяйствующих субъектов с правом юридического лица, созданных для закупок, хранения, реализации товаров и оказания сопутствующих услуг.
Интенсивность и экономические результаты продаж во многом определяются методами или способами реализации продукции.
7.3.2. Основные методы реализации товаров: магазины, ярмарки, аукционы и их особенности
К основным видам продажи потребительских товаров относятся стационарная торговля, посылочная торговля, передвижная торговля, рыночная торговля.
Стационарная торговля осуществляется в постоянном месте – магазине, при посылочной покупатель выбирает товар по каталогу, а продавец (или производитель) высылают его на дом, передвижная торговля основана на том, что продавец ищет покупателя и выезжает к нему домой.
Наиболее распространена торговля через магазин. Она предполагает следующие методы:
Традиционной формой организации магазинов является продажа через прилавок. Эта форма предполагает продажу товаров с обязательным участием продавцов, которые должны представить товар покупателю, уметь его обработать (нарезать, отмерить или взвесить, упаковать, определить стоимость), дать ему характеристику, заинтересовать и подвигнуть покупателя на покупку. При этом продавец должен обладать нужными знаниями, умением, культурой, выдержкой и т.п.
Продажа товаров на основе самообслуживания получила широкое распространение с 50-60 гг. ХХ века. Она предполагает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность его осмотреть и выбрать без участия продавца. Отобранные самостоятельно товары оплачиваются в специальных узлах расчета, где работают кассиры-контролеры. Эта форма удобна для реализации тех товаров, которые могут быть расфасованы, не требуют доработки, могут храниться, имеют удобную упаковку. Самообслуживание позволяет увеличить пропускную способность магазинов, эффективно использовать имеющиеся площади, расширить ассортимент продукции, снизить издержки. К основным недостаткам такой торговли относятся потери, связанные с нарушением упаковки и кражами товаров. Эта форма удобна и покупателям, поскольку сокращается время покупки, покупатель сам выбирает тот товар, который ему нужен или интересен.
Торговля по предварительным заказам может осуществляться по широкому кругу товаров от книг и верхней одежды, до мебели, автомобилей и проч. Заказ может быть сделан в магазине, дома, на работе, при этом необязательно в письменной форме, возможен заказ в устной форме или через Интернет. Заказанные товары могут быть получены в магазине или доставлены на дом, в соответствии с договоренностью. Эта форма позволяет сэкономить время на приобретение товара, а магазинам позволяет сделать точный заказ на продукцию, снизить издержки на хранение и работу продавца, освободить площади под другие товары и т.п.
Большое распространение получила продажа через телевизионный магазин. Она считается одной из наиболее эффективных форм, поэтому некоторые коммерсанты считают, что за ней будущее. Такой магазин не требует ни площадей для хранения и торговых (выставочных) залов, ни работы продавцов с конкретным покупателем. Телемагазин не сравним ни с одной другой формой торговли по охвату потенциальных покупателей. Кроме того, он нагляден, информационен, здесь рождается эффект подражания большинству, Он может работать круглые сутки, по много раз показывая один и тот же ролик. Можно приостановить продажу какого-либо товара, а через какое-то время вернуться к нему снова.
Торговля по почте становится очень популярной с 80-х годов прошлого века. Покупатели делают заказ, получая информацию из каталогов, Интернета, справочников и брошюр, а затем получают по почте выбранные товары.
Одной из самых эффективных форм торговли является ярмарка.
Ярмарка – это форма организации товарного рынка, которая является периодическим мероприятием, проводимым в определенное время в определенном месте. Главные ее цели:
Ярмарки позволяют, в определенной степени, разбить монополизацию рынка, повысить качество продукции, расширить ассортимент, здесь создаются новые взаимосвязи и отношения. Производители, заключая договор, могут формировать программу выпуска и обновления продукции, а покупатели преодолевают региональную привязку к одному поставщику.
Международные ярмарки помогают выявить тенденции на мировом рынке данного товара, определить насколько соответствует продукция мировым стандартам по качеству, ценам, сервису и т.д.
Во время работы ярмарок часто проводятся семинары, учеба, консультации ведущих специалистов в данной сфере, работников министерств и ведомств.
Участие в ярмарке стоит обычно больших денег. Затраты, связанные с ярмаркой, включают:
Значительные затраты на участие в ярмарке делают их мало доступными для средних и мелких участников рынка. Но чем более развит рынок, тем больше стимулов для участия в ярмарках. Поскольку ярмарки проводятся по графику, то производители могут начать готовиться к ним заранее, делая затраты постепенно, а не единовременно.
В последнее время в России стало проводиться множество ярмарок от специализированных (например, ярмарки медицинского или строительного оборудования) до универсальных (например, традиционная ярмарка сельхозтоваров). Более широко участвуют отечественные производители и в торговых ярмарках за рубежом (например, в Лейпцигской, Парижской, Базельской и др.).
Особой формой российской ярмарочной торговли является постоянные ярмарки товаров широкого потребления в одном месте. (на больших площадях). Такая торговля не является ярмарочной в полном смысле этого слова. Она обычно имеет цель быстрой продажи продукции, зачастую, невысокого качества. Осуществляют такую торговлю посредники, не имеющие ни постоянных (договорных) связей с производителями, ни собственных торговых площадей, осуществляющих часто челночную поставку продукции. Такое явление возникло в начале 90-х годов, когда существовал дефицит практически всех товаров на рынке, и надо было удовлетворять спрос на дешевые товары. Нанимая небольшие площади в огромных простаивающих помещениях, предприниматели не несли крупных затрат ни на аренду, ни на обеспечение этих площадей, в любой момент могли свернуть торговлю и перебраться в другое помещение. В последнее время на этих ярмарках стали размещаться местные производители и предприниматели ближайших регионов, продукция которых не знакома покупателям, не отличается оригинальностью или высоким качеством. Реализация через специализированные магазины или аренда помещений в них настолько увеличивает цену продукции, что она становится не конкурентоспособной.
Еще одной формой организации торговли выступают аукционы.
Аукцион – это публичный торг товарами, покупателем которого становится тот, кто предлагает самую высокую цену. Такой способ продажи более всего подходит товарам, чьи характеристики (или свойства) являются настолько исключительными, что порождают высокую конкуренцию среди покупателей за право обладать ими. Это обычно редкие, уникальные, раритетные товары. Аукционный способ реализации позволяет продать их быстро и по самой выгодной для продавца цене.
Особенностями такой торговли является следующее:
Региональный потребительский рынок, его
Роль в удовлетворении запросов потребителей региона
Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно–технического назначения». При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.
Потребительский рынок региона – это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления.
По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельностинаселения потребительский рынокзанимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется нам как динамичная система причинно–следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из–за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.
Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе.
Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.
Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе (рисунок 4):
Рисунок 4– Взаимосвязь фаз регионального потребительского рынка
Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
Наиболее существенное значение для анализа и оценки регионального потребительского рынка имеют:
1. Доходы населения, обусловливающие спрос на товары и услуги, уровень платежеспособности.
2. Динамика производства товаров массового потребления в регионе.
3. Объемы, ассортимент и качество товаров, завозимых из других регионов и из-за рубежа.
4. Характер и качество предоставляемых населению услуг, цены на товары и услуги, их динамика;
5. Методы и системы сбыта товаров, сервисное обслуживание и т.д.
Однако в условиях современной российской экономики, когда происходит беспрецедентный спад производства, а система рынков только складывается, потребительский рынок также только формируется.
Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъективная определенность регионального потребительского рынка.
Пространственно данный рынок определяется территорией, на которойпокупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с тем, что регион –это область (район, часть страны), отличающаяся от других областейсовокупностью естественных или исторически сложившихся экономико–географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность.
Методические подходы авторов к изучению регионального потребительского рынка предполагают исследование его с учетом выявления общего объема спроса населения на отдельные группы и виды товаров и объема их предложений; определения розничного товарооборота, объемов продаж потребительских товаров, а также соотношения на потребительском рынке отечественных и импортных товаров; анализа качества товаров, поступающих на потребительской рынок; составления характеристик торговой розничной сети региона; изучения системы платных услуг и т.д.
Первым этапом исследования регионального потребительского рынкаявляется выявление спроса населения региона на соответствующие товары.
Изучение спроса должно давать информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуру рынка, а также предполагаемые сдвиги в изменении географии производства и потребления товаров и услуг.
Как известно, платежеспособный спрос населения региона характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Следовательно, структура платежеспособного спроса находится в прямой зависимости от источников формирования доходов населения, в частности тех, которые принимают денежную форму (заработная плата, денежные пособия, выплаты, дивиденды и др.).
Продолжающийся и усиливающийся кризис в российской экономике приводит к нестабильности, перепадам в доходах и потреблении, их дифференциации в различных сферах и по различным социальным группам, что снижает стимулы к эффективному труду, нарушает равновесие между спросом и предложением. Чтобы выдержать принцип «рыночным ценам – рыночные доходы», необходимо иметь в виду, что либерализация цен, начавшаяся в России с 1992 г., имеет место при значительном спаде производства товаров массового потребления.
Региональный потребительский рынок – это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители – удовлетворить собственные потребности.
Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.
Региональные регулирующие органы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:
– прямое директивное централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийских монополистов;
– установление федеральными и региональными органами предельных посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;
– снятие любого вида преград для конкретного ценообразования внемонополизированных секторах экономики и т.д.
Субъектами спроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.
Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области быта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности, техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка в целом.
Региональный аграрный рынок
Региональные аграрные рынки – включают рынки производимой в аграрной сфере сельхозпродукции и готового к употреблению продовольствия, атакже рынок земли. Кроме того, в сферу региональных аграрных рынков включаются рынки сельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями и животными, рынки услуг, предоставляемых предприятием АПК и др.
Сельское хозяйство всегда составляло значительную часть российской экономики. До революции это была крупнейшая экспортная отрасль государства: на мировой рынок вывозилось зерно, лен, масло, кожи и др. В дальнейшем экспортный потенциал аграрной экономики был утрачен, но базовыми продуктами питания страну обеспечило все же отечественное сельское хозяйство.
Аграрный рынок выполняет ряд функций, стимулирующих эффективное развитие народного хозяйства в целом и сельского хозяйства в частности:
1. Обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходимом для удовлетворения всех возникающих потребностей.
2. Стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию.
3. Обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства.
4. Обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей.
5. Обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем.
По видам продукции и услуг аграрные рынки, функционирующие в сельском хозяйстве, можно объединить в следующие группы:
1 группа – сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);
2 группа – рынки материально–технических ресурсов для сельского хозяйства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:
– рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;
– рынок материально–производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);
– рынок кормов для животноводства, рынок минеральных удобрений;
3 группа – рынок сельскохозяйственных земель
4 группа – рынки сферы услуг;
Рынок услуг обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимыми для производственного процесса услугами в числе которых можно выделить:
– информационные (включая услуги связи);
– консалтинг (адвокатские услуги); научно–исследовательские (включая элитное семеноводство);
– технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);
– изыскательские и землеустроительные и др.
5 группа – рынки сферы торговли (маркетинговых услуг).
Когда сельскохозяйственные предприятия не в состоянии самостоятельно реализовать продукцию, то они вынуждены использовать услуги специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг:
– услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;
– услуги предприятий оптовой и розничной торговли;
– услуги предприятий общественного питания;
– услуги предприятий переработки.
В условиях рыночных преобразований регионы оказались под основным ударом всех преобразований и региональный аграрный рынок в том числе. За федеральным центром остается выработка единой экономической политики, формирование условий и рычагов экономического регулирования, разработка целевых программ развития продовольственного комплекса. В регионах же происходит реальное развитие аграрной сферы и именно сюда нацелены интересы торговых и посреднических организаций. И предложенная Правительством доктрина по обеспечению продовольственной безопасности страны также может реализоваться только через региональную политику и практику агропромышленного производства, проводимую субъектами РФ. При организация агропромышленного производства необходимо учитывать региональную специфику,резервы развития продовольственного комплекса, что в конечном итоге формирует самостоятельную продовольственную политику субъекта.
Основные положения Доктрины по обеспечению продовольственной безопасности страны: стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной ииной продукцией изводных биоресурсов ипродовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства и наличие необходимых резервов и запасов.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являютсясвоевременное прогнозирование, выявление ипредотвращение внутренних ивнешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов.
Развитие региональных аграрных рынков происходит в условиях неуклонного возрастания роли государственного регулирования сельского хозяйства и агропродовольственного рынка и его основных сегментов, направленной на увеличение государственной поддержки прежде всего сельского хозяйства, создание развитой инфраструктуры и товаропроводящей системы, а также проведение эффективной региональной торгово–сбытовой политики.
Динамика производства продукции сельского хозяйства
в Российской Федерации представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в Российской Федерации
По предварительным данным Росстата, в 2014 г. индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий составил 103,7%, превысив целевой показатель Государственной программы на 1,2 п.п.(таблица 1.3). Индекс производства продукции растениеводства составил 105,0%, что выше целевого показателя на 2,1 п.п. за счет увеличения производства зерна (на 12,8%), картофеля (на 3,0%) и овощей (на 2,4%). Индекс производства продукции животноводствабыл выше планового значения на 0,1 п.п. и уровня 2013 г. на 1,5 п.п.благодаря росту производства свиней (на 4,7%) и птицы (на 6,7%) на убой и молока (на 0,1%). Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), составил 103,3%, что большецелевого показателя на 0,2п.п.
Рост производства сельскохозяйственной продукции в 2014 г. позволил сократить импорт и увеличить экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Кроме увеличения собственного производства, этому во многом способствовало введение Россией эмбарго в отношении США, Европейского Союза, Канады, Австралии и Норвегии и, соответственно, расширение ниши для отечественных товаропроизводителей на внутреннем агропродовольственном рынке, а также существенная девальвация рубля и, как следствие, уменьшение внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.
В результате объем импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составил 39,7 млрд долл. США против 43,2 млрд долл. США в 2013 г., уменьшившись на 8,0%, преимущественно за счет сокращения физических объемов импортных поставок свежего и мороженого мяса (на 21,5%), мяса птицы свежего и мороженого (на 14,1%), рыбы свежей и мороженой (на 16,2%), сыров и творога (на 30,1%). Однако общий объем импорта сократился в большей степени, чем импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Поэтому удельный вес импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в товарной структуре импорта составил 13,9% против 13,7% в 2013 г.
2014 г. стал рекордным по экспорту продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства, объем которого достиг 18,9 млрд долл. США, превысив уровень 2013 г. на 16,5%. Этот рост был обеспечен за счет резкого увеличения экспортных поставок пшеницы (на 60,4%), ячменя (на 72,5%) и масла подсолнечного, сафлорового или хлопкового и их фракций (на 22,5%). В результате доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в товарной структуре экспорта составила 3,8% в 2014 г. При этом 73,2% объема экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства пришлось на страны дальнего зарубежья и 26,8% − на СНГ.
Вопросы для контроля
1. В чем сущность регионального рынка и его основных составляющих?
2. Обозначьте внешнее и внутреннее экономическое пространство субъектов рыночных отношений.
3. Какие факторы характеризуют эффективность функционирования региональных рынков?
4. Каковы закономерности развития региональных рынков?
5. Перечислите виды региональных рынков и их особенности.
6. Кто является субъектами региональных рынков и как они взаимодействуют?
7. В чем особенность регионального потребительского рынка?
8. Какие методы воздействия на потребительский рынок применяют региональные органы власти?
9. Дайте краткую характеристику регионального потребительского рынка.
10. Назовите функции, виды и составляющие регионального аграрного рынка.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА |
Т |
ема7 |
Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 994 ; Мы поможем в написании вашей работы!