Что включает в себя разработка расчетных вагона потоков
Организация вагонопотоков
Вагоны, отправляемые со станций и следующие по определенным направлениям, образуют вагонные потоки. Рациональная организация этих потоков обеспечивает ускорение оборота вагона, сокращение объема маневровой работы и снижение эксплуатационных расходов.
Организация и продвижение груженых и порожних вагонопотоков в пункты назначения подчинены плану формирования поездов, который устанавливает, какие поезда из вагонов какого назначения и в адрес каких станций формирует каждая участковая, сортировочная, грузовая или другая станция. Таким образом, он определяет станции назначения или расформирования поездов, а также характер и объем работы всех станций. При составлении этого плана стремятся включить как можно больше вагонов в маршруты, чтобы поезда следовали на значительные расстояния без переработки (переформирования) на попутных станциях.
При формировании поездов подбирают вагоны, следующие до одной станции назначения или расформирования, благодаря чему ускоряется продвижение груза, улучшается использование подвижного состава, снижаются затраты на перевозки. В этом — суть и значение маршрутизации перевозок.
Маршрутизация может осуществляться на станциях массовой погрузки (отправительская маршрутизация) и технических станциях (сортировочные, участковые), где из прибывших вагонов накапливают составы определенного назначения, проходящие без переработки не менее одной технической станции (техническая маршрутизация).
Отправительские маршруты организуют на одной станции из вагонов, загруженных одним и тем же грузоотправителем и следующих на одну и ту же станцию выгрузки. Если загруженных отправителем вагонов недостаточно для целого состава, то маршруты формируют из вагонов, загруженных на нескольких станциях одного или двух участков либо несколькими отправителями на одной станции. Такие маршруты называются ступенчатыми. Их организуют на основе календарного плана погрузки с таким расчетом, чтобы одновременная погрузка вагонов одинакового назначения на всех станциях данного участка в определенные дни месяца обеспечивала возможность формирования маршрута.
При организации вагонопотоков после выделения отправительских и ступенчатых маршрутов из оставшихся вагонов планируют формирование поездов других категорий. К ним относятся сквозные поезда, проходящие без переработки не менее одной технической (сортировочной или участковой) станции; участковые, следующие без переработки от одной технической станции до другой; сборные, состоящие из вагонов назначением на промежуточные станции прилегающего участка; вывозные, предназначенные для вывоза групп вагонов с узла на ближайшие станции участка; передаточные — для доставки вагонов с одной станции узла на другую.
Отдельно планируют формирование грузовых ускоренных поездов, в которые включают вагоны с живностью, скоропортящимися и другими грузами, требующими быстрой доставки.
При планировании предусматривается составление поездов из порожних вагонов по отдельным родам подвижного состава, например из крытых вагонов, цистерн или платформ. Эти поезда обычно следуют без переработки до станций погрузки. В зависимости от числа групп вагонов разного назначения поезда могут быть одногруппными и групповыми.
В целом план формирования поездов должен обеспечить наименьший общий простой вагонов как при их накоплении, так и при переработке, а также минимальные эксплуатационные расходы.
Для оценки плана формирования поездов рассчитывают его показатели. К основным из них относятся общие затраты труда (в вагоночасах), в том числе на накопление вагонов и их переработку; уровень отправительской и ступенчатой маршрутизации; средняя дальность пробега вагонов без переработки; эксплуатационные расходы, зависящие от плана формирования, и др.
Организация вагонопотоков. лекция. Лекция 2 часа. Студент должен знать
— составлять ступенчатые графики и диаграмму вагонопотоков на основе заданной «косой» таблицы корреспонден ции вагонопотоков;
— рассчитывать затраты вагоно-часов на накопление, эконо мию вагоно-часов от исключения переработки в пути следования.
Цели занятия: образовательная – Введение новых понятий организации вагонопотоков.
Развивающая – Развитие умений обучающихся обобщать и систематизировать новые знания, а также умение составлять ступенчатые графики и диаграммы вагонопотоков.
Воспитательная – Ориентирование студентов на приобретаемую профессию.
Формируемые компетенции: общие – ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-комуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
Профессиональные – ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи по средствам применения нормативно-правовых документов.
1. Понятие о вагонопотоках, формы их представления.
2. Определение мощности струй.
3. Выбор рационального направления следования вагонопотоков.
4. Организация вагонопотоков в специализированные поезда.
Каждая из многочисленных железнодорожных станций может осуществлять погрузку грузов в адрес любой станции, открытой для грузовых операций. Объем такой погрузки может колебаться от одного вагона до целых составов. И если целые составы могут идти до места своего назначения отдельными поездами, то большая масса отправок состоит из вагонов, которые надо объединять в поезда и отправлять их на станции расформирования, откуда они, либо развозятся на ближайшие станции под выгрузку, либо включаются в другие поезда и следуют далее. Система, определяющая порядок постановки вагонов в поезда, называется организацией вагонопотоков.
Рис. 1. Схема организации груженых вагонопотоков в поезда на сети железных дорог ОАО «РЖД» без учета поездных формирований собственников
Система организации вагонопотоков в поезда должна обеспечивать максимальное сокращение оборота вагонов и укоренение доставки грузов, наименьшую затрату маневровых средств, рациональное использование локомотивного парка и правильное распределение сортировочной работы между станциями в соответствии с их технической оснащенностью и Условиями эксплуатации. В конечном итоге выполнение этих требований должно способствовать повышению уровня доходности железных дорог и укреплять их позиции в конкурентной борьбе за перевозки.
Отправленные с разных станций вагоны складываются в груженные вагонопотоки.
Вагонопотоком называется количество вагонов, следующих по железнодорожной линии в каком-либо направлении за определенный промежуток времени, обычно за сутки.
Струя вагонопотока – группа вагонов, имеющая одну станцию зарождения и одну станцию назначения (погашения), то есть среднесуточная корреспонденция между техническими станциями вагонов своей погрузки и прибывших с разборочными поездами на станцию.
Струи бывают смежные – рядом стоящие и несмежные. Так, на рис. струи n1 и n2 являются смежными, а струи n1 и n3 – несмежными.
Назначение плана формирования – одна или несколько струй, из которых формируются поезда. Оно характеризуется станциями отправления (формирования) и назначения (расформирования), а в необходимых случаях – и маршрутом следования.
Назначение, которое не может быть усилено другими вагонопотоками от первой (головной) станции до последней (крайней) станции рассматриваемого направления, носит название одноструйного.
Назначение, которое усиливается другими вагонопотоками, называется многоструйным.
Объединение струй вагонопотоков – организация многоструйных назначений за счет включения в них нескольких струй вагонопотоков.
Пункт назначения такого объединения определяется станцией назначения самой короткой из входящих в него струй. Часто вместо термина «объединение» употребляют термин «усиление».
При формировании поездов на технической станции возможны различные варианты следования вагонопотоков – самостоятельное или в объединении с другими струями. В результате чего зарождаются одногруппные и групповые, сквозные и участковые поезда.
Груженные и порожние вагонопотоки представляются в табличной форме («шахматка» вагонопотоков), в виде диаграммы или ступенчатого графика.
Диаграмму стоят по данным «шахматки». Зарождающемуся вапгонопотоку присваевается условное обозначение, по которому прослеживается путь его следования. Размеры вагонопотоков показаны цифрами в начале и в конце участка. Разность между этими цифрами показывает погашение или увеличение данного потока на участке. Для определения общего количества вагонов, следующих в одном направлении, в начале и конце участка указывается сумма вагонов, отправляющихся на участок или прибывающих с него. Стрелами наверху показано направление и мощность порожнего вагонопотока. Если порожний вагонопоток надо показать по роду подвижного состава, то его обозначают дробью, числитель которой – общее число порожних вагонов, первый знаменатель – крытые, второй – платформы, третий – полувагоны, четвертый – цистерны, пятый –изотермические, шестой-прочие.
После выбора направления следования среднесуточные струи вагонопотоков представляются в виде ступенчатых графиков, принимаемых к расчету для нахождения оптимального плана формирования поездов. Они составляются отдельно для четного и нечетного направлений.
Различают поструйные и совмещенные ступенчатые графики. В поструйном графике каждая горизонтальная полоса соответствует струе определенного назначения, отправляемой с опорной станции. В начале каждой полосы указывается число вагонов в струе. Совмещенный график несет в себе ту же информацию и образуется путем совмещения полос поструйного графика. Его преимущества состоит в компактности изображения и, более того на нем видно, за счет каких струй идет усиление мощности струй в пути следования.
Среднесуточное число вагонов, следующих с одной определенной станции или одного участка назначением на другую определенную станцию или участок, принято называть струей вагонопотока.
Мощность струи – количество вагонов в струе.
Каждая струя вагонопотоков характеризуется двумя параметрами: мощностью (число вагонов в ней за сутки) и дальностью следования вагонов ( расстояние между станцией зарождения и станцией назначения вагонопотоков). Мощность и направление груженных вагонопотоков на сети зависят от структуры, объема и направлений грузопотоков между экономическими районами, указанными в плане перевозок грузов.
Мелкие струи объединяют в укрупненную струю на технической станции расположенной в районе погрузки.
Более мощные струи вагонопотоков образуются на крупных сортировочных станциях, являющимся на сети опорными.
С грузовых станциях, расположенных в местах массовой погрузки, мощные струи вагонопотоков, иногда достигающие несколько сот и даже тысяч вагонов, направляются в специализированных поездах до станции выгрузки или распыления маршрута.
Месячный план перевозок представляется в виде таблицы вагонопотоков между дорогами сети. На основании таблицы междорожных груженых вагонопотоков через эталоны распределения вагонопотоков определяются мощности струй.
Эталон распределения вагонопотоков равен отношению среднесуточного вагонопотока между пунктами к общему объему погрузки дорог за прошедший отчетный период.
Выбор рационального направления вагонопотоков
При организации вагонопотоков учитывается наиболее рациональное распределение их по параллельным ходам, соединяющим одни и те же опорные станции. Для технико-экономического обоснования пути следования вагонов в расчет принимаются следующие критерии: расстояние, время нахождения вагонов в пути, перерабатывающая способность станции, пропускная способность линии, расход топлива и электрической энергии.
С учетом указанных критериев определяются эксплуатационные расходы на продвижение одного вагона по каждому участку. Эти расходы наносятся на специальные картосхемы отдельно в четном и нечетном направлениях. Суммируя эксплуатационные расходы по каждому параллельному ходу, выбираем наиболее эффективный путь следования.
4. Организация вагонопотоков в специализированные поезда.
План формирования поездов предусматривает включение ваго нов в поезда по назначениям следования (до одной и той же стан ции выгрузки или расформирования) или по роду подвижного состава. Присвоение формируемым составам определенных назна чений называется специализацией поездов.
Грузовые поезда подразделяются по:
По условиям формирования различают:
1. Маршруты с мест погрузки:
— отправительские – погруженные и сформированные одним или несколькимим грузоотправителями на одном подъездном пути;
-ступенчатые (станционные и участковые) – образованные из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла;
2. Поезда, формируемые на технических станциях и грузовых станциях по установленному для них плану формирования.
— зонные – с работой на части промежуточных станций одного участка;
— удлиненные – с работой на промежуточных станциях двух смежных участков;
4. вывозные, назначаемые с технической станции для доставки вагонов до отдельных промежуточных или грузовых станций, расположенных за пределами железнодорожного узла;
5. Передаточные, обращаются между станциями одного узла.
1. Груженные, состоящие из груженных вагонов.
2. Порожние, состоящие из порожних вагонов.
3. Комбинированные – из груженных и порожних вагонов.
План формирования поездов – система организации вагонопотоков в поезда, обеспечивающая оптимальное распределение сортировочной работы между техническими станциями, минимальные простои вагонов, уменьшение числа переработок в пути следования и затрат маневровых средств.
Организация вагонопотоков предусматривает разработку двух видов плана формирования:
— план формирования с мест погрузки, в этом случае он включает в себя отправительскую и ступенчатую маршрутизацию;
— план формирования технических (сортировочных и участковых) станций, который содержит техническую маршрутизацию.
К основным задачам, решаемым планом формирования (ПФ) поездов, относятся:
— повышение транзитности вагонопотоков (т.е. уменьшение переработок в пути следования);
— сокращение простоя вагонов на станциях и прежде всего под накоплением;
— рациональное распределение сортировочной работы между техническими станциями
— сокращение маневровой работы на технических станциях;
— выбор наиболее экономически выгодных маршрутов следования;
— снижение транспортных расходов;
— обеспечение доставки грузов в установленные сроки или время;
— оптимальное размещение и развитие технических станций и др.
Подготовка к опросу по пройденному материалу.
Выбор рационального направления вагонопотоков
Вопрос.Организация вагонопотоков.
Одна из основных задач организации движения — правильная организация вагонопотоков, заключающаяся в установлении более рационального порядка их следования по железнодорожном направлениям и наивыгоднейшей системы формирования поездов.
Решение этой задачи основано на маршрутизации перевозок с мат
р погрузки и формировании специализированных поездов на сорт-
ровочных, участковых и грузовых станциях.
* Чтобы ускорить доставку грузов, уменьшить сортировочную ра-
боту и повысить производительность вагонов, нужно стремиться
* к наибольшей маршрутизации вагонопотоков, не допуская нераии-
опальных простоев вагонов под накоплением Первый способ ре
шения этой задачи — максимальное развитие эффективных форм
отправительской и ступенчатой маршрутизации, позволяющей не посредственно в пунктах погрузки организовать маршрутные поезда дальних назначений без затраты времени на накопление
вагонов (или с небольшой затратой). Та же часть вагонопотоков,
которая остается не охваченной маршрутными поездами с мест
погрузки или следует в отправительских маршрутах не до станций
выгрузки, а до пунктов распыления, должна быть организована
| в специализированные поезда на сортировочных и участковых
В пути следования может происходить соединение отдельных вагонов и групп вагонов, также разделение. Так образуются струи вагонопотоков.
Доставка вагонов при наименьших затратах возможна лишь при определённой системе организации вагонопотоков, называемой ПФП, который устанавливает род или категорию поезда и назначение поезда.
Организация вагонопотоков в поезда д.обеспечивать устойчивое положение РЖД. (мин. Расходы, соблюдение сроков доставки)=>
На сети железных дорог стран СНГ и Балтии более 7 тысяч станций, открытых для грузовых операций. Со станций погрузки отдельные вагоны или группы вагонов следуют, как правило, на разные станции выгрузки. В пути следования на технических станциях (участковых или сортировочных) они могут объединяться в укрупненные группы и следовать без переработки на значительные расстояния до разъединения их в соответствии с назначением. Таким образом, на станциях погрузки или объединения образуются среднесуточные струи вагонопотоков.
Пример объединения мелких вагонопотоков на технической станции, расположенной в районе погрузки, в укрупненную струю можно рассмотреть на направлении А—Б (рис. 3.1).
Болеe мощные струи вагонопотоков образуются на крупных сортировочных станциях, являющихся на сети опорными.
С грузовых станций, расположенных в местах массовой погрузки, мощные струи вагонопотоков, иногда достигающие несколько сот и даже тысяч вагонов,
направляются в специализированных поездах до станции выгрузки или распыления маршрутов.
Мощность и направление груженых вагонопотоков на сети зависят от структуры, объема и направлений грузопотоков между экономическими районами, указанными в плане перевозок грузов.
Выбор рационального направления вагонопотоков
При организации вагонопотоков учитывается наиболее рациональное распределение их по параллельным ходам, соединяющим одни и те же опорные станции. Для технико-экономическогообоснования пути следования вагонов в расчет принимаются следующие критерии: расстояние, время нахождения вагонов в пути, перерабатывающая способность станции, пропускная способность линии, расход топлива и электрической энергии.
С учетом указанных критериев определяются эксплутационные расходы на продвижение одного вагона по каждому участку. Эти расходы наносятся на специальные картосхемы отдельно в четном и нечетном направлениях. Фрагмент такой картосхемы показан на рис. 3.3.
Суммируя эксплутационные расходы по каждому параллельному ходу, выбираем наиболее эффективный путь следования.
Так, при следовании по пути А—Б—В—Г расходы составят 390 + 280 + 320 = = 990 руб./ваг., а по путиА—Д—Е—Г — 423 + 380 + 400 = 1203 руб./ваг. Из сравнения видно, что первый путь более экономичный, так как на нем суммарные затраты на передвижение одного вагона будут минимальными.
Впрактике при распределении вагонопотоков целесообразно выбирать линии
случшим техническим оснащением. Кратчайшие пути оказываются не всегдавыгодными.
Порожние вагонопотоки определяются на основании междудорожных «шахматок» груженых вагонопотоков по разным родам подвижного состава, т.е. определяется баланс порожних вагонов. Если погрузка превышает выгрузку, то на дороге отмечается недостаток порожних вагонов, а при превышении выгрузки над погрузкой — избыток. Баланс устанавливается обязательно по роду подвижного состава. На основании полученного баланса организуется перемещение порожнего вагонного парка из одного района сети в другой.
Организация местных вагонопотоков
Вагонопотоки, оставшиеся не охваченными маршрутами и сквозными поездами, в пределах опорного линейного района и прилегающих участков организуются в участковые, сборные, вывозные и передаточные поезда. Такие вагонопотоки называются местными.
Основными задачами при организации местных вагонопотоков являются:
− ускорение развоза и сборки местного груза;
− производительное использование вагонов и локомотивов;
− соблюдение установленных норм непрерывной продолжительности работы локомотивных и поездных бригад;
− обеспечение полной согласованности в работе железнодорожных станций, прилегающих железнодорожных участков и путей необщего пользования.
Расчеты и практика показывают, что выделение участковых поездов при малом вагонопотоке зачастую приводит к значительному увеличению времени на накопление на железнодорожной станции формирования, хотя продвижение его по участку ускоряется.
Как правило, вагонопоток менее чем на один поезд для включения в самостоятельное назначение оказывается невыгодным. Поэтому он подлежит включению в сборные поезда. При этом общая затрата вагоно-часов на накопление сокращается за счет ликвидации одного назначения.
На участках с большими объемами грузовой работы, когда в обращении в одном направлении два или более поездов, назначаются зонные сборные поезда, при которых участковая скорость увеличивается за счет ликвидации стоянок на ряде промежуточных железнодорожных станций. Но при этом время на накопление составов на железнодорожных станциях формирования увеличивается и возрастают простои вагонов на промежуточных железнодорожных станциях, которые зонный поезд проходит без работы.
Разновидностью сборных поездов являются сборные поезда с работой на ограниченном числе железнодорожных станций в сочетании с маневровыми локомотивами.
При малых объемах местной работы в обращение назначаются сборные удлиненные поезда с работой на двух смежных участках.
Могут быть назначены в обращение участково-сборные поезда.
Более точно целесообразность включения местных вагонопотоков в поезда устанавливается на основании технико-экономических расчетов и построения планов-графиков местной работы. Тогда можно будет определить не только затраты вагоно-часов, но и потребность в поездных, маневровых локомотивах, в поездных и локомотивных бригадах, а также условия их труда и отдыха.
План формирования поездов из порожних вагонов
В районах массовой выгрузки и на технических станциях образуются порожние вагонопотоки. Они могут быть организованы как в одногруппные поезда, состоящие из однородных типов вагонов, так и в групповые из вагонов нескольких родов, но строго подобранных в группы по родам, а также смешанные из разнородных вагонов без подборки и в комбинированные из груженых и порожних вагонов.
План формирования порожних поездов рассчитывается по тем же формулам, но с учетом дополнительных обстоятельств:
экономия вагоно-часов от формирования порожних маршрутов определяется не только от проследования без переработки на попутных железнодорожных станциях, но и на конечной железнодорожной станции при подаче их под маршрутную погрузку;
определяется экономия в пути следования от увеличения скорости движения. Допустимая скорость для порожних поездов выше, чем для груженых;
порожние поезда, как правило, пропускаются по специализированным «ниткам» графика, позволяющим реализовать более высокую скорость.
Кроме того, ввиду меньшей массы порожний поезд можно пропускать по участку по диспетчерскому расписанию с учетом дифференцированных времен хода. Наиболее целесообразно формирование одногруппных поездов. При небольших размерах порожнего вагонопотока организуются комбинированные поезда, когда порожние отправляются с гружеными вагонами.
Целесообразность формирования таких поездов устанавливается сравнением затрат вагоно-часов при объединении груженых и порожних вагонов и при раздельном формировании.
9. Показатели плана формирования поездов
Качество составленного плана формирования поездов оценивается тремя группами показателей, характеризующих поезда и сформированные как:
− маршруты с мест погрузки;
− поезда на технических железнодорожных станциях;
− поезда на всей сети железных дорог.
Показатели плана на технических железнодорожных станциях следующие:
− число формируемых назначений с подразделением на сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные, скорые и ускоренные грузовые. Особо выделяются назначения маршрутов из порожних вагонов;
− число назначений групповых поездов (кроме сборных);
− вагоно-часы накопления и средний простой вагона под накоплением на железнодорожной станции формирования;
− средняя дальность пробега сквозных и участковых поездов.
Общими показателями плана формирования на всей сети являются:
− число транзитных вагонов без переработки, в том числе проходящих в маршрутах с мест погрузки;
− число транзитных вагонов с переработкой, в том числе поступающих в маршрутах с мест погрузки в распыление;
− коэффициент транзитности (отношение числа транзитных вагонов с переработкой к общему транзитному вагонопотоку);
− число переработок, приходящееся на 1 вагон;
− средняя дальность пробега грузовых поездов (отношение общего пробега вагонов к сумме отправленных со всех железнодорожных станций перерабатываемых транзитных и местных вагонов).
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 434 ; Мы поможем в написании вашей работы!