Что включает в себя процедура контроля
Процесс контроля
По каким направлениям происходит информатизация, смысл и важность информатизации
Процесс контроля включает три этапа:
— выработку стандартов и критериев;
— измерение достигнутых результатов и их сопоставление с установленными стандартами;
— принятие необходимых корректирующих действий, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Выработка стандартов и критериев
Этот этап процедуры контроля предусматривает определение:
— масштаба допустимых отклонений.
Примером цели, которую можно использовать в качестве стандартов контроля может быть получение прибыли в размере 1 млн. долл. в следующем году.
Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объем продаж, стоимость материалов потому, что они поддаются количественному измерению.
Однако, некоторые важные цели и задачи организаций выразить в числах невозможно. Например, очень трудно выразить в числовых показателях повышение морального уровня, рассматриваемое в качестве цели, приписав тому или иному уровню морали численное значение или выразить его через эквивалентную сумму долларов.
Но организации, работающие эффективно, стремятся обойти трудности, связанные с выражением целей в количественном виде, и им это удается.
Например, информацию о духовном уровне и состоянии работников можно получить посредством различного рода обследований и опросов.
Или, например, малое количество увольнений может использоваться как показатель результативности при выработке стандартов в области удовлетворенности работой.
За исключением ряда специальных случаев, организациям редко бывает необходимо ни на йоту не отклоняться от поставленной цели. На самом деле, одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски.
Масштаб допустимых отклонений – диапазон, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги.
Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля.
Основная проблема состоит в том, чтобы определить по-настоящему важные отклонения. Перевод их непосредственно в денежный эквивалент, хотя и достаточно очевиден, но не всегда оправдан.
Например, для «Дженерал Моторс» ничего не значит, если объем недельных продаж окажется на 1 млн. долл. ниже запроектированной суммы. Но если «Дженерал Моторс» не удастся проконтролировать качество 50-центовой детали, она вынуждена будет в последствие забрать на доработку сотни тысяч уже проданных автомашин.
Измерение достигнутых результатов и их сопоставление с установленными стандартами
Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, включает:
— измерение результатов и сравнение отклонений от плановых показателей с их допустимыми значениями;
— передачу и распространение информации;
Измерение результатов
Важной задачей является обеспечение согласованности скорости, частоты и точности измерений с деятельностью, подлежащей контролю. В коммерческой деятельности цель проведения измерений состоит в увеличении прибыли, а не в том, чтобы точно установить, что же происходит на самом деле.
Пример. Большинство организаций не слишком часто проводят инвентаризацию материальных запасов. Если изготовитель будет каждый день пересчитывать запасы материалов, он будет точно знать, например, сколько он теряет из-за воровства. Но фирма в этом случае ничего другого не сможет предпринимать, потому что все свое время будет занята подсчетами. Поэтому большинство фирм-изготовителей проводят крупные инвентаризации, примерно, раз в шесть месяцев. По опыту они знают, что за этот период потери от воровства будут в пределах допустимых отклонений.
Передача и распространение информации. Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Желательно также быть полностью уверенным, что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками. Это означает, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты и теми, кто должен их выполнять.
Основные трудности, возникающие на пути сбора и распространения контрольной информации, связаны с различными коммуникационными проблемами. В то время как часть данных собирается и обрабатывается ЭВМ, большая часть информации должна быть обработана человеком. Присутствие человека в этой цепочке сопряжено с возможным искажением информации, на основе которой должны приниматься решения в области контроля.
За последние годы достигнуты очень большие успехи по распространению информации, имеющей исключительно количественный характер. Сейчас менеджер имеет возможность получить важную информацию в синтезированном виде с уже проведенными необходимыми сопоставлениями почти в момент поступления исходных данных.
Действия
На этом этапе процесса контроля менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения:
— ничего не предпринимать (если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются);
— устранить отклонение (проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения). Например, президент одной промышленной наукоемкой фирмы на протяжении четырех лет заменил или уволил трех руководителей инженерно-технической службы. Каждый раз он поступал так потому, что процесс разработки новой продукции фирмой шел плохо. Он никогда не принимал в расчет возможность того, что эта проблема порождается другими факторами, некоторые из которых не зависят от действий руководителя инженерно-технической службы. Последующий анализ ситуации, проведенный администрацией корпорации, которая приобрела эту фирму, привел именно к такому заключению. По ее мнению, возникновение проблем было обусловлено сочетанием различных факторов и, в том числе, существованием несоответствующих делу неформальных норм, отсутствием определенных типов формальной координации и специфическим отношением ко всему этому президента фирмы. Эти выводы подтвердились тем, что все три бывших директора сделали успешную карьеру в качестве руководителей инженерно-технических отделений в других промышленных фирмах, действующих в области высокой технологии.
Тесты МВА. Навыки личной эффективности менеджера
Главная страница » Тесты МВА. Навыки личной эффективности менеджера
Деятельность менеджера. Функции, роли, компетенции
1) В чем состоит принцип обратной связи «Выговор одной минуты»?
2) Выберите из списка, приведенного ниже, все цели с негативными формулировками
3) Выберите из списка, приведенного ниже, все цели с позитивными формулировками
4) Какие недостатки есть у метода SMART?
5) Какие типовые роли могут играть руководители (менеджеры) согласно Г. Минцбергу?
6) Планирование – это действие, состоящее из трех элементов. Выберите из списка, приведенного ниже, эти три элемента
7) Процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными на этапе планирования ожидаемыми результатами.
8) Что из перечисленного ОБЯЗАТЕЛЬНО включает в себя процедура контроля?
9) Что из приведенного ниже списка НЕ является задачей процесса планирования?
Результат теста :
Управление временем
1) «Нелинейное» время, благоприятный момент для выполнения какой-либо задачи.
2) Верно ли утверждение, что, согласно правилам тайм-менеджмента, план обязательно должен быть материальным?
3) Для командной работы рекомендуется использовать …контекстного планирования.
4) Как часто требуется просматривать раздел «год» при использовании техники долгосрочного планирования?
5) Найдите правильное описание «Метода швейцарского сыра».
6) Определите НЕВЕРНУЮ рекомендацию по составлению плана дня в списке, приведенном ниже.
7) Определите, какая из перечисленных задач – бюджетируемая.
8) Укажите типичные кайросы, которые используются для контекстного планирования.
9) Что должно лежать в основе долгосрочного планирования?
10) Что означает принцип Парето применительно ко времени?
Результат теста :
Навыки эффективного общения: совещания, презентации, переговоры, деловая переписка
1) В каком стиле написано письмо, в котором используются устойчивые обороты письменной речи, мало прилагательных, описывающих качества, много информации о фактах и действиях?
2) Вопросы, предлагающие конкретизировать свою позицию, свое отношение, предполагающие однозначный, односложный ответ, относятся к
3) Вопросы, предлагающие сделать выбор из предложенных вариантов, относятся к:
4) К базовым правилам критики предложений участников совещания относятся:
5) Какая стратегия была реализована на переговорах если каждая из сторон добилась принятия другой стороной своей позиции на 80%?
6) Какие проявления из перечисленных ниже позволяют сделать вывод о том, что проводимое совещание эффективно?
7) Какой из типов манипуляторов использует тактику описания личных проблем, приводящих к катастрофическим для него последствиям и созданию нервозной обстановки?
8) Техника активного слушания, предполагающая возврат, повтор последних слов каждой третьей фразы, произносимой Вашим собеседником:
Результат теста :
Итоговый тест
1) «Нелинейное» время, благоприятный момент для выполнения какой-либо задачи.
2) Барьерами на пути успеха в переговорах являются:
3) Выберите из списка, приведенного ниже, все преимущества, которые дает организации система планирования.
4) Выберите истинные утверждения, касающиеся стресса.
5) Из каких этапов состоит подготовка совещания?
6) К какой категории жестов можно отнести жесты, когда собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками или имеет место рассогласование жестов?
7) К какой установке восприятия собеседника в процессе общения Вы можете отнести следующую фразу: «Всем известно, что считать нужно по этой схеме. Зачем что-то менять?»
8) Как можно определить, что у человека стресс? Как проявляется реакция на стресс?
9) Какая из базовых функций менеджера нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей-подчиненных, оценку менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановку сил и т.д.?
10) Какая стратегия используется в процессе разрешения конфликта, если она характеризуется высокой ориентацией обеих сторон на собственные интересы и полным пренебрежением интересами соперника?
11) Каким образом лучше всего планировать задачи, которые нельзя четко привязать к определенному времени?
12) Качество (или совокупность качеств), благодаря которому окружающие признают в его носителе лидера, вождя, то есть человека, способного убедить в своей правоте, повести за собой.
Ваш ответ:
харизма
13) Найдите неверное утверждение, касающееся правил делового дресс-кода.
14) Определите по характеристике тип темперамента.
15) Что должно лежать в основе долгосрочного планирования?
16) Что необходимо для создания внутренней мотивации у работника, согласно Дж. Р. Хакману?
17) Что необходимо оратору знать про аудиторию, перед которой он выступает?
18) Что относится к быстрым ресурсам увеличения харизмы?
19) Что такое «гибкие» задачи?
Результат теста :
Главная страница » Тесты МВА. Навыки личной эффективности менеджера
Контроль как функция менеджмента
Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком
Контроль как функция менеджмента — это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях.
В процессе управленческого контроля можно получить ответы на следующие вопросы:
Управленческий контроль необходим, прежде всего, по следующим причинам:
Неопределенность, сложность и динамичность организационной среды.
Предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию вред.
Поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов, плановых показателей и оценки темпа продвижения организации к намеченным целям.
Управленческий контроль проводится по следующей технологии:
При проведении управленческого контроля следует руководствоваться следующими критериями:
Управленческий контроль бывает предварительным, текущим и заключительным.
Основным средством контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.
Предварительный контроль используется в трех областях:
Предварительный контроль принято делить на два вида: терапевтический и диагностический.
Заключительный контроль своей целью предполагает предотвращение ошибок в будущем.
В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.
Заключительный контроль позволяет:
Во-первых – получить достоверную информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.
Во-вторых – повысить мотивацию.
Таким образом, процедура контроля проводится в три этапа:
Этап А. Установление стандартов – конкретных целей, прогресс в отношении которых поддается измерению. На данном этапе производится выработка показателей результативности – определяется то, что должно быть получено для достижения поставленных целей.
Этап B. Сравнение достигнутых результатов со стандартами. Устанавливается масштаб отклонений, используется принцип исключения, измеряются показатели, а также проводится своевременное информирование о стандартах и результатах.
Этап C. Выбор подходящей линии поведения: ничего не предпринимать; установить отклонения; пересмотреть стандарты.
Для того чтобы контроль был эффективным, к нему предъявляются следующие требования:
Краткие итоги
В лекции представлено определение контроля как функции менеджмента, а также те основные вопросы, на которые можно получить в процессе проведения контроля.
Представлена технология проведения контроля, а также критерии, которыми необходимо руководствоваться.
Рассмотрены виды управленческого контроля (предварительный, текущий и заключительный).
Определена процедура проведения контроля, которая заключается в установлении стандартов, сравнении достигнутых результатов со стандартами и выборе подходящей линии поведения.
Для определения эффективности контроля в лекции также указаны основные требования.
Система внутреннего контроля в организации
Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.
В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.
Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).
Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:
Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.
Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:
Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:
Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.
Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).
Таблица 1. Состав контрольной среды организации
п/п | Основные элементы |
---|---|
1 | Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей |
2 | Профессионализм (компетентность сотрудников) |
3 | Участие собственника или его представителей |
4 | Компетентность и стиль работы руководства |
5 | Организационная структура |
6 | Наделение ответственностью и полномочиями |
7 | Кадровая политика и практика |
Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.
Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков
п/п | Обстоятельства, влияющие на возникновение или изменение рисков | |
---|---|---|
1 | Внешние | Изменения в окружении хозяйствующего субъекта (макроэкономические изменения, в т. ч. связанные с изменениями в нормативной среде, могут привести к изменениям в конкурентном давлении и к значительным изменениям рисков) |
2 | Внутренние | Новый персонал (новые сотрудники могут иметь иную точку зрения на систему внутреннего контроля или иные приоритеты). |
3 | Внутренние | Внедрение новых или изменение уже применяемых информационных систем (значительные и быстрые изменения в информационных системах могут изменить и риски, связанные с системой внутреннего контроля). |
4 | Внутренние | Быстрый рост и развитие хозяйствующего субъекта (действующие средства контроля могут не справиться с возросшим объемом операций и способствовать росту риска их несоответствия новым условиям деятельности). |
5 | Внутренние | Новые технологии (внедрение новых технологий в производственные процессы или информационные системы может изменить риск, связанный с системой внутреннего контроля). |
6 | Внутренние | Новые подходы к ведению хозяйственной деятельности, новые виды товаров, работ, услуг (освоение новых видов деятельности, продукции, в отношении которых лицо имеет небольшой опыт, может стать причиной появления новых рисков, связанных с системой внутреннего контроля). |
7 | Внутренние | Реорганизация хозяйственного лица может сопровождаться сокращением численности персонала и изменениями в распределении обязанностей, а также контрольных функций, выполняемых сотрудниками: они также могут повлиять на риск, связанный с системой внутреннего контроля. |
8 | Внешние и внутренние | Расширение операций за рубежом (расширение объема хозяйственных операций за рубежом и открытие дочерних предприятий, филиалов, инвестиции в зарубежные предприятия влекут за собой новые и, как правило, необычные риски, которые могут оказать влияние на систему внутреннего контроля, например, дополнительные или изменившиеся риски в результате осуществления операций с иностранной валютой, дополнительные или изменившиеся риски в связи с особенностями зарубежного, в т. ч. налогового, законодательства). |
9 | Внешние и внутренние | Новые принципы, стандарты, положения, инструкции в области ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности (принятие новых учетных принципов или их изменение может повлиять на риски, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности). |
Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.
Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.
Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:
Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.
Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля
п/п | Функции информационных систем |
---|---|
1 | Идентификация и регистрация всех правомерных операций. |
2 | Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность. |
3 | Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении. |
4 | Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду. |
5 | Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. |
Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях
п/п | Методы и процедуры, применяемые в контрольных действиях | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
п/п | Мероприятия, связанные с мониторингом средств контроля |
---|---|
1 | Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками; |
2 | оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями; |
3 | осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики; |
4 | регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности; |
5 | мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне; |
6 | руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля; |
7 | внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению. |
Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.
Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.
Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.
В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.
Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.
Список литературы
1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).
- Что включает в себя процедура идентификации бенефициарного владельца
- Что включает в себя процедура профайлинга