Что включает в себя произносительная сторона речи

Что включает в себя произносительная сторона речи

Развитие каких сторон устной речи предусматривает «Программа воспитания и обучения в детским саду»?

От каких факторов зависит становление речи ребенка?

Как развивается речь ребенка?

Произносительная сторона речи

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Источник

Произносительная сторона речи

Понятие “произносительная сторона речи” охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет следующие компоненты речевой деятельности: звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи).

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (______________________), генераторным (_____________________) и резонаторным (_______________________________) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в _________________________) и акустических (разница в _________________) признаков. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования. Т.е. под влиянием ЦНС осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализатора. При этом:

— дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания голоса;

— гортань и голосовые складки – его высоту и тембр;

— органы артикуляции – образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции.

Что включает в себя произносительная сторона речи. proiznositelnaja storona rechi 1. Что включает в себя произносительная сторона речи фото. Что включает в себя произносительная сторона речи-proiznositelnaja storona rechi 1. картинка Что включает в себя произносительная сторона речи. картинка proiznositelnaja storona rechi 1. Развитие каких сторон устной речи предусматривает «Программа воспитания и обучения в детским саду»?

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов. Периферический речевой аппарат включает три отдела.

1. Энергетический – включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Выполняет роль подачи энергии в виде воздушной струи; осуществляет дозировку подачи воздушной струи.

Дыхание включено в процесс речи, обслуживает речь, является основой голосообразования, речевой мелодики, образования звуков. Произношение складывается из 2 частей:

— моторная (определенная постоянная позиция органов артикуляции при произнесении звука: движения языка, открывание рта, положение нёбной занавески и пр.);

— аэродинамическая (регуляция силы воздушного потока, внутриротового и подсвязочного давления).

Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.

2. Голосообразующий отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками.

3. Резонаторный отдел

Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы (ячейки в челюстях, где помещаются корни зубов). Язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это _________________ органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – ________________, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

Что включает в себя произносительная сторона речи. image002. Что включает в себя произносительная сторона речи фото. Что включает в себя произносительная сторона речи-image002. картинка Что включает в себя произносительная сторона речи. картинка image002. Развитие каких сторон устной речи предусматривает «Программа воспитания и обучения в детским саду»?

Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.

Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса (лат. resonare – дающий отзвук).

При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков «м», «н» и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.

Акустика звуков речи

Звуки речи – это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки). Тон – это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум – это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука – это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Сила звука измеряется в ДБ. Шепот определяется в 20 – 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 – 90 дБ.

Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Тембр – это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев.

Форманта – это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте.

В качестве значимой минимальной единицы звукового строя языка рассматривается фонема. Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Фонема:

По характеристике Н.И. Жинкина, фонема не обладает никаким значением, но помогает человеку различать, опознавать слова. Фонемы представлены в языке в виде противопоставлений акустических и артикуляторных признаков, которые служат для опознавания и различения значимых единиц языка – морфем, а через них – опознавания и различения слов. Таким образом, фонема со смыслоразличением связана косвенно.

Сильная позиция фонемы – это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства. Слабая позиция это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций.

Фонетика – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

— Акустика речи изучает физические признаки речи.

— Антропофоника или физиология речи изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

— Фонология изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) – акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии. Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными. Сегментные единицы – это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Структурная организация сегментных единиц (фонем) осуществляется супрасигментными единицами (или просодической системой языка). С.Н. Цейтлин под просодической системой понимает совокупность интонации и ударения.

(Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой):

Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.

Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.

Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.

Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.

Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – это совокупность звуковых средств языка, которые:

— фонетически организуют речь;

— устанавливают смысловые отношения между частями фразы;

— сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение;

— являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

– речевой слух – восприятие соответствующих ситуации темпа и ритма речи;

– звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (вверх – вниз);

– речевое дыхание (его длительность и интенсивность).

Качество произношения во многом зависит от работы рецептивного звена речевой системы, от сформированности фонематической стороны речи. На единство артикуляционного и акустического комплексов указывали В.В. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Е.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин, А.В. Ястребова и др.

Компоненты рецептивного звена речи и их структуризация

(по материалам Н.Ю. Григоренко):

Речевой слух (Н.В. Дурова, 1991; А.И. Максаков, 1988; М.Н. Лисина, 2001; Ф.А. Сохин, 1989 и р.):

ü слуховое внимание – умение на слух определять то или иное звучание и его направление

ü звуковысотный слух – способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи

ü восприятие темпа речи и громкости голоса – способность воспринимать скорость и громкость речевого высказывания

ü ритмический слух – способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, устанавливать место ударения в нем

ü фонетический слух (Б.М. Гриншпун, 1995; Е.Л. Черкасова, 2006 и др.) – умение различать слова и звукокомплексы по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность)

ü фонематический слух (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, М.Ф. Фомичева, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.):

— способность различать и воспроизводить все речевые звуки, соотнося их с “решеткой фонем” данного языка

— восприятие фонемного состава слова и оценивание соответствия / несоответствия своего произношения установленному образцу (С.Н. Цейтлин)

— тонкий систематизированный слух, позволяющий воспринимать, узнавать и различать фонемы родного языка и в целом определять звуки речи как смысловые единицы

Фонематический слух направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые запечатлены и хранятся в памяти человека. Это комплексное понятие, совокупность взаимосвязанных фонематических процессов.

— способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) – Т.А. Ткаченко

— способность узнавания и различения звуков речи, позволяющий дифференцировать слово по значению – Л.Б. Халилова

Фонематическое восприятие является базовым компонентом фонематической стороны речи, закладывается у детей ранее остальных фонематических процессов. От степени его сформированности зависит способность к языковому анализу и синтезу.

Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Это умственные действия, на основе которых ребенок учится производить сознательные операции с языком (Д.Б. Эльконин, Л.В. Лопатина, Н.А. Леонтьев и др.). Это высшая ступень развития фонематического восприятия.

Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Фонематические представления (Б.Г. Ананьев, Л.В. Венедиктова, Р.И. Лалаева, Л.К. Назарова, О.Б. Иншакова и др.):

ü это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов

ü способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Статья «Произносительная сторона речи»

Произносительная сторона речи.

Понятие « произносительная сторона речи » характеризует фонетическое оформление речи и охватывает ряд взаимосвязанных процессов:

· комплекс речедвигательных навыков, характеризующих особенности артикуляции звуков речи,

· голосообразование ( фонация ), определяющее акустические характеристики речи.

Артикуляционные признаки фонемы характеризуют особенности положения и движения органов периферического отдела речевого аппарата при воспроизведении соответствующего речевого звука. Артикуляционная специфика каждого звука определяется изменением формы и объема ротовой полости в результате движений органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой голосового аппарата (гортани).

К артикуляционным признакам фонем относятся:

1. Место образования (артикуляции) – место образования преграды для выдыхаемой воздушной струи. Оно определяется подвижными органами артикуляционного аппарата (губами или языком). На данной основе различают следующие фонетические группы звуков :

· губные – преграда для выдыхаемой воздушной струи образуется при активном участии губ:

· смычно-щелевые (аффрикаты) – на первой фазе артикуляционные органы образуют смычку, затем (на второй фазе) она разрывается и образует щель через которую проходит струя выдыхаемого воздуха; переход от одной фазы к артикуляции происходит быстро и незаметно:

Кроме того дополнительными артикуляционными характеристиками звуков являются:

3. Участие спинки языка (для гласных звуков):

4. Степень подъема спинки языка (для гласных звуков):

5. Лабиализация (огубление) (для гласных звуков):

а, ы, э, и – нелабиализованные – губы находятся в нейтральном положении или растянуты в улыбке.

Импрессивные характеристики произносительной стороны речи раскрывают акустические признаки фонем, к которым относятся следующие:

а, ы, э, и, у, о – гласные звуки – образуются голосом при почти полном отсутствии шума;

в, вь, з, зь, ж, б, бь, д, дь, г, гь – звонкие согласные звуки – образуются шумом при участии голоса;

· мягкость – наличие акустического эффекта мягкости звука:

мь, нь, ль, рь, й, вь, зь, бь, дь, гь, фь, сь, хь, пь, ть, кь – мягкие согласные звуки;

· акустический эффект – наличие акустического эффекта свиста или шипения:

с, сь, з, зь, ц – свистящие согласные звуки;

ш, ж, щ, ч – шипящие согласные звуки.

Источник

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемой исследования произносительной стороны речи занимались такие ученые, как: И.П. Павлов, М.М. Кольцова, Н.А. Бернштейн, Е.Ф. Архипова, А.Н. Гвоздев, В.К. Орфинская, М.Ф. Фомичева, Л.В. Лопатина, А.М. Шацкова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.П. Дудьевым, В.А. Артемовым, Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, Б.Р. Кузнецов, А.А. Реформатский и др.

По словам Е.Э. Артемовой речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение дошкольников сравнивать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения речевой деятельностью. Логически чёткая, доказательная, образная устная речь ребенка – показатель его умственного развития [1, с. 34].

Иное определение дает А.Р. Лурия «речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны» [2, с.17].

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию, интеллектуальную, или сигникативную, функцию, индикативную [3, с. 72].

Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.Н. Ушаковой и др.

В психологии уравнивают понятия «произношение» и «устная речь», так С.Л. Рубинштейн рассматривает устную речь как разговорную, речь-беседу в условиях непосредственного контакта с собеседником. Разговорная устная речь является ситуативной. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно- смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи [3, с. 37].

В психологической литературе В.П. Дудьевым, В.А. Артемовым и др. характеризуется ритмико- мелодическая сторона речи и система фонем как компоненты произносительной стороны речи, которая обеспечивается различными структурами мозга. За интонационный компонент отвечает преимущественно подкорковые отделы и структуры правого полушария, а «заведование» речевыми звуками – фонемами представлено в основном речевой зоне коры левого полушария [3, с. 7].

Интересное явление отмечает В.А. Дудьев, что у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят к правильному произношению звуков. Ребенок непомерно часто начинает пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях. Обычно эта замена не случайна. Ребенок, как правило, заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями недостающего у ребенка звука. Произношение слов детей 5-6 лет становится чище, яснее, в меньшей степени встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов [2, с. 49].

Лингвистика определяет язык как систему знаков, единиц разного уровня. Лингвистическими единицами речи являются фонемы (смыслоразличительные звуки речи, специфические для каждого языка), лексемы (слова и словосочетания, образующие понятия), совокупность слов, фраз, текст [1, с. 32].

С точки зрения психолингвистики вопрос произносительной стороны речи рассматривали А.Н. Гвоздев, Г.А. Климов, Л.А. Чистович, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков.

Дети не сразу овладевают произносительной стороной речи: лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – освоены лишь частично. В целом же онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности [3, с. 45].

По определению Ф.Ф. Рау, фонемой называется наименьшая единица звукового строя языка, способная служить для образования и различения значимых единиц языка – морфем и слов.

Говоря о произносительной стороне речи нельзя не охарактеризовать такую единицу речи, как слово, так как она является основной в лингвистике. За словом стоит целая система связей, составляющих определенное «семантическое поле». Объединенное общепринятое семантическое содержание слова составляет его значение, субъективная семантическая значимость слова называется его личностным смыслом.

В процессе речи каждое слово вводится в определенный контекст, в предложение, которое является ведущей единицей общения, а предложения, в свою очередь, объединяясь, образуют текст.

Произносительная сторона речи является одним из важных разделов общей культуры речи и ее звуковой составляющей. Она характеризуется степенью речи говорящего нормам литературного языка. Вопросами речи и ее произносительной стороной занимались разные науки: медицина, психолингвистика, педагогика, психология и др.

Известные педагоги: Е.Ф. Архипова, А.Н. Гвоздев, В.К. Орфинская, М.Ф. Фомичева и др. утверждают, что в понятие «произносительная сторона речи» в педагогике охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии [1, с. 34]. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи).

Е.Н. Российская выделяет две составляющие произносительной стороны речи: ритмико-мелодическую сторону речи (интонацию) и звуки речи(систему фонем). Интонация, по мнению автора, это совокупность звуковых средств языка, которые: фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение, являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски. В свою очередь компоненты интонации, такие как ударение, мелодика речи, темп речи, тембр, пауза выполняют следующие основные функции: коммуникативную, кульминативную (выделительную), синтезирующую, делимитативную (разграничительную), эмоциональную, экспрессивную [3, с. 39].

Таким образом, в нашем исследовании мы будем придерживаться понятия В.И. Селиверстова «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии [3, с.54].

На основании этого определения критериальными компонентами произносительной стороны речи будем считать:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *