Что включает в себя предупреждающий мониторинг
Мониторинг
Мониторинг систем слежения и охранно-пожарной сигнализации — процесс непрерывного, автоматизированного сбора информации поступающей от охранно-пожарной сигнализации и систем слежения ГЛОНАСС/GPS, установленных на объектах всех видов собственности. Целью мониторинга систем слежения и охранно-пожарной сигнализации является своевременное доведение поступивших сигналов «Тревога» должностным лицам соответствующих частных организаций и государственных служб (охрана, полиция, МЧС, медицина, техническим специалистам и пр.), для осуществления необходимых действий и плановых мероприятий по защите, как жизни и здоровья работников (клиентов), так и сохранности имущества находящегося на объекте. Пример:http://gps-chita.ru/
Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Он несёт одну или более из трёх организационных функций:
В международных отношениях под мониторингом понимают деятельность международных организаций по контролю за исполнением государствами своих обязательств по международным договорам. Мониторинговые механизмы могут быть различного характера: к ним относятся, например, Европейский суд по правам человека, международное наблюдение за выборами и т. д.
Наиболее близкий русский эквивалент слова «мониторинг» — отслеживание. Термины контроль, надзор, присмотр, пригляд, которые иногда указывают в качестве синонимов, имеют всё же несколько другое значение.
Раздел 3. Прикладная экология
И.Ф. Рассашко, О.В. Ковалева, А.В. Крук
Общая экология
Тексты лекций для студентов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология». – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 252 с.
Раздел 3. Прикладная экология
Лекция 27. Международная деятельность по охране окружающей среды
27.2. Понятие о мониторинге, его ступени
Мониторинг (от лат. «предупреждающий», «предостерегающий») – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Этот термин появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (июнь, 1972) в дополнение к понятию «контроль». Большой вклад в разработку теории мониторинга внесли И. П. Герасимов, Ю. А. Израэль, В. Д. Федоров и другие российские ученые.
И. П. Герасимов (1975) предложил различать три ступени мониторинга. на первой ступени главное внимание уделяется наблюдению за состоянием окружающей среды с точки зрения ее влияния на здоровье населения. Эта ступень мониторинга опирается на систему наблюдательных постов и работу санитарно-гигиенических служб. На второй ступени основным объектом наблюдений и контроля выступают природно-территориальные комплексы. Основная задача третьей ступени – наблюдения за глобальными параметрами окружающей среды с целью оценки последствий этих изменений для здоровья и деятельности людей.
Выделяют несколько типов мониторинга: глобальный (биосферный), экологический, геофизический, биологический, климатический и др. Наиболее универсальным подходом является организация глобальной системы мониторинга с одновременным решением всех возникающих при этом задач.
Экологический мониторинг включает наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами воздействия не нее, оценку состояния и факторов воздействия, прогнозирование изменения окружающей среды и оценку ее будущего состояния. Его объектами также выступают живые организмы и их сообщества. Он является важнейшим методом исследования окружающей среды и приобретает особое значение для оценки состояния биосферы в глобальном масштабе, при этом часто включает в себя мониторинг биологический, геофизический и др. Экологический мониторинг является, по-видимому, более универсальным, охватывающим вопросы и биологического, и геофизического мониторинга в их тесной связи. Это особенно важно, когда наблюдение осуществляется на уровне экологических систем. При организации экологического мониторинга используются специальные спутники и спутниковые системы, ведущие наблюдения за различными компонентами биосферы.
К геофизическому мониторингу относится определение данных о загрязнении, мутности атмосферы, выборочных метеорологических и гидрологических характеристик среды. В эту подсистему можно включить мониторинг различных элементов неживой составляющей биосферы, в том числе конструкций, зданий, созданных человеком.
Основной задачей биологического мониторинга является определение состояния биотической составляющей биосферы и ее реакции на антропогенное воздействие. Биологический мониторинг включает мониторинг живых организмов – популяций (по числу, биомассе, плотности и другим признакам), подверженных воздействию. В этой подсистеме мониторинга целесообразно выделить следующие наблюдения:
– за состоянием здоровья человека, воздействием на него среды (медико-биологический мониторинг);
– за наиболее чувствительными к данному виду воздействия (или комплексу воздействий) популяциями (например, растительности к воздействию двуокиси серы) или за «критическими» популяциями по отношению к данному воздействию (например, зоопланктона в Байкале к сбросам целлюлозных предприятий).
Особое место в биологическом мониторинге занимает генетический мониторинг (наблюдение за возможными наследственными изменениями у различных популяций).
Очень значимым с точки зрения практических действий при организации мониторинга в любых масштабах, с любыми целями является мониторинг загрязняющих веществ и других факторов воздействия в различных средах. Мониторинг в различных средах (различных сред) включает:
– мониторинг приземного слоя атмосферы и верхней атмосферы;
– мониторинг литосферы (в первую очередь почвы).
Не менее важной с практической точки зрения представляется классификация систем мониторинга по факторам и источникам воздействия. Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и других факторов воздействия, к которым можно отнести электромагнитное излучение, тепло, шумы. Здесь, в первую очередь, мониторингу должны быть подвергнуты наиболее вредные факторы: токсичные вещества, наиболее стойкие и подвижные, имеющие токсичные дочерние продукты, образующиеся при распаде и превращениях, и опасные при воздействии в сочетании с другими веществами. Среди источников воздействия, и, в первую очередь, загрязнений, следует выделить точечные стационарные (заводские трубы), точечные подвижные (транспорт), и пространственные (города, поля с внесенными химическими веществами) источники.
И на современном этапе весьма интересным видом мониторинга является мониторинг различных изменений в биосфере, определяемых дистанционными методами (особенно с помощью искусственных спутников Земли).
Что включает в себя предупреждающий мониторинг
5.4.1 Мониторинг исполнения и оценка результативности
5.4.1.1 Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать. Обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры должны быть распределены.
5.4.1.2 Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.
5.4.1.3 Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:
а) базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда;
б) поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
5.4.1.4 Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности должны:
а) использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда осуществляются, а риски регулируются;
б) включать результаты как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга и не опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; и
в) фиксироваться документально.
5.4.1.5 Наблюдение должно обеспечивать:
а) обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
б) информацию для определения результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
в) основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда.
5.4.1.6 Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий, и включать:
а) контроль выполнения конкретных планов, установленных критериев результативности исполнения и целей;
б) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
в) наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
г) наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и регулирующих мер;
д) оценку соответствия с применимыми национальными законами и иными нормативными актами, коллективными соглашениями и другими обязательствами по охране труда, принятыми на себя организацией.
5.4.1.7 Реагирующий мониторинг должен включать определение, уведомление и расследование:
а) связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов;
б) других потерь, таких как имущественный ущерб;
в) неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
г) программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.
Организации следует контролировать эффективность своей деятельности по охране труда в рамках функционирования системы управления охраной труда. Для этого организации необходимо создать систему контроля в качестве составной части системы управления охраной труда.
Система контроля эффективности управления охраной труда в организации должна предусматривать дособытийный (предупреждающий/профилактический/проактивный) и послесобытийный (реагирующий/реактивный) мониторинг (наблюдение) с соблюдением следующих правил:
— предупреждающий мониторинг (текущие наблюдения) следует применять для проверки соответствия деятельности организации в области охраны труда (например, мониторинг частоты проведения проверок состояния охраны труда и их эффективности);
— реагирующий мониторинг (расследования) применяется для расследования, анализа и документирования отказов системы управления охраной труда, включая инциденты, любые несчастные случаи, случаи ухудшения здоровья и заболевания, причинения ущерба имуществу организации.
При этом превалировать должен предупреждающий мониторинг (текущие наблюдения), позволяющий предвидеть возможную неблагоприятную ситуацию и вовремя предотвратить ее.
Использование реагирующего мониторинга состоит главным образом в проверке того, созданы ли условия для неповторения случившегося неблагоприятного случая после расследования его причин и принятия соответствующих мер.
Для оценки результативности (качественной или количественной) системы управления охраной труда применяют:
— анализ результатов идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими;
— плановую оценку условий труда;
— проверки состояния охраны труда, например, в виде инспекций и/или обходов;
— предварительную оценку безопасности новых установок, оборудования, материалов, химических веществ, технологий, процессов, процедур или методов работы;
— проверки оборудования и установок специального назначения для контроля надежности смонтированных частей, связанных с безопасностью, и их состояния;
— выборочные проверки по охране труда;
— наличие и результативность использования персонала, имеющего опыт работы в области охраны труда или соответствующую квалификацию в этой области;
— анализ документации и записей данных;
— сравнение с результативностью деятельности других организаций в области охраны труда;
— проведение опросов для выявления отношения работников к системе управления охраной труда, деятельности в этой области, а также консультаций с работниками;
Система управления охраной труда может подразумевать составление графика проведения проверок, основанного на результатах идентификации опасностей и оценки рисков, национальном законодательстве и предписаниях органов государственного надзора.
Периодически должен проводиться текущий контроль технологических процессов, рабочих мест и практической деятельности, связанной с охраной труда.
Полезно составить инвентаризационную опись (с применением однозначной идентификации для всех ее позиций) обо всем оборудовании, которое должно подвергаться установленным законодательством проверкам (например, техническое освидетельствование, техническое диагностирование) или техническим проверкам соответствующим персоналом (который может быть из внешних организаций).
Представители руководства, осуществляющие контроль, могут проводить выборочные проверки работ, связанных с риском, для обеспечения соответствия требованиям охраны труда.
Типичный трехуровневый контроль за состоянием условий и охраны труда осуществляют:
Руководители первого уровня управления осуществляют контроль ежедневно в ходе руководства работами (трудом своих подчиненных).
Руководители второго уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах. При территориальной разбросанности рабочих мест, оборудования, объектов контроль организуется так, чтобы в течение недели были проверены все рабочие места (объекты), где ведутся или будут производиться работы.
Руководители третьего уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц. При территориальной разбросанности подразделений и производственных объектов, отдельных рабочих мест и установок контроль организуется так, чтобы в течение месяца были проверены все объекты контроля.
Чтобы увязать физические возможности руководителей (особенно первого уровня) с требованиями систематического контроля, руководитель сам, проводя проверку на одних объектах, может привлечь к проверке других объектов своих заместителей, главных специалистов и других (подчиненных ему) руководителей и специалистов для того, чтобы все объекты контроля проверялись не реже одного раза в месяц.
Что включает в себя предупреждающий мониторинг
Статья 96. Мониторинг
1. Под мониторингом в целях настоящего Федерального закона понимается режим дистанционного государственного контроля (надзора), заключающийся в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации о деятельности граждан и организаций, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, должностными лицами контрольного (надзорного) органа в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2. Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц и осуществляется в случаях, установленных положением о виде контроля, по заявлению контролируемого лица на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.
3. Требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, устанавливаются положением о виде контроля.
4. Порядок организации и осуществления мониторинга устанавливается положением о виде контроля, соглашением между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом.
5. Положение о виде контроля регулирует порядок подключения контролируемого лица (объекта) к автоматизированным информационным системам сбора и обработки данных, работающим в автоматическом режиме, специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иным средствам сбора или фиксации информации, порядок доступа к указанным информационным системам и иным средствам сбора или фиксации информации, порядок обмена документами и иной информацией, а также характеристики автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, средств сбора или фиксации информации, места их установки, их количество, требования к необходимому программному обеспечению и при необходимости иные условия.
6. Форма соглашения о мониторинге утверждается контрольным (надзорным) органом и не может предусматривать преимущества для отдельных контролируемых лиц или оказание предпочтения отдельным контролируемым лицам.
7. Техническое оснащение и сопровождение мониторинга на объектах контролируемого лица производятся за счет контролируемого лица, если иное не установлено положением о виде контроля или соглашением о мониторинге.
8. Мониторинг осуществляется на основании решения контрольного (надзорного) органа, выпускаемого по результатам проведения оценки соответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, технической готовности контролируемого лица и контрольного (надзорного) органа к информационному взаимодействию в рамках мониторинга и заключения соглашения о мониторинге.
9. Соглашением о мониторинге между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом может предусматриваться срок осуществления мониторинга, который не может быть менее одного года.
10. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из следующих случаев:
1) выявление несоответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, в том числе к технической оснащенности и сопровождению мониторинга;
2) неисполнение контролируемым лицом положений соглашения о мониторинге между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом;
3) подача контролируемым лицом заявления о прекращении осуществления мониторинга;
4) иные случаи, установленные положением о виде контроля.
11. Контрольный (надзорный) орган уведомляет контролируемое лицо о прекращении мониторинга в течение десяти дней со дня принятия решения о прекращении осуществления мониторинга.
12. Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено осуществление обязательного мониторинга в отношении контролируемых лиц, соответствующих критериям, установленным федеральным законом о виде контроля.
13. Порядок организации и осуществления обязательного мониторинга устанавливается положением о виде контроля.
14. Техническое оснащение и сопровождение обязательного мониторинга производятся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
15. Обязательный мониторинг осуществляется без ограничения срока его проведения.
16. Контролируемые лица, в отношении которых осуществляется обязательный мониторинг, освобождаются от плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.
17. В случае получения в ходе мониторинга, в том числе обязательного мониторинга, сведений о фактах нарушения обязательных требований контрольный (надзорный) орган принимает решения в соответствии с частью 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.
2.2. Классификация мониторинга
Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления: наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее; оценку фактического состояния окружающей среды и уровня ее загрязнения; прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.
Объектами мониторинга являются атмосфера (мониторинг приземного слоя атмосферы и верхней атмосферы); атмосферные осадки (мониторинг атмосферных осадков); поверхностные воды суши, океаны и моря, подземные воды (мониторинг гидросферы); криосфера (мониторинг составляющих климатической системы).
По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.
Существует классификация систем мониторинга по факторам, источникам и масштабам воздействия (рис. 2.2 и табл. 2.2).
Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, солнечная радиация, шумовые вибрации).
Мониторинг источников загрязнений – мониторинг точечных стационарных источников (заводские трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля с внесенными химическими веществами) источников.
По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.
По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:
• глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
• базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
• национальный – мониторинг в масштабах страны;
• региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;
• локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
• импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.
Классификация систем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг).
Химический мониторинг – это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнений окружающей среды приоритетными высокотоксичными ингредиентами, представленными в табл. 2.1.
Физический мониторинг – система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).
Биологический мониторинг – мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде).
Экобиохимический мониторинг – мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).
Дистанционный мониторинг – в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.
В зависимости от принципа классификации имеются различные системы мониторинга (табл. 2.2).
Наиболее универсальным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды.
Комплексный экологический мониторинг окружающей среды – это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.
При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды: а) проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем; б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
Система комплексного экологического мониторинга предусматривает: выделение объекта наблюдения; обследование выделенного объекта наблюдения; составление для объекта наблюдения информационной модели; планирование измерений; оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
Основные цели комплексного экологического мониторинга состоят в том, чтобы на основании полученной информации: оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека (т. е. провести оценку соблюдения экологических нормативов); выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются (т. е. провести диагностику состояния экосистем и среды обитания); создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т. е. обеспечить заблаговременное предупреждение негативных ситуаций.
В Российской Федерации функционирует несколько ведомственных систем мониторинга, например, служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета, служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода, служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнений сельскохозяйственных земель Роскомзема и др.