Что включает в себя предпродажная подготовка товара
Предпродажная подготовка товара
Когда я устроился в ритейл, одной из первых работ с которой я познакомился была – предпродажная подготовка товара. В 2005 году этот этап был жизненно необходим при продаже бытовой технике. 50% товара не имели РСТ, инструкции на русском языке и гарантийных талонов действующих на территории РФ. Сложней всего было с DVD плеерами, которые в то время были чуть ли не самым ходовым товаром. Половина дивидюков приходила для 2го Regional Protection Code (региональный код защиты) коротко RPC. Если в такой DVD диск, выпущенный для РФ (5й регион), то он не прочтётся. Приходилось каждый плеер подключить и сломать защиту, введя определенную комбинацию клавиш.
Уже после 2008 года сотрудников группы подготовки товара не стало. Сократили за ненадобностью. Построили кучу заводов по сборке в Калининграде, кроме того наладили сборку в Китае. Но это не значит, что предпродажная подготовка исчезла как этап. Она по-прежнему востребована.
Правильно организованная предпродажная подготовка становится одним из факторов увеличения прибыли бизнеса – об этом хорошо известно маркетологам. Данные действия — это целый комплекс, который направлен на обеспечение сохранности товара в процессе доставки, а также хранение и оптимизацию продаж. От того, как именно будут осуществляться данные мероприятия, в конечном счете, зависят и масштабы реализации. Кроме того, без осуществления некоторых действий товар просто не разрешается предлагать покупателю – это касается как продовольственных товаров, так и непродовольственной категории.
Подобные действия могут организовываться на различном уровне: не складе предприятия, магазина и пр. Какие плюсы несет эффективная организация подготовки товара для дальнейшей продажи, к примеру, если вести речь о складских клиентах?
Предпродажа: что это такое?
Предварительная продажа является одним из интересных средств маркетинга, при котором покупка товара или услуги разрешена «до» его широкого появления на прилавке. Почувствовав себя «избранным», человеку сложно отказаться от приобретения. Но несмотря на «досрочность» такого действия, реализующийся продукт также должен быть подвергнут предпродажной подготовке, поскольку именно ее наличие позволяет сохранить качество и обеспечить соответствующий вид.
Подготовка товара к продаже в магазине
Что может входить в понятие предпродажной подготовки товара, если речь идет о продукции, уже поступившей в магазин? Это ряд конкретных узконаправленных действий, а именно:
Очевидно, что в зависимости от направления бизнеса и категории товаров могут присутствовать другие условия, а также процессы, но общий принцип при этом останется тем же.
Все чаще магазины заказывают у торговых представителей не просто товары, но созданные из них наборы. При этом фасовка осуществляется из больших объемов (которыми осуществляется поставка) в меньшие, но оптимизированные с точки зрения маркетинга. Выделяются следующие варианты:
Подготовка к продаже непродовольственных товаров
Все действия по подготовке товара к реализации можно разделить на общие и специальные. Последние часто касаются товаров непродовольственного назначения и состоят в сборе, монтаже и других подобных действиях. При этом число, а также трудоемкость операций часто зависит от того, в какой виде товары приходят от поставщиков.
Полностью готовых к продаже изделий в пункт торговли приходит немного, а значит нужно организовать подготовительные мероприятия по предпродажной подготовке непосредственно в рамках магазина. Некоторые товары нуждаются и в специфической подготовке. Так, например, при подаче техники в торговый зал необходима проверка присутствия инструкций по эксплуатации, а также паспортов, гарантийных талонов, комплектности. Осуществляется регулировка и настройка реализуемого оборудования. Любой прибор, отправляющийся в торговый зал, нуждается в четком оформленнии ярлыков с указанием техинформации и аннотацией.
Подобные операции должны осуществляться работниками магазинов, а также ремонтными предприятиями, работающими по договору. А вот реализация технически сложных товаров, которые не прошли подготовку до продажи, запрещена.
Характерным примеров предпродажной подготовки становятся автомобили. Если говорить о новых машинах, то таковая может состоять из:
Из рекомендованных мероприятий хочется выделить: затяжку болтов колес, настройку освещения, проверку состояния дверей и необходимого уровня жидкостей в системах.
Сделав из авто, пришедшего для продажи, яркий, бросающийся в глаза экземпляр, можно привлечь к нему покупателя, который, безусловно, останется доволен внешним видом изделия.
Имея тот или иной набор и уровень сложности предпродажной подготовки, компания, заинтересованная в ее проведении, должна определиться, создать ли собственные мощности, работающие в данном направлении или поручить данные функции сторонней фирме.
Предпродажная подготовка товара
В Российской Федерации есть множество организаций, которые занимаются защитой прав потребителей, однако продавцам это редко мешает нарушать действующее законодательство, что нередко влечёт необходимость досудебных и судебных разбирательств, которые легко могли быть предотвращены банальным соблюдением предпродажной подготовки товара.
Какие товары подлежат предпродажной подготовке?
Что подразумевается под предпродажной подготовкой
Продавец должен убедиться в наличии информации, предусмотренной законом, о каждом товаре из вышеуказанного перечня. Сотрудники магазина обязаны также распаковать и осмотреть товар и провести проверку качества (по внешним признакам).
Предпродажная подготовка товара может включать в себя и иные требования. Отутюжить и произвести мелкий ремонт можно в отношении текстильных товаров, трикотажных изделий, швейных товаров, изделий из меха и обуви. В случае если товар является главной вещью, а принадлежность входит в комплект, то необходимо проверить комплектность (такое требование установлено для технически сложных товаров бытового назначения; мебели; бывших в употреблении товаров; строительных изделий; медицинских изделий; оружия).
Продавец, в отношении технически сложных товаров и медицинских изделий, при необходимости должен их собрать и произвести их наладку.
Информация о проведении предпродажной подготовки
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, из всего перечня товаров, которые должны пройти предпродажную подготовку до появления в торговом зале, лишь в случае с автомобилями, мототехникой, прицепами и номерными агрегатами в сервисной книжке на товар или ином заменяющем её документе продавец обязан сделать отметку о проведении такой подготовки.
В случае с остальными товарами потребителю остаётся уповать на честность продавца.
Проверка товара при покупке
Согласно ч. 2 ст. 495 ГК РФ, покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Для исполнения требований данной статьи чаще всего продавцы используют выставочные образцы, поэтому убедиться в проверке именно приобретаемого экземпляра до оплаты невозможно.
В большинстве случаев продавцы позволяют провести проверку качества приобретённого товара лишь после оплаты. Если будет обнаружен недостаток, появляется необходимость обращаться к продавцу с требованием возврата средств или устранения недостатка товара. А значит, нельзя доверять продавцу и по возможности необходимо требовать проведения проверки качества товара до оплаты. Если это невозможно в конкретном магазине, всегда есть возможность обратиться в другую организацию торговли, сотрудники которой пойдут навстречу клиенту.
Что включает в себя предпродажная подготовка товара
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА ТОВАРОВ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
Trade. Pre-sale preparation of goods of certain types. General requirements
Дата введения 2017-01-01
Предисловие
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к предпродажной подготовке товаров отдельных видов.
Настоящий стандарт распространяется на предпродажную подготовку продовольственных и непродовольственных товаров отдельных видов, оказываемую торговыми организациями независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 51304 Услуги торговли. Общие требования
ГОСТ Р 51305 Услуги торговли. Требования к персоналу
ГОСТ Р 51773 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51303, ГОСТ Р 51773, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 предпродажная подготовка товаров: Комплекс операций, выполняемых в торговом предприятии с товарами перед их подачей в торговый зал или иное место продажи в целях доведения до готовности для продажи (реализации) покупателям.
продажа [реализация] товара: Передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.
фасование в торговле (фасовка, предпродажное фасование): Упаковывание товаров в потребительскую упаковку на предприятии торговли с одновременным или предварительным установлением массы или объема товаров, в том числе путем нарезки.
4 Номенклатура операций по предпродажной подготовке товаров
4.1 Предпродажную подготовку товаров выполняют в целях сохранения качества товаров и создания привлекательных для покупателей внешнего вида товаров и/или упаковки. Предпродажная подготовка предусматривает уменьшение объема и количественное разделение товаров.
4.2 Предпродажная подготовка товаров является частью торгово-технологического процесса в сфере торговли и включает следующие операции:
— проверка наименования, количества, комплектности, сортности, цены товара;
— проверка соответствия маркировки;
— очистка товаров от пыли и загрязнений, устранение мелких дефектов;
— сортировка товаров по видам и сортам;
— сбор и комплектация товаров, поступивших в предприятие торговли в разобранном виде (при необходимости);
— взвешивание (установление массы) товаров;
— фасование (фасовка) товаров в потребительскую упаковку;
— упаковка товаров по количеству единиц в упаковке;
— упаковка товаров под подарочную упаковку;
— упаковка товаров в подарочные наборы;
— упаковка товаров в промо-наборы;
— упаковка товаров в метро-юниты;
— запайка в термоусадочную пленку;
— придание товарам товарного вида (например, отпаривание, глажка, утюжка и т.п.);
— оформление ценников на товары;
— установка противокражного оборудования;
— изготовление и нанесение этикеток, штрих-кодов (стикеровка);
— подготовка товаров к подаче в торговый зал, укладывание в специальную тару-оборудование или тару;
— выкладка товаров в торговом зале или размещение товара на рабочем месте продавца;
4.3 Предпродажную подготовку товаров осуществляют на предприятиях торговли различных видов и типов.
4.4 Номенклатуру операций по предпродажной подготовке товаров устанавливает менеджер или продавец в зависимости от класса, группы и вида товаров, их ассортимента, а также особенностей их продажи (реализации), транспортирования и других факторов.
Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляют с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т.п. Количество и трудоемкость операций по подготовке товаров к продаже зависят от способа организации торговой деятельности, а также от того, насколько подготовленными они поступают от поставщиков.
5 Общие требования
5.1 При осуществлении предпродажной подготовки товаров должны соблюдаться требования нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти [1], [2], [3], [4], [5], [6], ГОСТ Р 51304 и требования настоящего стандарта.
5.2 При предпродажной подготовке товаров следует выполнять ряд основных операций, относящихся к товарам всех групп. Для товаров отдельных групп предпродажная подготовка имеет свои особенности, в том числе в зависимости от степени готовности товаров к продаже.
5.3 Требования к основным операциям по подготовке товаров
5.3.1 Приемка товаров по качеству и количеству
Необходимо применять средства измерения по назначению и вести контроль за их исправностью и своевременной поверкой (калибровкой) в целях систематической проверки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений [7].
5.3.2 Распаковка товаров
Распаковка товаров позволяет организовать упорядоченное складирование товаров на предприятиях торговли и сокращает время выполнения заказов потребителей.
5.3.3 Сортировка товаров
Сортировка товаров включает в себя распределение товаров по сортам, товарным группам, размерам, другим ассортиментным признакам, а также отбраковку некачественной продукции или отдельных некачественных экземпляров (единиц). Сортировку следует осуществлять с учетом специфики товаров и требований покупателей, особое внимание уделяя сохранности товаров и правильной их комплектации.
5.3.4 Проверка упаковки и маркировки товаров
Проверка упаковки товаров до выкладки в торговый зал должна способствовать предотвращению их от порчи из-за возможного нарушения целостности упаковки, способствовать сохранению привлекательного товарного вида, а также недопущению в продажу конечному потребителю товаров с дефектной упаковкой.
Проверку маркировки товаров следует осуществлять на соответствие требованиям технических регламентов или нормативных правовых актов.
5.3.5 Очистка товаров и подготовка товара к подаче в торговый зал
Очистка товаров от пыли, загрязнений, зачистка верхнего слоя товаров, потерявших товарный вид, позволяют избавить товары от загрязнений, которые могут образовываться при ненадлежащих транспортировании и хранении.
После очистки товары укладывают в тележки, ящики, лотки, контейнеры, тару-оборудование и другие приспособления для доставки в торговый зал.
5.3.6 Фасование (фасовка) товаров
Предпродажное фасование товаров должно включать в себя упаковывание товаров в потребительскую упаковку на предприятии торговли, в том числе нарезку с одновременным установлением массы, объема товаров, длины, площади или количества.
Предпродажная подготовка автомобиля — что в нее входит
Продать подержанный автомобиль по максимально возможной цене мечтает каждый хозяин. Идеальных б/у машин не бывает. Поэтому перед тем, как показывать авто покупателю, важно избавить транспортное средство от недочетов, которые могут повлиять на его стоимость. «Автокод» расскажет, что входит в предпродажную подготовку автомобиля.
Содержание
Техническая предпродажная подготовка машины
На данном этапе необходимо устранить недостатки во внешнем облике автомобиля и произвести замену неисправных узлов и механизмов. В техническую предпродажную подготовку входят следующие элементы:
Также сюда можно отнести замену жидкостей — смену масла, антифриза и т. п.
Юридическая предпродажная подготовка автомобиля
Это еще один этап на пути быстрой и прибыльной реализации подержанного транспортного средства. Юридическая чистота выставленного на продажу автомобиля не менее важна, чем его исправное техническое состояние. Поэтому добросовестный хозяин обязан в ходе предпродажной подготовки:
Проверить юридическую чистоту машины можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод». Для получения информации достаточно ввести в строку поиска гос. номер или ВИН-код принадлежащего вам транспортного средства. Спустя две минуты система выдаст подробный отчет, в который будут входить сведения об имеющихся штрафах, ограничениях ГИБДД и другая информация о машине. Стоимость отчета – 399 рублей. Если вы хотите быть полностью уверенным в юридической чистоте своего транспортного средства – не поленитесь проверить его. Данная процедура избавит вас от многих проблем в будущем и поможет продать машину дороже. А вот если автомобиль окажется проблемным – по закону покупатель имеет полное право оспорить ДКП через суд, и деньги придется вернуть.
Наличие долгов и исполнительных производств также показывает сервис проверки владельца авто. Посмотреть пример отчета
Стоит ли выполнять предпродажную подготовку своими силами
По мнению экспертов, готовить автомобиль к продаже самостоятельно можно только при наличии необходимых знаний, инструментов и материалов. Процедура не быстрая. И может занять несколько дней. Поэтому, если вы не уверены в своих силах или у вас недостаточно свободного времени, проще отогнать машину в сервисный центр.
Сколько стоит предпродажная подготовка автомобиля
Сегодня в любом городе достаточно компаний, предлагающих услуги по комплексной подготовке транспортных средств к продаже. Стоимость работы зависит от:
Например, в Москве цена предпродажной подготовки авто среднего уровня составляет около 12-14 тыс. руб. Придать товарный вид внедорожнику, минивену или микроавтобусу обойдется уже дороже – от 15 до 20 тыс. руб.
В предпродажную подготовку дорогого и не старого ТС лучше вложиться по максимуму. Затраты окупятся с лихвой. Если автомобилю 6-10 лет – можно попробовать «подшаманить» его собственными силами (опять же, повторимся, при наличии необходимых познаний, оборудования и материалов). Если машине больше 10-15 лет, и её состояние оставляет желать лучшего – целесообразность проведения предпродажной подготовки уже под большим вопросом. В такой ситуации лучше предварительно проконсультироваться с грамотным мастером.
Тем не менее, эксперты единогласны во мнении, что предпродажная подготовка транспортного средства в возрасте 2-10 лет просто необходима. Зачастую владельцы подержанных машин экономят. Однако практика показывает, что в итоге им приходится снижать цену на автомобиль несоизмеримо больше, чем пришлось бы заплатить за подготовку ТС к продаже.
ГОСТ Р 57115-2016
Информация
Название | Торговля. Предпродажная подготовка товаров отдельных видов. Общие требования |
---|---|
Название английское | Trade. Pre-sale preparation of goods centrain types. General requirements |
Дата актуализации текста | 01.01.2021 |
Дата актуализации описания | 01.01.2021 |
Дата издания | 07.12.2018 |
Дата введения в действие | 01.06.2017 |
Область и условия применения | Настоящий стандарт устанавливает общие требования к предпродажной подготовке товаров отдельных видов. Настоящий стандарт распространяется на предпродажную подготовку продовольственных и непродовольственных товаров отдельных видов, оказываемую торговыми организациями независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями |
Опубликован | Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год |
Утверждён в | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Дата принятия | 04.10.2016 |
Расположение в каталоге ГОСТ
Общероссийский классификатор стандартов
Классификатор государственных стандартов
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА ТОВАРОВ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
Trade. Pre-sale preparation of goods of certain types. General requirements
Дата введения 2017-01-01
Предисловие
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к предпродажной подготовке товаров отдельных видов.
Настоящий стандарт распространяется на предпродажную подготовку продовольственных и непродовольственных товаров отдельных видов, оказываемую торговыми организациями независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 51304 Услуги торговли. Общие требования
ГОСТ Р 51305 Услуги торговли. Требования к персоналу
ГОСТ Р 51773 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51303, ГОСТ Р 51773, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 предпродажная подготовка товаров: Комплекс операций, выполняемых в торговом предприятии с товарами перед их подачей в торговый зал или иное место продажи в целях доведения до готовности для продажи (реализации) покупателям.
продажа [реализация] товара: Передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.
фасование в торговле (фасовка, предпродажное фасование): Упаковывание товаров в потребительскую упаковку на предприятии торговли с одновременным или предварительным установлением массы или объема товаров, в том числе путем нарезки.
4 Номенклатура операций по предпродажной подготовке товаров
4.1 Предпродажную подготовку товаров выполняют в целях сохранения качества товаров и создания привлекательных для покупателей внешнего вида товаров и/или упаковки. Предпродажная подготовка предусматривает уменьшение объема и количественное разделение товаров.
4.2 Предпродажная подготовка товаров является частью торгово-технологического процесса в сфере торговли и включает следующие операции:
— проверка наименования, количества, комплектности, сортности, цены товара;
— проверка соответствия маркировки;
— очистка товаров от пыли и загрязнений, устранение мелких дефектов;
— сортировка товаров по видам и сортам;
— сбор и комплектация товаров, поступивших в предприятие торговли в разобранном виде (при необходимости);
— взвешивание (установление массы) товаров;
— фасование (фасовка) товаров в потребительскую упаковку;
— упаковка товаров по количеству единиц в упаковке;
— упаковка товаров под подарочную упаковку;
— упаковка товаров в подарочные наборы;
— упаковка товаров в промо-наборы;
— упаковка товаров в метро-юниты;
— запайка в термоусадочную пленку;
— придание товарам товарного вида (например, отпаривание, глажка, утюжка и т.п.);
— оформление ценников на товары;
— установка противокражного оборудования;
— изготовление и нанесение этикеток, штрих-кодов (стикеровка);
— подготовка товаров к подаче в торговый зал, укладывание в специальную тару-оборудование или тару;
— выкладка товаров в торговом зале или размещение товара на рабочем месте продавца;
4.3 Предпродажную подготовку товаров осуществляют на предприятиях торговли различных видов и типов.
4.4 Номенклатуру операций по предпродажной подготовке товаров устанавливает менеджер или продавец в зависимости от класса, группы и вида товаров, их ассортимента, а также особенностей их продажи (реализации), транспортирования и других факторов.
Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляют с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т.п. Количество и трудоемкость операций по подготовке товаров к продаже зависят от способа организации торговой деятельности, а также от того, насколько подготовленными они поступают от поставщиков.
5 Общие требования
5.1 При осуществлении предпродажной подготовки товаров должны соблюдаться требования нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти [1], [2], [3], [4], [5], [6], ГОСТ Р 51304 и требования настоящего стандарта.
5.2 При предпродажной подготовке товаров следует выполнять ряд основных операций, относящихся к товарам всех групп. Для товаров отдельных групп предпродажная подготовка имеет свои особенности, в том числе в зависимости от степени готовности товаров к продаже.
5.3 Требования к основным операциям по подготовке товаров
5.3.1 Приемка товаров по качеству и количеству
Необходимо применять средства измерения по назначению и вести контроль за их исправностью и своевременной поверкой (калибровкой) в целях систематической проверки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений [7].
5.3.2 Распаковка товаров
Распаковка товаров позволяет организовать упорядоченное складирование товаров на предприятиях торговли и сокращает время выполнения заказов потребителей.
5.3.3 Сортировка товаров
Сортировка товаров включает в себя распределение товаров по сортам, товарным группам, размерам, другим ассортиментным признакам, а также отбраковку некачественной продукции или отдельных некачественных экземпляров (единиц). Сортировку следует осуществлять с учетом специфики товаров и требований покупателей, особое внимание уделяя сохранности товаров и правильной их комплектации.
5.3.4 Проверка упаковки и маркировки товаров
Проверка упаковки товаров до выкладки в торговый зал должна способствовать предотвращению их от порчи из-за возможного нарушения целостности упаковки, способствовать сохранению привлекательного товарного вида, а также недопущению в продажу конечному потребителю товаров с дефектной упаковкой.
Проверку маркировки товаров следует осуществлять на соответствие требованиям технических регламентов или нормативных правовых актов.
5.3.5 Очистка товаров и подготовка товара к подаче в торговый зал
Очистка товаров от пыли, загрязнений, зачистка верхнего слоя товаров, потерявших товарный вид, позволяют избавить товары от загрязнений, которые могут образовываться при ненадлежащих транспортировании и хранении.
После очистки товары укладывают в тележки, ящики, лотки, контейнеры, тару-оборудование и другие приспособления для доставки в торговый зал.
5.3.6 Фасование (фасовка) товаров
Предпродажное фасование товаров должно включать в себя упаковывание товаров в потребительскую упаковку на предприятии торговли, в том числе нарезку с одновременным установлением массы, объема товаров, длины, площади или количества.
Фасование товаров следует осуществлять для разделения массы товаров на единичные экземпляры с заданными количественными характеристиками, наиболее удобными для покупателей.
На предприятиях торговли следует проводить фасование продовольственных товаров: молочной, мясной, колбасной, рыбной, кулинарной, бакалейной, плодоовощной и другой пищевой продукции, а также непродовольственных товаров. Фасованные товары следует помещать в потребительскую упаковку (упаковочные материалы) с предварительным или одновременным дозированием (укладкой) продукции и нанесением обязательной информации о товарах.
На предприятиях торговли необходимо предусматривать фасовочные помещения и/или участки (зоны, острова) в соответствующих отделах.
Потребительская упаковка (упаковочные материалы) должны соответствовать требованиям [6]. Пищевые продукты расфасовывают в пакеты, пленки, лотки, подложки из полимерных или комбинированных материалов. Фасование (фасовку) товаров следует проводить вручную или на специальном оборудовании.
На предприятиях торговли допускается осуществлять мытье корнеплодов в специально выделенном и оборудованном помещении, а затем, после просушивания, их фасование в сетки и пакеты.
На каждую упаковочную единицу фасованных товаров следует наносить маркировочную этикетку в виде печати на пленке или наклеивать ее на упаковку.
Маркировку фасованных товаров следует осуществлять с целью идентификации товаров и доведения до потребителей информации о расфасованной продукции, установленной нормативными правовыми актами, для обеспечения возможности обоснованного выбора.
5.3.7 Выкладка товаров в торговом зале
Выкладка товаров включает в себя определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом зале. Данная услуга предназначена для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений у покупателей.
Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал предприятия, где их выкладывают на торгово-технологическом оборудовании. Обычно применяют комбинированную систему выкладки товаров. Продукция должна быть выложена таким образом, чтобы поиск нужного товара был максимально облегчен. Товары должны быть расположены лицевой стороной к покупателю. Товары не должны загораживать друг друга, чтобы можно было разглядеть целиком каждую товарную единицу. Наименования товаров должны быть расположены горизонтально.
В торговых залах предприятий торговли упакованные продовольственные товары могут быть размещены на подтоварниках, паллетах, стеллажах, либо на другом выделенном оборудовании в транспортной и/или групповой упаковке, обеспечивающей сохранность продукции.
При размещении продовольственных товаров в торговом зале в транспортной/групповой упаковке покупатели осуществляют отбор упакованной продукции методом самообслуживания.
Для размещения непродовольственных товаров в торговом зале используют витрины, стеллажи, прилавки, вешала, торговые стенды и стойки, настенные и островные торговые системы и пр.
Одновременно на предприятиях торговли может осуществляться комплектование подарочных наборов, представляющее объединение в единый набор товаров различных наименований общего назначения. Как правило, подарочные наборы комплектуют из кондитерских и алкогольных изделий, товаров бытовой химии, галантерейных товаров и других. Для придания таким товарам привлекательного внешнего вида рекомендуется использование подарочной художественно оформленной упаковки, которая позволяет украсить товары, создать подарочные наборы и упрощает покупателям выбор подарков.
5.3.8 Оформление ценников на товары
На все реализуемые товары следует оформлять единообразные и четкие ценники как средство доведения информации о товаре до покупателя. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло [1].
Ценники должны сопровождать образцы товаров, выставляемые на прилавках, витринах и т.п.
Ценники могут выполнять и рекламную роль в местах продажи или информировать покупателей о специальных условиях при покупке товаров. Такие ценники могут быть использованы, например, в торговых предприятиях по продаже аудио-, видео- и бытовой техники, где рядом со стандартными ценниками размещают красочные ярлыки, дополнительно информирующие о функциях того или иного товара.
Новые товары также следует выделять с помощью специально обозначенных ценников или табличек.
6 Требования к предпродажной подготовке товаров отдельных групп
6.1 Особенности предпродажной подготовки продовольственных товаров отдельных групп
В случае предпродажного фасования и упаковки скоропортящейся развесной пищевой продукции, проводимых продавцом, реализацию этой продукции с момента вскрытия потребительской упаковки следует осуществлять в течение не более 12 ч при соблюдении условий хранения. Продавец после вскрытия упаковки должен указать срок годности (дату и время) реализуемой на развес скоропортящейся продукции, который не должен превышать сроков годности, установленных изготовителем данной продукции.
Маркировка фасованных продовольственных товаров предприятиями торговли должна соответствовать [4] (статья 4, подраздел 4.1).
При фасовании продовольственных товаров предприятиями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок годности и условия хранения.
Иные сведения доводят до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции, в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и/или этикетку, и/или на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции.
Сведения о маркировке в отношении пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, а также пищевой продукции, фасование которой осуществляется предприятиями розничной торговли в присутствии потребителя, доводят до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой продукции.
При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем или в торговых предприятиях с указанием массы на упаковке, их дополнительное взвешивание не осуществляют.
Бакалейные товары, поступающие упакованными в мешки, ящики, картонные коробки, перед продажей следует расфасовывать. При подготовке товаров к продаже должны быть проверены целостность упаковки и маркировка.
Кондитерские изделия, орехи и аналогичные товары следует расфасовывать в полиэтиленовые пакеты или другую упаковку из полимерных материалов. Фасованные кондитерские изделия после сортировки следует размещать по видам на полках, горках, прилавках и т.п.
При реализации товаров продавцами (индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок) весовые печенье, вафли, мягкие конфеты, фруктово-ягодные и шоколадные изделия и другие кондитерские изделия должны быть размещены на внутренних полках прилавков в лотках. Пирожные, рулеты, кексы следует выставлять на торговых прилавках на лотках и в контейнерах изготовителей. Торты и пирожные с кремовой или фруктовой отделкой должны быть помещены в охлаждаемые витрины, прилавки и шкафы.
Реализацию плодоовощной переработанной продукции (квашеной, соленой, маринованной), не упакованной в потребительскую упаковку, следует осуществлять с применением специального торгового инвентаря (ложки, вилки, щипцы) раздельно от реализации свежих (непереработанных) овощей и фруктов.
Перед фасовкой твердых и полутвердых сыров следует удалить полимерную пленку и металлические клипсы. Парафиновое покрытие с поверхности сыров не удаляют, этикетки должны быть сохранены до полной реализации фасованного товара или до окончания срока годности товара.
Сыры в головках и дисках следует порционировать на клинообразные кусочки («отвесы») либо нарезать на слайсерах ломтиками и упаковывать в специальную пищевую пленку (кусок) или на подложки под пленку (нарезка).
У мягких деликатесных сыров с пенициллиновой корочкой, сыров с голубой благородной плесенью следует удалять верхнюю защитную (лощеную) обертку, не удаляя красочную бумагу, делящую сырные головки и диски на сегменты.
Рассольные сыры следует извлекать из тары или из вакуумной упаковки без рассола, разделять на куски и расфасовывать под пленку на подложки.
Мясо и мясо птицы, поступающее на предприятия торговли, в виде туш, полутуш, четвертин, отрубов или крупнокусковых полуфабрикатов, следует подвергать предварительной предпродажной подготовке, которая включает в общем виде:
— разделку полутуш и четвертин на сортовые отрубы мяса и мясные полуфабрикаты;
— разруб сортовых отрубов мяса на мелкие куски и мясные полуфабрикаты;
— зачистку, взвешивание кусков мяса и тушек птицы;
— упаковку в пакеты, на лотки, противни, в ящики или в другую потребительскую упаковку для подачи в торговый зал.
При предпродажной подготовке товаров необходимо учитывать предреализационные потери.
Все подготовленные к реализации продовольственные товары следует хранить с соблюдением принципов товарного соседства, условий хранения и сроков годности.
6.2 Особенности предпродажной подготовки непродовольственных товаров отдельных групп
6.2.1 Для непродовольственных товаров по каждой группе следует предусмотреть определенные операции по предпродажной подготовке товаров к продаже (реализации).
Предпродажная подготовка должна включать:
6.2.2 Виды и объемы предпродажной подготовки автомобилей, мотоциклов и мототехники других видов, прицепов и номерных агрегатов определяют изготовители продукции, при этом продавец должен сделать отметку о проведенной предпродажной подготовке в техническом паспорте, сервисной книжке на товары или ином заменяющем ее документе.
6.2.3 Все непродовольственные товары должны пройти проверку маркировки для контроля наличия необходимой информации о товаре.
7 Требования к персоналу
На предприятиях торговли предпродажную подготовку товаров осуществляют товароведы или другой подготовленный квалифицированный персонал, соответствующий требованиям ГОСТ Р 51305.
8 Методы оценки и контроля качества услуг по предпродажной подготовке товаров
8.1 Оценку и контроль качества исполнения услуг по предпродажной подготовке товаров отдельных видов осуществляют с помощью экспертного и социологического методов.
Основным критерием оценки качества услуг по предпродажной подготовке товаров является реакция потребителей, являющаяся обобщающей характеристикой их удовлетворенности и лояльности.
Несмотря на субъективный характер реакции потребителей, не поддающейся прямой количественной оценке, оценка качества услуг может быть формализована как совокупность объективных и субъективных факторов, на основе которых могут быть установлены количественные и качественные критерии.
8.2 Экспертный метод оценки и контроля качества исполнения услуги по предпродажной подготовке товаров предполагает проведение оценки исполнителей услуги на основе опроса и анализа суждений (качественных и количественных оценок) руководителей и менеджеров торговых организаций. При этом оформляются протоколы, анкеты и/или акты внутренних аудитов.
8.3 Социологический метод предполагает проведение социологических обследований (анкетирование, опрос, записи в книге отзывов и предложений, Интернет-отзывы) на торговых предприятиях с последующим анализом полученных данных.
8.4 В качестве методик могут быть использованы:
— измерение качества услуг «SERVQUAL»;
8.4.1 Методика измерения качества услуг «SERVQUAL»
Методика измерения качества услуг «SERVQUAL» основана на проведении измерений ожиданий потребителей относительно качества обслуживания и восприятия потребителями качества фактически предоставленных услуг.
Критерии качества услуг в методике «SERVQUAL» объединяют пять характеристик:
— надежность: умение торгового предприятия предоставлять заявленные услуги обещанного уровня качества систематически и независимо от обстоятельств;
— скорость реагирования: желание торгового предприятия помочь потребителям и быстро их обслужить;
— уверенность/убежденность: эрудиция и вежливость персонала, его умение внушать доверие и сохранять спокойствие потребителей;
— сопереживание/сочувствие: оказание заботливого внимания каждому конкретному покупателю, проявление заботы о потребителях, обслуживание потребителей с учетом их индивидуальных запросов;
— материальные параметры предприятия торговли: внешний вид здания, помещений, оборудования, персонала, рекламные материалы, привлекательные для потребителей и соответствующие уровню качества предоставляемых услуг.
Расчет индекса удовлетворенности потребителей позволяет выявить значение и соотношение цены, качества, доступности товаров и других факторов, влияющих на лояльность потребителя.
Все расчеты проводят по базовой модели CSI, которая отражает процесс принятия решения о покупке товара (услуги). Процесс принятия решения основан на ожиданиях потребителей и опыте торговых предприятий в области реализации товаров.
Имидж, ожидания, воспринимаемое качество являются факторами, которые влияют на удовлетворенность потребителя и, в конечном итоге, на его лояльность к данному торговому предприятию. Каждый фактор имеет свой уровень удовлетворенности, который при проведении опросов оценивается покупателем по 10-балльной шкале с последующим переводом в 100-балльную.
Индекс лояльности определяет вероятность повторной покупки товаров и вероятность положительной (или отрицательной) рекомендации их друзьям и знакомым.
Ключевые критерии методики CSI включают следующие:
— надежность торгового предприятия: давние отношения, особые условия;
— стоимость товаров: скидки, бонусы, ценовая политика;
— качество товаров, в том числе предоставляемые гарантии при реализации;
— работа персонала торгового предприятия: компетентность, оперативность, вежливость;
— наличие технической документации (описания работы с товаром);
— кредитная линия (объем и период отсрочки платежа), кредитная история;
— сервисное обслуживание товара (гарантийное и послегарантийное).
Библиография
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СП 2.3.6.1066-01
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов с изменениями
Технический регламент Таможенного союза
ТР ТС 021/2011
Технический регламент Таможенного союза
ТР ТС 022/2011
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.3.2.1324-03
Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов
Технический регламент Таможенного союза
ТР ТС 005/2011