Что включает в себя правила рыцарской чести
РЫЦАРСКИЙ КОДЕКС ЧЕСТИ
Изначально слово «рыцарь» (miles) обозначало лишь человека, несущего военную службу за определённый фьеф.
Впоследствии, однако, термин приобрел и этические коннотации, им стали обозначать людей не только несущих военную службу, но и ведущих образ жизни, который, соответствующий своду неписаных правил главными из которых было доблестное несение военной службы, куртуазное поведение и набожность.
Идеальные рыцари описывались в многочисленных жестах (chansons de geste) и куртуазных романах. Главными чертами кодекса чести рыцаря были щедрость, куртуазность, доблесть, честь, преданное служение господину, военная отвага.
В XIII и XIV вв. стали появляться руководства по рыцарскому поведению, в который описывалось, каким образом рыцарь должен себя держать, вести, что и как говорить. Наиболее знаменитыми руководствами были сочинения Жоффруа де Шарни и Раймуда Луллия.
Важной составляющей рыцарского кодекса чести был любовь к прекрасной даме. Этот элемент поведения рыцаря воспевался трубадурами и миннезингерами.
От рыцаря ожидалась, в первую очередь, безграничная преданность и верность возлюбленной. Любовь и служение прекрасной даме должны были вдохновлять рыцаря на подвиги.
Идеальным образцом отношений рыцаря и прекрасной дамы можно считать отношения Сэр Ланселота и королевы Гвиневре, воспетые в поэмах Кретьена де Труа.
Идеальный рыцарь должен был быть, помимо всего прочего, благочестивым и биться с врагами церкви, что привело к возникновению крестоносного движения.
В отсутствие войны рыцарь мог и должен был демонстрировать свою доблесть на турнирах. Формирование рыцарского этоса шло параллельно с их сращиванием со знатью.
Рыцарский кодекс чести стал важнейшим связующим материалом для рыцарства, который поддерживал их статус как социальной элиты.
Исторические источники:
Кретьен де Труа Ланселот, или Рыцарь Телеги. Пер. со старофранц.Ростов-на-Дону, 2012;
Рамой Льюль Книга о любящем и возлюбленном. Книга о рыцарском ордене. Книга о животных. Песнь Рамона. СПб.: Наука, 1997.
16 правил настоящих рыцарей, которым стоит следовать и сейчас
В Средневековье рыцари стояли друг за друга горой, содержали многодетные семьи и защищали такое понятие, как «честь и доблесть», потом и кровью. Да, с тех пор много воды утекло, менялся мир, а вместе с ним и мужчины. И если вспомнить, в чем заключалась основная идея рыцарства, возникает вопрос: почему бы не стать рыцарем XXI века?
Быть рыцарем — значит быть хорошим человеком или стремиться стать таковым. Разве не круто? Возможно, ты и есть самый что ни на есть хороший человек. Но чтобы ты убедился, мы расскажем о правилах, которые должен соблюдать рыцарь. А если ты только стремишься к тому, чтобы быть хорошим, эти знания тебе помогут.
1. Смирение
Никогда и ни при каких обстоятельствах не кричи о том, что ты мужчина. Просто будь им и веди себя соответственно. Ты не лучше остальных, как и остальные не лучше тебя.
2. Уединение
Не забывай находить время побыть наедине с самим собой. Тишина — лучший помощник в поисках мудрости и ясности разума. Помни: голос твоей души мягок — его невозможно услышать в шумихе. Ты ведь не видишь свое отражение в рябой воде? С душой то же самое.
3. Окружение
Качество твоей жизни во многом определяется тем, с кем ты проводишь свое время. Цени дружбу, оберегай друзей и дорожи ими.
4. Прощение
У того, кто не умеет прощать, не может быть настоящих друзей. Ищи в окружающих только лучшее, и они отплатят тебе любовью и поддержкой.
5. Терпение
Суета — это то, что сбивает с толку. В ней невозможно четко слышать, ясно мыслить и видеть. Нужно уметь превращать время в своего союзника. Время должно успокаивать, а не будоражить. Твой разум должен быть чист, чтобы ты смог понять, когда наступает идеальный момент для действий.
6. Взаимодействие
У каждого свой путь. Все появляются на свет в определенное время и в определенном месте, и проблемы каждого из нас уникальны. Крайне важно иметь понимание и уважение самобытности, чтобы уметь использовать коллективную силу. Добиваются успеха те, кому не чужды честность, справедливость и умение сплотиться. Нужно жить и работать вместе, как братья, или же вместе умереть, как глупцы.
7. Честность
Нечестные умы и злые языки тратят твое время впустую. Стало быть, впустую они тратят и твою жизнь. Ложь соткана из мрака и скрывает нас как от других, так и от собственной души. Запомни: ты здесь, чтобы расти. И почва, из которой мы поднимаемся, должна быть чиста.
8. Справедливость
Настоящий рыцарь не стерпит несправедливости. Ты всегда должен бороться за человеческое достоинство.
9. Дисциплина
В любом деле ты преуспеешь настолько, насколько хорошо подготовишься. Практика выстраивает дороги и мосты к достижению твоих целей. Корень превосходства — во внимании к мелочам. Чем лучше ты подготовлен (к чему бы то ни было), тем меньше будешь иметь склонность сдаться.
10. Изящество
Это способность к восприятию изменений, а не художественный вкус. Будь открытым и гибким.
11. Щедрость
Все приходят в этот мир ни с кем — и ни с чем его покидают. Будь бережлив, и тогда ты сможешь быть щедрым.
12. Гордость
Никогда не умаляй своих заслуг и не принижай себя, чтобы другим с тобой было комфортнее. Предлагай людям лучшее, что в тебе есть, — это будет наивысшим проявлением уважения к ним.
13. Слова
Не отзывайся плохо о других и не сплетничай. Настоящий рыцарь не говорит о новостях, в которых не уверен, и не берется судить о вещах, в которых ничего не смыслит.
14. Равенство
Равенство людей — это истина. Нельзя наблюдать за унижением мужчин или женщин. Если ты видишь, что происходит что-то подобное, то должен сделать всё, чтобы остановить того, кто бросается оскорблениями и совершает неприемлемые поступки.
15. Любовь
Конечная цель. Помни, что для любви нет препятствий. Она преодолевает всё.
16. Смерть
Вся жизнь — череда прощаний. Удивить могут лишь обстоятельства. Будь благодарен за жизнь, которая тебе дана. Рыцарь не боится смерти и незавершенных дел. У него есть потомки и адепты, которые продолжат или завершат начатое им.
20 правил рыцаря из классического руководства от 1483 года
«Часто мы думаем, что поработаем, пока не достигнем какой-то далёкой цели, и тогда будем счастливы. Это заблуждение. Счастье – это жизнь с целью. Счастье – это не объект. Это движение самой жизни, процесс и деятельность. Оно возникает из любопытства и открытий. Ищите удовольствия, и вы быстро найдёте кратчайший путь к страданиям».
В 1483 году сэр Томас Лемюэль Хоук оказался среди 323 убитых в битве при Слоутер Бридж. Предвидя такой исход, он написал письмо своим детям в Корниш, изложив Правила Рыцаря – уроки жизни, которые сэр Томас желал передать своим четверым детям.
Сильно поврежденное письмо адаптировал и восстановил Итан Хоук, когда родственники обнаружили это послание в начале 1970-х годов в подвале семейной фермы, неподалёку от Уэйнсвилла, штат Огайо, после смерти прабабушки Хоука.
Так гласит легенда.
В результате появилась книга «Правила рыцаря» (Rules for a Knight) – в действительности художественное произведение. Почему именно о рыцарях? Объясняет Итан Хоук (Ethan Hawke):
«Мне просто всегда нравилась идея рыцарства, – сказал он. – Она означает, что быть хорошим человеком – круто. Или стремиться быть хорошим человеком – круто».
Поэтому Хоук начал внедрять рыцарство в свой семейный уклад:
Этот труд стоит особняком как план цивилизованного роста и самосовершенствования, путь к тому, чтобы стать сильным и надёжным джентльменом (или леди). Идеи в основном дошли от «других рыцарей», в том числе от Мухаммеда Али, Эмили Дикинсон, Дуайта Эйзенхауэра и матери Терезы, которых Хоук перечисляет на странице благодарности.
«Не надо говорить, что ты рыцарь, просто веди себя соответственно».
«Сегодня, – начинает сэр Томас Лемюэль Хоук, – я поделюсь с вами некоторыми из наиболее ценных историй, событий и моментов моей жизни, чтобы где-то глубоко в тайниках вашего воображения эти уроки и мой опыт сохранились и послужили вам».
20 правил рыцаря
1. Одиночество
Бывайте наедине с самим собой. Молчание – полезный инструмент в поиске мудрости и ясности собственного разума. Голос нашей души мягок, его не услышишь в шуме других голосов. Как нельзя увидеть своё отражение в мутной воде, так и с душой. В тишине мы можем ощутить спящую в нас вечность.
2. Смирение
Никогда не кричите о том, что вы рыцарь, просто ведите себя как рыцарь. Вы не лучше других, а другие не лучше вас.
3. Благодарность
Единственный разумный ответ на текущий дар жизни – это благодарность. За всё, что было, рыцарь говорит: «Благодарю». Всему, что придёт, рыцарь говорит: «Да!»
4. Гордость
Никогда не притворяйтесь, что вы не рыцарь и не пытайтесь принизить себя, полагая, что тогда другим с вами будет комфортнее. Мы проявляем наибольшее уважение к другим, предлагая лучшее, что в нас есть.
5. Взаимодействие
Каждый из нас идёт своей дорогой. Мы рождаемся в определённое время, в определённом месте и наши проблемы уникальны. Для нас, рыцарей, понимание и уважение самобытности жизненно важно в нашей способности использовать коллективную силу. Применение силы может быть необходимо для защиты в экстренной ситуации. Но только справедливостью, честностью и совместными действиями можно по-настоящему добиться успеха в руководстве людьми. Мы должны жить и работать вместе, как братья или погибнуть вместе, как глупцы.
6. Дружба
Качество вашей жизни в значительной степени будет определяться тем, с кем вы решили провести своё время.
7. Прощение
Кто не умеет легко прощать, тот не обретёт много друзей. Ищите в других лучшее.
8. Честность
Бесчестный язык и бесчестный ум впустую тратят наше время, а значит, впустую тратят нашу жизнь. Мы здесь, чтобы расти, а истина – это вода, свет и почва, из которой мы поднимаемся. Броня лжи выкована из мрака, она скрывает нас не только от других, но и от нашей собственной души.
9. Храбрость
Все, что даёт свет, должно стерпеть горение.
10. Изящество
Изящество – это способность к восприятию изменений. Будьте открытыми и гибкими.
11. Терпение
Нет такого понятия как единственный шанс в жизни. Суетливый разум – это разум, сбитый с толку; он не способен ни ясно видеть, ни чётко слышать; он видит то, что хочет видеть, и слышит то, что боится услышать или многое упускает. Рыцарь превращает время в своего союзника. Наступает момент для действий, и с ясным разумом этот момент очевиден.
12. Справедливость
Есть лишь одна вещь, которую не стерпит рыцарь: несправедливость. Каждый истинный рыцарь во все времена борется за человеческое достоинство.
13. Щедрость
Вы родились, не владея ни чем, и ни с чем покинете эту жизнь. Будьте бережливы, тогда вы сможете быть щедрыми.
14. Дисциплина
На поле боя, как и во всём остальном, вы преуспеете настолько, насколько подготовитесь. Практикуясь, вы строите дорогу к достижению своих целей. Превосходство коренится во внимании к деталям. Чем лучше рыцарь подготовлен, тем меньше он склонен будет сдаться.
15. Посвящение
Обычные усилия – обычный результат. Каждый день прикладывайте усилия, чтобы лучше соблюдать эти правила. Удача – это следствие замысла. Будьте непоколебимы. Наковальня переживёт молот.
16. Речь
Не говорите о других плохо. Рыцарь не распространяет новости, в которых не уверен, и не судит о вещах, в которых не разбирается.
17. Вера
Иногда, чтобы понимать больше, вам нужно знать меньше.
18. Равенство
Для каждого рыцаря равенство людей – непоколебимая истина. Рыцарь никогда не наблюдает за унижениями мужчин или женщин. Если он при этом присутствует, то должен остановить того, кто совершает обидные поступки или говорит оскорбительные слова.
19. Любовь
Любовь – это конечная цель. Это музыка нашей жизни. Нет такого препятствия, которое она не может преодолеть.
20. Смерть
Жизнь – это длинная череда прощаний; удивлять могут только обстоятельства. Рыцарь благодарит за жизнь, которая ему дана. Он не боится смерти, потому что дело, которое начал один рыцарь, могут завершить другие.
В остальных правилах рыцаря подробнее рассматриваются изложенные идеи. Несмотря на то, что книга относится к разряду беллетристики, она полна размышлений на тему самосовершенствования и что значит быть родителем.
2. Кодекс рыцарской чести
2. Кодекс рыцарской чести
Но в начале своего существования этот идеал не был лишен жизненности. Он возник из наложения двух норм морали, которые стихийно возникли в общественном сознании: морали вассалов, главной чертой которой была верность своему сеньору, и куртуазной морали класса «благородных» людей; это совмещение совершенно отчетливо отразит «Книга христианской жизни» епископа Бонизона де Сутри, для которого рыцарь — это прежде всего вассал, наделенный феодом. Из этих вполне светских норм нравственности новый кодекс позаимствовал те, которые больше всего соответствовали религиозному сознанию: щедрость, стремление к славе, закон, презрение к покою, страданиям и смерти; немецкий поэт Томасин писал, что «не стоит браться за ремесло рыцаря тому, кто хочет жить тихо» <250>. Мало-помалу эти мирские нормы окрашивались в христианские тона, больше того, церковь старательно очищала их от традиционного мирского багажа, который в них, безусловно, сохранялся. Однако на практике мирское по-прежнему главенствовало в рыцарстве, и это оставляло оскомину у всех, кто старался его облагородить, — от святого Ансельма до святого Бернарда, — эта оскомина возродила к жизни старинный афоризм, преисполненный горечи: «Non militia, sed malitia» (не воин, а злодей) <251>. Но вместе с тем, мог ли какой-нибудь церковник повторить изречение: «Не рыцарь, а злодей» — после того как церковь признала рыцарские добродетели? К старым, но очищенным церковью правилам присоединятся со временем и другие, носящие отпечаток уже безусловно духовных устремлений.
Вменив рыцарям идеальный долг воплощения справедливости, церковь узаконила существование этого «ордена» воинов, который возник как результат неизбежного разделения общества и совместился с рыцарством, прошедшим посвящение. «Господи! После падения ты разделил всех людей на три сословия», — читаем мы в одной византийской молитве. Признание церкви означало для класса рыцарей официальное утверждение его социального превосходства — того, которое давно уже сложилось фактически. Разве не говорится в правоверных «Правилах рыцарства», что рыцарей должно чтить превыше всех других людей, и выше них только священники? В романе «Ланселот» после объяснения, как возник орден рыцарей: «ради защиты слабых и мирно живущих», рисуется в свойственном средневековой литературе символическом духе образ лошади, он воплощает собой народ, который «послушен» благородному рыцарству. «Ибо уместно, чтобы над простым народом восседали рыцари. И точно так же, как, оседлав лошадь, сидящий в седле направляет ее, куда захочет, так же рыцарь должен, куда хочет, вести свой народ». Позже Раймунд Луллий, ничуть не тревожась, что слова его несовместны с христианским духом, провозгласит, что «правильный порядок» состоит в том, чтобы рыцарю «обеспечивали благосостояние» «труды и усталость» его людей <252>. Умонастроение, которое как нельзя лучше способствовало зарождению и расцвету знати.
Читайте также
От рыцарской конницы к кавалерии
От рыцарской конницы к кавалерии В своей книге «История рыцарства» Ж. Ж. Руа относит начало рыцарства к X–XI векам, в крайнем случае – к VIII веку. Это, в общем, довольно давно сформировавшееся мнение историков-медиевистов. Однако исторические писатели не стесняются
Глава четвертая ГОДЫ СОРОКОВЫЕ… СУДЫ ЧЕСТИ ДЛЯ ЧЕСТИ НЕ ИМЕВШИХ…
Глава четвертая ГОДЫ СОРОКОВЫЕ… СУДЫ ЧЕСТИ ДЛЯ ЧЕСТИ НЕ ИМЕВШИХ… Береги платье снову, а честь — смолоду. Русская народная пословица Мы знали, что если есть указание Сталина, для нас оно закон. Хоть лопни, но всё выполни. Н. К. Байбаков, сталинский нарком, хрущевский
САМУРАЙСКИЙ КОДЕКС ЧЕСТИ
САМУРАЙСКИЙ КОДЕКС ЧЕСТИ Сёгун Ёритомо (ум. 1199) упорядочил эту систему и создал правительство военного типа, бакфу, в котором воинская каста самураев контролирована действия администрации и социальную жизнь страны. Как и в любом феодальном государстве, крупная знать
Кодекс «чести» легионера:
Кодекс «чести» легионера: «Легионер! Ты добровольно вызвался служить Франции верой и правдой. Все легионеры — братья по оружию, независимо от национальности, расы или вероисповедания. Демонстрацией этого будет ваша полная солидарность и взаимоподдержка, которая всегда
Глава 49 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД РАННИХ ШТАУФЕНОВ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЫЦАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В XII ВЕКЕ
Глава 49 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД РАННИХ ШТАУФЕНОВ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЫЦАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В XII ВЕКЕ Если духовная жизнь в период борьбы за инвеституру знаменовалась чертами кризиса и тревожности, то XII век несет на себе отчетливую печать духовного многообразия.
Кодекс Хаммурапи
Кодекс Хаммурапи Важнейшим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства является знаменитый свод законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе. Этот замечательный памятник древневавилонской
Кодекс
Кодекс Кодекс и понятие дворянской чести естественным образом возникли из кодексов средневекового рыцарства. И точно так же дуэль — из рыцарских поединков. Но — с очень большой поправкой. При всем внешнем эффекте, когда сшибаются закованные в железные доспехи воины, —
д. Формирование рыцарской военной организации
д. Формирование рыцарской военной организации С возникновением дворянского землевладения, основанного на труде крестьянских хозяйств, в течение XV в. появились рыцарские имения. Это, в начале XVI в., позволило снаряжать определенное количество воинов, отвечавших
Ватиканский кодекс
Ватиканский кодекс Ватиканский кодекс попал в Ватикан около 1475 г., первое упоминание о нем в Ватиканской библиотеке относится к 1481 г. До этого история его туманна. Он был написан в период 350–370 гг., предположительно в Италии и за одиннадцать веков сохранился в хорошем
Александрийский кодекс
Александрийский кодекс Александрийский кодекс — одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в
Кодекс
Кодекс Кодекс и понятие дворянской чести естественным образом возникли из кодексов средневекового рыцарства. И точно так же дуэль — из рыцарских поединков. Но — с очень большой поправкой. При всем внешнем эффекте, когда сшибаются закованные в железные доспехи воины, —
Кодекс Шамиля
Кодекс Шамиля Исходя из потребностей государства появлялись все новые и новые законы, которые затем были собраны в единый Низам Шамиля. Всем понятный и всеми признаваемый, он стал конституцией Имамата и вошел в историю под названием «Кодекса Шамиля». Этот кодекс, не
Кодекс рыцарской чести
Культ Прекрасной Дамы
Культ Прекрасной Дамы расцвел вместе с рыцарством. Никакой рыцарь не мог избежать поклонения женщине. В честь своей дамы рыцари одерживали победы и слагали песни, подымали подаренные ей вещи на стяги, обязательно носили ее цвета. Идеальный рыцарь честен, смел, набожен, умен, скромен, щедр и непременно влюблен.
Рыцарь не стремился к разделенной любви, Прекрасная Дама – это недоступный идеал. Часто в дамы сердца выбирали супругу своего сюзерена или королеву страны. Собственный брак не избавлял от необходимости служения, сделать же предметом обожания свою жену считалось дурным тоном.
При выборе дамы сердца редко руководствовались истинными привязанностями. Добиться расположения знатной и красивой женщины считалось очень лестным и служило репутации самого рыцаря, тешило его самолюбие.
Выбрав даму сердца, рыцарь никогда не бежал тут же признаваться ей в любви. Сперва он должен был страдать втайне и молча. Через некоторое время рыцарь решался на признание, но все еще не считался рыцарем своей дамы. С этого момента он начинал совершать подвиги и одерживать победы в ее честь, присылать к ее ногам поверженным им врагов. Все это делалось до тех пор, пока подвигов, по мнению дамы, не набиралось достаточно, и она не принимала поклонника в свои рыцари.
Процесс «принятия» в целом напоминал принесение вассальной присяги. Примерные речевые формулы для рыцаря: «называю дамой своего сердца», «обещаю и клянусь честью хранить верность, совершать подвиги во имя», «я, недостойный, прошу принять Вас мое скромное служение» и т.п. Чем больше поэтических наименований дамы – тем лучше. Основное условие – верность избраннице. Дама же не брала на себя никаких обязательств, обещала в ответ лишь благоволение и милость. Эти отношения, хотя и должны были быть тайной, никогда не скрывали. Если дама замужем, обычно муж давал свое согласие на принятие рыцаря в ряды рыцарей своей жены.
В знак своего расположения дама могла подарить рыцарю цветок, платок или рукав платья. Предметы одежды дамы можно (и нужно) было использовать в качестве знамени в сражениях.
От дамы же требовалась утонченность, обходительность, чуткость, интерес к поэзии. Вне зависимости от истинных чувств дамы, ей следовало всегда соответствовать этому образу – нежному, кроткому и отзывчивому. Однако часто красавицы, почувствовав свою власть, могли требовать от рыцарей невероятных подвигов в свою честь, от требования отправиться на Восток сражаться с неверными до желания получить диковинного зверя или вещицу. Примеры неразумных пожеланий: получить зверя-саламандру, выстроить в три дня на море дом из слоновой кости, перенести в свою страну гору, на которой сидел Адам и т.п.
Посвящение в рыцари
Взыскующему рыцарского звания надлежит обратиться с просьбой к государю или сеньору (или любому славному рыцарю) с тем, чтобы он назначил день и время посвящения. Хорошо если это будет праздник, мирный договор, перемирие или свадьба.
Посвящаемый должен исповедаться и причаститься, после чего провести некоторое время в молчании, уединении и молитве. Перед тем он передает свой меч и шлем своим восприемникам, которые выбираются им либо назначаются ему также из числа людей рыцарского достоинства.
По окончании уединенной молитвы к нему приближаются восприемники и подносят ему воды, чтобы он омыл руки и лицо, после чего ведут в храм или на открытое место.
Его ожидают там государь или сеньор вместе с епископом или служителем иного ранга. Посвящаемый опускается на колено.
После того священник благословляет меч, возлагаю на него руки со следующей молитвой:
Благослови, Господь, меч сей, дабы раб Твой был отныне защитником церквей, вдов, сирот и всех, служащих Тебе, против злобы еретиков и неверных. Пользуйся этим мечом для защиты себя и Святой Церкви Господа и для поражения врагов креста Христова и веры христианской. И помни, что святые завоевали царства не мечом, а верой».
После того сеньор произносит:
Во славу и во имя Бога Всемогущего, Отца, Сына и Духа Святого, жалую тебя рыцарем. Помни же, что долг твой – соблюдать все правила и добрые уставы рыцарства. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи вдовам и сирым; посещай обедню и подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них.
После того ему подносят Писание и посвящаемый отвечает:
Обещаю и клянусь, в присутствии Господа моего и государя моего, положением рук моих на Св. Евангелие, тщательно блюсти законы и наше славное рыцарство.
После того сеньор или государь касается его правого плеча, левого плеча и склоненной головы своим мечом и обнимает, епископ или иной священнослужитель подносит ему меч, а восприемники подают ему шлем и щит.
Если есть дама, желающая высказать ему свое благоволение, то она может повязать ему свой шарф или платок.
После того все родственники и друзья посвящаемого подходят, чтобы принести поздравления.
В случае же, если подобный торжественный ритуал невозможен, будь то среди лагеря, на поле битвы, пред победой или после, или в проломе взятого приступом города, то в таком случае надлежит опустить все церемонии. Посвящаемый опускается на колено перед сеньором и творит краткую молитву, после чего сеньор касается мечом его склоненной головы, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, и Св. Мартина жалую тебя в рыцари». Затем поднимает его с колен и обнимает, после чего посвященный в правах не уступает рыцарям, принесшим обет по всем законам и порядкам мирного времени.
Принесение оммажа
Оммаж приносится вассалом сеньору и является взаимным обязательством. Сеньору надлежит испросить, желает ли будущий вассал стать его вассалом без каких-либо условий и оговорок. На что тот отвечает: «Я того желаю».
После того он опускается на колено и клянется на Евангелии или святых реликвиях:
После того сеньор берет его руки в свои, поднимает с колена и обнимает, и в свою очередь клянется охранять и защищать его интересы и быть ему справедливым и щедрым господином.