Что включает в себя практический аспект тсп
Методическое пособие для практических работ по тактико-специальной подготовке
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
по выполнению практических работ
МДК 01.01 Тактико-специальная подготовка
код, специальность 40.02.02 (031001) Правоохранительная деятельность
комиссией дисциплин профессиональных модулей специальности Правоохранительная деятельность
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 (031001) Правоохранительная деятельность
код, наименование специальности
Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________/ Луцык Н.И./
Заместитель директора по учебной работе
_____________/ Журавлева Л.Г./
Составитель (автор): Улейский Вячеслав Вячеславович преподаватель ГБПОУ Колледж полиции
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Пояснительная записка 3
КОС по учебной дисциплине 5
Практическая работа № 1 7
Практическая работа № 2 8
Практическая работа № 3 9
Практическая работа № 4 10
Практическая работа № 5 11
Практическая работа № 6 12
Практическая работа № 7 13
Практическая работа № 8 14
Вопросы к зачёту 15
МДК 01.01 Тактико–специальная подготовка заключается в получении курсантами знаний, формировании умений и навыков, позволяющих им решать задачи органов внутренних дел (ОВД) в особых условиях,реализуя при это следующие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ПК1.5. Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК1.11. Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК1.13. Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.
Данные методические рекомендации предлагаются курсантам для подготовки кпрактическим занятиям.
Цель практических занятий – получить навык применения теоретические знаний в решении конкретных ситуаций и задач.
Практические занятия являются важной формой контроля над качеством усвоения материалов, изложенных на лекциях, и в рекомендованной литературе. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе занятия пробелы в знаниях курсантов, установить обратную связь между преподавателем и обучающимся.
Практические занятия и систематическая подготовка к ним, придают регулярный и планомерный характер познавательной деятельности курсантов.
Основной профессиональной образовательной программы по специальности: 40.02.02 (031001) Правоохранительная деятельность предусмотрено изучение МДК 01.01 «Тактико-специальная подготовка» в объёме 48 часов, в том числе16часов–практические занятия.
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной специальности, курсантыдолжны:
иметь практический опыт:
выполнения оперативно-служебных задач в соответствии с профилем деятельности правоохранительного органа в условиях режима чрезвычайного положения, с использованием специальной техники, вооружения,
решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и групп;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
читать топографические карты, проводить измерения и ориентирование по карте и на местности,
составлять служебные графические документы;
обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан;
использовать огнестрельное оружие;
обеспечивать законность и правопорядок;
организационно-правовые основы и тактику деятельности сотрудников правоохранительных органов в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время; задачи правоохранительных органов в системе гражданской обороны и в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; основы инженерной и топографической подготовки
тактику индивидуальных и групповых действий в процессе выполнения оперативно-служебных задач с применением и использованием оружия;
организационно-правовые и тактические основы обеспечения законности и правопорядка, охраны общественного порядка;
основные правила и порядок подготовки и оформления документов.
Структура и содержание разделов тактико-специальной подготовки.
Введение в дисциплину. Предмет, задачи и структура учебной дисциплины».
Учебные вопросы:
1. Место тактико-специальной подготовки в системе подготовки сотрудников.
2. Структура и содержание разделов тактико-специальной подготовки.
3. Задачи тактико-специальной подготовки как учебной дисциплины.
Литература:
2. Методическое пособие МЮ РФ. ГУИН. «Методика планирования, подготовки и действий сил и средств УИС при чрезвычайных обстоятельствах». М., 2001 г.
3. Калашников А.В. «Тактико-специальная подготовка». (Секретно). Учебник. Москва. Высшая школа 1989г.
4. «Специальная тактика». Учебное пособие. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания. 2006г.
5. «Методические указания по организации обучения работников уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в области гражданской обороны». Москва 2007г.
Место тактико-специальной подготовки в системе подготовки сотрудников.
Всемерное развитие демократии не исключает, а, наоборот, выдвигает на первый план дельнейшее совершенствование, как всей системы государственного управления, так и отдельных ее звеньев и инструментов. При возникновении экстремальных ситуаций, когда требуется максимальная мобильность всех звеньев общества, а фактор сознательности действий частично утрачивает свое первостепенное значение, уступая фактору эмоциональности, неизмеримо вырастает роль такого инструмента государственного управления, как правоохранительные органы.
Свои функции правоохранительные органы выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных преступников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в населенных пунктах и местах лишения свободы, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф. Кроме того, на правоохранительные органы возложены большие и ответственные задачи по обеспечению общественного порядка при осуществлении мероприятий гражданской обороны в мирное время, в период общей готовности и в военное время.
Способность правоохранительных органов успешно выполнять возложенные на них важные государственные задачи в экстремальных ситуациях определяется состоянием системы управления, реальностью планирования, всесторонней обеспеченностью и, что является решающим фактором, высокой профессиональной подготовкой всех категорий сотрудников.
Между тем практика показывает, что работники правоохранительных органов в таких ситуациях нередко оказываются недостаточно подготовленными, в их действиях отсутствуют четкость, слаженность и оперативность.
Допускаются серьезные просчеты в расстановке сил и средств, в организации управления нарядами и поддержании с ними связи, в материально-техническом обеспечении, не уделяется должного внимания защите личного состава. Все это, в конечном счете, ведет к отрицательным последствиям при проведении специальных операций.
Тактико-специальная подготовка является составной частью общей профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и включает в себя комплекс учебных дисциплин, цель которых — обучение личного состава умелым действиям в экстремальных ситуациях, заблаговременная подготовка руководящего и начальствующего состава к выполнению служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных обстоятельств мирного и военного времени.
Тактико-специальная подготовка представляет собой составную часть отрасли специальных знаний науки управления в сфере правопорядка, изучающей проблемы служебно-боевой деятельности правоохранительных органов, разрабатывающей специфические вопросы применения сил и средств, при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время.
Основными задачами тактико-специальной подготовки являются:
• формирование у сотрудников высоких моральных, волевых качеств, необходимых им при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях;
• выработка у сотрудников системного подхода к принятию решений на выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки;
• развитие у сотрудников теоретических знаний и практических навыков в организации и управлении действий элементов боевого порядка в специальной операции;
• привитие сотрудникам навыков штабной культуры при оформлении рабочей карты (плана) и других документов управления и работе с ними.
Предметом тактико-специальной подготовки являются теория и практика подготовки и осуществления служебно-боевых действий войсковыми силами в экстремальных ситуациях.
Теория тактико-специальной подготовки исследует содержание и характер экстремальных ситуаций, причины их возникновения и условия, им благоприятствующие; раскрывает закономерности и принципы действий сил и средств правоохранительных органов в этих условиях; изучает возможности войсковых сил по ликвидации чрезвычайных обстоятельств и их последствий; разрабатывает способы подготовки и ведения служебно-боевых действий создаваемыми группировками войсковых сил правоохранительных органов.
Теоретические положения тактико-специальной подготовки находят свое отражение в уставах, приказах, наставлениях, учебниках и учебных пособиях, теоретических трудах.
Практический аспект тактико-специальной подготовки охватывает деятельность руководителей всех уровней, подразделений и формирований, всего личного состава по подготовке и непосредственному ведению служебно-боевых действий в экстремальных ситуациях. Он включает сбор и изучение данных обстановки, принятие решения и доведение задач до подчиненных, планирование мероприятий, подготовку подразделений и обучение всех категорий сотрудников, всестороннее обеспечение действий сил и средств в ходе выполнения служебно-боевых задач, организацию взаимодействия всех элементов создаваемой группировки сил, непосредственное управление силами и средствами.
Роль тактико-специальной подготовки в современных условиях, как показывает опыт их действий в экстремальных условиях, возникающих в течение только последних пятнадцати лет, чрезвычайно велика. Это обусловлено тем, что последствия любых чрезвычайных происшествий, будь то стихийное бедствие, крупная производственная авария, транспортная катастрофа или групповое антиобщественное проявление, будут успешно и с минимально возможными потерями преодолены лишь при условии умелых, хорошо организованных действий сил, обеспечивающих общественный порядок, безопасность движения, установленный режим в зоне чрезвычайного происшествия. Поэтому тактико-специальная подготовка является важнейшей частью специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Структура и содержание разделов тактико-специальной подготовки.
Как уже указывалось выше, тактико-специальная подготовка представляет собой комплекс учебных дисциплин. Она включает: специальную тактику, военную топографию, защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Специальная тактика является продуктом творческого осмысления и переработки общевойсковой тактики и сочетания ее с элементами оперативной, служебной, режимной, административной и других видов деятельности.
Процесс обучения специальной тактике включает в себя проведение командно-штабных учений и групповых упражнений на топографических картах и планах, практические занятия и тренировки на местности. Основное количество учебного времени отводится практическим занятиям, в ходе которых в условиях, максимально приближенных к реальным, практически отрабатываются войсковые действия как отдельных элементов группировки сил в специальной операции, так м вся операция.
Защита населения и территорий при ЧС мирного и военного времени рассматривает три основных аспекта, имеющих непосредственное отношение к специальной тактике:
— организация защиты личного состава и обеспечение устойчивого функционирования подразделений и учреждений в экстремальных ситуациях;
— решение задач по обеспечению мероприятий гражданской обороны, возлагаемых на правоохранительные органы в военное время, при стихийных бедствиях, производственных авариях и транспортных катастрофах.
Использование топографии в правоохранительных органах предусматривает в первую очередь изучение элементов местности с целью учета их влияния на действия сторон при проведении специальных операций, а также изучение топографических карт и планов, как основных графических документов, обеспечивающих научно обоснованное планирование и надежное управление войсковыми силами.
Система тактико-специальной подготовки, построенная на сочетании
специальной тактики, гражданской обороны, военной топографии, позволяет в
совершенстве изучить вопросы управления, всестороннего обеспечения действий войсковых сил в экстремальных ситуациях и выработать практические
рекомендации по их решению.
К основным принципам, на которых базируется тактико-специальная
подготовка, относятся:
— целенаправленность, заключающаяся в сосредоточении основных усилии на достижении главной цели — подготовке подразделений и всего личного состава к действиям в условиях экстремальных ситуаций;
— плановость на всех этапах полготовки и проведения специальных операций войсковыми силами;
— строгое соблюдение законности;
— принцип единоначалия, основанный на четком распределении ответственности и предоставлении соответствующих прав руководителям, возглавляющим войсковые силы.
Широта диапазона экстремальных ситуаций требует
дифференцированного подхода к организации и проведению войсковых,
оперативных, режимных и других действий, их умелого сочетания. Суть тактико-специальной подготовки руководителя заключается в умении создать
группировку сил, наиболее оптимальную для каждой конкретной ситуации,
применять виды и способы войсковых действий, соответствующие характеру
складывающейся обстановки, в организации четкого взаимодействия
участвующих в операции сил по задачам, месту и времени; в создании
тактического превосходства на основном направлении путем своевременного
совершения маневра силами и средствами.
Являясь составной частью общей профессиональной подготовки сотрудников, тактико-специальная подготовка тесно связана со многими науками общеобразовательного и отраслевого характера. Связь тактико-специальной подготовки с правовыми юридическими дисциплинами основывается на строжайшем соблюдении принципов законности на всех этапах разработки, организации и проведения специальных операций с участием войсковых сил.
Организация войсковых действий в экстремальных ситуациях основывается на теоретических положениях и практических рекомендациях науки управления.
Практический аспект тактико-специальной подготовки тесно связан с военной наукой, используя многие методы и приемы общевойсковой тактики при организации и проведении специальной операции.
Вместе с тем специальная тактика отличается от общевойсковой особенностями, которые состоят в целях действий, специфическом составе сил и средств, характере взаимодействия с государственными органами и общественными организациями, а также в способах достижения целей и использования сил, привлекаемых к специальным операциям и обеспечению охраны общественного порядка в условиях сложной оперативной обстановки. Эти особенности и выражены словом «специальная».
Немаловажное влияние на практическую сторону тактико-специальной подготовки оказывают специальные юридические дисциплины: оперативно-розыскная деятельность, криминалистика, административная деятельность.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2982 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Методика проведения занятий по тактико-специальной подготовке
Глава 33
Методика проведения занятий по
33.1 Общие положения
Задачами обучения по тактико-специальной подготовке отделения (расчета) являются:
Обучение отделения по тактико-специальной подготовке проводится на тактико-строевых и тактико-специальных занятиях в поле.
Учебный материал необходимо отрабатывать в строгой логической последовательности, во взаимосвязи с изученным материалом по специальной подготовке, оружию массового поражения вероятного противника и защите от него, инженерной, разведывательной, огневой, строевой, физической подготовке, военной топографии, связи и военно-медицинской подготовке.
Вначале проводится одиночная подготовка солдат, затем подготовка отделения (расчета).
Основной формой тактико-специальной подготовки солдат и подразделений (отделение, взвод, рота) войск РХБ защиты являются тактико-строевые занятия. Они представляют собой первую ступень боевого слаживания подразделений, первые шаги на пути к коллективному боевому мастерству и предназначаются для отработки приемов и способов действий солдат на поле боя, а также способствуют развитию у обучаемых инициативы, творчества, находчивости в выполнении задач РХБ защиты, а у командиров навыков в командовании.
При обучении личного состава необходимо не допускать несчастных случаев, аварий и катастроф, обеспечить экологическую безопасность окружающей среды, строго соблюдать требования безопасности при работе на специальной технике и использовании имитационных средств.
33.2 Примерный план проведения занятия
командир 1-го взвода
(в/звание. подпись, инициал, фамилия)
“___”______________ 200 ___ г.
проведения тактико-строевого занятия с 1-м отделением
радиационной, химической и биологической разведки
Тема 1: Действия отделения радиационной, химической и биологической разведки в обороне
Занятие 1: Тактико-строевое. Ведение отделением радиационного, химического и биологического наблюдения
Учебные и воспитательные цели:
1. Научить солдат выполнять приемы и способы действий при развертывании поста радиационного, химического и биологического наблюдения и ведении наблюдения.
2. Формировать у личного состава высокие психологические качества, разумную инициативу при действиях в составе поста радиационного, химического и биологического наблюдения (ПРХБН).
Время: 2 часа (100 минут).
Место: учебное поле.
1 Наставление по боевому применению химических войск.
2 Тактика подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты.
4 Учебник сержанта войск радиационной, химической и биологической защиты;
б) материально-техническое обеспечение
Учебные вопросы и время на их
отработку. Действия командира
Выстраиваю отделение, проверяю его готовность к занятию и докладываю командиру взвода.
Устраняю выявленные недостатки
Выполняют команды командира отделения и командира взвода
Объявляю первый учебный вопрос и порядок его отработки.
Ввожу обучаемых в тактическую обстановку. Противник ведет бой на удалении 5 км в северо-западном направлении. Наше отделение имеет задачу выдвинуться на командный пункт полка в район отм. 151,9 и развернуть пост радиационного, химического и биологического наблюдения в 300 м севернее отм. 151,9 и в 10.00 быть готовым к ведению радиационного, химического и биологического наблюдения”.
Разъясняю личному составу отделения порядок выдвижения в район развертывания ПРХБН и приступаю к тренировке порядка выдвижения отделения на машине и в пешем порядке по элементам.
Показываю оборудованный окоп для ПРХБН и объясняю порядок размещения на нем приборов радиационного и химического наблюдения, средств связи, оповещения и документации, а также порядок маскировки поста.
Тренирую обучаемых в развертывании поста РХБН для ведения наблюдения из окопа и его маскировке, а затем при ведении радиационного, химического и биологического наблюдения с машины и ее маскировке.
Провожу частный разбор действий обучаемых по первому учебному вопросу
Уясняют тактическую обстановку и порядок размещения приборов РХР, средств связи, оповещения и маскировки поста
Тренируются в размещении приборов, машины, средств связи, оповещения и документации на посту РХБН
Объявляю второй учебный вопрос и порядок его отработки.
Уясняют тактическую обстановку
Ставлю задачу отделению.
При обнаружении радиоактивного заражения докладывать мне. При обнаружении химического и биологического заражения подать сигнал оповещения ракетой СХТ, надеть противогаз и доложить мне.
Проверяю уяснение задачи подчиненными и подаю команду: “Пост радиационного, химического и биологического наблюдения развернуть”, контролирую действия личного состава отделения.
поставленную задачу и свои действия в создавшейся обстановке
Личный состав отделения развертывает пост РХБ наблюдения, обучаемые действуют поочередно в качестве наблюдателя и по вводным
Тренирую личный состав отделения порядку ведения наблюдения и действиям по сигналам:
— вспышка ядерного взрыва;
— налет авиации противника;
— снятие показателей приборов метеонаблюдения и ведение журналов метеорологических наблюдений, радиационного и химического наблюдения.
Ведение радиационного и химического наблюдения
Провожу разбор занятия, отмечаю положительные стороны, характерные недостатки и пути их устранения. Объявляю оценки личному составу отделения и отвечаю на вопросы.
Докладываю командиру взвода об окончании занятия и полученных оценках
Слушают, уясняют, задают вопросы
Командир 1-го отделения
(в/ звание, подпись, инициал, фамилия)
“___”_______ 200___ г.
33.3 Методика подготовки подразделений
33.3.1 Подготовка занятия
Подготовка тактико-строевого занятия включает: личную подготовку руководителя; определение и уточнение исходных данных; подготовку материально-технического обеспечения; разработку плана проведения занятия; подготовку обучаемых к занятию.
Личная подготовка руководителя к занятиям осуществляется заблаговременно на учебно-методических сборах, командирских, инструкторско-методических, показных и других занятиях, а также при самостоятельном изучении соответствующих руководящих документов, учебных пособий и литературы.
Исходные данные для подготовки занятия его руководитель получает в ротном расписании занятий (тема и содержание учебных вопросов, время и место его проведения, материально-техническое обеспечение, необходимая литература для подготовки к занятию). Кроме того, они могут быть уточнены в ходе рекогносцировки района занятия, инструктажа или указаний командира взвода (роты). Другие исходные данные, например уровень выучки личного состава, руководитель занятия определяет самостоятельно.
Определив и уточнив исходные данные, руководитель занятия приступает к разработке плана его проведения. Он может разрабатываться на схеме (карте) или составляться в рабочей тетради и должен содержать: тему, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, время и место проведения занятия, руководства и пособия, используемые при подготовке к занятию, материально-техническое обеспечение и ход занятия.
33.3.2 Проведение занятия
Занятие может начинаться непосредственно в расположении части или из исходного положения. Перед выходом в район занятия командир подразделения (взвода или роты) проверяет готовность личного состава к занятию, исправность вооружения и техники, наличие средств материально-технического обеспечения, уточняет знание обучаемыми требований безопасности. При выдвижении в исходное положение и возвращении с занятий с подразделениями могут отрабатываться отдельные учебные вопросы или различные вводные.
В исходном положении командир взвода объявляет тему, учебные цели и первый учебный вопрос, вводит обучаемых в тактическую обстановку и ставит задачи командирам отделений. При проведении тактико-строевого занятия командир взвода, а в последующем и командиры отделений, после объявления учебного вопроса указывают порядок и последовательность его отработки.
В дальнейшем руководитель занятия объясняет, при необходимости, порядок действий подразделений, подает сигнал на обозначение обстановки и команду для выполнения первого действия (приема) или на работу должностных лиц и практические действия подразделения.
При проведении тактико-строевого занятия командир отделения может начать его с образцового показа выполнения определенных действий специально подготовленным военнослужащим. При этом вначале изучаемое действие показывается в целом, потом по элементам, а затем вновь в целом. Командиры отделений после подачи команды командиром взвода, разводят отделения на указанные места учебных точек и тренируют обучаемых. При нечетких действиях или допущении ошибок они разъясняют и показывают, как надо действовать правильно и снова приступают к тренировке личного состава. По окончании отработки приемов, рассматриваемых в учебном вопросе, они отрабатывают учебный вопрос слитно, вначале в медленном темпе, а затем с учетом временных показателей существующих нормативов.
В такой же последовательности проводится отработка всех учебных вопросов занятия.
Тактико-строевое занятие заканчиваются разбором.
Командиры отделений проводят краткий разбор, в котором указываются учебные вопросы, которые были отработаны на занятии, разбираются действия солдат по каждому учебному вопросу, анализируются ошибки и причины их вызвавшие при отработке учебных вопросов, объявляются оценки каждому солдату и указывается, что необходимо сделать для устранения недостатков, допущенных в ходе занятия.
33.3.3 Пример описания методики проведения тактико-строевого занятия
Тема 1: Действия отделения радиационной, химической и биологической разведки в обороне
Занятие 1: Тактико-строевое. Ведение отделением радиационного, химического и биологического наблюдения
Учебные и воспитательные цели:
1. Научить отделение выполнению приемов и способов действий при ведении радиационного, химического и биологического наблюдения.
2. Выработать у личного состава высокие психологические качества при действиях в составе поста радиационного, химического и биологического наблюдения.
1. Выдвижение в район развертывания поста радиационного, химического и биологического наблюдения, его оборудование и маскировка.
2. Действия отделения при ведении радиационного, химического и биологического наблюдения.
Место: учебное поле.
Перед началом занятия взвод выстраивается в расположении части, командиры отделений проверяют готовность своих отделений к занятию и докладывают командиру взвода.
После устранения выявленных недостатков командир взвода дает команду на выдвижение взвода к месту занятия.
В ходе выдвижения отрабатываются действия при внезапном нападении противника, налете авиации противника и др.
В районе занятия командир взвода объявляет тему, учебные цели занятия и проверяет знание личным составом теоретических положений по отрабатываемой теме. При необходимости командир взвода напоминает обучаемым, что отделение радиационной и химической разведки, назначенное для ведения радиационного и химического наблюдения, составляет пост радиационного, химического и биологического наблюдения и выполняет следующие задачи: обнаруживает заражение местности и воздуха радиоактивными, токсичными химикатами и бактериальными (биологическими) средствами вероятного противника, определяет уровни радиации и тип токсичных веществ и подает сигналы оповещения; устанавливает и обозначает границы участков местности, зараженных радиоактивными и токсичными химикатами, в районе расположения поста; ориентировочно определяет параметры ядерного взрыва и направление перемещения радиоактивного облака; контролирует изменение уровней радиации на местности и степень заражения воздуха токсичными химикатами; берет пробы воздуха, почвы, растительности и других предметов и направляет их в лаборатории; проводит метеорологические наблюдения. Затем указывает места занятий отделениям и приказывает командирам отделений приступить к отработке учебных вопросов.
1 Выдвижение в район развертывания поста радиационного,
химического и биологического наблюдения, его оборудование
Прибыв с отделением к месту занятия, командир отделения объявляет первый учебный вопрос и объявляет порядок его отработки по элементам, которыми могут быть: выдвижение в район развертывания поста, оборудование поста в окопе, траншее, ходе сообщения и его маскировка..
Командир отделения занятие начинает примерно так: “Отрабатываем первый элемент учебного вопроса – выдвижение отделения в район развертывания поста РХБ наблюдения. Противник ведет бой на удалении 3 км. Наше отделение имеет задачу выдвинуться на командный пункт полка в район отм. 151,9, развернуть ПРХБН 300 м сев. отм. 151,9 и в 10.00 быть готовым к ведению радиационного, химического и биологического наблюдения”.
Далее солдатам объясняется, что радиационное, химическое и биологическое наблюдение отделение ведет, как правило, с химической разведывательной машины. В тех случаях, когда обстановка или условия маскировки не позволяют вести наблюдение с машины, наблюдатели с приборами разведки могут располагаться в траншее, ходе сообщения или специально оборудованном для наблюдения окопе. Химическая разведывательная машина в этом случае размещается в ближайшем от поста укрытии, складках местности и т. п. После этого командир отделения приступает к обучению отделения выдвижению в район поста на машине и в пешем порядке, добиваясь от отделения быстрого выдвижения с использованием маскировочных средств местности, правильного преодоления препятствий, ведению наблюдения за противником в ходе выдвижения и четким докладом об обнаруженном противнике. Если обучаемые в ходе выдвижения допускали ошибки, неумело использовали местность, то командир отделения делает краткий разбор, указывает на недостатки и повторно отрабатывает эти вопросы.
Так, повторив действия отделения по отрабатываемому элементу несколько раз, он добивается желаемых результатов.
После этого командир отделения показывает оборудованный окоп для ПРХБН, объясняет порядок размещения в нем приборов радиационной и химической разведки, средств связи, оповещения, документации, место наблюдателя и химической разведывательной машины, а также порядок маскировки поста с использованием подручных и табельных средств и условия выполнения нормативов по развертыванию поста. Для закрепления навыков по отработанному элементу командир отделения тренирует обучаемых в размещении приборов, машины и маскировке поста.
Добившись четких действий обучаемых, командир отделения показывает порядок оборудования поста радиационного, химического и биологического наблюдения при ведении наблюдения с машины. Во всех случаях место наблюдательного поста должно обеспечивать хороший обзор в заданной полосе (районе), маскировку машины и иметь скрытые пути подхода из расположения своих войск. После показа и объяснения командир отделения приказывает установить химическую разведывательную машину в укрытие и произвести ее маскировку.
Обучив солдат развертыванию и маскировке поста радиационного, химического и биологического наблюдения, командир отделения проводит частичный разбор действий личного состава по отрабатываемому вопросу и приступает к отработке второго учебного вопроса.
2 Действия отделения при ведении радиационного,
химического и биологического наблюдения
Отделение получило задачу вести радиационное, химическое и биологическое наблюдение в районе “развилка дорог”, “отдельное дерево”, “развалины”, “курган”. Пост радиационного, химического и биологического наблюдения оборудовать 300 м сев. отм. 151,9.
Наблюдателю вести наблюдение из окопа. К наблюдению приступить в 10.00. Особое внимание обратить на район расположения командного пункта. Приборы разведки включать через каждые 15 мин, а после ядерных взрывов, вскрытия в воздухе головных частей ракет, налета авиации и артиллерийского обстрела района наблюдения и подачи сигнала оповещения соседними наблюдательными постами – немедленно.
При обнаружении радиоактивного заражения докладывать мне. При обнаружении химического и биологического заражения подать сигнал оповещения ракетой СХТ, надеть противогаз и доложить мне. Метеокомплект развернуть у окопа, метеонаблюдения проводить через каждые 3 ч, а при обнаружении ОВ – немедленно.
Химическую разведывательную машину поставить в укрытие и замаскировать. Мой заместитель – старший химик-разведчик”.
Проверив уяснение задачи подчиненными, командир отделения подает команду: “Пост радиационного, химического и биологического наблюдения развернуть” и приступает к отработке первого элемента. Кратко объяснив и показав порядок действий наблюдателя при заступлении на пост (проверить работоспособность приборов, наличие и исправность средств оповещения и связи; по схеме ориентиров изучить ориентиры на местности; ознакомиться с записями в журнале наблюдения), командир отделения назначает наблюдателя и, периодически сменяя его, тренирует обучаемых в выполнении показанных действий и приемов (при этом отрабатываются также нормативы по подготовке приборов к работе и проверке их работоспособности).
Добившись твердого усвоения показанных приемов, командир отделения отрабатывает действия наблюдателя по вспышке ядерного взрыва.
Он объясняет, что вид ядерного взрыва определяется путем визуального наблюдения внешней картины взрыва. Мощность ядерного взрыва может быть ориентировочно определена по высоте подъема облака ядерного взрыва. Центр (эпицентр) ядерного взрыва определяется по азимуту и времени прихода ударной волны к ПРХБН. Направление движения радиоактивного облака определяется относительно ориентиров, местных предметов или сторон горизонта.
Объяснив порядок действий наблюдателя, командир отделения ставит задачу всем химикам-разведчикам определить параметры ядерных взрывов, которые будут имитироваться по команде командира взвода. При этом отрабатываются действия личного состава по вспышке ядерного взрыва и умение определять его параметры.
По отработке следующего элемента командир отделения объясняет и показывает солдатам обязанности и порядок действий наблюдателя при возникновении пожара на ПРХБН от воздействия светового излучения при ядерного взрыва или при применении противником зажигательных веществ. Для этого в районе поста подрываются имитационные фугасы с огнесмесью или поджигается огнесмесь, разложенная заранее, и солдаты обучаются способам быстрого тушения очагов пожара. Добившись четких действий, командир отделения отрабатывает действия наблюдателя при обнаружении радиоактивного заражения с помощью приборов. Для этого он указывает, что облако наземного взрыва движется в сторону поста, а затем с помощью тренажеров дозиметрических приборов показывает постепенное нарастание уровней радиации в районе поста и обучает подчиненных быстрому и четкому снятию показаний приборов и докладам об уровнях радиации. При достижении уровня радиации 0,5 рад/час, приказывает наблюдателю подать сигнал “Радиационная опасность” и проверяет умение обучаемых действовать по этому сигналу.
В такой же последовательности отрабатываются все элементы учебного вопроса. Если обучаемые допускают ошибки, командир отделения громко, так чтобы слышали все обучаемые, указывает на ошибку и продолжает тренировку.
После выработки прочных навыков в раздельном выполнении разучиваемых элементов командир отделения отрабатывает действия по учебному вопросу в слитном выполнении.
В заключении командир отделения объясняет, что перемещение ПРХБН производится по указанию командира (начальника), выставившего пост, и осуществляется одновременно с перемещением пункта управления, на котором выставлен пост. При перемещении в новый район, отделения, находясь в движении, ведет радиационное, химическое и биологическое наблюдение и поддерживает связь по радио с командиром (начальником), которому подчинен пост.
Командир взвода, приняв доклад от командиров отделений, проводит разбор занятия, где отмечает, как достигнуты учебные цели, объявляет оценки и дает задание для подготовки к следующему занятию.