Что включает в себя понятие язычество
Язычество
Язы́чество (от церк.-слав. ıảзы́цы «народы [1] ») — обозначение неавраамических (нехристианских, неисламских, неиудаистических) или немонотеистических, в широком смысле — политеистических религий в литературе христианских и др. авторов.
Как правило, учёные избегают использование термина «язычество» из-за неопределенности и разнообразия смыслов, предпочитая более точные категории, такие как политеизм, шаманизм, тотемизм, анимизм. Церковнославянское понятие «язычество» в науке часто заменяется термином «этническая религия».
Содержание
Значение
Обычно употребляется в одном из следующих значений:
Этимология
Неоязычество
Новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики (родноверие, ромува, асатру, викка). Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как шаманизм.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Язычество» в других словарях:
ЯЗЫЧЕСТВО — термин, обозначающий предшествующие теизму формы религий многобожия. Считается, что он происходит от слав. «языцы» нехристианские «народы», враждебные православию. На Западе его синонимом является лат. «paganus». Т.о., это понятие изначально… … Философская энциклопедия
Язычество — принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле язычество политеистические религии. Термин язычество происходит из Нового Завета, в котором … Исторический словарь
язычество — См … Словарь синонимов
ЯЗЫЧЕСТВО — (от церковно славян ского языцы народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле политеистических. В современной науке чаще употребляют термин политеизм ( многобожие ). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы … Русская история
Язычество — ☼ традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в… … Энциклопедия культурологии
язычество — ЯЗЫЧЕСТВО, идолопоклонничество, идолопоклонство, устар. кумиропоклонение, устар. кумиропоклонничество, устар. кумирослужение ЯЗЫЧЕСКИЙ, идолопоклоннический … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЯЗЫЧЕСТВО — ЯЗЫЧЕСТВО, традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности теизму. В современной науке чаще употребляют термин политеизм ( многобожие ) … Современная энциклопедия
ЯЗЫЧЕСТВО — традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин политеизм ( многобожие ) … Большой Энциклопедический словарь
ЯЗЫЧЕСТВО — теологический термин, конституированный в рамках дуальной оппозиции «теизм (в конкретно историческом приложении христианство) нетеизм (соответственно Я.)», и обозначающий систему нетеистских верований различных народов (»Я.» от «язык» в значении… … Новейший философский словарь
ЯЗЫЧЕСТВО — ЯЗЫЧЕСТВО, язычества, мн. нет, ср. Идолопоклонство, вообще религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЯЗЫЧЕСТВО — ЯЗЫЧЕСТВО, а, ср. Общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии. Эпоха язычества. Культы язычества. | прил. языческий, ая, ое. Языческие обычаи. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЯЗЫЧЕСТВО
Полезное
Смотреть что такое «ЯЗЫЧЕСТВО» в других словарях:
ЯЗЫЧЕСТВО — термин, обозначающий предшествующие теизму формы религий многобожия. Считается, что он происходит от слав. «языцы» нехристианские «народы», враждебные православию. На Западе его синонимом является лат. «paganus». Т.о., это понятие изначально… … Философская энциклопедия
Язычество — принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле язычество политеистические религии. Термин язычество происходит из Нового Завета, в котором … Исторический словарь
язычество — См … Словарь синонимов
Язычество — ☼ традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в… … Энциклопедия культурологии
язычество — ЯЗЫЧЕСТВО, идолопоклонничество, идолопоклонство, устар. кумиропоклонение, устар. кумиропоклонничество, устар. кумирослужение ЯЗЫЧЕСКИЙ, идолопоклоннический … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЯЗЫЧЕСТВО — ЯЗЫЧЕСТВО, традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности теизму. В современной науке чаще употребляют термин политеизм ( многобожие ) … Современная энциклопедия
ЯЗЫЧЕСТВО — традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин политеизм ( многобожие ) … Большой Энциклопедический словарь
ЯЗЫЧЕСТВО — теологический термин, конституированный в рамках дуальной оппозиции «теизм (в конкретно историческом приложении христианство) нетеизм (соответственно Я.)», и обозначающий систему нетеистских верований различных народов (»Я.» от «язык» в значении… … Новейший философский словарь
ЯЗЫЧЕСТВО — ЯЗЫЧЕСТВО, язычества, мн. нет, ср. Идолопоклонство, вообще религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЯЗЫЧЕСТВО — ЯЗЫЧЕСТВО, а, ср. Общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии. Эпоха язычества. Культы язычества. | прил. языческий, ая, ое. Языческие обычаи. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЯЗЫЧЕСТВО
Термин “язычество” происходит от церковнославянского слова “язык”, означающего “народ”. В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. От иудеев термин “язычество” перешел и в христианскую лексику. Однако в христианстве он уже не включает в себя что-либо связанное с нацией или расой. Им обозначаются религиозные учения и мировоззрения, имеющие ряд определенных признаков. Язычество имеет две основных категории: религиозную и нерелигиозную. Первая представляет собой то, что обычно называется естественным богопознанием и включает в себя все религии и религиозные верования, не принимающие Библии за источник сверхъестественного Откровения. Вторая — все прочие нехристианские мировоззрения.
Язычество по своим самым существенным характеристикам является полной противоположностью христианства (Мф. 18:17): “. да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17). Господь запрещает уподобляться язычникам в многословии на молитве (Мф. 6:8), в их отношении к людям: “Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?” (Мф. 5:47). “Не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или: “что пить?” или: “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники” (Мф. 6:31-32).
Апостол Петр призывает христиан не поступать “по воле языческой”, не предаваться “нелепому”, (слав. — “богомерзкому”) идолослужению (1 Пет. 4:3). Св. апостол Павел ярко изображает глубину падения человека в язычестве (Рим. 1:21-25). По его словам, язычники Бога не знают (1 Фес. 4:5), ходят “к безгласным идолам” (1 Кор. 12:2).
Древние христианские писатели хотя и говорят, что Бог и язычников милует и им открывает Себя в их совести и разуме, однако постоянно подчеркивают существенное различие между язычеством и учением Христовым. Так, христианский апологет Аристид в своей “Апологии” подвергает критике религиозные верования “варваров и эллинов”. “Те и другие, — говорит он, — грубо заблуждаются. Первые — поклоняясь стихиям, а вторые — воздавая поклонение антропоморфным богам” [2]. Другой христианский апологет Татиан, который, по его признанию, “ознакомился с мистериями, исследовал различные виды богопочитания” [3] говорит, что отвергает “языческие заблуждения, как детские бредни”, [4] что языческие мифы — “чистый вздор” и что “христианское познание о Боге неприлично даже сравнивать с мнениями язычников, которые погрузились в вещество и нечистоту” [5]. Тертуллиан в резкой форме обращается к язычникам: “Боги ваши и демоны — одно и то же, а идолы — тела демонов” [6].
Язычество очень неоднородно по форме. Существует множество его видов: магия, шаманство, все политеистические религии, сатанизм, атеизм, материализм и др.
Истоки и сущность язычества
Основной причиной возникновения язычества является ложное самоопределение человека. Книга Бытия повествует о том, как первые люди соблазнились сорвать запрещенный плод с древа познания добра и зла, чтобы стать “как боги”. Вместо постепенного духовного роста, изменения себя по образу всесвятого Бога, человек избирает “легкий путь”, не требующий труда, “приятный для глаз и вожделенный” (Быт. 3:6), обещающий сразу дать “знание добра и зла” — путь безбожного становления “богом”.
Этот внешний путь “срывания” тайн бытия для овладения его естественными и сверхъестественными силами порождает магию. Отсюда возникает идолопоклонство как естественный результат извращения понятия о высшей цели и истинном смысле жизни. Здесь и истоки натурализма, поскольку утрата идеала духовного неминуемо влечет за собой культ материального, культ плоти. Гордость, попытка человека самому стать на место Бога, стремление к сверхсознанию и высшим наслаждениям порождает и наиболее утонченное язычество — мистическое.
В каком направлении идет общее развитие язычества? Становится оно все более “языческим” или же в нем происходит какой-то положительный процесс возвращения к “невидимому Богу” (Деян. 17:23)?
Является неоспоримым, что в язычестве всегда были люди, которые “искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли” (Деян. 17:27). И в этом смысле справедливо, что и в язычестве “совершался положительный религиозный процесс” [7]. Ибо, как писал св. Иустин Философ, “у всех есть семена Истины” [8] и “Христос есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы они считались за безбожников, — таковы между эллинами Сократ, Гераклит и им подобные” [9].
Однако не менее очевидно и другое, что эта всеобщая причастность Слову и искреннее искание истины отдельными язычниками не определяют общего хода развития язычества в человечестве. Язычество — это, в конечном счете, не искание Бога, а уход от Него, и прогресс в язычестве был и остается более прогрессом греха и отступления, нежели бескорыстного поиска истины и все большего познания Бога. Идея “Царства Божия на земле”, т.е. достижения в земной истории всеобщего духовного и нравственного совершенства и материального благоденствия, энергично защищаемая почти до конца своей жизни В.С. Соловьевым и идейно близких ему в этом мыслителей (С.Н. Трубецким, прот. П. Светловым, Н. Федоровым и др.), отсутствует в святоотеческих творениях и принципиально противоречит Откровению Нового Завета (см., Мф. 24:5-31; Апокалипсис, и др.). Божественное Откровение возвещает, что “в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды..”. (2 Тим. 3:1-2), так что “Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле” (Лк. 18:8). Таковыми могут быть последствия лишь глубокой, всеохватывающей деградации человечества, окончательного господства язычества. Господь и открывает Церкви, что не в истории уготовано исполнение творческого замысла Божия о человечестве, но в метаистории, когда будет “новое небо и новая земля” (Откр. 21:1).
Оценка язычества
Понятием “язычество” в христианстве выражается, в первую очередь, то “ветхое”, наследственное начало в человеке, которое, возникнув в результате его отпадения от Бога, затем, в процессе истории, выявляется и развивается в различных формах и видах. Человек в настоящем состоянии, по христианскому учению, представляет собой не естественно-нормальное существо, но глубоко поврежденное и по душе, и по телу. В нем добро смешано со злом, “новое” с “ветхим”, и требуется постоянная, сознательная духовно-нравственная работа личности, чтобы стать полноценным, “новым” (Еф. 4:24) человеком.
Язычество, таким образом, есть, прежде всего, такое направление жизни, которое характеризуется ложным отношением человека к Богу, к себе, к миру. Поэтому оно включает в себя как различные религии и мировоззрения, так и всех тех людей, в том числе и христиан, которые живут “по стихиям мира, а не по Христу” (Кол. 2:8). Ибо в каждом человеке живет по природе христианин и язычник. И только искреннее избрание Христа нормой, идеалом своей жизни делает человека христианином. В противном случае, даже исповедуя Православие, оставаясь формально в Церкви, исполняя все внешние ее обряды и предписания, он может в полном смысле слова оказаться настоящим богопротивным язычником: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21).
Использованные материалы
[1] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 674.
[2] Попов И.В., проф. Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 1916, 38 изд., с. 34-35
[3] Татиан. Речь против эллинов, 29. М. 1863, с. 169.
[4] Татиан. Речь против эллинов, 30. М. 1863, с. 170.
[5] Татиан. Речь против эллинов, 2. М. 1863, с. 161-162.
[6] Тертуллиан. Твор. Т.1.Апология, 23. СПб. 1847. С. 56
[7] Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев-Посад, 1917. С. 323.
[8] Апология. 1,7 // Памятники древней христианской письменности: В 7 т. Т. 4. М., 1860-67. С. 25.
О названии ‘язычество’
Творцы новых самоназваний не хотят пачкать себя о ту грязь, которую нанесли на язычество мировые монорелигии. Они хитрят или искренне не догадываются, что если «не пачкаться», то это означает и «в руки не брать». А ежели «в руки не брать», то и наполнятся все эти новые «ведические правоверы» содержанием к нашему историческому язычеству не относящимся. Это просто будут русско-славянские перепевы индийских религий, будет профанация нашего национального язычества, новодел, сшитый из лоскутов чужих традиций.
Среди определенной части современных язычников существует мнение, что языческие предки называли себя православными, поскольку, дескать «славили правь». Возможно, что где-то и были «православные» язычники, но, справедливости ради следует заметить, что ни одного исторического свидетельства о таком самоназвании древних славян-язычников не сохранилось.
Но кого-то устраивала власть князя и его правда, а кого-то и не устраивала. Тысячу лет назад, в самой глубине лесов, жили свободолюбивые племена древлян, вятичей и радимичей, никого к себе не пускали, дабы не знали их земли и не ходили на них ратями князья из Киева или Новгорода. С расширением ареала княжеской власти, вятичи ушли на северо-восток, а независимая земля древлян и радимичей сузилась до Полесья. На этой земле свободные люди звались словом, противоположным «княжеской правде». Они звались «кривичи» (кстати, литовцы и по сей день часто называют русских «кривы»). Кривичи представляли собой союз племен, были братьями по крови, и особое место в своем религиозном почитании отводили женским божествам и берегиням.
Вспомним, что титул балтийского верховного жреца Криве-Кривейте переводится как Учитель Учителей, а вовсе не как учитель не-правды. Самоназвание «кривичи» и звание верховного жреца балтов становятся близкими, если обратить внимание на то, что значительная часть населения земли кривичей была балтского происхождения, и то, что значительную часть территории нынешней Прибалтики населяли славянские племена. Со временем многие балты обрусели и стали причислять себя к славянам, а многие географические названия рек и деревень остались балтского происхождения. Это же должно было иметь место и для сакральных понятий, в том числе и таких как «кривь». Такой подход естественно заставляет изменить плоское представление о происхождении слов правда и кривда.
Историческая правда будет восстановлена. Мы должны вернуть в свой обиход такие необходимые слова, как «язычество» или «кощуны», и не стесняться их только за то, что на них были наворочены горы лжи. Ведь мы этой лжи не боимся. Потому, будем честны и последовательны.
В слове «язычество» нет ничего ругательного для самих язычников.
Значение слова «язычество»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В настоящее время церковнославянское слово «язычество» в научной литературе по причине неоднозначного понимания его значения представителями разных точек зрения на этимологию слова заменяется термином «этническая религия», либо более конкретными: политеизм, шаманизм, анимизм и т.д.
ЯЗЫ’ЧЕСТВО, а, мн. нет, ср. Идолопоклонство, вообще — религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
язы́чество
1. религия, основанная на поклонении многим богам; идолопоклонство
2. обозначение неавраамических (нехристианских, неисламских, неиудаистических) или немонотеистических, в широком смысле — политеистических религий в литературе христианских и других авторов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова энерговооружённость (существительное):