Что включает в себя понятие возрастная периодизация

Понятие «возрастной период». Возрастная периодизация.

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

ВФиПс— дисциплина, направленная на изучение особенностей функционирования организма детей и подростков, закономерностей их физического и психического развития, психофизиологических аспектов поведения и основ формирования когнитивных функций ребенка с целью применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Методы исследования

Общими и самыми распространенными методами исследования являются:

1) Метод поперечного исследования— представляет собой параллельное, одновременное изучение особенностей организма у детей различных возрастных групп.

ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Онтогенез— это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная от образования зиготы и до естественной смерти организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды.

В онтогенезе человека различают 2 относительно самостоятельных этапа:

1) пренатальный (внутриутробный, эмбриональный)-это период с момента зачатия и до рождения ребенка.Длится в среднем 270 дней.

2) постанатальный (постэмбриональный)-это период с момента рождения и до конца жизни.

Важными свойствами живого организма являются рост и развитие.

Развитие— это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением функций и взаимодействию всех его систем. Оно включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование(приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост. Рост- это количественный процесс, связанный с увеличением количества клеток и их размеров. Например, в одних органах и тканях (кости, легкие), рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань)- в большей степени за счет увеличения размеров самих клеток.

У детей выделяют 3 периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста).

После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки,т.е.созревание структур организма. Такими периодами являются: возраст от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет.

Процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет. Так, например, у женщин ростовые процессы заканчиваются к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам. К 20 годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем и т.д.

Закономерности роста и развития детского организма:

1) Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма в различные возрастные периоды.

2) «Энергетическое правило ске­летных мышц» (И. А. Аршавский)— осо­бенности энергетических процессов, деятельность дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

3) «Закон свертывания функций за ненадобностью» (И.А.Аршавский)-
при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает

4) Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)- это такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обе­спечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилиза­цией резервных возможностей организма.

Она построена на следующих принципах:

А)Взаимозаменяемость органов и структур— каждая функция организма, при неблагоприятных факторах может заменяться. Например- у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания.

Б) Дублирование— многие процессы и функции могут дублироваться несколькими органами. Например, выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется не только почками, но и легкими, кожей, жкт.

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. 640 1. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-640 1. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка 640 1. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

В) Избыточность— любая функция может колебаться в относительно больших пределах, работать не на пределе своих возможностей, что обеспечивает наилучшее приспособление организма к факторам окружающей среды. Например, сердце находится в режиме сокращения только 8 ч в сутки.

Г) Парность органов-при утрате одного органа, второй (его пара) будет выполнять функцию свою и утраченного органа. Например, человек может жить с одной почкой, с одним глазом и т.д.

Д) Относительно быстрый возврат к норме— возвращение к исходному состоянию зависит от уровня сдвига (т.е. тяжести) и от степени развития организма (т.е. возраста). Заболевание у человека не останавливает его развитие, оно продолжается т.к. все системы работают надежно.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. КРИТИЧЕСКИЕ И СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.

Понятие «возрастной период». Возрастная периодизация.

Каждый жизненный цикл человека разделен на возрастные периоды.

Возрастной период-это тот отрезок времени, в пределах которого процессы роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.

С 1965 года широко используется ВП в основе которой лежат морфофункциональные и психологические критерии, охватывает весь постнатальный онтогенез человека. Согласно ей выделяют следующие возрастные группы:

1. Новорожденные- 1-10 дней;

3. Раннее детство- 1-3 года;

4. Первое детство- 4-7 лет;

5. Второе детство- 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;

6. Подростковый- 13-16 лет мальчики, 12-15 девочки;

7. Юношеский- 17-21 юноши, 16-20 девушки;

8. Зрелый возраст- 1 период- 22-35 лет мужчины, 21-35 женщины;

2 период- 36-60 лет мужчины, 36-55 женщины;

9. Пожилой возраст- 61-74года мужчины, 56-74 женщины;

10. Старческий- 75-90 лет;

11. Долгожители- 90 лет и выше.

Данная возрастная периодизация основана на критериях биологического возраста.Для педагогов более удобной является периодизация, построенная на основе педагогических и социологических критериев и охватывающая возраст от рождения до 17–18 лет. Эта схема включает следующие периоды:1. Младенческий – до 1 года;2. Преддошкольный – с 1 года до 3 лет;3. Дошкольный – с 3 до 7 лет;4. Младший школьный – с 7 до 11–12 лет;5. Средний школьный – с 11–12 до 15 лет;6. Старший школьный – с 15 до 17–18 лет.

Источник

Понятия: «возраст», «возрастная периодизация»

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

Лекция 2-3

Тема 2. Психолого-педагогические концепции

Становления и развития личности

1.Понятия: «возраст», «возрастная периодизация».

2.Модель Шарлотты Бюлер «стадий жизни».

3.Модель Эрика Эриксона «8 стадий жизни».

4.Педагогическая возрастная периодизация.

Понятия: «возраст», «возрастная периодизация».

Понятие возраста обременяется сложностью и не­однозначностью, поскольку зачастую не совпадает с категорией «время». Вос­приятие человеком времени далеко не всегда со­ответствует его реальному течению. Мы испытываем субъек­тивное убыстрение течения времени, когда опаздываем или за­няты интересным, захватывающим де­лом, и, наоборот, его замедление, когда ожидаем определенного собы­тия или просто скучаем.

Таким образом, понятие «возраста» в широком смысле не ограничивается паспортным (хронологическим) возра­стом, а имеет и другие разновидности.

В соответствии с основными ли­ниями развития человека (как индиви­да, субъекта, личности, индивидуаль­ности) можно выделить четыре парци­альные разновидности возраста:

1. Паспортный возраст исчис­ляется с даты рождения. Обычно учи­тывается число полных лет; лишь в раннем детстве его определяют с точ­ностью до 1 месяца.

2. Биологический возраст опре­деляется степенью физической (соматической) и половой зре­лости человека. Несоответствия био­логического и паспортного возраста наиболее ярко проявляются в период полового созревания. Инди­видуальные различия в сроках начала и темпах полового созревания могут достигать трех-четырех лет. Поэтому, с точки зрения соотношения биологи­ческого и паспортного возраста, в под­ростковых классах школы (спортивных группах) образуются три группы детей:

· акселераты (чей био­логический возраст превосходит пас­портный);

· ретарданты (биологиче­ский возраст меньше паспортного)

· «биологические ровесники» своего паспортного возраста.

3. Интел­лектуальный, социальный и психоло­гическийвозраст считаются воз­растами жизненного пути личности:

· Интеллектуальный возраст определяется степенью соответствия интеллектуального развития субъекта, измеряемого с помощью специального набора тестов, возрастным нормам, установленным по данному набору тестов;

· Социальный возраст характе­ризуется соотношением социального статуса и уровня достижений человека со статусом и уровнем достижений большинства его ровесников. Если человек движется по «лестнице соци­альных статусов» примерно в том же темпе, что и подавляющее большин­ство его сверстников, то его социаль­ный возраст соответствует паспортно­му. Если же в силу высокой одаренно­сти, благоприятных социальных условий или других причин субъект «опережает», то он становится со­циально старше.

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. 640 1. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-640 1. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка 640 1. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

· Психологический возраст оп­ределяется степенью осознания субъективной реа­лизованного в жизни или, иначе, со­отношением в представлении самого человека значимости его прошлого и его будущего.

Замечено, что дети, а особен­но подростки, стремятся быть психо­логически старше. Для пожилого чело­века естественно желание быть пси­хологически моложе. Поэтому если на закате жизни человек постоянно видит жиз­ненную перспективу, ставит перед со­бой новые цели и стремится к их дос­тижению, неуклонно раздвигает жиз­ненные горизонты, то о нем говорят, что он молод душой и не потерял «вкуса к жизни».

Для взрослых людей несоответствие паспортного и психологического возрастов может характеризоваться двумя полярными психологическими состояниями. Если 20-летний студент будет существенно психологически моложе своих лет, то мы столкнемся с феноменом «социального инфантилизма», который будет проявляться, например, в избегании ответствен­ных решений. Или другое состояние – так называемая психологическая «старость». Данное психологическое состояние свойственно молодым людям, которые считают, что «всё уже испытали в жизни», «прошли огонь, воду и медные трубы», что ничего существенно ново­г и, значительного их в дальнейшем не ожидает. Такая позиция препятствует творческому росту, развитию человека как индивидуальности. Таким образом, для взрослого человека оптимальными бу­дут незначительные отличия психоло­гического и паспортного возраста, от­ражающие гармонию жизненных перспектив и опыта.

В настоящее время не существует единой, общепринятой возрастной перио­дизации. Разные зарубежные и отечественные авторы предлагают для выделения периодов жизни разнообразные биологические, психологиче­ские или социальные критерии.

Л.С.Выгот­ский в качестве критериев возрастной периодизации рассматри­вал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития. Продолжая эту линию, А. Н.Леонтьев и Д. Б. Эльконин, А.А. Давыдов особое значение в возрастной периодизации придавали «ведущей деятельности», определяющей возникновение психиче­ских новообразований.

Периодизация детства и юности в значительной мере сходна у разных авторов, однако в отноше­нии периодов взрослости и старости имеются определенные разночтения. Поэтому существует необходимость отдельно осветить некоторые психолого-педагогические теории и концепции становления и развития личности в разные возрастные периоды жизни.

Источник

Возрастная периодизация

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» Что включает в себя понятие возрастная периодизация. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

По ряду морфологических, физиологических и биохимических признаков весь жизненный путь человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной мере условны, все же установление примерных границ этих периодов на основе объективных критериев — очень важная задача. В основу периодизации брали созревание половых желез и интенсивность роста тела. Делались попытки классифицировать возрастные периоды по зубному признаку.

Выдвигалась в качестве критерия и степень развития центральной нервной системы, в частности коры головного мозга. Основываясь на этом признаке, авторы пытались отойти от чисто биологического признака и найти биолого-социальный. Однако, несмотря на множество подходов к периодизации индивидуального развития, найти оптимальный общебиологический или социобиологический критерий, положенный в ее основу, не удалось. А между тем проблема возрастной периодизации считается одной из актуальных для всего комплекса наук, исследующих развитие человека.

Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.

Паспортный возраст — хронологический возраст отдельного человека с момента рождения и до конца жизни.

Биологический возраст характеризуется ростом, созреванием и старением, а также другими биологическими показателями, т.е. биологический возраст отражает биологическую эволюцию человека.

Психологическая характеристика возраста — определенная качественно своеобразная ступень психического развития человека как индивида и как личности.

Возраст культурного развития — показатель культурного самоопределения и саморазвития личности на каждой ступени своего становления, овладения культурными правилами и нормами поведения и деятельности относительно хронологического возраста.

Социальная характеристика возраста — отражение включенности ребенка в определенную систему общественных отношений и степень его социальной зрелости.

Существует много схем деления на возрастные периоды.

Так, Солон, автор древнейшей греческой периодизации жизни, делит ее на 10 семилетий, «седмиц»:

Чтобы свой род продолжать в ряде цветущих детей. Ум человека в шестую седмицу вполне созревает. И не стремится уже к неисполнимым делам. Разум и речь в семь седмиц уже в полном бывают расцвете. Также и в восемь — расцвет длится четырнадцать лет. Мощен еще человек и в девятом, однако слабеют. Для великих доблестных дел слово и разум его. Если ж десятое бог доведет до конца семилетье, Ранним не будет тогда смертный конец для людей.

По семилетиям была составлена возрастная периодизация Аристотелем.

Классификация возрастов жизни, по Пифагору, выглядит следующим образом:

1. Период становления — 0-20 лет (весна).

2. Молодой человек — 20-40 лет (лето).

3. Человек в расцвете сил — 40-6Q лет (осень).

4. Старый и угасающий человек — 60-80 лет (зима).

От Античности Средневековье восприняло рассуждение об этапах человеческой жизни, которая чаще всего делилась также на семь периодов. Их характеристики можно было найти у Гиппократа, Филона Иудейского, Галена и многих других. В православных странах текст о возрастах человека стал впервые известен через сочинения Иоанна Златоуста. Вот как об этом говорится в одной из книг: «Первая седмица — когда бывает человеку семь лет от рождения его: зубов нападение, незлобие, кротость и неразумение, шалости в играх и все мысли младенческие.

Вторая седмица — когда бывает человеку два раза по семь от рождения его, т.е. 14 лет, приходит он в распадение, свойственное юности, и обуреваем, бывает похотью плотской, семени испущением и буйством нелепым. Третья седмица — когда бывает человеку три раза по семь, т.е. 21 год, тогда он юноша буен и многомятежен, в уме его часто гнездятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя многия нелепыя буйства. Но тогда, же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходит и учению старших следует, всему подражая и во всем преуспевая. »

Что включает в себя понятие возрастная периодизация. 640 1. Что включает в себя понятие возрастная периодизация фото. Что включает в себя понятие возрастная периодизация-640 1. картинка Что включает в себя понятие возрастная периодизация. картинка 640 1. ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

Краткую характеристику возрастов приводит и Августин (детство, отрочество, юность, мужественность, старость), но, в отличие от других авторов, он говорит о существовании «духовных возрастов», свойственных людям, растущим духовно, развивающим свой разум. Эти возрасты соответствуют «не количеству лет, а (внутреннему) преуспеянию». Встречаются и деления на два, три, четыре, пять, шесть и даже девять периодов.

В нашей отечественной науке длительное время была распространена классификация, предложенная Н.П. Гундобиным.

В основу этой классификации положены некоторые биологические особенности растущего организма и выделяются следующие периоды:

1. Период внутриутробного развития.

2. Период новорожденности (2-3 недели).

3. Период грудного возраста — до 1 года.

4. Преддошкольный, ясельный возраст — с 1 года до 3 лет.

5. Дошкольный возраст — с 3 до 7 лет.

6. Период отрочества, или младший школьный возраст, — с 7 до 12 лет.

7. Подростковый возраст — с 12 до 15 лет.

8. Старший школьный возраст — с 14 до 18 лет у девушек и с 15-16 лет до 19-20 у юношей.

Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. К первой группе относят периодизации, созданные по биогенетическому принципу, когда процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества, или периодизации, в которых этапы детства совпадают со ступенями системы обучения и воспитания детей.

Во второй группе периодизаций используется внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей (П.П. Блонский) или развитие детской сексуальности (3. Фрейд). П.П. Блонский в своей классификации выделял беззубое детство, молочнозубое детство, постояннозубое детство, предпубертатный и пубертатный периоды.

В третьей группе периодизаций выделяются периоды психического развития ребенка на основе существенных и не единичных особенностей этого развития. К этой группе относят периодизации Л.С. Выготского и Д. Б. Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Для понимания жизненного цикла человека необходимо определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов данного вида, — метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов.

Обе эти характеристики представлены, например, в следующей схеме возрастной периодизации:

— Новорожденные 1-10 дней

— Раннее детство 1-2 года

— Первый период детства 3-07 лет

Второй период детства:

— 8-12 лет для мальчиков

— 8-11 лет для девочек

Подростковый возраст:

— 13—16 лет для мальчиков

— 12-15 лет для девочек

Юношеский возраст:

— 17-21 год для мужчин

— 16-20 лет для женщин

Средний возраст:

— 22-35 лет для мужчин

— 21-35 лет для женщин

— 36-60 лет для мужчин

— 36-55 лет для женщин

Пожилые люди:

— 61-75 лет для мужчин

— 55-75 лет для женщин

Старческий возраст:

— 74-90 лет для обоих полов

Долгожители:

В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов — с другой. В них главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность которого может значительно варьировать у разных индивидов.

В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития:

1) внутриутробный период;

2) период новорожденности;

3) период вскармливания грудью;

4) период молочных зубов;

5) период отрочества;

6) период полового созревания.

Используя на практике возрастную периодизацию, следует иметь в виду, что хронологические рамки возраста человека и его морфологические и психофизиологические характеристики во многом определяются социальными факторами.

Более совершенной ряд авторов считают классификацию Д.Б. Бромлей (1966, Англия). Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность пяти циклов: утробного (стадия беременности), детства, юности, взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития.

Первый цикл состоит из четырех стадий:

1) зиготы (оплодотворенного яйца);

2) эмбриона (ранней стадии биологического развития);

3) плода (поздней стадии биологического развития);

4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде).

С этого момента развитие определяется по возрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.

Второй цикл — детство — состоит из трех стадий, охватывающих 11-13 лет жизни.

Первая из них — младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) — характеризуется многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобретает основные навыки движения, восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается несловесное общение, с помощью которого осуществляется начальная социализация индивида. Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое значение для начальной социализации, образования потребностей в общении и привязанностей, накопления опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития.

Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) — дошкольное детство — характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов (предоперационных представлений), сложных манипуляций и действий с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Эта стадия отличается интенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения. Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные средства общения (экспрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонации). Постепенно упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшей среде.

Третья стадия детства — раннее школьное детство — от 5 до 11 или 13 лет. Эта стадия характеризуется ассимиляцией культуры через образование, развитием символического начала в мышлении и поведении, усвоением конкретных операций группирования и т. д. Во многих отношениях эта стадия имеет решающее значение для социализации индивида, поскольку она осуществляется уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведения в общественной среде, но и рационально, путем освоения основ морали и регулирования связей на этих основах.

Цикл юности состоит из двух стадий:

1) полового созревания — старшего школьного детства (ранняя юность), длящегося от 11-13 до 15 лет.

2) поздней юности (15-21 год). Начиная с этого цикла, Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важные психофизиологические изменения индивида в различные периоды жизни.

Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вторичных половых признаков и производительных функций, соматическим развитием и нервно-психическим созреванием. В этот период складывается система формальных операций и логических структур, повышающих уровень умственной активности. Весьма значительные; изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать; система ограниченной правовой ответственности, осваиваются новые социальные роли и позиции. Поведение ориентировано на взрослые нормы поведения, и притязания на взрослость отличают многие мотивы поведения в этом возрасте.

Вторая стадия юности — завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой, нравственной) к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистики, что как раз на эти годы приходится пик антисоциального поведения.

Цикл взрослости состоит из четырех стадий:

1) ранней взрослости (21-25 лет);

2) средней взрослости (25-40 лет);

3) поздней взрослости (40-55 лет);

4) предпенсионного возраста (55-65 лет), являющегося переходным к циклу старости.

Среднюю взрослость Д. Б. Бромлей характеризует следующим образом: годы «пик», или оптимума, интеллектуальных достижений, консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок некоторых физических и умственных функций, проявляющийся при максимальной деятельности.

Поздняя зрелость имеет своими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопаузу, дальнейший упадок физических и умственных функций. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45—50 годами.

Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальных функций и интересов. Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора, наиболее интересных для личности общественных дел. Не в меньшей мере существенно изменение всей мотивации в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости и сопротивлением ее наступлению.

Цикл старения состоит из трех стадий:

1) «удаления от дел» («отставки», 65-70 лет);

2) старости (70 и более лет);

3) последней стадии дряхлости, болезненной старости и смерти (максимум — около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы).

Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа, увеличивающейся потребностью в коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Последняя стадия — одряхление, болезненная старость — характеризуется нарастанием явлений сенильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.

Классификация возрастов по психофизиологическим характеристикам развития включает, таким образом, следующую цепь фазных преобразований жизненного цикла человека: младенчество, раннее детство, детство, отрочество, юность, молодость, средний возраст, пожилой, старый, престарелый (дряхлость). Выделение отрочества и молодости как особых периодов, разделенных периодом юности, диктуется наличием новых для развития психофизиологических характеристик.

Периодизация детства В.В. Зеньковского основана на философском осмыслении совокупности различных признаков возраста (психологических, связанных с социализацией и пр.). Автор выделил три периода: детство, отрочество и юность, а детство, в свою очередь разделил на раннее и второе.

Если в «раннем» детстве (после 1 года до 5-6,5 лет) — метафизике детства — закладываются основы личное и существует изначальное неразличение субъективного и объективного мира, то во «втором» детстве происходит строгое разделение мира внутреннего и мира внешнего. Отрочество связано с сексуальным созреванием и с поворотом внимания подростка к внутреннему миру. В юности формируется основа для правильного соотношения внутреннего и внешнего мира. Таким образом, детство — тезис, отрочество — антитезис, а юность — синтез.

Л.С. Выготский считал, что возрастную периодизацию человек» нужно рассматривать в контексте его культурно-исторической принадлежности.

По его мнению, развитие ребенка складывается из стабильных критических периодов. Основными принципами деления детского развития на отдельные возрасты являются новообразования, критические возрасты и др. Возрастная периодизация, по Выготскому, представлена следующим образом: кризис новорожденности; младенческий возраст (2 месяца — 1 год); кризис 1 года; раннее детство; кризис 3 лет; дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст; кризис 13 лет; пубертатный возраст (14-18 лет); кризис 17 лет.

Концепция Выготского стала основой ряда идей, в которых дея­тельность является базисом самостоятельного направления. Таким образом, возникла теория деятельности (А.Н. Леонтьев и др.), которую в настоящее время разрабатывают многие авторы.

Возрастная периодизация в рамках деятельностного подхода Д. Б. Эльконина выражается в закономерной смене и доминированиидвух сфер деятельности в период между рождением и юношеским возрастом: мотивационно-потребностной и когнитивных функций, а, также операционно-технических возможностей.

Он выделил периоды: от 0 до 1 года — непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослыми; от 1 до 3 лет — предметно-манипулятивной деятельности, когда ребенок усваивает способы действия с предметами; 3-5 лет — сюжетно-ролевой игры, характерной для дошкольников; 7-11 лет — учебной деятельности младших школьников; 11-13 лет — общественно полезной деятельности подростков; 13/14-16/17 лет — юношеского возраста, для которого характерна профессионально-учебная деятельность. Таким образом, каждый возраст имеет свою социальную ситуацию развития, ведущую деятельность.

А.В. Запорожец особое значение в развитии также придавал ведущей деятельности, в которой реализуются типичные для данной ступени развития отношения ребенка с людьми и предметной деятельностью: младенческий возраст (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (11-15 лет), ранний юношеский возраст (14-18 лет). При этом Запорожец указывал, что такая периодизация возраста лишена подлинно научных обоснований, поскольку носит эмпирический, а не концептуальный характер. Таким образом, в работах, отражающих деятельностный принцип, особенности био­логического развития не раскрыты.

Возрастная периодизация, согласно А.В. Петровскому, соотносится с развитием личности. В самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в новую социальную среду, интеграции в ней. Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза.

С учетом этого Петровский выделил следующие возрастные этапы функционирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 года), детсадовское детство (3—7 лет), младший школьный возраст (7-11 лет), средний школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет). Автор придерживается той точки зрения, что единство представлений о становлении личности и принципиальное сходство вариантов социальной ситуации развития в конкретной культуре определяют типичные психологические особенности детей, подростков или юношей в рамках школьного возраста, т.е. как своеобразные нормативы.

Критические периоды детства, принятые в современной науке, оцениваются авторами по-разному:

а) как показатель отражения адаптации организма в период созревания (имеется в виду пубертатный криз), например представление Э. Эриксона о «нормальном кризисе»;

.6) как «болезнь» развития, уклонение от нормы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Г.Е. Сухарева, П. К. Ушаков, В.В. Ковалев, И.Ю. Кулагина и др.);

в) как необязательный симптом перехода от одного стабильного возраста к другому (А.Н. Леонтьев).

Основными проявлениями любого критического периода являются признаки, противоположные признакам устойчивых, или стабильных, возрастных периодов, а именно: трудновоспитуемость, сензитивность (легкая ранимость, уязвимость), неуравновешенность. При этом есть и признаки, свидетельствующие о сочетании созидания и разрушения, т.е. возможно сосуществование и положительных, и отрицательных черт (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Поливанова).

Трудновоспитуемость, принимающая различные, подчас уродливые формы, — одно из важнейших следствий кризовых периодов. Дети начинают хуже учиться, у них пропадает интерес к занятиям, возможны конфликты с окружающими. Как говорят, ребенок становится «проблемным». Именно эта важная особенность кризовых периодов привлекает внимание педагогов, психологов и психиатров и требует особого отношения.

Кроме трудновоспитуемости о кризисе может свидетельствовать так называемая легковоспитуемость (К.Н. Поливанова), хотя подобная «легковоспитуемость» имеет значение только в том случае, если она отражает «изменение поведения, его новые формы, непривычные реакции на воспитательные воздействия» (К.Н. Поливанова).

Наличие признаков, свидетельствующих о сочетаниях проявления созидания и разрушения, выражается (по Л.С. Выготскому) в смене старой ситуации развития новой. Так, в переходном периоде у подростков имеет место отчетливый процесс отмирания детских интересов и формирования новых. Поскольку вся жизнь человека — череда интервалов, где происходит смена одной ситуации на другую, в каждом конкретном случае необходимо четко представлять, о каком этап развития идет речь и как изменяются интересы (и как следствие — поведение) ребенка.

Различные признаки кризиса обусловлены влиянием ряда факторов, причем определить, какой важнее, трудно, а иногда просто невозможно. Такими факторами являются биологическая перестройка организма, процесс социализации и другие, например болезнь. Преодоление кризиса означает продвижение развития вперед, на более высокий уровень в следующий биологический и психологический возраст.

Для обозначения психических возрастных феноменов в специальной литературе используются разные термины: новообразование, возрастные функции и др. Л.С. Выготский предложил использовать термин новообразование, которое представляет собой «новый, тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». По его мнению, новообразования можно использовать в качестве критерия деления развития на от­дельные возрасты.

Особенности течения I возрастного криза (2-4 года). Выготский различает пять основных психологических признаков I возрастного криза: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и ревнивое отношение к другим детям.

Негативизм — такое поведение, при котором ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. это реакция ребенка не на содержание сделанного предложения, а на само предложение. Как считает Выготский, «негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию».

Упрямство — такое поведение ребенка, при котором он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он потребовал (Л.С. Выготский).

Строптивость, в отличие от негативизма, безлична и скорее направлена против норм воспитания; отличается тенденциозностью.

Своеволие, отражающее тенденцию к самостоятельности, — еще один кризовый признак. Важно его своевременное установление, так как отсутствие самостоятельности типично для инфантилизма.

Особенности течения II возрастного (детского) криза. II возрастной (детский) криз (6-7 лет) — период рождения социального «Я» (Л.И. Божович) — совпадает по времени с началом обучения в школе. С утратой интереса к игре как деятельности у ребенка в этом возрасте начинает формироваться новая деятельность — учебная.

Важнейшим показателем этого кризового периода является готовность или неготовность ребенка к школе, поскольку именно к этому возрасту относится формирование биологической основы такой готовности, а именно: созревание наиболее сложных лобных областей (А. Р. Лурия) и усиление процессов торможения коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями (Н.Й. Красногорский).

Особенности течения пубертатного криза. Пубертатный период при­ходится на возраст 11-20 лет и характеризуется бурными морфофункциональными перестройками, особенно выраженными в половой сфере (начало функционирования половых желез). Отчетливые психологические особенности подростков нередко называют «подростковым комплексом».

В настоящее время общепризнано, что пубертатный криз по своей структуре неоднороден (Ш. Бюлер, О. Кро, М. Трамер, Л.С. Выготский, А. Е. Личко, Э. Кречмер и др.). Существуют различные градации пубертатного возраста. Обычно выделяют две фазы этого периода (Ш. Бюлер, М. Трамер и др.): негативную (11-15 лет) и позитивную (16-20 лет), которые имеют и общие, и отличительные признаки. Кроме того, выделяется так называемая III фаза (постпубертатная — Е. Е. Сухарева), которая практически лишена общих черт критического периода и трактуется как стабильный возраст (посткритическая фаза — Л.С. Выготский).

Общие черты пубертатного кризового периода условно объединены в пять групп признаков:

а) отчетливо выраженная аффективная неустойчивость, определяющая все поведение подростков, — «пубертатная лабильность настроения» (М. Трамер);

б) противоречивость отдельных сторон психического склада подростков;

в) обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов (Л.И. Божович и др.);

г) признаки созревания влечений;

д) разнообразные нарушения поведения (девиантное поведение) в виде антидисциплинарного, антисоциального, делинквентного (противоправного) и аутоагрессивного (А.Г. Амбрумова, ЛЯ. Жезлова, В.В. Ковалев и др.) поведения. Это констатируют как ту или иную степень нарушения социальной адаптации.

Наряду с общими признаками каждой фазе пубертатного кризиса свойственны свои, особенные черты. Негативная фаза (фаза отрица­ния — В.Е. Смирнов; негативистическая — В. Вилингер; протеста, против отцов — Э. Кречмер, Г. Ниссен) отличается преобладание неустойчивого настроения, повышенной возбудимостью, стремлением к самостоятельности, протестом против старших (А. Валлон и др.). Позитивная фаза (философская — М. Трамер; ведущего интеллектуального возбуждения — В.Е. Смирнов) характеризуется выраженным стремлением к творчеству, ростом самосознания, превращением влечений в интересы (Л.С. Выготский).

Л.И. Божович, изучая возрастные особенности развития личности вместе со своими сотрудниками пришла к выводу, что формирование личности ребенка определяется соотношением того места, которое занимает в системе доступных ему человеческих отношений (следовательно, и соответствующих требований к нему), и тех психологических особенностей, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта.

Именно из этого соотношения возникает та внутренняя позиция ребенка, т.е. та система потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредуя воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств. Божович считала, что эти положения имеют силу не только для понимания условий формирования индивидуальных особенностей личности ребенка, но и для понимания движущих сил возрастного развития детей и причин, обусловливающих типичные особенности их возрастного психологического облика.

Таким образом, развитие человека обусловлено (детерминировано):

— внутренними противоречиями и психофизиологическими особенностями;

— социальной ситуацией развития;

— типом ведущей деятельности;

— мерой его собственной активности в процессе становления и совершенствования личности;

— половозрастными и индивидуальными особенностями.

Процесс возрастного развития человека связан с сензитивными периодами — периодами онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бываем особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды; периодами оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов. На­ступление сензитивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. Например: 1,5-3 года — речь; 3-6 лет — восприятие, мышление, воображение и др.; 5-6 лет — координация движений (балет, фигурное катание и т.п.), чтение и т.д.

Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться, но преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным, что в целом неблагоприятно сказывается на развитии психики. Ряд ученых считают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают. Так, например, известны случаи, когда дети, попавшие к животным и оставшиеся живыми, будучи возвращенными в человеческое общество, практически не восстановились как представители человеческого рода, так как оказывались безвозвратно упущенными те возможности, которые были в соответствующих сензитивных периодах их развития.

Всякая возрастная периодизация достаточно условна (растущий организм развивается индивидуально, проходит свой неповторимый путь), но она необходима для комплексного анализа меняющихся в процессе онтогенеза свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны психического и физического здоровья, для создания адекватных каждой возрастной ступени приемов и методов обучения и воспитания, оптимального развития физических и психических возможностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *