Что включает в себя понятие возрастная периодизация
Понятие «возрастной период». Возрастная периодизация.
ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»
ВФиПс— дисциплина, направленная на изучение особенностей функционирования организма детей и подростков, закономерностей их физического и психического развития, психофизиологических аспектов поведения и основ формирования когнитивных функций ребенка с целью применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
Методы исследования
Общими и самыми распространенными методами исследования являются:
1) Метод поперечного исследования— представляет собой параллельное, одновременное изучение особенностей организма у детей различных возрастных групп.
ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Онтогенез— это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная от образования зиготы и до естественной смерти организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды.
В онтогенезе человека различают 2 относительно самостоятельных этапа:
1) пренатальный (внутриутробный, эмбриональный)-это период с момента зачатия и до рождения ребенка.Длится в среднем 270 дней.
2) постанатальный (постэмбриональный)-это период с момента рождения и до конца жизни.
Важными свойствами живого организма являются рост и развитие.
Развитие— это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением функций и взаимодействию всех его систем. Оно включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование(приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост. Рост- это количественный процесс, связанный с увеличением количества клеток и их размеров. Например, в одних органах и тканях (кости, легкие), рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань)- в большей степени за счет увеличения размеров самих клеток.
У детей выделяют 3 периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста).
После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки,т.е.созревание структур организма. Такими периодами являются: возраст от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет.
Процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет. Так, например, у женщин ростовые процессы заканчиваются к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам. К 20 годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем и т.д.
Закономерности роста и развития детского организма:
1) Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма в различные возрастные периоды.
2) «Энергетическое правило скелетных мышц» (И. А. Аршавский)— особенности энергетических процессов, деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
3) «Закон свертывания функций за ненадобностью» (И.А.Аршавский)-
при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает
4) Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)- это такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей организма.
Она построена на следующих принципах:
А)Взаимозаменяемость органов и структур— каждая функция организма, при неблагоприятных факторах может заменяться. Например- у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания.
Б) Дублирование— многие процессы и функции могут дублироваться несколькими органами. Например, выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется не только почками, но и легкими, кожей, жкт.
В) Избыточность— любая функция может колебаться в относительно больших пределах, работать не на пределе своих возможностей, что обеспечивает наилучшее приспособление организма к факторам окружающей среды. Например, сердце находится в режиме сокращения только 8 ч в сутки.
Г) Парность органов-при утрате одного органа, второй (его пара) будет выполнять функцию свою и утраченного органа. Например, человек может жить с одной почкой, с одним глазом и т.д.
Д) Относительно быстрый возврат к норме— возвращение к исходному состоянию зависит от уровня сдвига (т.е. тяжести) и от степени развития организма (т.е. возраста). Заболевание у человека не останавливает его развитие, оно продолжается т.к. все системы работают надежно.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. КРИТИЧЕСКИЕ И СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.
Понятие «возрастной период». Возрастная периодизация.
Каждый жизненный цикл человека разделен на возрастные периоды.
Возрастной период-это тот отрезок времени, в пределах которого процессы роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.
С 1965 года широко используется ВП в основе которой лежат морфофункциональные и психологические критерии, охватывает весь постнатальный онтогенез человека. Согласно ей выделяют следующие возрастные группы:
1. Новорожденные- 1-10 дней;
3. Раннее детство- 1-3 года;
4. Первое детство- 4-7 лет;
5. Второе детство- 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
6. Подростковый- 13-16 лет мальчики, 12-15 девочки;
7. Юношеский- 17-21 юноши, 16-20 девушки;
8. Зрелый возраст- 1 период- 22-35 лет мужчины, 21-35 женщины;
2 период- 36-60 лет мужчины, 36-55 женщины;
9. Пожилой возраст- 61-74года мужчины, 56-74 женщины;
10. Старческий- 75-90 лет;
11. Долгожители- 90 лет и выше.
Данная возрастная периодизация основана на критериях биологического возраста.Для педагогов более удобной является периодизация, построенная на основе педагогических и социологических критериев и охватывающая возраст от рождения до 17–18 лет. Эта схема включает следующие периоды:1. Младенческий – до 1 года;2. Преддошкольный – с 1 года до 3 лет;3. Дошкольный – с 3 до 7 лет;4. Младший школьный – с 7 до 11–12 лет;5. Средний школьный – с 11–12 до 15 лет;6. Старший школьный – с 15 до 17–18 лет.
Понятия: «возраст», «возрастная периодизация»
Лекция 2-3
Тема 2. Психолого-педагогические концепции
Становления и развития личности
1.Понятия: «возраст», «возрастная периодизация».
2.Модель Шарлотты Бюлер «стадий жизни».
3.Модель Эрика Эриксона «8 стадий жизни».
4.Педагогическая возрастная периодизация.
Понятия: «возраст», «возрастная периодизация».
Понятие возраста обременяется сложностью и неоднозначностью, поскольку зачастую не совпадает с категорией «время». Восприятие человеком времени далеко не всегда соответствует его реальному течению. Мы испытываем субъективное убыстрение течения времени, когда опаздываем или заняты интересным, захватывающим делом, и, наоборот, его замедление, когда ожидаем определенного события или просто скучаем.
Таким образом, понятие «возраста» в широком смысле не ограничивается паспортным (хронологическим) возрастом, а имеет и другие разновидности.
В соответствии с основными линиями развития человека (как индивида, субъекта, личности, индивидуальности) можно выделить четыре парциальные разновидности возраста:
1. Паспортный возраст исчисляется с даты рождения. Обычно учитывается число полных лет; лишь в раннем детстве его определяют с точностью до 1 месяца.
2. Биологический возраст определяется степенью физической (соматической) и половой зрелости человека. Несоответствия биологического и паспортного возраста наиболее ярко проявляются в период полового созревания. Индивидуальные различия в сроках начала и темпах полового созревания могут достигать трех-четырех лет. Поэтому, с точки зрения соотношения биологического и паспортного возраста, в подростковых классах школы (спортивных группах) образуются три группы детей:
· акселераты (чей биологический возраст превосходит паспортный);
· ретарданты (биологический возраст меньше паспортного)
· «биологические ровесники» своего паспортного возраста.
3. Интеллектуальный, социальный и психологическийвозраст считаются возрастами жизненного пути личности:
· Интеллектуальный возраст определяется степенью соответствия интеллектуального развития субъекта, измеряемого с помощью специального набора тестов, возрастным нормам, установленным по данному набору тестов;
· Социальный возраст характеризуется соотношением социального статуса и уровня достижений человека со статусом и уровнем достижений большинства его ровесников. Если человек движется по «лестнице социальных статусов» примерно в том же темпе, что и подавляющее большинство его сверстников, то его социальный возраст соответствует паспортному. Если же в силу высокой одаренности, благоприятных социальных условий или других причин субъект «опережает», то он становится социально старше.
· Психологический возраст определяется степенью осознания субъективной реализованного в жизни или, иначе, соотношением в представлении самого человека значимости его прошлого и его будущего.
Замечено, что дети, а особенно подростки, стремятся быть психологически старше. Для пожилого человека естественно желание быть психологически моложе. Поэтому если на закате жизни человек постоянно видит жизненную перспективу, ставит перед собой новые цели и стремится к их достижению, неуклонно раздвигает жизненные горизонты, то о нем говорят, что он молод душой и не потерял «вкуса к жизни».
Для взрослых людей несоответствие паспортного и психологического возрастов может характеризоваться двумя полярными психологическими состояниями. Если 20-летний студент будет существенно психологически моложе своих лет, то мы столкнемся с феноменом «социального инфантилизма», который будет проявляться, например, в избегании ответственных решений. Или другое состояние – так называемая психологическая «старость». Данное психологическое состояние свойственно молодым людям, которые считают, что «всё уже испытали в жизни», «прошли огонь, воду и медные трубы», что ничего существенно новог и, значительного их в дальнейшем не ожидает. Такая позиция препятствует творческому росту, развитию человека как индивидуальности. Таким образом, для взрослого человека оптимальными будут незначительные отличия психологического и паспортного возраста, отражающие гармонию жизненных перспектив и опыта.
В настоящее время не существует единой, общепринятой возрастной периодизации. Разные зарубежные и отечественные авторы предлагают для выделения периодов жизни разнообразные биологические, психологические или социальные критерии.
Л.С.Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития. Продолжая эту линию, А. Н.Леонтьев и Д. Б. Эльконин, А.А. Давыдов особое значение в возрастной периодизации придавали «ведущей деятельности», определяющей возникновение психических новообразований.
Периодизация детства и юности в значительной мере сходна у разных авторов, однако в отношении периодов взрослости и старости имеются определенные разночтения. Поэтому существует необходимость отдельно осветить некоторые психолого-педагогические теории и концепции становления и развития личности в разные возрастные периоды жизни.
Возрастная периодизация
По ряду морфологических, физиологических и биохимических признаков весь жизненный путь человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной мере условны, все же установление примерных границ этих периодов на основе объективных критериев — очень важная задача. В основу периодизации брали созревание половых желез и интенсивность роста тела. Делались попытки классифицировать возрастные периоды по зубному признаку.
Выдвигалась в качестве критерия и степень развития центральной нервной системы, в частности коры головного мозга. Основываясь на этом признаке, авторы пытались отойти от чисто биологического признака и найти биолого-социальный. Однако, несмотря на множество подходов к периодизации индивидуального развития, найти оптимальный общебиологический или социобиологический критерий, положенный в ее основу, не удалось. А между тем проблема возрастной периодизации считается одной из актуальных для всего комплекса наук, исследующих развитие человека.
Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Паспортный возраст — хронологический возраст отдельного человека с момента рождения и до конца жизни.
Биологический возраст характеризуется ростом, созреванием и старением, а также другими биологическими показателями, т.е. биологический возраст отражает биологическую эволюцию человека.
Психологическая характеристика возраста — определенная качественно своеобразная ступень психического развития человека как индивида и как личности.
Возраст культурного развития — показатель культурного самоопределения и саморазвития личности на каждой ступени своего становления, овладения культурными правилами и нормами поведения и деятельности относительно хронологического возраста.
Социальная характеристика возраста — отражение включенности ребенка в определенную систему общественных отношений и степень его социальной зрелости.
Существует много схем деления на возрастные периоды.
Так, Солон, автор древнейшей греческой периодизации жизни, делит ее на 10 семилетий, «седмиц»:
Чтобы свой род продолжать в ряде цветущих детей. Ум человека в шестую седмицу вполне созревает. И не стремится уже к неисполнимым делам. Разум и речь в семь седмиц уже в полном бывают расцвете. Также и в восемь — расцвет длится четырнадцать лет. Мощен еще человек и в девятом, однако слабеют. Для великих доблестных дел слово и разум его. Если ж десятое бог доведет до конца семилетье, Ранним не будет тогда смертный конец для людей.
По семилетиям была составлена возрастная периодизация Аристотелем.
Классификация возрастов жизни, по Пифагору, выглядит следующим образом:
1. Период становления — 0-20 лет (весна).
2. Молодой человек — 20-40 лет (лето).
3. Человек в расцвете сил — 40-6Q лет (осень).
4. Старый и угасающий человек — 60-80 лет (зима).
От Античности Средневековье восприняло рассуждение об этапах человеческой жизни, которая чаще всего делилась также на семь периодов. Их характеристики можно было найти у Гиппократа, Филона Иудейского, Галена и многих других. В православных странах текст о возрастах человека стал впервые известен через сочинения Иоанна Златоуста. Вот как об этом говорится в одной из книг: «Первая седмица — когда бывает человеку семь лет от рождения его: зубов нападение, незлобие, кротость и неразумение, шалости в играх и все мысли младенческие.
Вторая седмица — когда бывает человеку два раза по семь от рождения его, т.е. 14 лет, приходит он в распадение, свойственное юности, и обуреваем, бывает похотью плотской, семени испущением и буйством нелепым. Третья седмица — когда бывает человеку три раза по семь, т.е. 21 год, тогда он юноша буен и многомятежен, в уме его часто гнездятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя многия нелепыя буйства. Но тогда, же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходит и учению старших следует, всему подражая и во всем преуспевая. »
Краткую характеристику возрастов приводит и Августин (детство, отрочество, юность, мужественность, старость), но, в отличие от других авторов, он говорит о существовании «духовных возрастов», свойственных людям, растущим духовно, развивающим свой разум. Эти возрасты соответствуют «не количеству лет, а (внутреннему) преуспеянию». Встречаются и деления на два, три, четыре, пять, шесть и даже девять периодов.
В нашей отечественной науке длительное время была распространена классификация, предложенная Н.П. Гундобиным.
В основу этой классификации положены некоторые биологические особенности растущего организма и выделяются следующие периоды:
1. Период внутриутробного развития.
2. Период новорожденности (2-3 недели).
3. Период грудного возраста — до 1 года.
4. Преддошкольный, ясельный возраст — с 1 года до 3 лет.
5. Дошкольный возраст — с 3 до 7 лет.
6. Период отрочества, или младший школьный возраст, — с 7 до 12 лет.
7. Подростковый возраст — с 12 до 15 лет.
8. Старший школьный возраст — с 14 до 18 лет у девушек и с 15-16 лет до 19-20 у юношей.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. К первой группе относят периодизации, созданные по биогенетическому принципу, когда процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества, или периодизации, в которых этапы детства совпадают со ступенями системы обучения и воспитания детей.
Во второй группе периодизаций используется внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей (П.П. Блонский) или развитие детской сексуальности (3. Фрейд). П.П. Блонский в своей классификации выделял беззубое детство, молочнозубое детство, постояннозубое детство, предпубертатный и пубертатный периоды.
В третьей группе периодизаций выделяются периоды психического развития ребенка на основе существенных и не единичных особенностей этого развития. К этой группе относят периодизации Л.С. Выготского и Д. Б. Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Для понимания жизненного цикла человека необходимо определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов данного вида, — метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов.
Обе эти характеристики представлены, например, в следующей схеме возрастной периодизации:
— Новорожденные 1-10 дней
— Раннее детство 1-2 года
— Первый период детства 3-07 лет
Второй период детства:
— 8-12 лет для мальчиков
— 8-11 лет для девочек
Подростковый возраст:
— 13—16 лет для мальчиков
— 12-15 лет для девочек
Юношеский возраст:
— 17-21 год для мужчин
— 16-20 лет для женщин
Средний возраст:
— 22-35 лет для мужчин
— 21-35 лет для женщин
— 36-60 лет для мужчин
— 36-55 лет для женщин
Пожилые люди:
— 61-75 лет для мужчин
— 55-75 лет для женщин
Старческий возраст:
— 74-90 лет для обоих полов
Долгожители:
В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов — с другой. В них главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность которого может значительно варьировать у разных индивидов.
В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития:
1) внутриутробный период;
2) период новорожденности;
3) период вскармливания грудью;
4) период молочных зубов;
5) период отрочества;
6) период полового созревания.
Используя на практике возрастную периодизацию, следует иметь в виду, что хронологические рамки возраста человека и его морфологические и психофизиологические характеристики во многом определяются социальными факторами.
Более совершенной ряд авторов считают классификацию Д.Б. Бромлей (1966, Англия). Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность пяти циклов: утробного (стадия беременности), детства, юности, взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития.
Первый цикл состоит из четырех стадий:
1) зиготы (оплодотворенного яйца);
2) эмбриона (ранней стадии биологического развития);
3) плода (поздней стадии биологического развития);
4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде).
С этого момента развитие определяется по возрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.
Второй цикл — детство — состоит из трех стадий, охватывающих 11-13 лет жизни.
Первая из них — младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) — характеризуется многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобретает основные навыки движения, восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается несловесное общение, с помощью которого осуществляется начальная социализация индивида. Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое значение для начальной социализации, образования потребностей в общении и привязанностей, накопления опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития.
Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) — дошкольное детство — характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов (предоперационных представлений), сложных манипуляций и действий с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Эта стадия отличается интенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения. Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные средства общения (экспрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонации). Постепенно упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшей среде.
Третья стадия детства — раннее школьное детство — от 5 до 11 или 13 лет. Эта стадия характеризуется ассимиляцией культуры через образование, развитием символического начала в мышлении и поведении, усвоением конкретных операций группирования и т. д. Во многих отношениях эта стадия имеет решающее значение для социализации индивида, поскольку она осуществляется уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведения в общественной среде, но и рационально, путем освоения основ морали и регулирования связей на этих основах.
Цикл юности состоит из двух стадий:
1) полового созревания — старшего школьного детства (ранняя юность), длящегося от 11-13 до 15 лет.
2) поздней юности (15-21 год). Начиная с этого цикла, Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важные психофизиологические изменения индивида в различные периоды жизни.
Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вторичных половых признаков и производительных функций, соматическим развитием и нервно-психическим созреванием. В этот период складывается система формальных операций и логических структур, повышающих уровень умственной активности. Весьма значительные; изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать; система ограниченной правовой ответственности, осваиваются новые социальные роли и позиции. Поведение ориентировано на взрослые нормы поведения, и притязания на взрослость отличают многие мотивы поведения в этом возрасте.
Вторая стадия юности — завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой, нравственной) к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистики, что как раз на эти годы приходится пик антисоциального поведения.
Цикл взрослости состоит из четырех стадий:
1) ранней взрослости (21-25 лет);
2) средней взрослости (25-40 лет);
3) поздней взрослости (40-55 лет);
4) предпенсионного возраста (55-65 лет), являющегося переходным к циклу старости.
Среднюю взрослость Д. Б. Бромлей характеризует следующим образом: годы «пик», или оптимума, интеллектуальных достижений, консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок некоторых физических и умственных функций, проявляющийся при максимальной деятельности.
Поздняя зрелость имеет своими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопаузу, дальнейший упадок физических и умственных функций. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45—50 годами.
Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальных функций и интересов. Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора, наиболее интересных для личности общественных дел. Не в меньшей мере существенно изменение всей мотивации в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости и сопротивлением ее наступлению.
Цикл старения состоит из трех стадий:
1) «удаления от дел» («отставки», 65-70 лет);
2) старости (70 и более лет);
3) последней стадии дряхлости, болезненной старости и смерти (максимум — около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы).
Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа, увеличивающейся потребностью в коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.
Старость: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.
Последняя стадия — одряхление, болезненная старость — характеризуется нарастанием явлений сенильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.
Классификация возрастов по психофизиологическим характеристикам развития включает, таким образом, следующую цепь фазных преобразований жизненного цикла человека: младенчество, раннее детство, детство, отрочество, юность, молодость, средний возраст, пожилой, старый, престарелый (дряхлость). Выделение отрочества и молодости как особых периодов, разделенных периодом юности, диктуется наличием новых для развития психофизиологических характеристик.
Периодизация детства В.В. Зеньковского основана на философском осмыслении совокупности различных признаков возраста (психологических, связанных с социализацией и пр.). Автор выделил три периода: детство, отрочество и юность, а детство, в свою очередь разделил на раннее и второе.
Если в «раннем» детстве (после 1 года до 5-6,5 лет) — метафизике детства — закладываются основы личное и существует изначальное неразличение субъективного и объективного мира, то во «втором» детстве происходит строгое разделение мира внутреннего и мира внешнего. Отрочество связано с сексуальным созреванием и с поворотом внимания подростка к внутреннему миру. В юности формируется основа для правильного соотношения внутреннего и внешнего мира. Таким образом, детство — тезис, отрочество — антитезис, а юность — синтез.
Л.С. Выготский считал, что возрастную периодизацию человек» нужно рассматривать в контексте его культурно-исторической принадлежности.
По его мнению, развитие ребенка складывается из стабильных критических периодов. Основными принципами деления детского развития на отдельные возрасты являются новообразования, критические возрасты и др. Возрастная периодизация, по Выготскому, представлена следующим образом: кризис новорожденности; младенческий возраст (2 месяца — 1 год); кризис 1 года; раннее детство; кризис 3 лет; дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст; кризис 13 лет; пубертатный возраст (14-18 лет); кризис 17 лет.
Концепция Выготского стала основой ряда идей, в которых деятельность является базисом самостоятельного направления. Таким образом, возникла теория деятельности (А.Н. Леонтьев и др.), которую в настоящее время разрабатывают многие авторы.
Возрастная периодизация в рамках деятельностного подхода Д. Б. Эльконина выражается в закономерной смене и доминированиидвух сфер деятельности в период между рождением и юношеским возрастом: мотивационно-потребностной и когнитивных функций, а, также операционно-технических возможностей.
Он выделил периоды: от 0 до 1 года — непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослыми; от 1 до 3 лет — предметно-манипулятивной деятельности, когда ребенок усваивает способы действия с предметами; 3-5 лет — сюжетно-ролевой игры, характерной для дошкольников; 7-11 лет — учебной деятельности младших школьников; 11-13 лет — общественно полезной деятельности подростков; 13/14-16/17 лет — юношеского возраста, для которого характерна профессионально-учебная деятельность. Таким образом, каждый возраст имеет свою социальную ситуацию развития, ведущую деятельность.
А.В. Запорожец особое значение в развитии также придавал ведущей деятельности, в которой реализуются типичные для данной ступени развития отношения ребенка с людьми и предметной деятельностью: младенческий возраст (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (11-15 лет), ранний юношеский возраст (14-18 лет). При этом Запорожец указывал, что такая периодизация возраста лишена подлинно научных обоснований, поскольку носит эмпирический, а не концептуальный характер. Таким образом, в работах, отражающих деятельностный принцип, особенности биологического развития не раскрыты.
Возрастная периодизация, согласно А.В. Петровскому, соотносится с развитием личности. В самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в новую социальную среду, интеграции в ней. Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза.
С учетом этого Петровский выделил следующие возрастные этапы функционирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 года), детсадовское детство (3—7 лет), младший школьный возраст (7-11 лет), средний школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет). Автор придерживается той точки зрения, что единство представлений о становлении личности и принципиальное сходство вариантов социальной ситуации развития в конкретной культуре определяют типичные психологические особенности детей, подростков или юношей в рамках школьного возраста, т.е. как своеобразные нормативы.
Критические периоды детства, принятые в современной науке, оцениваются авторами по-разному:
а) как показатель отражения адаптации организма в период созревания (имеется в виду пубертатный криз), например представление Э. Эриксона о «нормальном кризисе»;
.6) как «болезнь» развития, уклонение от нормы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Г.Е. Сухарева, П. К. Ушаков, В.В. Ковалев, И.Ю. Кулагина и др.);
в) как необязательный симптом перехода от одного стабильного возраста к другому (А.Н. Леонтьев).
Основными проявлениями любого критического периода являются признаки, противоположные признакам устойчивых, или стабильных, возрастных периодов, а именно: трудновоспитуемость, сензитивность (легкая ранимость, уязвимость), неуравновешенность. При этом есть и признаки, свидетельствующие о сочетании созидания и разрушения, т.е. возможно сосуществование и положительных, и отрицательных черт (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Поливанова).
Трудновоспитуемость, принимающая различные, подчас уродливые формы, — одно из важнейших следствий кризовых периодов. Дети начинают хуже учиться, у них пропадает интерес к занятиям, возможны конфликты с окружающими. Как говорят, ребенок становится «проблемным». Именно эта важная особенность кризовых периодов привлекает внимание педагогов, психологов и психиатров и требует особого отношения.
Кроме трудновоспитуемости о кризисе может свидетельствовать так называемая легковоспитуемость (К.Н. Поливанова), хотя подобная «легковоспитуемость» имеет значение только в том случае, если она отражает «изменение поведения, его новые формы, непривычные реакции на воспитательные воздействия» (К.Н. Поливанова).
Наличие признаков, свидетельствующих о сочетаниях проявления созидания и разрушения, выражается (по Л.С. Выготскому) в смене старой ситуации развития новой. Так, в переходном периоде у подростков имеет место отчетливый процесс отмирания детских интересов и формирования новых. Поскольку вся жизнь человека — череда интервалов, где происходит смена одной ситуации на другую, в каждом конкретном случае необходимо четко представлять, о каком этап развития идет речь и как изменяются интересы (и как следствие — поведение) ребенка.
Различные признаки кризиса обусловлены влиянием ряда факторов, причем определить, какой важнее, трудно, а иногда просто невозможно. Такими факторами являются биологическая перестройка организма, процесс социализации и другие, например болезнь. Преодоление кризиса означает продвижение развития вперед, на более высокий уровень в следующий биологический и психологический возраст.
Для обозначения психических возрастных феноменов в специальной литературе используются разные термины: новообразование, возрастные функции и др. Л.С. Выготский предложил использовать термин новообразование, которое представляет собой «новый, тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». По его мнению, новообразования можно использовать в качестве критерия деления развития на отдельные возрасты.
Особенности течения I возрастного криза (2-4 года). Выготский различает пять основных психологических признаков I возрастного криза: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и ревнивое отношение к другим детям.
Негативизм — такое поведение, при котором ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. это реакция ребенка не на содержание сделанного предложения, а на само предложение. Как считает Выготский, «негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию».
Упрямство — такое поведение ребенка, при котором он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он потребовал (Л.С. Выготский).
Строптивость, в отличие от негативизма, безлична и скорее направлена против норм воспитания; отличается тенденциозностью.
Своеволие, отражающее тенденцию к самостоятельности, — еще один кризовый признак. Важно его своевременное установление, так как отсутствие самостоятельности типично для инфантилизма.
Особенности течения II возрастного (детского) криза. II возрастной (детский) криз (6-7 лет) — период рождения социального «Я» (Л.И. Божович) — совпадает по времени с началом обучения в школе. С утратой интереса к игре как деятельности у ребенка в этом возрасте начинает формироваться новая деятельность — учебная.
Важнейшим показателем этого кризового периода является готовность или неготовность ребенка к школе, поскольку именно к этому возрасту относится формирование биологической основы такой готовности, а именно: созревание наиболее сложных лобных областей (А. Р. Лурия) и усиление процессов торможения коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями (Н.Й. Красногорский).
Особенности течения пубертатного криза. Пубертатный период приходится на возраст 11-20 лет и характеризуется бурными морфофункциональными перестройками, особенно выраженными в половой сфере (начало функционирования половых желез). Отчетливые психологические особенности подростков нередко называют «подростковым комплексом».
В настоящее время общепризнано, что пубертатный криз по своей структуре неоднороден (Ш. Бюлер, О. Кро, М. Трамер, Л.С. Выготский, А. Е. Личко, Э. Кречмер и др.). Существуют различные градации пубертатного возраста. Обычно выделяют две фазы этого периода (Ш. Бюлер, М. Трамер и др.): негативную (11-15 лет) и позитивную (16-20 лет), которые имеют и общие, и отличительные признаки. Кроме того, выделяется так называемая III фаза (постпубертатная — Е. Е. Сухарева), которая практически лишена общих черт критического периода и трактуется как стабильный возраст (посткритическая фаза — Л.С. Выготский).
Общие черты пубертатного кризового периода условно объединены в пять групп признаков:
а) отчетливо выраженная аффективная неустойчивость, определяющая все поведение подростков, — «пубертатная лабильность настроения» (М. Трамер);
б) противоречивость отдельных сторон психического склада подростков;
в) обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов (Л.И. Божович и др.);
г) признаки созревания влечений;
д) разнообразные нарушения поведения (девиантное поведение) в виде антидисциплинарного, антисоциального, делинквентного (противоправного) и аутоагрессивного (А.Г. Амбрумова, ЛЯ. Жезлова, В.В. Ковалев и др.) поведения. Это констатируют как ту или иную степень нарушения социальной адаптации.
Наряду с общими признаками каждой фазе пубертатного кризиса свойственны свои, особенные черты. Негативная фаза (фаза отрицания — В.Е. Смирнов; негативистическая — В. Вилингер; протеста, против отцов — Э. Кречмер, Г. Ниссен) отличается преобладание неустойчивого настроения, повышенной возбудимостью, стремлением к самостоятельности, протестом против старших (А. Валлон и др.). Позитивная фаза (философская — М. Трамер; ведущего интеллектуального возбуждения — В.Е. Смирнов) характеризуется выраженным стремлением к творчеству, ростом самосознания, превращением влечений в интересы (Л.С. Выготский).
Л.И. Божович, изучая возрастные особенности развития личности вместе со своими сотрудниками пришла к выводу, что формирование личности ребенка определяется соотношением того места, которое занимает в системе доступных ему человеческих отношений (следовательно, и соответствующих требований к нему), и тех психологических особенностей, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта.
Именно из этого соотношения возникает та внутренняя позиция ребенка, т.е. та система потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредуя воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств. Божович считала, что эти положения имеют силу не только для понимания условий формирования индивидуальных особенностей личности ребенка, но и для понимания движущих сил возрастного развития детей и причин, обусловливающих типичные особенности их возрастного психологического облика.
Таким образом, развитие человека обусловлено (детерминировано):
— внутренними противоречиями и психофизиологическими особенностями;
— социальной ситуацией развития;
— типом ведущей деятельности;
— мерой его собственной активности в процессе становления и совершенствования личности;
— половозрастными и индивидуальными особенностями.
Процесс возрастного развития человека связан с сензитивными периодами — периодами онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бываем особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды; периодами оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов. Наступление сензитивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. Например: 1,5-3 года — речь; 3-6 лет — восприятие, мышление, воображение и др.; 5-6 лет — координация движений (балет, фигурное катание и т.п.), чтение и т.д.
Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться, но преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным, что в целом неблагоприятно сказывается на развитии психики. Ряд ученых считают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают. Так, например, известны случаи, когда дети, попавшие к животным и оставшиеся живыми, будучи возвращенными в человеческое общество, практически не восстановились как представители человеческого рода, так как оказывались безвозвратно упущенными те возможности, которые были в соответствующих сензитивных периодах их развития.
Всякая возрастная периодизация достаточно условна (растущий организм развивается индивидуально, проходит свой неповторимый путь), но она необходима для комплексного анализа меняющихся в процессе онтогенеза свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны психического и физического здоровья, для создания адекватных каждой возрастной ступени приемов и методов обучения и воспитания, оптимального развития физических и психических возможностей.