Что включает в себя понятие технологии организации быта
Технология
Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. [источник не указан 29 дней]
Содержание
Применение термина
В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В сценическом искусстве технология исполнения спектаклей, пьес, съёмки кинофильмов, … описывается сценарием. Применительно к политэкономии и экономике при изменении общественного мнения применяется термин Пи-Ар (от Англ. PR — Public Relations — связь с широкой общественностью), зачастую неправильно воспринимаемый общественностью как рекламная/информационная акция. [источник не указан 29 дней]
Технологиями морального плана называются законы предков (чего делать нельзя или если делать, то что и как), правила поведения человека в обществе, кодекс чести, конституция (в цивилизованном обществе), понятия (в уголовном мире) и т. п. [источник не указан 29 дней]
В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How (ноу-хау) — знайте как (делать). [источник не указан 29 дней]
Технология по методологии ООН:
Широко распространён также тавтологичный оборот «технология производства».
История
Технология — в широком смысле — объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология — в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт, информационная технология (ИТ) — информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.
История развития технологий
Момент перехода от искусства к технологии фактически создал современную человеческую цивилизацию, сделал возможным её дальнейшее развитие и совершенствование.
Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология — это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.
Высокие технологии
Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, high-tech ). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.
Классификация технологий
Машиностроительные технологии
Машиностроительные технологии — разработка процессов конструирования и производства различных машин и приборов.
К ним относятся технические расчёты, выбор материалов и технологии производства, а также проектирование машиностроительных заводов и организация производства на них.
Информационные технологии
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.
Компонентами технологий для производства продуктов являются аппаратное (технические средства), программное (инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение этого процесса.
В основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. По этой причине, специалистов по компьютерам часто называют ИТ-специалистами.
Телекоммуникационные технологии
Инновационные технологии
Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий:
Жизненный цикл технологии
Жизненный цикл технологии — это совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации.
Жизненный цикл технологии состоит из 5 этапов:
Гениальные бытовые решения с применением современных технологий
Технологический прогресс постепенно входит в наши дома, наполняет собой повседневную жизнь. Мы привыкаем к вещам, которые ранее считали диковинными. Инновационные технологии за последние годы шагнули далеко вперед, но ученые и изобретатели часто усовершенствуют привычные для каждого вещи. Благодаря новым инновациям, касающимся наших будней жизнь становится проще и ярче.
Среди вошедших в повседневную жизнь инновационных концептов есть приспособления облегчающие быт и те, которые добавляют яркие краски в каждый новый день. Мы подготовили обзор концептов, способных раскрасить будни яркими красками.
Зеркало с подогревом, подсветкой по периметру
Зеркало, выполненное с использованием светодиодов для увеличения яркости освещения. Подсветка со всех сторон позволяет повысить качество выполнения гигиенических, косметических процедур и нанесение make-up. Функция подогрева предотвращает запотевание зеркала во время принятия водных процедур. Зеркало оснащено экономичным элементом подогрева. Потребляет зеркало с эффектом подогрева не более 25 Ватт.
Умная многофункциональная кровать
К месту отдыха всегда выдвигаются повышенные требования комфортабельности. Эргономичный умный матрас позволяет регулировать жесткость каждой половины при необходимости. С помощью регулировки высоты подъема нижнего, верхнего края матраса удается купировать приступы храпа одного из спящих на умной кровати. Умная кровать оснащена встроенными элементами подсветки, подогрева. Внутри матраса присутствует массажная установка, которая позволяет выполнить массажные процедуры в любое удобное время. Помимо этого, ложе оснащено электророзетками, минидинамиками, USB – портом.
Светодиодная подсветка велосипедной рамы
Отсутствие достаточного освещения велосипеда приводит к созданию аварийных ситуаций на дорогах, которые часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Вопрос с обозначением на дороге велосипедов пытались решить различным способами:
Все эти способы не принесли желаемого результата. Решение пришло из американского Художественного Института Чикаго, где предложили установить подсветку не на колеса, а на раму велосипеда. Благодаря этому, площадь освещенной дороги для велосипедиста увеличилась, само транспортное средство стало заметным для всех участников движения. С установленными на раму светодиодами путешествия стали безопаснее, ярче. Для любителей сделать привал во время путешествия, велосипед оснащают встроенным мини-баром. Боковые крышки отсека для хранения напитков в открытом виде служат раскладным столиком.
Выдвижные розетки
Вопрос безопасности электрических розеток в жилых помещениях, где есть маленькие дети стоит всегда остро. В концепт умный дом включена полезная инновация в виде розеток, которые имеют выдвижную часть. Этот стильный элемент питания электроприборов работает, когда выдвигается. В обычном состоянии представляет собой интересный штрих, дополняющий общую концепцию интерьера.
Костюм с датчиками для измерения размера
Как часто вы заказывали понравившуюся вещь в интернет-магазине, которая после получения оказалась неподходящей по размеру? Компания «Zozo» создала уникальный в своем роде костюм, оснащенный множеством датчиков, которые позволяют максимально точно определить подходящий размер. При взаимодействии с приложением на смартфоне и костюма на экране можно создать 3Д модель покупателя в выбранной одежде.
Дроны
Летающими дронами сейчас сложно удивить даже ребенка. Эти небольшие летающие помощники позволяют выполнять качественную фото, видео – съемку в труднодоступных местах. Среди молодежи, детей старшего возраста эти приспособления пользуются повышенной популярностью. С их помощью молодежь доставляет друг другу мелкие послания, передачи. В некоторых странах дроны привлекают к доставке посылок в труднодоступные места. В скором будущем они способны полностью заменить службы доставки.
Новый туризм
Внедрение инноваций коснулось и туристической отрасли. Благодаря VR – технологиям планировать путешествия стало намного проще. Развлекательные аттракционы с американскими горками в виртуальной реальности доступны на территории многих государств. Во многих западных туристических агентствах уже сейчас предлагают ознакомиться с маршрутом, не выходя из дома. Специально созданные виртуальные туристические тизеры привлекают туристов к неизведанным странам, незнакомым маршрутам.
Переходы с голограммным изображением
Создать безопасное движение на дорогах, автомагистралях помогают светофоры. Бывают случаи, когда обзор этого устройства затруднен, что влечет создание аварийной ситуации. Благодаря разработке Ханьянг Ли, многие пешеходные переходы снабдили голограммными изображениями людей, переходящих дорогу. Установленные с разных сторон перехода проекторы проектируют изображение людей красного цвета, переходящих дорогу или цифрами.
Автор, специалист в сфере IT и новых технологий.
Получил высшее образование по специальности Фундаментальная информатика и информационные технологии в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. После этого стал экспертом в известном интернет-издании. Спустя время, решил попробовать писать статьи самостоятельно. Ведет популярный блог на Ютубе и делится интересной информацией из мира технологий.
Что включает в себя понятие технологии организации быта
(3.1.). Общее понятие сути технологии
(3.3.). Этапы формирования технологического процесса (ТП)
Любой ТП, касающийся просто обработки данных, либо производства продукции или оказания любой услуги, можно разделить на четыре укрупненных последовательных этапа:
1. Начальный или первичный. Сбор исходных данных, их регистрация (прием первичных документов, проверка полноты и качества их заполнения и т. д.). По способам осуществления сбора и регистрации данных различают следующие виды этого этапа:
— прямого контакта — сбор необходимой информации осуществляется непосредственно человеком без использования, каких либо приборов в форме диалога – опроса;
— непрямого контакта — получение информации от посредника;
— механизированный — сбор и регистрация информации осуществляется непосредственно человеком с использованием простейших приборов (весы, счетчики, мерная тара, приборы учета времени и т. д.);
— автоматизированный — использование машиночитаемых документов, регистрирующих автоматов, систем сбора и регистрации, обеспечивающих совмещение операций формирования первичных документов и получения машинных носителей;
— автоматический — используется в основном при обработке данных в режиме реального времени (информация с датчиков, учитывающих ход производства — выпуск продукции, затраты сырья, простои оборудования — поступает непосредственно в ЭВМ).
2. Подготовительный. Прием, контроль, регистрация входной информации и перенос ее на машинный носитель. Различают визуальный и программный контроль, позволяющий отслеживать информацию на полноту ввода, нарушение структуры исходных данных, ошибки кодирования. При обнаружении ошибки производится исправление вводимых данных, корректировка и их повторный ввод. При прямом контакте человека без использования какого-либо оборудования в форме диалога – опроса происходит осмысление полученной информации и прием соответствующего управленческого решения производства продукции либо оказания услуги.
3. Основной. Непосредственно обработка информации. Предварительно могут быть выполнены служебные операции, например, сортировка данных. Кроме того, согласно принятому управленческому решению: производство намеченной продукции, либо оказания соответствующей услуги.
4. Заключительный. Контроль, выпуск и передача результатной информации, ее размножение и хранение. Выпуск продукции, завершение оказание услуги. Контроль качества.
(3.4.). Классификация технологических процессов
Рассмотрим основные положения классификации более подробно:
2. По кратности обработки технологические процессы разделяют на циклические (круговые), с разомкнутой цепью (открытые) и комбинированные.
Циклические процессы характеризуются тем, что те ресурсы, которые не были использованы в первом цикле, направляются на следующий цикл. Таким образом, часть ресурсов циркулирует в замкнутом цикле. Такие процессы служит основой для создания новых безотходных и энергосберегающих технологий.
Процессы с разомкнутой технологической схемой — это процессы одноразовой обработки (использования) ресурсов.
При комбинированной (смешанной) схеме один из используемых ресурсов (или вспомогательные материалы) может циркулировать.
3. По способу влияния на предмет труда или потребления. Технологический процесс может осуществляться как при влиянии человека на предмет труда, так и без него. При этом различают влияние технологическое (упорядочение, использование компьютерной программы) и природное.
4. По характеру связи исходного материала и продукта:
— аналитический – из одного вида исходного материала получают несколько продуктов, либо услуг (гостиница является «исходным продуктом» для предоставления различных услуг);
— синтетический – из нескольких исходных материалов образуется один продукт (технологический процесс эксплуатации жилого этажа является синтетическим, т.к. на его осуществление работают различные службы гостиницы);
— прямой технологический процесс определяется превращением одного «сырья» (исходного данного) в один продукт, либо услугу.
5. По типу использованного оборудования:
— открытые – связаны с механической обработкой предмета труда;
— закрытые (аппаратурные) – имеют изолированный ход (движение) в различных аппаратах.
6. По уровню механизации:
— ручные:
— машинно-ручные:
— частично-автоматизированные (процесс приема и размещения в гостинице);
— комплексно-автоматизированные.
7. По масштабу выпускаемой продукции:
— массово-объемный (выпуск больших объемов однотипной продукции);
— серийный (выпуск постоянно повторяемых партий продукции);
— индивидуальный (выпуск уникальных продуктов в единичном экземпляре).
Кроме этого, в различных отраслях выделяют:
8. По движению сырья и тепловых потоков технологические процессы являются параллельно-текущими, противотекущими и перекрестными.
9. По агрегатному состоянию технологические процессы разделяют на гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные).
10. По тепловому эффекту технологические процессы делятся на экзотермические и эндотермические.
11. По условиям влияния на процесс выделяют высокотемпературные, вакуумные, каталитические, электрофизические, электрохимические и прочие процессы.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие сути технологии.
2. Технологию как объект экономических исследований.
3. Что включает в себя любая технология?
4. Перечислите этапы жизненного цикла технологий, приведите толкование.
5. Суть производственного процесса и его виды?
6. Приведите структуру производственного процесса.
7. Что представляет собой технологический процесс вообще и основной, вспомогательный и обслуживающий.
8. Что такое операции в технологическом процессе, в том числе основные и вспомогательные.
9. Раскройте суть понятий «технологическая схема» и «технологическая карта».
10. Чем определяется эффективность технологического процесса?
11. Раскройте суть формирования технологического процесса.
12. Какие критерии лежат в основе классификации технологических процессов.
13. В чем суть технологической системы, основные принципы построения?
14. Назовите пять классов технологических систем.
[1] Системы технологий: Учеб. пособие / Под ред.проф. П.Д.Дудко. – 2-е изд-е, перераб. и доп. – Х.: ООО «Издательство «Бурун Книга», 2003. – С.21
[2] Дичковська О.В. Системи технологій: Навчальний посібник. – Вид. 2-ге, перер. і доп. – Тернопіль: Економічна думка, 2004. – С.5
[4] Производство – это процесс, в результате которого создаются материальные и нематериальные блага – средство удовлетворения потребностей.
БЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Успешность развития человека и мера позитивности его социализации, условия для которых создаются в воспитательных организациях, в определенной мере зависят от того, какой быт в них сложился. Его структура и качественные характеристики могут способствовать или препятствовать развитию и самореализации человека в различных аспектах.
Содержательно быт имеет характеристики: общие для организаций определенного типа (школы, летнего лагеря), особенные, зависящие от социокультурной среды (быт сельской школы отличается от городской), и единичные, определяемые составом членов организации (дети, подростки, молодежь) и сложившейся в ней воспитательной системой.
Быт воспитательной организации определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.
Помещение воспитательной организации. Архитектурно-планировочное решение помещений, которые занимает воспитательная организация, может быть более или менее удачным в зависимости от ряда условий: предназначены ли они для данного типа организации или всего лишь приспособлены для ее размещения (например, дому творчества отдан бывший купеческий особняк); учтены ли функции организации, особенности ее половозрастного состава, климатические условия, этнические традиции; адекватны ли наличные помещения, их размеры и расположение типу и функциям организации; предусмотрены ли возможности вариативного использования помещений и пр.
Так, в школе уклад жизни связан уже с тем, помещается ли она в одном да еще и в «унитарном» (без возможности обособления частей) здании или оно представляет собой совокупность связанных или отдельно стоящих блоков, предназначенных для различных возрастных групп и (или) для различных сфер жизнедеятельности (учебный блок, спортивный, клубный и т. п.).
Предметно-пространственная среда помещений влияет на быт организации, как минимум, в связи с тремя обстоятельствами.
Во-вторых, существенно и то, насколько предметно-пространственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации. Это специфические цветовые решения интерьера, функциональность набора мебели, адекватность набора мягкого инвентаря (занавески, белье, ковровые покрытия и др.).
В-третьих, важно, какова мера благоустроенности и технической оснащенности помещений: наличие или отсутствие отопительных и воздухоочистительных устройств, медицинского, кухонного, столового, гигиенического оборудования; оборудования мастерских, кружковых и классных комнат и предметных кабинетов, спортзала, бассейна и душевых, банно-прачечного оборудования в организациях интернатного типа.
Архитектурно-планировочное решение, предметно-пространственная среда и техническая оснащенность помещений воспитательной организации играют существенную роль в укладе их жизни и в воспитательной эффективности. В связи с этим отметим три обстоятельства.
Наличие у группы фиксированной персонифицированной территории играет определенную роль как во внутригрупповых, так и в межгрупповых процессах взаимодействия. В частности, она способствует: формированию групповой идентичности (некоторые исследователи считают фиксированную территорию основой групповой идентичности); сплоченности группы; росту интенсивности взаимодействия в первичных коллективах и между ними; снижению частоты агрессивного поведения внутри первичных коллективов и между ними; более интенсивному использованию вторичных территорий; организации социальных взаимоотношений в группах и между ними.
Во-вторых, архитектурно-планировочное решение и пространственная среда помещений влияют на субъективное состояние членов воспитательной организации и на меру их включенности в жизнедеятельность организации. В частности, типичная для воспитательных организаций в нашей стране пространственная стесненность, отсутствие границ группового и персонального пространства дают ряд негативных эффектов: когнитивную перегрузку (количество информации и мера получаемой стимуляции превосходят способность организма справиться с ними); невозможность, а затем и неспособность контролировать нежелаемое общение; уменьшение возможности выбора и свободы действий, а также контроля пространства; возникновение стресса и конфликтов.
В-третьих, роль технической оснащенности, благоустроенности и материального оснащения помещений, как отмечал А.С. Макаренко, «. имеет значение не только потому, что она определяет достаток, удобство жизни воспитанников, чистоту и порядок, но и потому, что в этой области воспитываются очень важные навыки, создается более спокойный фон для психического настроения воспитанников. Поэтому воспитательная часть не должна пренебрегать даже самыми пустячными мелочами в материальном быту коллектива. создавая кодекс внутриколлективных правил, обязанностей и традиций и т. д.»*.
Режим. Уклад жизни во многом определяет временной режим функционирования организации, который учитывает ее тип, возрастные и психолого-физиологические особенности ее членов и состояние их здоровья. Режим предусматривает определенную продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, в том числе и отдых на свежем воздухе, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены.
Я.А. Коменский, формулируя принцип природосообразности воспитания, указывал на большую роль режима в жизни и эффективности деятельности воспитательных организаций. Вслед за ним очень многие крупные теоретики и педагоги-практики уделяли режиму огромное внимание. В частности, А.С. Макаренко, считая режим воспитательной организации одним из важнейших средств воспитания, отмечал, что он должен обладать рядом необходимых для его эффективности параметров: целесообразностью, точностью, общностью и определенностью (в той же работе «Методика организации воспитательного процесса», а также во многих других работах).
Целесообразность режима заключается в обоснованности и логике его элементов и требований, понятных каждому и способствующих функционированию, эффективности и защищенности членов организации. Он определяется типом организации, условиями ее жизни, составом членов и отчасти или в большой мере воспитательной системой, сложившейся в организации.
Общность режима означает выполнение его норм и предписаний всеми членами организации определенного возраста.
Определенность режима состоит в точном и конкретном распределении времени в течение дня, недели и более длительных отрезков времени, что создает некоторое постоянство элементов жизни и ритма функционирования организации в целом и ее членов в частности.
В различных воспитательных организациях в зависимости от их типа, условий жизни и сложившейся воспитательной системы режим может и (или) должен быть более или менее императивным, жестким или гибким, охватывать большую или меньшую часть жизни членов организации и т.д., определяться целиком организаторами-воспитателями или с привлечением воспитуемых, претерпевать модификации в связи с развитием организации.
В этикет входят те требования внешней культуры человека и нормы, необходимые для нормального функционирования воспитательной организации, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеют особое значение определенные формы поведения. В конечном счете отдельные характеристики этикета становятся ритуалами, традиционными для конкретной воспитательной организации.
Традиции. Некоторые традиции, сложившиеся в конкретной воспитательной организации, также становятся элементами ее быта.
Традиции воспитательной организации не сводятся к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким, как упоминавшиеся выше ритуал или обычай. Они распространяются на гораздо более широкую область явлений. Традиции могут сложиться в различных сферах жизнедеятельности организации, в стиле педагогического руководства и т.д.
Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни организации; внимание не только к содержанию жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению.
Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания и развития новыми поколениями членов организации. Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемственности в жизни организации. В то же время слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой в жизни организации, которые становятся тормозом ее развития, культивируя изживший себя уклад жизни или те или иные его компоненты.
Содержание работы по самообслуживанию зависит от типа организации и объективных условий, в которых она функционирует, а также от возраста воспитанников.
В наиболее общем виде самообслуживание включает в себя: поддерживание в чистоте и порядке помещений, уход за оборудованием и инвентарем; посильный ремонт помещений, оборудования и инвентаря; участие в организации приема пищи и в уборке посуды; изготовление наглядных пособий, спортивного и иного инвентаря, оформления помещений, реквизита для проводимых мероприятий.
Особую роль одежда приобретает в интернатных и закрытых воспитательных организациях, где от нее зависит и здоровье воспитанников, и их физическое и эстетическое развитие.
В некоторых типах воспитательных организаций, например, в спортивных, клубных, скаутских и др., одежда (если это форма или ее элементы) имеет не только функциональное значение, но и символическое (обозначая принадлежность к организации).
В целом быт воспитательной организации существенно сказывается на содержании, формах организации; характере и соотношении работы, рекреации, релаксации; субъективном самоощущении членов организации; взаимодействии и взаимоотношениях между ними и, наконец, на эффективности ее деятельности.