Что включает в себя понятие семейная педагогика

Семейное воспитание

Педагогические науки

Похожие материалы

Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой [1, с. 85]. В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» [6, с. 97].

Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному [2, с. 25]. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.

Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В., целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей. Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, её успеть вовремя предотвратить. Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий [5, с. 9].

Ребёнок, который недополучил родительской любви на протяжении всего «счастливого» детства обязательно, к очень большому сожалению, вырастает недоброжелательным, озлобленным на весь мир, чёрствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже замкнутым, неприкаянным и даже чрезмерно застенчивым, что в будущем может очень отрицательно повлиять на жизнь ребёнка. Ребёнок, который вырос в атмосфере чрезмерной любви, ласки, заботы, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия, что тоже может сказаться отрицательно во взрослой жизни ребёнка.

Если в семье нет ни гармонии, ни чувств, то в таких семьях развитие ребёнка осложняется и семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда и ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью, пониманием, заботой, лаской и внимательностью, ведь это никогда не повредит в любом возрасте растущего человека. Существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Семья заметно влияет на процессы и результаты становления личности и именно семье должны уделять первостепенное знание правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует.

Основные и важные методы семейного воспитания:

Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё потому что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по иным поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, но не гнев, сочувствие, но не мстительность — именно таковы эмоции тех понимающих родителей, которые истинно любят своих детей [3, с. 70].

Цель семейного воспитания — это формирование таких качеств личности у ребёнка, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, которые могут встретятся на жизненном пути малыша на протяжении всей его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, также нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, также большое влияние имеет физическое здоровье детей, их счастье — всё это зависит, безусловно, от семьи, в которой воспитывается ребёнок, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания — это приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребёнку, тем больших результатов он добьется. Именно родители — первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Ещё Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.

Таким образом, семейное воспитание играет главную роль в процессе развития личности.

Источник

Семейная педагогика – что это такое, когда начинать воспитывать ребёнка?

Во многих семьях родители желают вырастить интеллектуально и духовно развитого ребёнка, а на деле лишь кормят, красиво одевают и обучают некоторым поведенческим правилам.

Дети нуждаются в большем вкладе, им недостаточно только средств для существования и роста. Чтобы научить малыша самостоятельно существовать в рамках социума, необходимо правильное семейное воспитание.

Особенности воспитания в семье

Если вы заинтересовались вопросом, что такое семейное воспитание, значит ваш ребёнок находится в надёжных руках. Так как вы не безразличны к его психологическому становлению, и находитесь в поисках лучшего метода воспитания.

Главная задача семьи – сформировать интеллектуально и нравственно развитую личность, которая сможет жить в современном социуме. Впервые малыш сталкивается с необходимостью взаимодействия с другими людьми в семье.

Он учится контактировать, глядя на взрослых в естественной привычной ему среде существования.

Уровень развития ребёнка зависит от:

Социологи и психологи не уменьшают роль наследственности в формировании нрава крохи. Но ключевое значение отдаётся родительскому желанию и таланту обучать и развивать.

Что включает в себя понятие семейная педагогика. semejnoe vospitanie. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-semejnoe vospitanie. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка semejnoe vospitanie. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» .

Следует понимать, что обучение и воспитание – разные понятия. Уровень воспитанности не зависит от интеллектуальной развитости.

Воспитание влияет на будущее взаимодействие детей с окружающим миром, на гармоничность интеграции в социум.

Воспитание детей в семье отличается от такового в любом детском учреждении. Ведь дома ребёнок получает основополагающие знания относительно будущей взрослой жизни.

Малыш воспринимает действия и поведение домочадцев как единственно возможные, как истину. Подобные детские умозаключения постепенно формируют личность ребёнка.

Особенности домашнего воспитания заключаются в неосознанной передаче малышу личного опыта родителей. Взрослые учат детей:

В младшем возрасте родители выбирают круг предпочтений малыша, отдавая его в определённую секцию, кружок. Это позволяет сформировать у чада интерес, развить талант. Вы должны воспитать в крохе чувство своей уникальности, неповторимости.

Воспитательные методы

Система семейного воспитания включает несколько основных способов воздействия на ребёнка:

Некоторые родители прибегают к физическим способам воспитания, наказывая таким образом ребёнка за что-то. Если вы хотите вырастить психически здоровую и уверенную в себе личность, не используйте физические наказания.

Следите за своими действиями

Личный пример – великая сила, побуждающая ребёнка имитировать ваши действия, быть подобными вам. Поэтому меньше критикуйте ваше чадо, больше действуйте. Помните, что дети нас не слушают, они на нас смотрят.

В психологии существует понятие «интериоризациии» — когда ребята запоминают всё что видят и слышат. Они «впитывают» информацию, и присваивают её в качестве личного опыта.

Эта уникальная детская способность должна заставить вас следить за собственным лексиконом и поступками, особенно в период первых 7 лет жизни малыша.

Показывайте свою любовь

Основы семейного воспитания ребят дошкольного возраста заключаются в показе своих эмоций и чувств. Малыши особенно восприимчивы к атмосфере в семье, им ещё рано постигать новый опыт и получать знания.

Что включает в себя понятие семейная педагогика. semya i vospitanie. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-semya i vospitanie. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка semya i vospitanie. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» .

Они хотят ощущать родительскую любовь и заботу. В этот период личности мамы и папы имеют основополагающее значение для крохи. Любовь к родителям безмерна, безусловна.

Главной проблемой семейной педагогики на этом этапе выступает наказание крохи без определения сути проблемного поведения.

Не зная, что предпринять, и как перевоспитать ребёнка, многие родители обращаются за помощью к психологам. А нужно всего лишь обнять малыша, и сказать ему о своих чувствах.

Наладьте контакт

Чаще проявляйте свои чувства в словесной и тактильной форме. Те дети, которые ощущают дефицит внимания родных людей, пытаются привлечь их внимание плохим поведением: капризами, истериками, непослушанием.

Вам необходимо наладить психологический контакт с малышом. Осознание контакта позволяет крохе почувствовать безграничную родительскую любовь.

Для налаживания и сохранения контакта нужно искренне интересоваться всем происходящим в жизни малыша, понимать его наивные проблемы и всегда отвечать на глупые вопросы. Это поможет вам отслеживать изменения, происходящие в сознании маленькой личности.

Налаживать контакт нужно даже с новорождённым – когда мама начинает применять первые воспитательные методы. Установите эмоциональную взаимосвязь с малышом: смотрите ему в глаза, улыбайтесь, прикасайтесь.

Высоко оценивайте детские достижения

Любое незначительное достижение крохи должно быть оценено, ведь дети всегда ждут похвалы. За родительским безразличием либо осуждением стоит усталость, раздражительность, гнев – эмоции, вызванные другими ситуациями.

Любящие родители принимают малыша. Это даёт им возможность проникнуть в мир детских переживаний.

Даже при недостойном поступке ребёнка нужно уметь правильно его критиковать. Нельзя говорить, что он плохой, невыносимый, отвратительный.

Скажите, что сегодня он вёл себя плохо, но вы всё равно любите малыша, и надеетесь, что завтра он изменит своё поведение.

Не подавляйте самостоятельность

Большинство родителей, опасаясь за безопасность чада, подавляют его самостоятельность. Ребёнок достигает самостоятельно при осознании своего «я».

Пускай малыш ошибается, и пробует снова, ведь таким образом он получает собственный опыт, без которого невозможно стать гармоничной личностью.

Что включает в себя понятие семейная педагогика. vospitanie v seme. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-vospitanie v seme. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка vospitanie v seme. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» .

Психологи утверждают, что начинать приучение к самостоятельности нужно с первых месяцев жизни. Чем раньше вы станете учить младенца, тем быстрее умение станет безусловным – не требующим разъяснений.

Игра – лучший метод воздействия

Наиболее эффективным способом развития и воспитания малышей до 3 лет является игра. С помощью игры родители могут:

Игровой способ воспитания увлекает маленьких детей, они становятся самостоятельнее, сообразительнее. Развивается логическое мышление, которое способствует раскрытию интеллектуальных и творческих пристрастий малыша.

Ошибки в отношениях с детьми

Во время контакта с малышами взрослые часто допускают ошибки, которые не позволяют донести до ребёнка информацию, и мешают ему увидеть реальную картину мира.

К некорректным действиям родителей относятся:

Такая семейная педагогика подавляет ребёнка, у него формируется чувство вины, отрешённости, обиды, появляются комплексы.

Во взрослой жизни людям, воспитанным таким образом, трудно найти контакт с незнакомым человеком, они становятся замкнутыми, имеют узкий круг интересов.

Заключение

Семейное воспитание играет первостепенную роль в формировании целостной личности.

В семье ребёнок получает первые коммуникативные навыки, учиться интеграции в социум. Уровень воспитания малыша зависит от усердия родителей, их собственных взглядов и интересов.

Источник

Семейная педагогика и психология. Цели, задачи, Основные понятия.

Что включает в себя понятие семейная педагогика. presentation bg. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-presentation bg. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка presentation bg. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Семейная педагогика и психология. Цели, задачи, Основные понятия.

Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. Система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину — психологию семьи.

Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье. Задачи психологии семьи включают: • исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла; •изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера; • изучение психологических особенностей супружеских отношений; •изучение психологических особенностей детско-родительских отношений; •изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях; •изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления.

Общее понятие семейного консультирования

Семейное консультирование как вид психологической помощи семье развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, психологическое консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Психологическое консультирование можно определить следующим образом. Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — личность». Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов.

Основными принципами семейного консультирования, как и любого вида психологического консультирования, является: 1. добровольность обращения клиента; 2. конфиденциальность, личная ответственность клиента; 3. профессиональная компетентность и ответственность консультанта; 4. стереоскопичность диагноза; 5. реконструкция истории семьи; 6. привлечение широкого социального окружения; 7. совместная выработка решений; 8. комплексность; 9. единство диагностики и коррекции; 10. структурирование позиций в процессе консультирования; 11. выявление подтекста обращения клиента

Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка (А.Н.Ганичева, О.Л Зверева). Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение. Ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, В.Н.Сорока-Росинский. В трудах классиков педагогики подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей.

задач семейной педагогики входит: разработка теоретических проблем семейного воспитания; изучение опыта семейного воспитания; внедрение научных достижений в практику семейного воспитания; исследование путей повышения педагогической культуры родителей; обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и педагогов.

Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др. Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, семейного воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания.

История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в далекое прошлое. В связи с этим очень важны исследования этнографов, которые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического семейного воспитания.

Методы семейной педагогики, как любой другой отрасли педагогической науки, делятся на 2 группы: 1)методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание; 2) исследовательские методы (методы педагогического исследования), которые используются для изучения семьи как воспитательного института. Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества.

Принципы специальной семейной педагогики: – принцип гуманизации, предусматривающий приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – принцип развивающего воспитания, предполагающий ориентацию на личность ребенка и выдвижение целевой установки на овладение ею способами мышления и деятельности; – принцип дифференциации и индивидуализации воспитания, означающий развитие ребенка в семье в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями; – принцип движения от ребенка к миру и от мира к ребенку, предполагающий, что воспитание должно опираться на личный опыт воспитанника, идти от понятного, близкого к более далекому, неизвестному, а затем, на новом уровне, вновь охватывать то, что ребенку хорошо известно;

– принцип приоритетности интересов ребенка, обеспечиваемый пониманием проблем ребенка с отклонениями в развитии; – принцип комплексности, предполагающий взаимодействие всех участников процесса, взаимодополняемость социальной адаптации и творческой реабилитации, психического и физического развития, последовательность всех этапов работы и многообразие форм, методов и содержания на каждом из них в процессе семейного воспитания; – принципы диалогизации и проблематизации, вытекающие из понимания необходимости объединения всех участников процесса во всех сферах деятельности и на всех этапах работы; понимания насущных проблем, с которыми сталкивается как ребенок с отклонениями в развитии, так и его семья, учет этих проблем в реализации всех программ и проектов; – принцип персонификации воспитательного процесса в семье, отождествляющий физиологические, психологические возможности и особенности ребенка с отклонениями в развитии, условия его социальной жизни, возможности его социального окружения, уровень развития и культуры с содержанием деятельности, предлагаемой ребенку как субъекту воспитательной практики;

Источник

ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Что включает в себя понятие семейная педагогика. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» . Что включает в себя понятие семейная педагогика. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» . Что включает в себя понятие семейная педагогика. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» . Что включает в себя понятие семейная педагогика. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» .

Что включает в себя понятие семейная педагогика. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» .

Что включает в себя понятие семейная педагогика. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» .

Куликова Т.А.

ISBN5-7695-0338-6© Издательский центр «Академия», 1999

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ

Современная педагогическая наука располагает многочислен­ными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызрева­ло в народной практике воспитания, прогностически отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. В последние годы разные науки усилили свое внимание к семье как объекту исследования и получили новые данные, позволяющие уг­лубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания.

Пособие, которое вы начинаете изучать, не претендует на ис­черпывающе полное освещение всей проблемы семейной педагоги­ки и домашнего воспитания. Дело в том, что современную семью, семейную педагогику, домашнее воспитание глубоко, разносто­ронне можно представить себе, обращаясь к таким научным дисци­плинам, как философия, социология, экономика, юриспруденция, этнопедагогика, психология, медицина и др. Изучение некоторых из них предусмотрено в учебном плане вашего профессионального образования, поэтому у вас есть реальная возможность углубить «портрет» современной семьи, понять тенденции ее развития, в том числе и как первого и самого важного воспитательного института в становлении человека. Этому же будет служить изучение литерату­ры, список которой приведен в пособии. Кроме того, многие во­просы воспитания детей дошкольного возраста, имеющие общепе­дагогическое значение, вы изучили в курсе дошкольной педагоги­ки, поэтому в настоящем пособии освещаются только особенности домашнего воспитания.

Что включает в себя понятие семейная педагогика. 640 1. Что включает в себя понятие семейная педагогика фото. Что включает в себя понятие семейная педагогика-640 1. картинка Что включает в себя понятие семейная педагогика. картинка 640 1. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» .

Пособие ориентирует вас на систематическую самостоятельную работу. Выполнение многочисленных и разнообразных по характеру заданий, содержащихся в каждой из десяти глав пособия, поможет вам в усвоении теоретических знаний и практических умений, обес­печивающих успешность осуществления педагогически грамотного взаимодействия с семьями ваших воспитанников.

Желаем вам успехов на пути к профессиональному мастерству и счастливой семье!

ГЛАВА ПЕРВАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» ме­жду собой. «Роднит» их прежде всего предмет, который они изуча­ют, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние ме­ханизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условия­ми ее существования. Но каждая из отраслей современной педаго­гики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса (родителями, детьми, педагогами). В зависимости от ука­занных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном (яслях, школе, колледже и т.д.).

Известные различия наблюдаются вцелях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объектив­ный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспита­ние необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представ­ления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих де­тей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые спо­собности ребенка, другие индивидуальные особенности. Таким об­разом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпа­дать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принци­пы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного об­разовательного учреждения, дифференцированы по возрастным ка­тегориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят импли­цитный (несформулированный) характер, варьируются в зависимо­сти от целого ряда причин (ценностных ориентаций; уровня образо­вания, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности; степени ответственности за будущее детей; спло­ченности семейного коллектива и т.д.).

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по сво­ему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребен­ка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднаме­ренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше ес­тественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманно­го, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семей­ном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит из­вестный отечественный психолог А.В.Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значи­тельной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей сте­пени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи фор­мируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опы­те, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окра­шенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют опреде­ленную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и пер­спективы его развития.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что об­щественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается боль­шей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерно­стью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного вос­питания в формировании личности ребенка, особенно в первые го­ды его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характерадоминирующей взаимосвязи субъектов воспита­ния в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, роди­телей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родствен­ников) отличается неформальным характером, строится на контак­тах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной сис­темы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты кон­тактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличает­ся широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открыто­стью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наи­более мягким типом социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государ­ством и организациями, создаваемыми для этой цели (школами, детскими садами, колледжами, гимназиями и др.). Поэтому взаи­мосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в зна­чительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может «смягчаться» или, напротив, «ужесточаться» в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги, ад­министрация» более фиксированны, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учиты­вать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодейст­вие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве. Между тем не секрет, что на сегодня область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин. Назовем основные из них.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педаго­гики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и доста­точно результативно используются в педагогике при изучении вос­питательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *