Что включает в себя понятие психологический возраст
Обучающие тесты по педагогике (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
а) учебная мотивация
Правильный ответ: б) инициативность, д) восприимчивость. Показателями обучаемости являются б) инициативность д) восприимчивость
14. К числу общих действий, входящих в деятельность учения, относятся умение
Правильный ответ: а) контролировать б) планировать в) моделировать
г) оценивать. К числу общих действий, входящих в деятельность учения, относятся умение а) контролировать б) планировать в) моделировать
15. Параметрами действия являются
а) мера совершения действия
б) мера свернутости действия
в) мера самостоятельности
г) мера освоения действия
д) мера обобщенности действия
е) все перечисленные
Правильный ответ: Параметрами действия являются: в) мера самостоятельности; г) мера освоения действия; д) мера обобщенности действия
16. Обучаемость характеризует
а) степень овладения обучаемым знаниями, умениями и навыками
б) актуальный уровень развития
в) зону ближайшего развития?
г) совокупность интеллектуальных свойств обучаемого
Правильный ответ: Обучаемость характеризует: в) зону ближайшего развития
17. Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний
Правильный ответ: б) неверно — Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний
18. С каким уровнем усвоения соотносится этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций?
Правильный ответ: Этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций соотносится с уровнем усвоения б) знания
19. Для эмоционально-импровизационного стиля характерно
а) быстрый темп при опросе
б) неформальные вопросы
в) отбор наиболее интересного материала
г) поэтапная отработка всего учебного материала
д) коллективные обсуждения
е) систематичность закрепления материала
Правильный ответ: Для эмоционально-импровизационного стиля характерно: а) быстрый темп при опросе; б) неформальные вопросы; в) отбор наиболее интересного материала
20. Понятие «психологический возраст» включает в себя показатели
а) психического развития
в) органического развития
г) психологические новообразования
д) динамики развития
Правильный ответ: Понятие «психологический возраст» включает в себя показатели: г) психологические новообразования; д) динамики развития
21. Ведущая деятельность дошкольного возраста — это
а) сюжетно-ролевая игра
б) предметно-орудийная деятельность
в) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
д) интимно-личностное общение со сверстниками
Правильный ответ: Ведущая деятельность дошкольного возраста – это: а) сюжетно-ролевая игра
22. К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят
а) наглядно-действенное мышление
б) выделение «Я», возникновение самосознания
в) возникновение способности к замещению и использованию знака
г) возникновение иерархии мотивов
д) возникновение произвольности
Правильный ответ: К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят: г) возникновение иерархии мотивов; д) возникновение произвольности
23. Ведущая деятельность младшего школьного возраста — это
а) предметно-орудийная деятельность
б) сюжетно-ролевая игра
в) учебная деятельность
г) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
д) интимно-личностное общение со сверстниками
24. К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят
б) преодоление эгоцентрической позиции
в) возникновение учебного мотива
г) овладение нравственными нормами
д) способность к планированию собственного поведения
Правильный ответ: К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят: а) рефлексию; в) возникновение учебного мотива; г) овладение нравственными нормами
25. Ведущая деятельность подросткового возраста — это
а) учебная деятельность
б) интимно-личностное общение со сверстниками
в) сюжетно-ролевая игра
г) предметно-орудийная деятельность
д) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
26. К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят
а) половую идентификацию
б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению
в) возникновение понятийных обобщений
г) чувство взрослости
д) формирование нравственного мировоззрения
Правильный ответ: К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят: б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению; г) чувство взрослости; д) формирование нравственного мировоззрения
27. Ведущая деятельность юношеского возраста — это
а) сюжетно-ролевая игра
б) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
в) психологически интимное общение
со значимым сверстником противоположного пола
г) учебно-профессиональная деятельность
д) предметно-орудийная деятельность
Правильный ответ: Ведущая деятельность юношеского возраста – это: в) психологически интимное общение со значимым сверстником противоположного пола; г) учебно-профессиональная деятельность
28. К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят
а) профессиональное самоопределение
б) формирование временной перспективы
в) личностное самоопределение
г) формирование собственных личностных интересов
д) овладение процессом образования понятий
Правильный ответ: К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят в) личностное самоопределение
29. Основными задачами ранней взрослости являются
а) приобретение автономии от родителей
б) усвоение новых знаний
в) построение идеальной модели семьи
г) сензитивность к социальным оценкам
д) формирование стабильной личностной структуры
в соответствии с принятой идеальной моделью будущего
Правильный ответ: Основными задачами ранней взрослости являются: а) приобретение автономии от родителей; в) построение идеальной модели семьи; д) формирование стабильной личностной структуры
30. Основными задачами зрелости являются
а) интимно-личностное общение
б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени
в) построение новой системы отношений с окружающими людьми
г) формирование самосознания
д) реализация поставленных жизненных целей
Правильный ответ: Основными задачами зрелости являются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей
31. Основными задачами старости являются
а) сохранение интегративной структуры личности
б) создание стабильной структуры жизненных отношений
в) реализация личностного самоопределения
г) пересмотр жизненного пути
д) подготовка к окончанию жизненного пути
Правильный ответ: Основными задачами старости являются: а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути
б) интеллектуальное поведение
Правильный ответ: Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык
33. Психическое развитие учащегося совершается
Правильный ответ: Психическое развитие учащегося совершается: б) скачкообразно
34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются
а) совместной деятельностью
в) инстинктивными программами поведения
д) в результате интеллектуальных размышлетшй
Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются а) совместной деятельностью
35. Побуждение к учебной деятельности, связанное
с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется
Правильный ответ: Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив
а) относительно независимо от конкретных внешних условий
б) в соответствии с окружающей ситуацией
в) под влиянием преподавателей
г) под влиянием учебной группы
д) под влиянием родителей
37. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется
а) психологическим барьером
б) когнитивным диссонансом
в) личностным смыслом
Правильный ответ: Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом
38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя
Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии
Ольга Астахова
Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии
Актуальность темы высока, т. к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.
Цель работы – исследование психологического возраста
Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии
— изучение основных периодов развития человека и теории возраста;
— рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.
— закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
1.2. Проблемы современной возрастной психологии
Проблема органической и следовой обусловленности психики и поведения человека;
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа);
Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
— детская психология (от рождения до 17 лет);
— психология взрослых, зрелых возрастов;
— геронтология или психология пожилого возраста.
Понятие возраставключает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ— интеллектуальный коэффициент:
умственный возраст x 100%
IQ = хронологический возраст
в)эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Л. С.Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для 1 группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
1)Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.
Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.
— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
Iуровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
IIуровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
IIIуровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
Существуют и другие периодизации развития.
Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.
Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т. к. в этот момент закладываются основные черты личности.
Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.
Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему, также человек по разному воспринимает болезнь и ее проявления.
Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.
Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит отметить два очень тесно связанных между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.
Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.
Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.
Будущее медицины за психологией, поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.
В данной работе я проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.
Цель и поставленные задачи были достигнуты и реализована.
Практическая значимость моей работы заключается в возможности
использовать предложенный материал в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К. : Наукова думка, 1984. — С. 173–175.
5. Немов Р. С. Общие основы психологии. Т. 2.-М., 1994;
Конспект «Понятие Родина, любовь к Родине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Пласта. Разработка плана конспекта НОД по патриотическому.
Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.
Неделя психологии. Акция «Радужное настроение».В нашем детском саду прошла неделя психологии, к которой мы тщательно подготовились. Были организованы семинары.
Неделя психологии «Экология семьи» Цель:сформировать настрой на «психологическую волну», стимулировать интерес к психологическим знаниям родителей и педагогов,.
Понятие «Гендер» и современные гендерные теории Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов.
Понятие и виды профессиональной компетентности педагога Понятие и виды профессиональной компетентности педагога В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции,.
Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.
Понятие внимание в психологии Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы.
Психологический проект «Создание предметно-пространственной среды как средства развития способностей дошкольников» В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме развития и поддержки одаренных детей, как основы развития будущей науки. Современная.
Как определить психологический возраст и чем он отличается от биологического?
В психологии понятие психологического возраста отличается от биологического. Психологическая зрелость достигается людьми параллельно физиологической, но может значительно отставать или опережать. Зная свой психологический возраст, человек может сознательно корректировать поведение, заняться развитием личности, ускорить или замедлить психологическое взросление.
Понятие возраста в психологии, особенности поэтапного развития личности
В психологии определение «психологический возраст» означает периодизацию психического развития в течение жизни человека. Развитие психики определяют 2 фактора:
Взаимосвязь факторов, влияющих на личностную скорость психологического развития, объясняют 4 основные теории:
Для определении соответствия биологического возраста психологическому используют возрастную периодизацию Эльконина. Он выделяет:
Этапы физического развития у большинства людей проходят одинаково: люди одного возраста имеют похожие физические показатели и выглядят похоже. Но психологический возраст может отличаться на десятки лет. Психологический возраст — внутреннее состояние, определяющее отношение к жизни. Принимая решения, человек ориентируется на внутренний возраст. Он регулирует поведение, отношения с другими людьми, планы и цели.
Как определить внутренний возраст человека: популярный тест
Для точного определения уровня внутреннего состояния следует использовать только проверенные тесты, разработанные профессиональными психологами. В российской психологии за основу берется опросник С. Степанова. С его помощью можно определить, на каком этапе развития находится психика: подростковом или зрелом.
Проходить тестирование можно самостоятельно, без помощи психолога, достаточно внимательно прочитать инструкцию. Опросник включает 25 утверждений. К утверждениям прилагаются варианты ответа от полностью согласен до полностью не согласен. Испытуемый должен вызвать подходящий вариант, наиболее соответствующий его отношению к утверждению. Утверждения просты, их сможет понять даже школьник.
Чтобы получить достоверный результат, нужно:
С. Степанов: биография, научные достижения
Автор самого популярного теста на определение внутреннего возраста — Сергей Степанов, доцент Московского ППУ. В научных кругах России он известен благодаря обширным исследованиям психологического состояния: факторов, влияющих на скорость развития личности, внутренних мотивов, поведенческих особенностей.
Степанов получил образование на психологическом факультете МГУ, сразу же после окончания учебы поступил на работу. Одновременно с работой в институте начал писать книги по психологии. С 1984 по 1997 г. работал научным редактором в издательстве «Большая Российская Энциклопедия». Помимо основной исследовательской работы издал более 100 статей. Также занимался переводами трудов известных психологов, изучавших психологическое развитие.
Возрастной тест Степанов создал на основе результатов исследований. Он вошел в его книгу «Психологические тесты», которую издали в 2002 г. Полная библиография Степанова насчитывает более 30 книг.
Кому следует проходить тестирование на определение настоящего возраста?
Тестирование на определение внутреннего возраста следует проходить, когда:
Если результаты теста вызывают сомнения и вопросы, следует обратиться к психологу. Его рекомендации помогут определить способы коррекции внутреннего состояния и дальнейший путь развития.
Как в психологии рассматривают разницу физического и душевного развития?
Изучая, что включает в себя понятие «психологический возраст», психологи подчеркивают, для нормального развития личности необходимо гармоничное соответствие хронологического состояния внутреннему. Несоответствие вызывает трудности в адаптации:
Ситуацию с сильным рассинхроном развития можно исправить. Чтобы приблизить соответствие, следует:
В любом возрасте главное — придерживаться оптимизма. На каждой стадии психологического развития можно полноценно наслаждаться жизнью.
Полезное видео
В видео Вам предложено пройти небольшой тест на определение своего психологического возраста.