Что включает в себя понятие политическая компетентность
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Смотреть что такое «КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ» в других словарях:
ЗРЕЛОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (political maturity) ценное духовное качество политика, выражающее его глубокую убежденность, а приверженность конкретным политическим идеям и ценностям профессионализм, компетентность и политическую культуру Проявление политической зрелости… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
Черчилль, Уинстон — Запрос «Черчилль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Уинстон Черчилль Winston Churchill … Википедия
Winston Churchill — Запрос «Черчилль» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Уинстон Черчилль Winston Churchill … Википедия
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль — Запрос «Черчилль» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Уинстон Черчилль Winston Churchill … Википедия
Уинстон Леонард Черчиль — Запрос «Черчилль» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Уинстон Черчилль Winston Churchill … Википедия
Уинстон Черчиль — Запрос «Черчилль» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Уинстон Черчилль Winston Churchill … Википедия
Уинстон Черчилль — Запрос «Черчилль» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Уинстон Черчилль Winston Churchill … Википедия
Черчилль — Черчилль, Уинстон Уинстон Черчилль Winston Churchill … Википедия
Что включает в себя понятие политическая компетентность
УДК 323.22
Сафонова Анна Сергеевна
аспирант кафедры социально-политических
государственного политехнического университета
Safonova Anna Sergeevna
post-graduate student of the Socio-political technologies department
of the Saint-Petersburg State Polytechnical University
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ
POLITICAL COMPETENCE AS THE MAIN FACOR OF THE YOUTH POLITICAL PARTICIPATION
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы политической грамотности и политической компетентности молодежи в современном политическом процессе, а также влияние политической компетентности на эффективность функционирования молодежных политических организаций. Предложенная автором структура политической компетентности может использоваться для анализа эффективности деятельности участников политического процесса.
Ключевые слова: политическая компетентность, политическая грамотность, молодежь, молодежные политические организации, политический потенциал, политическое сознание.
Annotation: In the article the author considers the problems of political competence in the political process and its influence on the youth political organizations. The structure which is offered by the author can be used for the analysis of the political process participants.
Keywords: political competence, youth, youth political organizations, political potential, political consciousness.
В условиях современной действительности все чаще возникает вопрос о политической грамотности современной молодежи. Разнообразие и доступность СМИ, влияние интернет – сообществ, появление новых политических лидеров обуславливают рост молодежной политической активности. Постепенно сфера интересов от вопросов мотивации участия молодежи в политике передвигается в сторону вопросов политической грамотности и политического потенциала современной молодежи. Кто она – молодежь, которая сегодня участвует в митингах и шествиях, вступает в политические провластные и оппозиционные организации и является активным пользователем виртуальных пространств сети Интернет? Реальная оценка и понимание того, насколько политически активная молодежь действительно разбирается в политике и обладает политической компетентностью, может позволить оценить уровень современных политических молодежных организаций и объединений, а также дать представление об эффективности данных институтов политической социализации.
В эпоху глобализации и интернационализации, развития новых информационных технологий, создания и применения усовершенствованных образовательных программ, наряду с кризисом системы среднего и высшего образования актуальным становится компетентностный подход, как основа и ключевой фактор воспитания политической грамотности, гражданственности и патриотизма детей и молодежи.
Понятие «компетентность» изначально разрабатывалось и изучалось в психологии труда и психологии мотивации, позже область изучения данного понятия переместилась в психолого-педагогическую практику.
Сегодня понятие «компетентность» в справочной и энциклопедической литературе определяется как обладание знаниями и умениями в какой-либо области. Также существует понятие «компетенция», т.е. круг проблем и вопросов, в которых человек хорошо осведомлен.
На сегодняшний день так и не сложилось единого мнения о понятиях «компетенция» и «компетентность». Так, Л. Хурло понимает под понятием «компетенция» общую способность, основанную на знаниях, ценностях, склонностях, которая дает возможность, установив связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы [2].
Итак, компетентность – это, прежде всего, результат образования и воспитания. Кроме того, мы можем говорить, что компетентность определяется набором ключевых компетенций. Так например, политическая компетентность должна состоять из политических знаний и умений, политических навыков, а также коммуникативной и информационной компетенции.
Компетентность в политике – это способность политических акторов, обладающих необходимыми компетенциями, стать полноправными участниками социально-политического взаимодействия. Таким образом, актуальным становится вопрос политической компетентности участников молодежных политических организаций, ибо для успешного функционирования, развития, накопления опыта и реализации социально-политических программ необходим довольно большой процент как минимум политически грамотных, и как максимум политически компетентных участников.
Для более четкого понимания данного вопроса предлагаем рассмотреть структуру политической компетентности.
Политическая компетентность состоит из базовых и дополнительных компонентов.
Базовые компоненты: (1) когнитивный – система знаний, полученных в процессе обучения, а также в процессе личных коммуникаций, в различных жизненных ситуациях, касающихся политики, политических процессов, политических лидеров и явлений; (2) эмпирический – опыт, получаемый в процессе политической социализации; (3) рефлексивный – осмысление полученных навыков, опыта и знаний. Рефлексивная составляющая является важным условием адекватной политического участия, т.к. позволяет оценивать результаты своей деятельности.
Дополнительные компоненты: (1) коммуникативный – владение навыками межличностного и группового общения, грамотная речь, ораторские способности, активное слушание, активное восприятие, эмоциональное и речевое реагирование, аргументация, умение противостоять манипуляции, навыки делового общения и этикета и т.п.; (2) информационный – работа с информационными потоками, критическое мышление и восприятие. Правильная работа с информацией помогает креативно мыслить, приобретать необходимые знания в области своей деятельности и отсеивать «информационный шум»; (3) мотивационный – формирование интереса к политической деятельности, к политическому участию. Нацеленность на достижение результата и удовлетворение жизненных потребностей. На сегодняшний день существует довольно много видов мотивации. Говоря о политике, наиболее частыми являются: мотив самоутверждения, мотив саморазвития, мотив власти, мотив аффилиации (присоединения), просоциальные мотивы; (4) личностный – умение молодого человека делать самостоятельный выбор, контролировать и регулировать свои потребности (саморегуляция, самоорганизация.). Сюда же мы можем отнести личностное отношение к таким понятиям, как патриотизм, гражданская позиция, толерантность.
Анализ молодого поколения с точки зрения политической грамотности и политической компетентности может позволить оценить политический потенциал и политическое сознание молодого поколения, мотивацию участия в общественно-политических процессах, а также выявить наиболее проблемные стороны процесса политической социализации в современной России.
Цель данного исследования заключалась в определении политической грамотности студенческой молодежи, а также потенциала политического участия. Структура опроса позволила оценить рассмотренные нами базовые уровни политической компетентности для потенциального участия в молодежных политических организациях.
Первый блок вопросов направлен на определение когнитивного уровня политической компетентности, т.е. наличие определенных минимальных знаний в области политики. Так, политические партии Государственной думы VI созыва знают не более 43,5% опрошенных, а верхнюю и нижнюю палату парламента назвали всего 58%. Порядка 70% респондентов смогли написать три и более фамилии партийных лидеров (чаще всего студенты отмечали Жириновского, Зюганова, Прохорова и Миронова). Однако 30% студентов или вовсе затруднились с перечислением фамилий или указали не более двух. Более 52% учащихся не знают главную молодежную политическую организацию Советского Союза – Коммунистический союз молодежи (Комсомол), а 17,5% не смогли точно указать год распада Советского Союза.
Результаты данного блока вопросов указывают на довольно поверхностные знания в области политики в молодежной среде. Особые опасения вызывает отсутствие интереса к историческому прошлому и ограниченность знаний рамками современных информационных потоков. Отсутствие понимания базовых терминов общественно-политической жизни говорит о кризисе не только образовательных процессов, но и о кризисе ценностных притязаний и ориентаций молодежи.
Анализ эмпирического уровня политической компетентности позволяет нам сделать некоторые выводы относительно политического потенциала молодежи.
Современная молодежь постепенно достигает понимания важности обладания политической грамотностью, однако на деле мы продолжаем наблюдать высокую степень аполитичности и конформизма в молодежной среде. Возможно, данное противоречие основывается на глубоком недоверии к власти и современным политическим институтам, хотя стремление достаточно большой части опрошенных разбираться в политике говорит о желании накопить определенный уровень знаний для возможного (например, в рамках другого политического режима) применения их на практике.
Заключительный блок вопросов направлен на анализ рефлексивного уровня политической компетентности молодежи, т.е. осмысление личного уровня политической грамотности. На вопрос «Как Вы можете охарактеризовать современную молодежь по уровню участия в политических процессах» 17,5% ответили «в целом политически активна», 39% ответили «в целом политически пассивна» и 43,5 % ответили «политически активна только во время выборов».
Оценка уровня политической компетентности участников молодежных политических организаций может также являться показателем как личной политической активности молодого человека, так и политического потенциала организации в целом. Позволим себе предположить, что крайне низкая популярность молодежных политических организаций, а также неэффективность их работы с молодежью связана, прежде всего, с отсутствием политической компетентности ее членов, что позволяет другим участникам политического процесса использовать молодежь и молодежные политические организации в целях политического манипулирования.
Сегодня довольно часто возникает вопрос об автономности молодежных политических объединений, однако, учитывая низкий уровень политической грамотности и политической компетентности современной молодежи, стоит признать, что стать субъектом политического процесса и партнером органов государственного управления гораздо сложнее, чем объектом управления органов государственной власти.
Рост числа новых молодежных организаций и движений [5], а также увеличение политической активности молодежи в Интернете (в том числе в социальных сетях, форумах, блогах и т.п.) выдвигает на первый план актуальные вопросы политического потенциала, качество (конструктивность и деструктивность) которого не в последнюю очередь зависит от политической грамотности молодого поколения.
Литература:
Милованова Н. Г. Модернизация российского образования в вопросах и ответах / Н. Г. Милованова, В. Н. Прудаева. Тюмень, 2002. 86 с.
Хурло Л. Теоретические основы подготовки учителя к развитию субъективности ученика. Калининград, 2004. 324 с.
Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Электронный журнал Эйдос. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
Везде, где сумма ответов превышает 100%, респондентам была дана возможность выбрать несколько вариантов ответа на вопрос.
За 2012-2013 год в Санкт-Петербурге начали действовать такие молодежные политические организации как молодежное отделение «Партии 5 декабря», молодежное отделение РПР-Парнас, демократическое молодежное движение «Весна».
Literature:
Milovanova N. G. Modernization of Russian education in questions and answers/ N. G. Milovanova, V. N. Prudaeva. Tyumen, 2009. 86 p.
Hurlo L. Theoretical bases of the teacher`s preparation for the development pupil`s subjectivity. Kaliningrad, 2004. 324p.
Hutorskoi A. V. The design technology of key and subject competences [Electronic resource] // Electronic magazine Eidos. Access mode: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
During 2012-2013 such youth political organizations as youth department of the « The 5-th of December party», youth department of «RPR-Parnas party» and youth democratic movement «Sping» began its activity in Saint-Petersburg.
Статья на тему «Формирование политической компетентности у учащихся на уроках обществознания в условиях открытой образовательной среды».
Скаржинская Елена Владимировна
Формирование политической компетентности у учащихся на уроках обществознания в условиях открытой образовательной среды.
Вначале стоит остановиться на самом предмете обществознание, который ошибочно считается лёгким у студентов. Обществознание – это многофакторный, интегративный курс, который заключает в себе основы различных социальных дисциплин, а именно: философии, социальной психологии, культурологии, экономики, права и политологии. Эта дисциплина с познавательной точки зрения позволяет понять общественные процессы. С практической стороны помогает вписываться в социум, а методологическая сторона предмета, помогает ознакомиться с методами изучения общества.
За счет того, что теоретический и практический курс обществознания обогащен множеством методических возможностей социальных наук, а именно диалогом, игрой, погружением в ситуацию, решением реальных задач, анализам происходящих общественных процессов. Эти возможности предмета позволяют сформировать у учащихся компетенцию в различных областях общественной жизни. В этой статье будет рассмотрена возможность формирования политической компетентности у учащихся на уроках обществознания в условиях открытой образовательной среды и её эффективность.
В современном мире, где становление гражданского общества неотъемлемый процесс развития любого государства, на граждан возлагается большая ответственность за складывающуюся политическую ситуацию в стране и тут остро возникает вопрос о политической компетентности (грамотности) российской молодёжи как социально активной группы населения.
Отрицательные процессы, в свою очередь, вызваны недоверием общества к властным структурам, к возможности реального воздействия на власть и законотворчество. Всё это последствия незнания своих политических прав и обязанностей, не привитой в семье политической культуры, и как следствие, отсутствие гражданской позиции.
Термин «Политическая культура» появился ещё в XVIII в., но теоретическая база сформировалась только в 1950 – 1960 х гг. Один из самых известных подходов к изучению политической культуры разработали американские ученые Г. Алмонд и Д. Пауэлл. Их подход к изучению данного вопроса акцентируется на познании чувств и суждений членов общества, а так же ставит развитую политическую культуру на первое место в условии становления гражданского общества.
Несмотря на то, что найти информацию по любому вопросу сейчас не составляет большого труда, проблема воспитания и восполнения пробелов в политической компетентности у студентов, лежит во многом на преподавателях. И главная задача здесь не просто выдать необходимый материал, а, используя весь методический набор, научить студента самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве (СМИ), выделять главные аспекты, анализировать их, и на данном материале формировать собственную точку зрения.
Но большинство консервативных методов обучения не вызывают у молодых людей большой заинтересованности, так как, они не видят их прикладных возможностей в современной жизни. Зарубежный опыт показал, что сегодня, в быстро меняющемся глобализованном мире, основную роль играет информация и её открытость. В этой связи, на смену стандартным методам приходят коммуникативные технологии, служащие ресурсами открытой информационной образовательной среды.
Выбор реализации программ по повышению компетентности студентов в том или ином направлении является важнейшей задачей для преподавателя. Но тут нет одного, универсального и безотказного метода. Современные программы представляют собой совокупный набор различных методик изучения материала. В первую очередь выбор метода подачи материала должен зависеть от его эффективности в достижении цели обучения и зависит от следующих факторов:
— Возникновение интереса у студентов в изучаемом предмете;
— Наличие материально-технической и информационной базы;
— Особенности изучаемого предмета (политическая сфера жизнедеятельности человека).
В качестве методического обоснования в данной работе рассматривается программа по разделу «Политика» в предмете «Обществознание». Первоначальный контроль знаний учащихся показал минимальный уровень осведомлённости политических процессов, явлений, словаря и неумение формулировать свою точку зрения.
Целями и задачами программы стали:
— Формирование политической компетенции студентов на уроках обществознания;
— Усвоение определений общественным процессам;
— Овладение специальной терминологией;
— Анализ актуальной информации о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
— Умение оценивать действия субъектов политической жизни, включая личность, группы, с точки зрения общественных норм;
— Уметь формулировать на основе полученных знаний собственные суждения и аргументы по политическим проблемам.
Для получения цели в программе были использованы следующие методы:
— Лекция. Наиболее консервативный, но необходимый прямой контакт преподавателя на первоначальном этапе изучения материала;
— Самоподготовка. Изучение материала самостоятельно через интернет – библиотеки, например knigafund.ru.
— Практическая работа. Решение задач аналитического характера с использованием СМИ, в том числе новостными ресурсами онлайн.
— Эссе. Размышление на тему современной политике России;
Система оценивания и поощрения освоенных знаний при освоении данной программы проходит в несколько этапов. Во-первых, это пятибалльная система оценивания освоения каждой из методик публикуемая, в рейтинговой таблице на сайте факультета loief.ru. Во-вторых, это итоговое тестирование по итогам пройдённого материала. В третьих, рейтинг лучших эссе, который опубликован в районной электронной газете gatchinka.ru с выдержками из работ лучших студентов.
Результат итогового тестирования, промежуточного оценивания и эссе показал, что эффективность освоения программы по группе составил – 97,7 % по отношению к первичному тестированию в той же группе равному 18 %. Стоит заметить, что результат второй группы изучающей тот же курс, по консервативной программе показал по итогам 43 % эффективности.
Подводя итог, методической части данного исследования нужно отметить, что открытость учебных материалов в сети интернет значительно упрощает изучение теоретической и выполнения практической части заданий. Непосредственное общение с политическим деятелем по видео связи заметно повышает интерес у студентов к изучаемому предмету. Прямое взаимодействие с представителем власти заставляет учащихся серьёзнее относиться к задаваемым вопросам и не воспринимать политику, как что-то далёкое, не касающееся к повседневной жизни. Также облегчает оценку действий субъектов политической жизни, отдельных личностей и политических партий. Эссе же побуждает студентов формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по политическим проблемам.
Система рейтингового открытого оценивания успеваемости мобилизует учащихся и заставляет не останавливаться на полученных результатах, которые всегда могут проверить родители. Метод поощрения через районные СМИ с цитированием текстов наиболее успешных работ, заставляет студентов гордиться проделанной работой и стремиться к новым успехам. Студенты, работы которых не попали в число лучших, проявляют стремление в будущем повысить свои шансы для попадания в число лучших и проявляют интерес к учебе.
Так или иначе, открытая информационная образовательная среда значительно расширила методические возможности преподавания различных дисциплин, а так же увеличила рычаги влияния на объект, актуализируя изучаемый материал, в режиме реального времени работая с современными ресурсами, столь значимыми в молодёжной среде. В данном исследовании элементы открытой информационной образовательной среды показали бесспорную эффективность в формировании политической компетентности у студентов на уроках обществознания.
Развитие и формирование компетентности у молодёжи одна из основополагающих задач общества в целом, и преподавателей в частности. Нынешние молодые люди 16 – 17 лет в скором будущем станут полноправными участниками политического процесса и насколько эти процессы будут грамотными и верными уже сегодня зависит от их уровня политической компетентности, потому что обдуманные и взвешенные решения могут принимать только всесторонне осведомлённые члены общества с гражданской позицией.
В заключении приведу в пример отрывок эссе одного из студентов первого курса ГИЭФПТ технического факультета, Бурина Д., который показывает результат изучения программы, и пример проявления личной гражданской позиции учащегося.
«… Я думаю, что политика в наши дни имеет гораздо большее значение, чем раньше. Ведь, сейчас страны связаны намного сильнее, и от того какую политику ведёт страна, зависят многие аспекты проживания граждан государства…
1. «Политическая компетентность современной молодежи» [Электронный ресурс] // Международный научно – исследовательский журнал. Статья. – Режим доступа: http://research-journal.org/social/politicheskaya-kompetentnost-sovreme/, свободный (Дата обращения: 16.04.2016).
2. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования[Текст] / В. И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – 230с.
Политическая компетентность современного школьника
Дата публикации: 14.02.2017 2017-02-14
Статья просмотрена: 2069 раз
Библиографическое описание:
Бурдина, Д. А. Политическая компетентность современного школьника / Д. А. Бурдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39568/ (дата обращения: 27.12.2021).
Работа направлена на изучение процесса формирования политической грамотности в ходе изучения обществоведческих дисциплин. На уровне школьного образования исследованы возможности политического просвещения, а также выявлен уровень политической грамотности школьников и способы его повышения. Результаты исследования показали, что глубокие знания политики, освоение политических компетенций являются ключевым фактором формирования демократического политического поведения школьника.
Ключевые слова: политическая грамотность; политическое просвещение; политическое поведение; политическая культура; институты власти; гражданское общество
The work aims to study the process of formation of political literacy in the study of social science disciplines. At the level of the school investigated the possibility of political education, as well as the detected level of political literacy of school children and ways to improve. The results showed that deep policy knowledge and political development of competencies is a key factor in the formation of a democratic political behavior of the student.
Keywords: political competence; political enlightenment; political behavior; political culture; civil society
Политическая грамотность — это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества. [1, с. 43] Результаты социологических исследований показали, что формирование основ знаний, касающихся политической сферы жизни общества, одна из самых актуальных современных проблем.
Политическая грамотность — это не только набор знаний в области политики, необходимых для ориентации в процессах, происходящих внутри государства, но и умение правильно ими пользоваться. Именно эти знания определяют отношения людей к обществу, государству и власти. Политическая грамотность является одной из основ формирования гражданского воспитания и политической социализации человека. Другими словами, результатом становления политической грамотности является усвоение политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов деятельности в области политики. Данный процесс наиболее активно протекает в системе школьного образования.
На школьной ступени образования в процессе изучения обществознания формируются основы политической грамотности. В подростковый период складываются представления о целях действий политических институтов, мировоззренческие принципы личности. Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. [1, с.11]
Политические компетенции среди основных в школьном образовании выделяет доцент кафедры риторики и культуры речи филологического факультета Московского педагогического государственного университета О. А. Сальникова, отмечая, что грамотность школьника — это не только умение правильно писать, но и владение политическими, социальными, правовыми и иными знаниями. [5, с.176]
Ряд исследователей определяют политическую грамотность как одну из составляющих функциональной грамотности старшеклассников, делая вывод о том, что знания в области политики, полученные в процессе обучения, крайне необходимы для дальнейшего личностного развития и формирования гражданской позиции. [5, с.177]
В ходе изучения проблемы формирования политической грамотности школьников, среди учащихся 10–11 классов был проведен опрос, на основе которого сформированы следующие выводы. В общей сложности было опрошено 174 ученика. Объектом проведённого соц. исследования стали молодые люди в возрасте 15–17 лет, а предметом — их политическая грамотность. В обоснование выборки необходимо сказать, что исследуемые молодые люди стоят на пороге полноправного вхождения в политическую жизнь общества. Соответственно, от их компетентности, грамотности в данной сфере во многом зависит характер и направленность будущей политической жизни государства.
90 % опрошенных с уверенностью ответили, что по достижению совершеннолетия обязательно будут принимать участие в выборах. 70 % респондентов уверено заявили, что легко ориентируются в вопросах политики, что не подтверждается при анализе других ответов. Необходимо отметить, что молодые люди, указавшие, что они легко ориентируются в политической жизни, показывают достаточно посредственные знания политических процессов, происходящих в государстве. Так, более 45 % респондентов уверены, что на всероссийских выборах население выбирает Премьер-министра РФ, служащих аппарата Президента РФ и даже представителей судебной власти.
Кроме того, около 20 % респондентов, утверждающих, что легко ориентируются в политике, дают неправильные ответы относительно распределения государственной власти на три основные ветви.
Опросы подтверждают, что при ответах на вопросы, касающиеся региональной и муниципальной власти, большинство опрошенных показывают низкий уровень знаний: молодые люди охотно отвечают на вопрос об имени Президента РФ (100 %) и Премьер-министра РФ (100 %), затрудняясь при ответе на вопрос об имени главы области (63,13 %) или мэра города (74,86 %). Это объясняется подавляющим вниманием средств массовой информации к федеральному уровню государственной власти. Кроме того, на уроках обществознания зачастую совершенно нет упоминаний о региональных и муниципальных политиках и политической деятельности.
Интересен тот факт, что 25,00 % респондентов заявили, что им не интересна данная сфера жизнедеятельности общества. Это очень серьезный факт: четверть молодых людей вообще не интересуется политическими процессами, происходящими в их стране. Если не попытаться заинтересовать представителей этой группы к сфере политики, то это уже будет практически сформированный слой пассивного электората.
Для предотвращения развития подобных процессов необходима разработка и реализация образовательных программ, целями которых являлись бы инициирование социальной и политической активности молодых людей; «подготовка к самостоятельному и ответственному решению задач местного самоуправления и самоорганизации граждан»; воспитание гражданского самосознания молодежи; развитие возможностей участия молодых людей «в жизни муниципального образования и своего региона». [3, с.8]
Анализ существующих предложений и решений по повышению уровня политической компетентности молодежи позволяет сгруппировать эти средства по их основным характеристикам. К первой группе стоит отнести организацию различного рода специализированных мероприятий, направленных на поддержание интереса к выборам, избирательным процедурам, избирательному праву, избирательным технологиям. В свою очередь они могут быть как досугового плана в виде концертов, спортивных состязаний, соревнований, конкурсов КВН, так и образовательного и научного характера — деловые и ролевые игры, конкурсы научных работ, олимпиады, конференции. [2, с. 21]
Вторая группа может быть охарактеризована как психологические средства или как средства психологического воздействия. В большей степени здесь следует иметь ввиду осознания того, что неучастие в выборах на руку неким недружественным силам. К третьей группе стоит отнести организационные средства — создание специализированных органов по делам молодежи, в частности, Министерства спорта и молодежной политики как на федеральном уровне, так и в составе исполнительных органов власти субъектов РФ. В завершении перечня следует отметить также и правовые средства, в числе которых стоит назвать легальное закрепление форм участия молодежи в общественно-политической жизни через такие институты как молодежный парламент, общественные молодежные организации, и в целом создание соответствующей нормативной базы для вовлечения молодежи в общественно-политическую деятельность. [4, с.176]
Для оценки методов повышения политической грамотности школьников был проведен опрос среди учителей истории и обществознания. По мнению большинства из них, выбор метода повышения профессиональной грамотности школьника зависит от нескольких факторов:
– наличия необходимых ресурсов;
– уровня подготовленности педагогов.
Респонденты единогласно приходят к выводу о том, что самыми эффективными методами, способствующими формированию политической грамотности, являются деловые и ролевые игры, а также разбор политических ситуаций. Также отмечено, что существует необходимость обсуждения в рамках темы урока некоторых политических новостей, которые не служат средством пропаганды, а являются примером из политической жизни страны.
Таким образом, политическая грамотность школьников является необходимым компонентом в направлении роста уровня электоральной активности граждан государства. Развитию уровня знаний в области политики необходимо уделять особое внимание. Использование эффективных методов и средств будет способствовать обеспечению политической сферы деятельности общества политически грамотными гражданами, способными сделать обдуманный, взвешенный и рациональный выбор.