Что включает в себя понятие оценка информации
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Смотреть что такое «ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ» в других словарях:
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ — процесс определения ценности, достоверности, надежности, применимости и эффективности собранной информации, разведывательной продукции или разведывательной системы в целом … Большой экономический словарь
оценка информации, необходимой для управления авариями на АЭС — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN accident management information assessmentAMIA … Справочник технического переводчика
Оценка соответствия — (conformity assessment) прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. В русской версии стандарта ИСО/МЭК 17000 термин «оценка соответствия» определён как «доказательство того, что заданные требования к продукции … Википедия
Оценка воздействия на окружающую среду — (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности … Википедия
Оценка программ — (англ. program/policy evaluation) аналитический инструмент или процедура, предназначенная для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации государственных программ, отраслевых политик, ассессмента… … Википедия
Оценка соответствия требованиям по защите информации — Оценка соответствия требованиям по защите информации: прямое или косвенное определение степени соблюдения требований по защите информации, предъявляемых к объекту защиты информации. Источник: ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.… … Официальная терминология
оценка соответствия требованиям по защите информации — Прямое или косвенное определение степени соблюдения требований по защите информации, предъявляемых к объекту защиты информации. [ГОСТ Р 50922 2006] Тематики защита информации … Справочник технического переводчика
Оценка воздействия на конкуренцию — (англ. competition assessment) представляет собой процесс оценки государственных норм регулирования, нормативных и/или законодательных актов, направленный на достижение двух основных целей. Во первых, выявляются те нормы, которые без… … Википедия
Оценка регулирующего воздействия — или анализ регуляторного воздействия (влияния), ОРВ/АРВ (англ. Impact Assessment, Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis, RIA, нем. Gesetzesfolgenabschätzung, GFA, фр. l évaluation des politiques publiques et aux… … Википедия
оценка технических составляющих временных свойств данных — При оценке технических составляющих временных свойств данных можно рассматривать или случайный процесс изменения разности Δx (t) между реальным и отображаемым в данных процессами эволюции характеристик объекта, или время запаздывания… … Справочник технического переводчика
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ
При оценке информации различают три аспекта:
Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств и рассматривает формы представления информации для ее передачи и хранения (в виде знаков и символов). Данный аспект необходим для измерения информации. Информацию, рассмотренную только в синтаксическом аспекте, называют данными.
Синтаксическая мера информацииоперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту.
Объем данных в сообщении измеряется количеством символов (разрядов) в этом сообщении. В различных системах счисления один разряд имеет различный вес и соответственно меняется единица измерения данных:
в двоичной системе счисления единица измерения – бит (двоичный разряд). В современных ЭВМ наряду с минимальной единицей измерения данных «бит» широко используется укрупненная единица измерения «байт», равная 8 бит.
в десятичной системе счисления единица измерения – дит (десятичный разряд).
Часто информация кодируется числовыми кодами в той или иной системе счисления, особенно это актуально при представлении информации в компьютере.
Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией.
Семантическая мера информации. Для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение.
Тезаурус – это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.
В зависимости от соотношений между смысловым содержанием информации и тезаурусом пользователя изменяется количество семантической информации, воспринимаемой пользователем и включаемой им в дальнейшем в свой тезаурус.
Относительной мерой количества семантической информации может служить коэффициент содержательности, который определяется как отношение количества семантической информации к ее объему:
Прагматический аспект передает возможность достижения цели с учетом полученной информации.
Прагматическая мера информации определяет полезность информации (ценность) для достижения пользователем поставленной цели. Эта мера относительная, обусловленная особенностями использования информации в той или иной системе. Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним), в которых измеряется целевая функция.
Виды информации по области применения:
политическая, техническая, педагогическая, физическая; экономическая и др.
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией.
Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.
На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для информатики ключевым понятием является эффективность. Для аппаратных средств под эффективностью понимают отношение производительности оборудования к его стоимости (с учетом стоимости эксплуатации и обслуживания). Для программного обеспечения под эффективностью понимают производительность лиц, работающих с ними (пользователей). В программировании под эффективностью понимают объем программы (программного кода), создаваемого программистами в единицу времени. В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос, как сделать ту или иную операцию, для информатики является важным, но не основным. Основным же является вопрос, как сделать данную операцию эффективно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
gekkon12
Альтернативная самооброзовательная программа &презентация&
До настоящего момента не существует точного определения информации.
Есть множество теорий, порой противоречащих друг другу. «…Между двумя мнениями лежит истина. Нет, между ними лежит проблема». Эти слова И. Гете в полной мере относятся и к вопросу об информации.
Причинами недостоверности могут быть:
— преднамеренное искажение (дезинформация);
— непреднамеренное искажение субъективного свойства;
— искажение в результате воздействия помех;
— ошибки фиксации информации;
В общем случае достоверность информации достигается:
— указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
— сопоставлением данных, полученных из различных источников;
— своевременным вскрытием дезинформации;
— исключением искажённой информации и др.
Выработка частных критериев оценки и отбора информации в соответствии с целями и задачами работы
Рассмотренные выше критерии оценки качества информации носят общий характер. Иными словами, их можно свести в некий общий свод правил, которыми должен руководствоваться в работе с источниками информационно грамотный человек.
При работе над конкретной темой и подготовкой изложения ее итогов исследователь сталкивается с двумя проблемами: оценка качества информации по данному вопросу и максимально корректное представление собранных материалов.
Частные критерии оценки информации невозможно свести к общим правилам. Ученику приходится вырабатывать их самостоятельно. Значит, наша задача дать ему не набор правил, а инструмент, который помог бы ему в работе с информацией.
Самые трудные вопросы по качеству информации появляются в тех случаях, когда ученическая работа, для которой подбирается информация, носит проблемный характер или касается тем, имеющих неоднозначное освещение в печати (а тем более – в Интернете).
Примерный ряд вопросов, на которые ученик должен ответить себе в процессе работы над сложной темой (или формой презентации), может выглядеть так:
могло ли время создания (или публикации) данного материала повлиять на его полноту, достоверность, актуальность? (Учет исторического контекста).
какие цели ставил перед собой автор и не могли ли они повлиять на качество его работы? Если да, то как именно?
доступна ли данная информация той аудитории, которой я буду представлять работу (или слишком сложна, слишком проста)?
подходит ли данная информация под формат презентации работы?
Самое трудное в оценке информации – учет исторического контекста. Важно понимать, в какой степени время создания того или иного источника информации могло повлиять на достоверность содержащихся в нем сведений, а тем более – оценок. Это чрезвычайно трудный для понимания, но весьма важный аспект оценки достоверности информации. Он требует некоторого запаса знаний по исследуемому вопросу или хотя бы представления о том, что в разное время данные вопросы или события могли освещаться по-разному.
Очевидными примерами могут служить материалы разных лет и авторов, посвященные деятелям Октябрьской революции. Например, вопросы исторического контекста информации вполне можно обсуждать со старшеклассниками на базе материалов о Троцком. О последнем у нас писали много, печатались его работы, как периода революции, так и написанные в эмиграции; переводилось также немало зарубежных работ, посвященных Троцкому. Столь же очевидны примеры из истории освещения в отечественной литературе вопросов генетики или кибернетики. Бывают и не такие очевидные ситуации.
Вот почему нужно учить людей соотносить поиск той или иной информации со временем, о котором идет речь, с политикой или историей того времени. Необходимо задаваться вопросом: всегда ли автор мог писать то, что думал на самом деле, и не могли ли в его работе присутствовать конъюнктурные соображения или (само)цензура.
Цели создания информации. Очень хорошие вопросы предлагает О.Мяэотс: «С какой целью это написано? Какой реакции ждал от читателя автор? Где еще я могу проверить данную информацию?».
Современный человек, видящий вокруг себя множество рекламы, довольно быстро научается с осторожностью относиться к ней, поскольку понимает, что главная цель рекламодателя – не забота о его здоровье или удовольствии, а сбыт товара. Тем не менее, не стоит полагаться на опыт и понимание человека, а нужно все-таки обращать его внимание на скрытые цели автора. Кстати, второй вопрос поможет не только в оценке добросовестной или недобросовестной информации, но и в оценке эмоциональной окраски некоторых текстов. Например, в работе учителя, направленной на развитие у учеников толерантного сознания, очень важно научить их видеть, где факты, а где – провокационный текст, имеющий целью вызвать определенные эмоции.
Уровень доступности информации для целевой аудитории. Критерий, почти совсем не учитываемый в ученических работах. Это, видимо, часть нашей традиции трансляционного обучения, где работу ученика зачастую видят лишь он сам, да учитель, который ее оценивает. На самом деле, как мы уже говорили, направленность любой ученической работы на реальную пользу другим, а не только на получение оценки, очень повышает и престиж работы в глазах ученика, и интерес к ней, и эффективность усвоения материала. Во многих странах умение ориентировать свою работу на определенный круг слушателей, зрителей, читателей считается одним из обязательных навыков информационной грамотности. Ученик должен уметь оценить требуемую глубину раскрытия темы и изложить информацию в форме, соответствующей восприятию аудитории.
И последний вопрос в ряду наиболее типичных частных критериев оценки информации – пригодность данного материала для формы презентации, задуманной учеником. Здесь все критерии оценки будут зависеть от этой формы, но важно, чтобы человек научился помнить еще одно: нельзя объять необъятное, не надо пытаться вложить в одну работу все, что ты узнал. Но чтобы отобрать что-то действительно важное, нужно знать больше того, что ты в конце концов включишь в свою работу.
Приведем пример анкеты для оценки сайта в Интернете, а остальные ищите в брошюре О.Н.Мяэотс, вышедшей в 2005 году.
Критическая оценка источника информации – Интернет
1. Какую поисковую систему ты использовал?
2. Адрес сайта, который ты изучал.
3. Название сайта.
4. Долго ли загружается страница?
5. Привлекательно ли она выглядит?
6. Легко ли читается?
7. Есть ли изображения? Какого качества?
8. Несут ли изображения дополнительную информацию?
9. Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?
10. Есть ли указание, когда был подготовлен (обновлен) сайт?
11. Есть ли возможность при переходе на следующие страницы автоматически вернуться на первую?
12. Достаточно ли полно заглавие сайта раскрывает его содержание?
13. Смог бы ты получить больше информации из печатного справочника?
14. Во всем ли ты согласен с автором?
15. Не попадалась ли тебе неверная информация?
16. Достаточно ли актуальна предложенная информация?
17. Есть ли на сайте отсылки к другим сайтам с похожей информацией?
18. Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?
19. Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать данный сайт для своей исследовательской работы?
Оценка информации в управлении
Важной частью организационных и информационных механизмов, обеспечивающих производственную и информационно-аналитическую деятельность объектов управления различного уровня (индивидуум, коллектив, организация, ведомство, государство), является система оценки получаемой и подготавливаемой к реализации информации. Критерии оценки и отбора информации регулируются и формируются, в частности: идеологическими и стратегическими установками субъектов управления или общегосударственными задачами; неформальными пристрастиями лиц, участвующих в процессе принятия решений; под давлением разнообразных групп интересов и иных субъектов, не институализированных в государственно-административной сфере, но стремящихся принять участие в оценке и переоценке управленческой информации.
Оценка информации заключается в установлении степени их ценности для решаемых задач, при этом производится их отбор с учетом ценности (прагматическая фильтрация). Оценка информации осуществляется в двух взаимосвязанных аспектах: содержательная, отражающая возможность и целесообразность использования ее в целях управления; формальная (общая), отражающая качество ее подготовки.
При формальной (общей) оценке документы, содержащие информацию, рассматриваются на предмет ясности изложения, полноты, краткости и систематичности изложения, наличия заверительных подписей. Ясным считается документ, который изложен простым, понятным языком, содержит наиболее распространенную и однозначно трактуемую терминологию. Полнота документа зависит от наличия в нем всех данных, необходимых для решения задачи, к которой он имеет отношений. Если документ исполнен на бланке, определяется полнота его заполнения. Систематичность предполагает, что содержание документа изложено в легко воспринимаемой логической последовательности. Достоверность содержащих в документе сведений удостоверяется подписями работников, исполнивших документ, а также руководителями, несущими личную ответственность за содержание документа и качество работы подчиненных.
Содержательная оценка информации имеет значение в следующих управленческих аспектах: для установления характера возможного использования информации в практической деятельности; для определения состава подразделений организации, заинтересованных в получении этой информации; для принятия решения о направлении сведений потребителю первичной или аналитической (выводной) информации, в частности, топ-менеджменту организации, объединению деловых кругов, в высшие органы государственной власти и т.д.; для координации деятельности подразделений и филиалов организации (министерств и ведомств; региональных и муниципальных образований); для осуществления методического руководства деятельностью подразделений организации и ее филиалов, а также оказания им практической помощи; для совершенствования системы управления.
Оценку информации в тех или иных объемах и формах осуществляют большинство подразделений организации. Значительное место оценка информации занимает в деятельности аналитических, информационных, маркетинговых подразделений, а также служб безопасности и коммерческой разведки.
С другой стороны, по своему содержанию этот процесс все же относится к информационным технологиям. В противном случае в результате применения информационных технологий формировалась бы не информация для принятия решения, но лишь ее полуфабрикат – данные, не отфильтрованные с позиций их ценности для субъекта управления. «Об опасности такого положения свидетельствует накопленный опыт применения ЭВМ в управлении: они оказались способными завалить пользователей данными, которые, если они не отфильтрованы, могут нанести больший вред, чем отсутствие данных, поскольку из них крайне трудно извлечь полезную информацию. В то же время, они могут создавать иллюзию информированности».[36] Таким образом, автоматизированные системы управления, в которых не предусмотрена оценка данных, могут быть квалифицированы как системы обработки данных, которые современным требования не удовлетворяют.
Объектом оценки являются полученные из различных источников материалы, содержащие, в большинстве случаев, коммерческую, социально-экономическую, экономическую, научно-техническую информацию значимую для управления деятельностью организации. Для организаций, занятых в некоторых специфичных сферах деятельности, интерес может представлять социологическая, внутриполитическая, внешнеполитическая и иная информация. Предметом оценки является определение соответствия материалов установленным критериям оценки, актуальным потребностям потребителей информации, а в некоторых случаях и действующим заданиям.
Основные задачи, решаемые в процессе оценки информации: обеспечение всесторонности и объективности оценки материалов и деятельности подразделений, филиалов и системы управления определенного уровня в целом; повышение полноты использования имеющейся информации; координация деятельности подразделений и филиалов организации, повышение ее целенаправленности; расширение и улучшение качественных показателей информационной базы для подготовки управленческих решений в сфере производственной, финансовой и иной деятельности организации (системы управления).
Всесторонность и объективность оценки информации достигается за счет следующего. Используется совокупность частных критериев, позволяющих оценивать информацию в различных аспектах, значимых для принятия управленческого решения (секретность, достоверность, соответствие приоритетной тематике, новизна, своевременность и т.д.). Учитывается вид материала – оригинал, копия или изложение документа, обобщенная информация и т.д. Принимаются во внимание также характеристики и особенности источника информации – его категория (собственные разработки, рекламные материалы, официальные контакты, случайный источник и др.), его надежность, а также круги, из которых исходит информация (деловые, научные, журналистские, правительственные, парламентские, дипломатические и т.д.). Большое значение имеет также то обстоятельство, что оценку производит работник, являющийся экспертом в соответствующей области (эксперт, аналитик). На окончательную оценку большое влияние оказывает мнение конечного потребителя и характер использования им полученной информации (использовано при ведении переговоров, при подготовке встречи с партнерами, при подготовке нормативно-правового документа, дано устное распоряжение и т.д.). Всесторонность и объективность оценки деятельности подразделений и филиалов организации (системы управления) обеспечивается вследствие того, что, при выработке такой оценки учитывается качество абсолютно всех материалов, направленных ими в центральное звено корпорации.
Соответствующим образом сгруппированные данные учета оценочных материалов позволяют делать обоснованные выводы об уровне работы подразделений организации. Оценивать качество персонала, его творческий потенциал. Учитывать интенсивность и качество работы в целом и в интересах конкретных направлений деятельности организации – научно-исследовательская деятельность и опытно-конструкторские работы, маркетинг и т.д. Для этого используются показатели: общее количество поступивших материалов, количественные характеристики по важнейшим параметрам, таким как новизна, своевременность, информационные возможности и уровень инициативы, свойственные конкретному подразделению или работнику. Оценки по некоторым частным критериям отражают уровень организации работы и исполнительскую дисциплину в подразделении, филиале («своевременность поступления информации», «конкретность информации»).
Под расширением и улучшением качественных показателей информационной базы для подготовки управленческих решений в сфере деятельности организации (системы управления) понимается следующее. Во-первых, соответствующие подразделения организации могут быть ориентированы на поиск недостающей информации, которая бы устранила имеющиеся пробелы и противоречия в информационной базе по конкретной проблеме экономического или иного характера, либо обеспечила бы необходимое расширение этой информационной базы.
Во-вторых, появляется возможность накапливать структурированную информацию, отражающую деятельность самих подразделений организации. Это необходимо для обоснования управленческих решений, направленных, в частности, на изменение организационно-штатного расписания подразделения, выделение региональных центров, решение вопросов материально-технического обеспечения подразделений и филиалов, материального и морального стимулирования конкретных руководителей и работников по достигнутым ими результатам.
Работа с информационными материалами включает в себя следующие основные этапы: подготовку исходных данных для оценки информации; оценку информации по частным критериям; общую оценку информации; описание реализации и использования информации; доведение оценок до сведения автора информации. Подготовка исходных данных для оценки информационного материала, заключается обычно в составлении его формализованного описания. Качественная оценка информации осуществляется с помощью частных и общего критерия. Основные частные критерии оценки: секретность информации по существу; новизна; конкретность; достоверность; своевременность поступления; аналитический уровень. Существо этих критериев рассмотрено в параграфе 1.1.
При составлении общей оценки качества информации все указанные выше критерии рассматриваются в единстве и применяются системно. Возможные варианты общей оценки информации: особо ценная; ценная; представляющая интерес; представляющая ограниченный интерес; интереса не представляет.
4.4. Передача информации.
Транспортировка данных представляет собой их прием и передачу (доставку и поставку) между удаленными участниками информационного процесса. Передача информации осуществляется курьером, путем пересылки по почте, по каналам связи. Необходимость передачи информации обусловлена тем, что ее сбор (регистрация) территориально отделен от обработки. Сбор информации осуществляется во внешней среде или на рабочих местах, тогда как обработка – преимущественно в вычислительном центре.
Применительно к информационным технологиям речь идет, прежде всего, о передаче информации по каналам связи. Передача данных по каналам связи кардинальным образом сокращает трудовые и временные затраты по сравнению с перепиской и традиционными способами информационного обмена (с помощью бумажных носителей). Любую систему передачи информации можно считать состоящей из трех частей: источника сообщений, канала связи и приемного устройства. Сущность передачи информации по каналам связи заключается в воспроизведении на выходе канала связи переданного сообщения или, иначе говоря, в индуцировании в приемном устройстве требуемого физического состояния. Ввод и передача информации по каналам связи возможны в пределах глобальных сетей, корпоративных и локальных компьютерных сетей, систем передачи печатных документов.
Для осуществления передачи информации по каналам электросвязи необходимы специальные технические средства – телефон, телеграф, модем, кодек, мультиплексор передачи данных и т.д. Существуют следующие основные виды каналов электросвязи: телефонные, телеграфные, факсимильные, телевизионные, проводного и радиовещания, передачи данных и т.д.
Канал связи вносит в процесс передачи информации случайный шум, который искажает сообщение и тем самым затрудняет его прочтение. Между отправителем сообщения и каналом связи могут находиться кодирующие устройства, преобразующие сообщение в форму, удобную для передачи по каналу связи. Декодирующее устройство, установленное на другом конце канала, восстанавливает принятое сообщение. Степень автоматизации передачи информации по каналам связи сильно влияет на эффективность технологии в целом, при этом высокая степень автоматизации процесса сопряжена со значительным увеличением ее стоимости.
В контексте передачи информации необходимо различать среду, сигнал и сообщение. Средой может служить обычный провод, витая пара, коаксиальный кабель, оптико-волоконный кабель, атмосфера и космический вакуум. Так, в сотовых телефонах информация передается с помощью электромагнитного излучения в воздушной среде. Японские производители сотовых телефонов используют в качестве среды для новейших моделей кости скелета.
Сигнал – физический носитель информации (звуковые или электрические колебания, импульсы напряжения, намагниченная среда, механическая борозда на поверхности физического носителя, сажа в типографской краске и т.д.). Сообщение – те изменения в некотором параметре физического носителя, которые позволяют считать, что сигнал несет в себе некоторую информацию (изменение фазы электрических колебаний, изменение давления, изменение направления канавки в звукозаписи и т.д.).
Аналоговая передача непрерывных данных осуществляется, например, с помощью телефона. Дискретные данные передаются с помощью дискретных сигналов в большинстве современных компьютерных сетей.
Дискретные данные могут быть представлены аналоговыми сигналами с помощью устройства «модем» (модулятор/демодулятор). На его входе линии связи преобразует серию бинарных (два уровня) импульсов напряжения в аналоговый сигнал путем модуляции его несущей частоты. Формируемый таким образом аналоговый сигнал передается по приемлемой для модулируемой частоты среде (обычно используется полоса частот телефонных линий, предназначенных для передачи речи). На другом конце линии связи аналогичный модем с помощью процедуры демодуляции извлекает оригинал дискретных данных в виде последовательности импульсов напряжения.
Для передачи непрерывных данных с использованием цифровых сигналов применяются преобразователи кодек (кодер/декодер). На одном конце дискретной линии связи это устройство преобразует аналоговый сигнал, соответствующий речевым данным, в поток двоичных «1» и «0». На выходе линии аналогичный кодек реконструирует поток бит в аналоговый сигнал.
Основными достоинствами цифровой передачи данных являются относительная низкая стоимость использования дискретных сигналов, а также их меньшая подверженность воздействию шумов (т.е. большая устойчивость к искажению передаваемой информации). Недостатком цифровой передачи по сравнению с аналоговой является более быстрое затухание сигнала при его движении в передающей среде.
Для устранения эффекта затухания сигналов в дискретных системах передачи данных используются специальные технические устройства — повторители, которые, получив затухающий сигнал, полностью восстанавливают содержащиеся в нем данные и передают их далее. В традиционных аналоговых системах передачи данных в этих целях применяются устройства — усилители, которые усиливают передаваемый сигнал. Вместе с тем, увеличение энергии принятого сигнала усиливает также и наложенные на него компоненты шума, смысловое содержание сигнала по мере прохождения через каскад усилителей, все более искажается.
Важнейшей характеристикой канала связи является пропускная способность (емкость), равная логарифму эффективного числа сообщений, различимых на его выходе. Процесс передачи информации считается надежным, если скорость передачи сообщений меньше пропускной способности канала. В противном случае надежная передача информации оказывается невозможной. Мультиплексирование представляет собой одновременную передачу по высокоскоростному магистральному каналу связи нескольких сигналов и обеспечивает тем самым его экономичное использование.
При наличии в сети транзитных узлов применяются следующие методы передачи данных: коммутации каналов, коммутации сообщений и коммутации пакетов. Коммутация каналов используется, когда между двумя станциями необходимо установление непосредственного физического канального соединения. Это соединение устанавливается в узлах сети до начала передачи данных. Коммутация каналов используется, в частности, в телефонных сетях. Необходимым условием резервирования каналов на всем пути от передатчика к приемнику является способность узлов распределять ресурсы и выбирать маршруты при установке соединений. После установления в сети с коммутацией каналов соединения передача данных идет практически без задержек. К числу недостатков метода относятся: неэффективность использования ресурсов (каналы резервируются даже на то время, когда данные не передаются); высокая вероятность получения отказа при резервировании пути, включающего много транзитных узлов; значительная задержка при установлении соединения; склонность сети к перегрузке; лавинообразный рост отказов установления соединений в случае перегрузки сети.
Коммутация сообщений позволяет реализовать поэтапную передачу данных с промежуточным хранением. Сообщение (связанный блок данных) последовательно передается по сети от узла к узлу, которые представляют собой компьютеры, организующие промежуточное хранение транзитных сообщений и их маршрутизацию при передаче по сети. Для маршрутизации каждое сообщение снабжается заголовком с сетевыми адресами станции-передатчика и станции-приемника. Путь между узлами не резервируется.
Этот метод передачи данных увеличивает эффективность использования линий связи, позволяет избежать блокировок сети при росте сетевого трафика, обеспечивает возможности установления приоритетного обслуживания сообщений, осуществления контроля за ошибками передачи и использования процедур восстановления искаженных или потерянных данных, позволяет пользователям осуществлять взаимодействие через сеть даже в случае использования ими различных скоростей передачи и кодов представления данных. Недостатком метода являются возникающие задержки передачи, которые связаны, прежде всего, с ожиданием длинных сообщений в очередях узлов и значительно возрастают при увеличении нагрузки. Данный метод не пригоден для организации интерактивного сетевого взаимодействия в режиме реального времени.
Коммутация пакетов предполагает, что сообщения предварительно разбиваются на небольшие, фиксированного размера порции (пакеты).Каждый пакет при передаче по коммуникационной сети является независимой единицей. Для этого он снабжается заголовком, где указываются сетевые адреса отправителя и получателя сообщения, а также порядковый номер пакета в сообщении. Преимущества этого метода, уменьшающие сетевые задержки, заключаются в следующем. Размеры передаваемых порций информации уменьшаются, поэтому коммутационные узлы могут иметь не столь большие, как при коммутации сообщений, размеры буферов для временного размещения транзитных пакетов. Как следствие, скорость обработки информации в этих узлах повышена. Кроме того, появляется возможность одновременной передачи нескольких пакетов одного сообщения по альтернативным путям. При обнаружении ошибок передачи повторно передаются лишь отдельные пакеты, а не целые сообщения.
В вычислительных сетях на практике применяются сочетания различных методов коммутации в зависимости от требований приложений, количественных и качественных характеристик узлов, линий связи и трафика.
Процедура передачи и распространения информации включает, помимо собственно передачи, следующие операции: ввод данных в систему, в компьютерную сеть, преобразование из цифровой формы в аналоговую и наоборот, вывод сообщений, контроль ввода и вывода, защиту данных.
Реализация процессов передачи информации предполагает в качестве наиболее критичных критерии: пропускную способность канала связи, скорость передачи информации, а также защищенность информации от несанкционированного доступа к ней. Для процедуры распространения – прежде всего, полнота охвата адресатов (ее массовость).
Накопление информации
Процесс накопления информации включает в себя следующие основные операции: формализацию данных, индексирование документов, комплектование информационных фондов. Применяются и некоторые дополнительные операции, в их числе аннотирование, реферирование, контроль непротиворечивости формализованных описаний и др.
Формализация данных означает приведение данных, поступающих из различных источников, к одинаковой форме для того, чтобы сделать их сопоставимыми друг с другом, т.е. повысить их доступность. При формализации (преобразовании) информации осуществляется аналитико-синтетическое изучение содержания исходной информации, зафиксированной в первичном или выводном документе и подготовка в дополнение к ней вторичной информации, отражающей наиболее существенные элементы исходной информации;
Формализация информации является в большинстве случаев необходимым условием для осуществления ее эффективной автоматизированной обработки после оценки и отбора из соответствующих источников. Назначением процесса формализации является выделение и фиксация значений реквизитов, по которым будем производиться идентификация объектов учета при накоплении информации и ее поиск в ходе решения информационных задач. Основное правило при этом – адекватность формализованного представления сведений, т.е. его точное по смыслу соответствие данным в первичном документе. На основе наиболее существенных с позиций субъекта управления элементов содержания информации в отношении объектов учета осуществляется поиск и сопоставление данных, решение статистических задач.
Правила формализации сведения устанавливаются с помощью различного рода анкет, информационных карт, бланков, которые определяют структуру накапливаемой информации, а также инструкций по их заполнению. Инструкции уточняют толкование и назначение реквизитов, фиксируется способ их заполнения (текст или код), указываются номера используемых словарей, формулируются требования по заполнению различных входных документов, при необходимости устанавливается порядок записи слов и словосочетаний, составляющих наименования различных объектов учета, перечень допустимых сокращений и аббревиатур, правила применения знаков пунктуации, присоединительных союзов, правила транскрипции и транслитерации и т.д. Соответствующие инструктивные документы учитывают особенности информации в отношении различных объектов учета, а также ее формализованного представления. Использование подобного рода инструкций позволяет повысить адекватность формализованного представления информации, исключить противоречия в формализованном представлении информации об объекте, сократить ошибки при индексировании. Единство правил формализации информации, содержащейся в различных источниках и различающейся по содержанию и характеру, способам и приемам получения и закрепления, правовому значению, является залогом обеспечения ее сопоставимости и делает принципиально возможной дифференцированную обработку с учетом особенностей источников.
Синтаксический анализ текста представляет собой исследование структуры предложения текста с целью установления синтаксических связей между членами предложения, при этом используются результаты морфологического анализа. Дело в том, что значительная доля смысла текста содержится именно в отношениях между словами. Основой для разработки методов синтаксического анализа являются исследования в области математической лингвистики и систем машинного перевода.
Для выбора в тексте информативных ключевых слов применяются методы статистического анализа, которые позволяют рассчитывать соответствующие параметры: число вхождений слова в документ, общее число вхождения слова в документы данной тематики, относительную частоту вхождения слова в документ. Считается, что пик информативности приходится на слова со средней частотой встречаемости, причем очень редкие, а также наиболее часто встречаемые термины в качестве информативных слов использоваться не могут. Вместе с тем, статистическими методами невозможно в полном объеме решить задачу оценки информативности слов текста, поэтому они используются как вспомогательные. В целом автоматическое индексирование уступает по качеству ручному.
Комплектование информационного фонда (банка данных) состоит в составлении и систематическом пополнении различного рода массивов формализованной информации и документальных материалов, используемых в интересах субъекта управления; сосредоточение информации в определенных организационных звеньях организационной структуры, в которых принимаются управленческие решения.
При комплектовании информационных фондов в ряде автоматизированных систем ключевым моментом является идентификация информационных объектов. Постановка задачи идентификации объекта учета в информационной системе совпадает с ее постановкой в теории криминалистической идентификации. Целью идентификации является установление «того же самого объекта», т.е. объекта, тождественного самому себе, а не «такого же объекта», что характерно для идентификации в химии, физике, биологии, когда осуществляется определение групповой (родовой или видовой) принадлежности объекта. Для каждого объекта учета используются специфичные наборы характеристик для идентификации. Такого рода наборы имеются, в частности, для лица, организации, факта, события как объектов учета. Состав характеристик, используемых для идентификации объекта, зависит от предметной области автоматизированной системы. Так, физическое лицо может быть идентифицировано по так называемым номинативными данным, в их числе фамилия, имя, отчество (второе имя), псевдонимы, дата рождения, пол, национальность, гражданство место рождения. Ключевыми с точки зрения идентификации являются следующие признаки: табельный номер работника, фамилия, имя, отчество, второе имя, либо псевдоним. Для специальных приложений существуют методики идентификации физического лица по его характеризующим данным.
Социальная организация может быть идентифицирована по одному или нескольким видам ее наименований – действительному, открытому (полным или различных видов сокращенным), а также условному. Дополнительной сложностью при идентификации организации является то обстоятельство, что, в отличие от номинативных данных лица, ее наименование не структуризовано: составляющие его словосочетания отражают различные аспекты деятельности организации, состав которых обычно не регламентирован, количество и последовательность произвольны. Для идентификации организации может быть использованы также адрес дислокации организации и иные признаки ее описания (государственная и ведомственная принадлежность, государственно-правовой и международно-правовой статус, организационная подчиненность, профиль деятельности, тип организации и др.).
Существенной с точки зрения процедуры идентификации особенностью информации, накапливаемой в некоторых системах социальной информации, и прежде всего названий объектов учета, является ее подверженность искажениям. Это связано, с одной стороны, с определяющим значением для проведения идентификации графического представления (изображения) информации, а с другой – ограниченностью возможностей его фиксации различными средствами получения информации и многократным воспроизведением информации в процессе производственной и иной деятельности перед осуществлением идентификации в информационной системе.
Информация в отношении объектов учета может быть получены с помощью технических средств непосредственной фиксации сведений, отражающих течение технологических процессов, воспроизведена с документа, записана со слов работника, получена с использованием аудио- и видеозаписи и т.д. Сфомированное с помощью указанных источников графическое изображение названия объекта учета может быть искажено в результате перестановки букв, их замены, перестановки слогов и т.д. Такого рода искажение может произойти при восприятии названия объекта учета на слух, особенно если название незнакомо снимающему информацию или передано на иностранном языке (в этом случае могут возникнуть погрешности, связанные с транскрипцией или транслитерацией информации).
Возможности осуществления идентификации объектов повышаются вследствие использования единых методов формализации информации, программных средств, реализующих методы морфологического и синтаксического анализа и учитывающих наиболее вероятные искажения, а также за счет расширения информационной базы для идентификации (увеличения количества объектов данного типа, стоящих на учете в информационной системе).
Аннотирование представляет собой подготовку кр