Что включает в себя понятие национальная безопасность
Национальная безопасность и её стратегия
Каждому государству так или иначе угрожает множество самых разных опасностей. Они могут исходить от других представителей мирового сообщества (в настоящее время такое происходит неявно), террористов или из-за внутренних экстремистских движений. Каждая страна по-своему обеспечивает защиту интересов страны в целом и каждого индивидуума в частности.
Что это
Национальная безопасность – возможность государства решать задачи, которые требуются для самосохранения, самовосстановления и улучшения с минимальной вероятностью получить ущерб. Второе определение термина – комплекс всех взглядов на задачи и разработанную стратегию для защиты от самых разных угроз. При этом учитываются все имеющиеся возможности и ресурсы страны.
Специалист в сфере политологии Косолапов Н.А. говорит, что нацбезопасность – длительная возможность поддерживать стабильность и уверенно защищаться от существующих угроз.
В Конституции Российской Федерации и различных указах Президента написано, что нацбезопасность – состояние защищенности страны, социума и каждого индивидуума от всевозможных угроз. При этом особое внимание уделяется сохранности всех прав и свобод граждан и поддержание достойного уровня жизни.
Выделяется несколько видов национальной безопасности, зависящих от той сферы, в которую направлены силы:
Структура
В состав нацбезопасности входят следующие части:
Обеспечение нацбезопасноти – совокупность различных действий, цель которых – обеспечить нормальную жизнь и деятельность страны, а также предотвращение всевозможных опасностей. Данный термин включает в себя:
Уровни системы
Система нацбезопасности в Российской Федерации состоит из пяти уровней, которые взаимодействуют друг с другом по строгой иерархии. Национальная безопасность может быть направлена на:
В управленческой системе имеется четыре уровня:
Угрозы
Все опасности делятся на три вида:
Вызовы и риски международной политики
Данная угроза в последнее время является наиболее актуальной в связи с активной деятельностью Российской Федерации на международной арене. Из-за этого все чаще наблюдаются различные провокации в тех странах, где действуют на законных основаниях российские военнослужащие. Также корпорации РФ встречают большое количество препятствий на пути развития различных стран.
Биотерроризм
Данный тип опасности остается актуальным в связи с возможным нанесением ущерба людям, продовольственным или природным ресурсам, а также взятием данных ресурсов под свой контроль. Биотерроризм можно разделить на следующие типы:
Обеспечение
Для обеспечения нацбезопасности применяется система мероприятий в разных сферах для предотвращения опасностей и устранения последствий. Основная цель – обеспечить защищенность всех интересов социума и страны, а также каждого гражданина. Дополнительно производятся обеспечение подходящих условий для существования.
Стратегия
Стратегия национальной безопасности – специальный документ, в котором четко прописывается порядок действий, а также мероприятия для ее осуществления. Согласно Конституции, не реже каждых шести проводятся специальные собрания для ее пересмотра. После обсуждения выходит соответствующий указ, подписанный главой государства.
В стратегии, разработанной в данном году, был определен порядок развития, а также основные приоритеты работы. Обозначился механизм совместной работы правительства и социума, а также порядок их оценки. При этом был разработан ряд четких критериев и основная цель внешней политики. Последняя заключалась в возвращении Российской Федерации статуса мировой державы.
Видоизмененный документ обозначил новые цели и задачи в данной сфере. Они касались защиты всех интересов страны и общества, а также мероприятия по их достижению. Результаты видно по активной внешней политике России, направленной на работу на территории различных государств.
В 2021 году вышла новая стратегия, в которой был обозначен новый порядок действий. Основной целью стало создание устойчивой системы отношения на международной арене в связи с большой геополитической напряженностью. При этом упор делается именно на внешнюю политику и взаимодействие совета безопасности с организацией объединенных наций.
Изменения
Оценить эффективность национальной безопасности измеряемыми величинами достаточно сложно. Намного легче выделить причины, по которым на данную сферу может уделяться меньше внимания. Среди них могут быть:
Измерить эффективность нацбезопасности можно, исходя из функций данной сферы деятельности. Критериями можно считать силу армии (количество кадровых военных, доступной техники и вооружения, а также их мощь), количество преступлений в государстве, уровень развития министерства чрезвычайных ситуаций (оснащенность кадрами и техникой) и так далее.
В настоящее время большее внимание уделяется информационной безопасности и защите важных государственных систем от посягательств извне.
Национальная безопасность
Национальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз политического, правового, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера, обеспечивающая устойчивое развитие страны.
Наша партия решительным образом выступает за обеспечение национальной (внутренней и внешней) безопасности – осуществления комплекса политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности общества и государства, устранение возможных угроз с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Обеспечение национальной безопасности включает в себя:
– защиту общественного и государственного строя;
– обеспечение территориальной целостности, политической и экономической независимости страны;
– охрану общественного порядка и борьбу с преступностью;
– обеспечение личной безопасности гражданина и человека;
– обеспечение здоровья нации;
– обеспечение информационной и техногенной безопасности;
– обеспечение экологической безопасности.
К основным направлениям обеспечения внутренней безопасности мы относим: принятие всех возможных мер для выхода России из системного кризиса; осуществление социальных рыночных реформ; снижение остроты социальных противоречий и недопущение обострения социального и политического противостояния; обеспечение защиты российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; укрепление оборонного потенциала; формирование демократического правового федеративного государства; достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе; защиту жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека, его достоинства; создание условий для развития семьи, ее государственной поддержки; повышение эффективности и уровня образования, рост научно-технического потенциала нашей страны.
Одним из ключевых и трудных направлений политики внутренней безопасности является борьба с преступностью. Сегодня гражданским правам и свободам угрожает не авторитарное государство, не диктатура, а безответственное и преступное злоупотребление свободой. Растущая склонность к насилию является следствием ослабления нравственных норм в обществе. Это обстоятельство, а также организованная преступность, действующая в международных масштабах, угрожают безопасности граждан. Они разлагают правосознание каждого гражданина и подрывают действенность защитной функции государства. Наша партия полна решимости защищать дееспособность государства по всем направлениям, ограждать общество от разрушительных преступных сил. Только государство, сильное в правовом отношении, сможет гарантировать свободу и порядок в обществе.
Другим важным элементом внутренней безопасности является экономическая безопасность. Состояние экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности характеризуют такие показатели, как: диверсифицированная структура экономики, рост производства, высокий уровень и качество жизни большинства населения, низкая инфляция, отсутствие безработицы, незначительное социальное расслоение, хорошее состояние технической базы народного хозяйства, большие расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная независимость, открытость экономики, небольшой внутренний и внешний долг государства. Наша партия выступает за проведение такой экономической политики, которая будет нацелена на достижение экономической, в том числе продовольственной, безопасности страны.
Еще одним важным направлением внутренней политики мы считаем сбалансированную региональную политику, оптимальное соотношение интересов центра и регионов, республик и областей, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях. Особую угрозу стабильности в стране представляет большой разрыв в уровне жизни отдельных регионов страны (многие регионы практически существуют за счет дотаций из средств федерального бюджета) и региональный и национально-территориальный сепаратизм. Принятие субъектами Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, является одним из самых опасных факторов, размывающих единое правовое пространство страны.
В условиях глобализирующегося мира внутренняя безопасность не может быть осуществлена без достижения внешней безопасности, а внешнюю безопасность невозможно обеспечить за счет снижения уровня безопасности других стран. Ранее каждое государство обходилось в основном собственными силами для предупреждения и снижения остроты возникающих угроз. В настоящее время многие проблемы внешней безопасности решить в одиночку не представляется возможным, в силу чего требуется объединение усилий всех государств мира. Мир настолько интегрирован, что нереально свести обеспечение внешней безопасности к рамкам национальных границ. Поэтому единственный разумный путь обеспечения внешней безопасности мы видим в достижении определенного баланса интересов России и интересов других стран, определенного компромисса в рамках международной безопасности.
Международная безопасность основывается на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающих решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы силой. Ее важнейшими принципами являются равенство и одинаковая безопасность, ненанесение ущерба ничьей безопасности в отношениях между государствами. Особое место в системе международной безопасности мы отводим коллективной безопасности – защищенности интересов государств Организации Договора о коллективной безопасности, куда входит Россия, от внешних угроз, гарантируемых взаимопомощью, сотрудничеством в военной сфере и коллективными действиями по предотвращению и отражению агрессии.
Несмотря на то, что биполярный мир распался, противоборство двух систем – социалистической и капиталистической – ушло в прошлое, вопрос войны и мира не снят с повестки дня. В течение последних десятилетий в мире продолжали происходить региональные и локальные войны, подвергались девальвации базовые принципы международного права, особенно в сфере международной безопасности, периодически возникали зоны нестабильности и хаоса. При этом прослеживались целенаправленные попытки спровоцировать конфликты в непосредственной близости от границ России, в том числе на этнической почве. В таком непростом внешнеполитическом положении мы не можем полагаться только на дипломатические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов.
В условиях регулярно повторяющихся мировых экономических кризисов и других потрясений у наших потенциальных противников всегда будет соблазн решить свои проблемы путем применения силы. Именно поэтому наша страна не должна отказываться, тем более в одностороннем порядке, от потенциала ядерного сдерживания. Его необходимо поддерживать на должном уровне, чтобы обеспечить национальную безопасность и безопасность своих союзников по Организации Договора о коллективной безопасности.
Необходимы также механизмы реагирования не только на существующие угрозы. Нужно научиться «смотреть за горизонт», оценивать характер угроз на несколько десятилетий вперед. Эта задача требует стратегического планирования, мобилизации возможностей гражданской и военной науки, алгоритмов достоверного, долгосрочного прогноза по вопросам войны и мира.
Мы не сможем укреплять наши международные позиции, развивать страну, если не будем в состоянии защитить самих себя. Необходимо обеспечить военно-технологическую независимость и быть готовыми дать решительный отпор любому агрессору. Для этого следует разрабатывать и осуществлять программы создания и развития современных, мобильных Вооруженных сил, модернизации оборонно-промышленного комплекса, военного образования, фундаментальной военной науки и прикладных исследований. Размеры и своевременность масштабных ассигнований должны быть в полной мере адекватны возможностям и ресурсам страны.
Без серьезного развития военных исследований не может быть эффективной военной и военно-технической доктрины, не могут действенно функционировать Вооруженные силы. Для этого нужно восстановить потерянные компетенции военных институтов, интегрировать их с развивающейся системой военного образования по образцу гражданских научно-образовательных учреждений. Необходимо развивать партнерство между военными и гражданскими учеными и использовать потенциал наших ведущих университетов и государственных научных центров.
В странах с развитой военной промышленностью научно-технические исследования всегда являются одним из мощных двигателей инновационного роста. Именно исследования и опытные разработки в военной области в случае получения необходимого и достаточного государственного финансирования позволят довести до реализации многие прорывные технологии не только в военной промышленности, но и в гражданских отраслях народного хозяйства. Баланс взаимного влияния военных и гражданских технологий выглядит следующим образом: если в ряде гражданских отраслей (телекоммуникационные системы, новые материалы, ИКТ) технологии являются движущей силой развития военной техники, то в других (авиация и космическая техника) – наоборот, военные разработки дают толчок гражданским отраслям. Такая ситуация требует нового отношения к принципам обмена научно-технической информацией между военной и гражданской наукой.
Необходимо принять меры к тому, чтобы значительно повысился престиж военной службы, чтобы она из повинности превратилась в привилегию. В частности, нужно предоставить дополнительные права военнослужащим, уволенным в запас, при поступлении в лучшие вузы страны. Вооруженным силам необходимо вернуть традиционную роль одного из важнейших социальных лифтов. Военнослужащие должны иметь полный пакет социальных гарантий, адекватный их огромной ответственности: услуги здравоохранения, систему санаторно-курортного лечения, страхование, достойную заработную плату, пенсию и возможность трудоустройства после увольнения.
Вместе с федеральными, региональными и муниципальными органами власти мы должны оказывать всяческую поддержку организациям, подобных прежнему ДОСААФ, в реализации возложенных на них задач. Мы выступаем за объединение усилий государственных и общественных структур по созданию Добровольческого движения в поддержку Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса. В самих Вооруженных силах необходимо поставить на должный уровень институт военного духовенства.
Национальная безопасность: определение, структура. Стратегические национальные приоритеты.
Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.
Структура национальной безопасности
Национальная безопасность включает в себя:
· государственную безопасность понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
· общественную безопасность понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
· техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;
· экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
§ повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
§ экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
§ наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
§ экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
§ стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Информационная безопасность (ИБ): определение, интересы личности, общества и государства в информационной сфере. Методы обеспечения информационной безопасности.
Информационная безопасность определена Доктриной как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Информационная сфера определяется как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Таким образом, в Доктрине дается несколько иное определение понятия информационной сферы, основанного на расширенном его определении: как бы упоминается состав этой сферы информация, информационная инфраструктура, субъекты информационных правоотношений. Информационные процессы даны в усеченном виде, отсутствуют процессы производства информации (возможно, под производством информации понимается ее формирование). Добавлена также правовая составляющая информационной сферы как система регулирования общественных отношений в информационной сфере.
Информационная сфера рассматривается как системообразующий фактор жизни общества, которая активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Мало того, национальная безопасность РФ существенно зависит от обеспечения информационной безопасности и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления : запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сферезаключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользованияею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Система обеспечения информационной безопасности РФ является частью системы обеспечения национальной безопасности страны. Система обеспечения информационной безопасности РФ строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Методыобеспечения информационной безопасности разделяются на правовые, организационные, организационно-технические, технические, экономические.
К правовым методам обеспечения информационной безопасности относится разработка нормативных правовых актов и нормативных ведомственных документов по вопросам обеспечения информационной безопасности.
Наиболее важными направлениями являются:
· внесение изменений и дополнений в целях устранения неточностей и разногласий между законодательными актами Российской Федерации;
· разработка законодательных актов по вопросам защите конфиденциальной информации
· разработка ведомственных методических материалов по организации и проведению работ по защите конфиденциальной информации.
Организационные, организационно-технические методыобеспечения информационной безопасности включают:
· создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности;
· усиление правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, а также предупреждение и привлечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
· разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств;
· создание систем несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и уничтожение, искажения информации;
· выявление технических и программных средств, представляющих опасность для информации, информационных ресурсов, информационных систем;
· сертификация средств защиты, лицензирование деятельности в области защиты информации;
· контроль за действиями персонала, обеспечивающего обработку и защиту информации;
· формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности.
Технические методы обеспечение безопасности информации:
· установка технических и аппаратно-программных, программных средств защиты от несанкционированного доступа к обрабатываемой информации, специальных воздействий, вызывающие разрушения, уничтожения, искажении информации, а также изменения штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи.
· выявление технических и программных средств, представляющих опасность для средств обработки и передачи информации;
· проведение специальных измерений, технических средств обработки на предмет защищённости от утечки информации по техническим каналам;
· технический контроль за эффективным функционированием средств защиты информации.
Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают:
· разработку программ обеспечения информационной безопасности РФ и определение порядка их финансирования;
· совершенствование системы финансирования работ;
· страхование информационных рисков физических и юридических лиц.