Что включает в себя понятие месопотамия
Древняя цивилизация Месопотамия. Где находится на карте мира, архитектура, культура, религия, история, достопримечательности
В переводе с греческого языка слово Месопотамия означает «между реками». Этим словосочетанием называли территорию, раскинувшуюся между реками Тигр и Ефврат. Влияние полноводных рек на развитие древних цивилизаций было первостепенным и неоценимым. Возникли исторические поселения персов, шумеров, ассирийцев, вавилонян.
Географическое положение
Месопотамия в трудах географов Древней Греции описывалась как ровная территория плодородных земель между двумя реками. Располагалась она по течению Тигра и Евфрата. На севере и востоке Месопотамию окружали возвышенности Армянского нагорья. Западная часть примыкала к землям Сирии и Аравийским пескам. Южная граница омывалась Персидским заливом.
Сегодня практически все земли древнейшей Месопотамии занимает Ирак. Небольшие территории северной части принадлежат Турции и Сирии. В некоторых источниках местность называли Междуречьем или Двуречьем. Эти географические обозначения имели разное толкование.
Северная/Верхняя Месопотамия
Верхняя или Северная Месопотамия называлась «аль-Джазира», что означало остров. Река Тигр находилась на дальнем расстоянии от вод Евфрата. Посередине рек образовалась широкая полоса суши. Она была бугристой, с раздольными полями и лесными чащами. В верхней части Месопотамии проживали народности Ассирии, Осроена и Митанни.
Земли считались удаленными, отсталыми поселениями древнейшей цивилизации. Изначально они обозначались как «Марту» и «Субарту». После I в. до н. э. местность Субарту получила наименование — Ассирия. Побережья полноводного Евфрата были заняты хурритскими племенами, группами сутиев, арамеями. Северные участки вокруг Ассирии назвали Месопотамия или Джезира (в переводе с арабского языка).
А южные – Вавилонскими землями.
Южная/Нижняя Месопотамия
Месопотамия (древняя цивилизация, кроме земель севера, включала и южные территории) была равнинной, располагалась в самом узком месте между Тигром и Евфратом, где реки почти соприкасались друг с другом. Изначально нижнюю или южную Месопотамию называли Шумером и разделяли на 2 части – северную и южную. Южная была известна как Приморье, а Северная как Аккад.
Затем земли объединили одним названием – Вавилония, по ее центральному городу – Вавилону. В письменных источниках средних веков Нижнюю Месопотамию называли Ираком.
История
История Месопотамии делится на несколько периодов и включает отрезок времени с около 36 тыс. лет до н. э. до начала XXI в.
Доисторическая
Периоды эпохи:
№п/п | Тысячелетие до нашей эры | Характеристика периода |
1 | Около 30 до 20 | Верхний палеолит, развитие археологической культуры в регионе гор Загрос |
2 | XVIII — VIII | Верхний протонеолит и палеолит, зарзийская цивилизация на Востоке |
3 | XII — IX | Эпипалеотические поселения на востоке Средиземноморья |
4 | Конец IX — XI | Возникновение неолитических общин, появление охотничьих, земледельческих и скотоводческих хозяйств |
5 | Начало VIII | Пик становления торговли, строительства, скульптуры, врачебного дела |
6 | VII | Эпоха неолита – начало обработки камня, появление оседлых общин и керамической утвари |
7 | VI | Расширение керамического производства, первые оросительные сооружения |
8 | V — IV | Убейдский прогресс. Повсеместное орошение земель, заселение плодородных территорий. Возросло число ремесленников, гончаров, строителей храмов |
Цивилизация Древней Месопотамии
Включает в себя следующие периоды:
№п/п | Тысячелетие до нашей эры | Характеристика периода |
1 | Середина IV | Урукский период – закладывались основы цивилизации шумеров, появляются пиктографические знаки, храмовые постройки. Умельцы начинают обрабатывать бронзу. Общество делится на бедных и зажиточных людей |
2 | Конец IV — начало III | Период культуры Джемдет Наср. Разделение групп на разное социальное положение, образование первых государств |
3 | XXVIII — XXIV | Начало раннединастического (РД) периода, высший расцвет цивилизации шумеров во всех областях жизни и знаний. С XXVIII по XXIV вв. до н. э. Месопотамия прошла 3 этапа развития РД. За это время высот достигли науки — астрономия, математика, музыка, физика, архитектура, врачебное дело. Возникли мифы и религиозная культура |
4 | С середины XXIV до конца XXII | Аккадское царство, объединение шумерских земель |
5 | XXII | Угнетение страны иноземными захватчиками. Восстание коренных жителей и свержение власти кутиев – поработителей |
6 | XXII — XXI | Царствование рода Ура. Объединение Шумер и Аккад в царство. Расцвет искусства и культуры. Набеги кочевников, что приводит к экономическому и социальному кризису |
7 | XX — XVI | Старовавилонское время на юге Месопотамии. Север переживает староассирийский временной отрезок |
8 | XVI — начало XI | Юг в касситском периоде. Касситы подчиняют себе Вавилонию. Север в это время находится в среднеассирийском периоде. Ассирия превращается в мощное государство, но вскоре оказывается под гнетом арамеев |
9 | II—I | Крушение бронзового периода. Обнищание всех крупнейших государств. Наступает железный век. Язык арамейцев вытесняет язык аккадский |
10 | X — VII | Новоассирийская эпоха. Экономическое процветание, завоевание соседних территорий. Войны, восстания. Исчезновение государства Ассирия |
11 | X — VI | Нововавилонское время. Переселение арамейских народностей в страну. Восстановление разрушенного Вавилона, избрание правителя Набопаласара |
12 | Осень 539 г | Воины Персии занимают Вавилон. История страны как отдельного государства заканчивается |
В эпоху Поздней Древности
Древнее время характеризуется возникновением древневосточных государств.
Предпосылки образования империй:
Первой империей считают Ассирийское государство. Конец X в. до новой эры был благоприятным и стабильным для Ассирии: закончились набеги арамейцев, не было мощных, сильных врагов. И Ассирия начинает завоевательные войны, продвигается на восточное Средиземноморье, богатое развитыми городами и удобными торговыми портами.
Но расцвет Ассирии продолжался недолго. Наступил кризис: разорялись общины, падали доходы с порабощенных поселений. Северная империя Урарту блокирует дороги, по которым поставлялось производственное сырье. Сложное положение Ассирии усиливало противостояние военных и торговых партий. Победу одержали военные, создав многочисленную армию профессионалов.
Впоследствии она совершила несколько успешных походов и захватила Египет. Так образовалась великая Ассирийская империя. Спустя 2 года ее разделили на районы. Начались распри, разорение общин. Захваченные ранее государства подняли восстания. Египет, Сирия, Вавилон объединились против Ассирии, и повели наступательную войну. Держава была разрушена.
Месопотамия в Средние Века и Новое время
События, произошедшие в каждый период:
№п/п | Век, год | Основные события |
1 | Конец III — VII | Месопотамия оказывается в составе Персии. |
2 | IV — V | На земли Месопотамии посягают арабы |
3 | VII — XI | Арабы захватывают Месопотамию. Юг государства называют «Ирак». Он входит в состав Арабского или Исламского халифата |
4 | 945 — 1055 | Месопотамией правят Буиды, возглавляющие Аббасидский халифат |
5 | Конец XI — начало XII | Власть захватил исламский род Сельджукидов |
6 | начало XII — XIII | Аббасиды восстановили свою власть |
7 | Начало 1258 | Монгольские захватчики в Багдаде. Земли Месопотамии стали монгольскими |
8 | XIV — XV | Двуречье принадлежит Джалаиридам, Кара-Коюнду, Тимуридам |
9 | Начало XVI | Держава Сефевидская правит Месопотамией |
10 | 1555 | Месопотамия вошла в Оттоманскую державу. |
Новейшая история
Наиболее значимые факты новейшая история современного Ирака, расположенного на землях древней Месопотамии:
Культура Междуречья
Месопотамия (древняя цивилизация и народы, проживающие в Междуречье) создала и оставила после себя огромный пласт культурных ценностей:
Древнейшая культура Междуречья оказала огромное влияние на ход развития культуры всех стран мира.
Древние города Междуречья, архитектура
Отличительная черта Месопотамии – объединение народностей или племен вокруг крупного поселения, что вело к образованию городских сообществ.
Древняя цивилизация Месопотамии представлена городами:
Архитектура Месопотамии развивалась стремительно и опережала своими темпами и сооружениями остальные страны. Главным строительным материалом была глина, так как остро ощущалась нехватка камня. Самые первые жилища – небольшие хижины из тростниковых веток, покрытые глиной. Затем умельцы изобрели кирпич и возводили здания из глиняных кирпичей.
Кирпич применяли для постройки не только жилищ, но и крупных архитектурных объектов. Строители Двуречья придумали и раствор для скрепления кирпичей. Раньше египтяне клали кирпичи плотно, подгоняя друг к другу и ничем не закрепляли. До нашего времени сохранились культовые постройки зиккураты – храмы, напоминающие пирамиды.
В переводе слово звучит как «высота». Храмы были устроены просто: состояли из 3-4 ярусов без помещений внутри. На самом верхнем ярусе находился маленький храм бога, покровителя города. Обычным людям вход в него был запрещен. Ярусы зиккурата раскрашивали в разные цвета: черные, красные, голубые. Площадки храмов засаживались экзотическими цветами и кустарниками.
Ученые-археологи считают, что один из зиккуратов послужил образцом для возведения Вавилонской башни, от которой сохранились остатки фундамента. Считают, что сама башня была невероятно высокой, со святилищем бога Мардука на верхней площадке. Стены храма были выложены из глазированного, самого крепкого и дорогого кирпича. Башня олицетворяла величие, мощь и несокрушимость.
Еще один памятник архитектуры, не сохранившийся до сегодняшнего времени – висячие сады Семирамиды. По преданиям, сооружение возвели по приказу правителя Навудоходоносора. Гористые террасы усыпали плодородным слоем земли и высадили на них цветы, травы, декоративные кустарники. Воду для полива брали из реки, она поступала наверх по специальному сооружению.
Растительность пышно цвела, закрывая листвой ступени и оросительные конструкции. Издалека люди видели сады, парящие в воздухе. По остаткам сохранившихся крепостей, домов и стен можно судить о высоком уровне архитектуры Междуречья и точных расчетах строителей.
Аккадское царство
Месопотамия (древняя цивилизация) состояла из нескольких государств. Одно из них – Аккадское, расположенное ранее на землях современного Ирака. Столицей царства был город Аккаде, находящийся на берегу Евфрата. Первоисточники пишут, что государство появилось благодаря Царю Саргону Древнему и его захватническим походам.
Он подчинил и объединил шумерские и семитские земли. После чего старался укрепить и улучшить свои владения: сооружал каналы, поддерживал науку, расширял торговые связи. Наибольшего могущества и влияния государство добилось при правлении Нарам-Суэне, внука Саргона. Нарам-Суэн подавил мятеж на юге Месопотамии и стал называть себя богом царства.
Месопотамия древняя цивилизация. Аккадское царство.
Его изображения в шлеме с рогами появлялись повсюду. Новоиспеченный бог требовал поклонения и славы. Постоянно вел захватнические войны, покорил царя Элама и город Мари, поработил часть Сирии. Это продолжалось до конца XXIII в. до н. э. Затем державу захватили племена кутиев, спустившиеся с гор. Они полностью разграбили и уничтожили Аккадское царство.
Старовавилонское царство
Период конца XVIII — начало XVI вв. до рождества Христова называют веком бронзы. Бронза царит повсюду: мечи, одежда с бронзовыми вставками, наколенники, шлемы. Появляются крупные развитые государства. Одно из них – Старовавилонское царство во главе с царем Хаммурапи. В период его правления территории Междуречья подчинялись Вавилону.
Заповеди строгого правителя, выбитые на каменном столбе, регламентировали всю общественную жизнь вавилонян. Наследники Хаммурапи продолжали набеги на Элам. На юге Шумер восставали провинции и города. С вершин Загроса на Вавилон спускались касситы, с западных земель набегали хетты. Осенью 1595 г. хетты разрушили Вавилон. Касситы со временем заселили царство и заняли престол.
Правление касситов разъединяло и ослабляло государство. В таком положении Вавилон находился до конца XII в. до новой эры.
Нововавилонское царство
626 год до н. э. – год массовых восстаний Вавилонии против ига ассирийцев. Нововавилонское царство стало возрождением старого Вавилона, разгромленного ассирийцами. Осенью 626 г. до н. э. халдей Набопаласар принял решение отделиться от могучей империи и править Вавилоном самостоятельно.
Восстание удалось потому, что Ассирия погрязла в междоусобных распрях, разделилась на политические центры и уже не контролировала Вавилонию. Не хватало лидера для организации переворота. Им становится предприимчивый и дальновидный Набопаласар. Он захватил и крупнейшие города Ниппур и Урук, расположенные на побережье Евфрата.
Набопаласара характеризуют как хитрого и умного дипломата. Заручившись согласием Мидии, новый лидер продолжил войну против Ассирийской державы и занял город Ашшур. Столицу Ассирии Ниневию Набопаласар осаждал более 3 месяцев. Город пал и был разрушен до руин.
При следующем правителе, Навуходоносоре, Нововавилония стала еще краше, богаче и могущественней. Строили новые дворцы и дома, укрепляли городские стены, улучшали дорожное сообщение. Много внимания уделялось орошению земель, что послужило укрупнению сельскохозяйственных угодий. Страна процветала.
Вавилония и Ассирия
Месопотамия (древняя цивилизация в XIII в. до н. э. начинает угасать) подверглась нападению эламского правителя Шутрук-Наххунте. Он обложил данью многие города и регионы. Вавилоняне повели войну против чужеземцев, но потерпели поражение. Победили эламиты.
Кратковременное улучшение в стране наступило при правлении Навуходоносора. Но в XI в. до н. э. воины–арамеи начали совершать набеги в Месопотамию, грабили села и города. Снова Вавилония ослабела на несколько десятилетий и вместе с Ассирийской державой боролась с арамеями.
Спустя век ассирийская армия заняла Северную Месопотамию. Царь Ашшурнасирпал жестоко расправлялся с жителями Сирии и Вавилонии. Ассирийские воины постоянно совершали новые походы: полностью поработили Сирию и установили свою власть в Вавилонии.
Несколько столетий Вавилония развивалась под воздействием халдеев. Они занимали юг державы и продвигались на север, принимая местные религию, культуру, образ жизни. Во время правления Тиглатпаласара усилилась власть Асиирийцев. Царь упорядочил ряд военных и социальных реформ, заложив основы могущества, непобедимости Ассирии.
Была утверждена профессиональная армия с «царским полком» во главе. Страна превратилась в крупную военную державу и продолжала захватнические войны. Порабощен Дамаск, затем – Финикия. Через несколько лет Тиглатпаласар вошел в Вавилон, и царство на целое столетие лишилось независимости.
Ассирия завоевала и подчинила все территории от побережья Средиземного моря до берегов Персидкого залива. Царь Ассирии стал править практически всей Азией.
Божества и мифологические существа, религия
Древние шумеры поклонялись богам и мифологическим существам:
Религия государства развивалась вместе с историей общества. Об это говорят артефакты, найденные в Месопотамии. С появлением храмов возросло влияние жрецов и их приближенных на городскую жизнь и политические события державы.
Храмы:
Вся культурная и социальная жизнь горожан зависела от служителей храмов. Они обладали непререкаемым авторитетом и неприкосновенностью. Менялись цари и правители, но храмы оставались всегда.
Основные места археологических памятников, достопримечательности, руины
Изучать культуру и исторические события Месопотамии начали после того, как были найдены археологические предметы и памятники.
Главные места раскопок:
Междуречье стало настоящим центром доисторических ценностей региона. Шумерская, Вавилонская и другие цивилизации древней Месопотамии внесли неоценимый вклад в становление науки, искусства и культуры всего мира.
Оформление статьи: Ильченко Оксана
Древняя Месопотамия
Краткая информация
Где находится Месопотамия
Одно из самых удивительных на земле мест, это место где возникли первые государства, а следом и первые империи. Греки называли эту область Месопотамией, то есть «Междуречьем«, у нас же более принято говорить «Двуречье» — гигантская речная долина в передней Азии, ограниченная по краям течением рек Тигр и Евфрат.
Область называемая Междуречье, тянется от гор Армении на севере и до Персидского залива на юге. На западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке — с горными кряжами Западного Ирана.
Средняя и южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями рек Тигр и Евфрат, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю.
Тигр берёт своё начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой, и несмотря на то, что эта река на 750 км короче Евфрата, она несёт вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км.
Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября.
Нынешнее Междуречье сильно отличается от того, как выглядела эта местность тысячи лет назад, в эпоху Шумеро-Аккадского царства, ведь за прошедшие пять тысячелетий русла обеих рек значительно изменились. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса, были расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла реки. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-востоку.
Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше.
Историки делят этот регион на Верхнее и Нижнее Междуречье. Верхнее – северная часть региона, где относительно недавно было сформировано государство Ассирия. В Нижнем (южном) Междуречье люди жили задолго до появления людей севернее. Именно здесь возникают первые города человечества – Шумер и Аккад.
На территории этого региона около 7 тысяч лет назад были сформированы первые государства – одноименные первым двум городам.
Позже возникают и другие города-государства – Ур, Урук, Эшнуна, Сиппар и другие.
Спустя сотни лет города Нижнего Междуречья будут объединены под властью усилившегося Вавилона, который станет столицей Вавилонии. Севернее его возникает Ассирия.
Древняя цивилизация Месопотамии формировалась параллельно с египетской, но она имеет определенные отличия. Междуречье является уникальным очагом возникновения земледелия, потому что он не только располагался вдоль рек, но еще и было с севера защищено цепью гор, что обеспечивало мягкий климат.
Реки Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями страны; обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.
Территория Междуречья — речной долины рек Тигр и Евфрат на Ближнем Востоке
Природные условия и ресурсы Междуречья
Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении.
В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма в диком виде не растёт.
Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Разве только жирная и вязкая глина — илистые речные наносы была прекрасным сырьём в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов.
Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской – шумеры имели овальные лица и большие глаза.
Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.
Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.
История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.
Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.
Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениям принадлежали сезам (кунжут), служивший для изготовления масла, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу.
Древнейшие надписи и изображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга — дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.
Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.
Заселение Междуречья людьми
Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились в эпоху позднего цеолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях.
Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями. Эти племена, возможно, принадлежали к древнейшему этническому слою Передней Азии.
Вавилония и Ассирия
Вавилонское царство возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры, причем сам город возник на месте более раннего шумерского города Кадингир. Это был семитский народ амореев, который перенял раннюю культуру шумеров, но сохранил свой язык.
Знаковой фигурой в истории Вавилона является царь Хаммурапи.
Он не только смог подчинить себе многие соседние города, но и знаменит своим огромным трудом – свод «Законов Хаммурапи». Это были первые законы, высеченные на глиняной табличке, регулирующие взаимоотношения в обществе. По мнению историков, понятие «презумпция невиновности» также было введено этим царем.
Первые упоминания об Ассирии датируются 24 веком до н.э. и просуществовало 2 тысячи лет. Ассирийцы были достаточно воинственным народом. Они подчинили себе Израильское царство и Кипр. Их попытка подчинить египтян не увенчалась успехом, так как через 15 лет после покорения Египет все-таки обрел независимость.
Культура Ассирии как и вавилонская в своем фундаменте имела шумерскую.
В действительности первое известное упоминание о Вавилоне найдено на глиняной табличке Саргана Аккадского, датируемой приблизительно 2250 годом до Р.X., хотя корни вавилонян, весьма вероятно, восходят ко времени ещё на две или три тысячи лет более раннему.
Более подробно
Одной из существенных черт рассматриваемого феномена было возникновение сателлитных цивилизаций на периферии цивилизаций,
расположенных в долинах рек. Они возникали в результате контактов между главной, или центральной, цивилизацией и новыми этническими группами с собственными культурными традициями. Хеттское и урартское государства служат ярким примером подобных цивилизации; есть все основания полагать, что в дальнейшем станут известны еще и другие такие сателлиты.
Исключительная концентрация культурных центров наблюдается от верхних притоков Инда до первого порога Нила. По-видимому, она развилась от значительно более рассредоточенных и локально ограниченных центров, названия которых не сохранились. Там в предшествующие тысячелетия человек научился согласовывать свои потребности и надежды с экологическими и технологическими реалиями окружающей среды и создал тот особый образ жизни, который довольно неудачно назван »культурой деревень». В силу обширности территории, на которой эти деревни были разбросаны, они, видимо, отличались друг от друга, но от так называемых »речных цивилизаций» их отделяла настоящая пропасть. Пока ее не удается заполнить ни
новой информацией, ни теориями ученых.
Новизна великих цивилизаций заключалась в их постоянном динамизме и в том, что в них с самого начала был заложен стимул развития в определенном направлении. Близость как во времени возникновения, так и в местонахождении дает веские основания предполагать, что между ними существовала какая-то взаимосвязь, изучение которой представляет богатую пищу для исследовательской мысли.
Юго-Западная Азия сама по себе неоднородна: она характеризуется большим разнообразием географических и экологических условий. Здесь встречаются аллювиальные долины рек, возвышенности, болота,травянистые склоны холмов, предгорья и плодородные горные долины. Имеются и засушливые районы, каменистые и песчаные пустыни. Прибрежные острова скрадывают необозримость морского горизонта, а в
труднопреодолимых горных цепях есть перевалы, через которые идет связь с внешним миром. В этой области имеется лишь несколько естественных и надежных границ: западные отроги Памира, Кавказские горы и просторы Индийского океана. Более доступны водные массивы Черного, Эгейского и Средиземного морей, хотя и они обеспечивают достаточно эффективную изоляцию с севера и запада. Как же были связаны между
собой районы, в которых возникли такие разные цивилизации?
Следы древнейших языков могут дать реальную возможность проникнуть в тайну взаимоотношений Месопотамии с Востоком, Севером и Западом в периоды, предшествовавшие тем, к которым относятся самые ранние шумерские тексты. Разумеется, подобные исследования чрезвычайно сложны и могут оказаться безрезультатными. Особенно мало шансов получить сведения лингвистического характера при изучении цивилизации долины Инда. Все же стоит рискнуть и пойти по этому пути, используя в качестве источников информации дошумерские термины, относящиеся к социальной и экономической сфере, или названия камней, растений и животных. Говоря об этом направлении в исследованиях, мы стремимся обратить внимание читателя на то, что цивилизация, возникшая в Месопотамии, не была изолированным явлением; ее нельзя отделять от мира, в который она, так сказать, вросла.
В связи с предысторией месопотамской цивилизации важно также отметить ее сложную структуру.
Имеющиеся на сегодняшний день лингвистические данные не отражают должным образом этой сложности.
Декорации
Вавилония и Ассирия занимали сравнительно плодородные земли в стороне от огромного пустынного Аравийского полуострова. Земли эти простирались на северо-запад от болотистых берегов Персидского залива вдоль рек и горных отрогов Загра и далее переходили в холмы и плато, за которыми высились горные массивы Тавра и Ливана и шли пути к Средиземному морю и на юг, к Египту. Евфрат, особенно в нижней трети своего течения, резко отграничивает плодородные земли от пустыни, которая тянется от его западного берега; Тигр не создает такого рубежа. Это обстоятельство имело, конечно, свои политические последствия.
Горцы оказывали постоянное давление на жителей равнин, степень сопротивления которых зависела от политической и экономической обстановки. Они проникали на равнины то в качестве работников или наемников, то как завоеватели. Иногда горцы устраивали массовые набеги, чтобы покорять города и целые государства и управлять ими. На эту угрозу Вавилония и Ассирия реагировали неодинаково.
Вавилоняне, продолжая шумерскую традицию (она нашла свое отражение в истории Энмеркара), стремились оказывать культурное воздействие; это стимулировало рост гибридных буферных государств в зонах контактов и позволяло ассимилировать существовавшие там цивилизации. Элам, со столицей в Сузах, на равнине, и Луллубу, в горной долине стратегического значения, могут служить иллюстрацией именно такой вавилонской политики. Ассирия же, чтобы оградить себя от нашествий, сознательно и последовательно стремилась колонизовать и, в конце концов, подчинить себе районы, в которых обитали племена, угрожавшие ей вторжением. О постоянных битвах ассирийских царей на этом »горном фронте» мы еще
расскажем.
Последняя, западная граница предлагает ряд до сих пор не решенных вопросов. Каково было ее значение в развитии, а возможно, и происхождении месопотамской цивилизации? Каковы компоненты совместного влияния Малой Азии, побережья Средиземного моря и даже его островов, которое оказывалось при посредничестве Сирии? Процесс взаимного воздействия и обмена товарами шел по нескольким проторенным торговым путям, усиливаясь в периоды завоеваний и не прекращаясь даже во время войн и междоусобиц.
Пути эти пролегали от излучины Евфрата к городам, расположенным на побережье Средиземного моря.
Связи с Вавилонией обрекали Ассирию на роковое соревнование, которое угрожало самим основам ее существования. Нам еще не раз придется говорить о том, как повлияли эти сложные взаимоотношения на Ассирию как государство и общество, стремящееся к самовыражению, и как носителя общей месопотамской цивилизации.
Сирия и Верхний Евфрат
Как и в остальных странах от Памира до Нила, возделывание злаковых составляло основу оседлого образа жизни, начиная с самых ранних поселений и вплоть до метрополий, относящихся к позднейшему периоду древнего Ближнего Востока. Сеяли ячмень, эммер, пшеницу и просо. Наименьшее значение (в отличие от Индии и Африки) имело просо, ячмень же использовался гораздо шире, чем пшеница. Интересно, что наблюдается определенная связь между излюбленными злаками и другими культурными растениями:
Домашних животных разводили прежде всего с целью иметь постоянный источник свежего мяса. Уже в ранний период упоминаются козы, овцы, свиньи и другие животные, такие, как олени и антилопы. Козы,овцы и свиньи легко приручались и давали не только мясо, но и шерсть (овцы) и пух (козы). Но одомашнить оленей и антилоп не удалось. Попытки приручить их, засвидетельствованные также в Древнем царстве Египта, прекратились в Месопотамии еще при III династии Ура и в начале старовавилонского периода.
Верхний Тигр и Средний Евфрат
Действующие лица.
Первые доступные для прочтения месопотамские документы (из Урука, Ура и Джемдет-Насра) написаны по шумерски. Вполне вероятно, что шумеры приспособили для своих нужд уже существовавшую систему и технику письма. Эта система принадлежала, видимо, более ранней, исчезнувшей цивилизации, местной или иноземной, которая, может быть, имела отношение к иностранным элементам в шумерском словаре, к
топонимике региона и, возможно, к именам почитавшихся там божеств. Шумеры представляли собой лишь одну из нескольких этнических групп; к ним принадлежали и протоаккадцы, говорившие на каком-то раннем семитском диалекте. Из соединения этих элементов и выросла месопотамская цивилизация. Она возникла за удивительно короткий период и существовала на протяжении более трех тысячелетий, претерпевая различные более или менее крупные изменения, активно воздействуя на соседние цивилизации и вызывая ответные реакции с их стороны.
Место шумерского языка в лингвистической системе до сих пор не установлено. Возможно, он представлял собой один из языков, на котором говорили горные племена, проходившие через Нижнюю Месопотамию в доисторический период. В Уруке, на юге Месопотамии, шумерская культура достигла своего апогея. На это указывают неоднократные упоминания Урука в религиозных и литературных текстах, включая и тексты
мифологического содержания; тот же вывод подсказывает историческая традиция, сохраненная в шумерских »царских списках». Из Урука политический центр переместился, по-видимому, в Ур, а затем непрерывно передвигался по направлению к верховьям рек, начиная с Эреду и кончая Ашшуром на Тигре и Мари на Евфрате. Политические интересы и экономический потенциал перемещались в том же направлении,
захватывая новые города и районы, которые начинали доминировать в политике, тогда как старые области утрачивали значение, застывали и даже отмирали.
Вавилония и Элам
На одном из периферийных диалектов, родственном древнеаккадскому, говорили, как упоминалось выше, в Ашшуре и его окрестностях; этот язык прошел несколько этапов внутреннего развития и существовал более тысячелетия, успешно сопротивляясь воздействию языка месопотамской литературной традиции. Ассириологи обычно выделяют его из вавилонского диалекта юга и называют ассирийским. Они настаивают на равноправности обоих диалектов и применяют к ним одинаковое трехчленное деление, различая старо-, средне- и новоассирийский и старо-, средне- и нововавилонский. Но такая четкая симметричность искажает истинную картину.
Правильнее было бы рассматривать по отдельности различия первого и второго плана. Первостепенное различие существовало между литературным диалектом, т. е. старовавилонским, и несколькими диалектами, на которых велись делопроизводство, судопроизводство, а также частная и официальная переписка как в Ассирии, так и в Вавилонии со старовавилонского периода и вплоть до исчезновения клинописной системы письма. В течение всего этого периода старовавилонский оставался (с незначительными изменениями) единственным языком литературного творчества и в Вавилонии, и в Ассирии.
Наконец, говоря о семитах в Месопотамии, следует отметить, что контакты с арабами пустынь до их вторжения в Месопотамию и соседние районы в VII в. н. э. были в основном незначительны и меркнут на фоне непрекращавшейся экспансии Новоассирийской империи. Вполне вероятно (хотя это и не может быть документально подтверждено), что арабы, а не только набатеи принимали участие в международных торговых связях, простиравшихся от Медины и Петры через Тадмор (Пальмиру) и Дамаск до Вологезии в Южной Вавилонии, в основном совпадая со старыми торговыми путями, соединявшими Средиземное море с Персидским заливом.
Эламиты, чье политическое влияние ощущалось на юге Месопотамии (особенно в периоды кризисов и отсутствия правительственного контроля), в целом не оказали существенного воздействия на Месопотамию. Месопотамская цивилизация решительным образом затмила эламскую, выросшую из местных корней. Об их взаимосвязи, так же как и об отношениях месопотамской и хеттской цивилизаций, мы будем говорить дальше.
Окружающий мир
Застой был нарушен, по-видимому, в результате изменений в геополитической ситуации:
Вавилония, освободившись (с помощью арамейских племен) от господства Ассирии, оказалась в состоянии одолеть Ассирийскую империю. Эта победа совпала с усилением давления иранских народов на Месопотамию, обстоятельством, в известной мере связанный с исчезновением каких-то препятствий,
мешавших контактам между Индией и Левантом. Еще до того как Кир завоевал Вавилон в 539 г. до н. э., в хозяйственных документах крупных святилищ в Сиппаре, Вавилоне и Уруке уже появляются свидетельства о наличии торговых связей, которые достигали Средиземноморья (киликийское железо) и даже Греции.
Аккадский язык везде преподавался особым способом, который включал частичное знакомство с шумерским, а также со специфическими приемами письма и даже литературными формами, считавшимися необходимыми для правильной подготовки месопотамских писцов. С разной степенью основательности так учили и в хеттской столице, и в Алалахе, и в
Угарите; возможно, такая же практика существовала и в других, еще не открытых городах. Столичные писцы могли писать по приказу хозяев письма, адресованные их союзникам, повелителям или наместникам в провинциях, как на родном языке корреспондентов, так и на аккадском, который понимали повсеместно. Кроме того, они создали (в основном по вавилонским образцам) бюрократическую систему учета хозяйских доходов и расходов и составления юридических документов. Эти документы касаются международных соглашений, договоров царей, а также сделок между частными лицами определенного класса. Мы располагаем такими текстами из Алалаха, Угарита и Нузи; они дают необычайно богатый материал. Лишь в редких случаях, и всегда неудачно (по месопотамским стандартам), писцы брались за то, что мы называем царскими надписями; сохранились лишь немногочисленные образцы литературных текстов из Амарны, Катны, Хацора и Нузи. Даже в столь близком от центра распространения месте, как Мари, найдено всего несколько царских надписей, содержание которых хотя бы незначительно выходит за пределы традиционных формул, а литературных текстов почти не обнаружено.
Имеющиеся у нас хурритские тексты из Богазкёйя, Амарны, Мари и других мест, а также большое число хурритских технических терминов, дошедших в текстах из Ниппура и Угарита, не говоря уже о широком распространении хурритских имен собственных, составляют внушительный корпус свидетельств.
Кроме того, мы располагаем богатым археологическим материалом и обширной иконографией. Правильная оценка всех этих материалов помогла бы заполнить брешь между Месопотамией и цивилизациями Севера, Северо-Запада и Запада. Подобная оценка намного упростилась бы, если бы был обнаружен центр хурритской цивилизации.