Что включает в себя понятие логистическая инфраструктура
Функции и составляющие логистической инфраструктуры
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Сущность и понятие логистической инфраструктуры
Первоначально термин «инфраструктура» был заимствован из военного лексикона, где использовался для обозначения комплекса тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. На региональном уровне под инфраструктурой понимается система объектов, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие субъектов экономики региона.
В настоящее время существуют различные точки зрения на определение и содержание логистической инфраструктуры. Ряд авторов выделяет лишь составные части логистической инфраструктуры: транспортную и складскую инфраструктуры, однако не дают интегрированного определения.
Между тем современные требования к логистической инфраструктуре обуславливают необходимость создания не только условий для физического распределения логистических потоков, но и эффективной координации их деятельности. При этом возникает необходимость в наличии подсистем, обеспечивающих поддержку нематериальных потоков логистики.
Существует два общепринятых подхода к интерпретации термина: логистическая инфраструктура как совокупность объектов и логистическая инфраструктура как совокупность процессов.
Классификация интерпретаций термина логистическая инфраструктура представлена в таблице 1.
Таким образом, общее определение понятия может быть сформулировано следующим образом: логистическая инфраструктура – это интегрированная система социально-экономических объектов, обеспечивающих функционирование разноуровневых логистических систем в целях повышения эффективности функционирования материальных и сопутствующих им потоков.
В опубликованных результатах исследований различных авторов существуют расхождения в плане того, что именно может быть включено в состав логистической инфраструктуры. Большинство авторов в состав логистической инфраструктуры включают следующие подсистемы:
1) транспортная сеть в разрезе отдельных видов транспорта:
железнодорожного – пути и станции;
водного – географическая и навигационная доступность;
воздушного – аэропорты, магистрали, линии сообщения;
2) транспортный парк по видам и собственникам;
3) сеть СТОА, АЗС, стоянок, сервиса;
4) транспортно-грузовые узлы – логистические центры, терминалы, склады общего пользования, распределительные центры, склады временного хранения, таможенные склады и службы;
5) информационные каналы и системы, информационно-аналитический центр;
6) система унификации грузовых единиц и способов манипуляции с грузами – тара, упаковка, идентификация и кодирование грузов;
7) система финансового обеспечения логистических процессов;
8) нормативно-правовая система обеспечения логистической деятельности;
9) участники логистических процессов, субъекты, операторы, провайдеры, посредники.
Функции и составляющие логистической инфраструктуры
Определение функций логистической инфраструктуры обнажает специфику самой инфраструктурной деятельности и служит отправной точкой при определении логистической инфраструктуры в общей рыночной инфраструктуре.
Логистическую инфраструктуру нельзя рассматривать как арифметическую сумму логистических объектов, обслуживающих реализацию логистических активностей, то есть отдельных логистических операций или процессов, например, транспортировки, складирования или др.
Выделение логистической инфраструктуры приобретает самостоятельное значение при условии создания или логистической системы различных уровней (микро-, мезо- или макро), или логистической цепи поставок, которые выполняют ту или иную логистическую функцию или группу функций для реализации логистической стратегии.
Выделяют основные составляющие логистической инфраструктуры, а именно техническую и организационно-экономическую.
Техническая составляющая логистической инфраструктуры включает в себя систему средств по превращению потока. Техническая составляющая в себе содержит:
• на уровне предприятия: склады, автомобильные / железнодорожные рампы, внутренние дороги, локализованное оборудование для перемещения товаров и информации, технические средства преобразования и перемещения материальных потоков.
Организационно-экономическая составляющая реализуется совокупностью предприятий различных организационно-правовых форм, которые создают организационно-экономические условия прохождения материальных потоков с целью их пространственно временной оптимизации.
На современном этапе целесообразно выделять третью составляющую – технологическую, элементной базой которой следует считать прикладные специализированные расчетные пакеты для компьютерных систем и сетей, например:
3) системы и технологии логистического направления:
• кросс-докинга (современная складская технология) и др.
Логистическая инфраструктура
Понятие и методы исследования логистических систем. Макрологические и микрологические виды логистических систем. Задачи системных исследований в логистике. Роль научно-практических конференций, проходящих в Москве с 1997 года, в развитии логистики.
Рубрика | Маркетинг, реклама и торговля |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.05.2010 |
Размер файла | 22,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Логистические системы
1.1 Понятие логистических систем
1.2 Свойства логистических систем
2. Виды логистических систем
3. Логистическая инфраструктура
Список используемой литературы
Предмет логистики очень сложен и неоднороден, чем он и отличается от наук, изучающих смежные виды функционального менеджмента.
Логистическое управление в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения в рыночных условиях многообразных хозяйственных связей. Это прежде всего относится к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, к развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях.
Эффективность логистической системы характеризуется набором показателей работы данной системы при заданном уровне логистических издержек.
Определение логистики следует трактовать как теорию и практику управления процессами движения совокупности материальных. Финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в структурах рыночной экономики. Основная концептуальная идея логистики состоит в необходимости приспособления фирмы к изменяющейся рыночной обстановке, расходуя при этом как можно меньше в данных условиях средств. В России важно определить экономические зоны первоочередного применения логистики. Монополизация существенно ограничивает возможности ее использования. При отсутствии конкуренции не остается места для логистического мышления. Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций. В противном случае невозможно создать условия для развития конкуренции, основанной на свободном выборе партнеров, ценообразовании и формировании заказов. Именно эти условия определяют наличие экономической среды, адекватной рыночным отношениям, и только при их наличии можно говорить об эффективном применении логистических систем. Для того, чтобы система могла существовать, развиваться, совершенствоваться и выживать в экстремальных условиях, она должна обладать совокупностью таких свойств, как автономность, целостность, определенный качественный уровень, внутренние связи, взаимодействие с внешним миром. Автономность системы непосредственно связана и взаимообусловлена ее целостностью, которая присуща всем устойчивым системам. Целостность есть внутренняя взаимосвязь частей системы с единой целенаправленной деятельностью. Её основой является тесная взаимосвязь отдельных частей. В сочетании с целостностью следует упомянуть такую категорию как «эмерджентность». Эмерджентными являются свойства системы, которые не присущи составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы. Например, в экономике это способность государства осуществлять крупные научно-технические программы, непосильные для отдельных хозяйственных звеньев, как бы много их не было. Новые возможности могут появиться как из внешней, так и внутренней среды фирмы. Внешняя среда и те ее характеристики, которые требуют особого внимания как источники новых возможностей, могут быть разделены на такие основные области, как экономическая, политическая, техническая, идеологическая, психологическая и социологическая. (3)
1. Логистические системы
1.1 Понятие логистических систем
Совокупность систем многообразна. Любая система занимает конкретную ступень. Чем выше ступень, тем сложнее и сильнее система. Самостоятельность систем на каждом уровне подтверждается наличием отдельной научной дисциплины, для которой структура данного уровня является основополагающей системой. Для логистики же важно взаимодействие всех перечисленных структур как таковых.
Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляется планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции.
Основным методом исследования логистических систем является системный метод. Любой объект при таком подходе рассматривается как комплекс взаимосвязанных подсистем, совокупность, состоящая из закономерно структурированных и организованных элементов, каждый их которых выполняет свою отдельную функцию, но все вместе они ориентированы на достижение одной общей цели. Системный подход есть систематизация и объединение предметов или знаний о них путем управления существенных связей между ними.
Одной из главных задач системных исследований в логистике является выявление и анализ законов и соотношений, общих для различных функциональных областей логистической деятельности. Междисциплинарный характер законов, понятий и методов исследований позволяет переносить их из одной сферы логистической деятельности в другую.
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов.
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
Общепринятое определение логистической системы гласит:
логистическая система это адоптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких: подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный, торговое предприятие и т.п.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логическую систему финансовые ресурсы. (2)
1.2 Свойства логистических систем
Логистическая система характеризуется следующими свойствами:
логистическую систему значительного числа факторов внутренней и внешней среды.
4) уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды;
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем (при более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ниже подсистем сама разворачивается в эту сложную систему):
Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.
Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Третье свойство (организация): связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию. Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.)
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
2. Виды логистических систем
Логистичесике системы делятся на:
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.
На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем:
Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.
Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.
Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
3. Логистическая инфраструктура
В современном мире в сфере товарного обращения идут процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках разветвленных сетевых структур. Крупные торговые компании ежегодно увеличивают свои обороты и свое присутствие на рынке. Именно они определяют ценовую политику и взаимоотношения с поставщиками, а также способствуют в силу своих финансовых возможностей внедрению прогрессивных торговых и информационных технологий, способствуя, тем самым, развитию современных программных продуктов. (3)
В России значительную роль в развитии логистики играют ежегодные научно-практические конференции (проходящие в Москве с 1997 года), получившие с 1999 года статус Московского международного логистического форума (ММЛФ), а также международные научно практические конференции «Логистика: современные тенденции развития» (с 2002 года ежегодно проходят в Санкт-Петербурге)
На этих научных форумах рассматривались проблемы, решение которых особенно важно для становления отечественной логистики. Среди наиболее значимых результатов необходимо отметить следующие:
1. Осуществлена систематизация теоретических, методологических и практических проблем логистики и логистического менеджмента, их роли и места в системе современного бизнеса. Сформулированы основные определения и понятийный аппарат логистики.
2. Значительно расширилась и углубилась сфера распространения логистики. Наряду с закупочной, распределительной. Финансовой, коммерческой логистикой развиваются логистика сервиса, таможенная и страховая логистика, муниципальная логистика, логистика товародвижения, логистика пассажирских перевозок.
3. Сформулированы методологические основы и разработаны модели и методы формирования макро- и микрологистических транспортных систем, выявлены слагаемые качества транспортно-экспедиционного обслуживания, что особенно важно в свете реконструкции транспортной системы России, ее адаптации к мировым и европейским стандартам в связи с практикой создания в России транспортных коридоров, входящих в европейское экономическое пространство.
4. В сфере развития производственной логистики разработана концепция создания логистической системы и методов управления организационно-экономической устойчивостью фирмы в конкурентной среде, давшая значительный эффект в крупных производственных комплексах. Важнейшим фактором повышения эффективности управления фирмой с позиции логистики является определение функционального взаимодействия руководителей, функциональных менеджеров, структурных подразделений и отдельных сотрудников. Это может быть достигнуто по следующим направлениям:
— выбор рыночной концепции, адекватно обеспечивающей конкурентоспособную ориентацию фирмы;
— выбор рациональной с точки зрения логистики организационно функциональной структуры фирмы;
— упорядочение процедур принятия решения в логистической системе;
— внедрение прогрессивных методов в логистической системе фирмы.
5. Разработано научное направление транспортной логистики, связанное с возможностями глобальных информационных систем в организационном и информационно-аналитическом обеспечении транспортных операций.
Список используемой литературы
1. Амиров С.О. «Логистические системы» изд. Москва «Проспект», 2006
3. Крюков С.В. «Логистика» изд. Ростов-на-Дону, 2007
5. Простаков Д.А. «Логистика» изд. ИНФРА-М Москва, 2008
Подобные документы
Теоретические аспекты развития логистических систем. Практическое использование, эффективность и перспективы развития логистических систем. Значение логистических систем на предприятии. Транспортно-логистическая система как одна из разновидностей.
курсовая работа [4,0 M], добавлен 03.10.2008
Концепция, принципы и задачи коммерческой логистики. Организация торговой логистики, ее элементы, формы и отличительные черты, виды товарных потоков. Характеристика логистических систем торговой логистики. Понятие и классификация логистических операций.
реферат [19,2 K], добавлен 20.03.2010
Создание логистических информационных систем. Их виды. Принципы построения логистических информационных систем. Информационные потоки в логистике. Дистанционная передача данных. Практические основы построения логистических цепей.
курсовая работа [95,4 K], добавлен 11.04.2005
Понятие материального потока и принципы логистики. Функции участников, уровни развития, виды логистических систем. Служба закупок на предприятии. Традиционная и логистическая концепции организации производства. Задачи распределительной логистики.
курс лекций [321,5 K], добавлен 23.10.2013
Информация как один из важнейших элементов логистики, применение информационных технологий в логистике. Стратегия и организация информационного обеспечения логистики. Понятие и сущность логистических информационных систем, их виды и принципы построения.
реферат [31,2 K], добавлен 20.03.2010
Освоение логистики как научного способа организации бизнес-процессов. Классификация логистических затрат, анализ их структуры. Учет логистических издержек по видам деятельности, система проведения их оценки. Основные методы учета логистических затрат.
реферат [64,4 K], добавлен 23.06.2015
Понятие логистических систем, их функции и задачи. Управление запасами и конфликт функциональных отделов ОАО «Абсолют». Организационные границы проекта логистической системы предприятия. Возможности и недостатки существующих логистических комплексов.
курсовая работа [72,7 K], добавлен 12.08.2011
Логистическая инфраструктура
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее представление о логистической инфраструктуре
Любое предприятие для того, чтобы успешно провести свою деятельность в сфере логистики, использует определенную инфраструктуру. Речь идет о той среде, которая представлена социально-экономическими объектами (могут быть как собственные, так и привлеченные) и, тем самым, обеспечивает достижение логистических целей через создание благоприятных для этого условий.
Логистическая инфраструктура используется как каркас, от состояния которого зависит эффективность логистики хозяйствующего субъекта. Постоянное наблюдение за изменением состояния и возможностей логистической инфраструктуры имеет большое значение для предприятий, поскольку это позволяет им быстро и успешно адаптироваться к изменениям спроса и предложения в цепи поставок.
Потребности производства, условия поставок, ассортимент продукции склонны к непрерывным изменениям в динамичной конкурентной среде. Отсюда следует приоритетное значение своевременное проведение реинжиниринга логистической инфраструктуры (причем он может осуществляться как в части наличия соответствующих мощностей, так и в части их расположения).
Формирование и реинжиниринг логистической инфраструктуры
Одним из обязательных элементов процесса по созданию нового предприятия или выходу уже существующего предприятия на новые рынки является формирование логистической инфраструктуры. Это позволит ему наиболее эффективным образом осуществить движение всех видов ресурсов, необходимых для организации производства и реализации продукции. Кроме того, действующим предприятиям также периодически требуется вносить изменения в их действующую логистическую инфраструктуру (провести ее реинжиниринг), чтобы она продолжала соответствовать актуальным рыночным условиям.
Готовые работы на аналогичную тему
В процессе формирования (реинжиниринга) логистической инфраструктуры предприятию нужно решить задачи следующего рода:
Помимо этого, предприятию нужно быть готовым к тому, чтобы нести огромные затраты на формирование логистической инфраструктуры. Затраты будут возникать, прежде всего, из-за размещения инфраструктурных объектов, обновления основных средств и массового задействования транспортных средств.
Состав логистической инфраструктуры
Состав объектов (звеньев) логистической инфраструктуры предприятия может существенно меняться, что зависит от специализации, масштабов его производственной деятельности, географического охвата. Тем не менее, традиционной для сегодняшней логистики является выделение в логистической инфраструктуре предприятия трех составляющих:
Кроме того, некоторые специалисты отдельно в составе логистической инфраструктуры предприятия выделяют упаковочную составляющую, объединяющим признаком объектов которой является их специализация на (т.е. использование ради) упаковке изготовленной продукции, объединении большей части используемых ресурсов в одном готовом продукте.
Таким образом, развитие логистической инфраструктуры в настоящее время считается одной из самых актуальных проблем не только для предприятий из сфер промышленности и торговли, но и для логистических посредников. Услуги подобных хозяйствующих субъектов становятся все популярнее (особенно в Российской Федерации и других бывших советских республиках). Однако большинство отечественных промышленных и торговых компаний до сих пор предпочитают решать проблемы логистического характера своими усилиями на основе собственной или арендуемой логистической инфраструктуры (т.е. без привлечения помощи и средств со стороны).