Что включает в себя понятие лирические образы

Что такое музыкальный образ? Классификация и особенности построения

Что включает в себя понятие лирические образы. 2182548. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-2182548. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка 2182548. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Что такое музыкальный образ

Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки мелодий воплощают в себя жизненное содержание. Под образом музыкального произведения подразумеваются мысли, чувства, переживания, действия тех или иных людей, различные природные проявления. Также под этим понятием предполагают события из чьей-то жизни, деятельность целого народа и человечества.

Что включает в себя понятие лирические образы. 2182498. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-2182498. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка 2182498. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Лирический образ

Многие композиторы научились передавать лирику через музыку, потому что она очень близка к поэзии. К инструментальным лирическим произведениям относятся творения Бетховена, Шуберта, Моцарта, Вивальди. Также в этом направлении творили Рахманинов и Чайковский. Музыкальные лирические образы они формировали с помощью мелодий. Нельзя лучше сформулировать предназначение музыки, нежели это сделал Бетховен: «То, что исходит из сердца, должно к нему и вести». Формируя определение образа музыкального искусства, многие исследователи берут именно это высказывание. В своей «Весенней сонате» Бетховен сделал природу символом пробуждения мира от зимней спячки. Музыкальный образ и мастерство исполнителя помогают увидеть в сонате не только весну, но и радость, свободу.

Нужно также вспомнить и «Лунную сонату» Бетховена. Это поистине шедевральное произведение с музыкально-художественным образом для фортепиано. Мелодия страстная, настойчивая, заканчивается безнадежным отчаянием.

Лирическое в шедеврах композиторов подключает к образному мышлению. Автор старается показать, какой отпечаток в его душе оставило то или иное событие. Просто мастерски передал «мелодии души» Прокофьев в вальсе Наташи Ростовой в опере «Война и мир». Характер вальса очень нежный, в нем чувствуется робость, неторопливость и, в то же время, взволнованность, жажда счастья. Еще одним примером лирического музыкального образа и мастерства композитора является Татьяна из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Также примером музыкального образа (лирического) могут служить произведения Шуберта «Серенада», Чайковского «Мелодия», Рахманинова «Вокализ».

Что включает в себя понятие лирические образы. 2182501. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-2182501. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка 2182501. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Драматический музыкальный образ

В переводе с греческого «драма» обозначает «действие». С помощью драматического произведения автор передает события через диалоги героев. В литературе многих народов такие сочинения существовали давным-давно. Имеют место также драматические музыкальные образы в музыке. Их композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки.

Одним из примеров драматического конфликта является опера Чайковского «Пиковая дама» по одноименной повести Пушкина. Вначале зрители знакомятся с бедным офицером Германом, который мечтает быстро и легко разбогатеть. Раньше он никогда не увлекался азартными играми, хотя в душе был игроком. Стимул Герману придает любовь к богатой наследнице одной старой графини. Весь драматизм в том, что свадьба не может состояться из-за его бедности. Вскоре Герман узнает о тайне старой графини: якобы она хранит секрет трех карт. Офицером одолевает желание во что бы то ни стало разведать эту тайну, чтобы сорвать большой куш. Герман приходит в дом графини и грозит ей пистолетом. Старуха от страха умирает, так и не выдав тайну. Ночью к Герману приходит призрак и шепчет заветные карты: «Тройка, семерка, туз». Тот приходит к любимой Лизе и признается ей, что по его причине умерла старая графиня. Лиза от горя бросилась в реку и утопилась. Заветные слова призрака не дают покоя Герману, он идет в игорный дом. Первые две ставки, на тройку и семерку, оказались удачными. Выигрыш настолько вскружил голову Герману, что он идет ва-банк и ставит на туза все выигранные деньги. Накал драматизма приближается к своей вершине, вместо туза в колоде оказывается пиковая дама. В этот момент в даме пик Герман узнает старуху графиню. Окончательный проигрыш ведет героя к самоубийству.

Что включает в себя понятие лирические образы. 2184783. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-2184783. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка 2184783. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Вся баллада пронизана тяжелым ритмом, топот коня изображает беспрерывная октавная дробь. Шубертом создана полная зрительно-слуховая иллюзия, наполненная драматизмом. В конце динамика музыкального развития баллады заканчивается, так как отец держал на руках мертвого младенца. Вот какие музыкальные образы (драматические) помогли Шуберту создать одно из самых впечатляющих своих творений.

Что включает в себя понятие лирические образы. 2182462. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-2182462. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка 2182462. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Эпические портреты в музыке

В переводе с греческого «эпос» имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы и мастерство композитора представляют конкретных героев, события, истории, природу.

Эпос опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху. Так, урок по музыкальному образу в 6 классе многие учителя представляют с помощью отрывков из оперы Римского-Корсакова «Садко». Ученики стараются понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, после прослушивания песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Дети слышат напевную, плавную мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Опера довольно грустная, тоскливая и задумчивая.

В эпическом стиле работал композитор «Могучей кучки» А. П. Бородин. В перечень его эпических работ можно включить «Богатырскую симфонию» №2, оперу «Князь Игорь». В симфонии №2 Бородин запечатлел могучую героическую Родину. Вначале идет напевная и плавная мелодия, потом она превращается в отрывистую. Ровный ритм сменяется пунктирным. Медленный темп сочетается с минором.

Памятником средневековой культуры считается известная поэма «Слово о полку Игореве». Произведение повествует о походе князя Игоря на половцев. Здесь созданы яркие эпические портреты князей, бояр, Ярославны, половецких ханов. Опера начинается увертюрой, затем идет пролог о том, как Игорь готовит свое войско в поход, наблюдает за солнечным затмением. Дальше следуют четыре действия оперы. Очень ярким моментом в произведении выступает плач Ярославны. В конце народ поет славу князю Игорю и его жене, хоть поход закончился поражением и гибелью войска. Для отображения исторического героя той эпохи очень важен музыкальный образ исполнителя.

Стоит также включить в перечень эпических творений произведение Мусоргского «Богатырские ворота», Глинки «Иван Сусанин», Прокофьева «Александр Невский». Героические поступки своих героев композиторы передали различными музыкальными средствами.

Что включает в себя понятие лирические образы. 2182435. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-2182435. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка 2182435. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Сказочное музыкальное изображение

В самом слове «сказочные» кроется сюжетная линия таких произведений. Самым ярким создателем сказочных творений можно назвать Римского-Корсакова. Еще со школьной программы дети узнают его знаменитую сказку-оперу «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». Нельзя не вспомнить также симфоническую сюиту «Шахеразада» по книге «1001 ночь». Сказочные и фантастические образы в музыке Римского-Корсакова находятся в тесном единстве с природой. Именно сказки закладывают в человеке нравственный фундамент, дети начинают отличать добро от зла, они учатся милосердию, справедливости, осуждают жестокость и коварство. Будучи педагогом, Римский-Корсаков на языке сказки рассказал о высоких человеческих чувствах. Кроме вышеперечисленных опер можно назвать «Кащея Бессмертного», «Ночь перед Рождеством», «Майскую ночь», «Царскую невесту». Мелодии композитора имеют сложное мелодико-ритмическое строение, они виртуозные и подвижные.

Что включает в себя понятие лирические образы. 2182412. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-2182412. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка 2182412. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Фантастическая музыка

Стоит упомянуть фантастические музыкальные образы в музыке. Фантастических произведений создается каждый год очень много. Еще с давних времен известны различные фольклорные баллады и песни, восхваляющие разных героев. Музыкальная культура стала наполняться фантастикой в эпоху романтизма. Элементы фантастики встречаются в творениях Глюка, Бетховена, Моцарта. Самыми яркими сочинителями фантастических мотивов стали немецкие композиторы: Вебер, Вагнер, Гофман, Мендельсон. В их сочинениях звучат готические интонации. Сказочно-фантастическая стихия этих мелодий переплетается с темой противостояния человека окружающему миру. Народный эпос с элементами фантастики положен в основу работ композитора Эдварда Грига из Норвегии.

Присуща ли фантастическая образность русскому музыкальному искусству? Композитор Мусоргский наполнил фантастическими мотивами творения «Картинки с выставки» и «Ночь на Лысой горе». Зрители могут наблюдать за шабашем ведьм ночью на праздник Ивана Купала. Мусоргский также написал интерпретацию к произведению Гоголя «Сорочинская ярмарка». Элементы фантастики проглядываются в сочинениях Чайковского «Русалка» и Даргомыжского «Каменный гость». Не остались в стороне от фантастики такие мастера, как Глинка («Руслан и Людмила»), Рубинштейн («Демон»), Римский-Корсаков («Золотой петушок»).

Что включает в себя понятие лирические образы. 2182374. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-2182374. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка 2182374. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Настоящий революционный прорыв в синтетическом искусстве произвел экспериментатор Скрябин, использовавший элементы светомузыки. В своих произведениях он специально вписывал строчки для света. Фантастикой наполнены его сочинения «Божественная поэма», «Прометей», «Поэма экстаза». Некоторые приемы фантастики присутствовали даже у реалистов Кабалевского и Шостаковича.

Появление компьютерной техники сделало фантастическую музыку любимой для многих. На экраны телевизоров и кинотеатров стали выходить фильмы с фантастическими композициями. После появления музыкальных синтезаторов открылись большие перспективы для фантастических мотивов. Настала эпоха, когда композиторы могут лепить музыку, как скульпторы.

Комические отображения в музыкальных произведениях

Чтобы создать комический момент в музыке, композиторы используют эффект внезапности. Так, Й. Гайдн в одной из своих Лондонских симфоний создал мелодию с партией литавр, которые моментально встряхивают слушателей. Пистолетным выстрелом нарушается плавная мелодия в вальсе с сюрпризом («В яблочко!») Штрауса. Это сразу развеселяет зал.

Элементы сатиры в музыке

Еще одним видом комического выступает сатира. Сатирическому жанру присуща жесткость, он грозный, испепеляющий. С помощью сатирических моментов композиторы преувеличивают, утрируют некоторые явления, чтобы разоблачить пошлость, зло и безнравственность. Так, сатирическими образами можно назвать Додона из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки.

Что включает в себя понятие лирические образы. 2186251. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-2186251. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка 2186251. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Образ природы

Фольклорные мотивы в музыкальном искусстве

Многие композиторы для создания своих шедевров использовали мелодии народных песен. Простые песенные напевы стали украшением оркестровых композиций. Образы из народных сказок, былин, сказаний легли в основу многих произведений. Их использовали Глинка, Чайковский, Бородин. Композитор Римский-Корсаков в опере «Сказка о царе Салтане» использовал русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» для создания образа белочки. Народные мелодии слышны в опере Мусоргского «Хованщина». Композитор Балакирев на основе кабардинского народного танца создал знаменитую фантазию «Исламей». Мода на фольклорные мотивы в классике не исчезла. Многим знакома современная симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны».

Источник

Что такое лирический образ?

Лирический образ в музыке-это образ, передающий
личные переживания автора.
Он раскрывает индивидуальный духовный мир творца.
В отличии от драмы или эпоса лирическое
произведение не подразумевает никаких событий,
только исповедь лирического героя,
его собственное восприятие разнообразных явлений.
Существует три главных свойства лирики:
1.Чувство. 2.Настроение. 3.Отсутствие действия.

Лирика передается через музыку.
Она наиболее близка с ней. Музыка без слов может
высказать все чувства.
Лирические образы в мелодии могут передаваться с
помощью инструмента или вокала.

Среди инструментальных лирических произведений
выделяются классические работы Моцарта, Шуберта,
Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова
и других композиторов.
С помощью мелодий они формировали лирические образы.
Ярким примером является Девятая симфония Бетховена.
Композитор фокусируется на целом народе,
лирическом образом выступает весь этнос.
В музыке звучат попытки примирить враждующих людей.
Бетховен в течении всей жизни старался привносить
положительные черты всем своим образам.
В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе,
о пробуждении мира после зимнего сна.
Лирические образы в музыке композитора воплотились
в абстрактные понятия – весну, радость, свободу.

У Чайковского в цикле «Времена года» природа также
тоже становится главным лирическим образом.
У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне
в композиции «Нежность».
Каждый маэстро находил вдохновение в природе,
человеке, в каком-то моменте.
Все это потом становилось главной темой в музыке.

В числе самых известных романсов с лирическими
образами можно назвать: «Прекрасная мельничиха» и
«Зимний путь» Шуберта;
«К далекой возлюбленной» Бетховена,
«Романс о романсе на стихи Б. Ахмадулиной, музыка
Андрея Петрова;
«Я вас любил»-стихи А. Пушкина, музыка Шереметьева,
«Тонкая рябина» И. Сурикова.

Источник

Презентация по музыке на тему «Лирические образы в музыке» (7 класс)

Что включает в себя понятие лирические образы. presentation bg. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-presentation bg. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка presentation bg. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок музыки 7 класс Презентацию выполнила педагог дополнительного образования, учитель музыки высшей категории МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина» Паршина Вера Валентиновна

Музыкальный образ Лирические образы в музыке.

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Лирический образ, нередко воплощается в музыкальной миниатюре.

Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатления­ми. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни – природы и общества – могут вызвать пере­живания человека. Особенность и сила воздействия лирики заклю­чается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

Лирические образы в музыке Лирика передается через музыку. Она наиболее близка с ней. Музыка без слов может высказать все чувства, которые не так и сложно понять внимательному человеку. Лирические образы в мелодии могут передаваться с помощью инструмента или вокала. Среди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других известных композиторов.

Что делает уникальным лирику? Основная черта такого рода произведений заключается в том, что, помимо чувств и личных ощущений от каких-то явлений, автор ничего не описывает. Словно со сцены звучит индивидуальная исповедь. Развития активных событий нет. Главные характерные особенности: бездействие, чувства и эмоции, настроение.

В Средние века главными лириками были трубадуры. Они странствовали по разным селениям, пели, читали стихи, играли на флейтах. Своим творчеством трубадуры объединили различные виды лирики в один. Они даже давали театрализованные представления. Эпоха Возрождения привнесла расцвет любовной лирики в мировое искусство. Из поэтов самыми знаменитыми стали Данте, Петрарка, Лоренцо Медичи. В то же время появились музыкальные баллады.

Среди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других известных композиторов. С помощью мелодий они формировали лирические образы.

С.В. Рахманинов Прелюдия № 12

Ярким примером является Девятая симфония Бетховена. Композитор фокусируется на целом народе, лирическом образом выступает весь этнос. В музыке звучат попытки примирить враждующих людей. Бетховен в течении всей жизни старался привносить положительные черты всем своим образам. Он говорил: «То, что исходит от сердца, должно к нему и вести». Многие исследователи берут это высказывание на вооружение при формировании определения лирического образа в целом. В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе, о пробуждении мира после зимнего сна. Лирические образы в музыке композитора воплотились в абстрактные понятия – весну, радость, свободу.

Л.В. Бетховен «Весенняя соната»

Художник Исаак Левитан «Весна большая вода»

Клод Дебюсси «Нежность» У Чайковского в цикле «Времена года» природа также становится главной. У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне в композиции «Нежность». Каждый композитор находил вдохновение в природе, человеке, в каком-то моменте.

Художник. Исаак Левитан. «Сумерки. Луна».

Спасибо за внимание! Урок окончен!

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что включает в себя понятие лирические образы. a loader. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-a loader. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка a loader. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Номер материала: ДБ-777977

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что включает в себя понятие лирические образы. placeholder. Что включает в себя понятие лирические образы фото. Что включает в себя понятие лирические образы-placeholder. картинка Что включает в себя понятие лирические образы. картинка placeholder. Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема: «Лирические образы в музыке»

Цели и задачи урока:

— учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

— формировать слушательскую культуру обучающихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

— учить осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знать музыкальные жанры и формы, средства музыкальной выразительности, осознавать взаимосвязь между содержанием и формой в музыке).

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Лирические образы в музыке»»

Урок 10. Лирические образы в музыке

Цели и задачи урока:

— учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

— формировать слушательскую культуру обучающихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

— учить осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знать музыкальные жанры и формы, средства музыкальной выразительности, осознавать взаимосвязь между содержанием и формой в музыке).

Планируемые результаты учебной деятельности:

— знание понятий «крупная форма», «малая форма» в разных видах искусства;

— знание и умение объяснить понятия «лирический образ», «образное развитие», «образная сфера».

— формирование личностного ценностного отношения к музыкальным произведениям лирического содержания; — укрепление заинтересованного, уважительного, ценностного отношения к творчеству С. Рахманинова как композитора, воспевающего свою Родину.

— формирование умения проанализировать непрограммную фортепианную пьесу лирического содержания на примере прелюдии С. Рахманинова.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о лирическом образе в искусстве на примере Прелюдии соль-диез минор для фортепиано С. Рахманинова.

Живопись: Э. Мурильо. «Юный нищий», фрагмент; А. Мантенья. «Триумф Цезаря»; И. Левитан. «Золотая осень».

Поэзия: Н. Рубцов. «Журавли», фрагмент.

Музыка: С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12 (№ 9 аудиоприложения). Песенный материал: Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. «Лирическая песенка» из кинофильма «Сердца четырёх».

Виды деятельности учащихся: Беседа о музыкальном образе, образных сферах и образном развитии. Определение крупной и малой формы в произведении искусства на примере картин Э. Мурильо и А. Мантенья. Определение особенностей лирического образа в искусстве. Разучивание и пение песни. Анализ Прелюдии С. Рахманинова (на слух, по нотам). Определение черт непрограммной музыки в прелюдии. Сравнительный анализ музыки С. Рахманинова и стихотворения Н. Рубцова. Объяснение названия «Лирическая песенка» с точки зрения образности, воплощённой в произведении. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

Формы педагогического контроля: Контроль знания черт личности и творчества С. Рахманинова. Контроль умения назвать несколько произведений композитора в разных жанрах. Контроль аналитических возможностей учащихся — анализ Прелюдии С. Рахманинова (слуховой, по нотам). Контроль понимания содержания репродукций картин, умения рассказать об их содержании. Контроль качества исполнения песни. Контроль понимания и использования в беседе терминов «крупная форма», «малая форма», «лирический образ», «образная сфера», «образное развитие».

Мотивация. Актуализация знаний

На уроках 1 четверти мы говорили с вами о том, что каждое искусство имеет свои особенности содержания. Но только музыка способна выразить невыразимое. Всякое подлинное произведение искусства убедительно. И только музыку трудно объяснить словами.

Когда мы говорим «образ» произведения (литературы, живописи, скульптуры или любого другого вида искусства) – это означает, что мы воображаем себе что-то (создаём, воссоздаём какой-то жизненный образ). И это что-то состоит из 2-х составляющих:

то содержание, которое заложено в самом художественном произведении;

то, как мы понимаем это содержание, что мы себе представляем.

Введение в тему урока. Сообщение темы

Музыка, как и любой вид искусства, отображает жизнь во всех её проявлениях. Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии. Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда – прямо противоположного. Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.

Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной.

Таким образом, музыкальный образэто жизненное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.

Музыкальным образом мы называем те творческие замыслы, то жизненное содержание, которое создаёт композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка.

Музыкальный образ это воплощённая в музыке жизнь, хотя бы небольшая её частица: чувство, переживание, мысль, поступок, действие человека, нескольких людей; какое-либо проявление природы, какое-либо событие из жизни человека, народа, всего человечества.

Иначе говоря, музыкальный образ (как любой художественный образ вообще) – это всегда преломление через сознание художника отражения жизни.

Музыкальный образ всегда представляет собой единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено.

Круг музыкальных образов весьма разнообразен. Но среди них можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лирико-эпическому началу, и образы драматические. Сегодняшний урок мы посвятим лирическим образам в музыке.

Углубление в тему урока. Музыкальный образ

Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Вспомните, например, Двенадцатый этюд Скрябина, рассматриваемый вами ранее, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.

Прослушивание фрагмента Этюда №12 Скрябина.

Точно так же строятся и многие другие произведения небольшого масштаба. Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения: маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития. И это естественно: все крупные жанры в различных видах искусства обычно связаны с воплощением сложного жизненного содержания; им присуще большое количество героев и событий, в то время как маленькие обращены обычно к какому-нибудь частному явлению или переживанию. Это, конечно, не означает, что крупные произведения непременно отличаются большей глубиной и значительностью, часто бывает даже наоборот: небольшая пьеса, даже отдельный её мотив порой способны сказать столь многое, что их воздействие на людей оказывается даже более сильным и глубоким.

Между продолжительностью музыкального произведения и его образным строением существует глубокая связь, которая обнаруживается даже в названиях произведений, например «Война и мир», «Спартак», «Александр Невский» предполагают многочастное воплощение в крупномасштабной форме (опера, балет, кантата), в то время как «Кукушка», «Бабочка», «Одинокие цветы» написаны в форме миниатюры.

? Подумайте, ответьте, почему порой произведения, не обладающие сложной образной структурой, так глубоко волнуют человека?

Ответ заключается в том, что, сосредоточившись на едином образном состоянии, композитор вкладывает в небольшое произведение всю душу, всю творческую энергию, какую пробудил в нём его художественный замысел. Ведь не случайно в музыке XIX века, в эпоху романтизма, так много сказавшего о человеке и сокровенном мире его чувств, достигла высочайшего расцвета именно музыкальная миниатюра.

Не менее богатым является образное содержание и в непрограммных сочинениях, не имеющих специального названия.

Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании.

Одно из таких произведений – Прелюдия С. Рахманинова соль-диез минор.

Прелюдия в творческой жизни С. Рахманинова

С творчеством С. Рахманинова вы уже встречались на примере жанра романса: в 6 классе вы слушали «Весенние воды», «Сирень» и «Вокализ». Теперь вы познакомитесь с фортепианной пьесой великого русского композитора.

Именно фортепианные произведения занимают центральное место в творчестве композитора. К крупным формам фортепианной музыки Рахманинова относятся четыре концерта для фортепиано с оркестром, сонаты, вариации; к малым формам — прелюдии, музыкальные моменты, этюды-картины. Все фортепианные миниатюры композитор написал в России, до отъезда за рубеж в 1917 г. Рахманинов писал их в расчёте на своё собственное исполнение.

Как вы уже знаете, слово «прелюдия» в переводе означает «вступление». И.С. Бах и его современники размещали прелюдии перед фугами. Ф. Шопен первым стал сочинять прелюдии как отдельные пьесы, фортепианные миниатюры разнообразного содержания.

Рахманинов написал 12 прелюдий, соч. 32 в 1910 г.

Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы, в целом по стилю похожее на импровизацию. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда и название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Итак, прелюдияэто вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом, для клавесина, фортепьяно, органа.

Прослушайте эту музыкальную пьесу Рахманинова, расскажите, какие чувства у вас она вызывает.

Прослушивание Прелюдии. Музыкальный анализ.

Работа над нотным примером

В нотном примере 7 ученики отмечают музыкально-выразительные средства, создающие взволнованный печальный образ — певучую мелодию в регистре мужского голоса или виолончели, трепетный, тревожно звенящий аккомпанемент в верхнем регистре, быстрый темп, минорный лад.

Лирика в разных видах искусства

Прелюдия соль-диез минор Рахманинова – произведение лирического плана (характера).

Лирика – это непосредственное, очень личное восприятие мира и различных событий. Это чувства и переживания героя, это его монолог, в котором он повествует о том, что ему довелось пережить.

Слово «лирика» происходит от слова «лира». Лира – это древний инструмент, на котором играли певцы, повествуя о своих пережитых эмоциях.

В лирическом же произведении нет никаких ярких событий, в отличие от драмы и эпоса, – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных жизненных явлений.

Лирические «певцы» встречаются не только среди музыкантов: есть поэты-лирики, лирики-живописцы. И, конечно, великое множество созданных ими лирических произведений.

Может быть потому, что в наших краях так долго длятся холода, а весна наступает медленно и неохотно, каждый русский человек с особой остротой чувствует конец тёплого лета и прощается с ним с тоскливой грустью.

И поэтому образы прощания тесно сплетаются с темой осени, осенними образами которых так много в русском искусстве: улетающие листья, моросняк, журавлиный клин.

А сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес связано именно с этой темой!

И как необычайно богат образный мир осенней печали и прощания.

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа

Оттого что – молчи! – так никто уж не выразит их…

Эти строки из стихотворения Николая Рубцова «Журавли», в котором так пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей.

И хотя Рахманинов, конечно, не вносил в своё произведение такой точной картины, думается, в образном строе прелюдии журавлиный мотив не случаен. Журавли – это своеобразный образ-символ, как бы парящий над общей образной картиной прелюдии, сообщающий её звучанию особую высоту и чистоту.

Расскажите, какие чувства, какое настроение выражает музыка?

Объясните название «Лирическая песенка» с точки зрения образности, воплощённой в произведении. Почему автор назвал песню «Лирической»?

Всё стало вокруг голубым и зелёным,

В ручьях забурлила, запела вода.

Вся жизнь потекла по весенним законам,

Теперь от любви не уйти никуда,

Не уйти никуда, никуда.

Припев: Любовь от себя никого не отпустит.

Над каждым окошком поют соловьи.

Любовь никогда не бывает без грусти,

А это приятней, чем грусть без любви.

И встречи редки, и длинны ожиданья,

И взгляды тревожны, и сбивчива речь.

Хотелось бы мне отменить расставанья,

Но без расставанья ведь не было б встреч,

Ах, ведь не было б встреч никогда.

В музыке Прелюдии Рахманинова соль-диез минор обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей. Этот музыкальный образ связан с воплощением тонких лирических чувств.

Лирика – это тонкие душевные чувства и переживания человека.

Рахманинов выражал свои чувства как в крупных, так и в малых музыкальных формах.

Выявите контраст двух живописных полотен: испанского художника XVII в. Э. Мурильо и итальянского художника XV в. А. Мантенья. Постарайтесь определить крупные и малые формы в произведении искусства на примере этих картин. В каких формах авторы передали живописные образы?

Э. Мурильо. Юный нищий. Фрагмент А. Мантенья. Триумф Цезаря

— Картина Мурильо — образец малой формы, портрет нищего мальчика в лохмотьях; полотно Мантенья — крупная форма, многофигурная многоплановая композиция на историческую тему.

9. Вопросы и задания

Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении – одновременно или многопланово и почему?

Выучить наизусть текст «Лирической песенки».

Нарисовать осенний пейзаж или найти стихотворение, соответствующее музыкальному образу Прелюдии соль-диез минор С.В. Рахманинова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *