Что включает в себя понятие контрагенты
Поиск контрагентов и проверка их благонадежности
Алгоритм поиска и проверки контрагентов, согласно письму ФНС России от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@, включает всего три шага: использование общедоступных электронных сервисов, получение выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте и запрос документов у потенциального партнера. Но на каждом из этих этапов могут возникать сложности.
На практике у большинства предпринимателей, особенно начинающих, возникает множество вопросов о процессе поиска и проверки контрагентов: какими инструментами нужно пользоваться, есть ли бесплатные возможности для этого, какую информацию необходимо анализировать и др. Тем более что никаких стандартных правил и критериев такой проверки не существует. Все действия, которые необходимо предпринимать, обычно вырабатываются компаниями самостоятельно в процессе анализа и с учетом рисков.
В целом процесс проверки контрагентов держится на трех китах:
В этой статье рассмотрим следующие вопросы:
Зачем проверять контрагентов
Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим может показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.
Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 перечислены все случаи, когда налоговая выгода признается необоснованной, но в целом все они сводятся к двум тезисам. Налоговая выгода признается необоснованной, если:
И если второй случай — это пример осознанных действий налогоплательщика, то первый подразумевает, что у налогоплательщика все-таки есть возможности предотвратить проблемы.
Помимо налоговых рисков при работе с контрагентом могут возникать и финансовые риски: срыв сроков поставок, поставки некачественного товара и т.д. Хорошо, если проблему можно решить с помощью переговоров и поставщик готов заменить бракованный продукт или предоставить скидку на следующую партию товара в случае срыва сроков поставки. Но ведь может оказаться, что безответственное поведение контрагента — норма, и тогда вы потеряете деньги.
Чтобы увидеть истинное лицо контрагента, нужно осуществить несколько действий, которые позволят удостовериться в том, что вы имеете дело с действующим юридическим лицом и что ваш контрагент не похож на фирму-однодневку.
Документы, которые нужно затребовать у контрагента
Как минимум важно проверить следующие документы:
Быстрый поиск контрагента на сайте ФНС
На сайте ФНС предприниматели могут бесплатно воспользоваться сразу несколькими онлайн-сервисами для сбора важной информации о контрагенте.
Самое простое, что можно сделать, — осуществить поиск контрагента по ИНН на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать вкладку «Юридическое лицо» и ввести ОГРН или ИНН юрлица или указать наименование и (опционально) регион места нахождения. Если вам необходима информация об ИП или крестьянском (фермерском) хозяйстве, то выставляйте вкладку «Индивидуальный предприниматель/КФХ», вводите ОГРНИП / ИНН или вносите ФИО и регион места жительства.
На сайте ФНС можно бесплатно найти и другую информацию о контрагенте по названию, адресу и другим критериям.
Информация | Источник |
---|---|
Сведения из ЕГРЮЛ | https://egrul.nalog.ru |
Задолженность по уплате налогов, непредставление налоговой отчетности более года | https://service.nalog.ru/zd.do |
Адреса массовой регистрации | https://service.nalog.ru/addrfind.do |
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, или сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ | https://service.nalog.ru/uwsfind.do |
Дисквалифицированные лица | https://service.nalog.ru/disqualified.do |
Юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица | https://service.nalog.ru/disfind.do |
Решения регистрирующих органов о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ | https://www.vestnik-gosreg.ru |
Лица, в отношении которых факт невозможности осуществления руководства установлен (подтвержден) в судебном порядке | https://service.nalog.ru/svl.do |
Физлица, которые являются руководителями или учредителями нескольких юрлиц | https://service.nalog.ru/mru.do |
Юрлица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ | https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registration_ip_yl/#t5 |
Несколько лет назад налоговая запустила сервис «Прозрачный сервис», который упрощает процедуру проверки новых контрагентов, оберегает компании от сотрудничества с сомнительными партнерами и помогает вычислить однодневку.
Согласно ст. 102 НК («Налоговая тайна»), данные о компании могут стать открытыми только с ее согласия. Вступление в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ позволило внести изменения: перечень данных, которые не представляют налоговую тайну, был расширен.
Теперь открыты следующие сведения о юрлицах (они обновляются ежегодно):
Эти сведения организации смогут получить через интернет бесплатно.
Интернет-источники для поиска дополнительных сведений о контрагенте
Реестры недобросовестных поставщиков
Такой реестр есть на сайте ФАС. Также при необходимости можно изучить Реестр недобросовестных поставщиков в Единой информационное системе в сфере закупок.
Картотека арбитражных дел
В картотеке содержатся миллионы дел. Чтобы получить информацию о деле, нужно заполнить любые поля в фильтре поиска и нажать кнопку «Найти». Если вы не знаете номер дела, то ищите информацию по другим параметрам.
В карточку включена краткая информация о деле, сведения об участниках дела, хронология рассмотрения дела в каждой из инстанций, принятые в них завершающие судебные акты.
Банк данных исполнительных производств
Сервис дает информацию о наличии исполнительного производства, его предмете и подлежащей к выплате сумме в отношении любого физического или юридического лица.
Работа с банком строится на простых действиях: выбор поиска по физлицам или по юрлицам, указание региона, фамилии и имени или наименования предприятия.
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности
Ресурс позволяет ознакомиться со сведениями о деятельности субъектов экономической деятельности. Для проверки юрлица введите в поисковой форме наименование предприятия, код (ИНН, ОГРН) и адрес. Поиск ИП осуществляется с помощью ФИО и кода (ИНН, ОГРНИП).
Реестры лицензий
Если ваша компания планирует заключить сделку с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности, то разумно будет заранее проверить, имеет ли он необходимую лицензию. Такие сведения содержатся на сайтах лицензирующих органов.
Например, Реестр лицензий есть на сайте Росприроднадзора. Роскомнадзор на своем официальном ресурсе публикует Реестр лицензий в области связи, Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования и др.
Проверка по списку недействительных российских паспортов
Поскольку сервис Главного управления по вопросам миграции МВД России пополняется сведениями о недействительных паспортах в ежедневном режиме, то информация в нем всегда актуальная.
В каких случаях компаниям стоит пользоваться этим онлайн-инструментом? Например, чтобы проверить руководителя фирмы, с которой предстоит заключить сделку. Ведь многие ограничиваются запросом копии приказа о вступлении в должность или выпиской из ЕГРЮЛ, в которой указаны ФИО и должность лица. Но проверка паспорта никогда не будет лишней.
Кроме того, обращайте внимание на срок полномочий представителя контрагента — не истек ли он? Срок указан в уставе организации или доверенности. Устав также может выявить и другой важный критерий оценки контрагента — ограничение полномочий руководителя по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.
Госконтракты
Факты неоднократного заключения госконтрактов — это несомненный плюс контрагента. Они могут свидетельствовать о его надежности, тем более если все обязательства были исполнены в срок.
Единый реестр проверок
На сайте Генпрокуратуры можно найти информацию о плановых и внеплановых проверках как юрлиц, так и ИП. Поиск осуществляется по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.
Членство в Торгово-промышленной палате РФ
Введите ОГРН или ИНН в форму поиска на сайте ТПП РФ — и вы узнаете, является ли юрлицо или ИП членом палаты. Если компания или предприниматель там есть, то это значит, что хозяйственная деятельность ведется.
Яндекс.Карты и Google Maps
Если для проверки контрагента вам необходима панорама здания, в котором зарегистрировано юрлицо, воспользуйтесь картами Яндекс или Google.
Сайт контрагента
Официальный сайт компании может многое рассказать о ней. Это весьма полезный инструмент для выявления важных сведений о бизнес-партнере. Как правило, на нем всегда указаны клиенты компании. Можно связаться с ними и узнать их мнение о контрагенте. Вполне возможно, что в разговоре всплывут негативные отзывы. Либо вообще окажется, что чужой логотип на сайте контрагента опубликован для статусности, а на самом деле никаких партнерских отношений между компаниями не существует.
Интернет-поиск
Забейте название компании, ФИО ее директора в поисковик и посмотрите, в каком контексте они упоминаются.
Список контрольных вопросов для проверки контрагента
В качестве руководства для действий любой налогоплательщик может использовать рекомендации ФНС. Ведомство делится ими в своих письмах.
Так, например, в Письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ можно найти следующие контрольные вопросы о добросовестности контрагентов, которые налоговики используют при проверке:
Как интерпретировать полученные сведения о контрагенте
Полученную информацию о контрагенте можно условно объединить в три больших блока:
Анализ контрагента следует проводить на пересечении этих блоков: — существующие споры, объемы деятельности и возникающие риски. Важно обратить внимание на финансовое состояние — растет компания или стагнирует? И попытаться самостоятельно оценить потенциал контрагента, опираясь на ту информацию, которая содержится на его сайте, деловые связи компании и другие критерии.
Когда вы не понимаете, какая у компании отчетность, видите невнятные арбитражи и не можете оценить потенциал компании, лучше с таким контрагентом не связываться.
Узнайте, как проверить контрагента за 5 минут:
Контур.Фокус: возможности для проверки контрагента
По количеству описанных источников можно сделать вывод, что поиск контрагента и проверка его благонадежности — чрезвычайно сложная работа. Но эту работу можно в буквальном смысле минимизировать до одного клика с помощью такого сервиса, как Контур.Фокус.
Офлайн-проверка контрагента, выявление подозрительных признаков
Вооружившись всевозможными бесплатными онлайн-инструментами проверки, не забудьте и об офлайн-расследовании.
Проверьте следующие детали:
Фактическое расположение компании по указанному в документах адресу
Убедиться в фактическом расположении особенно важно в тех случаях, когда вы ведете переговоры, например, с производственной компанией, чья деятельность предполагает наличие складов и помещений под производство. Недобросовестные контрагенты могут указывать несуществующие адреса.
Знакомство с руководством
При обсуждении условий сотрудничества и заключении сделок важно личное знакомство с руководством компании.
Доказательства того, что фирма готова выполнить условия сделки
Это можно понять только в ходе переговоров, наблюдая за поведением руководства. Стоит насторожиться, если контрагент торопится и хочет быстрее договориться об оплате, заманивая при этом низкими ценами и нереальными условиями.
Условия, прописанные в договоре, посильны для контрагента
Располагает ли контрагент реальными возможностями для выполнения условий договора? Сможет ли он уложиться в сроки производства или доставки продукта? Не будет ли нарушать дедлайны при выполнении работ?
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Должная осмотрительность при выборе контрагента: основные принципы
Все налогоплательщики условно делятся на две большие группы. Первая — это те, кто сознательно использует в своей деятельности компании-однодневки. Вторая — добросовестные налогоплательщики, которые по невнимательности допускают появление сомнительных контрагентов, именно им и нужно проявлять должную осмотрительность.
Ситуация, когда вполне приличная компания нанимает подрядчика и впоследствии, столкнувшись с определенными проблемами (например, необоснованными вычетами по НДС и неподтвержденными расходами), выясняет, что он является фирмой-однодневкой, нередка.
В Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 фирма-однодневка определяется как юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью и созданное без цели ведения предпринимательской деятельности. Такие фирмы обычно не представляют налоговую отчетность и имеют много других отличительных признаков, которые должны настораживать.
Фирмы-однодневки искусственно включаются в цепочку хозяйственных связей. «Противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности», отмечается в Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84.
Проблема заключается в том, что пока полностью предотвратить появление фирм-однодневок законодательным способом не получается. Хотя за последние годы ФНС запустила несколько автоматизированных сервисов для выявления признаков однодневок:
Любой налогоплательщик находится в зоне риска — он не застрахован от того, что налоговые органы в ходе проверки не обнаружат в числе его контрагентов фирмы-однодневки. Защитить себя можно только одним способом — внимательнее относиться к выбору контрагентов и проявлять должную осмотрительность.
В этой статье рассмотрим несколько вопросов:
Что такое должная осмотрительность
Законодательство не содержит конкретного определения понятия «должная осмотрительность», однако этот термин упоминается и к нему есть отсылки.
Понятие должной осмотрительности при выборе контрагента зародилось еще в 2003 году, когда появилось Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 №329-О.
Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ внес изменения в часть первую НК РФ, в результате появилось понятие «необоснованная налоговая выгода», которая влияет на должную осмотрительность при выборе контрагента. Если компания не проявляет должную осмотрительность, следовательно, она получает необоснованную налоговую выгоду, работая с недобросовестными контрагентами. Информацию о том, кто относится к таким контрагентам, законодательство тоже не содержит. При этом последствия от работы с такими контрагентами могут быть серьезными, а именно — доначисление налогов.
Таким образом, проявление должной осмотрительности можно рассматривать как один из способов проверки контрагента, а саму должную осмотрительность как комплекс мероприятий по проверке контрагента, который компания разрабатывает самостоятельно.
Полезные статьи
Что такое необоснованная налоговая выгода
Любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (Письмо ФНС РФ от 23.01.2013 № АС-4-2/710@). Извлечение прибыли — это вообще суть деятельности коммерческой организации.
Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 ввело в правовой оборот понятие налоговой выгоды. Что оно означает? Уменьшение размера налоговой обязанности в результате уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. То есть это все те случаи из Налогового кодекса, позволяющие компаниям платить меньше налога. Это нормальная допустимая налоговая выгода.
Но есть и другая выгода, которую определяет Пленум: те предприниматели, которые минимизируют налогообложение в виде уклонения от налогов, получают так называемую необоснованную налоговую выгоду.
Когда налоговая выгода признается необоснованной
Налоговая выгода считается необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Классический пример: компания нанимает подрядчика для выполнения определенной услуги и платит ему за это деньги, при этом услуги оказывают штатные сотрудники компании.
Важно понимать, что факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но есть два случая, когда одна компания имеет проблемы от того, что другая ведет свою деятельность недобросовестно.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговая докажет, что:
И если во втором случае речь идет о совершенно осознанных действиях налогоплательщика, то в первом подразумевается, что можно предпринять усилия, чтобы предотвратить неприятную ситуацию.
Как проявить должную осмотрительность
В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок представлены 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В частности, сигналами могут являться следующие случаи:
Самое главное, что необходимо понять: если вы ничего не делаете для того, чтобы предотвратить негативные последствия, то вы не проявляете должную осмотрительность. Так, например, если вы не имели личных контактов с контрагентом, если у вас нет документального подтверждения полномочий людей, которые подписывали с вами контракт, если у вас нет копий удостоверений личности этих людей, то вы не проявили должную осмотрительность.
Запрос документов контрагента
Если вы решили заключить договор с какой-то компанией, то перед тем, как это сделать, проверьте контрагента. Прежде всего можно воспользоваться открытыми источниками. Обратите внимание на отзывы, которые пишут о компании клиенты, проверяйте наличие судебных дел, обращайте внимание, не втянута ли компания в какие-то разбирательства в настоящее время. На основе собранной информации нужно сделать взвешенный вывод — стоит ли взаимодействовать с контрагентом и не станет ли он источником проблем.
Перед заключением договора важно запросить пакет документов:
Какие документы запросить у иностранной компании
У иностранного контрагента запросите документы, подтверждающие ее правовой статус — устав. Важно, чтобы эти документы были переведены на русский язык и подтверждали правовой статус организации.
Также потребуются документы, подтверждающие полномочия подписанта и его связь с иностранной организацией. Если будет доказано, что документ подписал не уполномоченный на это человек, то сделка окажется под вопросом, а сам документ — фиктивным.
Кроме того, не забудьте и о выписке из торгового реестра страны.
Какие документы запросить у российской компании
С российской компанией все проще. Нужно запросить стандартный набор документов:
Какие документы запросить у ИП
У ИП нужно проверить:
Какие документы нужно разработать для должной осмотрительности
В компании должен быть заведен определенный порядок для проявления должной осмотрительности. Прежде всего нужно разработать положение о договорной работе. Его структура может быть представлена либо в виде схемы, либо в виде регламента. В документе определяется, какие в компании есть виды договоров для работы с контрагентами (типовой договор, договор заказчика, договор поставщика, авторский договор и т.д.).
После этого определяются центры ответственности за работу с поставщиками. Например, это могут быть четыре основных отдела:
В документе также важно прописать структуру взаимодействия отделов: кто кому приносит договор, кто каким образом согласовывает его и т.д. Менеджер регистрирует договор в финансовом отделе после получения согласования от всех согласующих.
Регламент по соблюдению должной осмотрительности
Также нужно разработать такой локальный нормативный акт, как регламент соблюдения принципа должной осмотрительности. Любая проверка обычно начинается с того, что компанию просят предоставить какой-нибудь документ, свидетельствующий о проявлении организацией должной осмотрительности.
Одного регламента по согласованию договоров будет явно недостаточно. Нужно еще разработать регламент по должной осмотрительности. Его структура в целом включает несколько частей:
После того, как собрана и проанализирована информация о контрагенте, можно составить карточку налоговой безопасности. Ее нужно хранить в компании, так как, по сути, это досье на контрагента.
Риски непроявления должной осмотрительности
В Письме ФНС России от 23.01.2013 № АС-4-2/710@ говорится о том, какие риски влечет непроявление должной осмотрительности. Прежде всего организация рискует столкнуться с проблемами в финансово-хозяйственной деятельности:
Чтобы избежать неблагоприятных последствий, следует внимательнее выбирать контрагентов.
Для ручного сбора и анализа информации о компаниях из общедоступных источников потребуется много времени. С помощью сервиса Контур.Фокус это можно сделать за несколько минут. Он автоматически выявляет информацию, которая требует подробного изучения.
Четыре правила для бизнеса
С учетом требований к проверке контрагентов эксперты советуют компаниям соблюдать несколько правил.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Контрагент
Объяснение контрагентов
Термин «контрагент» может относиться к любому субъекту на другой стороне финансовой операции. Это могут быть сделки между частными лицами, предприятиями, правительствами или любой другой организацией. Кроме того, обе стороны не обязательно должны иметь равное положение в отношении типа участвующих субъектов. Это означает, что физическое лицо может быть контрагентом компании и наоборот. В любых случаях, когда выполняется общий договор или заключено соглашение об обмене, одна сторона будет считаться контрагентом или стороны являются контрагентами друг для друга. Это также относится к форвардным контрактам и другим типам контрактов.
Ключевые моменты
Типы контрагентов
Контрагентов по сделке можно классифицировать несколькими способами. Наличие представления о вашем потенциальном контрагенте в данной среде может дать представление о том, как рынок, вероятно, будет действовать на основе вашего присутствия / ордеров / транзакций и других трейдеров аналогичного стиля. Вот лишь несколько ярких примеров:
Контрагенты по финансовым операциям
В случае покупки товаров в розничном магазине покупатель и розничный торговец являются контрагентами по сделке. С точки зрения финансовых рынков, связь с продавцом и покупателем облигаций являются контрагенты.
В определенных ситуациях в процессе транзакции может существовать несколько контрагентов. Каждый обмен средствами, товарами или услугами для завершения транзакции может рассматриваться как серия контрагентов. Например, если покупатель приобретает розничный товар через Интернет для отправки на дом, покупатель и розничный продавец являются контрагентами, как покупатель и служба доставки.
В общем смысле, каждый раз, когда одна сторона предоставляет средства или ценные вещи в обмен на что-то от второй стороны, существуют контрагенты. Контрагенты отражают двусторонний характер сделок.
Риск контрагента
В отношениях с контрагентом существует врожденный риск того, что одно из вовлеченных лиц или организаций не выполнит свои обязательства. Это особенно актуально для внебиржевых (OTC) транзакций. Примеры этого включают риск того, что продавец не предоставит товар или услугу после обработки платежа или что покупатель не оплатит обязательство, если товары будут предоставлены первыми. Это также может включать риск того, что одна из сторон откажется от сделки до совершения сделки, но после достижения первоначального соглашения.