Что включает в себя понятие коллектива
Признаки коллектива
Введение
Воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Эффективность такого воспитания обуславливает также тот факт, что общественное мнение чаще всего имеет для человека большое значение. Следовательно коллектив обладает значительным влиянием на личность. Это влияние можно эффективно использовать в воспитательных целях.
Вопросу коллективного воспитания посвящены работы великого педагога А.С. Макаренко. Наследие Антона Семёновича давно и заслуженно стало классикой отечественной и мировой педагогики. Технология жесткого коллективного воспитания опиралась на советскую идеологию. Общественный строй поменялся. Но технология А.С. Макренко сохраняет свою актуальность. Его система стала некой базой, которую, вполне можно адаптировать и использовать сегодня. Воплощение его идей во многих образовательных и воспитательных учреждениях, как показывают примеры, дает замечательные результаты.
Основная часть. Понятие коллектива
Существует большое количество определений понятия коллектив. Рассмотрим далее некоторые из них.
Признаки коллектива
Рассмотрим их:
1. Общая социально значимая цель.
2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
4. Общий выборный руководящий орган.
Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.
Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.
Таким образом, понятие коллектив имеет множество значений и определений. Обобщенно можно сказать, что это группа людей, объединенная общей деятельностью для достижения общих целей.
Понятие коллектива, разновидности, классификация
Коллектив — определение
Коллектив (от латинского collectivus — собирательный) — группа людей, которую объединяют совместные цели и деятельность, играющая важную роль для общества.
Выделяют 2 признака коллектива:
Преимущественными характеристиками коллектива выступают:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Коллектив должен иметь выраженную структуру. Разновидности структуры:
Виды коллективов
Классификация коллективов происходит по нескольким параметрам:
Однородные и разнородные
По составу коллективы делятся на:
Различия в составе коллективной группы могут касаться половой принадлежности, возраста, уровня образования, профессии.
Гетерогенные группы отличаются эффективностью при выполнении задач повышенной сложности и в сфере выполнения творческих проектов.
Гомогенные команды подходят для достижения простых целей. В таком коллективе за сч е т схожести быстрее устанавливается дух сплочённости. Но остро проступает конкуренция, что может приводить к возникновению конфликтных ситуаций.
Для достижения наибольшей эффективности, рекомендуется создавать группы из разноплановых личностей.
Официальные и неофициальные
Существует разделение по статусу на официальные и неофициальные коллективы. К первым относятся официально оформленные группы, которые обязаны подчиняться определ е нным правовым нормам и законам. Неофициальные строятся на высказанном или не высказанном желании о сотрудничестве. Юридически они не закреплены.
Формальные и неформальные
По характеру внутренних связей выделяют типы: формальные и неформальные. В группах первого вида отношения заранее прописаны и регламентированы занимаемой должностью. В неформальных группах взаимоотношения складываются непринужд е нно и характеризуются возникновением дружеских связей.
Добровольные и принудительные
По способу комплектования (степени свободы) коллективные группы можно разделить на добровольные и принудительные. Данный параметр рассматривается с двух сторон.
В первую очередь, это процесс вхождения в коллектив. Человек может по собственному желанию стать участником группы по интересам. Или членство в команде является выполнением гражданских обязанностей индивидуума.
С другой стороны, рассматривается активность, проявляемая участником в группе. Она может быть постоянной или периодической. Это так же позволяет человеку участвовать в коллективной деятельности разных групп, распределяя свое время.
Временные и постоянные
В зависимости от сроков существования, коллективные группы бывают:
Разделение в соответствии с выполняемыми функциями
Группы могут создаваться для достижения определенной цели (инструментальные) и общения по интересам (эмоциональные). Внутри коллектива выполнение функций реализуется в разделении труда. При формировании коллективного объединения руководству необходимо учитывать возможность сотрудников взаимозаменять друг друга.
Малые и большие
В данном случае акцентируется внимание не на точном количестве участников, а на их возможности поддерживать связи между собой. Члены большого коллектива не обладают полной информацией друг о друге. В малом сослуживцы хорошо знакомы между собой, что позволяет такой группе быть более гибкой и эффективной.
Большой коллектив характеризуется четкой связью общих и индивидуальных задач, способностью быстро решать однотипные, повторяющиеся задания. Имеется возможность замены участника такой группы.
Малые коллективы с существующими эмоционально окрашенными взаимоотношениями между участниками называются первичными. Состав их колеблется от 2 до 5 человек, объединенных общими интересами, неформальным контролем деятельности. В случае замены одного из участников, такая группа разрушается.
Отдельной разновидностью коллективного образования является команда, которая создается из людей с различными профессиональными навыками для решения конкретных задач.
Как развивается коллектив, этапы
В процессе развития коллектива происходит непроизвольное распределение сотрудников на производственные роли.
Различают следующие периоды в развитии коллектива:
Притирка
Характеризуется образованием группы, процессом знакомства и адаптации. В этой фазе происходит налаживание межличностных и деловых контактов, проявляются симпатии, антипатии.
Борьба за позиции
Этот этап характеризуется попыткой некоторых сотрудников, освоившихся в новом коллективе, занять доминирующие позиции. Часто происходит образование противоборствующих группирований, возможны стычки и конфликты между ними. Каждая стремится стать лидером. Наиболее ярко проявляются личные качества сотрудников. Иногда эта фаза развития приводит к смене центровой фигуры коллектива или к полному расформированию группы.
Результативность
Отношения стабилизируются, что способствует росту потенциала. Появляется мотивация работать для достижения определенных результатов. Рассматриваются различные методы, шаги для повышения производительности труда, желание экспериментировать. Все это приводит к достижению высоких результатов.
Эффективность
Нарабатывается опыт успешной деятельности. Теперь решаются вопросы рационального использования времени и ресурсов. Командный дух укрепляется, появляется гордость за победные результаты коллективного труда. Сплочённость группы уже реальна. Лидерские, управленческие функции для повышения эффективности и в зависимости от выполняемой цели переходят от сотрудника к сотруднику. В этой фазе вероятен творческий подход к решению возникающих проблем.
Мастерство
Коллектив достигает пика своего развития, характеризуется налаженными межличностными связями. Взаимоотношения переходят на неформальный уровень, что не сказывается на снижении эффективности деятельности. Участники оцениваются по качеству проделанной ими работы. Такая группа является слаженным, высокоорганизованным механизмом, способным в короткие сроки устранять разногласия и недочёты. Растет уровень достижений и профессионализма.
Старение
Смерть (расформирование)
Наступает реорганизация или расформирование коллектива. Участники трудоустраиваются в другом месте. В других случаях организация прекращает свое существование в связи с уходом лидера. Иной руководитель, со своим стилем и видением рабочего процесса, не воспринимается устоявшейся группой людей. Эффективность деятельности на данном этапе низкая, поэтому рекомендуется максимально ускорить процесс расформирования образования.
Суть коллектива по А.С. Макаренко
Большой вклад в исследование темы коллектива внес советский педагог А. С. Макаренко. Он сформировал законы коллектива и принципы его развития, выделил основные этапы становления.
Основной теорией в учении писателя является выделение воспитательной и педагогической роли коллектива. По его мнению, формирование отношения к жизни, моральных норм и становление личности ребенка происходит в процессе коллективной деятельности. Эти теории воспитания педагог внедрял в своих учреждениях, основанных на принципе объединения воспитания с трудовой деятельностью.
Макаренко выделял следующие принципы и законы в коллективе:
Влияние коллектива на развитие личности
Коллектив является отражением общественных норм и правил. Именно в процессе коллективной деятельности происходит целостное и разностороннее формирование личности. Человек перенимает моральные установки, настрой группы, в которую он входит. Мнение коллектива является важным фактором, влияющим на поведение и поступки личности.
Процесс становления личности в коллективе зависит от влияния определненных педагогических форм:
Значение влияние коллектива на индивидуума может быть осознаваемым и неосознаваемым. Иногда человек меняется под действием коллектива, не замечая этих перемен сам. В случае осознанных изменений коллектив становится побудительной силой для дальнейшего саморазвития личности.
Результатом воздействия коллектива на личность могут быть изменения:
Понятие коллектива в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие коллектива и требования к нему
Коллектив – это определенная группа лиц, объединенных с целью совместной деятельности, которая является необходимой и важной для значительного количества людей, не обязательно, являющимися членами этого коллектива.
В коллективе формируются особые межличностные отношения, характеризующиеся высоким уровнем сплоченности, самоопределением личности, коллективистской идентификацией, высокой референтностью по отношению друг к другу участников коллектива, объективностью в принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
К коллективу предъявляются требования следующего характера:
Основные критерии коллектива
Наличие коллективистских отношений в определенной группе характеризуется следующими критериями:
Готовые работы на аналогичную тему
Групп, которые бы полностью отвечали всем перечисленным критериям коллектива, в реальности практически нет. Большинство реальных малых групп находится в промежутке между группой слаборазвитой и высокоразвитым коллективом. При этом по отдельным социально-психологическим критериям данные группы могут называться коллективами, но по другим не дотягивают до этого статуса. Модель, соответствующую всем параметрам, следует рассматривать как идеал, к которому следует стремиться коллективу в процессе развития.
Жизненный цикл коллектива
Процесс становления группы двигается по синусоидальной линии, а не по восходящей прямой, испытывая падения и взлеты.
Имеется определенная зависимость: любая группа на пути своего развития в качестве коллектива обязательно имеет период временного спада. На начальном этапе развития коллектива наблюдается подъем, затем сменяющийся заметным спадом. При сохранении себя как группы снова следует подъем, но на уровень ниже первоначального. Временный психологический спад является следствием трансформации межличностных отношений между участниками группы. Первоначально они строятся на основе эмоций, а затем обретают значение, деловые качества участников группы. Данные качества могут быть различны. Это приводит к определенным трениям во взаимоотношениях. Успешное преодоление этих трений выводит коллектив на более высокий уровень развития.
Сущность понятия «коллектив». Значение коллектива для развития личности.
Слово коллектив происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus – собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т.е. некоторая целостность, единство.
Давая педагогическое определение коллектива, Н.К.Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой».
Более детально определил сущность коллектива А.С.Макаренко, который писал, что «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.
На основе анализа существующих в педагогике и психологии характеристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллектив – это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.
Более полно коллектив можно представить через следующие характерные черты:
1. постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);
2. включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;
3. формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива;
4. выработка правильного общественного мнения;
5. появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;
6. организация действенной работы органов самоуправления;
7. мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.
Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:
1. организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);
2. воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);
3. стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).
Наукой выделены виды и структура коллективов. Различают первичный и вторичный коллектив. Первичный коллектив – это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т.п. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. В системе образования это коллективы школ, лагерей отдыха. В школьной практике применяются различные формы связи первичных коллективов с общешкольным: участие в общественно полезном труде в школе и вне ее, в общешкольных соревнованиях, акциях, конкурсах, праздниках, смотрах, тематических вечерах, дежурстве по школе и т.д. На основе взаимодействия учащихся различных коллективов расширяются межколлективные связи школьников, организуется взаимопомощь в работе, происходит обмен социальным опытом; формируются организаторские, исполнительские, коммуникативные и другие умения воспитанников. Для организации различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления, в которых школьники выступают как в роли организаторов, так и исполнителей. Уже в первичном коллективе имеется определенная структура: актив класса, органы самоуправления, система временных и постоянных обязанностей и поручений. Деловые, коллективистские отношения накладываются на межличностные. Коллективистские отношения – это отношения между членами коллектива, определяемые тем, как они относятся к общим целям и делу коллектива и какие ценности, нравственные нормы регулируют их жизнь. А.С.Макаренко называл их отношениями ответственной зависимости, подчеркивая единство взглядов, идеалов и верность долгу, общему делу. Эти отношения лежат в основе закона параллельного действия – в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, через коллектив.
Коллектив школьников является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и формирование ее нравственных качеств и ориентиров. Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения, создает условия для развития организаторских умений и способностей, учит сотрудничеству. Однако влияние коллектива как воспитывающей среды не является односторонним и может быть противоречивым. Будучи активным, каждый ученик, входящий в коллектив, сам может влиять на него, стремясь изменить коллектив в соответствии со своими нормами жизни. По существу, это еще один не менее важный закон воспитания в коллективе: если воспитанник не станет активным участником совершенствования жизни коллектива, то не будет и положительного коллективного воспитания.
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.[4,41]
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
Но сегодня содержание воспитательной работы постепенно перестраивается в отношении коллектива. Он больше не считается главным дисциплинарным органом, подспорьем воспитателя в решении возникающих проблем. Да, несомненно, детей нужно воспитывать жить вместе, сотрудничать, сообща решать возникающие проблемы. Но ни один свободный, независимый человек не подчиняется никакому коллективу. Этим принципиально отличается взгляд на демократическое воспитание и воспитание коллективистское, способное, как теперь многие признают, лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.