Что включает в себя план внеурочной деятельности по обж

Рабочая программа по внеурочной деятельности ОБЖ

Формирование культуры безопасности жизнедеятельнос­ти является одной из ценностных составляющих, способству­ющих познавательному и эмоциональному развитию ребен­ка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Примерная программа по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности (далее — Примерная программа) должна включать в себя формирова­ние компетенций, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.

Значительные возможности по формированию КБЖ за­ложены не только при проведении тематических уроков, но и во внеурочной деятельности. Основным условием органи­зации процесса обучения безопасному поведению является реализация его не как отдельного самостоятельного процесса, а как формообразующего стержня функционирования педагогических систем, которыми являются образователь­ное учреждение, коллектив педагогов, воспитанники и их родители. Только в этом случае возникает комплексная система деятельности, оптимально приспособленная к функционированию как самого образовательного учрежде­ния, так и системы образования в целом.

Цель и задачи программы

Основой для выдвижения цели является социальный за­каз, понимаемый как требование со стороны общества и го­сударства к содержанию образования и качествам формиру­ющейся в образовательной системе личности.

Основной целью Примерной программы является фор­мирование культуры безопасности как качества личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопас­ных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности вы­страивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.

Основными задачами Примерной программы являются:

привитие основ культуры здорового образа жизни, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

формирование знаний о негативных факторах, нанося­щих вред здоровью детей;

формирование компетентных знаний, умений и навы­ков в области безопасности жизнедеятельности;

патриотическое, нравственное и физическое воспита­ние;

формирование социальной активности и четкой граж­данской позиции;

формирование социально значимых навыков в про­цессе коллективной коммуникативной деятельности, фор­мирование опыта социально значимой деятельности;

формирование законопослушного поведения и право­вой культуры.

Изменения, внесенные в программу

В научно-педагогической литературе вопросы безопас­ности представлены достаточным количеством методичес­ких пособий, обобщающих опыт педагогов-практиков, но только по конкретным направлениям (пожарная безопас­ность, безопасность дорожного движения и т.д.). Данная Примерная программа является комплексной, в ней после­довательно рассматриваются вопросы пожарной безопас­ности, правила поведения в условиях чрезвычайных ситуа­ций, безопасности в быту и другие вопросы, направленные на обеспечение безопасности детей, сохранение и укрепле­ние их здоровья. В связи с тем, что в первом классе не было отведено отдельного часа для изучения основ безопасности жизнедеятельности, проведена корректировка программы. Разделы: безопасное поведение на улицах и дорогах, безопасное поведение дома, пожарная безопасность и поведение при пожарах являются актуальными в жизни младшего школьника, поэтому для их изучения были выделены часы.

В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, днями здоровья, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Оценка полученных знаний в области безопасности жиз­недеятельности осуществляется во время проведения игр и бесед, при судействе конкурсов и викторин, просмотре сце­нического и художественно-декоративного творчества де­тей. Одним из критериев усвоения вопросов безопасности является успешное участие детей в соревнованиях меж­школьного, районного и последующих уровней.

Система внеурочной деятельности не подразумевает оценку деятельности воспитанников, но широко применяет поощрения в различных формах: призы, грамоты, благо­дарность и др.

Формы и средства контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные контрольные работы, тестирование, а также практические работы (индивидуальные и групповые), которые позволяют вырабатывать у учащихся необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.

Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание (последовательное, логическое описание объекта или явления, раскрывающее их существенные признаки и свойства) и рассказ-рассуждение (проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации).

Практические самостоятельные работы имеют огромное значение при проверке знаний и умений учащихся использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации.

Общая характеристика учебного предмета

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Формирование ОБЖ во внеурочной деятельности долж­но проводиться на основе патриотического воспитания, соци­ализации личности, развития лидерских качеств, социаль­ной активности и гражданственности. С учетом специфики внеурочной деятельности в данной программе используются такие формы работы, которые обеспечивают событийный подход и постоянное подкрепление теоретических положе­ний практической деятельностью.

В целях формирования функциональной грамотности и актуальных умений в Примерной программе учитывается необходимость привития обучающимся навыков действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе умение оказывать поддержку, обращаться за помощью, взаимодействовать с людьми, конструктивно реагировать на неудачи, действо­вать решительно, оценивать свои возможности, эффективно и безопасно пользоваться домашними приборами.

Формы и режим занятий

Для более полного и качественного усвоения материала по тематике безопасности жизнедеятельности рекомендуют­ся следующие формы проведения занятий во внеурочное время: занятия-сказки, занятия-викторины, брейн-ринги, комбинированные занятия, самостоятельные занятия, заня­тия-экскурсии, игры-тренировки в составе класса, практи­кумы (практические занятия по отработке навыков поведе­ния в опасных ситуациях и оказания само- и взаимопомощи). На усмотрение педагога формами занятий могут быть также целевые прогулки, напоминание, ситуативный разговор, сюжетно-ролевые игры, моделирование, ведение календа­ря, игры-экспериментирования.

Формы работы являются общими для различных про­грамм, они характеризуют процесс, а не его содержание.

Например, экскурсия в пожарную часть может быть решена как длительная культурно-досуговая программа, включаю­щая в себя комплекс мероприятий: интерактивную беседу с просмотром видеосюжета, музыкальный конкурс, мастер- класс по изготовлению сувениров для пожарных, собствен­но посещение пожарной части и т.д.

Занятия-экскурсии целесообразно организовывать для изучения соответствующих тем и при наличии дополни­тельного времени.

Особенность культурно-досуговых программ дополнитель­ного образования в том, что овладение знаниями происходит в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и их взаимодействия в ходе подготовки и проведения меропри­ятия. При проведении большинства культурно-досуговых программ реализуется модель «развлечение + обучение».

Огромный потенциал внеурочной деятельности заложен в творческих конкурсах по теме обеспечения безопасности жизнедеятельности. Так, например, школьник, продумы­вая рисунок, макет или выступление, оказывается в про­блемной ситуации, вынуждающей его вспомнить, повто­рить и закрепить правила безопасного поведения. Данная деятельность важна и с социально-педагогической точки зрения — ребенок учится общаться, получает социальный опыт, повышает свою самооценку и уверенность в своих возможностях. Данные конкурсы не требуют от участников специальной пожарно-прикладной и спасательной подго­товки, открывая дорогу детям, имеющим желание реализо- вываться в творческом направлении (игра на сцене, изго­товление костюмов и декораций).

При решении проблем, связанных с поиском иннова­ционных программ обучения детей младшего школьного возраста, целесообразным представляется использование классических схем, хорошо зарекомендовавших себя в ди­дактике.

Обучение младших школьников через игру является из­вестным методическим подходом (Д.Б. Эльконин, В.Л. Да­нилова, П.Я. Гальперин). Обучающие игры — это метод и форма организации учебной деятельности, характеризую­щаяся наличием двух блоков целей и задач: педагогических (образовательных, воспитательных, развития личности) и игровых. Есть игровой результат (тематический сувенир за участие в игре-конкурсе) и есть педагогический результат (сформированный алгоритм действий). Соответственно и мотивадия участников также характеризуется двуплано- востью: желание достижения конкретного игрового резуль­тата и познавательная мотивация, направленная на эффек­тивность учебной деятельности. Педагогической задачей в данном: аспекте является создание в процессе игры мотива- ционной системы, в которой познавательные мотивы будут играть доминирующую роль в общей системе мотивации. Целью таких мероприятий является как творческое осмыс­ление полученных знаний в области КБЖ, так и монито­ринг уровня усвоения теоретических знаний.

Данная методика в настоящее время получила широкое распространение и педагогическое обоснование. В данном случае мы в какой-то степени пытаемся облегчить процесс «погружения» обучающихся в круг терминов, в предметно- вещево й мир профессии пожарного-спасателя и чрезвычай­ных ситуаций через творческую и игровую деятельность.

Наиболее востребованной игровая методика становится при работе с младшим школьным возрастом, который явля­ется временем активного творческого поиска ответов на волнующие ребенка вопросы. Используя игры при обуче­нии безопасности школьников младших классов, необходи­мо учитывать ряд психолого-педагогических особенностей данного возраста, в частности, значимость публичного одоб­рения в присутствии товарищей его поступков и достиже­ний, че*рез соревнование со сверстниками, через многие дру­гие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.

Игровая деятельность дает возможность ребенку самому оценить полученные навыки и предоставляет возможность педагогического наблюдения в целях мониторинга успеш­ности усвоения им навыков в области безопасности.

Младшим школьникам свойственны трудолюбие и само­стоятельность, развитая способность к саморегуляции, спо­собность часами в одиночку заниматься любимым делом (Л.Ф. Обухова), в том числе играть в настольно-печатные игры, шгры-пазлы и т.д. Педагог может вместе с детьми раз­рабатывать и изготавливать простейшие дидактические игры. Интерес детей к занятиям с использованием данных форм будет намного выше.

Например:Достаточно проста в исполнении небольшая дидакти­ческая игра «Узнай дорожный знак».

Для игры необходимо иметь несколько комплектов кар­точек, изображающих основные дорожные знаки (пешеход­ный переход, светофор и т.д.). Педагог предлагает играю­щим рассмотреть знаки, обращает внимание на их форму, цвет, содержание. В игровых комплектах на обратной стороне каждого знака приведено его название и краткая характеристика, эта информация используется до нача­ла конкурса. Затем играющие, индивидуально или в соста­ве команды по 3—5 человек, по очереди называют знак, ко­торый показывает педагог на карточке или с помощью мультимедиасистемы. Побеждает команда, сумевшая уз­нать больше знаков.

Другой вариант игры заключается в том, что играю­щим предлагается с помощью карточек оснастить знака­ми пожарной безопасности схему или макет здания. По­беждает команда, выполнившая работу быстро и правильно. Практика показывает, что данная игра поль­зуется успехом у детей младшего школьного возраста.

К дидактическим играм относятся задания учебных по­собий «Дорисуй рисунок», «Помоги найти безопасный вы­ход», «Укрась елку безопасными игрушками», «Кто из де­тей действует неправильно».

Воспитатель группы продленного дня может организо­вывать сюжетно-ролевые игры, логически связанные с тема­ми, изучаемыми на уроках «Окружающий мир». Занятия в 1 классе по темам «Беспорядок» и «Воспитание» можно провести как сюжетно-ролевые игры по мотивам сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» или В. Коростылева «Ко­ролева Зубная щетка».

Викторины (познавательные, познавательно-развлека­тельные, интеллектуальные) развивают умение находить оригинальные решения, что и требуется для обучения детей в области безопасности жизнедеятельности. Для проведения викторины педагог использует задания рабочей тетради, а также может предварительно составить дополнительные вопросы по теме. Викторина проводится как соревнование учеников, которые получают баллы за правильные ответы.

Брейн-ринг — вид более сложной викторины, это сорев­нование двух команд, которые должны дать ответ на вопрос за определенное время и получить за это зачетные очки. Для проведения брейн-ринга также требуется подготовка вопросов по теме.

Игры-тренировки и практические занятия проводятся для отработки навыков поведения и правильных действий в опасных ситуациях в быту, школе, на улице и на природе, а также для изучения основ оказания само- и взаимопомощи.

Внеурочная деятельность, как уже указывалось, подра­зумевает привлечение родителей к формированию культу­ры безопасности в рамках семейного воспитания детей и подростков. Большой интерес представляют конкурсы се­мейных команд с элементами спасательной тематики, про­водимые в рамках праздничных программ.

Хорошо себя зарекомендовала методика «Встречи с ин­тересными людьми», когда на занятие приглашаются спе­циалисты и сотрудники МЧС России. Присутствие значи­мого взрослого, к тому же в красивой форме, включает психологические механизмы активизации познавательной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные учебные умения и действия: формируется умение оценивать жиз­ненные ситуации с точки зрения безопасности; самостоятельно формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия: второклассники с помощью учителя определяют цели своей деятельности, последователь­ность работы по плану; отличают верно выполненное задание от выполненного неверно.

Познавательные универсальные учебные действия: обучающиеся учатся с помощью учителя выдвигать предположения о факторах безопасной жизнедеятельности и осуществлять их проверку; ориентироваться в своей системе знаний о составляющих безопасной жизнедеятельности (отличать новое от уже известного); пользоваться доступными источ­никами информации; выстраивать в устной форме речевое высказывание о своих знаниях, умениях, направленных на безопасную жизнедеятельность.

Коммуникативные универсальные учебные действия: обучающиеся с помощью учителя учатся выражать свои мысли, объяс нять свою позицию по вопросам безопасной жизнедеятельности (ОБЖ).

Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, в которой изложены название и последовательность подачи учебных тем, а также количество часов, отводимых на прак­тические и теоретические занятия.

Источник

Программа внеурочной деятельности по ОБЖ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

Педагогическим советом школы

Протокол №1 от 31.08.2015г.

Приказ № _______ от _________2015г.

Внеурочной деятельности по ОБЖ

Составитель: учитель Костин С. И.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся среднего звена. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из обучающихся разных классов.

Актуальность. Главными задачами обучения в школе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, поэтому в одиночку с ними не справиться. В обществе обеспокоенность вызывает рост преступности в отношении несовершеннолетних, опасность стать жертвой несчастного случая или чьей-то халатности, кажущейся безысходностью перед судьбой.

Стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии на производстве. Правильное поведение нередко спасает даже в самой, казалось бы, безысходной ситуации. Безусловно, если человеку грозит беда, у него срабатывает инстинкт самосохранения, и он пытается спастись любым путём. Однако нередко, движимый этим инстинктом, он теряет самообладание.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же ситуации.

Чем труднее ситуация для ребёнка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. Возникает необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в обществе, выработать автоматизм безопасного поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе. Важно организовать такой процесс профилактической работы, который дал бы обучающимся возможность получения полезных знаний, а также в ходе разнообразной профилактической работы прививать устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации.

Цель: привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации.

изучить правила безопасного поведения (ПДД, ПББ, ПБП при ЧС различного характера) с учетом возрастных особенностей обучающихся;

формировать чувство ответственности за личную и общественную безопасность;

развивать коммуникативные качества личности для ответственного и осознанного поведения во время экстремальных ситуаций;

привитие навыков оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях.

Предполагаемые результаты реализации программы

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, к личной безопасности и безопасности окружающих. О своение знаний о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера. Принятие правил поведения во время техногенных аварий. Знания о первой помощи пострадавшим при различных ЧС. Выработка умений общаться со сверстниками и взрослыми.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): Создание поведенческой модели, направленной на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, оказывать посильную первую помощь, ориентироваться в окружающем пространстве. Воспитание ответственности у обучающихся за своё поведение. Умение применять полученные знания о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера. Реализовывать знания о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства. Ориентироваться в дорожных ситуациях. Оценивать своё поведение на дорогах. Воспитание у обучающихся сформированного чувства ответственного отношения к правилам личной и общественной безопасности.

Примерное содержание занятий

Раздел 1. Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность.

ЗОЖ- основа личной и общественной безопасности.

Вводное занятие. ЗОЖ- основы личной и общественной безопасности нацеливает обучающихся на осознанное принятие норм ЗОЖ для обеспечения прежде всего личной безопасности должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Пожарная безопасность- Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, познакомить с рекомендациями специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Поведение практических тренировок и практических занятий по темам. Причины возникновения пожаров. Вызов пожарной службы.

Пожар, возникший от костров. Пожар в жилом помещении.

Поведение во время пожара. Оказание первой помощи.

Посещение пожарной части. Практическое занятие: эстафеты, способствующие закреплению правил поведения при пожаре. Практические занятия: закрепление терминов по пожарной тематике. Игры, посвящённые труду людей, связанных с пожарной охраной.

Раздел 2. Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность.

Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы-анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности». Знакомство с историей ПДД. Развитие дорожной грамотности детей. Подвести учащихся к мысли о необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков. Воспитание ответственности у детей за своё поведение. Обучающие должны знать: Дорожные знаки. Сигналы светофора. Виды транспорта. Как безопасно перейти улицу. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта). Обязанности пассажиров. Ориентироваться в дорожных ситуациях. Оценивать своё поведение на дорогах. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.). Предполагается встреча с сотрудниками ГБДД, транспортной милиции.

Раздел 3. Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность.

Главным является развитие у обучающихся чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

ЗОЖ- основа личной и общественной безопасности.

Пожарная безопасность 7 часов

ЗОЖ- основа личной и общественной безопасности.( вводное занятие.)

Юные помощники пожарных.

ЗОЖ- как система разнообразных форм и занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека, Фактическое определение здорового образа жизни — совокупность шагов, действий и стратегий, предпринимаемых в целях достижения

Вести здоровый образ жизни значит взять на себя ответственность за свои решения и сделать правильный выбор в пользу своего здоровья на сегодня и на будущее.

Юный помощник пожарных.

Причины пожаров (детская шалость, неосторожное обращение с огнём).Пожар в общественных местах. Паника. Правила поведения при пожаре. Лесные пожары. Горит хлебное поле. Костры и последствия их разжигания.

Личная безопасность. 1ч

Пожар в общественных местах. Паника. Правила поведения при пожаре.

Оказание первой помощи.

Эстафета «Юные помощники пожарных». 1ч

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *