Что включает в себя перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения в психологии: характеристика
Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми. А как вы строите общение? Всегда ли у вас получается донести свою точку зрения, завоевать доверие собеседника, вызвать желание продолжить диалог? Если нет, механизмы перцепции помогут исправить ситуацию. Вы научитесь видеть человека «насквозь», понимать мотивы его поступков, правильно оценивать его как личность. Сплошные преимущества. Как научиться перцептивному общению?
Что такое перцепция
Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».
Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.
Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.
Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.
Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.
Функции и предназначение социальной перцепции
Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.
К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:
Получается, что перцепция помогает создать образ человека, лучше рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.
Ошибки первого впечатления
Иногда механизмы перцепции или восприятия срабатывают неправильно. К примеру, вы ведете с человеком дружелюбный диалог. Соответственно и образ собеседника складывается такой же. Вы превозносите некоторые его качества. Автоматически считаете его умнее и талантливее вас. Но так ли это на самом деле?
Подобные ошибки возможны и при оценке внешней привлекательности.
Перцептивный компонент
Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.
Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.
Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.
Аспекты
Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.
Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.
Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.
Механизмы социальной перцепции
В психологии выделят 6 механизмов перцептивной стороны общения.
Рефлексия
Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.
Идентификация
Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.
Эмпатия
Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.
Стереотипизация
Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.
Аттракция
Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.
Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.
В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.
Казуальная атрибуция
Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.
Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:
Эффекты межличностного восприятия
В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.
Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:
Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:
Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:
Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:
Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.
Заключение
Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.
Перцептивная сторона общения в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, появляющийся при взаимодействии людей на основании естественного общения и проходящий в форме понимания и восприятия человека человеком.
Перцепция ‒ это отображение индивидом на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.
С точки зрения психологии под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого индивида, осознание качеств другой личности.
Восприятие собеседника может совершаться через представление его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.
С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.
Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.
С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех заключений, к которым мы приходим, зависит эффективность коммуникации с индивидом. Неверное прочтение личности собеседника может спровоцировать недопонимание, конфликтную ситуацию.
Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.
Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.
Функции социальной перцепции
Социальная перцепция ‒ это сложный процесс, во время которого происходит процесс понимания, оценивания людьми объектов социального окружения (людей, общностей, групп).
Готовые работы на аналогичную тему
Вследствие такого процесса в сознании индивида складываются определенные устойчивые образы.
Рассмотрим кратко основные функции перцепции:
Перцептивный компонент
Представленный элемент дает возможность грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника.
На основании приобретенной информации делается заключение об отличительных чертах личности, факторах поступков.
Без перцепции коммуникации были бы довольно нерезультативными и поверхностными. Человек воспринимал бы лишь «внешнюю картинку» ‒ образ оппонента и его слова.
Реальные мысли, поведенческие мотивы, скрытые переживания и многое другое могло быть просто не замечено. Как раз благодаря социальной перцепции возникает возможность верного восприятия окружающих объектов, выстраивания успешного взаимодействия с ними.
В полной мере этот элемент имеет место быть, когда человек освобожден от стереотипов, прежде сформированных убеждений и установок. Они препятствуют объективному оцениванию партнера и сформировывают некоторый образ в сознании, который зачастую далек от действительности.
Также важно не торопиться с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки собеседника. Часто люди делают ложные выводы о собеседнике, с которым не было выстроено длительного общения.
Адекватно дать оценку личности человека можно только вследствие получения полной информации о нем, наблюдения за ним в различных ситуациях повседневной жизни.
Перцептивный компонент дает возможность изменить уже сформировавшееся мнение об индивиде.
Такая возможность отказаться от первичной оценки, возникает вследствие принятия и понимания тех черт собеседника, которые отмечаются у него в данный момент времени.
Характеристика и особенности перцептивной стороны общения
Перцептивная сторона содержит следующие значительные процессы:
Чем выше сформированы перцептивные навыки у личности, тем легче ей создавать коммуникационные процессы с другими членами общества, социальными общностями и группами.
Понимание соответствующих особенностей субъектов общения дает возможность эффективно формировать взаимодействие с ними, избегать появления недопонимания, конфликтных ситуаций.
К особенностям данного процесса необходимо отнести существенное влияние на него возрастного, профессионального, полового, эмоционального, психологического факторов.
Итак, перцептивная сторона общения играет большую роль в процессе взаимодействия людей друг с другом. Умение воспринимать внутренний мир собеседника дает возможность определить его убеждения и спрогнозировать поведение.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 30 04 2021
Что включает в себя перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения – это форма диалога, которая подразумевает создание полного взаимопонимания между собеседниками. Этого говорит о том, что человек должен понимать цели, мотивы и установки своего собеседника, разделять их и принимать его мировоззрение. Подобное взаимодействие приводит к построению правильных межличностных отношений, в основе которых является восприятие одной личности другим индивидом. Давайте ознакомимся с функциями перцептивной стороны общения более подробно.
Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.)
Функции и предназначение
Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении «читать» внутренний мир окружающих людей. Человек, обладающий способностью определять психическое состояние собеседника, сможет выявить его истинное отношение к различным вопросам. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:
Данные функции основываются на работе определенных психических установок. К таким установкам специалисты относят эмпатию, аттракцию и идентификацию. Эти механизмы отвечают за познание и понимание окружающих людей. Помимо этого, в общении используется механизм рефлексии, который можно охарактеризовать как познание собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Последним инструментом является казуальная атрибуция, в задачу которой входит создание прогноза поведения собеседника на основе его модели ведения разговора.
Перцептивная сторона общения включает в себя каждый из вышеперечисленных инструментов восприятия окружающих людей. Давайте более подробно ознакомимся с каждым из этих инструментов.
Характеристика механизмов перцепции:
Понимание чувств, мотивов и желаний окружающих, тесно взаимосвязано с вышеперечисленными механизмами. Следует отметить, что перцептивная сторона общения также связана с такими механизмами, как казуальная атрибуция и рефлексия. Казуальная атрибуция – способ интерпретации эмоций и действий окружающих, при наличии желания определить мотивы выбранной ими поведенческой модели. Рефлексия относится к инструментам самопознания собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Данный механизм подразумевает представление своей личности так, как её воспринимает партнер.
Восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира
Во время проведения исследований, связанных с перцептивной стороной общения, ученые выявили интересный факт. Подавляющее большинство людей имеют склонность приписывать себе коллективные достижения. А неудачи в различных сферах, оправдывают обстоятельствами или возлагают на других людей. Также интересен тот факт, что люди, отрицательно настроенные в отношении своего оппонента, также воспринимаются последними, в негативном свете.
Каждый человек воспринимает окружающих на основе собственного «первого впечатления», которое может являться ошибочным.
Ошибки первого впечатления
В психологии термин «перцепция» используется для описания функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и формирование цельного образа личности оппонента. Согласно мнению ученых, оценка незнакомого человека состоит на половину из ошибочного мнения и на пятьдесят процентов из правильного восприятия. Данный факт можно объяснить влиянием трех определенных факторов, которые оказывают влияние на перцептивную сторону общения.
По мнению ученых, каждый человек совершает определенные ошибки в восприятии окружающих людей. Одной из таких ошибок является неадекватное восприятие отношения собеседника к конкретному индивидууму. Уважительная и доброжелательная манера разговора приводит к тому, что в восприятии окружающих создается образ, состоящий из сплошь положительных характеристик. Также людям свойственны ошибки в оценивании качеств оппонента. В той ситуации, когда собеседник превосходит человека по определенным критериям, создается ошибочный образ более талантливого и интеллектуально развитого человека. Данная ошибка в анализе личности имеет и прямо противоположное восприятие.
Характеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека
Самой важной ошибкой в оценке личности является неправильное восприятие привлекательности человека. Те индивиды, что вызывают интерес своей внешностью или другими индивидуальными качествами воспринимаются как более интересные собеседники. В некоторых случаях таким людям приписываются те качества, что могут быть нехарактерны для их темперамента.
Перцептивная сторона общения – является необходимой составляющей межличностных взаимоотношений. В её состав должны входить:
Стороны общения
Стороны общения тесно взаимосвязаны между собой. Всего выделяют три аспектных стороны коммуникационного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и в качестве особой деятельности. Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.
Перцептивная сторона общения
Стороны общения в психологии подразделяются на перцептивную, так как коммуникации невозможны без взаимопонимания; интерактивную, заключающуюся в потребности индивидов в совместной деятельности и коммуникативную, представляющую собой обмен информацией.
Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Они несут регулятивную функцию. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка постигнуть ход его действий и понять стратегию трансформации поведения, вследствие чего осуществляется построение стратегии собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических характеристик и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, размышлениях, способностях, установках и др. Кроме этого также вырабатывается представление об отношениях, связующих объекты и субъекты восприятия. Другими словами, восприятие другого индивида подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками объекта восприятия, вследствие чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.
В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим. Поэтому при выработке плана взаимодействия каждому беседующему приходится брать в расчет одновременно потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров в ходе оценивания другого, стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной жизни индивиды не понимают реальных причин поведения остальных людей или понимают, но недостаточно. Вследствие дефицита информации люди приписывают другим индивидам причины поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом.
Стороны делового общения тесно взаимосвязаны друг с другом. Умение правильно воспринимать партнера по коммуникации и грамотно интерпретировать воспринимаемую информацию способствует эффективному аргументированию, нахождению нужных доводов, что приводит к результативности беседы.
Интерактивная сторона общения
Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности. Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения, которые регламентируют взаимоотношения субъектов и образуют специфическую систему. О существовании и принятии в обществе регламентирующих норм поведения свидетельствует одинаковое реагирование социума на определенное действие, отличающееся от поступков других. Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.
Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, помогает регулировать поступки при этом, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и несоответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется согласно репертуару ролей, которые играют общающиеся субъекты. Под ролью подразумевается нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая социумом от каждого, занимающего определенную социальную позицию. К таким позициям можно отнести возраст, должность и др. Каждая роль, занимаемая субъектом, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивид может выступать в различных ролях (множественность позиций), что нередко ведет к ролевому конфликту. Взаимодействие субъектов, выполняющих различные роли, управляется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.
Причины конфликтов в коллективной деятельности могут быть детерминированы предметно-деловыми разногласиями и расхождениями в личностно-прагматических интересах. При этом отличительной чертой конфликтных ситуаций второго рода является нагнетание эмоциональной напряженности. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в коммуникациях, которые препятствуют налаживанию успешного взаимодействия беседующих. Смысловым барьером в коммуникационном взаимодействии считается несовпадение смыслов высказанных просьб, требований, приказов для участников общения, что создает преграду для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Более значимую роль смысловые преграды приобретают при педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, различным жизненным опытом, расхождениями в интересах и т.д. Именно поэтому стороны делового общения у делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.
Особую значимость для субъекта, обычно, приобретает связующее звено, объединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее реализации. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести различный смысл. Поэтому при коммуникационном взаимодействии важнейшим значением обладает умение ставить себя на позицию другого участника коммуникаций.
Коммуникативная сторона общения
В случаях, когда под общением понимают обмен информацией, то обычно подразумевают его коммуникативный аспект. То есть в узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и др. Все это вместе можно назвать информацией.
Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, а не простое движение сообщений. Взаимное информирование индивидов предполагает налаживание коллективной деятельности и активный обмен информацией. Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята.
Характер взаимообмена информацией между всеми участниками общения обусловливается возможностью оказывать влияние друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией предполагает обязательное воздействие на партнера по коммуникации. Коммуникативное влияние, возникающее при общении, является не чем иным, как воздействием психологического характера одного субъекта на другого.
Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают по-разному их. Причинами этого могут служить возрастные особенности социальные, политические детерминанты.
В условиях коммуникационного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры, возникающие вследствие отсутствия понимания самой ситуации взаимодействия. Отсутствие понимания может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям можно отнести социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие мироощущения, мировоззрения, миропонимания. В данном аспекте коммуникационное взаимодействие свидетельствует о том, что оно представляет собой лишь сторону общения.
В ходе выстраивания типологии коммуникативных процессов разумным будет воспользоваться определением «направленность сигналов». Данное понятие позволяет выделить аксиальный и ретиальный коммуникативные процессы. Аксиальный процесс представляет собой направленность сигналов единичным приемником информации, другими словами отдельным людям. Ретиальный процесс представляет собой направленность сигналов во множество возможных адресатов.
Информация, распространяющаяся коммуникатором, бывает побудительного типа и констатирующего. Побудительный тип сообщений выражается в репликах просительного, приказного, рекомендательного характера. Она рассчитана на стимулирование какого-то определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть различными. Главным образом, в качестве стимула может выступать активизация, то есть призыв к действиям в нужном направлении и, наоборот, интердикция, то есть призыв, не допускающий некоторых действий, запрет определенных видов деятельности, а также дестабилизация, то есть рассогласование или расстройство некоторых независимых видов деятельности или повелений.
Констатирующие сообщения выражаются в форме уведомления или каких-либо сведений. Они используются в разнообразных образовательных системах и не предполагают непосредственной трансформации поведения и деятельности, однако косвенно способствует этому. Характер информации может быть различным. Так, например, критерий объективности варьируется от безразличного тона преподнесения до включения в формулировку сообщения довольно очевидных элементов убеждения. Вариация сообщения предопределяется коммуникатором – лицом, отправляющим информацию.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»