Что включает в себя оценка обстановки что понимается под прогнозированием обстановки
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах защиты населении, материальных и культурных ценностей и территорий
Под прогнозированием обстановки понимается заблаговременная ее оценка с учетом вероятных условий ведения военных действий или чрезвычайных ситуаций. Для прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяется вероятностный подход.
Полученные результаты прогнозирования используются при планировании мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от ЧС для выработки рекомендаций по повышению устойчивости объектов, а также в ходе учений и тренировок.
Для прогнозирования обстановки используются соответствующие методики. В качестве основного поражающего фактора принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения и его наибольшие параметры. Поражающие факторы ЧС мирного и военного времени, их основные параметры приведены в таблице 3.5.
Вид ЧС (боеприпасов) | Поражающий фактор | Параметры |
Землетрясение | Обломки зданий и сооружений | Интенсивность землетрясения |
Взрыв | Воздушная ударная волна | Избыточное давление во фронте воздушной ударной волны |
Пожар | Тепловое излучение | Плотность теплового потока |
Разрушение плотины | Волна прорыва | Высота волны, максимальная ее скорость; площадь и длительность затопления |
Радиационная авария | Радиационное загрязнение | Доза облучения |
Химическая авария | Токсичные нагрузки | Предельно допустимая концентрация, токсодоза |
Ядерный удар | Ударная волна | Степень поражения города |
Удар обычными средствами поражения | Фугасное действие | Степень поражения объекта |
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон чрезвычайных ситуаций и нанесение их на карту (план).
Под оценкой обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу объектов экономики, жизнедеятельность населения и действия сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оценка обстановки включает решение основных задач по выбору оптимальных действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, работы объектов экономики и жизнедеятельности населения, анализ полученных результатов и выбор наиболее целесообразных вариантов действий, которые обеспечивают минимальные потери (исключают потери) при условии выполнения поставленных задач.
Выявление и оценка обстановки осуществляется в 3 этапа:
Основанием для заблаговременного выявления и оценки обстановки являются сведения, полученные от соответствующих министерств, ведомств и органов Гидрометеослужбы. Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий по защите населения и территорий.
Основанием для прогнозирования являются данные, поступившие от вышестоящих, нижестоящих и взаимодействующих органов управления по делам ГОЧС, объектов экономики и подчиненных сил разведки, наблюдения и контроля с учетом реальных метеоданных.
Полученные результаты необходимы для принятия решения соответствующими председателями КЧС по защите населения и территорий, а также для уточнения задач органам разведки и проведения неотложных мероприятий по защите.
Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях принято называть выявлением и оценкой обстановки по прогнозу.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБСТАНОВКИ
ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях проводится для заблаговременного принятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий, определению сил и средств, необходимых для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Прогнозирование обстановки – это определение характеристик ожидаемой обстановки расчетным путем с использованием принятых математических моделей.
Прогнозирование обстановки включает выявление обстановки и ее оценку.
Иногда под прогнозированием обстановки понимают только получение данных о зонах ЧС – т. е. выявление обстановки, в этом случае говорят о прогнозировании и оценке обстановки.
Под выявлением обстановки понимается:
– сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях;
– определение размеров зон чрезвычайных ситуаций;
– отображение полученных результатов на картах, схемах (планах), ввод в электронные средства обработки информации.
Оценка обстановки проводится с целью определения влияния поражающих факторов ЧС на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и обоснования мер защиты. Оценка обстановки включает:
– определение степени разрушения зданий и сооружений, объектов инфраструктуры, потерь среди персонала и населения, а также влияния обстановки на действия сил по ликвидации последствий ЧС;
– анализ полученных результатов и выбор наиболее целесообразных вариантов действий, которые обеспечивают минимальные потери (исключают потери).
Как правило, выявление и оценка обстановки осуществляется в три этапа (рис. 2.1):
|
– предварительное (оперативное) прогнозирование;
– выявление и оценка фактической обстановки.
Заблаговременное прогнозирование осуществляется до возникновения ЧС. Оно основывается на использовании возможных моделей возникновения аварийных ситуаций и преобладающих среднегодовых метеоусловий.
Данные для прогнозирования получаются от соответствующих министерств, ведомств и органов гидрометеорологической службы.
Результаты заблаговременного прогноза используются при планировании мероприятий защиты населения и территорий и ликвидации последствий ЧС: составляются планы действий в различных аварийных ситуациях, определяются необходимые людские и материальные ресурсы, производится обучение персонала, нештатных формирований, накапливаются материальные средства для защиты и ликвидации последствий ЧС. Результаты заблаговременного прогноза периодически или в соответствии с изменяющимися условиями уточняются.
Предварительное прогнозирование осуществляется сразу же после чрезвычайных событий техногенного или природного характера. Данными для прогноза являются фактические сведения об источнике опасности (например, какие емкости с каким АХОВ разгерметизированы, характер их разрушения и т. п.) и реальные метеоусловия. Они поступают от вышестоящих, нижестоящих и взаимодействующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, с объектов экономики, от подчиненных сил разведки, наблюдения и контроля. Чем более конкретными будут эти сведения, тем более точными будут результаты прогноза. Результаты предварительного прогноза используются в целях:
– уточнения задач подразделениям разведки;
– проведения неотложных мероприятий защиты персонала объектов и населения;
– принятия предварительного решения по защите населения и территорий комиссиями по ЧС;
– подготовки сил и средств, привлекаемых для оказания помощи пострадавшим и ликвидации последствий ЧС.
Выявление и оценка фактической обстановки (по данным разведки) проводится с целью уточнения результатов предварительного прогноза и принятия окончательного решения по защите в ЧС и ликвидации ЧС. Исходными данными для оценки обстановки на этом этапе являются сведения о фактических масштабах чрезвычайного события (разрушенные здания, концентрации АХОВ, уровни радиации и т. д.).
Оценка обстановки заканчивается принятием решения по защите персонала (населения) и ликвидации ЧС. Мероприятия защиты и ликвидации ЧС выполняются в соответствии с решением и при необходимости корректируются по обстановке.
Математические модели, используемые при прогнозе.При заблаговременном и предварительном прогнозировании обстановки в ЧС используются математические модели, описывающие одно из возможных поражающих воздействий:
– барическое воздействие (взрывы – образование ударной волны);
– термическое воздействие (пожары – тепловое излучение);
– токсическое воздействие (аварии на химически опасных объектах);
– радиационное воздействие (аварии на радиационно опасных объектах);
– механическое воздействие (осколки, обрушение зданий, сели, оползни);
– биологическое воздействие (эпидемии).
Эти модели могут быть двух видов: детерминированные и вероятностные.
В детерминированных моделях по заданным исходным данным чрезвычайной ситуации (магнитуда землетрясения, тротиловый эквивалент взрыва и т. д.) рассчитываются параметры негативного воздействия и соответствующие ему степени поражения людей и различных объектов. Например, по рассчитанной интенсивности землетрясения в населенном пункте 7 баллов делается вывод о степени разрушения 3-х этажных зданий – “средняя” (слабые разрушения – при 5…6 баллов, средние –
6…7,5 баллов, сильные –
>7,5 баллов).
В действительности же при определенных параметрах негативного воздействия на однотипные объекты последствия воздействия различны из-за наличия индивидуальных особенностей объектов. Вероятностные модели рассматривают поражающий эффект как случайную величину и параметры ее распределения определяют при статистической обработке данных ранее случившихся аварий и катастроф или экспериментов.
Для барического, термического, токсического и радиационного воздействий зависимости «интенсивность воздействия
– вероятность поражения
» качественно имеют одинаковый вид (рис. 2.2). Плотность вероятности поражающего действия распределена по нормальному или логарифмически нормальному закону. Вероятность поражения, как правило, рассчитывается через «пробит-функцию»
, где
– константы, определяемые для каждого вида воздействия на основе имеющихся статистических данных,
– значение параметра, характеризующего интенсивность негативного воздействия.
Дата добавления: 2016-01-07 ; просмотров: 2628 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Прогнозирование и оценка обстановки
Общие принципы организации ликвидации ЧС.
Действия руководителей и персонала при возникновении ЧС.
Планирование мероприятий защиты.
Прогнозирование и оценка обстановки.
Тема 12 Работа руководителя по обеспечению безопасности персонала
Среди факторов, от которых зависит устойчивость, оперативность управления в РСЧС и ГО, одним из важнейших является прогнозирование, оценка обстановки и принятие решений по защите персонала, населения, производства в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.
В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения чрезвычайных ситуаций – факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.
При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, требуемый состав сил и средств.
Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для некоторых природных бедствий), для заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.
Для прогнозирования обстановки используются соответствующие методики. В качестве основного поражающего фактора принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения и его наибольшие параметры
Поражающие факторы и их основные параметры (пример)
Вид ЧС | Поражающий фактор | Параметры |
Землетрясение | Обломки зданий и сооружений | Интенсивность землетрясения |
Взрыв | Воздушная ударная волна | Избыточное давление во фронте воздушной ударной волны |
Пожар | Тепловое излучение | Плотность теплового потока |
Разрушение плотины | Волна прорыва | Высота волны, максимальная ее скорость; площадь и длительность затопления |
Радиационная авария | Радиоактивное загрязнение | Доза облучения |
Химическая авария | Токсичные нагрузки | Предельно допустимая концентрация, токсодоза |
Для оценки, какой бы то ни было обстановки, сложившейся или грозящей произойти в результате чрезвычайной ситуации, необходимо иметь постоянную (заблаговременную)и переменную исходнуюинформацию об источнике воздействия (поражения) на объект.
Состав постоянной составляющей:
а) полная характеристика потенциально-опасного объекта (территории), включая описания и возможные сценарии развития аварий на объектах и территориях.
б) возможную обстановку последствий аварий, в зависимости от их масштабов и вариантов зоны поражения, распространения продуктов аварий. Зоны техногенного риска при авариях.
в) набор типовых метеорологических ситуаций с приведением наиболее характерных данных вертикальной устойчивости воздуха.
Переменная информация начинает поступать с момента возникновения и развития аварии (бедствия) и должна содержать:
а) наименование, местоположение, характер объекта аварии (бедствия), его фактическое состояние и т.п.
б) данные о характере, масштабах, причине аварии, количестве аварийных (повреждённых) структурных элементов объекта.
в) метеоусловия в очаге (зоне) поражения.
г) другие данные, принимаемые во внимание при прогнозировании и оценки обстановки ЧС.
Из многочисленных очагов массового поражения, возникающих в результате разных стихийных бедствий, наиболее значительными по масштабам последствий являются очаги, образующиеся при землетрясениях и наводнениях, а также при авариях на АЭС и других объектах ядерной энергетики, на предприятиях, имеющих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), и производствах со взрывоопасной и пожароопасной технологией.
Заблаговременное прогнозирование чрезвычайных ситуаций на опасных территориях и опасных производствах, позволит заранее спланировать мероприятия по защите территорий, опасных объектов, производственного персонала и населения, проживающего на опасных территориях и вблизи опасных промышленных объектов.
Радиационная обстановка (РО) — ситуация, сложившаяся в результате радиоактивного заражения местности, оказывающая влияние на деятельность объекта экономики, сил ГОЧС и населения.
Оценку радиационной обстановки на объектах народного хозяйства проводят для определения масштаба и характера радиационного поражения людей, принятия на основе анализа и выводов решения на проведение АСДНР в зоне радиоактивного заражения.
Целью оценки РО является определение возможного влияния РО на работоспособность рабочих, служащих и личного состава НФ ГОЧС, населения, позволяющие своевременно принять меры защиты людей и обосновать решения по организации производственной деятельности объекта экономики и проведению АСДНР в условиях радиоактивного заражения местности.
Оценка РО включает:
определение масштабов и степени радиоактивного заражения местности;
анализ их влияния на деятельность объекта экономики, сил ГОЧС и населения;
выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается радиационное поражение людей.
Радиационная обстановка может быть выявлена и оценена методом прогнозирования или по данным разведки. Выявление РО осуществляется: постами радиационного наблюдения и разведгруппами, звеньями разведки НФ ГОЧС объекта. Они устанавливают время начала радиоактивного заражения, измеряют уровни радиации на местности и определяют границы зон радиоактивного заражения.
Оценка радиационной обстановки при радиоактивном заражении местности является обязательным элементом, обеспечивающим обоснованные решения по защите людей. Фактическая радиационная обстановка выявляется по данным разведки на основании измерений уровней радиации после выпадения радиоактивных веществ. Радиационная разведка ведется постами радиационного и химического наблюдения, группами и звеньями радиационной и химической разведки. Оценка радиационной обстановки включает решение задач по различным вариантам действий персонала предприятий, населения, формирований, выбор оптимального варианта действий, при котором исключаются радиационные потери людей в условиях радиоактивного заражения.
Степень опасности и возможные последствия радиоактивного заражения определяются путем расчета ожидаемых доз облучения людей и сопоставления их с допустимыми нормами. Опасность поражения людей ионизирующими излучениями находится в зависимости от уровней радиации и степени защищенности людей.
Задачи по оценке радиационной обстановки могут решаться аналитическим путем, графическим, но наиболее эффективным способом является решение задач с помощью персонального компьютера по заранее разработанным программам.
Оценка химической обстановки включает решение задач по определению масштабов и характера заражения отравляющими веществами (ОВ), АХОВ их влияния на жизнедеятельность персонала предприятий, населения, формирований.
При решении задач по прогнозированию зон заражения АХОВ при аварии на химически опасном объекте и транспорте определяются следующие параметры зоны химического заражения:
— глубина зоны возможного заражения;
— площадь зоны заражения;
— время подхода зараженного облака к населенному пункту (объекту) с момента аварии;
время (продолжительность) действия источника заражения с момента аварии (время испарения АХОВ).
В комплекс задач по оценке химической обстановки входит определение возможных потерь людей в зоне заражения АХОВ, (из них легкой степени, средней и тяжелой степени с выходом из строя на 2-3 недели и нуждающихся в госпитализации, со смертельным исходом.), мероприятия по защите, спасению и оказанию первой помощи.
При землетрясении прогнозируемые характер и степень ожидаемых разрушений на объекте могут быть определены для различных дискретных значений интенсивности в интервале от величин, вызывающих слабые разрушения подавляющего большинства зданий и сооружений, до величин, вызывающих полные их разрушения.
Масштабы наводнений зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, площади затопления, времени затопления и др., что должно учитываться при прогнозировании характера и степени разрушений на объекте.
Для оценки возможной обстановки на пожаровзрывоопасных объектах необходимо определить параметры возможного взрыва, то есть давление во фронте воздушной ударной волны и степень ее воздействия на здания, сооружения и людей, находящихся открыто на местности. На основе полученных данных оценивается инженерная, медицинская и пожарная обстановка, которая может сложиться при возникновении данной чрезвычайной ситуации.
Решение задач по прогнозированию и оценке обстановки в чрезвычайных ситуациях осуществляется с помощью компьютерных программ или аналитическим путем, что обеспечивает оперативность принятия решений по защите, организации спасательных работ, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.
По результатам оценки обстановки вырабатываются данные, необходимые для обеспечения органов управления объекта необходимой информацией для принятия управленческих решений на:
а) укрытие персонала и населения в защитных сооружениях;
б) принятие контрольных мер по ограничению доступа в зону поражения;
в) проведение профилактических мер;
г) эвакуацию и переселение людей ;
д) дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию и т.д.
Эти решения оформляются в виде планов, приказов, распоряжений и т.д.
Глава 3. § 3.5.Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюдение, контроль и предвидение опасных явлений природы, процессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).
Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их развития, определить масштабы, а также решить задачу предупреждения и организовать ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе лесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.
Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. происходящих на поверхности Земли или в верхней части земной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.
Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирует обстановку в этой области.
Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнозирование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопасности.
Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);
выявление возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и определение размеров зон бедствия;
выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определение временных интервалов;
оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующими нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).
Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются варианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение намеченных задач обеспечивает впоследствии минимальные потери или вообще исключает потери.
Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:
заблаговременное выявление по прогнозу и оценка обстановки по возможным параметрам ЧС с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий;
выявление и оценка обстановки после ЧС;
выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.
Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.