Что включает в себя обучение грамоте дошкольников
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
«Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте«
Описание материала:предлагаю вам консультацию по теме: «Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте».
Данный материал будет полезен учителям логопедам, учителям – дефектологам, а так же воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Обучение грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Педагог считает, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо,потому что:
— требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
— появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
— не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
— физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
• умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только; старался запомнить соответствующие буквы;
• под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
«Как обучать детей звуковому анализу слов»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза.Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
— определение количества звуков в слове;
— фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
— определение места звука в слове.
Уважаемые педагоги (родители,помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные,которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем,что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный
(Снег, зима, лыжи и др.).
2. «Покажи картинку на определённый звук» (слышать звук в начале слова)
3. «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова)
4. «Сколько звуков в слове спряталось?»
5. «Место звука в слове»
Как проводится звуковой анализ слова?
Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три
— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название,а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучениячтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые педагоги (родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.
Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе «Вдохновение» Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.
Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.
Обучение грамоте в детском саду: особенности и приёмы
Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.
Почему нужно обучать грамоте до школы
С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.
Как строится процесс обучения грамоте
Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:
Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова — это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».
Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам
Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.
Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.
Особенности занятий при ограничении здоровья у детей
Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.
Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.
Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде
Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.
Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи
Начало занятия: способы мотивации детей
Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:
Воспитатель может начать занятие так: «Ребята, сегодня мы разберёмся, что такое слово. Вы внимательно слушаете строчки из стихотворения и мне помогаете». Пример стихотворения:
Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)
Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)
Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)
Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)
Есть книжное слово — страница, (А к книжкам какие слова относятся?)
Есть слово лесное — синица, (Таких слов вы наверняка знаете много!)
Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)
Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)
В конце похвалите детей: «Какие мы молодцы. Сколько слов вспомнили».
Если удачным вариантом вам кажется использование загадок, то подберите их так, чтобы ответы начинались с одной буквы.
Таблица: примеры загадок для начала занятия
Хвост красивый, просто диво. Удивительная грива. «И-го-го», скакун — огонь Вас прокатит. Это (конь). | Речку заковал мороз, Поработал он всерьёз! Я помчался вдоль реки, Режут лёд мои (коньки). | Его съесть хотели все, Но попал он в пасть к лисе. Вкусный, маленький клубок В сказке звался (колобок). | Красивый фантик надевает, Во рту так просто вкусно тает. Все дети любят сладость эту, А зовут её (конфета). | Кто нам рано поутру Громко промычит «Му-му»? Кто даёт нам молочка, Маслица и творожка, Чтоб детвора была здорова. Это добрая (корова). |
Закончить можно игровым элементом: «Ребята, вы настоящие умники, все загадки разгадали! Все слова назвали правильно! А вот такой вопрос: чем все эти слова похожи? А теперь игра. Я называю слово. Если оно начинается так, как и наши отгадки, вы хлопаете в ладоши. А если нет, то не хлопаете».
Для того чтобы заинтересовать детей, можно также раздать каждой паре детей набор карточек и попросить ребят назвать словами то, что они видят на картинках. Воспитатель спрашивает: «С какого звука начинаются все слова? А как можно поделить их на две группы? Правильно. Одни слова короткие, а другие длинные. Откладываем картинки с короткими словами влево, а с длинными вправо». Затем воспитатель проверяет выполненное упражнение.
Чтобы увлечь детей в начале занятия, можно использовать картинки
Можно использовать заготовку — сюрприз, театрализацию рассказа, начать с просмотра презентации или обсуждения иллюстрации. Дети с удовольствием участвуют в придумывании новых сказок.
Обучение грамоте в детском саду
Подготовка воспитателя к проведению занятий по грамоте требует особой скрупулёзности. Неправильная подача материала может вылиться в сложности обучения в дальнейшем. Тщательное планирование занятий поможет педагогу избежать ошибок. Разработка плана — конспекта урока, конечно, уже является достаточным этапом планирования. Однако сейчас в образовательных учреждениях предлагается использовать технологические карты занятий. В этом документе не только подробно разрабатываются все этапы занятия, но рассматриваются количественные и качественные характеристики группы. Это даёт возможность проанализировать любой этап занятия, выявить возможные недоработки. Технологическая карта занятия — это довольно объёмный документ, пример разработки можно посмотреть на сайте.
Формы и методы обучения
Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.
Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:
Использование колец Луллия при обучении способствует созданию заинтересованной, непринуждённой атмосферы, обеспечивает восприятие нового материала
При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.
Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.
Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.
Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста
Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.
Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать
Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».
Этапы обучения дошкольников грамоте
Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?
Вторая младшая группа
Задачами этого года являются:
Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.
На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».
Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).
Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).
На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.
Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».
Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке.
Средняя группа
Задачами этого года являются:
Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.
Обучение грамоте в детском саду.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Этапы работы по обучению грамоте.
Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук».
сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
«Где звучит колокольчик?»;
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.
Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы «Овощи» мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
«Назови звук»: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его.
«Покажи звук»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ.
«Назови первый звук в словах: аист, автобус, уши, Ира, обруч».
«Назови последний звук в словах: зима, сапоги, дорога».
«Назови слова со звуком [а], [о] и т.д.»
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:
На этом этапе учим детей слышать гласные звуки, например звук [а]
в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.
в тексте: А ня с А ликом гуляли, в с а ду а стры соби ра ли.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом;
Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]- согласный, звонкий, твёрдый.
Если горлышко звенит,
Значит звонкий звук бежит.
В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.
Знакомим детей с правилом: « Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы:
Покатилось колесо, превратилось в букву О;
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;
А – как лесенка стоит, начинает алфавит;
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
Написать букву в воздухе, на столе;
Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
Вылепить из пластилина, теста;
Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При знакомстве с согласными звуками ведётся работа по звуковому анализу:
обратных слогов (ум, он, ам, ан);
прямых слогов (му, на, но);
односложных слов без стечения согласных (дом, дым, кот);
двусложных слов с прямыми открытыми слогами (кино, вата, духи);
односложных со стечением согласных (стол, крот, мост);
двусложных слов со стечением согласных (скала);
трёхсложных слов с прямыми открытыми слогами (малина).
назвать количество звуков в слове;
назвать звуки по-порядку;
сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
назвать первый звук, последний, третий.
После подробного звукового анализа слова, обозначаем каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложение, словосочетание.
Консультацию подготовила учитель-логопед: Шкурова О.В.
З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Санкт-Петербург, 2007.
С.П. Цуканова, Л.А. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Москва, 2008.
Н.С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Москва, 2009.