Что включает в себя общество структура общества что такое общественные отношения
Понятие общества, общественных отношений и общественной структуры. Сферы общественной жизни
Что же понимается под обществом?
Суммативные системы – это малосвязанные системы (куча камней над дорогой, толпа прохожих людей) и т.д.
Целостные системы – возникают тогда, когда между частями и элементами системы, возникают системообразующие связи, т.е. когда все части и элементы выполняют те или иные функции, направленные на сохранение данной целостности, поддержания её динамического равновесного состоянии. Причём, эти функции контролируются, управляются целостностью. Общество является целостной системой потому, что все его структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной структуры и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой.
Общество является сложной многосвязанной системой. В массовых действиях трудно оценивать общественные события только по отдельным связям. Оценивать приходится по определённой сумме связей, возникающих между людьми, по какому-то свойству. Суммарный эффект связей по какому-либо свойству в науке обозначают отношением.
Политическое отношение складывается из суммы таких политических связей, которые возникают между отдельными депутатами, между парламентом и президентом и т.д.
В обществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, нравственные, религиозные, семейно-бытовые и др.
Общественная структура включает в себя отношения, которые возникают между отдельными людьми, различными социальными группами, между различными общественными и политическими объединениями и организациями, между различными социальными общностями (родом, племенем, нацией, народностями), а также между отдельными сторонами общественной жизни.
В структуре общества выделяют пять основных сфер жизни экономическая сфера, политическая, сфера социально-классовых отношений, сфера семейно-бытовых отношений, сфера духовной жизни.
Все сферы жизни находятся в постоянной взаимосвязи. Изменения в одной сфере, оказывают непосредственное воздействие на все другие сферы, но основу всех сфер жизни и общества в целом составляет сфера экономической жизни.
Каждая из сфер жизни изучается различными общественными науками. Сфера политической жизни – политология; сфера экономической жизни – экономика; сфера семейно-бытовых отношений различными учениями о семье, быте. Сфера духовной жизни изучается множеством частных наук – теория живописи, литература, культурология и др.
Все сферы жизни попадают в поле зрения науки – социологии. История изучает целостное общество во взаимосвязи всех сфер, но в хронологическом порядке, в той последовательности, как совершаются исторические события во времени.
Философия же рассматривает общество, а целостную систему, с учётом общих закономерностей, по которым осуществляется общественное развитие.
Философия рассматривает отдельные сферы жизни общества с точки зрения того, каким общим закономерностям подчиняются эти сферы жизни, какое влияние они оказывают друг на друга и какую роль играют в развитии целостного общества. В поле зрения философии попадают причины, вызывающие общественное саморазвитие, его движущие силы.
Вопросы для самопроверки
1) Что понимается под реальностью общества?
2) Каковы основные компоненты общества?
3) Понятие общественной структуры.
4) В чём заключаются системные характеристики общества?
5) Почему в основе общества лежит коммуникация?
6) Какова роль природной среды в истории общества?
Тема: Общая характеристика сфер
Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.
Что такое общество?
Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:
Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.
Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.
Различные подходы к пониманию общества
В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:
Аристотель
Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.
Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо
Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.
Георг Гегель
Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».
Макс Вебер
Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.
Огюст Конт
Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.
Карл Маркс
Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.
Признаки общества
К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:
Сферы жизни общества
Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.
Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):
Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).
Структура общества
Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:
Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.
Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:
Функции общества
К числу основных функций общества, относятся следующие:
Типы общества
Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
1. Традиционное
Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.
Особенности традиционного общества:
В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.
2. Индустриальное
Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.
Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.
3. Постиндустриальное
Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.
Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.
Науки, изучающие общество
Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:
Что такое Социальная структура общества
Социальная структура общества — в широком смысле это то, каким образом общество организовано, устроено; это внутреннее содержание общества, а также связь между его элементами.
Позже, с появлением классов и слоёв в обществе у термина появилось более узкое значение.
Так, под социальной структурой в более узком смысле понимают организацию только социальных классов и слоёв в обществе и то, как они взаимодействуют.
Если в обществе есть классы и слои, то говорят уже о социально-стратификационной структуре общества или о социальной стратификации: т. е. разделении людей в обществе на разные страты (слои, группы).
Элементы, свойства и функции социальной структуры общества
К основным элементам социальной структуры общества относят следующие:
Социальный статус — это позиция человека в обществе, то, как он выглядит в глазах других людей. На статус влияет возраст, пол, профессия, в какой семье человек родился, замужем/женат, разведён, есть ли дети.
Свойства
Общество — это не отдельный человек, а уже метод организации государства, который имеет свои свойства:
Функции
Структура общества также выполняет определённые задачи.
Типы социальной структуры
Есть несколько теорий выделения типов социальной структуры: на основании различных социальных групп и исходя из исторического развития общества (теория исторических типов).
В зависимости от того, какие существуют социальные группы и какие отношения их связывают, определяют следующие типы социальной структуры:
Теория исторических типов
Согласно этой теории есть четыре типа социальной структуры.
Рабовладельческий | Люди в обществе связаны межу собой системой рабства. Рабы полностью лишены прав и свобод и подчиняются другим людям; подчинение осуществляется с помощью насилия. Сейчас такой социальной структуры в мире нет |
Кастовый | Люди делятся на касты (группы). Каста предписывает социальный статус и даже определяет профессию. Такая принадлежность переходит по наследству, изменить касту нельзя. Эта структура существовала в Латинской Америке, сейчас есть в Индии. Она тесно связана с религией |
Сословный | Присущ для феодального общества. В сословиях различаются права и обязанности людей. Они прописаны в законах и поддерживаются в религиозных догмах. Принадлежность к сословиям тоже передаётся по наследству, но изменить сословие можно |
Классовый | Классы формируются исходя из образования, достатка человека и влиятельности его профессии. Существует свободный переход из класса в класс, он ничем не органичен. Люди равны в правах и обязанностях (прописаны в Конституции). По наследству принадлежность к классу не передаётся |
Виды социальной стратификации
По видам социальная стратификация делится на: политическую, экономическую и профессиональную.
Независимо от разделения люди могут перемещаться внутри общества из одной группы или класса в другие, вверх или вниз по социальной лестнице. Такая ситуация называется социальной мобильностью.
Политическая
Людей разделяет возможность иметь власть, принимать управленческие политические решения и просто участвовать в политических процессах.
Экономическая
Людей делят на классы по престижу, достатку и власти в принятии управленческих бизнес-решений.
Профессиональная
В этом случае главный признак — это насколько человек профессионален, уровень его квалификации. Учёные приводят разные классификации. По одной из них разделение такое:
Общество и его структура.
Социальная философия отличается от социологии как науке об обществе. Социология изучает, главным образом, социальную структуру, социальные отношения и действия. Философия же ставит своей целью решение таких проблем: 1) что есть общество, его происхождение и сущность? 2) как общество связано с природой? 3) как в обществе взаимосвязаны между собой материальная и духовная стороны, объективные условия и субъективный факторы? 4) причины и движущие силы развития общества. 5) характер и направленность общественного развития. 6) Цель и смысл истории.
Что же такое общество? На этот вопрос по-разному отвечали на различных этапах его познания. Разнообразие точек зрения на природу общества можно свести к трем основным подходам (моделям): натурализм, идеализм и материализм.
Натуралистические концепции рассматривают общество, как обособившуюся часть природы. В обществе нет ничего, сверх того, что есть в природе. Высшие формы социального бытия натурализм сводит к низшим, а человека растворяет в природе, лишая его свободной воли. Социальные явления в натуралистических концепциях объясняются исключительно действием природных сил: физических, биологических, психических, географических, космических. Общий принцип этих концепций таков: «Какова природа, таково и общество». То есть природа правит обществом.
Идеалистические концепции, в отличие от натурализма, отрывают общество от природы, чрезмерно его одухотворяя. Абсолютизация духовного фактора означает, что влиянии природных факторов в обществе не существенно. Обществом правит либо мировой дух (объективный идеализм), либо духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм).
Материалистические концепции пытаются преодолеть ограниченность, как натурализма, так и идеализма, Они рассматривают общество как СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ, в котором материальное (природное) и духовное (сверхприродное) тесно взаимосвязаны, однако материальное, в конечном счете, выступает как первичное, определяющее, по отношению к духовному.
В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
1. ОБЩЕСТВО– это выделившееся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), в которой происходит жизнедеятельность, вышедших из природы и неотделимых от нее, людей.
2. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать ее законы, Но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственно основе и согласно собственной логике.
3. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные связи с другими людьми – социальные отношения.
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ –формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри их. Все социальные отношения можно разделить на материальные и духовные. Материальные – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их желания и воли, например, производственные, экономические отношения. Духовные отношения возникают и существуют на основе сознания и личного выбора людей. Люди могут отказаться от одних отношений и установить другие. Это моральные, правовые, политические и др. отношения.
Природа и сущность общества может быть представлена в виде системы.
ОБШЕСТВО КАК СИСТЕМА – упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются люди и социальные группы.
Основные особенности социальной системы. Общество обладает: 1) сложной иерархической структурой; 2) интегративным, объединительным качеством; 3) свойством самоуправляемости; 4) свойством приспособления.
И, наконец, общество – это открытая система, то есть испытывает на себе влияние внешнего мира.
В обществе, как системе можно, в свою очередь выделить подсистемы или сферы. Основные сферы общественной жизни.
Экономическая сфера – система экономических отношений; социальная сфера – отношения между группами людей; политическая сфера (политико-правовая) – отношения в обществе по поводу власти и права; духовная сфера (духовно-нравственная) – система отношений в области морали, религии, искусства, науки, идеологии и т.д.
Структура общества — это
совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе.
Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества —экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.
Структура общественной системы выступает, но только как отношения
людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни —
экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры.
Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя
забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,
порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических
Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к
средствам, производства, то ость в формах собственности, которые
представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может
выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К
примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными
формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.—
находятся в определенной связи, отношениях.
Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим,
политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем
революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.д.
Говоря о том, что структура общественной системы многообразна,
проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать
из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете
проявляется через людей.
Основные элементы структуры общества.
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты
социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, «орудия» с помощью которых люди оказывают воздействие на
окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди
осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде
путем её вещественно-энергетической переделки,
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы
служат не непосредственному изменению реальности, а изменению
наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание,
стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на
в себе особым образом закодированную информацию, служить
средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям
согласовывать цели своей коллективной деятельности.
Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы,
чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать
это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку»
становясь материальными проводниками, «перевозчиками
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают
целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное
системное образование-общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.
Всякая система, целое представляет собой органическое единство и
взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть(компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т.д.).
Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов социальной системы
подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место
ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— для понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех
качественно различных точек зрения:
1) с точки зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос,
2) с точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей
установить, на что направлена деятельность, где она
3) с точки зрения способа деятельности, призванной ответить на
вопрос, как, каким образом осуществляется человеческая
Что касается внечеловеческих компонентов, то они членятся Э. С.
Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферы и виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.), другой класс — различного рода проявления культуры как «специфического способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальные институты и т. д.).
Это деление не лишено смысла, поскольку па самом деле кроме людей в
социальных системах имеют место и компоненты иного рода.
Что касается экономики, политики, науки и воспитания, то, на наш
взгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферы общественной жизни, проявления именно человеческой деятельности.
Весьма интересной нам представляется концепция В. М. Краснова, который дает следующий «набор» компонентов общества как социальной системы:
— социальные субъекты — общественные индивиды и их общности и
объединения (классы, нации, партии, государства и т. п.);
— человеческая деятельность — общественно детерминированная
активность социальных субъектов в целях удовлетворения этих
— общественные отношения — реальные взаимозависимости, которые
складываются между людьми в процессе их деятельности;
— культура — создаваемые людьми разнообразные материальные,
духовные и организационные способы и средства, при помощи
которых социальные объекты опосредуют свои общественные
отношения, осуществляют деятельность и удовлетворяют
Следующий, более высокий уровень представлен, по мнению В. М.
Краснова, более конкретными категориями социальных «процессов и явлений», а еще более высокий — сферами общественной жизни, и так до общества в целом.
Концепция В. М. Краснова довольно легко «накладывается» на любые
социальные системы, поскольку охватывает самые общие их особенности. Вместе с тем нам представляется, что эта концепция слишком абстрактна, поскольку сводит все многообразие конкретных систем к одним и тем же исходным компонентам.
Универсальным компонентом любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смысле слова элементарный носитель социального системного качества.
В обществе далеко не всегда возможно отчетливо провести грань между
вещественными, процессуальными, духовными и людскими компонентами,
поскольку любой компонент общественной системы выступает всегда и как
отношение. Товар, к примеру, сам по себе вещь, по как компонент
общественной системы выступает как общественное отношение.
Человек занимает центральное место и в структуре, внутренней
организации системы, ведь структура — совокупность общественные отношений, за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс.
Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множеством черт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений людей, из которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем.
Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей,
интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но члены того же коллектива могут вступать в отношения иного,
внеэкономического плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже
система, но уже иного качества. Человеческие компоненты и в производственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того,
что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальные
системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, в
структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы,
человек играет центральную роль.
Человеком и коллективами людей выполняются и основные функции
общественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. Активность все тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизни осуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной.
Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как мы отмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения ее качественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек — носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющей
в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную и
Человек не просто элементарный, далее неразложимый компонент
социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором концентрируются се
связи и отношения и взаимодействия. Не случайно К. Маркс определял сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Каждый человек —
носитель качественных: характеристик системы, к которой он принадлежит, и не только носитель, но и выразитель, поскольку эти характеристики
выражаются в деятельности человека, его активности.
Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности, человек лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютный социальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только через систему человек обретает свою социальную сущность.
Итак, везде и всегда, в любой социальной системе человек выступает как
Системы общественного порядка по набору своих компонентов весьма
многообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется набор
всех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей.
определенными отношениями. Таковы класс, нация, производственные
коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но сами
непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к
вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной системе.
Третья группа систем имеет в своем составе и людские, и вещественные
компоненты. Например, производительные силы есть система как вещественных элементов — средств производства, так и людских элементов—людей, овладевших и управляющих средствами производства. И т. д. и т. п.
Социальные системы — это системы, образуемые состояниями и процессами
социального взаимодействия между действующими субъектами.
Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств.
конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной
системы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням в
структуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентации для действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных коллективов и ролей. Коллективы принадлежат ук числу тех
структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая
To, что социальные системы представляют собой реальность sui generis,
в частности, означает, что все перечисленные типы их структурных
компонентов являются по отношению друг к другу независимыми переменными.
Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов.
Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны «руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы инсти-туционализируются только постольку, поскольку они «воплощаются в жизнь» конкретными коллективами и ролями.
Дата добавления: 2016-06-24 ; просмотров: 3655 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ