Что включает в себя объектная смета

Что включает в себя объектная смета

Объектные сметные расчеты (сметы)

4.33. Объектные сметные расчеты (сметы) рекомендуется составлять в текущем уровне цен по образцу N 3, приведенному в приложении N 2 к настоящей Методике, на объекты в целом путем суммирования данных локальных сметных расчетов (смет) с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат».

С целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:

часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, с учетом размера, согласованного заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

При расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. В этом случае объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений.

4.34. В тех случаях, когда стоимость объекта определена по одной локальной смете, объектная смета не составляется. При этом роль объектной сметы выполняет локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и для объектных смет. При совпадении понятий объекта и стройки в сводный сметный расчет стоимости строительства включаются также данные из локальных смет.

При составлении на один и тот же вид работ двух или более локальных сметных расчетов (смет) эти расчеты (сметы) объединяются в объектный сметный расчет (смету) в одну строку под общим названием.

4.35. В объектном сметном расчете (смете) построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на 1 м3 объема, 1 м2 площади зданий и сооружений, 1 м протяженности сетей и т.п.

4.36. За итогом объектного сметного расчета (сметы) справочно показываются возвратные суммы, которые являются итоговым результатом возвратных сумм, предусмотренных локальными сметными расчетами (сметами).

4.37. При размещении в жилых зданиях встроенных или пристроенных предприятий (организаций) торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания объектные сметные расчеты (сметы) рекомендуется составлять отдельно для жилых зданий и предприятий (организаций). Распределение стоимости общих конструкций и устройств между жилой частью здания и встроенным (пристроенным) помещением рекомендуется производить с использованием Примерного состава затрат и их отнесения на сметную стоимость жилищного строительства (Приложение N 4).

Допускается составление одного сметного расчета (сметы) с выделением за его (ее) итогом стоимости жилой части здания, встроенных и пристроенных помещений.

4.38. Объектные сметные расчеты могут составляться с использованием укрупненных сметных нормативов (показателей), а также стоимостных показателей по объектам-аналогам. Единица измерения, к которой приводится стоимость объекта-аналога, должна наиболее достоверно отражать конструктивные и объемно-планировочные особенности объекта.

Выбор аналога осуществляется на основе строящихся или построенных объектов, сметы которых составлены по рабочим чертежам. При выборе аналога обеспечивается максимальное соответствие характеристик проектируемого объекта и объекта-аналога по производственно-технологическому или функциональному назначению и по конструктивно-планировочной схеме. С этой целью анализируется сходство объекта-аналога с будущим объектом, вносятся в стоимостные показатели объекта-аналога требуемые коррективы в зависимости от изменения конструктивных и объемно-планировочных решений, учитываются особенности, зависящие от намечаемого технологического процесса, а также отдельно делаются поправки по уровню стоимости для района строительства.

4.39. До введения в действие новой номенклатуры укрупненных показателей базисной стоимости строительства и сборников цен на оборудование, изделия и конструкции, а также оптовых цен типовых наборов инструмента, оборудования и инвентаря производственных объектов и зданий общественного и административного назначения допускается использование укрупненных показателей базисной стоимости, а также соответствующих ценников сметно-нормативной базы 1984 (1991) гг. с приведением ее в текущий уровень цен методом индексации.

4.40. Образец оформления ведомости объектов, входящих в пусковой комплекс, приведен в приложении N 2 (образец N 6).

Источник

Объектная смета

Что включает в себя объектная смета. 2 min min. Что включает в себя объектная смета фото. Что включает в себя объектная смета-2 min min. картинка Что включает в себя объектная смета. картинка 2 min min. Объектные сметные расчеты (сметы)

Объектная смета по существу просто объединяет данные из локальных смет и позволяет в целом понять общую стоимость объекта, а также дает данные по распределению затрат по различным видам, таким как строительные, монтажные работы, стоимость оборудования и прочие затраты.

Объектная смета в сметном деле

Объектная смета — это сметная форма, сформированная путем суммирования всех локальных смет на объект. Образец объектной сметы представлен на рисунке 1. Следует отметить, что объектный сметный расчет на рисунке 1 приведен из состава приложений к МДС81-35.2004. В указанных методических указаниях МДС81-35.2004 в разделе 4 перечислены все основные черты и обстоятельства составления объектных смет.

Что включает в себя объектная смета. %D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%9C%D0%94%D0%A181 35.2004 min. Что включает в себя объектная смета фото. Что включает в себя объектная смета-%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%9C%D0%94%D0%A181 35.2004 min. картинка Что включает в себя объектная смета. картинка %D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%9C%D0%94%D0%A181 35.2004 min. Объектные сметные расчеты (сметы)

Рисунок 1. Образец объектной сметы из МДС81-35.2004

Что такое объектная смета?

Как отмечалось выше, в составе МДС 81-35.2004 подробно проанализированы вопросы, что такое ОСР, в состав чего включается смета на строительство объекта капитального строительства, и даже приведен пример объектного сметного расчета. Если говорить лаконично, то объектный сметный расчет — это одна из форм, входящих в структуру сметной документации, куда включаются, а затем суммируются, данные из локальных смет на объект. То есть объектные сметы — это очередной этап подведения итогов сумм строительства для каждого объекта. Проще всего сформировать объектные сметы в специализированных программах, воспользовавшись, например, такой функцией, как сделать объектную смету в «Гранд-смете». Данный программный комплекс обладает очень удобным функционалом, поэтому составление объектной сметы в «Гранд-смете» не занимает большого количества времени. Кстати, данный сметный программный комплекс позволяет привести образец объектной сметы в Excel, как это показано на рисунке 2.

Что включает в себя объектная смета. %D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%20Excel%202 min. Что включает в себя объектная смета фото. Что включает в себя объектная смета-%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%20Excel%202 min. картинка Что включает в себя объектная смета. картинка %D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%20Excel%202 min. Объектные сметные расчеты (сметы)

Рисунок 2. Образец объектной сметы в Excel

Как видно, данный на рисунке 2 образец объектного сметного расчета в Excel имеет идентичный состав с примером объектной сметы на рисунке 1, который приведен в качестве образца в упоминавшемся выше МДС 81-35.2004. Кстати, следует также отметить, что пример объектной сметы можно составить и в других офисных программах, например, в программе MS Office Word.

Как сделать объектную смету в «Гранд-смете», можно понять из руководства к данной программе. Кроме того, информация о том, как составить объектную смету в «Гранд-смете», можно получить у консультирующих специалистов компаний, являющихся региональными представителями программного комплекса. Создать объектную смету в «Гранд-смете» могут помочь также и многочисленные видео-уроки, доступные для просмотра в сети «Интернет».

Можно убедиться, что примеры объектной сметы на строительство, как на рисунке 1, так и на рисунке 2, имеют схожий вид и состав. Объектная смета составляется в виде таблицы с указанием всех основных данных на объект строительства. Прежде чем приступить к тому, как считать объектную смету, необходимо указать все необходимые данные об объекте. Прежде всего, следует указать информацию о стройке и ее наименовании. Данная информация, как правило, содержится в составе проекта на строительство.

Далее идет указание, что это — объектная смета, и присваивается номер документа. В случае с присвоением номера информация должна содержаться в регламентирующих документах на объект: кто присваивает номер, какой вид шифра у номера и т.д. Если такой информации нет, то, как правило, объектные сметы нумеруются по порядку. После этого указываются данные о самом объекте строительства, а именно, о его наименовании, общей стоимости, стоимости трудозатрат, об уровне цен. Также должен быть указан в объектной смете расчетный измеритель единичной стоимости, который согласно пункту 4.35 МДС81-35.2004 может быть указан либо в кубических метрах, либо в метрах квадратных, либо в штуках.

Таким образом, глядя на примеры объектных смет на строительство выше, можно получить представление о том, в каком виде рекомендуется составлять объектные сметы и что из себя представляет объектная смета.

Методика составления объектной сметы

Как составить объектную смету, можно приблизительно понять при взгляде на шапку таблицы объектных сметных расчетов на рисунках 1 и 2. Как видим, таблица объектных смет имеет несколько граф, заполнение которых и определяет порядок составления объектной сметы.

В первом столбце объектных сметных расчетов чаще всего указывается порядковый номер позиции расчета. Это является достаточно удобным при ориентировании в таблице ОСР. Во второй графе перечисляются номера локальных смет, включенных в объектный сметный расчет. Номера смет присваиваются по тем же алгоритмам, что и у ОСР, то есть могут быть какие-то особенные указания касательно присвоения номеров, либо же происходит нумерация по порядку.

В третий столбец включаются данные о наименовании работ, которые, как правило, совпадают с наименованием работ локальной сметы на каждый вид строительства. Далее, в столбцах 4-7, указываются данные о сметной стоимости. Причем необходимо произвести разделение сметной стоимости каждой локальной сметы на стоимость строительных работ, стоимость монтажных работ, стоимость оборудовании (стоимость мебели и инвентаря также входят в данную графу) и стоимость прочих затрат. В графе 8 подводится итог по стоимости в каждой позиции объектной сметы. В столбцах 9 и 10 регистрируются показатели на оплату трудозатрат и единичная стоимость на каждую позицию по объекту.

Пример объектной сметы на строительство жилого дома

На рисунке 3 приведена объектная смета на строительство жилого дома, которая может также служить примером сметы на объекты-аналоги. Следует сразу оговориться, что приведенные данные в объектной смете на строительные работы на рисунке 3 являются спонтанными. Сведения указаны для того, чтобы было проще понять, какие затраты включаются в объектную смету, на основании каких данных составляются объектные сметы и что входит в состав объектной сметы.

Что включает в себя объектная смета. %D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%203 min. Что включает в себя объектная смета фото. Что включает в себя объектная смета-%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%203 min. картинка Что включает в себя объектная смета. картинка %D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%203 min. Объектные сметные расчеты (сметы)

Рисунок 3. Пример объектной сметы

Что понимается под понятием объектной сметы, было рассмотрено выше. Однако следует сказать и о разнице между объектной и локальной сметами. Локальная смета является минимальной единицей при определении сметной стоимости объекта, а объектные сметы объединяют в своем составе все локальные сметы на строительство того или иного объекта. Также следует отметить, что в случаях, если стоимость строительства объекта учтена в одной локальной смете, то допускается не составлять объектную смету согласно пункту 4.34 МДС81-35.2004. Также в данном пункте методических указаний уточняется, что если на один вид работ составлено несколько локальных смет, то в объектном сметном расчете все локальные расчеты учитываются общей суммой.

Как видим, пример составления объектной сметы на рисунке 3 включает в свой состав две локальные сметы: на строительство жилого дома и на электромонтажные работы в этом жилом доме. Таким образом, подтверждается определение объектной сметы, данное выше, о том, что ОСР включает в себя сведения из нескольких локальных сметных расчетов на каждый вид строительства.

Далее на примере объектной сметы на рисунке 3 можно увидеть, какие затраты включаются в объектную смету помимо затрат из локальных смет. Прежде всего, это данные о временных зданиях и сооружениях. Часто случается, что при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объекта для производства работ необходимо отключить электричество, воду, канализацию, тепловые сети и т.д. Однако нельзя оставлять обесточенными соседние объекты на долгий срок. В связи с этим при производстве работ на объекте строительства может возникнуть необходимость устройства временных инженерных сетей, которые после завершения строительства объекта, как правило, подлежат демонтажу. Кроме этого, временными считаются мобильные здания, к которым можно отнести бытовки, здания для обслуживания работников во время строительства. Также к числу временных сооружений относятся такие объекты, как склады для хранения необходимого материала для строительства, ремонтно-механические, арматурные мастерские, станции для отделочных работ, временные конторы и т.д. Полный список временных строений можно получить из приложения №7 к МДС 81-35.2004.

Следующей статьей затрат, учитываемой в составе объектного сметного расчета, являются прочие работы и затраты. В состав прочих затрат согласно пункту 4.33 могут быть включены затраты на производство работ в зимнее время. Данный показатель указывается в процентах. Следует отметить, что процент зимнего удорожания, а также календарные сроки, в которые необходимо начисление лимитированных затрат данного типа, будут зависеть от региона России, в котором происходит строительство объекта. Конкретные нормы и показатели на осуществление работ в зимнее время перечислены в сборниках ГСН81-05-02-2007 при производстве строительных работ и ГСН81-05-02-2001 для ремонтно-строительных работ.

В упомянутых сборниках приводится информация о делении территории Российской Федерации на температурные зоны, в которых также представлены коэффициенты и периоды по применению удорожания. Так, например, Республика Алтай относится к IV температурной зоне, согласно данным из таблицы в приложении 1 к ГСН81-05-02-2007. Кроме этого, для Алтая зимним периодом признан промежуток календарного года с 25 октября по 15 апреля, а коэффициент зимнего удорожания равен 1,1%.

Следует также сказать, что в ГСН81-05-02-2007 для одного региона может существовать несколько температурных зон и коэффициентов. Например, как в случае с Республикой Бурятия. Согласно пункту 4 приложения 1 к ГСН Республика Бурятия относится к двум температурным зонам. Поэтому сведения о зимнем промежутке и коэффициентах в составе объектной сметы должны быть учтены согласно внутреннему делению региона. Таким образом, территория, находящаяся севернее линии Нижнеангарск – Шипишка, относится к VI температурной зоне и находится в зимнем периоде с 10 октября по 30 апреля каждого календарного года, а коэффициентом зимнего удорожания принят 0,9%. Остальная территория республики Бурятия находится в V температурной зоне, в которой зимний период — это промежуток с 15 октября по 25 апреля, а коэффициентом является показатель в 1%.

В состав статьи на прочие затраты может быть включена разница между действующими оптовыми ценами и ценами на материалы в составе ценников, работы по изыскательским исследованиям, проведению геодезических анализов, авторского надзора и т.д.

Кроме этого, в составе прочих затрат могут быть отражены процентные показатели коэффициентов на снегоборьбу и дополнительное страхование.

Далее следует указать в составе объектной сметы расходы на содержание службы заказчика, подготовку кадров и аудит, если такие затраты предполагаются при строительстве объекта.

В объектные сметы на покрытие лимитированных затрат дополнительно включаются средства также на непредвиденные и дополнительные затраты. Какие лимитированные затраты включаются в объектные сметы, указано в пункте 4.33 МДС 81-35.2004. Следует также отметить, что размер непредвиденных расходов обычно начисляется в сводных сметных расчетах в процентном соотношении. Согласно пункту 4.96 методического документа в строительстве МДС81-35.2004 размер непредвиденных расходов зависит от типа объекта капитального строительства. Таким образом, согласно указанному пункту при капитальном строительстве непроизводственного объекта размер непредвиденных расходов будет равняться 2%. Если производится строительство производственных зданий и сооружений, процент, учитываемый в составе сметной документации, должен быть учтен в размере 3 %. Непредвиденные расходы размером 10% должны быть включены в сметные формы при производстве строительных работ на уникальных объектах.

К дополнительным затратам в составе сметных форм также могут быть отнесены расходы, связанные с изменением действующих нормативов в строительстве. Такое может произойти, если проектно-сметная документация составляется на объект, строительство которого планируется в будущем. Если же во время производства строительных работ на объекте возникает необходимость составления сметных форм на дополнительные работы, то показатели непредвиденных расходов и дополнительных затрат в их составе уже не учитываются.

Последним показателем, который должен быть учтен в составе объектной сметы, как можно увидеть на рисунке 3, являются налоги. Чаще всего в этой графе приводится показатель налога на добавленную стоимость НДС в размере 20%. Также за итогом суммы объектного расчета возможно указание возвратных сумм на материалы, мебель и т.д.

Таким образом, объектные сметные расчеты отражают общую стоимость строительных работ на каждом объекте. Поэтому при осуществлении расчетов данного вида сметной документации важна точность и аккуратность, ведь от этого будет зависеть стоимость производства работ.

Источник

Правила составления сметной документации

Строительство объектов разного масштаба и назначения предваряет разработка сметной документации. Целью составления сметы является определение суммарных расходов, которые понадобятся на реализацию замысла. Смета учитывает перспективы изменения цен на рынке оборудования, строительных материалов, аренды спецтехники и др. Составлением сметы может заниматься как подрядчик, так и нанятый заказчиком сметчик. Условия прописываются в договоре подряда.

Сметный расчет выполняется разными способами. Специалист учитывает затраты на ресурсы или базисные индексы цен, а также временные затраты. Каждый из подходов имеет свои нюансы. Вне зависимости от способа, полученная сметная документация — финансовый план всех затрат, связанных со строительством. Для ясности расходы учитываются по разделам, а затем выводится суммарное число, определяющее издержки по актуальным или прогнозируемым расценкам.

Разработка сметной документации на строительство преследует несколько целей одновременно:

Смета, составленная профессионалом, становится неким гарантом целенаправленного расходования средств, бесперебойных строительных работ ввиду прозрачности предварительного подсчета финансирования. Заказчик может планировать объем инвестиций, высвобождать или занимать средства без необходимости в дальнейшем изыскивать суммы на дополнительные расходы. Подрядчик заранее видит общую картину работ, ориентируется по материалам, если ему предстоит их закупать, планирует работы с учетом прогнозируемых расценок.

Чтобы рассчитать объем инвестиций в строительство, сметная документация подразделяется на прямые затраты и сметную прибыль,а также накладные расходы. К прямым затратам относят цену стройматериалов, оклад рабочих, стоимость аренды или покупки строительных механизмов и техники.К сметной прибыли относят плановые накопления, необходимые для перекрытия расходов, не связанных со строительством объекта. Речь о расходах подрядчика на уплату налогов, материальное стимулирование сотрудников, развитие инфраструктуры. Высчитывают сметную прибыль в процентном соотношении, исходя из стоимости реализации проекта (12 %) или зарплаты рабочих (50 %). К накладным расходам относят затраты на управление процессами, организацию мероприятий и обслуживание стройки. Высчитываются накладные расходы в процентном отношении от прямых затрат согласно федеральным нормам или принятым в организации подрядчика правилам.

Методы разработки сметной документации

Существующие способы оформления и разработки актуальной сметной документации различаются в подходе к обозначению затрат на стройку.

Аналоговый метод применяют в ситуациях, когда сметчик владеет информацией по ценам объектов, спроектированных либо возведенных ранее. Согласно названию, метод подходит для аналогичных по всем параметрам объектов. Это могут быть два коттеджа из одинаковых материалов. Нет нужды в полной идентичности домов, главными условиями являются аналогичные единицы измерения и стоимость.

Повременной метод сводится к расчетам цены строительства на основании затраченного рабочего времени. Не в каждом случае можно использовать данный метод, только в ситуациях с оценкой малых объемов работ на стройке (бытовой подряд, ремонт и пр.). Для крупных объектов используют иные методы.

Базисно-индексный способ разработки сметной документации учитывает индексы, указанные в специализированных базах данных. Цена работ определяется базисным и текущим уровнями. Чтобы определить актуальные расценки, используют произведение базисной цены и индекса в конкретной отрасли, регионе и видах работ.

Ресурсный метод позволяет подсчитать стоимость будущей реализации строительного проекта на базе текущих и прогнозируемых расценок на ресурсы и специализированных тарифов. Сметчик учитывает расходы на ресурсы, что наиболее понятно для подрядчика и заказчика. Такой способ годится для любого этапа разработки сметных документов. Недостатком считают серьезные затраты времени и сил специалиста на калькуляцию по сложным формулам. Для заказчика недостатком становится невозможность контролировать региональные цены, что сводится к затруднениям в контроле над освоением финансовых ресурсов подрядчиком.

Ресурсно-индексный метод подразумевает одновременное применение ресурсного метода, указанного выше, и системы индексов. Итогом становятся адекватные расценки, обоснованные использованием данных из баз, которые обновляются каждый месяц. Сметчик пользуется информацией из единых центров ценообразования.

Базисно-компенсационный способ сметных вычислений сводится к суммированию предстоящих издержек и затрат на строительные мероприятия, определенные базисным уровнем. Данные будут уточняться во время проектирования и строительства. При возникновении разницы в стоимости заказчик компенсирует издержки. Речь идет о перерасходе строительных и отделочных материалов, дополнительных расходах ввиду низкой производительности труда, непредвиденных обстоятельствах, расходах на услуги посредников и пр. Недостатком методики для подрядчика становится невозможность контроля над тратами путем сравнения суммы со средними расценками. Подрядчику способ выгоден на объектах с высокой материалоемкостью.

В каждом из случае всостав сметной документации варьируется, как и применяемые нормативы, базы данных и способы исчислений. Выбор метода зависит от профессионализма сметчика, особенностей объекта, возможно — от предпочтений заказчика.

Источник

Как читать смету: взгляд бухгалтера

Что включает в себя объектная смета. UR9ejekjjws. Что включает в себя объектная смета фото. Что включает в себя объектная смета-UR9ejekjjws. картинка Что включает в себя объектная смета. картинка UR9ejekjjws. Объектные сметные расчеты (сметы)

Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).

Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.

Что такое смета?

Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:

Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.

Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.

Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.

Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.

После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.

Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.

Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).

Основные составляющие локальной сметы

Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:

Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.

Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.

Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.

Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.

Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.

Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.

Табличная часть сметы: расценки и ресурсы

Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.

При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).

В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.

Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.

Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.

К ресурсам относятся:

Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.

Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).

Неучтенные материалы. Мониторинг цен

Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.

При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.

Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.

Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.

Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.

Коэффициенты и НДС

Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):

Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.

Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.

Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.

Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.

Составление форм КС-2 и КС-3

Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.

Отличия между сметой и КС-2:

Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.

Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.

Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.

Проверка сметы

Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.

Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).

Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.

Хитрости и советы

Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:

Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *