Что включает в себя нормативная база обеспечения единства измерений

Нормативная база государственной системы обеспечения единства измерений

Работы по обеспечению единства измерений в России осуществляются на основе Закона о единстве измерений. Нормативная база государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) — комплекс нормативных документов, включающих в себя государственные стандарты и другие нормативные документы, определяющие порядок передачи размера единиц величин на всю территорию России и порядок проведения испытаний, поверки и калибровки средств измерений. Ранее (тема 8) отмечалось, что единство измерений — состояние измерительного процесса, при котором результаты всех измерений выражаются в одних и тех же узаконенных единицах измерения и оценка их точности обеспечивается с гарантированной доверительной вероятностью. К сожалению, до настоящего времени сохранилось мнение, что в сравнительно простых методах измерений погрешность результатов измерений почти полностью определяется погрешностями средств измерений. Поэтому для достижения единства измерений достаточно обеспечить единообразие средств измерений, т.е. такое состояние средств измерений, когда они проградуированы в узаконенных единицах измерений, а их метрологические свойства соответствуют нормам.

Основными принципами обеспечения единства измерений являются:

• применение только узаконенных единиц физических величин (ФВ);

• воспроизведение ФВ с помощью государственных эталонов;

• применение узаконенных средств измерений, которые прошли государственные испытания и которым переданы размеры единиц ФВ от государственных эталонов;

• обязательный периодический контроль через установленные промежутки времени характеристик применяемых средств измерений;

• гарантия обеспечения необходимой точности измерений при использовании поверенных средств измерений и аттестованных методик выполнения измерений;

• использование результатов измерений только при условии оценки их погрешности с заданной вероятностью;

• систематический контроль за соблюдением метрологических правил и норм, государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений.

Единство измерений достигается точным воспроизведением, хранением установленных единиц ФВ и передачей их размеров всем рабочим средствам измерений (РСИ) с помощью эталонов и образцовых средств измерений. Высшим звеном в метрологической цепи передачи размеров единиц измерений являются эталоны. Технической основой ГСИ является государственная эталонная база России. Эталонная база России состоит из 1176 государственных первичных и специальных эталонов.

В настоящее время установлен многоступенчатый порядок передачи размеров единицы физической величины от государственного эталона всем РСИ данной физической величины с помощью вторичных эталонов и образцовых средств измерений (ОСИ) различных разрядов от наивысшего первого к низшим и от ОСИ к РСИ. Передача размера осуществляется различными методами поверки, по существу известными методами измерений. Передача размера через каждую ступень сопровождается потерей точности, однако многоступенчатость позволяет сохранять эталоны и передавать размер единицы всем РСИ. Образцовые средства измерений, как известно, используются для периодической передачи размеров единиц в процессе поверки СИ и эксплуатируются только в подразделениях метрологической службы. Определение разряда ОСИ производится в ходе их метрологической аттестации органом Государственной метрологической службой. В том же порядке особо точные СИ, изготовленные как рабочие, могут быть аттестованы на определенный срок как образцовые, а ОСИ, не прошедшие очередной метрологической аттестации, — как рабочие.

Основными задачами метрологического обеспечения (МО) являются:

• проведение анализа состояния измерений, разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию МО на предприятии;

• установление рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, внедрение современных методик выполнения измерений, испытаний и контроля;

• внедрение стандартов, регламентирующих нормы точности измерений;

• проведение метрологической экспертизы нормативно-технической, конструкторской и технологической документации;

• поверка и метрологическая аттестация средств измерений (СИ);

• контроль за производством, состоянием, применением и ремонтом СИ.

Ответственность за состояние и применение средств измерений на предприятиях несут инженеры, эксплуатирующие эти средства, а на предприятии (в организации) руководитель предприятия (организации).

Для воспроизведения, хранения и передачи размера единиц различных величин с помощью специальных мер-эталонов в некоторых странах были созданы специальные метрологические учреждения. В России таким учреждением явилось созданное в 1842 г. Депо образцовых мер и весов. В 1892 г. Д. И. Менделеев был назначен ученым-хранителем Депо, которое было в 1893 г. преобразовано в Главную палату мер и весов (в настоящее время — НПО «Всесоюзный НИИ метрологии имени Д. И. Менделеева»).Д. И. Менделеев очень много сделал для развития измерительной техники. Он один из первых понял огромное значение метрологии для развития науки и техники. С момента основания Главной палаты мер и весов Д. И. Менделеев определил несколько направлений научных исследований, ведущих к решению основных метрологических задач. В 1899 г. он добился правительственного разрешения на факультативное применение метрической системы в России.

С момента организации Главной палаты мер и весов именно трудами Д. И. Менделеева начинается развитие собственно отечественной метрологии — науки, главной задачей которой в то время было создание и хранение эталонов.

В настоящее время Ростехрегулирование осуществляет руководство:

Государственной службой времени, частоты, и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);

Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО);

Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

Ростехрегулирование осуществляет государственный метрологический контроль и надзор.

В ведении Ростехрегулирования находится Государственная метрологическая служба, которая включает государственные научные метрологические центры (метрологические научно-исследовательские институты) и органы Государственной метрологической службы на территориях субъектов РФ — территориальные Центры сертификации и метрологии (ЦСМ).

Источник

Что включает в себя нормативная база обеспечения единства измерений

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

State system for ensuring the uniformity of measurements. Basic principles

Дата введения 2016-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

Введение

Настоящий стандарт разработан на основе и взамен национального стандарта ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения».

Необходимость пересмотра указанного национального стандарта вызвана изменениями законодательства в области обеспечения единства измерений. В Федеральном законе от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» отсутствует само понятие «Государственная система обеспечения единства измерений». Однако это понятие устоялось в отечественной метрологической практике за более чем 35-летнюю историю своего существования. При этом можно утверждать, что, несмотря на то, указанный термин не упоминается в действующем законодательстве, сама система по-прежнему существует и развивается.

Государственная система обеспечения единства измерений, как и ранее, включает в себя научную (фундаментальную и прикладную), правовую, организационную, нормативно-методическую и техническую составляющие, условия функционирования и требования к которым несколько изменились.

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет общие положения, цель, задачи и состав системы обеспечения единства измерений в Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 8.820 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение. Основные положения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины «единство измерений», «средство измерений», «стандартный образец», «эталон единицы величины» по Федеральному закону [1]; «величина», «измерение», «значение величины», «метрологическая прослеживаемость», «метрологическая совместимость», «метрологическая сопоставимость» по словарю [2], «шкала измерений» по рекомендациям [3], «средство контроля», «испытательное оборудование» по ГОСТ 16504, «полнота измерительной информации», «достоверность измерительной информации», «своевременность измерительной информации» и «актуальность измерительной информации» по ГОСТ Р 8.820, «аттестация испытательного оборудования» по ГОСТ Р 8.568, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 обеспечение единства измерений: Деятельность, направленная на установление и применение научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения состояния измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин или в значениях по установленным шкалам измерений, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

3.2 система обеспечения единства измерений: Совокупность субъектов, норм, средств и видов деятельности, предназначенная для обеспечения единства измерений.

3.3 сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений: Сфера деятельности, в которой управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляется на основании нормативных правовых документов, принятых в установленном порядке.

3.4 метрологическое обеспечение познавательной, производственной деятельности и деятельности по оказанию услуг (метрологическое обеспечение): Систематизированный набор средств и методов, направленных на получение информации о величинах, характеризующих свойства материальных объектов, обладающей* свойствами, необходимыми для выработки решений по приведению объекта управления в целевое состояние.

3.5 метрологическая служба: Структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель, организующие и (или) выполняющие работы и оказывающие услуги по обеспечению единства измерений и (или) в области метрологического обеспечения.

4 Общие положения

4.1 Целями государственного регулирования обеспечения единства измерений являются:

а) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

б) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

в) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

г) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

4.2 Деятельность по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению реализуется, как в областях деятельности, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этой сферы и направлена на обеспечение лиц, принимающих управляющие решения, актуальной, полной, своевременной и достоверной информацией о значении величин, полученных в результате измерений, испытаний, контроля, выполняемых при осуществлении следующих видов работ:

— по испытанию оборудования, процессов, продукции;

— по контролю условий реализации процессов и эксплуатации продукции;

— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе производства, эксплуатации, утилизации продукции, ремонта технических устройств и систем или оказания услуг;

— и других видов работ.

4.3 Деятельность по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению осуществляется в соответствии с:

— указами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти;

— настоящим стандартом и другими национальными, межгосударственными, международными и региональными стандартами, принимаемыми в установленном порядке;

— иными организационными и методическими документами, принимаемыми Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, федеральными органами исполнительной власти, корпорациями, предприятиями и общественными объединениями.

4.4 Обеспечение единства измерений в стране осуществляется:

— высшими органами государственной власти;

— федеральными органами исполнительной власти;

— юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

— общественными организациями и объединениями.

При этом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется также деятельность по метрологическому обеспечению.

— научную (фундаментальную и прикладную);

4.6 Нормы, правила, положения и требования, формируемые в рамках ГСИ должны быть взаимоувязаны с нормами, правилами, положениями и требованиями документов по техническому регулированию, Государственной системы стандартизации и других общетехнических и организационно-методических документов.

5 Цель и задачи ГСИ

5.1 Цель ГСИ состоит в создании правовых, нормативных, организационных, методических, технических и экономических условий для решения задач в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения.

5.2 Основными задачами ГСИ являются:

— разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению;

— установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению на территории Российской Федерации;

— организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц величин;

— создание и обеспечение эффективного функционирования системы передачи единиц величин и шкал измерений, обеспечивающей метрологическую прослеживаемость результатов измерений к государственным первичным эталонам, включая задачи ее нормативно-методического обеспечения;

— создание экономически рациональной системы государственных эталонов, обеспечивающей функционирование системы передачи единиц величин на всей территории Российской Федерации и для всех заинтересованных организаций, вне зависимости от форм их собственности, а также граждан;

— установление основных понятий метрологии, систематизация соответствующих им терминов и определений;

— создание и внедрение в практику работы метрологических служб эталонов единиц величин, и иных технических средств, повышающих эффективность поверки и калибровки средств измерений, средств контроля, а также аттестацию испытательного оборудования;

— установление общих метрологических норм и правил, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений и обеспечения сопоставимости и совместимости результатов измерений, испытаний и контроля;

— установление требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам измерений, методикам поверки и калибровки средств измерений и средств контроля, аттестации испытательного оборудования и других требований, соблюдение которых гарантирует получение результатов измерений, испытаний и контроля с заданными показателями точности;

— разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;

— осуществление в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений:

Источник

Нормативно-правовые акты в области обеспечения единства измерений

Основным нормативным правовым актом Российской федерации в области обеспечения единства измерений является Федеральный закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 30.11.2011 № 347-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 02.12.2013 № 338-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 254-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 27.12.2019 № 496-ФЗ, от 27.10.2020 № 348-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в целях реализации требований Федерального закона РФ 2008 года №102-ФЗ:
1. Постановление Правительства РФ от 31.10.2009 № 879 «Об утверждении положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 734 (ред. от 21.10.2019) «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».
3. Постановление Правительства РФ от 20.04.2010 № 250 (ред. от 04.02.2021) «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии».

4. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. № 311 «Об утверждении положения о признании результатов калибровки при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений»

5. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 780 «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1488 «Об утверждении Положения об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии».

7. Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 № 1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».

8. Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2020 № 61033).

9. Приказ Минпромторга России от 28.08.2020 № 2905 «Об утверждении порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, внесения изменений в сведения о них, порядка выдачи сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, формы сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2020 № 61034).

10. Приказ Минпромторга России от 28.08.2020 № 2906 «Об утверждении порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2020 № 60520).

11. Приказ Минпромторга России от 28.08.2020 № 2907 «Об утверждении порядка установления и изменения интервала между поверками средств измерений, порядка установления, отмены методик поверки и внесения изменений в них, требований к методикам поверки средств измерений» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2020 № 60544).

12. Приказ Минпромторга России от 15.12.2015 № 4091 «Об утверждении Порядка аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2016 № 41181).

13. Приказ Минпромторга России от 11.02.2020 № 456 «Об утверждении требований к содержанию и построению государственных поверочных схем и локальных поверочных схем, в том числе к их разработке, утверждению и изменению, требований к оформлению материалов первичной аттестации и периодической аттестации эталонов единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, формы свидетельства об аттестации эталона единицы величины, требований к оформлению правил содержания и применения эталона единицы величины, формы извещения о непригодности эталона единицы величины к его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2020 N 59419)

14. Приказ Минпромторга России от 25 июня 2013 г. № 971 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений».

15. Приказ Росстандарта от 02.07.2019 № 1502 «Об утверждении рекомендуемых предельных значений интервалов между поверками средств измерений».

Источник

Что включает в себя нормативная база обеспечения единства измерений

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обеспечении единства измерений

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие понятия:

Статья 2. Законодательство об обеспечении
единства измерений

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве в области обеспечения единства измерений, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Государственное управление
обеспечением единства измерений

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений осуществляет национальный орган по метрологии (НОМ).

К компетенции НОМа относится:

— межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в государстве;

— представление правительству на утверждение предложений по единицам величин, допускаемым к применению;

— установление правил создания, утверждения, хранения и применения государственных эталонов единиц величин;

— определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

— организация и осуществление государственного метрологического контроля и надзора;

— руководство деятельностью государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

— участие в деятельности международных организаций по метрологии.

Статья 5. Нормативные документы по
обеспечению единства измерений

В соответствии с национальным законодательством в области обеспечения единства измерений НОМ утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и подлежащие обязательному применению на территории государства.

Глава 2. Единицы величин, средства и
методики выполнения измерений

Статья 6. Единицы величин

1. При измерениях применяются единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.

Наименования, обозначения, правила написания и применения единиц величин, а также применение на территории государства наравне с ними внесистемных единиц величин устанавливает правительство, за исключением случаев, предусмотренных актами национального законодательства.

2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, установленных заказчиком.

Статья 7. Государственные эталоны единиц величин

Техническую основу обеспечения единства измерений в государстве образуют государственные эталоны единиц величин, создание и содержание которых осуществляются государством. Государственные эталоны единиц величин предназначены для воспроизведения и хранения единиц величин и используются в качестве исходных с целью передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории страны. Государственные эталоны единиц величин подлежат утверждению НОМом.

Статья 8. Средства измерений

1. Средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в стране, и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным к ним требованиям.

2. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает НОМ.

Статья 9. Методики выполнения измерений

1. Измерения, результаты которых используются в областях, на которые распространяется государственный метрологический контроль и надзор, должны осуществляться по аттестованным в установленном порядке методикам.

2. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяет НОМ.

Глава 3. Метрологическая служба

Статья 10. Государственная метрологическая служба и
иные государственные службы обеспечения единства
измерений

1. Государственная метрологическая служба находится в ведении НОМа и включает:

— государственный научный метрологический центр (центры);

— региональные (территориальные) органы государственной метрологической службы.

В государственную метрологическую службу могут входить другие службы по обеспечению единства измерений в соответствии с национальным законодательством.

2. Государственный научный метрологический центр (центры) несет ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение национальных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений.

3. Органы государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор за субъектами хозяйствования на закрепленных за ними территориях.

Статья 11. Метрологические службы государственных
органов управления и юридических лиц

1. Государственные органы управления, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

2. При выполнении работ в сферах, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

3. Права и обязанности метрологических служб определяются положениями о них, разрабатываемыми на основе типового положения, утверждаемого НОМом.

Глава 4. Государственный метрологический
контроль и надзор

Статья 12. Виды государственного метрологического
контроля и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор включают:

— испытания и утверждение типа средств измерений;

— поверку средств измерений;

— лицензирование (регистрацию) юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи или проката средств измерений;

— надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений (в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов), методик выполнения измерений, эталонов единиц величин, за соблюдением метрологических правил и норм;

— надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

— надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Национальным законодательством могут быть предусмотрены дополнительные виды метрологического контроля и надзора.

Статья 13. Сферы распространения государственного
метрологического контроля и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:

— здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда, продукции, процессов;

— торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом;

— государственные учетные операции;

— обеспечение обороны государства;

— геодезические и гидрометеорологические работы;

— банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

— производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с национальным законодательством;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *