Что включает в себя непроизводственная сфера
География основных отраслей непроизводственной сферы
Урок 22. Подготовка к ЕГЭ по географии
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «География основных отраслей непроизводственной сферы»
Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим отрасли непроизводственной сферы, их размещение и значение в хозяйстве отдельных стран. Приступим.
Непроизводственная сфера — совокупность отраслей народного хозяйства, включающая нематериальное производство и нематериальные услуги.
Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. В неё входят отрасли: образование, наука, финансовая сфера, туризм, здравоохранение, транспортное обслуживание, культура и искусство, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д.
Развитие непроизводственной сферы отражает развитие общественных потребностей, изменение их структуры по мере повышения уровня жизни населения. Во всех индустриально развитых странах в связи с развертыванием НТР с середины XX века чётко выделился и стал динамично развиваться блок отраслей нематериальной сферы, продукция которых была направлена на развитие человеческого фактора. Удельный вес занятых в сфере услуг в настоящее время достигает 70 %.
Пример. В непроизводственной сфере в мире лидируют США.
В этой сфере занято 2/3 населения страны. Например, Нью-Йорк крупнейший финансовый центр, центрами науки и образования являются такие города, как Стэнфорд, Кембридж, Лос-Анджелес. Велика доля туризма, особенно в штатах Флорида, Калифорния, Гавайи.
Рассмотрим более детально основные отрасли непроизводственной сферы.
Образование в странах мира отличается многими факторами: педагогической системой, формой образовательного процесса, средствами, которые люди вкладывают в обучение, и т. д. Уровень образования в странах зависит от общего уровня развития государства. В разных государствах функционирует собственная образовательная система.
Традиционно считается, что азиатские и скандинавские страны являются лучшими в плане образования.
Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония, Сингапур и Гонконг. Финляндия находится лишь на пятой строчке этого рейтинга. Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врождёнными способностями, чётко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчётности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.
Ученики в Южной Корее ходят в школу семь дней в неделю.
Уровень грамотности в стране — 97,9 %, из них 99,2 % — мужчин, 96,6 % — женщин.
Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. Ведущими из них являются США, Западная Европа и Япония.
Примерно половина совокупных мировых расходов на науку приходится на США. Доля этой страны в производстве наукоёмкой продукции в мировом хозяйстве составляет 40 %. Общее число занятых в сферах науки и научного обслуживания в США – порядка 10 млн чел., в том числе непосредственно в научных исследованиях – более 1 млн чел.
Особенностью организации научной сферы является сосредоточение фундаментальных исследований в университетах, среди которых выделяются примерно два десятка ведущих, имеющих значение глобальных научных центров – это Массачусетский технологический институт, Гарвардский, Стэнфордский, Принстонский, Йельский и некоторые другие университеты.
Прикладные разработки осуществляются, главным образом, в научно-исследовательских лабораториях частных фирм. В финансовом обеспечении научных исследований большая роль принадлежит государству (35-40 % финансирования), заключающему контракты на проведение исследований и разработок с университетами и фирмами.
Важнейшей организационной формой американской науки являются также территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы), в которых происходит взаимодействие научных исследований, инновационного бизнеса, опытной разработки новых наукоёмких изделий, их экспериментального, мелкосерийного производства. Всего в США действует более 110 таких территориальных научно-производственных комплексов, мировую известность получила «Силиконовая долина».
США лидируют в мире по производству компьютерных технологий, программного обеспечения ЭВМ (следует отметить, что в 90-е годы 20 в. половина прироста количества программистов в этой стране приходилась на выходцев из бывшего СССР), в производстве космической и авиационной техники, лазеров, в биотехнологиях. Из пятидесяти основных наукоёмких макротехнологий, представленных на современном мировом рынке, США лидируют в 22-24.
В Европе общее количество научных работников сопоставимо с аналогичным показателем по США и составляет примерно 1 млн. чел., в том числе в Западной Европе – порядка 700 тыс., в Восточной (без России) – 300 тыс. чел. В европейских странах также развивается система технополисов и технопарков: в Германии их более 60, в Великобритании – около 40, во Франции – 30.
Япония до начала 80-х гг. 20 в. проводила политику заимствования научных разработок – прежде всего, посредством приобретения на мировом рынке патентов и лицензий. Затем научно-техническая политика этой страны стала меняться, увеличились объёмы собственных научных исследований. Доля расходов на научные исследования выросла до 3 % в середине 90-х гг. и находится на этом уровне до настоящего времени.
Финансовые и банковские центры
Это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др.
До Первой мировой войны господствующим финансовым центром был Лондон. Это было обусловлено высоким уровнем развития капитализма в Великобритании, её сильными и обширными торговыми связями с другими странами, относительной устойчивостью фунта стерлингов, развитой кредитной системой страны. После Первой мировой войны ведущий мировой финансовый центр переместился в США. С 60-х годов 20 в. монопольное положение США как мирового финансового центра было ослаблено, так как возникли новые центры — в Западной Европе и Японии.
В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах её банков лежит половина всех ценных бумаг мира.
По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году общее количество заграничных поездок с целью туризма составило 1,323 млрд прибытий.
Европейские страны принимают наибольшее число иностранных туристов. Однако доля Европы в мировом туризме постепенно падает. Исследования национальной принадлежности туристов, путешествующих по континенту, показывают, что 90 % европейских туристов — это жители самих европейских стран.
Туристические потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы (Франция, Испания, Италия), такая концентрация — результат привычки к летнему пляжному отдыху. Великобритания известна образовательным туризмом, а Северная Европа (Скандинавия и Ирландия) специализируются на экологическом туризме. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.
В Америке половина международных прибытий в регион приходится на США и Канаду, а европейцы занимают здесь 1-е место — 15 %.
США и Канада — огромный внутренний туристический рынок и высокоразвитая инфраструктура с обширной гостиничной сетью и транспортной индустрией. Второе место занимают Карибские острова, принимающие 12 млн туристов в год. В Южной Америке туристические потоки относительно слабы из-за политической нестабильности и экономического развития. Основные виды туризма — пляжный, спортивный, экскурсионный, бизнес-туризм.
Доходы от международного туризма достигают 10—20 % от общих доходов экспорта. Такой высокий уровень является следствием конкурентоспособности региона и специализации некоторых районов на туризме.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион (ВАТ)
Массовое посещение отдыхающими этого региона началось в 80-х годах XX века. В основном это индустриальные страны — активные экспортёры товаров: Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Индия, Пакистан, Тайвань.
Основной туристский поток генерируют сами страны региона (78 %). Так, например, Япония финансово стимулирует проведение каникул японцами за рубежом.
ВАТ привлекает туристов своей уникальной природой, а новые индустриальные страны — бизнес-турами. Развлекательный туризм развит в Японии, Южной Корее и на Тайване. Японская индустрия занимает второе место в мире после США. Сингапур предлагает шоп-туризм. Таиланд осваивает новые пляжи на южном побережье страны, организовывает познавательные поездки в северную часть.
Хорошо развит туризм в Австралии и Новой Зеландии. Отдых на островах Тихого океана выигрывает от относительной близости австралийского рынка и имеет хороший имидж в Европе.
Число иностранных туристов, посещающих Африку, и денежные поступления от них относительно невелики и составляют около 2—3 % общемировых. Рост международного туризма в Африке сдерживался из-за высоких цен африканского продукта на туристообразующих рынках. Однако в последние годы регион переключился на недорогой массовый, преимущественно пляжный туризм.
В Африке наиболее популярные места отдыха туристов расположены: на севере — Тунис, Египет, Марокко; на востоке — Кения, Танзания, Сейшельские острова, Маврикий, Зимбабве. Некоторые из этих стран специализируются на элитном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию, получая с каждого отдыхающего до 900 долларов.
Однако Африка в целом отстаёт в международном туризме, потому что многие страны региона экономически не развиты и не имеют политической стабильности, а также во многих частях континента продолжаются военные конфликты, эпидемии.
В России наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали Европейская часть страны, Кавказ и горы Западной Сибири. Это отдых в приморских городах (Сочи, Геленджик, курорты Калининградской области и республики Крым); познавательный туризм в культурно-исторических центрах («Золотое кольцо России», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Псков, Казань).
Популярны речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, морские круизы на Дальнем Востоке. Зимние виды туризма, альпинизм, водный туризм, треккинг культивируются на Урале, Алтае, Камчатке, в Карелии.
Подведём итоги урока.
Непроизводственная сфера — совокупность отраслей народного хозяйства, включающая нематериальное производство и нематериальные услуги.
В неё входят отрасли: образование, наука, финансовая сфера, туризм, здравоохранение, транспортное обслуживание, культура и искусство, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д.
География отраслей непроизводственной сферы различается по регионам мира. Зависит это, в первую очередь, от экономического развития той или иной страны.
Непроизводственная сфера
Добавлено в закладки: 0
Что такое непроизводственная сфера? Описание и определение термина
Непроизводственная сфера – это понятие называет все экономические отрасли промышленности, которые удовлетворяют нематериальные потребности людей для общества. Организация, перераспределение и использование материальных ценностей, духовных преимуществ, развития различных сторон индивидуальности, и также здравоохранения лечат такие требования. Непроизводительная сфера отвечает социальным требованиям общества и каждого человека для него.
Здесь несите также понятие “духовное производство”. Этот термин был введен все еще Карлом Марксом, который понял как он производство способностей, навыков, идей, профессиональных изображений и ценностей. Также отрасли промышленности, которые заняты производством услуг, принадлежат непроизводительной сфере.
Различие обслуживания от товаров
Человек – объект работы для штата предприятия, которое занято предоставлением услуг. Товары представляют некоторый предмет или вещь, ассигнованную с определенными свойствами. Это было получено в результате работы, сделанной в прошлом. У обслуживания есть только полезные свойства, которые не присоединены к материальному перевозчику, и результат работы в подарке. Обслуживание продает рабочую силу сотрудника фирмы, который отдает его, это не может изменить владельца, в отличие от товаров. У услуг нет стоимости. Однако, имейте цену, которая полна решимости стоимостью способности сотрудника работать и потраченные материальные ресурсы. Непроизводительная сфера основана на материальных ресурсах. Без производства товаров это не могло существовать. Услуги наконец обменивают на товарах. Рабочие, вовлеченные в производство товаров, обеспечивают содержание и тех, кто работает в сфере услуг.
Индустрии непроизводительной сферы
Социологи ассигнуют 15 отраслей промышленности: Жилищно-коммунальное хозяйство; продажи (торговля); система общественного питания; домашние услуги: забота дома, ремонта и производства согласно распоряжениям различных групп товаров, личной гигиены; школьное и дошкольное образование; медицина; социальное обслуживание; рекреационные услуги; обслуживание культурных учреждений; информационная поддержка; финансы и страховка; юридическая поддержка граждан; услуги юридических и офисов нотариуса; коммуникация; транспортная служба. Часто предприятия заняты предоставлением непосредственно нескольких типов обслуживания различных отраслей промышленности.
Сфера, непроизводительная вместе со всеми ее организациями и предприятиями, предоставляющими материальные услуги в общей сложности, представляет социальную инфраструктуру. Также есть отрасли промышленности относительно сферы услуг, которые заняты обслуживанием многочисленных социальных групп: управление государственными организациями; образование среднее, начальное, самым высоким; наука; агентства по государственной ценной бумаге; общественные ассоциации.
Классификация сфер непроизводительной сферы
В непроизводительной сфере возможно ассигновать 2 промышленных группы:
Отрасли промышленности, какие услуги удовлетворяют грубые, коллективные требования общества:
Отрасли промышленности, которые услуги удовлетворяют культурный и сообщество и социальные требования населения:
Рабочие, занятые в непроизводительной сфере национальной экономики, не делают материальные блага, однако их работа необходима для общества и является социально полезной работой. Иногда из классификации индустрий производства и непроизводительной сферы промышленность «Обслуживание потребителей населения» ассигнована как коллективная промышленность, которой принадлежат предприятия, которые рассматривают в индустриях производства и непроизводительной сферы. От производственной сферы промышленные предприятия, выполняющие производство и ремонт объектов личного потребления согласно отдельным распоряжениям населения и строительных организаций, делающих строительство и ремонт жилья согласно отдельным распоряжениям населения, присоединяются здесь. От непроизводительной сферы коллективная индустрия обслуживания потребителей населения включала непроизводительные типы деятельности, имеющей природу чистого обслуживания потребителей населения (ванны, парикмахерские, и т.д.).
Соединение с продуктивной работой
Непроизводительная сфера не создает новую стоимость. Однако, это не означает, что такая работа бесполезна для общества. Производство товаров – краеугольный камень общественного благосостояния. Непроизводительные отрасли промышленности – надстройка к материалу и не могут существовать без них.
Национальный доход не создан непроизводительной сферой, когда это управляется всесторонним духовным развитием человека, состоянием его здоровья и т.д. Тем не менее, это может влиять на производительность, улучшить навыки персонала, который является косвенно влияниями национальный доход государства.
Положение дел в современной России
Непроизводительная сфера экономики – отражение требований общества и изменений их структуры в зависимости от уровня жизни граждан. В современной России больше чем 30% населения в полевых работах. Территориальное дифференцирование на уровне его развития характерно для непроизводительной сферы в нашей стране. Такие различия врожденные, выдерживая сравнение и определенных областей и федеральных округов. Территориальное дифференцирование – одна из причин внутренней миграции. Было это в 60-х годах прошлого века. В центрах непроизводительной сферы есть иерархия: Москва. Центральные города территориальных предметов федерации. Окружные центры. Центры сельских поселений.
Сельские поселения. У организаций, занятых развлекательным и обслуживанием санатория, есть специфические особенности территориального распределения. Они зависят от размещения естественной и социально-экономической основы. Поэтому в России два крупнейших центра – Северокавказское и Черное море были созданы. Непроизводительная сфера обеспечена в экономике отраслями промышленности, которые заняты удовлетворением культурных и духовных потребностей человека. Это тесно связано с производством товаров и сильно зависит от него. В нашей стране территориальное дифференцирование характерно для индустрий нематериального производства.
Современный экономический словарь дает такое определение непроизводительной сферы — условное название отраслей промышленности и типы деятельности, которые не составляют производство товаров. В советской экономической статистике к непроизводительной сфере нес сферу домашних услуг, науки, культуры, образования, здравоохранения, управления. Теперь срок «непроизводительная сфера» вынужден покинуть научное использование и сферу благосостояния (СКС), социальную сферу, сфера услуг заменена понятиями.
Это состоит в контакте, в первую очередь, с тем, которое до сферы услуг 20-го века в целом было исключено из сферы производства. Так, известный английский экономист Адам Смит непосредственно определил, что богатство общества зависит только от продуктивной работы — работают над созданием материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда это ничем не сделано, и ранее создало общественное благосостояние, только потребляется, это отослало услуги таких профессий как «священники, адвокаты, врачи, писатели… актеры, клоуны, музыканты, оперные певцы, танцоры и т.д». эту точку зрения о непроизводительности сферы услуг предчувствовала марксистская политическая экономия, и затем и советская статистика, хотя в развитых странах в 19-м веке начал понимать, что сфера услуг, хотя не делает непосредственно материальные блага, однако создает фундаментальные условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая русского) сферу услуг (третичный сектор) рассматривают как полноценную часть производства, эквивалентного сельскому хозяйству (добывающая промышленность и сельское хозяйство) и отрасли промышленности (вторичный сектор).
Теперь в России это признано, что работа в индустриях непроизводительной сферы продуктивна, создает стоимость и прибавочную стоимость, объем производства индустрий этой сферы специальной техникой участвует в общей стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП).
В литературе возможно выполнить следующие условия: «непроизводительная сфера» и «нематериальное производство», «сфера услуг» и «сфера обслуживания», «духовное производство» и другие. В целом эти термины могут быть использованы как синонимы, однако, есть также другая точка зрения. Если характеризовать производство в различных самолетах, то: непроизводительная сфера — особенность предприятий с точки зрения уровня их организации. Это присоединяется к набору тех, которых отличает незначительность размеров, маленького сотрудничества, низкой механизации работы. Это включает создание предприятий и «вещи» (студия, шьющий, чтобы не заказать, и для продажи), и не «вещи»: рекомендации, духовные преимущества. Например: Сфера услуг — особенность предприятий с точки зрения специфических особенностей продукта сделана ими. Это включает тех, которые заняты, как правило, в обслуживании.
Также особенность сферы услуг – специальный результат работы рабочих. Работа потратила в этой сфере действия, с одной стороны, как воплощение идей в типе научных знания, произведений искусства, и т.д., и с другим — как действия, принимающие форму материально-морального обслуживания, немедленно исчезающего в ходе потребления, и иногда и не принимающего известную физическую форму.
Другая особенность сферы услуг — обслуживание от полезного результата; например, работа учителей, врачей, и т.д. неотделима от своего полезного результата, хотя последствия этой работы могут затронуть потребительское довольно долгое время человека. Так, полученный (или неинкассированный) знание может определить всю взрослую жизнь человека. Еще одна особенность состоит, что возможно удовлетворить требования духовно-интеллектуальной, культурной природы как независимо (различные формы самообразования, слушание музыки.), и косвенно (посещение музеев, театров, центров общественного досуга, и т.д.).
Определенный признак непроизводительной сферы – также то, что результаты работы в этой сфере в отличие от сферы производства товаров используются только для непроизводительного потребления: и личный, и общественный. Относительно производства товаров сфера услуг действует почти всегда как сфера потребления. Потребление услуг непроизводительной сферы — необходимое условие воспроизводства рабочей силы, роста уровня жизни, морального развития и улучшения индивидуальности и среды ее жилья.
Сфера услуг как специальный тип экономической активности появилась в ранних стадиях развития человечества. Его развитие было определено прогрессом производства товаров — возможность для общества содержать людей, которые непосредственно не делают материальные блага. Прежде чем все там будет специализацией административных действий (лидеры в первобытном обществе, административном персонале обществ с государственной организацией), производство социальных служб дежурными культа (шаманы и священники) и производство услуг в защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). В процессе развития общества были ассигнованы все новые и новые сферы услуг. Уже в старинном обществе был самый широкий диапазон сервисных типов деятельности, которая почти полностью соответствует современный — транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес, и т.д.
Сфера услуг
У сферы услуг есть много определенных характеристик: Во-первых, в отличие от товаров, услуги сделаны и поглощены обычно в то же время, не подвергаются памяти. Это создает нормативный вопрос спроса и предложения услуг, изолирует торговлю услугами от торговли в товарах, в которых много транзакций основаны на торговом посредничестве и возможности памяти товаров.
Во-вторых, услуги часто противопоставляются продуктам, хотя роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, после-того,-как-продажу об увеличениях промышленности
и другие услуги соединились с продажей товаров. Возможно сказать что во многих случаях в обслуживании есть элемент продуктов так же, как при продаже продуктов есть элемент обслуживания. Близкое переплетение продажи товаров и предоставления услуг усложняет распределение и бухгалтерский учет услуг.
В-третьих, сфера услуг обычно более защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера производства товаров. Кроме того, во многом транспорте стран и коммуникации, финансовых и страховых услугах, науке, образовании, здравоохранении, утилиты традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или строго управляются и регулируются государством. Импорт услуг, согласно правительствам многих стран, может представить угрозу национальной безопасности, и к суверенитету поэтому он отрегулирован более строго по сравнению с торговлей в товарах.
Так как большинство услуг обеспечило населению (общество), это прямое об или косвенно влияет на потребителя, у непроизводительной сферы есть социальный центр. Говоря о социальной ориентации непроизводительной сферы, разумно определить пределы и формы государственного регулирования. Многие проблемы, которые были решены прежде посредством правительственных механизмов в новых условиях, будут решены без них. Однако, есть требование конкретных вопросов, обращают внимание государства. Задача состоит в достижении демократизации государственного регулирования. С точки зрения целей предприятия непроизводительной сферы могут быть разделены на две многочисленных группы условно: предприятия с «исключительными проблемами» и предприятия, выполняющие действия для законов рынка. Первой группе обычно предоставляют Научным исследованиям, предприятиям государственной службы, и т.д.
Мы коротко рассмотрели что такое непроизводственная сфера: сфера услуг, положение дел в современной России, соединение с продуктивной работой, классификация сфер непроизводительной сферы, индустрии непроизводительной сферы, различие обслуживания от товаров. Оставляйте свои дополнения и комментарии к статье.