Что включает в себя нацизм
Что такое нацизм? Суть и отличительные черты нацизма. Преступления нацизма
Нацизм — это политическая идеология, которая была официальной в Германии с 1933 по 1945 год. Другое название — национал-социализм.
Отличительные черты нацизма
Нацизм является одной из форм фашизма и несет в себе черты расизма и антисемитизма.
Целью идеологии объявлялось создание и утверждение так называемой «арийской расы» на обширной территории, для того чтобы эта раса могла существовать там благополучно очень долгое время.
Нацистские идеи были изложены в книге Адольфа Гитлера «Моя борьба» (Mein Kampf). Среди основополагающих моментов:
идея расизма: Гитлер пропагандировал избранность нордической расы, а также идеи антисемитизма и так называемую «расовую гигиену»;
милитаристские методы решения внешнеполитических вопросов;
противостояние марксизму, коммунистическим идеям, партиям и правительствам.
Неонацизм
В современном мире последователей нацистских идей называют неонацистами.
От национал-социалистической идеологии гитлеровской Германии неонацистские течения взяли идеи шовинизма, превосходства одной нации над другими, гомофобию и антисемитизм.
Преступления нацизма
Адольф Гитлер и его нацистский режим совершили множество преступлений против человечества. Одним из таких преступлений был Холокост. Международный военный трибунал признал преступными организации, созданные в Третьем рейхе, — СС, СД, гестапо. Преступным было объявлено и само руководство нацистской Германии во главе с Гитлером.
Национал-социализм
Содержание
Политика
В немецкой исторической литературе эпоха Третьего рейха называется временем «восхищения и террора» (Faszination und Gewalt) [11] Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: «Один народ, одно государство, один вождь» ( Ein Volk, Ein Reich, Ein Führer )
Для противостояния внешнему врагу в лице международного капитала (в первую очередь — Франции) и «Коминтерна», в довоенной Германии была организована служба информации населения, находившаяся под постоянным жёстким партийным контролем. С этой целью 13 марта 1933 г. было создано Министерство народного образования и пропаганды во главе с талантливым пропагандистом Геббельсом. [12]
Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались.7 мая 1933 года был опубликован список печатных произведений «антинемецкого» содержания. Их предлагалось изъять из продажи и библиотек. В начале мая состоялись публичные сожжения подобной литературы. [13]
Саул Фридлендер в статье «От антисемитизма к уничтожению: историография нацистской политики по отношению к евреям и попытка интерпретации» пишет, что особый характер нацизма определяется важностью антисемитизма и уничтожения евреев для идеологии режима. Некоторые исследователи в поисках объяснения нацизма выводят его из немецкой истории, из «особого пути» Германии; другие считают немецкий нацизм формой фашизма; третьи видят в нацизме одно из проявлений тоталитаризма. Всем этим теориям, по мнению Фридлендера, не удается убедительно объяснить нацистский антисемитизм и нацистский геноцид евреев.
Национал-социализм как идеология Третьего рейха
«Им всё ставилось на службу одной цели создания Единой Европы под властью Германии» (Траудль Юнге, [17] ).
Программные установки национал-социализма в программе НСДАП
Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП (программа «25 пунктов»), стержень которой составляли следующие требования [источник не указан 1017 дней] :
Программные установки Гитлера
Цель политики НСДАП (нем. Das Ziel der Gesamtpolitik)
Выступая перед представителями верховного командования вермахта 3 февраля 1933 года Гитлер высказался следующим образом: …важнейшей предпосылкой для достижения цели является возрождение политической мощи (нем. pol. Macht), на что должны быть мобилизованы все ресурсы, которыми располагает государство.
1.Внутри государства: Полный отказ от прежней внутренней политики. Нетерпимость к любым попыткам отвлечь от выполнения этой задачи (в том числе отказ от пацифизма). Кто не подчиняется этому, должен быть принуждён подчиниться. Искоренение марксизма в корне. Убеждение молодёжи и народа в целом в том, что нас может спасти только борьба, и что возврата к прошлому нет. (Проведение политики расширения нацизма с целью привлечь миллионы к национал-социализму). Воспитание юношества в военном духе любыми средствами. Введение смертной казни в отношении всех предателей народа и государства. Строгое авторитарное управление страной. Устранение любых метастаз демократии.
2. Во вне государства: Противостояние диктату Версаля. Завоевание равных прав на основании Женевских соглашений, что будет бесполезно в случае, если народом не овладеет воля к вооружённой борьбе. Забота о союзниках.
3.В хозяйстве: Забота о сельском населении. Простое увеличение экспорта бесполезно, поскольку покупательная способность в масштабах мировой экономики ограничена и имеет место перепроизводство продукции сельского хозяйства. Единственный выход из создавшейся ситуации с безработицей лежит в политике освоения новых территорий. Однако это — длительный процесс и быстрых результатов в ближайшее время ждать не приходится, ибо жизненного пространства у немецкого народа слишком мало.
4.Возрождение вермахта. Это — важнейшая предпосылка для успешного достижения цели. Введение всеобщей воинской обязанности. При этом органы государственной власти должны бдительно следить, чтобы армия не была поражена пацифизмом, коммунизмом или большевизмом или, по крайней мере, эти идеи никак не влияли бы на исполнение воинского долга [19]
Морально-психологическая атмосфера в обществе
Стереотипы поведения лояльного бюргера в Третьем рейхе включали в свой состав черты, свойственные жителям Германии, наследуемые ими от своих предшественников в прошедшие годы, а также вновь приобретённые в годы нацизма. К числу первых из них относятся немецкая аккуратность и педантичность в выполнении любой работы, трудолюбие, а также дисциплинированность, проявляющая себя в беспрекословном подчинении вновь появившемуся авторитету, которое они проявляют с таким же рвением, как к авторитету ушедшему. [20]
Весьма распространённой чертой был и бытовой антисемитизм. [21]
В массах существовала и застарелая антипатия к Франции, которая в годы раздробленности Германии нередко пользовалась этим и осуществляла агрессию, зачастую сопровождаемую оскорбительными для национального самолюбия действиями (войны Людовика XIV и Наполеона).
К вновь приобретённым чертам относится оставшийся в памяти дожившего до лет нацизма поколения позор капитуляции в 1918 году и, особенно, грабительские условия Версальского договора, усугубившиеся общемировым кризисом 20-х годов. На этом фоне успехи администрации Гитлера, сумевшего существенно уменьшить безработицу и реализовать некоторые социальные проекты, успехи в достижении которых отмечались не только в границах Райха, но и за границей. [22] Одновременно с этим были запрещены профсоюзы и заменены другими корпоративными структурами, ликвидирована свобода слова и практически отменена система представительства масс в органах власти.
Значительная часть интеллигенции либо бежала за границу, либо оказалась в концентрационных лагерях, что ощутимо понизило культурный уровень населения [23]
Общая атмосфера в государстве характеризуется смесью экзальтированного восхищения Гитлером и жестокими репрессиями со стороны партийных структур. [24] Посол Франции Андре Франсуа-Понсе (André François-Poncet) описывал обстановку в дни проведения партийных съездов в Нюрнберге [24]
То, что можно было увидеть, невозможно описать словами. Город полностью был погружён в атмосферу общего энтузиазма. Сотни тысяч мужчин и женщин были охвачены романтическим возбуждением, находились в состоянии мистического экстаза, своеобразной всеобщей манией рабов. В течение семи дней Нюрнберг был городом, в котором царили чувства отрешенного от действительности ощущения счастья и радости.
С такими настроениями немецкий обыватель подошёл к началу войны и эти настроения достигли апогея к лету 1940 г. Затем, по мере получения тщательно скрываемых пропагандой плохих известий, настроение стало меняться, что стало особенно заметно после катастрофы под Сталинградом. Некоторые начали серьёзно задумываться о пагубности проводимой политики. В то время появилась издевательское перефразирование слов национального гимна Хорст Вессель: «Выше нос, глаза закройте крепче» (нем. «Die Nase hoch, die Augen fest gaschlossen» ). А также ироничное: «Наслаждайтесь войной, мир будет ужасен» (нем. «Geniest den Krieg, der Friede wird fürchterlich» ) [25] После вступления Красной Армии на немецкую территорию настроения в немецком обществе, в особенности на территориях, оккупированных советскими войсками, заметно изменились, поскольку
Национал-социализм и религия
Последователи в современной России
Оценки
Отношение к нацизму в сильной степени зависело от политической конъюнктуры. Так во времена до Мюнхена на Западе была достаточно широко распространена положительная оценка происходящих в Германии событий. Существует мнение, что в Швеции рассматривался вопрос о присуждении Гитлеру Нобелевской премии мира.
Отношение к нацизму, как конкурирующей в борьбе за симпатии рабочего класса идеологии, среди коммунистов было резко отрицательным. Хотя, как в цвете знамён, в форме правления, партийном строительстве, состоянии гражданских свобод так и в ряде лозунгов (например в риторике Хорста Весселя) наблюдалось полное совпадение. [27]
Однако время действия Пакта о ненападении (с 23 августа 1939 года по 22 июня 1941 года) было временем, когда «На смену вражды, всячески подогревавшейся со стороны некоторых европейских держав, пришло сближение и установление дружественных отношений между СССР и Германией». [28]
Что теоретически было обосновано в том же выступлении, как:
Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это — дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за «уничтожение гитлеризма» прикрываемая фальшивым флагом борьбы за «демократию». [29]
Но в дальнейшем, после нападения Германии, взгляды на национал-социализм вернулись к прежнему состоянию. Окончательная оценка была дана процессом в Нюрнберге.
Сравнение национал-социалистической и коммунистической модели
Нацизм
Содержание
Идеология
Идеология нацизма построена на социальном дарвинизме. При правлении Гитлера нацисты создали сильное централизованное государство под руководством вождя (фюрера) и провозгласили своей главной задачей создание «расово-чистого государства» и завоевание «жизненно-важного пространства» (нем. Lebensraum ).
Антикапиталистические пункты программы, большей частью сформулированные намеренно расплывчатым образом, в ходе развития НСДАП всё больше отступали на задний план. Они были относительно сильно выражены у венгерских «Скрещенных стрел», у румынской «Железной гвардии», во французской ФНП Жака Дорио и у австрийских национал-социалистов до аншлюса. Напротив, они относительно слабо проявлялись у норвежского «Национального единения», бельгийских рексистов, у некоторых частей остальных французских нацистских партий и у голландской НСС.
Крайне антимодернистские установки обнаруживаются и у НСДАП, у «Железной гвардии» и усташей. Но и эти движения не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике.
Сторонники нацизма считают, что события в новой и новейшей истории свидетельствуют о моральном, физическом и духовном регрессе белой расы, и её скором вырождении и вымирании. Нацизм, по их мнению, является единственной политической идеологией в мире, которая способна остановить этот процесс. Расизм, и различные формы ксенофобии (такие как преследование проявлений нетрадиционной сексуальной ориентации) приветствуются, как необходимые для спасения меры. Преступления против человечности представляются как неизбежная плата за выживание арийцев, которые считаются избранными людьми и высшей расой.
Противники нацизма считают эту идеологию высокомерной и бесчеловечной, ссылаясь на огромное количество жертв режима во время Второй мировой войны. Нацизм сейчас законодательно запрещён во многих странах мира.
Словом «нацизм» (но не «национал-социализм») нередко называют (по аналогии с расизмом и сексизмом) крайний национализм с призывами к вражде, дискриминации либо насильственным действиям по национальному признаку. Это слово приобрело такой смысл в связи с тем, что нацистская Германия была первым государством, поставившим своей государственной целью «расовую гигиену». Поскольку идеи многих современных ультранационалистических движений мало чем отличаются от идей НСДАП, то их называют нацистами или неонацистами.
Нацистская идеология Третьего рейха
В более расширенном и глубоком виде, идеи нацизма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера «Моя борьба». [1]
Программные установки нацизма в программе НСДАП
Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП (25 пунктов), стержень которой составляли следующие требования:
Национал-социализм и религия
Нацизм и католичество
В Германии Католическая церковь, по крайней мере до 1933 года, резко критиковала НСДАП по поводу религиозных представлений, высказанных некоторыми ее представителями, особенно Альфредом Розенбергом, но ради спасения католиков заключила «конкордат между курией и третьим рейхом» 20 июля 1933 года.
На первых порах, национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить еще остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства.
Католическая и протестантская церковь в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных. [2] Согласно показаниям бывшего офицера разведки армии США Уильяма Гоуэна в федеральном суде Сан-Франциско, чиновники Ватикана укрывали от ареста и суда нацистских военных преступников и коллаборационистов. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барби («лионский мясник»), Адольфу Эйхману, доктору Менгеле и Францу Стенгелю — начальнику лагеря смерти Треблинка. [3]
Движение усташей в Хорватии пользовалось широкой поддержкой Католической церкви. 28 апреля 1941 года архиепископ Степинац призвал в своей энциклике поддерживать режим усташей. Множество католических священников принимали участие в насильственных обращениях сербов в католицизм. [3]
Нацизм и протестантизм
Представители евангелической церкви, расколотой на 28 церквей отдельных земель, хотя и отвергали новоязыческие взгляды людей вроде Розенберга, в то же время более или менее открыто сочувствовали националистическим, антисоциалистическим, антикапиталистическим, а также антисемитским целям национал-социализма. На церковных выборах, организованных 23 июля и поддержанных всем аппаратом пропаганды НСДАП, основанное в 1932 году национал-социалистическое движение «Немецкие христиане» получили значительно больше 60 % поданных голосов. «Немецкие христиане» (которые часто сами себя называли «штурмовиками Иисуса Христа») имело теперь большинство голосов в церковном руководстве почти всех немецких общин. Это движение последовательно использовало свое большинство, чтобы унифицировать отдельные евангелические церкви не только в организационном, но и в идеологическом отношении.
Движение Лапуа преследовало с самого начала крайне антикоммунистические установки с националистической и религиозной окраской. Именно вследствие своих религиозных, националистических и особенно антикоммунистических целей Движение Лапуа поддерживалось финской (лютеранской) церковью.
Нацизм и православие
Гитлера поддержали некоторые высокопоставленные представители Русской Зарубежной Церкви [4] и Московского Патриархата. Это объясняется тем, что лидеры православных Церквей видели в нападении Германии и ее союзников на СССР возможность восстановить на оккупированных территориях церковную жизнь, почти уничтоженную или загнанную в подполье советской антирелигиозной политикой, а в перспективе — восстановить царский режим, финансово и политически поддерживавший православие. [5]
По многочисленным свидетельствам, при занятии соединениями Вермахта очередного населенного пункта СССР (а иногда и до прихода фашистских войск), в нём, по инициативе православных верующих, сразу же открывались церкви, которые не успела разрушить советская власть. К храмовому богослужению вернулись тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье. [6] Некогда закрытые храмы впервые за долгие годы были отреставрированы и переполнены молящимися. На оккупированных территориях оказалось больше действующих храмов, чем во всей остальной Советской России. [7]
Одновременно с этим, на контролируемых СССР территориях представители Русской Православной Церкви заявляли о духовной поддержке советского народа (обращение к верующим Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия 22 июня 1941 года (впервые напечатанном в 1943 году [5] ), о поддержке блокадного Ленинграда [8] [9] [10] ), ими был организован ряд акций в борьбе против фашистской армии (перечисление денежных средств в фонды обороны и Красного Креста, сбор одежды и продовольствия в приходах, сбор средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского, [11] ), которые советским правительством были оценены как популистские. При этом часть этих акций были организованы по инициативе самого советского правительства. [5]
По мнению православных исследователей, в цели германского руководства укрепление православия не входило. Утверждается, что возрождение народной религиозности использовалось третьим Рейхом исключительно в пропагандистских целях противодействия советскому руководству. В подтверждение своей точки зрения православные исследователи приводят тезис о том, что Гитлер желал видеть Православную Церковь раздробленной, а ее епархии на оккупированных территориях — независимыми от влияния Московского Патриархата. [12] Также, в подтверждение этой точки зрения приводятся факты о том, что некоторые иерархи и простое священничество оказывали сопротивление предполагаемой политике Германии в отношении Православной Церкви. [12] [13] [14] [15]
В некоторых случаях, германские оккупационные власти запрещали поместные церкви. Так, 27 сентября 1942 года была запрещена Православная Церковь Чешских земель и Словакии. Ее Предстоятель епископ Горазд и несколько священников были расстреляны, имущество Церкви конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. Причиной этому послужило то, что православные священники укрыли в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия группу чешских агентов, заброшенных из Великобритании и расстрелявших генерала полиции обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха. [16]
Нацизм и ислам
Адольф Гитлер активно сотрудничал с некоторыми мусульманскими религиозными лидерами. С 1941 по 1945 год в качестве почетного гостя нацистской Германии в Берлине жил муфтий Иерусалима Мохаммад Амин аль-Хусейни. [17]
Национал-социализм в современной России
Нацизм и Неонацизм — это что такое в истории и современности.
Нацизм – это крайние расистские или авторитарные взгляды и/или поведение. Исторически нацизм (полное название – национал-социализм, немецкий национал-социализм) – это немецкое политическое движение, возглавляемое Адольфом Гитлером, идеология, пропагандируемая нацистской партией или Национал-социалистической партией рабочих в Германии. Участники движения, то есть нацисты, руководствовались волей своего харизматического диктатора как единственным источником вдохновения для народа и нации. Целью нацистской политики являлось уничтожение всех врагов арийского (немецкого/германского) народа.
Что такое НАЦИЗМ – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Нацизм – это идеология полностью зацикленная на одной единственной нации и ее превосходстве над всеми остальными. Если говорить проще, то с точки зрения нацистов, существует одна наивысшая, самая чистая, развитая и продвинутая нация, а все остальные, это, так сказать, бракованные или люди второго/третьего сорта, которые нужны только для того чтобы подчинятся «элитарной нации».
Идеология нацизма: новое или давно забытое старое?
Нацизм часто рассматривается как новое движение, возникшее в результате потрясений, последовавших за Первой мировой войной, и подпитываемое послевоенной политической нестабильностью. Эти условия позволили нацизму пустить корни и разрастаться, как злокачественная опухоль. Кроме того, идеи нацизма поддерживались ростом тоталитаризма в других странах, таких как Италия и Испания. Хотя национал-социалисты были новой организацией, истоки нацистских идей, особенно экстремальный национализм, авторитаризм и милитаризм, сложны и уходят корнями в немецкую историю XIX века.
Одной из самых сильных и примечательных черт нацистской идеологии являлся экстремальный немецкий национализм. Именно он предшествовал нацистскому движению. В середине 1800-х годов не было германской нации, только кластер из 26 немецкоязычных королевств, герцогств и городов-государств. В это время росло националистическое движение, которое требовало объединения этих регионов в большую немецкую нацию. Немецкие националисты утверждали, что объединенная Германия может противостоять Франции, России и Великобритании и претендовать на свое законное место в качестве европейской державы.
Стоит подчеркнуть, что национализм – это отождествление со своей нацией и поддержка ее интересов и в общем не является негативным явлением.
Но немецкий национализм был сильным, нетерпеливым и требовательным. Многие из этих националистов были яростными антисемитами и часто обвиняли евреев в саботаже во время Первой мировой войны или сдерживании объединения Германии. Это привело к Холокосту – систематическому финансируемому государством геноциду (убийству) шести миллионов еврейских мужчин, женщин и детей во время Второй мировой войны. Немцы назвали это «окончательным решением еврейского вопроса».
Основные идеи нацизма или во что верили нацисты.
Итак, нацизм объединил идеи:
Нацизм и фашизм: сходства и отличия.
В своем экстремальном национализме, массовой приверженности и диктаторском правлении нацизм имел много общих черт с итальянским фашизмом. Однако нацизм был гораздо более радикальным как по своим идеям, так и по своей практике.
Сходство нацизма и фашизма в том, что оба эти движения:
Чем отличаются идеологии нацизма и фашизма:
От национал-социалистов к неонацистам.
Нацистская партия, известная как Национал-социалистическая рабочая партия Германии (German Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP)) была основана в 1919 году. Гитлер посетил одно из ее собраний и вскоре его энергетика и ораторские способности позволили ему возглавить партию. Гитлер сформулировал программу, которая призывала к отказу Германии от Версальского мирного договора и к расширению территории Германии. Его призывы к национальному возвышению сопровождались резкой антисемитской риторикой. Социалистическая ориентация партии была в основном демагогией, призванной заручиться поддержкой рабочего класса. К 1921 году Гитлер сместил других лидеров партии и занял их место.
В 1923 году Гитлер и его последователи почувствовали себя достаточно сильными и совершили неудачную попытку взять под контроль правительство Баварии в надежде, что это вызовет общенациональное восстание. Переворот провалился, нацистская партия была временно запрещена, а Гитлер провел в тюрьме большую часть 1924 года, где написал «Mein Kampf» («Моя борьба»), книгу, которая вскоре стала национал-социалистической библией.
После своего освобождения Гитлер быстро приступил к восстановлению партии. В результате число членов нацистской партии выросло с 25 000 в 1925 году до примерно 180 000 в 1929 году.
Гитлер стал культовой фигурой для последователей идеологии нацизма: как фюрер – то есть лидер – он считался абсолютным немцем, который не мог сделать ничего плохого.
Во время выборов 1932 и 1933 годов нацистская партия была самой большой в Германии. После смерти президента Германии Гинденбурга в 1934 году Гитлер принял титулы фюрера, канцлера и главнокомандующего армией, и он также остался лидером нацистской партии.
Но он хотел большего – завоевать значительную часть Европы для Германской империи – Третьего Рейха. В марте 1938 года немецкая армия присоединила к Германии Австрию в ходе операции, известной как аншлюс. Затем Гитлер захватил Судетскую область Чехословакии. К настоящему времени Гитлер мог законно называть себя фюрером «Великого германского рейха».
Что такое Неонацизм, его место и роль в современности.
Неонацизм состоит из военных, социальных или политических движений после Второй мировой войны, стремящихся возродить и реализовать идеологию нацизма.
Чего пытаются добиться неонацисты?
Неонацисты стремятся использовать нацистскую идеологию для разжигания ненависти и нападок на расовые и этнические меньшинства, продвижения превосходства белой расы или, в некоторых случаях, для создания фашистского государства.
Неонацизм – это глобальное явление, имеющее организованное представительство во многих странах и международных сетях. Он заимствует элементы из нацистской доктрины, включая ультранационализм, расизм, ксенофобию, гомофобию, антисемитизм, антикоммунизм и создание Четвертого рейха.
Одной из самых заметных неонацистских группировок в США является Национальный альянс. До самой смерти им руководил Уильям Пирс, печально известный автор футуристического романа о войне между расами «Дневники Тернера», книги, которая, по мнению некоторых, послужила планом для взрыва в Оклахома-Сити в 1995 году.
Итак, нацизм – это прошлое, которое все еще живет в нашем настоящем. Неужели история действительно ничему не учит?