Что включает в себя музыкальная среда
Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста
Бэлла Вербицкая
Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста
Слайд №1: Представление темы.
Слайд №2: Всем известно, и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Слайд №3: Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Слайд №4: Среда, окружающая ребёнка в учреждении, семье и социуме, может стать средством становления его креативности в том случае, если педагог способен быть организатором. Для этого необходимо знать состав, структуру среды, механизм её воздействия на личность. Учитывая всё это, педагог будет опосредованно руководить процессом музыкального образования ребёнка.
Слайд №5: Среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовый подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме. В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.
Слайд №6: Музыкально-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков.
• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности:
• Блок не регламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий.
Музыкально-образовательная среда семьи состоит из:
— совместной с родителями;
— самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т. п.)
Слайд №7: Музыкально-образовательная среда ДОУ (регламентированной) деятельности организована в музыкальном зале.
Музыкально-предметно-развивающая среда ДОУ (не регламентированной) деятельности организована в группах детского сада. Она организуется по трём основным блокам: *) восприятие музыки, *) воспроизведение музыки, *) музыкально-творческая деятельность. Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определённого вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных зон в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Слайд №8: Музыкально-образовательная среда должна:
* учитывать возрастные интересы развития ведущей детской деятельности;
* соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу развития;
* содержать как уже известные ребёнку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
* Учёт исходной инициативности ребёнка, его стремление сразу же на деле применять приобретённые знания, как ясные, так и проблематичные;
* Развивающая музыкально-образовательная среда раскрывает свои возможности благодаря общению детей со взрослыми в этой среде;
* Ребёнок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в их предметной среде.
Разработка и оценка предметно-развивающей средыопирается на ряд критериев: Слайд №9:
1. Качество содержания развивающей предметной музыкальной среды
• Разработано с учётом деятельностно-возрастного системного подхода,
• Отражает полноту детской музыкальной деятельности,
• Отражает системность в овладении ребёнком музыкальной деятельностью,
• Обеспечивает детям возможности для их музыкально-творческого развития,
• Представление проблемности для решения задач, проблем, возникших по ходу музыкальной деятельности,
• Соотносится с ведущим видом деятельности,
• Динамичность содержания среды.
2. Качество структуры развивающей предметной музыкальной среды:
• Структура мини-центров представлена в виде целостных модулей, имеющих трансформирующиеся детали,
• В мини-центрах представлены все виды детской музыкальной деятельности,
• Структура мини-центра создаёт условия для активного, развивающего характера музыкальной деятельности (пособия, инструменты,
• Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей.
3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей в среде музыкальной деятельности:
• Красочное оформление миницентров,
• Среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка,
• Пособия добротны, эстетичны, просты,
• Мини-среды оформлены в одном стиле.
Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях,
праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.
В зале имеются комплекты кукольных театров, две напольные ширмы, что позволяет разыгрывать музыкальные кукольные спектакли, драматизации, концерты для родителей.
Музыкальный зал оснащен техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD-плеер, пианино, стереофонический усилитель звука.
Музыкальные инструменты,
музыкально-дидактический материал
хранится в зале, в специально отведённом месте.
Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.
Организация не регламентированной деятельности требует соблюдения необходимых условий.
В каждой группе создан музыкальный уголок,
Средняя группа:
Подготовительная к школе группа:
где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.
Слайд №12: Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда как в детском саду, так и дома. Среда – это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается ребёнок. Она становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное наполнение повседневной, прежде всего, жизнедеятельности детей. Очень важно, когда родители обеспечивают просмотр детских музыкальных передач, фильмов, собирают детские музыкальные видеотеки и ауди отеки, когда имеется наличие музыкальных игрушек, музыкальных инструментов, самодельных шумовых инструментов, элементов детских театральных костюмов, атрибутов к детским танцам, играм, иллюстрации к детским песням, иллюстрации композиторов, музыкально-дидактические игры.
Очень важно чтобы музыкальная деятельность детей в семье протекала с участием взрослых. Творческие способностей дошкольника смогут развиваться только при условии, если дома окружающие участвуют в творческом процессе развития ребёнка. Доказано, что способность к творчеству имеет корни в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами.
Слайд 13: Среда социума является местом музыкального просвещения ребёнка. Музыкальный руководитель и воспитатели согласовывают с родителями использование возможностей среды социума в музыкальном образовании детей.
Слайд 14: Особенность социального фактора заключается во встрече детей с профессиональными музыкантами – носителями музыкальной культуры, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. То же относится и к эмоциональному фактору. Увлечённость профессионалов, с которыми сталкиваются дошкольники, достаточно заразительна, что позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.
Вывод: Подводя итог анализа музыкально-образовательной среды ДОУ, семьи и социума можно сделать вывод, что лишь при тесном взаимодействии музыкального руководителя, воспитателей, семьи и социума культуры музыкально-образовательная среда становится мощным средством музыкального образования детей дошкольного возраста.
Слайд 15: Литература.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
2. Э. П. Костина. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: монография. –Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011 год.
• Статья «Музыкально-творческий потенциал средового окружения ребёнка как средство становления и развития его креативности»; Стр. 185
• Статья «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности»; Стр. 199
• Статья «Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка»; Стр. 203
• Статья «Социум как место музыкального просвещения ребёнка»., Стр. 206
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1.
5. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
Предметно-пространственная среда музыкального зала
Наталья Балахонова
Предметно-пространственная среда музыкального зала
зал является визитной карточкой нашего детского сада, это светлое, просторное помещение, совмещённое с физкультурным залом.
Музыкальный зал находится на первом этаже, в зале поддерживается необходимый температурный режим, имеются запасные выходы, систематически проводится проветривание и влажная уборка зала. Интерьер музыкального зала выдержан в бежевых, тёплых тонах, яркими акцентами являются хохломские детские стульчики и столик. В оформлении зала используются баннеры на сезонную тематику, один уголок посвящён национально- региональному компоненту, имеется проектор и экран.
В музыкальном зале проходят не только групповые и индивидуальные занятия с детьми, но и всевозможные развлечения, спортивные мероприятия, праздники для детей, сотрудников и родителей. Содержание музыкальной развивающей среды нашего детского сада направлено на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам и носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, размышлять, решать проблемные ситуации, творить.
Изучив современные требованиями к организации (РППС) мною была определена цель: совершенствовать музыкальную развивающую пространственную среду детского сада, применяя инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Добиваясь поставленной цели,я наметила основные задачи:
• Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
• Стимулировать развитию творческих способностей детей. Развивать у дошкольников музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
• Обновить содержание мини – центров в зале через нестандартное оборудование
• и изготовление музыкально-дидактических игр.
• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
• Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность взрослого
• и ребёнка, возникающую по интересам и желанию ребёнка.
• Обеспечить надёжность и безопасность использования предметов РППС.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насышенной, трансформируемой, доступной, здоровьесберегающей, безопасной, эстетично привлекательной. В нашем детском саду мы видоизменяем оформление музыкального зала в зависимости от образовательной ситуации. В соответствии с тематикой развлекательного мероприятия, праздничными датами,сюжетом театральной постановки: в оформлении ко «Дню матери», «Нового года», ко «Дню Победы», выпускного праздника, развлечениям используем разнообразные атрибуты, декорации, материалы, надувные шары, меняем оформление в соответствии с временем года. Организую музыкально предметно-развивающую среду так, чтобы она располагала детей к состоянию эмоционального комфорта, творческой активности, воспитанию хорошего вкуса. По принципу полифункциональности мы используем различные составляющие предметной среды, например, для утренника посвященному международному женскому дню мы воспользовались детскими стульчиками, они превратились в паровозик из Ромашково, на которых воспитанники отправились в путешествие.
Театральные декорации постоянно меняются, например, с учётом времени года – осень,зима, весна. Мы изготовили деревья со сменными чехлами по временам года, которые переносят действия в сказочный лес.
При построении предметно-развивающей среды я учитываю основные методы и принципы,
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности. Пространство музыкального залаоформляю по принципу зонирования и условно разделяю на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.
Рабочая зона по видам музыкальнойдеятельности осуществляется:
с учётом интеграции образовательных областей. ПРС этой зоны предоставляет ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр.Оборудована такая зона как можно ближе к окнам: мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д. Такая зона востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.
В каждой зоне выделяю несколько центров.
Центр слушания музыки включает в себя музыкальный центр, фонотеку по группам,репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов.
Приобщать детей к культуре русского и осетинского народа, пробуждать у детей интерес и любовь к народной музыке, к осетинским танцам и песням, хороводам. Знакомить с праздниками и традициями русского и осетинского народа.
Центр танцевального творчества оборудован атрибутами к танцевальным композициям ленточками, разноцветными платочками, цветными флажками, элементами костюмов (шапочками грибов, овощей, цветов, шапочками животных, цвета ми, весенними веночками из цветов, осенними веночками из листьев, зонтиками, и др. Широко использую данный материал при постановке танцев и в игровой деятельности. Материал расположен в доступном для детей месте. Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.
Познавательно-игровой центр содержит настольно-печатные и музыкально-дидактические игры: «Птичка и птенчики», «Три кита», «Кого встретил колобок?», «Что делают в домике», «Музыкальное лото», «Осенний паровозик», «Качели», «Какую музыку слушает колобок?», «Сколько нас поёт?», «Ритмослов», «Помоги Маше», «Что делает мишка?», «Мажор и Минор», «Весёлые капельки», «Что делают дети?», «Бубенчики», «Куда идёт Буратино? «Определижанр», «Весёлый паровозик» «Разноцветная гусеница»,«Весело–грустно», «Ромашки настроения».
При организации предметно-развивающей среды привлекали родителей к изготовлению нетрадиционных музыкальных шумовых инструментов.
Большое внимание уделяю игре на детских музыкальных инструментах. Ведь, детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. Обучая детей оркестровой деятельности, использую музыкальные ролики.
Игра на музыкальных инструментах доставляет удовольствие и поднимает у детей настроение, расширяет музыкальное воспитание и сферу музыкальной деятельности дошкольников.
Наличие детских костюмов играет огромную роль в драматизации, танцевальных номерах, выступлениях за пределами детского сада. Это даёт возможность детям почувствовать себя настоящими артистами.
Предметно-пространственная развивающая среда спортивного зала в ДОУ Педметно-пространственная развивающая среда спортивного зала в ДОУ инструктор по физической культуре О. С. Митряйкина МБДОУ детский сад.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.
Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.
Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении
эстетически-развивающеи предметно-пространственной среды. В исследованиях можно встретить различные определения этого понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и социокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образовательная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о создании оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).
Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, средство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор развития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.
При этом в дошкольном образовательном учреждении осуществляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной спецификой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффективного его осуществления.
Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспитания, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о музыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.
Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:
■ блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впервые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;
■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:
— совместная с воспитателем музыкальная деятельность — в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;
— самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий, возникающая по инициативе детей — песни, музыкальные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.
Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:
■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация семейного досуга (Л. Н. Комисарова, Г. В. Кузнецова):
■ проведение семейных праздников;
■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музыкального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);
■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого композитора) ;
■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (кукольного, драматического);
■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, развлечений с использованием музыки;
■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;
■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.
Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,
посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).
В целом музыкально-образовательная среда имеет свою структуру. Она состоит из предметного и музыкального компонентов.
Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка.
Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предметного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо предметной и социальной выделяют развивающую среду, в которой происходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его
развитие. Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его музыкальное творчество, — важная задача педагога.
Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):
■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;
■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);
■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наоборот, — постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстрирующий детям возможности музыкальной предметной среды, создающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.
Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
■ восприятие музыки — пособия, помогающие воспринимать произведения;
■ воспроизведение музыки — пособия, побуждающие к исполнительской деятельности (пению, игре или танцу, инструментальному музицированию);
■ музыкально-творческая деятельность — пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).
Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).
Содержание музыкальной среды должно отражать принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.
В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.
Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.