Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов

Мотив достижения цели и успеха у человека и его формирование

Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. 1617246392. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов фото. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов-1617246392. картинка Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. картинка 1617246392. Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. 1614234189. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов фото. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов-1614234189. картинка Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. картинка 1614234189. Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Каждая личность имеет мотивационную сферу, которая отвечает за её стремление действовать и достигать тех или иных результатов. На самом деле понятие мотивационной сферы достаточно широкое и охарактеризовать его одним определением сложно. Такая сфера включает в себя другие аспекты и качества личности, которые характеризуют человека, как самоуверенного, самодостаточного и целостного, стремящегося постоянно повышать уровень новых достижений.

Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. joanna nix walkup pazbosmgayu unsplash. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов фото. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов-joanna nix walkup pazbosmgayu unsplash. картинка Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. картинка joanna nix walkup pazbosmgayu unsplash. Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Для такого человека мотив является его движущей силой, побуждающей к действиям в той или иной деятельности. Развивается мотивационная сфера с детства, как правило, родители или другой значимый человек в воспитании ребенка становится ярким примером.

Взрослый человек оказывает большое влияние на то, каким ребенок видит себя в этой жизни, сильным, способным и легко преодолевающим препятствия или наоборот, инертным, не активным и ригидным. Внутренний мотив человека напрямую связан с его волевой сферой и с его картиной мира.

Когда «Мир ОК и Я ОК», то личность имеет внутреннюю уверенность в своих силах, она не испытывает опасности от окружающего мира и открыта новым достижениям. В случае с картиной мира «Я –ОК, а Мир не ОК», «Мир –ОК, а Я не ОК» возникает дисгармония, внутренние конфликты и проблемы с достижением успеха.

У таких людей однозначно есть проблемы с самооценкой и с определением себя в этом мире. Как известно именно родители влияют на то, какая картина мира сформируется в психике ребенка.

Из чего состоит мотивационная сфера личности

Мотивационная сфера личности состоит не из одного мотива, их больше двадцати. Психологи, педагоги и философы выделяют следующие виды основных мотивов, которые движут внутренней силой человека и побуждают его к действиям:

Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. . Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов фото. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов-. картинка Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. картинка . Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Мотивация достижение успеха или избегание неудачи

Каждый человек мечтает быть успешным, известным, с достатком и здоровым. Для реализации этих желаний необходимо прилагать усилия и двигаться на встречу к своей цели, но не у всех есть внутренний мотив, который позволит уверенно прийти к желаемому результату.

Люди с таким внутренним мотивом стремятся уйти от неудач, ралли чего способны браться за легкую и очевидно выполнимую работу. Известно, что иногда при данном мотиве, люди могут приступать к сложным задачам, но в случае неуспеха всё списывают на сложившиеся обстоятельства.

У человека есть сильное желание управлять другими людьми, влиять на их мнение и действия. Рассматривать такой мотив можно в двух аспектах, как позитивный, так и негативный. Если у человека высокие моральные ценности и гармоничная картина мира, то он сможет такой мотив повернуть в конструктивное русло и достичь определенных успехов.

Он базируется на внутреннем стремлении помогать безвозмездно людям, иногда в ущерб своим личным потребностям и желаниям.

Он заставляет людей испытывать страх в коммуникациях с другими людьми. Иногда личность с таким мотивом принимает решение реже вступать в общение.

Другие люди воспринимаются с позиции равенства, порядочности и доверия.

Мотивация человека представляет собой внутреннюю энергию, желание, которое заставляет человека выполнять определенную деятельность. Влияет на активацию данной энергии потребность, которую испытывает человек и цель, к которой он стремится.

Взаимосвязь между потребностью, мотивами и целью

Мотив достижения успеха зависит от внутренних потребностей личности и от того, каким человек видит окончательный результат своей деятельности.

Многих интересует, как именно связаны потребность, цель и мотив, направленный на успех. На самом деле мотив не может существовать без нужды и без окончательной цели. В своей совокупности они являются сильным стимулом и импульсом к действиям.

Внутренняя направленность дает возможность прикладывать все свои усилия для достижения поставленной цели, в этом процессе задействованы все познавательные принципы, включается волевая сфера. Ученые установили, что мотивация, направленная на успех, должна быть внутренней, а не внешней.

Разница между этими двумя видами мотивов заключается в следующем:

Сама по себе такая мотивация не принадлежит личности, он выступает лишь исполнителем для достижения поставленной извне цели.

Личность в данном случае чувствует себя автономной, она сама проявляет заинтересованность в выполнении определенной деятельности.

За внутренней мотивацией успеха стоит потребность. Человеку важно чувствовать себя компетентным и автономным в постановке своей внутренней цели. Это важные потребности, которые порождают еще одну – потребность в построении надежных и положительных отношений с другими людьми.

Здесь важным моментом выступает соблюдение личных границ и автономии личности, не редко любое давление со стороны может максимально снизить любую мотивацию. Таким образом, получается, что события вокруг, люди и взаимоотношения с ними могут влиять на мотивационную сферу.

Таким образом, можно сказать, что внутренняя и внешняя мотивация имеют много решающих факторов, которые оказывают на их проявление непосредственное влияние. Личность может преобразовывать импульсы извне во внутреннюю мотивацию и принимать её за свои цели, которые активируют деятельность.

Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. sharon mccutcheon q5peaduziss unsplash. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов фото. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов-sharon mccutcheon q5peaduziss unsplash. картинка Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. картинка sharon mccutcheon q5peaduziss unsplash. Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.Фото Sharon McCutcheon on Unsplash

В этом процессе в определенный момент включается доминирующая тенденция мотивов. Это либо мотив на достижение успеха, либо мотив на избегание неудач. За этими двумя мотивами стоят эмоции и чувства, которые словно триггер включаются в той или иной ситуации.

Здесь опять – таки прослеживается прямое влияние детско-родительских отношений, которые задают эту тенденцию. За мотивом избегания неудач стоит тревожность и страх испытать провал в своей деятельности. Скорее всего, родители применяли наказание и жесткий контроль над ребенком в качестве инструмента, побуждающего к действиям.

Как развить мотив на достижения успеха

Взрослым людям стоит определить, какой мотив преобладает в их системе. Если необходимо, то с помощью специалиста можно провести работу по обнаружению причин формирования этого мотива. Как правило, разбор детско-родительских отношений помогает найти триггер и провести психо – терапевтическую работу.

Многим людям просто не хватает уверенности, они недооценивают своих возможностей и заранее программируют себя на провал. Но стоит сделать первый шаг и почувствовать уверенность, силы, удовлетворение от небольших успехов, и будет появляться внутренняя мотивация. В данном случае работу стоит вести с убеждениями, которые личность использует в своей жизни.

Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. larm rmah g scntzpdee unsplash. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов фото. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов-larm rmah g scntzpdee unsplash. картинка Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. картинка larm rmah g scntzpdee unsplash. Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.Фото Larm Rmah on Unsplash

Можно использовать аффирмации, медитации, другие способы расслабления и настройки себя на поток энергии, а не на его перекрытие. Сейчас модно говорить: «Я в потоке и поэтому у меня все получается», да, так оно и есть, ведь «поток» – это внутренняя сила и уверенность человека, что он идет по своему пути и в нужном направлении. Усиливает его поток успех на каждом этапе пути, а значит и мотивация при этом растет.

Для развития мотивационной сферы у детей, которая позволит им достигать успеха, важно стремится побуждать в них истинный интерес к той или иной деятельности. Любыми путями стоит заинтересовывать ребенка, подкрепить в нем уверенность, что именно он сам захотел и достиг результата. Наказание и тотальный контроль могут вызвать внешнюю мотивацию, но в таком случае родители рискуют воспитать просто хорошего исполнителя чей – то воли.

Источник

Мотивация достижения успеха и мотивация избегания

Термин «мотив достижения» был введён в 1938 году американским психологом Г. А. Мюрреем, включившим его в список потребностей достижения. Исследуя мотивацию достижения успеха, Мюррей описывал эту потребность как стремление одерживать верх над трудностями любого характера, будь то люди, идеи или объекты. Максимально быстро и независимо одолевать любые препоны, соревноваться и побеждать, успешно использовать свои способности и таким образом повышать самоуважение.

Сегодня мы говорим, что мотивация достижения успеха – это один из видов мотивации деятельности человека, который выражается в стремлении к успеху, достижению важных целей, получению новых результатов.

Существует и ещё один вид мотивации деятельности: мотивация избегания. Избегая неудач, человек осознанно выбирает либо слишком легкие цели, либо слишком труднодостижимые, а иногда даже готов изменить конечную цель. Такая мотивация связана с неуверенностью в своих силах, страхом потерпеть поражение, высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой.

Как правило, такой подход отражается и на снижении результатов при определении уровня интеллекта путём тестирования. Дети, следующие мотиву избегания, чрезмерно чувствительны к мнению как взрослых, так и сверстников, они нуждаются в поддержке и одобрении. Они не умеют правильно оценить свои силы, постоянно переживают, а стресс – благотворная почва для развития неврозов.

Скорость и успешность при решении продуктивных задач являются показателями общего интеллекта человека. Как доказывает практика, успешный результат напрямую связан с уровнем мотивации достижения успеха. Как мы уже сказали, характерные черты этой мотивации – интеллектуальная настойчивость, низкий уровень тревожности, желание выбирать среди задач непростые, требующие поразмышлять, подумать, преодолеть свой «барьер», разумная реакция не только на успех, но и на поражение, здоровый (высокий, но в разумных пределах) уровень притязаний. Оптимально, когда структура мотивации соответствует уровню развития интеллекта.

Однако, встречаются и два варианта рассогласованности внутри структуры мотивации достижения результата:

Как достичь здоровой мотивации для достижения цели у ребёнка

Дети дошкольного возраста, ориентированные на избегание неудачи, как и их родители, нуждаются во внимании и советах психолога, и эта работа будет направлена на:

В основе здоровой мотивации для достижения цели, так необходимой ребёнку, лежит эмоциональная комфортность взаимоотношений в семье, благоприятная «погода в доме», это — «фундамент» гармоничного развития личности ребёнка. Как мотивация достижения, так и мотивация избегания формируются и развиваются прежде всего под влиянием семейного воспитания.

Что первично — уровень интеллекта или вид мотивации?

Вероятно, генетически первичен уровень интеллекта, так как он обуславливает лучшие показатели, уверенность в себе в процессе накопления позитивного опыта, большую уравновешенность и эмоциональную стабильность и, как результат, мотивацию достижения, а не избегания. Дети с невысоким уровнем интеллекта чаще сталкиваются с неудачами, их преследуют трудности, поэтому ожидание неудачи постепенно приводит к формированию страха снова пережить неудачу.

Если рассмотреть такую первичность интеллекта и вида мотивации в конкретной ситуации, то картина несколько иная: дети с мотивацией достижения успеха активно увлечены решением, а вот мотивированные избеганием испытывают страх, неуверенность в своих силах, переживают — и предсказуемо обречены на неудачу. Таким образом, можно говорить о функциональной системе, складывающейся из двух подсистем: мотивационной и способностной.

Дети с мотивацией для достижения цели меньше нуждаются во внешнем контроле или не нуждаются в нем совсем, так как у них имеется свой «внутренний контроль» за поведением. А дети, избегающие неудачи, нуждаются во внешнем регуляторе обратной связи, во внешнем контроле. Им также необходим эмоциональный контроль.

Отличительные черты людей с разной мотивацией

Человек с мотивацией достижения результата более настойчив, терпелив, отличается целеустремлённостью, выбирает задачи средней или несколько завышенной сложности. В случае неудачи при решении он испытывает к заданию ещё больший интерес и, как правило, добивается хороших результатов.

Человек с мотивацией избегания, выбирая, как мы уже говорили, слишком легкие или слишком сложные задания, в случае неудачи теряет интерес к решению, а лучших результатов добивается, как правило, после успеха.

Для человека с мотивацией достижения результата хорошим стимулом является значимая цель, отодвинутая во времени. Это отличает его от человека с мотивом избегания.

Интересно, что свои успехи и поражения люди с различными мотивами воспринимают по-разному. Человек с мотивацией достижения успеха, как правило, считает, что всё дело в его способностях и старательности, если результат достигнут, и считает, что виной всему случайное стечение обстоятельств, если его постигает неудача. Не так обстоят дела у мотивированных на избегание неудачи: если у них получилось достичь результата – они считают, что это произошло скорее случайно, или просто по удачному стечению обстоятельств, или задача была слишком легкой, то есть ищут причину во внешних факторах, а если они терпят поражение, то склонны к критическому анализу своих способностей.

Будучи сильно выраженной, такая мотивация может быть разрушительна: она ведёт к низкой самооценке, стрессу, депрессивным состояниям, психологической зависимости. Однако в меру выраженный мотив избегания ведёт к объективному анализу и исправлению ошибок. А люди с сильно выраженной мотивацией достижения результата заняты только собой, и их самоуверенность может отталкивать других людей.

Почему важна каждая из мотиваций

Мотивация достижения успеха позволяет лучше обозначить цели и познакомить с ними окружающих. Люди с такой мотивацией готовятся к выполнению предстоящей в будущем задачи заранее, планомерно и организованно. Их система действий просто не может не привести к достижению цели. Мотивация достижения успеха означает активность жизненной позиции, что помогает человеку преодолевать трудности и таким путём развиваться. Такая позиция делает жизнь более насыщенной и интересной. Мотивация достижения успеха – это устремление вперёд, но при этом важно ничего не упустить из опыта прошлого, чтобы извлечь пользу из неудач, осмыслить, проявить осторожность. В то же время, не стоит упускать возможности, а именно это и происходит, когда мы избегаем трудностей. Используя интеллект, важно проанализировать все возможные варианты развития событий и вероятности как удачи, так и неудачи – важен разумный баланс мотиваций.

Люди с мотивацией избегания хотят скорее не достичь цели, а избежать наказания или разочарования вследствие ошибок или бездействия. При таком подходе вместо планомерной подготовки человек, как правило, «тянет время», бездействует, а в самом конце делает рывок. К сожалению, на этом пути возможно и перенапряжение, и влияние непредвиденных факторов, да и время можно рассчитать недостаточно точно, а всё это – факторы срыва решения задачи. Есть, впрочем, и плюс: у таких людей обычно хорошо развито предварительное моделирование, прогнозирование возможных исходов и вариантов развития событий – и это в ряде случаев помогает им избежать неприятностей. У человека, имеющего мотивацию достижения результата, такой степени развития навыка избегания неприятностей нет.

Мотивация избегания помогает стабилизировать полученный опыт, ускользать от неприятностей, бездумно не рисковать, соблюдать осторожность и умеренность. Такая позиция только обогащает общую мотивационную структуру.

Хорошо, когда мотивационная система имеет гибкие мотивы, применяемые сообразно конкретной ситуации. Для счастья человеку нужна «золотая середина», гармоничное взаимодействие обеих мотиваций, входящих в мотивационную систему.
Мотивируя себя достичь желанного результата, мы должны позаботиться о том, чтобы быть «во всеоружии». Память и внимание, мышление и восприятие необходимы для достижения любой цели, какую бы мы перед собой ни поставили. Развивать их можно в увлекательной игровой форме, с помощью ежедневных занятий на тренажёрах для мозга онлайн.

Источник

Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов

Существуют люди, уверенные в успехе каждого дела, за которое берутся. Зачастую ими проведена достаточно серьезная работа над собой. Разберёмся — от чего зависит мотивация на успех.

Мотивация достижения поставленных целей

Ярко выраженная потребность выполнения поставленных целей – черта сильных, принципиальных, волевых личностей. Мотивация на успех представляет собой стремление добиться высоких результатов в выбранной сфере деятельности.

А. Маслоу представлял потребности людей пирамидой, состоящей из физиологических потребностей, безопасности, принадлежности, признания, познания мира, самопознания. Когда потребности не реализованы – личность ощущает себя несчастной, пытаясь выяснить причину. Нежелание выяснять причины порождает апатию, депрессии.

Сильная мотивация

Представим двух одинаково способных школьников. Школьник, обладающий сильной мотивацией к результату, занимается ежедневно самостоятельно или с репетиторами, пытаясь разобраться с непонятными темами. Стремится получать только хорошие оценки.

Ребенок со слабой мотивацией на успех, сталкиваясь со сложностями, предпочтет с ними не разбираться. Школьник спишет у товарища.

Редко достигают успешности только при наличии способностей, талантов. Есть знаменитая мотивирующая цитата для достижения успеха Гёте: «гений – это 1 % таланта и 99 % пота».

Формула успешного результата:

Где У – успешность, С – способности, М – мотив, Ст– ситуация (благоприятная или неблагоприятная среда для развития). С помощью формулы определяется дальнейший шанс реализации целей.

Мотивация на успех играет главную роль, личность с сильно развитым стремлением больше трудится, что замечают руководители на собеседовании, тренеры при наборе команды, преподаватели. Мотивация достижения успеха и избегания неудач отличаются – своевременное определение помогает саморазвитию.

Основные отличия

Встречаются два основных вида – мотивация на успех и избегания неудач.

Достижение успеха

Избегание неудач

Четкое ориентирование на успехУспех неваженПравильная оценка возможностейНеумение рассчитывать силыПостановка реалистичных целейПостановка слишком легких или слишком трудных целейЗдоровая самооценкаЗавышенная или заниженная самооценкаПонимание важности неудачСтрах неудачРадость новому виду деятельностиСтрах неизвестного вида деятельностиНастойчивость, максимальное использование ресурсовОтсутствие настойчивости, использование только легких путейОптимистичный взглядПессимистичный взгляд

Если выражена мотивация к избеганию неудач, и нет стремления к достижению успеха, стоит задуматься. Определить уровень стремлений помогут специальные тесты Элерса.

Повышение уровня

Для повышения уровня нужно:

Стимулирование

Стимулирование предполагает создание наиболее эффективных условий работы. Поощрение может носить материальный или моральный характер. Естественных стимулов, побуждающих работника трудиться, недостаточно для эффективной деятельности. Особенность стимулирования работников — опора на нормативный уровень труда. Сотрудник осознает степень ответственности, цель, меры наказания. Потеря материального вознаграждения выражается частичной выплатой премий, полным лишением.

Дисциплина отчасти — метод принуждения, ограничения личностной свободы. Грань между принуждением и стимулированием условна – работник, обладающий развитой ответственностью дисциплинирован всегда. Сотрудник качественно, добросовестно выполняет порученные обязанности.

Система стимулирования как мотивация на успех

3. Психологическое стимулирование ориентировано на принятие работника, как многогранной личности. Восприятие сотрудника механизмом, выполняющим набор действий, порождает негативные последствия – отсутствие желания работать, увольнение.

Опыт успешных людей

Все успешные личности проходили сложный путь. Совершали ошибки, слышали мнения скептиков. Предприниматели имели неблагоприятную среду для успешной деятельности, художников признавали посмертно. Объединяло успешных личностей одно – четкие цели, выраженные мотивы. Художников, поэтов, писателей не стимулировали деньги – Франц Шуберт предпочитал жить бедно, занимаясь любимым делом.

Уолт Дисней – представитель бедной семьи, работал разносчиком газет. Родители не разделяли увлечения рисованием, поэтому мультипликатор творил ночами. Билл Гейтс был невероятно целеустремлен. Единственная цель – успешность. Будущий крупнейший акционер посвящал мечте большинство свободного времени. Стив Джобс ночевал у друзей, сдавал бутылки, добывая еду. Будущий предприниматель стремился за мечтой, добившись своего при помощи целеустремленности.

Подобных примеров бесконечно много. Важно уяснить одно – бедственное финансовое положение, отсутствие веры близких закалили успешных личностей.

Неоспоримый факт – добиться успешности реально.

Источник

Мотивация достижения и соревновательность

Ден — помощник капитана и «центр» футбольной команды своей школы. В команде нет выдающихся игроков, однако когда все играют в полную силу, команда выступает успешно. Когда результат команды составляет менее 500, Ден испытывает разочарование в некоторых из своих товарищей по команде, которые не прилагают столько же усилий, как он, чтобы победить. Они не имеют достаточной мотивации, а в присутствии зрителей очень часто теряются. Ден размышляет, как повысить мотивацию своих товарищей по команде.

Преподаватели, тренеры и инструкторы по физической подготовке часто задаются вопросом, почему одни занимающиеся характеризуются высоким уровнем мотивации и постоянно стремятся к успеху, тогда как другие, кажется, совсем не имеют мотивации и избегают состязаний. Достаточную информацию по этому вопросу дает спортивная психология.

В этой главе вы узнаете о

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

Чтобы понять, как мотивация достижения влияет на физическую активность, необходимо прежде всего выяснить, что это такое и как это понятие связано с соревновательностью. Этот термин появился более 50 лет назад для описания усилий человека, направленных на выполнение задания, достижение совершенства, преодоление трудностей (препятствий), выполнение чего-либо лучше других (Murray, 1938). Мотивация достижения — это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задания, настойчивость перед лицом неудач и испытывание чувства гордости за выполнение (Gill, 1986).

Не удивительно, что мотивация достижения интересует и преподавателей, и тренеров, и инструкторов по физической подготовке: это — точные характеристики, которые позволяют спортсменам достичь совершенства, занимающимся — высоких уровней физической подготовленности, а студентам — максимально повысить процесс усвоения знаний.

Поскольку мотивацию достижения считают личностным фактором, спортивные психологи рассматривали ее, постепенно переходя от модели характерных особенностей личности к комбинированной модели, которая подчеркивает цели достижения, а также их влияние на ситуацию и влияние ситуационных факторов на них. В спортивном мире мотивацию достижения обычно называют соревновательностью.

Мотивация достижения — это тенденция стремления к успеху, настойчивость перед лицом неудач и гордость за выполнение поставленной цели.

В условиях занятий спортом и физической культур ой мотивация достижения фокусируется на соревновании с самим собой, в то время как соревновательность влияет на поведение в ситуациях социальной оценки.

Соревновательность

Рейнер Мартене (Rainer Martens, 1976) определил соревновательность как «предрасположенность к стремлению удовлетворенности при сравнении с шаблоном совершенства в присутствии других, которые способны осуществить оценку» (с. 3). Он рассматривает соревновательность как поведение достижения в соревновательном контекст е, где социальная оценка является ключевым компонентом. Необходимо отметить, что некоторые люди с высокой ориентацией к достижению в одном аспекте деятельности (например, спортивные соревнования) характеризуются ее отсутствием в другом (например, уроки математики).

Определение Мартенса ограничивается ситуациями, в которых человек может быть оценен другими людьми, имеющими для этого соответствующие знания. В то же время многие люди соревнуются сами с собой (например, пытаясь улучшить свой результат в беге, показанный накануне), даже если никто другой не оценивает их. Уровень мотивации достижения выявит это соревнование с самим собой, тогда как уровень соревнователъности окажет влияние на поведение в ситуациях социальной оценки. Именно поэтому мы рассматриваем в этой главе мотивацию достижения вместе с соревновательностью.

Влияния мотивации

Мотивация достижения и соревновательность касаются не только заключительного результата или стремления к совершенству, они также связаны с психологическим «путешествием» к заключительному результату или совершенству. Если мы выясним, почему у людей наблюдаются различия в мотивации, мы сможем оказывать на мотивацию положительное воздействие. Итак, нас интересует, как соревновательность и мотивация достижения влияют на широкий круг мыслей, поведения и ощущений, включая:

ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

Существует три теор ии, объясняющие, что мотивирует (побуждает) людей к действию:

Теория потребности достижения

Теория потребности достижения (Atkinson, 1974; McClelland, 1961) представляет собой комбинированную модель, учитывающую как личностные, так и ситуационные факторы в качестве важнейших показателей поведения. Эту теор ию образуют пять компонентов (рис. 5.1):

Личностные факторы.

Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. 5,1. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов фото. Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов-5,1. картинка Что включает в себя мотивация поведения направленного на достижение успехов. картинка 5,1. Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Ситуационные воздействия. Как мы уже знаем из главы 3, на основании одних лишь характерных особенностей личности невозможно точно прогнозировать поведение. Необходимо принимать во внимание ситуацию. Теория потребности достижения включает два момента: вероятность успеха в ситуации или при выполнении задания и побудительную значим ость успеха.

Вероятность успеха зависит от того, с кем вы будете соревноваться, и от трудности задания. Так, вероятность выигрыша поединка со Стеффи Граф будет ниже, чем с начинающей теннисисткой. В то же время значим ость или «цена» успеха будет выше, поскольку значительно приятнее выиграть у квалифицированного соперника, чем у новичка. Для людей, достигающих больших успехов, наибольшим стимулом вовлечения в поведение достижения являются условия с вероятностью успеха 50 на 50 (например, трудное, но вполне выполнимое задание).

Результирующие тенденции. Третьим компонентом теор ии потребности достижения является результирующая, или бихевиористическая, тенденция, определяемая при рассмотрении уровней мотивов достижения человека в связи с определенной ситуацией (например, вероятность успеха или побудительная значим ость успеха). Теория наиболее эффективна для прогнозирования ситуаций с вероятностью успеха 50 на 50. Люди, достигающие больших успехов, находят вызов в такой ситуации, так как им нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задания, которые не отличаются большой легкостью.

Люди, не достигающие больших успехов, избегают таких ситуаций, отдавая предпочтение легким заданиям, где успех гарантирован или, наоборот, чрезмерно трудным, где вероятность неудачи практически очевидна. Иногда они стремятся к очень трудным заданиям, поскольку никто не ожидает от них успеха. Например, проигрыш баскетбольного поединка один на один Майклу Джордану, естественно, не будет для проигравшего позором. Люди, не достигающие больших успехов, не боятся неудачи, их не пугает отрицательная оценка, связанная с их неудачей.

В ситуации, когда вероятность успеха составляет 50:50, они испытывают чрезмерное волнение и беспокойство, что повышает вероятность слабого выступления. Если они не могут избежать такой ситуации, они находятся в состоянии смятения вследствие высокой потребности избежать неудачи.

Гордость и позор. Как достигающие, так и не достигающие больших успехов люди, естественно, предпочитают испытывать гордость, однако их личностные особенности по-разному взаимодействуют с ситуационными факторами, вынуждая в большей степени концентрироваться либо на гордости, либо на позоре. Первые в большей мере концентрируются на гордости, тогда как вторые — на позоре.

Поведение достижения. Пятый компонент теор ии потребности достижения показывает, как взаимодействие предыдущих четырех компонентов влияет на поведение. Люди, достигающие больших успехов, ищут более соревновательные задания, предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях. Люди, не достигающие больших успехов, избегают промежуточного риска, хуже выступают в оцениваемых ситуациях и избегают соревновательных заданий, выбирая либо настолько трудные задания, что они практически обречены на неудачу, либо настолько легкие, что успех в них гарантирован.

Люди, достигающие больших успехов, стремятся к соревновательным заданиям, предпочитают промежуточный риск и лучше выступают при оценивании. Люди, не достигающие больших успехов, избегают соревновательных ситуаций, промежуточного риска и хуже выступают при оценивании

Значимость теор ии. Такое прогнозирование физической деятельности (результата) на основании теор ии потребности достижения служит своеобразной основой для объяснения современной мотивации достижения. Несмотря на то, что более поздние теор ии предлагают несколько иное объяснение мыслительных процессов, лежащих в основе различий в достижении, бихевиористический прогноз для тех, кто достигает и для тех, кто не достигает больших успехов, является практически одинаковым. Наиболее важным вкладом в теор ию потребности достижения является предпочтительность заданий и прогноз результатов.

Атрибутивная теор ия

Атрибутивная теор ия основана на том, как люди объясняют свои успехи и неудачи. В соответствии с этой теор ией, которую разработал Хейдер (Heider, 1958), а в дальнейшем дополнил и расширил Вайнер (Weiner, 1985, 1986), тысячи всевозможных объяснений успеха и неудач можно разделить на несколько категорий (рис. 5.2). Основными категориями являются стабильность (относительно постоянный или непостоянный фактор), каузальность или причинность (внутренний или внешний фактор) и контроль (фактор, находящийся или не находящийся под контролем).

Атрибутивная теор ия основана на том, как люди объясняют свои успехи и неудачи

Характерные признаки (атрибуции) как причины успеха и неудачи. Успех или неудачу занимающегося можно объяснить множеством разнообразных факторов (атрибутов). Например, вы можете выиграть соревнования по плаванию и приписать свой успех:

Или вы можете бросить занятия и приписать свою неудачу:

Почему важны характерные признаки (атрибуции). Характерные признаки влияют на ожидание будущих успехов или неудач и эмоциональные реакции (Biddle, 1993; McAuley, 1993). Приписывание результатов определенным типам стабильных факторов связано с ожиданием будущего успеха. К примеру, если Сузи приписывает свой успех стабильной причине (например, своим способностям), она будет ожидать такого же результата в будущем, что повысит ее мотивацию и уверенность в себе. А Захари, который приписывает свой успех нестабильной причине (например, удаче), не может ожидать его регулярного повторения и, следовательно, уровень его мотивации и уверенности в своих силах останется прежним.

Неудача также может быть приписана стабильной причине (например, невысокому уровню способностей), что снизит уровень мотивации и уверенности в себе, или нестабильной причине (например, невезению), что не повлияет на уровень мотивации и уверенности в своих силах.

Основные категории атрибуции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *