Что включает в себя методика
Основные понятия методики
Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Михалевская И.И.
Теория и методика обучения иностранному языку
Сочи 2006
Печатается по решению кафедры немецкого и французского языков отделения иностранных языков Сочинского государственного университета туризма и курортного дела
немецкого и французского языков СГУТиКД
Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры ин.яз. №2 СГУТи КД Семенова Н.Г.
к.п.н., доцент кафедры общего языкознания и переводоведения
Сочинского филиала РГСУ Туова М.А.
Предисловие
Целькурса лекций по методике преподавания иностранных языков – развить методическую компетенцию у студентов педагогических вузов.
· Изучение природы речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и приёмов для их обучения.
· Изучение подготовки поурочных планов и изучение учебников
· Изучение и сравнение методов обучения
· Принципы и теории процесса изучения и обучения языкам
· Обеспечение практического использования полученных знаний.
Структура курса включает 2 части – теоретическую и практическую, которые взаимосвязаны и логически дополняют друг друга. В части 1 рассматриваются основные категории методики – метод, подход, принципы, обучение, приемы. Также обобщаются типы методов. Во второй части (практической) четко дается материал по формированию фонетических, лексических, грамматических навыков и развитию умений аудирования, говорения, чтения, письма.
Данный курс лекций по методике преподавания иностранных языков может служить кратким руководством для молодых преподавателей в их трудной работе. Пособие содержит как теоретические подходы к новым методическим технологиям, так и современные приемы и игры. Основано на работах выдающихся отечественных и зарубежных авторов. Разработано с учетом развивающего обучения. Имеет обобщающие таблицы, игры, схемы. Составлено согласно программе обучения, соответствует государственному методическому стандарту.
Часть 1
Содержание
Лекция 1
Основные понятия методики
Термин «методика» имеет три значения:
· это учебный предмет
· это наука, теория обучения, исследующая закономерности содержания, приёмы, системы, цели, средства, методы и процессы обучения, а также изучающая процесс учения и воспитания на материале иностранного языка (Ляховицкий).
· это изучение организации и приёмов обучения, а также принципов и теорий, которые лежат в их основе.
Методика – совокупность методических поступков, приёмов, направленных на решение конкретных методических задач. Означает технологию обучения (методика обучения говорению, письму).
· Изучение природы речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и приёмов для их обучения.
· Изучение подготовки поурочных планов и изучение учебников
· Изучение и сравнение методов обучения
· Принципы и теории процесса изучения и обучения языкам
Метод – основная линия, определяющая общее направление процесса обучения, структуру и содержание процесса обучения (Карпов, Миролюбов).
· является в большинстве случаев органической частью определенной теории обучения или методической системы (Салистра).
· общий замысел для обеспечения особым образом организованной презентации изучаемого языка (Энтони).
· совокупность принципиальных положений, лежащих в основе всех тех приёмов и способов, которые практически используются в процессе обучения (Беляев).
Рассматривая сущность метода, прежде всего, следует исходить из того, что в методике преподавания и смежных науках термин «метод» должен пониматься различным образом. Это можно пояснить тем, что во всех смежных науках упомянутый термин истолковывается по-разному. В самом общем плане метод выступает как способ познания, путь исследования, путь достижения какой-либо цели или же решения определенной задачи.
Приём – элементарный методический поступок, направленный на решение совершенно конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия. Серии следующих друг за другом приёмов – это и есть технология учебного процесса.
Метод – обобщённая модель реализации основных компонентов учебного процесса по ин. языку, в основе которого лежит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи.
Четыре стратегии (системы, подхода) обучения (по Ляховицкому):
1. Бихевиористический подход – в его основе лежат взаимоотношения «стимула» и «реакции». Главная задача обучения состоит в формировании навыков посредством интенсивной тренировки. Учебный материал очень интенсивно прорабатывается до тех пор, пока у учащегося не выработается законченные структуры автоматизированных речевых действий.
2. Индуктивно – сознательный подход. Интенсивная работа над многочисленными примерами, что постепенно приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями и к усвоению элементов теории изучаемого языка
3. Познавательный подход – усвоение элементов теории изучаемого языка преимущественно в виде работы над изучением правил фонетики, грамматики, словоупотребления. При этом подходе тренировке отводится совсем незначительная роль, а в противовес ей акцентируется сознательное конструированное высказывание на языке.
4. Интегрированный подход – воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения.
Дидактика – теория обучения, включающая цели, содержание, методы, средства и принципы обучения.
Объектом исследования дидактики являются способы обучения и учения, как нечто данное в природе для передачи опыта одной группы людей другой, одного поколения другому.
Предметом дидактики являются знания, полученные в результате исследования объекта, составляющие общую теорию обучения и включающие образование, преподавание, учение, закономерности процесса обучения и его компоненты.
Типология обучения дидактики включает:
· Иллюстративно – объяснительный тип обучения (объяснение, пример, демонстрация)
В методике обучения иностранному языку существуют следующие типыобучения:
· Ситуационный («метод гувернантки», аудиовизуальный и большинство интенсивных методов)
· Грамматический (включает сознательно – сопоставительный метод, аудиолингвальный, устный метод Пальмера и др.)
· Деятельностный (большинство современных методов связанных с обучением различным видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, письму и переводу)
Объект исследования методики обучения иностранному языку – речевая деятельность во всех её проявлениях.
Принцип – совокупность теоретических положений.
Методический принцип обучения – отражающий специфику преподавания ИЯ, основанный на каком-либо подходе. Единой классификации принципов нет. Есть общие и частные специфические принципы.
Общие методические принципы:
1. Принцип дифференцированного подхода к обучению (неоднородность учебного предмета).
2. Принцип управления учебным процессом.
3. Принцип комплексного подхода к мотивации в обучении.
4. Принцип вычленения конкретных ориентиров.
Методика обучения иностранным языкам имеет свой объект исследования, отличный от объекта дидактики – это лингвистические и психологические данные, способные привести к формированию второй языковой личности, т.е. чтобы человек мог воспринимать и понимать мир через иностранный язык.
Предметом являются знания, полученные в результате.
Методика и технология в педагогике, определение
Педагогическая деятельность – это отрасль, требующая постоянного совершенствования. Она оставляет свой отпечаток на процессе воспитания и формирования личности. Консерватизм здесь неуместен, ведь специалистами выведено множество альтернативных способов и методик преподавания.
Педагогическая методика – это наука структурирующая всевозможные техники и закономерности обучения. Состоит из комплекса методов, приемов и средств образования. Имеет исследовательскую природу, и дает возможность педагогу совершенствоваться.
Творческий взгляд на педагогическую методику
Что такое методика в педагогике? Это итог многовековых поисков педагогами способов эффективного обучения с максимальной работой на результат. Их существует огромное количество, и все обладают научной основой. Использование различных методик для педагога – это определенно возможность проявить свой творческий потенциал.
Методы в педагогике – это постоянный поиск смыслов, целей, классификаций, возможность продумать занятие наперед и дать шанс детям реализовать себя в ходе урока. Это по праву называют педагогическим искусством, ведь свидетельствует о раскрепощении учителя и его инициативности. В современных школах, употребление методик – это обязательная и неотъемлемая часть работы.
План-конспект урока как визуальное воплощение методик
Визуальным показателем любой использованной методики является план-конспект занятия. В нем в письменном виде находится постепенный ход урока, дословная последовательность реплик преподавателя, формы работы и необходимые дидактические элементы. В ходе составления конспекта прописывают и желаемые результаты итога занятия. Несмотря на точность, это никак не сковывает действия учителя, а наоборот направляет его и помогает структурировать работу в короткий отрезок времени.
Составление конспекта – ответственная задача, при выполнении которой стоит учитывать некоторые необходимые компоненты:
Методика и технология
Методика педагогики – это не технологии обучения, хотя эти понятия часто путают, ведь они схожи по своей природе.
Педагогическая технология – это набор форм, методов, приемов и средств учебного процесса. Они устанавливаются на фоне психолого-педагогических инсталляций, направленных на получение эффективного результата работы.
Методика и технология – два звенья одного механизма. Совокупность методов имеет ряд характеристик:
Методика. Что это такое? Это действие имеющее творческий характер. Технология же более универсальна и стандартизирована. Но, несмотря ни на что, технологии могут использоваться в методике, и методика применима в технологии.
МЕТОДИКА
Смотреть что такое МЕТОДИКА в других словарях:
МЕТОДИКА
см. Обучение и Педагогика.
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
методика ж. 1) Научная дисциплина о методах преподавания чего-л. 2) Совокупность методов обучения чему-л. и приемов выполнения чего-л.
МЕТОДИКА
методика ж.method(s) (pl.) методика преподавания иностранных языков — methods of language teaching, methods of teaching languages
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
Методика — см. Обучение и Педагогика.
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА(греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам.Словарь иностранных слов, во. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познан. смотреть
МЕТОДИКА
ж.(исследования) technique, procedure, method(ology)- аудиометрическая методика- биодокументальная методика- графомоторная методика исследования- диффе. смотреть
МЕТОДИКА
мето́дика сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? мето́дики, чему? мето́дике, (вижу) что? мето́дику, чем? мето́дикой, о чём? о мето́дик. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТО́ДИКА, и, ж.1. Сукупність взаємопов’язаних способів та прийомів доцільного проведення будь-якої роботи.Мічурін показав Калініну всі свої досягнення. смотреть
МЕТОДИКА
Ориентируясь на определение, предлагаемое A. М. Новиковым, под методикой можно понимать раздел педагогической науки, связанный с исследованием закономерностей обучения определенному предмету или курсу и включающий в себя в общем случае: 1) изучение истории преподавания предмета, курса; 2) определение целей и задач предмета, курса, их места в общей системе образования; 3) определение содержания учебного предмета, курса, научное обоснование учебных программ, учебников; 4) разработку организационных форм и методов обучения, соответствующих целям и содержанию; 5) разработку средств обучения, в том числе учебников, учебного оборудования, технических средств обучения; 6) определение требований к подготовке преподавателей данного предмета, курса. В этом случае правомерно говорить о методике учебного предмета или курса. Совокупность методик учебных предметов или курсов, основанную на определенной (базовой) дидактической теории, выполняющей роль системообразующего фактора, по мнению B. И. Андреева, можно называть методической системой. смотреть
МЕТОДИКА
Методика – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики си. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетания. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
method, policy, procedure, strategy, technique, technology, theory* * *мето́дика ж.technique, procedure; methods, methodologyмето́дика взя́тия образцо. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
Сколько певцов–столько и методик (постановки голосов). В мировой вокальной школе существует две методики постановки голосов: основная и вторичная. А. Варламов, русский певец и педагог, делил все голоса на густые и высокие (легкие). Методика постановки густых голосов – основная, а методика постановки легких голосов – вторичная. Густые голоса в той или иной степени должны быть знакомы со вторичной методикой. Но легким голосам (высоким тенорам и сопрано) методика постановки сильного густого голоса, т. е. любого другого, кроме вышеназванных, не только не нужна, но и противопоказана, т. к. грозит сбить голос с высокой позиции и с резонансной «точки». смотреть
МЕТОДИКА
1) Нормативная упорядоченность действий в какой-либо деятельности, а также вербальное ее отражение в форме описания, предписания, представления (мысленного); алгоритм конструирования, организации и осуществления деятельности; алгоритмический процесс осуществления результативной деятельности; алгоритмическое предписание для осуществления результативной деятельности; алгоритмическое описание процесса организации (осуществления) деятельности и способов достижения ее результатов. 2) Область прикладного, «инструментально-практического» знания об организации и осуществлении результативной деятельности. (Титова Е.В.). смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
ж. technique методика контактного массажа (ультразвуком) — method (of ultrasonic) contact massage лабильная методика ультразвуковых процедур — lability ultrasonic technique методика ультразвуковых процедур с использованием поглаживаний — stroking technique of ultrasound стабильная методика ультразвуковых процедур — stationary ultrasonic technique лабильная методика физиотерапевтических процедур — lability physical therapeutic technique
— стабильная методика физиотерапевтических процедур
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
1) methods2) procedure3) procedures4) technique– методика запуска– методика измерений– методика проведения– методика программирования– методика расчета. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
ж technique(s), procédure; см. тж метод методика разработки и принятия решений — techniques de décision методика анализаметодика актуарных расчётовметодика бухгалтерского учётаметодика контроляметодика опросаметодика оцениванияметодика планированияметодика проверкиметодика работыметодика расчётаметодика расчёта налоговметодика расчёта ценметодика составления балансаметодика управлениянестандартная методиканормативная методикаосновная методикастандартная методика. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
Довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Обычно этот термин употребляется с коннотацией, что эти процедуры требуют определенной квалификации, и владение ими отражает некоторый уровень опытности. Термин употребляется очень широко, и, как правило, к нему добавляется некоторое уточняющее слово, например, статистическая методика, экспериментальная методика и т.д. Ср. с методом и процедурой. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. 2. Конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры. 3. Наука о методах обучения. смотреть
МЕТОДИКА
рос. методика 1. Конкретизація методу, доведення його до чіткого опису способу здійснення розробок, розрахунків, прогнозів, оцінок кон’юнктури тощо. 2. Розділ теорії, науки, практичної педагогіки, що вивчає, узагальнює і складає правила і методи викладання певної науки, якогось навчального предмета. 3. Узагальнення досвіду, способів, підходів, технологічних прийомів здійснення завдань, реалізації планів, програм. смотреть
МЕТОДИКА
-и, ж. 1.Совокупность методов, приемов практического выполнения чего-л.Методика научного исследования.2.Учение о методах преподавания той или иной нау. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
-и, ж. 1) Сукупність взаємозв’язаних способів та прийомів доцільного проведення будь-якої роботи. 2) Документ, який описує послідовність методів, прав. смотреть
МЕТОДИКА
yöntemler* * *жyöntemler; metotlarмето́дика обуче́ния ру́сскому языку́ — Rusça öğretme yöntemleriСинонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
імен. жін. роду1. сукупнiсть прийомiв доцiльного проведення будь-якої роботи2. вчення про методи викладання певної науки, предметаметодика¤ за методик. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
. использовать методику; по методике; подход • In our experiment we use different strategy (or procedure). Синонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.Словарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001.Синонимы: годегети. смотреть
МЕТОДИКА
(греч. methodos) довольно определённая, условная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Обычно этот термин используют с коннотацией, что эти процедуры требуют не столько изобретательности, сколько определённой квалификации, и владение ими отражает лишь некоторый уровень опытности исследователя. смотреть
МЕТОДИКА
– конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования; совокупность исследовательских методов и приемов, а также формы и способы их использования, при помощи которых осуществляется познание педагогических явлений и процессов; процедуры, используемые в конкретном исследовании [24, c. 80; 80, c. 291; 89, c. 13]. смотреть
МЕТОДИКА
совокупность методов практического выполнения чего-л., обучения чему-л. и воспитания, напр.: М. научного исследования, лабораторных исследований; М. сварки труб большого диаметра, М. сварочных работ на высоте; М. определения концентрации вредных веществ в рабочей зоне, М. испытания потенциально опасного оборудования и др. смотреть
МЕТОДИКА
жMethodik f; Didaktik fметодика обучения иностранным языкам — Fremdsprachendidaktik fСинонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
– совокупность приемов научной или практической деятельности. В конфликтологии под М. понимается система методов и приемов научной деятельности, используемая для решения конкретной исследовательской задачи с описанием последовательности и технологии применения этих методов и приемов. смотреть
МЕТОДИКА
[от греч. methodike] 1) совокупность методов, приемов практического выполнения чего-л.; 2) отрасль педагогики, изу чающая принципы, методы, приемы и средства обучения и воспитания; 3) учение о методах преподавания той или иной научной дисциплины, того или иного учебного предмета. смотреть
МЕТОДИКА
-и, ж. 1》 Сукупність взаємозв’язаних способів та прийомів доцільного проведення будь-якої роботи.2》 Документ, який описує послідовність методів, прав. смотреть
МЕТОДИКА
методикаמֶתוֹדִיקָה נ’* * *דרךסדרשיטהשיטתיותСинонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
ж.procedure, technique- методика вычислений- методика измерения- методика калибровки- методика наблюдений- методика облучения- экспериментальная методи. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
Ударение в слове: мет`одикаУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: мет`одика
МЕТОДИКА
(1 ж); мн. мето/дики, Р. мето/дикСинонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
жmétodo m; (учение о методах преподавания) metodologia (método) de ensinoСинонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
Rzeczownik методика f metodyka f
МЕТОДИКА
(гр. methodike) совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социологии это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации. смотреть
МЕТОДИКА
(греч. methodike) — 1) совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету. смотреть
МЕТОДИКА
конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях «методика расчета», «методика оценки», «методика составления, разработки». смотреть
МЕТОДИКА
мето́дика (грец. μεθοδικά) 1. Розділ педагогіки, що вивчає і складає правила і методи викладання якогось навчального предмета. 2. Узагальнення досвіду, способів, прийомів доцільного здійснення будь-якого завдання. смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА методики, ж. Система правил, изложение методов обучения чему-н. или выполнения какой-н. работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела.
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
f.methods, proceduresСинонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы.Синонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
методика; ж. (гр.) 1. Сукупність взаємопов’язаних способів і прийомів доцільного й ефективного проведення певної роботи. 2. Вчення про методи викладання певної науки, предмета. смотреть
МЕТОДИКА
методика ж Methodik f; Didaktik f методика обучения иностранным языкам Fremdsprachendidaktik fСинонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
— конкретный план действий на основе метода, создание инструкции, четкого алгоритма.Синонимы: годегетика, методология
МЕТОДИКА
ж.procedure- методика испытаний- методика типовых испытаний
Методика
Содержание
Общее понятие
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
Понятие «методика» в различных отраслях
Образование
Методика обучения предмету включает в себя [3] :
Экспериментальная наука
Раздел нуждается в дополнении.
Теоретическая наука
Раздел нуждается в дополнении.
Требования к методике
Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному «рецепту», процедуре, являются следующие:
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Методика» в других словарях:
методика — Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Справочник технического переводчика
МЕТОДИКА — (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… … Словарь иностранных слов русского языка
Методика — – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода … Философская энциклопедия
Методика — (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия ( в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… … Экономико-математический словарь
Методика — совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
методика — сущ., кол во синонимов: 2 • годегетика (1) • методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
МЕТОДИКА — (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… … Энциклопедия социологии