Что включает в себя концепция
КОНЦЕПЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «КОНЦЕПЦИЯ» в других словарях:
КОНЦЕПЦИЯ — (лат. conceptio, от concipere схватывать, думать, замышлять). Соображение, способ понимания, восприятие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНЦЕПЦИЯ 1) восприятие, способ понимания; 2) способность… … Словарь иностранных слов русского языка
концепция — понятие, идея; учение, задумка, автогенез, представление, тезис, доктрина, аристогенез, батмогенез, финитизм, положение, замысел, план, теория, мысль, система Словарь русских синонимов. концепция 1. см. идея. 2. см … Словарь синонимов
Концепция — (лат.conceptio түсіну, бірыңғай ой, тұтас ой) қайсы бір нәрселерді, құбылыстарды, процестерді көрудің (көзқарас), түсінудің, түсіндірудің (трактовка) белгілі тәсілін білдіретін көзқарастар жүйесі. Пәндік білімнің (дисциплинарное знание)… … Философиялық терминдердің сөздігі
концепция — 1. Система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. 2. Единый, определяющий замысел. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] концепция (ITIL Service Strategy) Документ, который содержит описание новой услуги, значительного… … Справочник технического переводчика
Концепция — система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
КОНЦЕПЦИЯ — (от латинского conceptio понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности … Современная энциклопедия
КОНЦЕПЦИЯ — (от лат. conceptio понимание система), определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности … Большой Энциклопедический словарь
КОНЦЕПЦИЯ — (лат. conceptio) 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь
КОНЦЕПЦИЯ — КОНЦЕПЦИЯ, концепции, жен. (лат. conceptio) (книжн.). Замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего нибудь. Новые концепции производительных сил в политической экономии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Что такое концепция
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Скучное, но распространённое слово «концепция» пахнет бумажной пылью и чернилами научно-бюрократического аппарата. Так оно примерно и есть, но это в целом несложное понятие не должно завести нас в тупик непонимания.
Чтобы избежать подобного казуса, попытаемся прояснить для себя его значение, а заодно, разобраться – пригодится ли нам это понятие в повседневной жизни.
Что это такое простыми словами
Если опираться на перевод с латыни, слово conceptio подразумевает систему, понимание.
Концепция – это систематизация всех идей (взглядов), выработанных для понимания направления развития. Она дает ответ на вопрос — как достичь намеченной цели. По сути, это единый определяющий замысел (стратегия) для решения любой задачи.
Они отличаются разнообразием – историческая, образовательная, философская, математическая, маркетинговая и тысячи других, наполняющих своими определениями различные словари. А разновидностей у них ещё больше.
Они могут быть далеки друг от друга настолько, что даже излагаться будут совершенно разными терминами. Одно их объединяет — классификация:
Концепция и план также соотносятся друг с другом, как стратегия и тактика. Первое – указывает основное направление к светлому будущему, а второе – шаг за шагом прокладывает путь, по которому можно туда дойти.
Концепция состоит из определённой идеи и принципов, которые должны быть фундаментальными для общества.
Если же фундаментальные принципы автор подменит на другие, более шаткие или двусмысленные, то мы будем иметь сомнительное удовольствие любоваться ложной или спорной теорией.
Когда хочется о чем-то поспорить
Бывает, что замыслы оппонентов различаются кардинальным образом — настолько, что они буквально готовы подраться. Общая стратегия – это тот свет в конце тоннеля, который поможет им прийти к общему знаменателю, отсеять неподходящие мысли и, наоборот, систематизировать нужные.
С целью избавления от хаоса, концепции, в общем-то, и разрабатываются. Не будь их, даже великим научным умам было бы сложно пробираться сквозь дебри разномастных и порой, прямо скажем, бредовых идей.
Авторы многих сомнительных идей черпают воду из мутной лужи недоказуемости. Настоящий клондайк для странных идей – мир космоса. Вот несколько примеров живописных концепций, оспорить истинность или ложность которых довольно затруднительно.
К примеру, в каком возрасте человек возвратится в годы своего детства, в какой ипостаси тело будет пребывать в будущем и настоящем одновременно, будет ли вообще существовать в настоящем человек, кардинально подправивший своё прошлое? Дискуссия открыта и поныне, так что можете присоединяться.
Жизненные концепции каждого
Чтобы прояснить возможность построения концепции для частных случаев, попробуем разобраться на примере.
Главный процесс, протекающий в этом мире – человеческая жизнь. Да-да, вы правильно поняли – это не падение империй, не войны и даже не биржевые кризисы. Это каждая отдельно взятая жизнь – Саши, Маши, Зинаиды Никаноровны.
Основные мировые религии сводятся к тому, что только ради человека был создан и до сих пор существует этот мир. В научном сообществе это называется концепцией антропности Вселенной.
Сразу возникает вопрос – имеет ли право человек бездарно потратить эту жизнь, ценнейшую в глазах мироздания? Как показывает практика, чаще так оно и происходит…
А тот, кто подходит к этому дару осознанно, строит для себя некую жизненную концепцию. Возможно, даже не понимая, что именно он делает. Отказываясь от стереотипов и проторённой колеи, можно поставить для себя некую глобальную цель, вокруг которой постепенно выстраивать свою жизнь.
Лишь редкие индивиды способны взять бразды управления жизнью в свои руки. Не каждый способен и направить взгляд внутрь себя, даже ради упорядочения своего бытия.
А что, собственно, мешает нам потратить немного времени на рефлексию? Может, неосознанный страх не увидеть там ничего интересного? Или увидеть то, в чем не хочется признаваться самому себе?
Но, не потратив усилий на составление концепции своей жизни, есть большой риск пропустить её сквозь пальцы, беспомощно глядя, как она утекает, вместо того, чтобы чувствовать свободу и уверенность.
Великие люди говорили, что, не осознав своего предназначения, человек не сможет стать счастливым. Наверное, потому что это не так просто, как может показаться. Люди, осознавшие своё предназначение – редкое явление даже в масштабах истории. Но именно поэтому мы их и знаем…
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хорошая статья. Спасибо!
Есть такие люди о которых думаешь, лучше бы они занялись чем-то другим, избрали для себя другую концепцию. Взять Гитлера, вот чего стоило миру его предназначение? Между прочим он был весьма неплохим художником, лучше бы он и стал художником, а не политиком.
Концепция проекта
Концепция проекта включает в себя следующие положения:
— цель и задачи проекта;
— содержание предполагаемой деятельности;
— правовое, экономическое, организационное обоснование проекта;
— ожидаемые последствия его осуществления.
Актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества (группы людей) социальная проблема, на решение которой направлен проект. В целом, обоснование проекта призвано показать, что проект реален для исполнения.
Оценивая жизнеспособность проекта, необходимо выяснить особенности социальной среды, в которой планируется его реализовать и ответить на вопросы:
— имеется ли система решения интересующей нас проблемы на уровне государства, местного самоуправления, организаций и лиц?
— кто и за что здесь отвечает?
— какие у нас есть возможности для контакта с ними?
— они будут мешать нашему проекту или помогать?
— как их привлечь на свою сторону или нейтрализовать?
— имеются ли конкурирующие проекты?
Последний вопрос нацелен на выяснение сведений не только о конкурентах, решающих схожие с нашими задачи, но и о конкуренции по использованию ресурсов.
Планирование проекта. Составление бюджета.
Задача планирования установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта.
В плане должны быть зафиксированы:
— ответственные за исполнение;
— финансовое обеспечение и др. ресурсы.
При планировании социального проекта следует ориентироваться на следующие правила.
Правило ресурсов : ресурсы всегда ограничены.
Правило времени : если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых проектов.
Правило места : если проект не может быть осуществлен по единому стандарту и подходам на большой территории, то лучше его разделить на локальные проекты, определяя стандарты и подходы для каждой группы однородных территорий.
Правило последствий : надо стремиться к уменьшению до минимума негативных и развертывания до максимума позитивных последствий осуществления проекта.
Рассчитанный по времени, ресурсам и затратам план выступает в качестве управленческого средства осуществления проекта и контроля за его реализацией.
В сумме «дерево целей» и «дерево проблем» образуют проблемно-целевой ромб (См. рис. 4):
— цели второго порядка;
— цели третьего порядка;
— цели п-ного порядка;
— конкретные частные цели и проблемы;
— проблемы n-ного порядка;
— проблемы третьего порядка;
— проблемы второго порядка;
Цели проекта конкретизируются в задачах.
Постановка цели и задач проекта позволяет его инициатору систематизировать предварительные наброски замысла и описать в едином ключе содержание мероприятий и действий, составляющих проект.
Обоснование проекта
Обоснование проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом, организационном отношениях.
Правовое обоснование проекта содержит информацию о нормативно-правовых документах, которые регламентируют отношения и деятельность на различных этапах осуществления проекта. Финансовое обоснование должно включать базовые расчеты необходимых средств, фиксировать модель финансирования и его источники.
Наиболее частыми ошибками в финансовом обосновании являются:
1. Отсутствие финансовых расчетов в представленном проекте:
2. Представленные расчеты сделаны с завышением или занижением обычных цен на необходимые для проекта товары и услуги;
3. В смете запрашиваемых средств по проекту не учитываются расходы организации, реализующей проект;
4. При расчете финансовых средств, необходимых для проекта, не учитывается стоимость интеллектуальной собственности (авторские права участников).
В организационном обосновании проекта характеризуются:
— участники его реализации и их функции;
— место и время осуществления проекта;
— имевшиеся в наличии и необходимые материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы.
В целом, обоснование проекта призвано показать, что проект реален для исполнения.
Оценивая жизнеспособность проекта, необходимо выяснить особенности социальной среды, в которой планируется его реализовать и ответить на вопросы:
— имеется ли система решения интересующей нас проблемы на уровне государства, местного самоуправления, организаций и лиц?
— кто и за что здесь отвечает?
— какие у нас есть возможности для контакта с ними?
— они будут мешать нашему проекту или помогать?
— как их привлечь на свою сторону или нейтрализовать?
— имеются ли конкурирующие проекты?
Последний вопрос нацелен на выяснение сведений не только о конкурентах, решающих схожие с нашими задачи, но и о конкуренции по использованию ресурсов.
Планирование проекта. Составление бюджета.
Задача планирования установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта.
В плане должны быть зафиксированы:
— ответственные за исполнение;
— финансовое обеспечение и др. ресурсы.
При планировании социального проекта следует ориентироваться на следующие правила.
Правило ресурсов : ресурсы всегда ограничены.
Правило времени : если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых проектов.
Правило места : если проект не может быть осуществлен по единому стандарту и подходам на большой территории, то лучше его разделить на локальные проекты, определяя стандарты и подходы для каждой группы однородных территорий.
Правило последствий : надо стремиться к уменьшению до минимума негативных и развертывания до максимума позитивных последствий осуществления проекта. Рассчитанный по времени, ресурсам и затратам план выступает в качестве управленческого средства осуществления проекта и контроля за его реализацией. В крупных проектах с большим числом подрядчиков применяются различные модификации сетевого планирования.
Эта методика была разработана в 50-е годы XX века. После расширения области применения персональных компьютеров увеличились возможности применения сетевого планирования для управления и малыми проектами. На современном рынке программной продукции есть как простейшие системы сетевого планирования, пригодные для работы в рамках небольших проектов, так и сложные системы.
При поддержке компьютерных программ менеджер проекта решает задачи по планированию, включающие:
— определение сроков исполнения задач;
— определение и распределение ресурсов и календарное планирование с учетом их ограниченности;
— определение мер контроля и оперативного управления.
После решения основных вопросов, касающихся финансирования, следует переходить к составлению бюджета, чтобы произвести более точные финансовые расчеты.
Основное внимание при составлении бюджета нужно сосредоточить на вопросах.
1. Сколько надо денег?
2. На какие цели будут использованы предоставленные деньги?
3. Планируются ли доходы от произведенной продукции и услуг и какую часть расходов по проекту они могут покрыть?
4. Как будут возвращены деньги (и выполнены другие финансовые обязательства), полученные в порядке инвестиций, кредита и т. д.?
Если мы имеем дело со смешанным финансированием, необходимо рассчитать движение средств по каждому источнику раздельно и в связи с другими источниками. При этом важно учитывать различие требований к бюджету и разные возможности организаций, собирающихся финансировать проект. В малых и микропроектах при составлении бюджета бывает достаточно составить смету расходов с указанием источников поступления средств. Когда смета приобретет четкие очертания, имеет смысл показать ее тем, кто имеет опыт в составлении бюджетов. Такая консультация поможет избежать ошибок и неточностей.
Резюме
2. Начальным этапом разработки проекта является целеполагания. Формулирование целей проекта опирается на анализ социальной ситуации и на выявленную в ходе анализа социальную проблему. Цель проекта конкретизируется в задачах. Они позволяют определить конкретное содержание работы по осуществлению проекта на практике.
3. При обосновании проекта необходимо определить правовые, финансовые и организационные отношения, которые складываются между разработчиком проекта и организацией, реализующей данный проект на практике.
Как создать концепцию: опыт и принципы
За полтора года существования Madebymad мы поработали с десятком разных команд и проектов над продуктами, которые только запускались или требовали переосмысления. В обоих случаях нашей задачей было создание концепции, на которую в дальнейшем сможет опираться команда.
В этой статье мы собрали основные принципы, которые помогут в разработке концепции продукта.
Концепция — это этап на ранней стадии развития продукта, на котором смыслы обретают форму, чтобы донести основную идею. Этот этап также важная точка отсчёта и синхронизации команды по принципам масштабирования продукта и его дизайна.
Когда перед командой стоит задача заложить дизайн-концепцию, которая должна не только отвечать требованиям IT-отрасли, но и отражать все смыслы, которые находятся под капотом продукта, а также иметь запас прочности для дальнейшего роста, легко потеряться во взаимоотношениях бизнеса и пользователя — и сложно нащупать то, от чего можно оттолкнуться, чтобы найти точки соприкосновения между разными слоями продукта.
Мы описали основные шаги в создании дизайн-концепции — они и послужат опорой для дизайнера и команды в условиях неопределенности ранней стадии.
Процесс создания концепции похож на складывание пазла, где приходится искать недостающие элементы путем исследования поведения и потребностей пользователя и рынка. Картинки на коробке с этим пазлом нет, она проявляется постепенно, но команда должна понять, когда картинка сложилась, а когда элементов в ней не хватает.
Чтобы концепция требовала меньше разъяснений (в том числе для пользователя) и делала продукт еще более ценным, выделяющимся на фоне конкурентов, сформулируйте качества, которым она должна соответствовать. В большинстве случаев опорой в этом служат миссия и ценности продукта. Для упрощения их трансляции пользователям можно использовать три излюбленных вопроса: Why? How? What?
Например, вы разрабатываете сервис по доставке продуктов на дом. Сервис обещает своим клиентам доставлять свежие продукты, экономя время на походах в магазин. Но с точки зрения процесса вы не можете обеспечить выбор продуктов самим клиентом, что в свою очередь выступает цифровым барьером для него. Какие помидоры мне положат? С каким сроком годности привезут йогурт? — Соответственно можно сформировать дизайн-принцип «прозрачности» сервиса, согласно которому, контент и функционал должны стремиться имитировать привычный опыт клиента в выборе продуктов.
Дизайн-принципы дополняют друг друга, образуя концепцию, систему смыслов. Попробуйте начать с бизнес модели — что продает, кто этим пользуется и в чем отличие от существующего решения (технологии), так вы поймете китов, на которых стоит продукт. Далее попробуйте сформировать принципы, которые помогут закрыть барьеры и проблемы, связанные с решением и отраслью. Последним шагом нужно найти взаимосвязи между принципами и китами, чтобы образовалась концепция и появилась синергия.
Мозг человека пытается категоризировать окружающую информацию, чтобы быстрее её обрабатывать и принимать решения. Таким же образом формируются привычки — враги всего нового. Если с помощью метафоры воссоздать знакомый контекст в новом для пользователя решении, то осознание ценности придёт быстрее, и продукт увеличит свои шансы стать новой привычкой.
Метафора не обязательно должна имитировать физический объект — это может быть эмоция, процесс, язык, эффект — все что угодно, если это знакомо пользователю и найдет первый отклик в его ментальной памяти. Скевоморфизм — метафора, голосовые ассистенты — метафора общения с человеком (именно поэтому ассистенты пытаются шутить, хотя, казалось бы, незачем), чат — метафора. Каким будет ваш основной инструмент коммуникации с пользователем — дашборд, чат, лента или что-нибудь новенькое (как когда-то карточки у Tinder)? Выбор метафоры определяет то, насколько легко пользователь будет находить информацию и ориентироваться в продукте.
Как это понять? Наблюдать за людьми в привычной для них среде. Например, в продуктовом магазине можно понаблюдать за логикой покупателей. Если присмотреться, то товары на полке стоят плотно друг к другу, что позволяет охватить взглядом больше товаров разом (в отличие от экрана) — это в свою очередь помогает быстро найти нужный товар среди множества других. На экране товаров в поле зрения гораздо меньше, приходится скролить, а объем вычитывать в описании — действительно ли это удобнее и с помощью каких метафор можно это решить?
Имейте ввиду, что метафоры могут увести не в ту сторону — в погоне за созданием знакомой среды, можно упустить уже сложившийся пользовательский опыт взаимодействия с цифрой. Важно держаться середины, где метафора не спорит с удобством.
Старайтесь превзойти ожидания
Когда перед нами встаёт задача, в большинстве случаев у нас уже сформированы ожидания ее решения. Если ваше решение проще или качественнее этих ожиданий, оно представляет дополнительную ценность для пользователя.
Представим клиента, который открыл холодильник и понял, что ему нужно купить продукты домой. Основываясь на своём опыте, клиент представляет для себя стандартные шаги — Что купить? Сколько? Где? Сколько денег необходимо? Сколько времени займет?
Если пофантазировать, то каким могло бы быть идеальное решение, которое сэкономит время на покупку продуктов? Например — открываем холодильник, а там уже есть все необходимые продукты, от некоторых можно отказаться, но суть в том, что не придется собирать корзину или искать заново.
Как можно чаще задавайтесь вопросом «Как?», он поможет вам выделить ключевые преимущества продукта, на которых стоит сконцентрироваться.
Используйте данные и персонализируйте
Допустим, что идея с холодильником возможна — тогда как онлайн-среда может нам помочь, чтобы спроектировать идеальное решение?
Сравнивая шаги, которые клиент предпринимает в онлайне и в офлайне, видно преимущество онлайна — бизнес может отследить чек, понять что именно предпочитает клиент, какие у него любимые товары, как часто он их покупает. В офлайне же меньше возможностей персонолизировать предложение под клиента из-за недостатка данных и инструментов их сбора.
Онлайн позволяет нам ближе узнать пользователя, а значит и помогает приблизить решение к идеальному — сделав продукт более персонализированным мы сформируем дополнительную ценность, упростив взаимодействие с продуктом.
Опираясь на чек клиента мы можем акцентировать внимание на товарах из его рациона, а также сортировать их на основе данных о частоте их покупки. Таким образом мы можем превзойти ожидания клиента, сделав первый экран максимально полезным — при заходе в приложение, клиент будет видеть уже знакомые продукты отсортированные в порядке от самых необходимых, например, туалетной бумаги и средства для мытья посуды, которые часто забывают купить, до редких.
«Концепт» опирается на «концепцию», но понятия различаются. Концепция — это система, которая объединяет в единое целое смыслы, которые несет в себе продукт для пользователя. Концепция может выражаться словами, например, в виде принципов или же во взаимоотношениях в виде диаграммы. Концепт же — это то, что уже приобрело очертания продукта: машина, дом или как в нашем случае — интерфейс. Концепт можно нарисовать на салфетке (что-то вроде «parti diagram») или можно создать готовый прототип (аля «concept-car»). Степень детализации может быть любой, задача — донести идею понятно и до конца и дать возможность команде ее протестировать.
Чтобы UX/UI-концепт стал ориентиром, он не должен вызывать вопросов, связанных с архитектурой и настроением продукта, поэтому в качестве концепта можно подготовить High-Level Wireframe основного сценария и на примере основных экранов показать интерфейс, максимально близкий к тому, каким его увидят пользователи. Так вы заложите плацдарм для дальнейшего масштабирования продукта. Если вы знаете план развития продукта, то этап концепции отлично подходит для того, чтобы подумать над тем, как будет расширяться архитектура по мере увеличения функциональности.
Чтобы UX/UI-концепт не стал просто очередным amazing shot на Dribbble — важно его протестировать на реальных пользователях и начать подключать технического лида для верификации своих идей на предмет реализации уже на ранних стадиях (чуть ли не на «салфетках»). Если в мире еще нет технологий, позволяющих реализовать задуманное, то это может послужить определением вижена — если технология есть, но разработка говорит, что это долго и сложно — не спешите отказываться от идеи, скорее всего это можно будет реализовать позже. То же и с тестированием — когда-то люди не понимали, как можно пользоваться телефоном без кнопок, а теперь у iPhone нет даже кнопки Home.
Этап концепции подразумевает, что вы выделяете дополнительное время и деньги ради «уникального» продукта, который позволит не только заработать больше, но и сэкономить время и деньги в будущем. Значит — не надо копировать ваших конкурентов и подключать к решению задачи людей, которые не занимались до этого запуском продуктов. Не надо сразу бросаться рисовать паттерны в Figma без подтвержденных инсайтов и подготовительной работы — тех же принципов и ценностей. Ищите, придумывайте и тестируйте идеи, уделите подготовительной работе время.
О важности и сложности этапа можно найти несколько статей на Medium, среди авторов которых — Julie Zhuo, ex. Product Design VP at Facebook и Fabricio Teixeira, founder of UX Collective. В поисках релевантной информации натыкаешься на понятие Conceptual Model, которое тесно связано с терминами Generalization и Mental Model. Термин был предложен в близкой к UX области — инженерной психологии английским психологом А. Т. Велфордом в 1961 г.
Концептуальная модель (англ. conceptual model) — это модель, представленная множеством понятий и связей между ними, определяющих смысловую структуру рассматриваемой предметной области или её конкретного объекта. Wikipedia
О подходе построения концептуальных моделей и их связи с пользователем можно узнать из статьи Alana Brajdic. Принципы моделирования широко используются в построении цифровых продуктов, их знание играет важную роль на стадии, когда дизайн только должен появиться, неважно — MVP это или редизайн.
Концепция — это про дизайн ценностей, про то, как и с помощью каких инструментов они транслируются и какое место занимают в жизни пользователя.