Что включает в себя компонент отрефлексированного знания ученика знаю я
Создание здоровьесберегающей среды в развитии личностных качеств
Мотивация учебной деятельности школьников включает организацию их внимания и управление им, разъяснение смысла деятельности на уроке, по возможности совместную с учащимися постановку целей урока, обеспечение ситуации успеха в достижении сформулированной цели, поддержание у учащихся положительных эмоций и состояния уверенности в своих действиях.
Для обучения русскому языку существенны внутренние положительные мотивы ребенка (интересны изучаемый предмет, используемые методы обучения, учитель; стремление добиться особых успехов, осознание своего познавательного прогресса) и внешние положительные мотивы (стремление получить высокий балл, одобрение одноклассников, учителя, родителей).
В качестве мотивации учебной деятельности школьников словесники привлекают занимательные материалы (в том числе свидетельствующие о недостаточности имеющихся знаний), исторические факты, лингвистические миниатюры, яркие высказывания, игровые ситуации, дидактические рисунки, загадки, которые могут быть разгаданы после изучения нового материала, — словом, всё, что может вызвать интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность.
Организуя деятельность школьников при проверке домашнего задания, учитель устанавливает правильность, полноту и осознанность его выполнения, выявляя и устраняя пробелы в знаниях учащихся и способах деятельности, создавая условия для установления связи между проверяемым материалом и тем, который подлежит усвоению на уроке.
Используемые на данном этапе методы зависят от вида домашнего задания: было оно устным или письменным, репродуктивным или творческим. Для проверки письменного репродуктивного домашнего задания используются: тесты, фронтальная проверка; выполнение учащимися самостоятельной работы, аналогичной той, что была сделана дома; самопроверка, взаимопроверка, проверка по образцу, диктант по материалу домашней работы и др. При проверке теоретического материала — фронтальный, индивидуальный, уплотненный опрос.
Если домашним заданием предыдущего урока был предусмотрен материал для повторения к данному уроку, с проверкой домашнего задания нередко совмещается актуализация опорных знаний — восстановление в памяти учащихся сведений о языковых явлениях и способов деятельности, которые необходимы, чтобы успешно был усвоен новый материал. Для актуализации опорных знаний привлекаются: постановка целей урока с использованием опорного конспекта по новой теме; анализ языкового явления; индивидуальный опрос, представляющий собой связный ответ на грамматическую тему.
Введение нового материала начинается с восприятия языковых явлений, что создает условия для реализации познавательной направленности процесса обучения и обеспечивает высокую мыслительную активность учащихся. В результате проведенных под руководством учителя или самостоятельно мыслительных операций вычленения, сличения, анализа, постановки вопросов и ответов на них учащиеся накапливают сведения, необходимые для усвоения нового знания о фактах языка.
Для ознакомления с новыми знаниями могут быть использованы различные методы: объяснение учителя, активизирующего познавательную деятельность школьников, лекция, эвристическая поисковая беседа, анализ учебного текста, самостоятельная работа школьников по учебнику.
Для осмысления нового материала учащиеся составляют схемы, модели, таблицы, опорные конспекты, планы (простой, сложный, тезисный).
Процессом запоминания нового материала руководит учитель, указывая, что именно подлежит запоминанию, мотивируя его, привлекая разнообразные приемы мнемотехники, устанавливая ассоциативные связи между фактами, организуя работу с опорными для памяти материалами.
Далее устанавливается степень осознанности учащимися нового материала, выявляются и корректируются пробелы в его осмыслении школьниками (первичная проверка понимания нового материала).
С целью первичного закрепления знаний используются ответы на вопросы, опорные конспекты, планы учебного материала. Они привлекаются как опора при первоначальном воспроизведении изученного для обеспечения индивидуальных способов умственных действий учащихся.
При сообщении нового материала на современном уроке русского языка используются средства, методы, приемы, которые обеспечивают активную познавательную деятельность учащихся: проблемные ситуации и постановка проблемных вопросов, укрупненные блоки учебной информации, наглядно-образный материал, компьютерные программы, «мозговой штурм», лекция с обратной связью, конференция, семинар, деловые игры и т.д.
Завершающее звено усвоения нового материала по русскому языку — применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых, речевых и правописных умений.
Учебно-языковые умения (анализ фактов языка; их классификация и дифференциация; языковой разбор; соотнесение языковых явлений с их моделями, схемами) опираются на знания системы языка; речевые умения (умения пользоваться средствами языка для решения коммуникативных задач) — на знания о речи; правописные умения — на знание орфографических и пунктуационных правил.
Последовательность обучения умениям такова: показ образца применения теории на практике (составление или анализ алгоритма, образца рассуждения), узнавание и объяснение языкового факта, тренинги (выполнение действий по образцу, по алгоритму, по аналогии; в измененных и новых ситуациях).
Закрепление знаний и развитие умений и навыков — следующий этап усвоения школьниками учебного материала.
Закрепление знаний строится таким образом, чтобы обеспечить более высокий уровень их осмысления учащимися. Предполагается неоднократное воспроизведение полученных знаний с целью установления существенных признаков языковых явлений и их связей с признаками других явлений, привлечение заданий, выявляющих уровень понимания учащимися закрепляемого материала. Закреплению знаний способствуют: «озвучивание» опорного конспекта, ответ по составленному учеником плану, устное учебное сообщение на лингвистическую тему, «вопросно-ответное общение» в парах постоянного и сменного состава, ответы на вопросы, требующие интеллектуальной активности учащихся, самостоятельное составление таблиц, схем, моделей, алгоритмов и их комментирование.
Для развития умений и навыков применяется более сложный, чем при первичном закреплении, языковой материал; операционные умения отрабатываются с привлечением системы заданий, в основе которой лежат действия на применение закрепляемых знаний по свернутому алгоритму, по аналогии, в измененной и новой ситуации. Темп, объем, уровень сложности развиваемых умений и навыков при закреплении материала регулируются привлечением разноуровневых самостоятельных работ, учитывающих индивидуальные психофизиологические особенности школьников.
Обобщение и систематизация знаний и совершенствование умений и навыков — это структурирование в сознании школьников целостной системы взаимосвязанных знаний, применяемых для решения более сложных дидактических задач.
«Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них — к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета».
Обобщение и систематизация знаний на понятийном, тематическом уровнях осуществляется в процессе активной и продуктивной деятельности учащихся, направленной на включение полученных и закрепленных знаний в систему ранее изученного. В результате устанавливаются внутрипредметные связи между лингвистическими понятиями, грамматическими категориями, орфографическими и пунктуационными правилами.
Целостность системы знаний достигается при формировании родовых понятий, составлении структурно-логических схем, таблиц, алгоритмов обобщающего характера, при формулировании сводных правил, имеющих лингвистические основания для их объединения.
Совершенствование умений и навыков осуществляется на смешиваемом языковом материале, требующем дифференцированного применения обобщенных знаний в новых условиях, в процесс творческой деятельности учащихся.
Информация о домашнем задании— важный этап урока, который включает: запись домашнего задания на доске и в дневниках учащихся, мотивацию индивидуальной работы и инструктаж по ее выполнению. От характера домашнего задания (какие способы деятельности оно предусматривает, интересно ли для учащихся), от его объема, от степени готовности к его выполнению зависит эффективность усвоения знаний школьниками.
Известны такие виды домашних заданий:
— устные и письменные;
— связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний и развитием и совершенствованием умений и навыков;
— репродуктивные, конструктивные, творческие;
— общие, дифференцированные, индивидуальные;
— регламентированные по срокам исполнения и нерегламентированные
В определении домашнего задания необходимо избегать перегрузки учащихся (на его выполнение ученик не должен тратить более получаса); создавать условия для возможности выбора ими задания; учитывать учебные возможности школьников и их предпочтения: два-три небольших упражнения они предпочитают одному большому; предусматривать материал для повторения как основу актуализации знаний на следующем уроке.
На выходные и праздничные дни домашнее задание не дается.
Подведение итогов и рефлексия— заключительный этап усвоения новых знаний.
Подведение итогов урокарусского языка предполагает не только качественную оценку учителем работы класса и отдельных учащихся на уроке, но и упорядочение полученных ими знаний и сформированных умений, для чего используются:
— восстановление пропущенных пунктов плана изученных теоретических сведений;
— восстановление незаполненных граф или столбцов таблиц, отражающих сущность языкового понятия;
— продолжение формулировки определения языкового явления;
— вставка пропущенных в определении понятия слов;
— формулирование условий, при которых действует та или иная норма;
— указание нормы, которая действует при соблюдении названных условий;
— составление схем пунктуационных правил;
— письменный орфографический разбор слов с изученной орфограммой и т.д.
Рефлексия(от лат. reflexio — обращение назад) в обучении — это осмысление учеником конечного уровня знаний и представлений, полученных при изучении нового материала (его закреплении, обобщении и систематизации), и сформированных на их основе умений в сопоставлении с начальным уровнем знаний, представлений, умений.
«Отрефлексированное знание как личностное приращение ученика включает в себя совокупность следующих компонентов:
+«знаю что» (информация о содержании своего знания и незнания);
+«знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
+«знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
+«знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
Рефлексия связана с целеполаганием, так как является осознанием способов достижения поставленных целей».
Школьники, подготовленные к самооценке собственных результатов, ведут тетради самоконтроля, в которых отмечаются: тема урока, что нужно знать, что знает ученик, какие затруднения испытывает; что нужно уметь, что умеет ученик, какие затруднения испытывает.
Мотивация учебной деятельноститребует, чтобысоздание здоровьесберегающей средыв развитии личностных качеств учащихся соблюдалось постоянно..
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 12639
Организация рефлексии на уроках.
Организация рефлексии на уроках.
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперёд»
Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.. Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда ученик: 1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения; 2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;3) критически оценивает сделанное;4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.
По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.
По цели выделяют 3 группы рефлексии.
• Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно); Является средством самопознания.
• Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
• Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.
Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.
Интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).
Рефлексия различна в зависимости от типа урока (после усвоения ЗУН, промежуточная рефлексия, контрольная и итоговая рефлексия).
Рефлексия деятельности приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; этот вид даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. А применение его в конце урока покажет активность каждого ученика.
Назову некоторые приёмы данной рефлексии. Анализируя деятельность на уроке в целом или на его отдельных этапах, обучающиеся либо «наряжают» ёлку, либо создают «дерево успеха», либо отправляются на «поляну» цветов, отмечая успешно или неуспешно выполненное задание.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Здесь уместен приём «Лесенка успеха».
Рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения).
Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)
Эффективные приемы организации рефлексии на уроке.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске
Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Как и когда проводить?
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Как проводить:
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
О — олицетворяет справедливость
Л — луна, черный пудель и «чертовщина»
Н — не абсолютное зло
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВасилий Гончарук
Похожие презентации
Презентация на тему: » Профессиональная педагогика Общепедагогические аспекты профессиональной деятельности учителя Общепедагогические аспекты профессиональной деятельности учителя.» — Транскрипт:
1 Профессиональная педагогика Общепедагогические аспекты профессиональной деятельности учителя Общепедагогические аспекты профессиональной деятельности учителя Педагогическое проектирование как технология построения развивающей образовательной практики Педагогическое проектирование как технология построения развивающей образовательной практики Педагогическая инноватика в современном образовании Педагогическая инноватика в современном образовании
2 Противоречия системы образования 1. Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами. То, что актуально сегодня, завтра оказывается никому не нужным. 2. Образование должно быть узкоспециальным, узкая специализация дает возможность сравнительно дешево и быстро подготовить человека к эффективному (для общества) производственному процессу. Но узкая специализация позволяет легко манипулировать людьми, приучает человека к психологическому самоограничению: это не мое дело, каждому свое и пр. 3. Обучение должно быть предметным, соответствовать организационной структуре определенной науки, но предметное обучение мешает целостности восприятия мира 4. Образование должно учитывать специфику климата, культуры, территории и одновременно быть унифицированным, ибо географических барьеров практически нет, языковые преодолеваются все более просто
3 Противоречия системы образования 5. Чем больше требований предъявляет к человеку система образования, тем больше разрыв между сильным и слабым учеником 6. Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным и должно быть дешевым, чтобы быть доступным Хорошее образование стоит дорого. Еще дороже обходится плохое образование его последствия разрушительны 7. Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной Каким должно быть современное школьное образование, чтобы оно обеспечивало освоение каждым обучающимся инновационного поведения, что означает развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей и, умений добывать и применять знания, инициативности и ответственности?
4 Образование как процесс Психологический аспект Педагогический аспект Деятельностный аспект Воспитание Управление собственными потребностями Специально организованный процесс оформления потребностей в цели Самоопределение в деятельности, принятие решений в конкретной ситуации Обучение Усвоение новой информации об окружающем мире и самом себе Специально организованный процесс усвоения новой информации Овладение критериями, нормами, правилами деятельности Развитие Выращивание собственных способностей Специально организованный процесс выращивания способностей Выращивание способностей через способы деятельности Образовательный процесс
5 Цели педагогической деятельности 1. Главными основаниями постановки целей должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем, с одной стороны, и анализ личных возможностей, средств, ресурсов – с другой. 2. Цели должны быть актуальными, то есть отвечающими наиболее значимым проблемам. 3. Цели должны быть напряженными, но реальными, то есть находиться в зоне ближайшего развития школьников. 4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая определение уровня желаемого результата и сроков его достижения), чтобы можно было четко определить, достигнуты ли они. 5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер. 6. Цели должны соответствовать базовым ценностям образовательной системы, ее миссии. 7. Цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, поняты и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке и согласованию целей. 8. Конкретные частные цели должны подчиняться более крупным и долгосрочным ориентирам и устремлениям.
6 Основные свойства педагогических целей Осознанность Осознанность – наличие ясного образа того, что планируется сделать, целостность начального представления о том, чего человек хочет достигнуть. Многоуровневость Многоуровневость – возможность одновременной направленности цели на человека, на от ношения между людьми, на окружающую ситуацию, на предметную область Достижимость Достижимость- принципиальная возможность получения положительного результата деятельности, зависит от :степени актуальности цели, степени конкретизации на начальном этапе деятельности, готовности участников к движению навстречу цели, наличия внутренних и внешних препятствий и предпосылок успешности действия Открытость Открытость – смысловая «прозрачность» цели дл всех участников образовательного процесса
7 Педагогическое целеполагание Целеполагание Целеполагание как этап образовательного процесса представляет совокупность деятельностей, выполняющих управленческие, организационные и педагогические функции: диагностика, прогноз, планирование. Кроме того предполагается сопоставление педагогической цели и условий, в которых она будет реализовываться Критерии правильности цели: 1. Правильная цель всегда адрес на 2. Правильная цель соотносится с положительными мотивами деятельности 3. Правильная цель всегда прогностична по отношению к ожидаемому результату
8 Педагогическое целеполагание Источник педагогической цели Объект педагогического целеполагания Диагностика состояния предмета приложения педагогических усилий (ситуации, уровня развития личности и т.п.) Образовательный процесс Социальный заказ Образовательные системы разного уровня Образовательные потребности и интересы семьи, учащихся Образовательные мероприятия Педагогические замыслы Авторские разработки Результаты научно-педагогической рефлексии Педагогическое исследование (эксперимент)
9 Типичные модели педагогического целеполагания Модель целеполагания Пример реализации модели в образовательной практике Принятие социального заказа Постановка цели Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы» Спонтанное выдвижение цели (в ответ на потребность что-то изменить в педагогической действительности) Выдвижение цели педагогического проекта команды учителей, работающих в параллели пятых классов школы «Калейдоскоп гипотез» Логическое выведение цели, исходя из диагностической или экспертной оценки Определение цели Программы развития школы Согласование целей Составление учащимися своей иерархии целей изучения раздела, курса, темы из предложенного учителем набора
10 Содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества Образовательный стандарт Дидактическая основа ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗВЕСТНЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания и умения действовать по образцу ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Умения принимать решения в нестандартной ситуации ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Личностные ориентации Личность как система ценностных ориентаций
11 Современная модель содержания образования Предметное содержание образования Предметное содержание образования это базовое содержание учебных дисциплин (курсов), сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами. Метапредметное содержание образования Метапредметное содержание образования – это содержание образования, сконцентрированное вокруг метапредметных основ изучаемой реальности и соответствующих им образовательных областей. К мета предметному содержанию относятся, например, общенаучные понятия «пространство», «время», «движение»; методологические категории «гипотеза», «закон», «теория», «метод познания» и др.
12 Современная модель содержания образования 1. Деятельностное содержание как система учебных задач, представляющих совокупность усваиваемых в определенном порядке понятий как способов деятельности, результатом решения которых является внутренний субъективный результат (субъект учебной деятельности) 2. Мыследеятельностное содержание как совокупность «различных культурных способов и техник мышления, понимания, деятельности, введенных в систему образования и являющихся предметом освоения подрастающего поколения» 3. В узком смысле деятельностное содержание трактуется как деятельностный компонент содержания образования, как компонент содержания учебного курса, включающий способы деятельности, техники и технологии, ключевые компетентности и другие процедуры, которыми необходимо овладеть ученику; а в широком смысле, как компонент личностного или целостного содержания образования, включающий виды, формы, способы, технологии образовательного движения учащегося и педагога. Деятельностное содержание образования
14 Современная модель содержания образования Культурно-историческое содержание образования Культурно-историческое содержание образования выступает аналогом образовательному продукту ученика и представляет собой специально отобранные сведения, модели, версии, первоисточники, относящиеся к познаваемым учеником фундаментальным образовательным объектам Рефлексивно проявленное и обобщенное содержание образования Рефлексивно проявленное и обобщенное содержание образования. Общее отрефлексированное знание ученика включает в себя, таким образом, совокупность следующих компонентов: «знаю, что» (информация о содержании своего знания и незнания); «знаю, как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания); «знаю, зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению), «знаю, я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
15 Педагогическая технология совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий
19 Уровни реализации педагогической технологии в практике образования Общепедагогический (общедидактический) уровень Совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов процесса обучения (за исключением их самих) Частнометодический (предметный) уровень Совокупности методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя). Элементный (модульный) уровень Технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология урока, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала и т.д.
20 Структура педагогической технологии Концептуальная основа Содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала) Описание технологического процесса (процессуальная часть) Организация учебного процесса Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала Методы и формы работы учителя Диагностика учебного процесса
28 Деятельность проектирования как этап профессиональной деятельности учителя Ориентировочная часть деятельности проектирования служит для выявления: образа учащегося с некоторым исходным уровнем знаний и умений; образа учащегося с проектируемым уровнем знаний и умений; системы условий достижения поставленных целей обучения. На исполнительском этапе деятельности проектирования осуществляется: разработка прогностической модели учебной деятельности; разработка сценария урока. Рефлексия пронизывает и ориентировочную и исполнительскую части деятельности проектирования: с ней связана актуализация собственных знаний и умений учителя, его ориентировка в материале курса, раздела, темы, в собственном методическом арсенале.
30 Педагогическая инноватика Объект педагогической инноватики процессы создания, распространения и освоения новшеств в образовательных системах Предмет педагогической инноватики это закономерные связи между эффективностью инновационных процессов и определяющими ее факторами, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений Общая задача педагогической инноватики изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности
31 Новшество, нововведение, инновация Новшество – это потенциально возможное изменение Новшество есть средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы Нововведение (инновация). – это уже произошедшее изменение Нововведение существует внутри конкретных образовательных систем, освоивших новшество положительные изменения Главный признак инновации – положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в преобразуемой системе в результате специально организованной инновационной деятельности
33 Основные характеристики нововведений (по В.С. Лазареву и О.Г. Хомерики) Результативность Результативность это характеристика нововведения, показывающая в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели Эффективность Эффективность это характеристика нововведения, отражающая соотношение между целью, результатами и затратами на их достижение Повышение эффективности образовательного процесса – это тот результат, достижение которого является целью всякого нововведения
34 Инновационная деятельность как система взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций Виды работ ПродуктЭтап инновации Научно- исследовательская деятельность Новое знание Открытие, изобретение Проектная деятельность Инструментально- технологическое знание Инновационный проект Образовательная деятельность Личное знание (опыт)Реализация
36 Модель образовательного пространства инновационного ОУ Инновационная деятельность Распростра нение новшеств Внедрение новшеств Создание новшеств Образовательная деятельность Выявленные потребности в изменениях Нововведе ния
37 Критериальный комплекс, характеризующий процесс изменений, проводимых в школе, как инновационный процесс «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы; изменения предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы; процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности. изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ; изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога; изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе. данные изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности учащихся.
38 Отношения инновационной системы школы с ее педагогической системой Педагогическая система школы Входы системы: Процессы системы:Результаты системы: Учебные программы Методы Персонал Технические средства Результаты образования Изменения качественных характеристик входов Изменения качественных характеристик процессов Информация о состоянии педагогической системы Инновационная система школы Входы системы: Процессы системы: Результаты системы: Новшества Технологии внедрения Персонал Технические средства Изменения в педагогической системе Учебно- воспитательный процесс Инновационный процесс Контроль и выработка воздействий