Что включает в себя информационная индустрия
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ И ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ
Возникновение информационной индустрии связано с появлением постиндустриального общества, в соответствии с которым основные средства развитых стран привлечены в информационный раздел экономики. Важным продуктом общественного производства считаются информация и информационные услуги, а современная экономика является информационной экономикой.
При выделении в социальном производстве информационной индустрии отталкиваются, как правило, из количества занятых в нем человек, принимающих участие в распространении и производстве информации.
Введение в состав информационной индустрии всех видов деятельности, связанных с информацией, отнесение к ее результатам, как информационных услуг, так и результатов труда, появившихся в связи с использованием информации в качестве предмета или средства труда и применением средств информационной технологии, по мнению ученых, необоснованно.
К итогам информационной индустрии необходимо относить информационные услуги, которые имеют товарный характер или самостоятельное значение, не подготавливаются и не потребляются в ходе осуществления деятельности по получению иных результатов в духовном или материальном производстве. В состав информационной индустрии входят только те виды деятельности, которые связаны с подготовкой и оказанием данных услуг.
В настоящее время индустрией информации являются организации и предприятия, продуктами которых являются информационные услуги.
Предметами труда информационного производства являются мировые и государственные информационные ресурсы. Средствами труда в информационной индустрии являются компьютеры и иные виды оборудования для обработки информации, печатное оборудование, средства оргтехники, которые используются для подготовки и предоставления информационных услуг. Средства труда можно отнести к понятиям «средства информационной технологии» и «информационная технология».
Современная информационная индустрия включает в себя совокупность фирм и компаний, которые занимаются созданием, обработкой и передачей информации, которая может быть представлена в виде текстов, графиков, данных, звуков и видеоизображений. В состав информационной индустрии входят организации средств массовой информации, занимающиеся производством содержания — развлекательных программ, деловой и образовательной информации, а также компании, распространяющие это содержание (телесети, телефонные и кабельные компании), и фирмы, разрабатывающие программное обеспечение и информационные компьютерные системы.
Информационная индустрия включает[2]:
— информационные службы (центры — хранилища автоматизированных баз данных, институты, агентства, библиотеки);
— производство носителей информации (книг, справочников, газет и др.);
— информационные технологии (ЭВМ, терминалы, принтеры и др.);
— интегральные технологии (устройства сопряжения, преобразователи);
— средства и каналы связи (телефон, телеграф, электронная и обычная почта, спутниковая связь, радио, телевидение и др.).
На современном этапе в информационной индустрии наблюдаются следующие структурные изменения:
— быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий;
— постоянный рост их эффективности при снижении затрат;
— развитие и большая доступность новых приложений;
—стирание границ между разными секторами индустрии производства содержания (электронные публикации, аудиовизуальные услуги), обусловленное все большим производством информации в цифровом виде.
В результате указанных структурных изменений:
— на рынок выходят новые участники, нередко представляющие другие области индустрии (например, телекоммуникационные операторы или компании, организующие доступ в Интернет);
— за счет технологий сжатия и широкополостной передачи расширяются каналы распространения информации, делая ее более доступной;
— глобализация электронного печатного рынка обостряет конкуренцию на региональных и национальных рынках содержания;
— становится сложнее обеспечивать защиту прав на интеллектуальную собственность;
— пользователь получает больший выбор и независимость. Интерактивный режим работы позволяет ему непосредственно манипулировать информационными услугами.
За рубежом индустрия информации уже сформировалась, сложилась и ее организационная структура. Основными элементами этой структуры являются[3]:
— организации- производители информации (органы государственной статистики, информационные агентства, внешнеэкономические организации, НИИ и др.);
— владельцы автоматизированных баз данных (АБД);
— информационные брокеры (или посредники) — организации, обеспечивающие ориентирование пользователей в информационной среде, рассредоточенной в различных автоматизированных базах данных (информационные центры, информационно-библиотечные структуры в различных учреждениях: производственных, учебных, научных);
— пользователи (или конечные пользователи) АБД, которые осуществляют поиск информации в базе данных самостоятельно или через информационных брокеров.
Исследованиями этой области являлись Ю.А. Шрейдер, К.Шеннон, А.А. Харкевич, В.Л. Калмыков, Ф.П. Тарасенко, А.И. Михайлов, Г.В. Можаева, Р.Ф. Абдеев, Ю.Н. Столяров и др.
Однако есть и отрицательные мнения отдельных ученых. Некоторые из них, хотя в целом и одобряют информациологию, не согласны, в частности, с отдельными трактовками информациологических процессов.
Как и всё на свете, информациология — система. И потому включает в себя свои собственные подсистемы.
Наука об управлении системами — кибернетика — компонент (подсистема) информациологии.
К подсистемам информациологии следует отнести и такие науки:
Информатика — обработка и хранение информации;
Информология — технология коммуникаций;
Информономия — собственные («внутренние») законы информации.
Результатом междисциплинарных исследований является информациология, которая в свою очередь, возникла на границах основных наук, таких как: астрономия, биология, история, химия, физика, информатика, философия, математика и др. Становясь одной из основных наук об обществе, информациология формулирует и собственные законы, методы, определяет методологию информатизации и информации. Информатика, является частью информациологии и изучает процессы приема, обработки, хранения и передачи информации[5].
Под информацией в информациологии, понимается универсальное средство для объяснения создания всех процессов и явлений природы. В наше время, под информацией понимаются сведения и сообщения об обществе и природе, о процессах и явлениях, протекающих во Вселенной, а информациологи информацию понимают, как всеобщие самоотношения, самоотображения и их соотношения, представляющие информационную среду, являющуюся основой проявления и функционирования Вселенной.
С позиций такого рода систематизации история занимается исследованием в основном неестественной информации, в то время как природная информация обычно является предметом изучения естественных наук. Информациология дает возможность соединить подходы к изучению информации и приступить к исследованию в историческом ракурсе не только неестественной, но и природной информации. Информационные потоки становятся основой диахронного и синхронного формирования культуры.
Проводя глубокий анализ работ, посвященных информациологии, Бондаревский А.С. [9] отмечает высокие притязания автора этой науки, претендующей на поглощение и информатики, и информационных знаний, и информологии, и инфодинамики и что информациологии как науке, претендующей на некое метазнание, следует обратить внимание на ряд означенных ложных и неудачных её положений.
Так, в «законе сохранения информации», который формулируется, как: «Суммарное количество информации (I) и энтропии (S) i-гo состояния пространства или его соответствующей области, возникающее в результате любого процесса, всегда является постоянным: (1) где i – один и тот же i-й процесс (состояние), для которого замеряется (рассчитывается) и количество информации, и величина энтропии»[1].
В этом законе, прежде всего, непонятно, что такое «состояние пространства». А если и представить его как-то интуитивно, то даже в этом случае остаётся непонятным, почему в данном законе соотношение множества рассматриваемых состояний пространства является счётным, а не континуальным. А уж если оно является континуальным, то оказывается совершенно непонятным, как можно дискретным образом (через сигму) суммировать элементы такого множества. Понятно, здесь нужно осуществлять интегрирование.
И ещё. Каждому состоянию пространства соответствует изоморфно некая связанная информации, являющаяся объективной. Видимо, в этом и заключается смысл второго слагаемого в приведенном выше соотношении. Тогда первое слагаемое в нём должно относиться к свободной, – субъективной, информации. Но, очевидно, что количество её, как субъективной, в связи с присущей ей погрешностью (концептуальной, методической, аппаратурной), определить означенным дискретным образом невозможно.
Известно, что основы информациологии были заложены в середине прошлого века, когда ещё даже информатика как наука ещё не сформировалась, а что уж говорить о новых науках на её основе! В результате проведенных исследований А.С. Бондаревский [9] делает вывод о том, что информациология является ухудшенной многочисленными некорректностями имитацией инфодинамики.
1.Юзвишин И.И. Основы информациологии. – Высшая школа, 2001.
2.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации/2005, 339 с.
3.Лактионов А.И. Информационное общество: Сб. – М.: АСТ, 2004 стр. 355-426,428-507
4.Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития – М.: Издательство МГУ, 1999
5.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М.: «Проспект», 1997.
6.Мамедов Э. Э., Коротенков Ю. Г. Философия информации и системы информационных знаний. – М.: Международное издательство «Информациология», 1999.
7.Юзвишин И. И., Евреинов Э. В., Кариман С. А. Информациология макровакуумо- и микроматериосфер мироздания. Н.сб.с. «Информациология распределенной обработки информации». – М.: Международное издательство Информациология, 1998.
8.Юзвишин И. И., Евреинов Э. В., Харитон А. Г., Салик М. М. Сущность информациологического подхода в науке. Н.сб.т. «Информациология распределенной обработки информации». – М.: Международное издательство Информациология, 1998.
9. Бондаревский А.С. Сателлиты информатики: подвижки и имитации («Информационные знания», «Информология», «Инфодинамика», «Информациология»)// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, №2, 2012
Современная структура информационной
Индустрии
Современная информационная индустрия представляет собой совокупность компаний и фирм, занятых созданием, преобразованием и передачей информации, существующей в виде данных, текстов, графики, видеоизображений и звука. В структуру информационной индустрии можно включить предприятия средств массовой информации, занимающиеся производством содержания – развлекательных программ, деловой и образовательной информации (теле- и киностудии, издательства, информационные агентства), а также компании, распространяющие это содержание (кабельные и телефонные компании, телесети), и фирмы, разрабатывающие программное обеспечение и информационные компьютерные системы.
Информационная индустрия включает:
· информационные службы (центры – хранилища автоматизированных баз данных, институты, агентства, библиотеки);
· производство носителей информации (книг, справочников, газет и др.);
· информационные технологии (ЭВМ, терминалы, принтеры и др.);
· интегральные технологии (устройства сопряжения, преобразователи);
· средства и каналы связи (телефон, телеграф, электронная и обычная почта, спутниковая связь, радио, телевидение и др.).
На современном этапе в информационной индустрии наблюдаются следующие структурные изменения:
· быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий;
· постоянный рост их эффективности при снижении затрат;
· развитие и большая доступность новых приложений;
· стирание границ между разными секторами индустрии производства содержания (электронные публикации, аудиовизуальные услуги), обусловленное все большим производством информации в цифровом виде.
В результате указанных структурных, изменений:
· на рынок выходят новые участники, нередко представляющие другие области индустрии (например, телекоммуникационные операторы или компании, организующие доступ в Интернет);
· за счет технологий сжатия и широкополостной передачи расширяются каналы распространения информации, делая ее более доступной;
· глобализация электронного печатного рынка обостряет конкуренцию на региональных и национальных рынках содержания;
· становится сложнее обеспечивать защиту прав на интеллектуальную собственность;
· пользователь получает больший выбор и независимость. Интерактивный режим работы позволяет ему непосредственно манипулировать информационными услугами.
За рубежом индустрия информации уже сформировалась, сложилась и ее организационная структура. Основными элементами этой структуры являются:
· организации – производители информации (органы государственной статистики, информационные агентства, внешнеэкономические организации, НИИ и др.);
· владельцы автоматизированных баз данных (АБД);
· информационные брокеры (или посредники) – организации, обеспечивающие ориентирование пользователей в информационной среде, рассредоточенной в различных автоматизированных базах данных (информационные центры, информационно-библиотечные структуры в различных учреждениях: производственных, учебных, научных);
· пользователи (или конечные пользователи) АБД, которые осуществляют поиск информации в базе данных самостоятельно или через информационных брокеров.
Значение информационной индустрии для мировой экономики все более возрастает. Так, западноевропейский рынок информационных и телекоммуникационных технологий в 1996 г. имел более высокие темпы роста (7,2 %), чем экономика в целом. Продолжается устойчивый рост информационного сегмента в экономике США (9,8 %). В развитых странах Европы информационная индустрия растет в 2–3 раза быстрее, чем другие отрасли промышленности. Объемы производства в секторе информатики в государствах ЕЭС еще в 1993 г. достигли примерно 100 млрд. долларов, что составляло более половины общего объема промышленного производства в этих странах.
Контрольные вопросы
1. Что входит в двухкомпонентную модель расширенного общественного воспроизводства?
2. В чем заключаются особенности использования информации в качестве средства труда и предмета труда?
3. Какие законы действуют в информационном производстве?
4. Как развивалось информационное производство? Назовите основные этапы.
5. Как представлена организационная структура информационного производства?
6. Какие теории информации положены в основу измерения количественных и качественных свойств информации?
7. Что определяют статические законы движения информации?
8. Каковы динамические закономерности движения информации?
9. Что понимается под организацией производства в целом?
10. Какие принципы необходимо соблюдать для рациональной организации производства?
11. Назовите основные типы и методы организации производства.
12. Что представляет собой структура производственного процесса?
13. На какие группы подразделяются продукты информационного производства по форме их участия в расширенном воспроизводстве?
14. В каких формах российский информационный рынок представляет информационные продукты и услуги?
15. С чем связано появление понятия «информационная индустрия»?
16. Какова современная структура информационной индустрии?
Информационная индустрия
Смотреть что такое «Информационная индустрия» в других словарях:
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ — Производство информационных товаров и услуг на базе информационных технологий. Информационная индустрия включает производство вычислительной техники и производство информации Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
информационная индустрия — Широкомасштабное производство информационных товаров и услуг различного типа на базе новейших ИКТ (от газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения (контента) сетей). Оно включает две существенно разные части:… … Справочник технического переводчика
Информационная индустрия/INFORMATION INDUSTRY — широкомасштабное производство информационных товаров и услуг различного типа на базе новейшей техники (от газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения сетей (контента). Оно включает две существенно разные части:… … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
Индустрия — (Industry) Индустрия это важнейшая отрасль народного хозяйства Индустрия красоты, туризма, развитие строительной, гостиничной, игровой индустрии Содержание >>>>>>>>>>>>>>> Индустрия (In … Энциклопедия инвестора
Интернет-индустрия — отрасль материального и интеллектуального производства, которая обеспечивает функционирование сетевого информационного пространства. По английски: Internet industry См. также: Информационная экономика Интернет Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора
Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия
Колодюк, Андрей Викторович — Колодюк Андрей Викторович Колодюк Андрій Вікторович Колодюк Андрей Викторович Род деятельности: Венчурный предприниматель, инвестор, общественный деятель Дата рождения … Википедия
Экономика департамента О-де-Сен — Департамент О де Сен на карте «Малой короны» … Википедия
Содержание и роль информационной индустрии
Информационная индустрия — это широкомасштабное производство информационных продуктов и услуг различного типа на базе новейших информационных и компьютерных технологий (от газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения сетей). Она включает две существенно разные части: производство информационной техники (машин и оборудования) и производство непосредственно информации.
Появление понятия информационной индустрии связано с распространением концепции постиндустриального общества, согласно которой основные ресурсы развитых стран сегодня вовлечены в информационный сектор экономики, информационные услуги и информация становятся одним из важнейших продуктов общественного производства, а современная экономика становится информационной экономикой. Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный расширяющимся использованием в общественном производстве знаний и ускоренным обновлением информационной технологии, еще в конце 70-х годов XX в. получил название «информационная революция». При выделении в общественном производстве информационной индустрии исходят, как правило, из числа занятых в нем людей, прямо или косвенно принимающих участие в производстве и распространении информации.
Информационный продукт, его особенности
Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.
к информационным продуктам относятся продукты, непосредственно удовлетворяющие информационные потребности пользователя без дополнительных усилий с его стороны, основанные на информационных ресурсах, а также услуги, связанные с осуществлением доступа к информации, содержащейся в информационных продуктах и других информационных ресурсах;
к информационным продуктам и услугам относят все, что связано с удовлетворением тех или иных информационных потребностей, информационным производством, информационным обслуживанием, вычислительную технику общего назначения, информационное оборудование, оборудование записи, чтения, преобразования информации на различных носителях, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение, а также техническое обслуживание и ремонт этих устройств, проектные, опытно-конструкторские и консалтинговые услуги, услуги образования, управленческие услуги, художественные и эстетические продукты и услуги.
Особенности информационного продукта:
2. информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным. В различных областях науки и техники темпы обесценения знания неодинаковы, процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет;
несамостоятельность – проявляет свою «движущую силу» только в соединении с другими ресурсами.
Свойства информационного продукта.
Рынок информационных продуктов.
Информационная индустрия
Она включает производство информационной техники и технологий (ЭВМ, ПО, коммуникации) и производство непосредственно информации.
Появление понятия ИИ связано с распространением концепции постиндустриального общества, согласно которой, основные ресурсы развитых стран вовлечены в информационный сектор экономики, ИУ и информация становятся одним из важнейших продуктов общественного производства. При выделении в общественном производстве ИИ исходят из числа занятых в ней людей, прямо или косвенно принимающих участие в производстве и распространении информации.
По Ю. Дрешер, информационная индустрия (ИИ) включает:
• информационные службы (центры-хранилища автоматизированных баз данных, институты, агентства, библиотеки);
• производство носителей информации (книг, справочников, газет и др.);
• информационные технологии (ЭВМ, принтеры и др.);
• интегрированные технологии (устройства сопряжения, преобразователи);
• средства и каналы связи (телефон, телеграф, почта, в том числе e-mail, спутниковая связь, радио, телевидение и др.).
И.С. Мелюхин относит к ИИ три отрасли: массовое вещание (теле-, киностудии, издательства), коммуникации (кабельные, телефонные, сотовые, спутниковые и др.) и компьютинг (использование компьютеров).
Многие авторы включают в состав ИИ компании, фирмы, организации, занятые созданием, преобразованием и передачей информации, представленной в виде данных, текстов, графики, видеоизображений и звука; СМИ; телекоммуникации (кабельные, телефонные, телесети и др.) и фирмы-разработчики ПО и информационных систем; телекоммуникационные операторы или компании, организующие доступ в Интернет (Интернет-провайдеры).
На современном этапе в ИИ наблюдается быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, постоянный рост их эффективности при снижении затрат, развитие новых приложений.
Поэтому необходимо разграничить ИИ с отраслями связи и СМИ (TV, печать, полиграфия, связь). К ИИ не относится значительная часть научной деятельности (фундаментальной и прикладной), деятельность по стандартизации и контролю качества, внемагазинная электронная торговля, деятельность в области финансов, кредита, страхования, деятельность по социальному и административному управлению, консультационная деятельность (кроме консультаций в области НТИ и информационных систем), патентно-лицензионная деятельность. В указанных видах деятельности, с одной стороны, используются результаты ИИ как результат эксплуатации национальных информационных ресурсов, а с другой стороны, в ИИ используются их результаты.
В том случае, если подготовка ИУ не является основной задачей деятельности предприятий и организаций или если ИПУ подготавливаются в организационно необособленном подразделении, не состоящем на самостоятельном балансе и (или) не ведущем самостоятельного учета, эти предприятия и организации относятся к другим отраслям экономики, а не к ИИ.
Таким образом, к ИИ относят те виды деятельности, у которых не только основное содержание, но и цель и смысл деятельности заключается в выполнении информационных процессов и подготовке ИПУ.
Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
• предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
• выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
• получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
• организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);
выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете