Что включает в себя информатизация управленческой деятельности
Деловой информационный портал Webcentr.ru
Заказать услугу
Последние работы
28.02.2016 Создан сайт компании КопиЛайт
24.02.2016 Создан сайт по медицинской тематике www.amedgrup.ru
02.01.2016 Сайт про автомобили: ремонт, эксплуатация, запчасти, аксессуары, Фирмы, интернет ресурсы.
Информатизация управленческой деятельности
Под информатизацией управленческой деятельности понимают внедрение современных информационных технологий в процесс разработки, реализации и контроля управленческих решений.
Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие виды деятельности:
Основными элементами информатизации управленческой деятельности являются программное обеспечение, компьютерные средства, сети связи и оргтехника.
Оргтехника включает: копировальные автоматы, телефоны (радиотелефоны), телефаксы, переговорные устройства, мини-типографии, ламинаторы, уничтожители документов, офисную мебель, сейфы и т. д.
Наибольший объем программного обеспечения создан в стране для бухгалтерского учета. Среди них можно отметить программы «1С», «Финансы без проблем», «Турбо-бухгалтер», «Супер-бухгалтерия», «Инфо-бухгалтер проф», «Парус».
Правовое, справочное и информационное обеспечение представлено следующими программами:
Организация труда руководителя представлена программами под общим названием «Автоматизированные рабочие места»:
Документооборот представлен следующими программами:
Экономическая и финансовая деятельность представлена следующими фирмами и программами:
Обучение программами-играми представлено фирмой «КОББИ». Программы: «Аукцион», «Рыночное равновесие», «Конкуренция», «Менеджер», «Рынок ценных бумаг», «Спрос», «Бухучет», «Инвестор», «Предприниматель».
Современная зарубежная и отечественная промышленность создает большую номенклатуру компьютерной техники для информатизации предприятий. Приводим обозначения персональных компьютеров (ПК) и их расшифровку.
В состав обозначения ПК входят обязательные и дополнительные параметры, разделяемые символом «/».
К обязательным относятся: тип и частота процессора, емкость винчестера, емкость КЭШ-памяти, тип монитора или зернистость его экрана.
К дополнительным (необязательным в обозначении) относятся: тип сопроцессора, объем ОЗУ, тип НГМД.
По мере разработки новых типов ПК могут добавляться и другие параметры, например, наличие звуковой (SB) или видеокарты (VB).
Организация обработки с помощью компьютеров может осуществляться локально (без сети) и интегрированно (с помощью компьютерной сети). При локальной организации на предприятии устанавливаются не связанные между собой компьютеры с соответствующим программным обеспечением. При сетевой организации создается внутренняя связь ресурсов всех компьютеров и программного обеспечения. При этом формируется единая база данных и база знаний.
Каждый тип организации имеет свои преимущества и недостатки.
Любая компьютерная система предусматривает наличие соответствующей оргтехники для создания единой технической базы информатизации предприятия.
Практические возможности для создания соответствующего дизайна при информатизации управленческой деятельности достаточно велики.
Информатизация в системе управления предприятием
Процесс перехода от индустриального общества к информационному путем насыщения политической, экономической и социальной деятельности современными информационными технологиями получил название информатизация. Информатизация в системе управления предприятием предполагает:
· создание правовых, экономических, технологических, социальных условий для того, чтобы необходимая для решения управленческих проблем информация была доступна в кратчайшие сроки, в любой точке, любому потенциальному пользователю;
· создание аппаратных и программных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний;
· обеспечение первоочередного развития структур производства и воспроизводства информации и знаний;
· разработку и реализацию организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в систему управления организацией.
В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и компьютерных программ: системой может называться аппаратная часть компьютера, системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, существуют системы процедур для ведения документации и управления расчетами.
Под системой понимают объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных элементов, объединенных в интересах достижения поставленных целей. Системы различаются как по составу, так и по главным целям. В таблице 5.1приведены примеры систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.
Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают процессы по сбору, хранению, обработке, поиску, выдаче информации, необходимой в процессе принятия решений задач в любой области. Они помогают анализировать проблемы, осуществлять стратегическое планирование и создавать новые продукты.
Таблица 4.1. | ||
Система | Элементы системы | Назначение системы |
Компания | Структура, персонал, финансы, помещения, оборудование, материалы | Производство товаров и услуг |
Компьютерная вычислительная система | Компьютеры, архитектура, конфигурация, электронные и электромеханические элементы, программное обеспечение, линии связи, порты | Ввод, обработка, хранение и вывод данных |
Телекоммуникационная система | Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение, персонал | Передача информации |
Информационная система | Компьютеры, компьютерные сети, информационное и программное обеспечение, персонал | Сбор, обработка, анализ, передача, хранение, обеспечение безопасности информации |
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без определения ее миссии, задач, архитектуры, инфраструктуры, конфигурации, средств телекоммуникаций и персонала, взаимодействующего с компьютерами. В связи с этим повторим приводившееся выше определение.
Информационная система— взаимосвязанная совокупность концепций, методов, технологий, технических и программных средств, используемых для сбора, обработки, хранения и выдачи информации потребителю в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства переработки информации.
Информационная система определяется следующими свойствами:
· любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;
· при построении ИС необходимо использовать системный подход;
· ИС является динамичной и развивающейся системой;
· ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств и реализованную на базе современных технологий;
· выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производится автоматическое выполнение рутинных операций;
· участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.
Рис. 4.1.Внешние и внутренние факторы, вызывающие изменения в структуре и политике компании
На рис. 4.1 отражены внешние и внутренние факторы, вызывающие изменения в структуре и политике компании в соответствии с моделью конкурентных сил Портера. Процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов развития компании показан на рис.4.2.
Разделение систем ИТ на внешние и внутренние подсистемы необходимо для эффективной компенсации «давления» внешних и внутренних факторов. Чтобы выжить в современных условиях, компания должна постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению.
· удовлетворять постоянно изменяющимся требованиям потребителей,
· не уступать соперникам в условиях жесткой конкуренции,
· совершенствовать внутренние процессы, расширять диапазон товаров и услуг,
· ставить перед персоналом реальные цели, предоставляя для их реализации достаточную творческую свободу действий в рамках тактических задач,
· развивать в первую очередь те бизнес-процессы, которые ориентированы на выполнение ожиданий клиента.
Для этого недостаточно просто формулировать и передавать руководящие указания по цепочке многоуровневой управленческой иерархии компании.
Рис. 4.2. Процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов развития компании
Компания и её информационные службы должны быть организованы таким образом, чтобы система управления помогала отслеживать изменения во внешнем мире и формировать соответствующие изменения в стратегии и политике компании. Таким образом, одной из главных задач ИС предприятия является обеспечение информационного взаимодействия между внешним окружением и внутренней средой (рис. 4.2).
Каковы источники формирования информационных ресурсов предприятия?
В компании имеется внешняя и внутренняя информация в зависимости от источника ее возникновения. Она отражает взаимопроникающие организационные, управленческие и производственные процессы в компании и составляет ее информационные ресурсы.
Любое предприятие, получающее ресурсы, в том числе и информационные, перерабатывает их в продукты своей деятельности. При этом оно порождает специфическую внутреннюю среду, которая формируется совокупностью структурных подразделений, персоналом, техническими средствами и технологическими процессами, экономическими и социальными отношениями.
Рис. 4.3.Внешняя и внутренняя среды предприятия
Информация внутренней среды отражает финансово-экономическое состояние предприятия и результаты его деятельности. Обработка этой информации осуществляется посредством стандартных формализованных процедур.
Внутренняя информация, как правило, точна и адекватно отражает состояние предприятия.
Примеры внутренней информации: планы, приказы, распоряжения, отчеты, производственные данные, движение финансов и других ресурсов, подготовка персонала, сферы применения продуктов деятельности, методы и каналы сбыта, техника продаж, заказы, поставки.
Источники внутренней информации: директорат и администрация предприятия, планово-финансовые подразделения, бухгалтерия, ИТ-отделы и вычислительные центры, отделы главного инженера и главного механика, производственные подразделения, юридические, эксплуатационные и ремонтные службы, отделы логистики, закупки и сбыта.
Внешняя среда— экономические, политические и социальные субъекты, действующие за пределами предприятия, связи и отношения с ними. Это, соответственно, экономические, политические, социальные, технические, технологические, научные и другие отношения с партнерами, потребителями, конкурентами, государственными органами и общественными организациями.
Информация внешней среды часто неполна, противоречива, приблизительна, разнородна, неадекватно отражает состояние внешней среды.
Примеры внешней информации: рынок и его нестабильность, требования и ожидания потребителей, «происки» конкурентов, тенденции в деловой среде и состояние мировых рынков, спрос и предложения, изменения в законодательстве.
Источники внешней информации и формы ее подачи чрезвычайно разнообразны.
Совокупность внешней и внутренней информации, обслуживающие системы и технологии, ИТ-специалисты и персонал ИТ-подразделений составляют информационно-технологический ресурс современного предприятия.
Рис. 4.4.Информационный контур и информационное поле предприятия
На рисунке 4.5 представлена общая схема концептуального (послойного) представления информационной системы.
Рис. 4.5. Уровни представления ИС
Информационные системы, имеющие некоторое число функциональных подсистем, которые разнесены территориально по подразделениям и филиалам компании, имеют собственную архитектуру и конфигурацию, программно-аппаратные средства, систему управления и персонал, называются распределенными информационными системами.
Понятие информационных технологий в управлении
Сегодня нельзя отрицать значимую роль информационных технологий во всех сферах общественной жизни. В управлении информационные технологии применяются на всех этапах общественного производства. Особенно видны преимущества информационных технологий в управлении коммерческими организациями.
Информационная технология представляет собой научное знание, выраженное в практическом опыте, применяемое для рационального использования какого-либо повторяющегося процесса.
Информационные технологии управления организацией представляют собой методы и средства поиска, сбора, обработки, хранения, передачи и защиты информации и знаний, применяемых в задачах управления на основе использования программного обеспечения, средств вычислительной и телекоммуникационной техники.
В управлении сегодня используют автоматизированные информационные технологии, которые реализуются с помощью технических и программных средств. Информационные технологии реализуют механизм принятия управленческого решения.
Функции информационных технологий
Основными функциями информационных технологий управления организацией являются следующие:
Перечисленные функции представлены на рисунке
Важно отметить, что задача информационных технологий состоит не только в том, чтобы автоматизировать повторяющие операции переработки данных, но и в том, чтобы выработать новую информацию для принятия управленческих решений.
Чтобы разработать эффективную систему информационных технологий в управлении организацией необходимо провести детальный анализ управляемого объекта, определить задачи управления, разработать его структуру, выбрать необходимую информацию.
После детального анализа необходимо выработать информационную модель управления организацией, которая будет фиксировать связь между задачами обработки данных и новыми потоками информации. Затем выбираются технические средства, разрабатывается информационная технология.
Информационные технологии управления постоянно выходят на новые качественные уровни и позволяют использовать новейшие методы обработки и информации, необходимой для принятия управленческого решения.
Затраты на внедрение этих технологий окупаются и дают прибыль.
Информационные технологии выступают основой для социальных, производственных и других технологий. Они помогают сократить затраты иных общественных ресурсов.
Научной основой информационных технологий является интеграция информатики, кибернетики и методов административного управления.
Принципы использования информационных технологий
Выделяют следующие принципы информационных технологий управления :
Если управляющая система основана на перечисленных принципах она выполняет функцию интеллектуального конвейера. Информационные технологии оказывают значительную помощь в управлении предприятием.
Информационно-управляющие системы
Сегодня определяют информационно-управляющие системы в практике управления фирмами:
Специальные информационные системы
Выделяют следующие специальные системы, используемые в практике деятельности компаний:
Перечисленные системы являются самостоятельными и не замкнутыми. Однако каждая из систем может нести в себе отдельные признаки вышеперечисленных систем.
Сегодня мы можем наблюдать гибридные интеллектуальные системы. В таких системах различные компьютерные программы встраиваются в системы искусственного интеллекта.
Так же активно развиваются когнитивные информационные технологии, включающие в себя информационные технологии, которые разработаны для развития творческих способностей личности.
Современные информационные технологии изменяются и приобретают свои отличительные особенности. Так, если в момент их появления средства автоматизации обработки информации применялись к существующим управленческим процедурам, то на сегодняшний день ситуация изменилась. Они стали катализатором распространения современных технологий менеджмента. Сегодня информационные технологии учувствуют в оптимизации бизнес-процессов. Участвуя в оптимизации бизнес-процессов, информационные технологии помогают достичь конкурентное преимущество.
Повсеместное внедрение современных информационных технологий способствует применению новых подходов и методов к обработке управленческой информации. Применение таких технологий в работе компаний является необходимым условием ее эффективного функционирования. Интерес к информационным технологиям вызван большими технологическими возможностями по обработке управленческой информации, которые напрямую влияют на экономическую эффективность работы, повышение конкурентоспособности и рентабельности на рынке предоставления услуг.
Сегодня происходит активное внедрение информационных технологий в практику деятельности российских предприятий, что обеспечивает сокращение разрыва с развитыми странами по уровню информатизации экономики и общества. Однако нельзя не отметить отставание отечественных информационных технологий от стран Запада, т.к. в наше стране не в полном объеме развиты технологии современного менеджмента.
Информатизация организационно-управленческой деятельности в школе
Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности. Информационные и коммуникационные технологии в школьной библиотеке
Развитие средств ИКТ и все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования.
В настоящее время известно несколько программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью.
В то же время использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:
До последнего времени накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях.
Изначально средства ИКТ и автоматизированные системы управления в сфере общего среднего образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства ИКТ, задействованные в управлении средним образовательным учреждением должны состоять из подсистем:
Наличие таких подсистем позволяет сформировать совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов, работающих в системе общего среднего образования на уровне образовательных учреждений (школ), территориальных отделов и управлений образования.
В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация «управленческого характера», содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:
Разработки, проводимые в государственном масштабе в области информатизации системы образования, позволяют сгруппировать основные виды средств ИКТ, используемых при информатизации организационно-управленческой деятельности учреждений образования. В числе таких средств можно выделить:
Современное состояние информатизации общего среднего образования в области создания и использования автоматизированных систем управления характеризуется в основном наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих мест по управлению учебным процессом в отдельных школах.
Средства ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением должны количественно и качественно обрабатывать следующие данные:
Использование средств ИКТ в организационно-управленческой деятельности учреждений общего среднего образования может привести к появлению многих преимуществ, а именно:
для администрации школы:
для завуча, учителей, учеников и родителей:
для учителей-предметников:
для всех участников учебно-воспитательного процесса:
Средства ИКТ, применяемые в управлении образовательным учреждением, должны в совокупности представлять собой систему, основанную на использовании современных методов руководства объектом сферы образования, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств компьютерной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности системы общего среднего образования.
Существенной областью применения современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности учреждений общего среднего образования являются школьные и другие библиотеки, используемые учителями и школьниками.
От качества информационного и телекоммуникационного обеспечения библиотечных ресурсов и степени их информационной интеграции с другими сферами деятельности учебного заведения зависит как качество осуществляемого учебного процесса, так и, в конечном итоге, качество выпускаемых специалистов.
Библиотека, входящая в состав любого учебного заведения, всегда представляет собой каталогизированное хранилище информации и знаний и призвана решать следующие основные задачи:
До последнего времени в основе работы большинства школьных библиотек лежали технологии, базирующиеся на операциях с бумажными носителями: книгами, брошюрами, научной периодикой. В современных условиях новейшие средства ИКТ способны поднять качество работы библиотеки учебного заведения на принципиально более высокий уровень.
Разработка соответствующих информационных ресурсов должна удовлетворять нескольким методологическим принципам, таким как:
Можно выделить два основных технологических этапа, выполнение которых обеспечит информатизацию деятельности библиотеки.
Первый этап, теоретический, подразумевает системный анализ, концептуальное осмысление структуры, направлений развития внешних и внутренних информационных связей библиотеки и конкретного учебного заведения.
Второй этап, технический, заключается в построении информационно-библиотечной системы, обеспечивающей хранение информации, поиск и связь отдельных подсистем в соответствии с выработанными теоретическими положениями.
Очевидно, что развитие библиотечного обеспечения деятельности системы общего среднего образования и, тем более, построение соответствующих средств ИКТ должно происходить с учетом всей специфики образовательного процесса школы.
Средства ИКТ позволяют существенно расширить информационный фонд любой библиотеки. Под электронным информационным фондом библиотеки понимается совокупность текстов на электронных носителях. Это могут быть полнотекстовые базы данных, генерируемые самой библиотекой, или информационные материалы и ресурсы, покупаемые учебным заведением и хранящиеся в библиотеке на CD-ROM, сервере, в форме фонда дискет или в иной форме. Кроме того, современная библиотека может и должна использовать для целей обслуживания своих читателей те полнотекстовые ресурсы и их фрагменты, которые имеются в других вузах, библиотеках, других организациях или в открытом доступе локальных и глобальных информационных компьютерных сетей.
Технология разработки и постоянного совершенствования средств информатизации должна разрабатываться одновременно с созданием электронного информационного библиотечного фонда и обеспечивать создание эквивалентного электронного справочно-поискового аппарата такого фонда.
Электронный справочно-поисковый аппарат библиотеки учебного заведения должен: