Что включает в себя христианство
Христианство — что это такое? Виды христианства и их краткое описание
Более 2000 лет назад, на землях Иудеи, возникла крупнейшая авраамическая мировая религия –христианство. Религия принимает ветхозаветную форму почитания Господа, возвеличивает и воспринимает Творца как совершенную эссенцию.
Что такое христианство? Определение этого понятия
Христианство — это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего – Иисуса Христа. Христианство в наше время − это самое многочисленное вероисповедание в мире. По численности эта мировая религия включает в себя около 2,5 млрд сторонников.
В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).
Уже в начале V века христианская вера пришла в каждое государство. Православные стали элитой с завидным положением и влиятельностью. С популяризацией пришли и гонения. Цезарь Галерий назвал вероисповедание «заразой» и стал виновником жестких массовых репрессий. Тысячи мучеников гибли, но гонения сами себя искоренили. Губернаторы и военные сами прибегали к христианству, а предпринятые меры не добавляли порядка империи. Галерий дал добро на существование веры Иисуса. Лишь в 311-ом году она получила статус официальной. Теперь и сами правители становились приверженцами религии, распространяя её в массы, делая всемирно известной и значимой.
Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.
Главные постулаты христианства
Данная религия историческая, а значит вера ее основана на событиях, которые описывает священное письмо Евангелие. О рождении, жизненном пути, казни и воскресении Иисуса Христа повествуют четыре книги «благовестия».
Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.
Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.
Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.
Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.
Иисус Христос. История жизни, гибели и воскрешения
Суть христианства лежит не только в учениях, а в самой вере в божественность Христа. Всемогущий Бог послал своё дитя на землю. Иисус верно водил свои проповеди по городам Иудеи и получил прозвище «Сын Бога Живаго». Иудейские власти ревнители чистоту учений и открыли охоту на мирного странника.
Слава Христа ходила меж людей денно и нощно. В канун Пасхи 30-го года, Иешуа напомнил о себе Иудеи. Ещё за неделю до празднования он воскресил погибшего Лазаря.
Негодование первосвященника было невообразимым и привело к тому, что Христа признали опасным проповедником. В вечер четверга Иисуса схватили, с подачи предателя Иуды, а на следующий день казнили. Согласно законам Иудеи –за богохульство и мятеж.
Понтий Пилат – римский наместник, вёл разбирательства в деле Иешуа и даже готов был отпустить помазанника, однако друзья кесаря не позволили ему этого. Правом отпустить Христа в честь празднования Пасхи пренебрегли. Израиль отвергнул Иисуса.
Благовестие воскрешения Иисуса охватило Рим, а позже и всю империю.
Виды христианства и их краткое описание
Рассмотрим виды христианства и дадим им краткое описание. Несмотря на различия в этих направлениях, они ни в коем случае не враждуют.
Православие
Православие представляет собой одно из ведущих в мире направлений христианства. Господь для православных христиан является носителем всемирной мудрости, всевышним разумом.
Заслужить после смерти вечное место в раю, приобщиться к Богу посредством благодати – вот главные цели каждого православного человека. Для достижения этого им необходимо в течение всей жизни соблюдать заповеди Господа, исповедовать Его учение.
В основе православия лежат Священное Писание и Священное Предание. Кроме того, особое влияние на верующих оказывают 10 заповедей, составляющих основу всего христианства. Они не различаются на разных его ветвях.
Главное средство для обращения к Богу – это молитва. Молиться можно как дома, так и в храмах и церквях. Перед молитвой следует трижды перекреститься, произнося Отче наш. Правильнее будет молиться перед ликами святых, чтобы молитвы были услышаны.
Православные христиане также верят в церковь. И речь не всегда идет о здании. Имеется в виду приближение к другим людям. То, что люди собираются вместе во время молитвы, объединяет и сплачает их. Нельзя приблизиться к Богу, отдаляясь в это время от людей.
Католицизм
Католицизм наиболее распространен в странах Европы. Для католических христиан Святой Дух исходит как от Отца Бога, так и от Сына Божьего, в отличие от православных, у которых Святой Дух исходит лишь от Отца.
Главной целью католика является получение места в Царстве Божьем, как награды за добрые дела, угодные Богу. Для этого им нужно не иметь тяжелого греха на душе. Иметь его – значит быть обреченным на вечные муки. Однако мелкие грехи допускаются, от них человек очищается в Чистилище, после чего и попадает в Царство Божье.
Католическая церковь не допускает разводов, брак заключается единожды и на всю оставшуюся жизнь. Священники категорически не могут вступать в брак, они должны выбрать для себя лишь одно из таинств: таинство брака или таинство священнослужения.
Для католиков Папа Римский является главой церкви, однако святым его не считают. Безгрешными признаются лишь его слова и действия, касающиеся церкви.
Протестантизм
Если кратко, то протестантизм – это одно из трех направлений христианства, наравне с православием и католицизмом. Оно представляет собой совокупность множества самостоятельных церквей, для которых характерно разнообразие практик и внешних форм.
Протестанты не поощряют обет безбрачия и монастыри. В отличие от православных христиан и католиков, они не считают загробный мир прекрасным и красивым, не стремятся туда попасть.
Протестанты также отрицают культ Богородицы и почитание икон, что в значительной степени отличает их от православных и католиков.
У протестантов нет какой-либо церковной иерархии, все в церкви равны перед Богом. Главным авторитетом для них является Библия (Священное Писание). Ее авторитет непоколебим. Но в отличие от православной Библии, текст протестантской немного изменен. Из нее исключены одиннадцать ветхозаветных книг, которые не входят в иудейский канон. Остальные тексты, с точки зрения протестантизма, не являются истинными, в том числе и Священное Предание.
Кроме того, протестанты ждут возвращение Христа во плоти в будущем.
Заключение
Таким образом, христианство − это эффективная система духовных знаний, которая изменила древний мир. Эта религия является основой современной европейской цивилизации. Основал это величайшее учение − Иисус Христос. Именно он сделал для всех людей больше, чем кто-либо другой.
Православие: основы, значение, особенности религии
Православие, как известно, пришло на Русь после крещения князя Владимира в 988 году. Сегодня в России православными называют себя 67% жителей. При этом значение слова «православие», суть религии и ее отличия от других ветвей христианства, прежде всего, от католицизма, понятны далеко не всем. Восполним эти и другие пробелы прямо сейчас.
Что такое православие
Православие – одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии). Занимает третье место по численности (около 300 млн. человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд.) и протестантизма (800 млн.).
Само слово «православие» (калька с греч. ὀρθοδοξία) означает буквально «правильное славление» или «правильное мнение». С греческого слово переводится как «ортодоксия». В русском переводе есть ассоциация со словом «право» или «правильно». Хотя по-гречески «ортос» означает «прямой» или «правильный». То есть прямой путь к Господу: не сворачиваешь ни вправо, ни влево. А слово «доксия» означает «мнение» или «мысль». Поэтому православие – это правильные мысли о Боге. Такой перевод.
Когда появилось православие: краткая история
Этот термин возник в 4 веке. Вообще, православная церковь идет от апостолов. Просто в древности было другое слово. То, что мы называем православием, во времена первых христиан называлось благочестие. В древнем смысле благочестие — это правильное почитание Бога. Просто определения православной церкви менялось. Это все одна реальность, которая не включает в себя лжеучения. А с первого века были разделения внутри христианства. Церковь не знает ни одного периода, когда все были едины.
В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.
Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.
С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.
Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.
После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.
Во что верят православные: основные положения христианства
В догматике есть четыре основных момента. Первое — вера в Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Для нас это не три бога. Это не три маски одного и того же божества. Это три божественные личности между которыми есть отношения и общение. И отношения эти — любовь. Отсюда и идет главная христианская заповедь — любовь. Ведь мы созданы по образу и подобию Божьему.
Второе — Христос есть Бог и человек. Почему это важно? Бог неуязвим. А тут он принял человеческую плоть и душу, чтобы сделать себя уязвимым. Чтобы прочувствовать на своем опыте человеческие страдания: и физические, и душевные. Это сближает Бога с нами. А практическое применение — когда мы обращаемся к Господу в молитве он нас понимает, потому что все это прочувствовал здесь на земле.
Четвертое — вера в церковь. Христиане считают, что прийти к Богу невозможно без церкви. Речь не идет о здании. Нужно приблизиться к другим людям. То, что мы вместе собираемся на молитву в храме — важнейший момент. Нельзя приближаться к Богу отдаляясь от других людей.
Отличия православия от католицизма
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Главные отличия между православием и католичеством можно свести к нескольким пунктам:
Основные таинства православия
Второе – таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.
Третье – Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.
Четвертое – исповедь. Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.
Пятое – венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.
Основные православные праздники
Практически всем известно, что главным православным (и вообще христианским) праздником является пасха. Однако наряду с ней существует еще несколько знаменательных дат.
Пасха
Праздник праздников, или «велик день» – это Пасха, воспоминание воскресения Иисуса Христа из мертвых. Древнейший из всех христианских праздников праздновался апостолами, и именно они завещали совершать христианскую Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия, через неделю после Пасхи еврейской. Даты празднования Пасхи и других переходящих праздников на каждый год содержатся в т.н. пасхалии.
Богослужение Пасхи отличается от всех праздничных служб своей праздничностью и торжественностью. Перед началом пасхальной утрени священнослужители облачаются в светлые священные ризы. Ровно в полночь начинается крестный ход: церковь идет «во сретение» восставшего из гроба Христа.
Рождество Христово
25 декабря (7 января) – великий день для всего христианского мира. Предпразднество его начинается за пять дней до самого праздника. Канун праздника называется сочельником. В сочельник читают т.н. царские часы, это богослужение совершается при открытых царских вратах в центре храма перед Евангелием, положенным на аналое в знак того, что отныне Спаситель пребывает среди людей.
Ночная служба под Рождество начинается с исполнения торжественной песни С нами Бог… и произнесения пророчества Исайи о Спасителе. Празднованием Рождества Христова церковь прославляет в родившемся Младенце истинное соединение божественной природы с человеческой и приход в мир Солнца правды. Празднику предшествует 40-дневный Рождественский (или «Филиппов») пост. Двенадцать дней после праздника называют святками, или святыми днями.
Рождество Богородицы
8 (21) сентября. Богослужебный год начинается в сентябре. Первый двунадесятый праздник осени – это Рождество Богородицы. Он установлен в 4 в. и отмечает «начало нашего спасения» – рождение Богоматери. Обстоятельства рождения Девы Марии подробно описаны в апокрифическом Евангелии от Иакова. Оно повествует о благочестивой, но бездетной еврейской чете – Иоакиме и Анне, которым суждено было стать родителями Богородицы.
Мария родилась в семье праведников, среди ее предков было немало прославленных мужей Ветхого Завета. Явление в мир Девы Марии, «чистого сосуда Божия», было подготовлено подвигом благочестия многих поколений. Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией. В паремии включены библейские тексты, описывающие события и явления, прообразующие Богоматерь. Празднуя Рождество Богородицы,
Церковь прославляет высочайшую степень приближения Божества к человечеству. По слову Иоанна Дамаскина, день Рождества Марии – праздник всемирной радости, потому что «Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась на радость».
Преображение Господне
6 (19) августа. Этот праздник – воспоминание о том, как Иисус явился ученикам в славе своего Божества, преобразившись перед ними на горе Фавор. Свидетелями этого события, по синоптическим евангелиям, было три человека – любимые ученики Иисуса – апостолы Петр, Иоанн и Иаков.
Преображение символизирует явление нового Небесного царства, возвещает о будущем преображении твари (тварного мира). Христианский праздник Преображения совпадает с периодом сбора плодов, поэтому в этот день принято приносить в церковь для освящения плоды нового урожая (отсюда народное название праздника «Яблочный Спас»).
Успение Божьей Матери
Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост. Богослужение начинается всенощным бдением с паремиями, на котором происходит вынос святой плащаницы Богоматери на середину храма. На следующий день совершается чин погребения Богоматери, во время которого плащаницу трижды обносят вокруг храма.
Вход Господень в Иерусалим
Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи. На литургии вспоминается, как Спаситель пришел со своими учениками в Иерусалим на праздник Пасхи и въехал в город в знак смирения, «сидя на молодом осле». Народ, наслышанный о совершенных им чудесах, встретил его как царя, постилая перед ним одежды и пальмовые ветви.
По традиции, верующие приходят в этот день в храм с веточками распустившейся вербы, которые заменили в России пальмовые ветви. Принесенные как дар Христу ветви освящаются на службе кроплением святой водой. Как и пальмовые ветви, они служат символом победы над смертью и твердой веры в воскресение.
Вознесение
Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи. После своего воскресения Христос являлся ученикам, уверяя их в истине воскресения, и подготавливал к проповеди Евангелия всем народам. В последний день своего пребывания на земле Он взошел на Елеонскую гору, благословил апостолов, воздел руки к Небу, и сияющее облако Славы скрыло его.
Вознесение Господне – христологический догмат: прославленное человеческое естество Христа после вознесения вошло во внутрибожественную жизнь Св. Троицы. Поэтому церковь в песнопениях праздника призывает славить вознесшегося Жизнодавца Христа.
Пятидесятница
Пятидесятница, или Троицын день, отмечается в пятидесятый день после Пасхи. Именно в пятидесятый день после своего восстания из гроба Господь послал ученикам Святого Духа, чтобы облечь их силою свыше. Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, символизирующих живое и действенное слово, при помощи которого они были призваны проповедовать Евангелие народам. День Пятидесятницы считается началом истории церкви, днем ее рождения.
Праздник Пятидесятницы продолжается целую неделю. Первый день целиком посвящен прославлению Св. Троицы. Во второй день прославляется Святой Дух. В состав Троицкой вечерни входят особые коленопреклоненные молитвы во имя Пресвятой Троицы, разделенные на три части. Эти молитвы произносит настоятель храма, стоя на коленях в царских вратах. В них он просит триединого Бога освятить всех умерших и живущих на земле. В русской традиции день Св. Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.
Справочник автора/Христианство и его ветви
Христианство — самая распространённая в мире религия, одна из трёх авраамических. Христианству предшествовал иудаизм. На основе раннего христианского учения появилась третья авраамическая религия — ислам.
Христиан можно разделить на несколько конфессий:
Христианское учение основано на Ветхом Завете, но в большей степени — на Откровении, полученном в Новом Завете от мессии — Иисуса Христа, Бога, который родился в теле человека, умер и воскрес, чтобы люди тоже смогли «воскреснуть» от первородного греха, унаследованного от первых людей, Адама и Евы. Основные ценности христианства — праведная жизнь, кротость, всепрощение. Каждый христианин должен пройти таинство крещения и не делать грешного, а в совершённых грехах искренне каяться. Только тогда он сможет войти в царствие Господне, где его ждёт вечное блаженство. Не раскаявшиеся грешники же обречены на вечные муки. Для христианства также характерно движение миссионерства — обращения в христианскую веру иноверцев, как проповедью, так и насильно, когда распространение веры несло политический подтекст.
Содержание
Священное Писание и общие догматы [ править ]
Священные книги [ править ]
Ветхий Завет — самая древняя часть Библии, заимствована из иудаизма, написана на древнееврейском (некоторые книги на арамейском). Всеми конфессиями признаётся каноничным Танах, 39 книг, написанных в период с XIII по V век до н. э. Ряд других книг, написанных позже (Вторая книга Ездры, Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии (входит шестой главой в книгу Варуха), Книга пророка Варуха, Первая книга Маккавейская, Вторая книга Маккавейская, Третья книга Маккавейская, Четвёртая книга Маккавейская), католической церковью признан вторичным каноном, православной — не от Бога идущими, но праведными и поучительными, протестантами — чаще всего апокрифами. Ранним христианством использовался греческий перевод книг Ветхого Завета — Септуагинта. В книгах изложена история мира от его сотворения и древнейшая история еврейского народа, также в ней записаны пророчества. Ветхий Завет считается первым Откровением людям от Бога. Ветхим называется потому, что считается, что Иисус Христос исполнил данный в нём закон до логического завершения. Для чего и заключил…
Новый Завет — вторая часть Библии, но для христиан — самая важная, ключевое для этой религии Откровение. Написана в I веке н. э. на греческом койне, широко употребляемом языке Римской империи тех времён. 27 книг, из них четыре Евангелия; Деяния, Послания, а также пронизанное мистицизмом Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Апокрифы — книги, описывающие священные события, но не признанные по некоторым причинам каноном. Принцип, по которому в древние времена евреи определяли, какие книги нужно включить в Танах, а какие отсеять и уничтожить, до конца не ясен. Видимо, непригодными считались те труды, в которых присутствуют языческие мотивы, например, колдовство, или же они не несли праведной мысли. В эпоху после Рождества Христова причиной признать книгу апокрифичной часто была анонимность труда, невозможность установить подлинное авторство. Апокрифами становились и попытки некоторых авторов дополнить канон по-своему. Католики создавали реестры запрещённых книг, куда вносили апокрифическую литературу, её изымали и уничтожали (в те времена, когда у церкви была такая власть). В православии ряд историй из апокрифов нашёл отражение в иконописи и Предании, пусть их источники не были включены в канон.
Церковные догмы [ править ]
Откровения, данные христианам свыше, считаются исчерпывающими для спасения человеческих душ (хотя у католической церкви свой взгляд на этот вопрос), то есть дальнейшее их домысливание и логическое развитие не приветствуются. Но сложно слабым человеческим разумом постичь глубину библейских высказываний. Церкви, тогда ещё единой, это стало ясно, когда появились первые ереси (тогда ещё не было такого понятия, потому что не было догматов, которые еретик мог бы нарушить — см. «Историю христианства»). Для борьбы с ними был созван первый Вселенский Собор, который принял первый Символ Веры, а в нём — первые догмы христианского учения.
Итак, догмат — это положение учения, принятое церковью как неприложная истина, неизменная и непререкаемая. Они появились как реакция на искажение Богом данного вероучения, принилимались на Вселенских Соборах и должны были как бы направить мысль верующих в правильное русло. Богословы могут излагать собственное мнение на учение — теогумен — в тех аспектах, которых не касается догматика, но это будут уже не предписания, а своего рода рекомендации. В пределах одной конфессии догматы неприложны, но могут отличаться в среде христианства в целом.
Догматы первых семи Вселенских Соборов признаются и католической, и православной церквями:
Католической церковью принят ряд собственных догм, целиком не опирающихся на Священное Писание. Кроме того, некоторые догмы, то есть неприложные истины, имеются в самом Священном Писании, но они не были закреплены Вселенскими Соборами.
Обряды, таинства, праздники [ править ]
Храм и литургия [ править ]
Христианская церковь, будь то базилика или крестово-купольный храм, является своего рода уменьшенной моделью мироздания. Там есть своды, символизирующие небеса, Святые Дары — плоть и кровь Бога, иерархия духовных лиц как отражение иерархии на небесах — Господь и окружающие его ангелы. Все обряды, совершающиеся внутри церкви, храма, призваны иносказательно воспроизвести священные события и таким образом насколько возможно приблизиться к царствию небесному, слиться с ним, войти в него, будучи при этом на земле. Во время литургии или мессы традиционно могут совершаться различные обряды, произноситься молитвы и проповеди, но всё многообразие ритуалов проводится с общей целью, и центральной частью богослужения в православии, католичестве и других исторических церквях является момент наибольшего единения с Богом — таинство.
Таинства [ править ]
В любой религии обряд помогает человеку в общении с богом, которого не дано увидеть, в служении нематериальной силе. Тем не менее, в христианстве так называемые таинства занимают особую роль. Это не просто ритуал, в таинстве незримо участвует сам Бог. В Новом Завете речь идёт только о двух из них — крещении и евхаристии, и только эти два таинства официально признаны большинством протестантов. Остальные же возникли со временем. Ритуал таинства может отличаться в разных конфессиях, например, количество погружений в воду при крещении. Чтобы Бог сообщил участвующему в таинстве свою благодать, человек должен преисполниться благоговения, поэтому о важности обряда священнослужитель напоминает каждому из присутствующих.
Существует семь наиболее употребимых таинств в христианстве:
2. Евхаристия (причащение) — освящение хлеба и вина (в католичестве — только хлеба для мирян, хлеб и вино предназначены клиру) особым ритуалом и их употребление в пищу. Это таинство позволяет приобщиться к Богу во Христе и проводится во время Божественной литургии (или мессы у католиков). В католической и православной церквях это таинство может провести либо епископ, либо им лично допущенный к этому священник. В протестантизме часто вообще не считается таинством, а используется лишь в качестве символа приобщения ко Христу. В остальных же конфессиях считается, что во время евхаристии хлеб и вино незримо становятся кровью и плотью Христа. В разных течениях христианства отличаются как сам обряд (молитва-эпиклеза у православных или «тайное слово» католиков, необходимость ставить на алтарь святые мощи и т. п.), так и технологии приготовления хлеба и вина.
3. Миропомазание — нанесение на части тела человека особым образом освящённых масел, чтобы на человека легла благодать Святого Духа. При этом читается определённая молитва. В православии совершается сразу после крещения, как и в католицизме, но там это не считается таинством, а таинство — помазание во второй раз после 13-14 лет, которое проводится в особых случаях для принятия в церковь и зовётся конфирмацией. Конфирмация есть и у протестантов, но это не миропомазание. Существует также помазание правителя на царство, но по понятным причинам больше его не проводят.
4. Покаяние (исповедь) — признание своих грехов и раскаяние перед Богом, лицом которого выступает священник. Грехи, в которых верующий раскаялся, будут ему отпущены. В православии человек исповедуется или во время богослужения (соответственно, его могут слышать присутствующие), или в назначенное священником время. В католицизме исповедь к тому же обязательна: один раз в год, лучше чаще. У них принято обустраивать исповедальные комнаты, в которых между священником и кающимся натянута ткань, чтобы не видно было лица.
5. Елеосвящение — нанесение елея (оливкового масла) на тело больного, чтобы облегчить его страдания. Болезнь может быть физическим недугом или же душевным, но только не буйство. Человек должен быть в сознании.
6. Рукоположение (священство) — таинство посвящения в церковный сан преемником апостола, то есть епископом. Совершается положением рук на голову человека, как это делал Христос. В православии при посвящении в епископы на голову кладётся Евангелие. Обряды посвящения отличаются в разных конфессиях, но несущественно.
В связи с этим таинством рассмотрим так же такое явление, как апостольское преемство. Возьмем для примера самого обычного православного попа. Когда он стал священником, то есть лицом, имеющим право совершать таинства? Не по факту окончания семинарии, а лишь тогда, когда был рукоположен на это епископом. Этот епископ, в свою очередь, тоже не родился с этим правом, а был рукоположен третьим епископом еще раньше, а тот епископ еще более ранним… А наш поп, если дослужится до звания епископа, то и сам сможет рукополагать молодых выпускников семинарий. Так вот, суть апостольского преемства в том, что для всякого священника, включая самого захудалого попика из самого захудалого прихода, эта непрерывная цепочка рукоположений может быть, хотя бы теоретически, прослежена вглубь веков до самого Иисуса Христа, рукоположившего 12 Своих учеников. Православные и католики строго придерживаются этого правила. Протестанты со времен Мартина Лютера апостольское преемство как обязательное требование к священству не рассматривали (из-за чего ортодоксы из первых двух ветвей их и христианами признавать отказываются). Впрочем, не все: скандинавские лютеране и англикане изначально его сохраняли, впоследствии от них оно было восстановлено в некоторых других протестантских конфессиях.
7. Бракосочетание — обряд вступления во брак мужчины и женщины. Был заимствован у греков ещё во времена гонений на христиан и переработан. В настоящее время верующим не обязательно заключать брак по церковным обычаям, тем не менее эти обряды проводятся до сих пор. В православии таинство брака состоит из обручения (обычно происходит сразу перед венчанием), венчания (как и в древности, на головы бракосочетающимся надевают венки) и испития из общей чаши. За этим обычно следует литургия. Венчание можно проводить только в определённые дни, когда нет важных постов и праздников. У католиков нет венчания, но некоторые обычаи строже: о желании заключить брак сообщают за три месяца, расторжения брака не предусмотрено, второй брак возможен, только если умрёт один из сочетавшихся браком, детей нужно будет воспитывать в католичестве, препятствием может стать даже бесплодие одного из супругов. У протестантов брак не считается таинством.
Этот список как догмат принят католиками, но в других конфессиях к этим основным таинствам могут быть добавлены и другие — например, к ним можно отнести ещё и погребение.
Праздники [ править ]
Празднования различных памятных дат существовали ещё во времена первых примитивных календарей. С приобщением народов к христианству эти идущие из глубин веков праздники не забывались, они могли лишь постепенно замещаться и вытесняться новыми праздниками. Поэтому в разных церквях даты праздников и постов, — ограничения себя в различных видах пищи — а также суть их празднования могут отличаться существенно. Тем не менее, существуют ключевые праздники, общие для большинства христиан, приуроченные к событиям особой важности: