Что включает в себя грамматика
Грамматика (описание языка)
* В зависимости от того, к какой аудитории они обращены, выделяются грамматики:
* школьные и академические,
* грамматики родного языка (для носителей языка) и грамматики изучаемого чужого языка (напр., русская грамматика Г. В. Лудольфа (Heinrich Wilhelm Ludolf, «Grammatica russica». Oxford, 1696) для европейцев, изучающих русский язык),
* грамматики для людей и для компьютеров.
* С точки зрения предмета описания различают одноязычные, сопоставительные и исторические (в том числе сравнительно-исторические, или сравнительные) грамматики.
* Напр., «Российская грамматика» М. В. Ломоносова 1755, двухтомная «Грамматика русского языка» 1952-54, вышедшая под ред. В. В. Виноградова и Л. В. Щербы, «Грамматика современного русского литературного языка» 1970 и «Русская грамматика» 1980 в двух томах (обе под ред. Н. Ю. Шведовой) являются одноязычными.
* Примеры сопоставительных грамматик — изданная в Братиславе книга А. В. Исаченко «Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Морфология» (в двух томах, 1952-60), вышедшая в Праге «Русская грамматика» (под ред. Е. Кржижковой и О. Лешки, 1979).
* К историческим относятся, напр., «Историческая грамматика русского языка» Ф. И. Буслаева (1858), одноимённая книга В. И. Борковского и П. С. Кузнецова 1965 и др.
* «Сравнительная грамматика славянских языков» французского учёного А. Вайяна, 5 томов которой вышли на французском языке в 1950-77, является сравнительно-исторической.
* Грамматическое описание может отвлекаться от фактов фонетики и лексикологии (при узком подходе к пониманию предмета грамматики) или, напротив, включать их (при широком подходе).
* Грамматика, претендующая на полноту и ясность, стремится быть максимально согласованной с грамматич. пометами при словах, входящих в прилагаемый к этой грамматике словарь (такое описание языка называют интегральным); см. Грамматические словари.
* С точки зрения описываемой формы речи грамматики устной речи противопоставлены грамматикам письменной речи.
* Грамматика может быть направлена от форм к значениям (пассивная или рецептивная грамматика) или от значений к формам (активная или продуктивная грамматика).
* Грамматикам, стремящимся к полноте охвата фактов описываемого языка (языков), называемым экстенсивными, противопоставлены описания, ограничивающиеся лишь его (их) «ядерными» фактами, — рестриктивные грамматики (напр., грамматический очерк, иногда публикуемый в приложении к словарю данного языка или в составе лингвистической энциклопедии).
* С точки зрения охвата стилей выделяют грамматики нейтральные и стилистически специализированные. Ориентированные на языковую норму грамматики называют нормативными, на узус (бытующее употребление форм) — узуальными.
* Грамматика может иметь разные цели. Теоретические грамматики служат познавательным целям, а практические — целям обучения.
* Среди теоретических выделяются описывающие одни языковые формы через другие (т. н. формалистические, или структурные, грамматики) и объясняющие языковые формы через их отношение к внеязыковой действительности (семантические, или менталистические, грамматики).
* По установке грамматиста грамматики подразделяются на описательные (дескриптивные), то есть констатирующие, и предписательные (прескриптивные), то есть рекомендующие, как надо писать и говорить.
* Грамматики описывают язык с различных точек зрения: обучают говорению и письму или слуховому восприятию и чтению текста; описывают систему языка или образование одних форм от других, переходы одних форм в другие, замену одних форм другими; ограничиваются констатацией фактов языка или описывают функционирование форм в речи.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В мире насчитывается несколько тысяч языков. Наиболее известные справочники включают только современные (то есть живые и недавно вымершие) языки. Согласно данным Этнолога на 2018 год, таковых 7097, а по Реестру Лингвосферы (англ.) — 4994. Большинство из них объединяются в семьи, некоторые языки считаются изолированными (то есть представляют одноязыковые семьи) или остаются неклассифицированными.
Языковой контакт происходит в результате взаимодействия двух или более языков или их разновидностей (диалектов, арго, профессиональной лексики и т. д.). Контактная лингвистика — дисциплина, изучающая данный феномен.
Что изучает грамматика?
Грамматика — раздел языкознания, занимающийся грамматическим строем языка и включающий в себя морфологию и синтаксис. Это значит, что изучает грамматика формы слов, строение и классификацию словосочетаний и предложений. Кроме того, грамматикой называется и свод правил, которым подчиняется язык.
В отличие от лексики, грамматика игнорирует значения слов, изучая лишь лексемы — формы. Так лексическое значение слова всегда конкретно и служит для обозначения одного предмета или явления, грамматика же рассматривает лишь формальные признаки. К примеру, значения у слов “шкаф” и “стол” абсолютно разные, но грамматические характеристики идентичные: одинаково образуется множественное число (шкафы, столы), одинаково склоняются по падежам, принадлежат к одной части речи. Значение слова никак не влияет на его форму и роль в построении предложения. Можно заменить одно слово другим, но грамматический строй предложения останется нетронутым, изменится лишь смысл: “Стол (шкаф, телевизор, сейф) не смогли вынести из кабинета”.
Грамматика занимается изучением грамматических категорий — общностей элементов языка, объединенных грамматическими значениями при наличии грамматического способа их выражения. Последнее — одно из сложнейших понятий в грамматической науке, до сих пор однозначно не определенное. Считается, что грамматический способ — материальное выражение грамматических значений, то есть определенная техническая комбинация морфем и фонем, интонационные изменения в предложении, расстановка пауз, изменение лексических конструкций, а также применение служебных слов. Грамматических способов в любом языке имеется ограниченное количество: аффиксация, внутренняя флексия, повторы, сложение, служебные слова, ударение, порядок слов, интонация, супплетивизм. В русском языке, который в высокой степени флективен, используются все способы, в ряде других языков — только некоторые.
Базовой грамматической категорией любого языка являются части речи. В русском языке их двенадцать: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие, причастие, деепричастие, союз, частица, междометие, предлог. Иногда в самостоятельную часть речи возводят предикатив — слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в роли сказуемого безличного предложения.
Грамматика занимается изучением грамматической формы — единства грамматического значения и грамматического способа. При изменении грамматического значения и сохранении способа, равно как и наоборот, мы получаем новые формы слов. К примеру, “красивейший” (аффиксация) лексически тождественно “красивый-красивый” (повтор) и грамматически отображает превосходную степень, однако грамматические формы абсолютно разные. С другой стороны, способом повтора образован и особый видовой оттенок глагола “делаешь-делаешь”, однако с формой “красивый-красивый” его ничего не роднит. Формы не могут быть общими для разных языков, они индивидуальны и характерны для одного, однако схожесть форм в родственных языках (к примеру, украинском и русском) вполне возможна.
ГРАММАТИКА
Термин «грамматика» имеет несколько значений. Грамматика – строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования. Грамматикой называют и раздел языкознания, который изучает такой строй.
Грамматика традиционно подразделяется на морфологию (грамматику слова) и синтаксис (грамматику словосочетания и предложения). В рамках грамматики слова выделяют словообразование, которое связано с образованием слов как лексических единиц. Область грамматики слова, изучающая образование грамматических форм, составляет собственно морфологию.
Деление грамматики на морфологию и синтаксис довольно условно, поскольку в некоторых языках, например аморфных (см. классификацию языков), роль морфологии оказывается незначительной. Кроме этого, между морфологией и синтаксисом наблюдается взаимодействие, которое не всегда позволяет четко разграничить явления морфологического и синтаксического порядка. Это связанно с тем, что форма слова является единицей морфологии и одной из единиц синтаксиса.
В морфологии из словоформ составляются грамматические категории, а в синтаксисе слово и его формы являются единицами, участвующими в образовании синтаксических единиц.
Итак, к грамматическим единицам относят слово, словоформу, грамматические и синтаксические конструкции (словосочетание, простое предложение, сложное предложение).
Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения. Например, форма 1 лица ед. ч. настоящего времени пишу, читаю, вижу или форма прошедшего времени мн. ч. писали, читали, видели.
В морфологии возможно двоякое употребление термина грамматическая форма. Во-первых, грамматическая форма может пониматься как абстрактный образец в отвлечении от конкретных слов: форма прилагательного ед. ч., женского рода, И. п. Эта форма может быть представлена в разных словах: красная, деревянная, скучная.
Другое применение термина – в значении формы конкретного слова: форма И.п. ед.ч. существительного спина. Для терминологического разграничения вводится понятие словоформы. Словоформа – конкретное слово в какой-либо грамматической форме: в саду – это словоформа слова сад.
Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов или сочетаний самостоятельных слов. Лексические значения лишены такого регулярного выражения.
Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – индивидуально.
Рассмотрим подробнее способы выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические способы. При синтетическом (простом) способе грамматические значения выражаются посредством морфем – реляционных, формообразующих и даже корневых. При аналитическом (сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного, а также редупликацией, порядком слов и интонацией.
Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть. В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах.
Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.
Словоформы одного слова составляют парадигму.
Противопоставленные ряды грамматических форм с однородными значениями образуют систему – грамматическую категорию. Однородными значениями в грамматических категориях (или их еще называют категориальными) могут быть, например, обобщенное значение времени, которое объединяет в одну систему все отдельные значения времени – будущего, настоящего, прошедшего. Категориальное значение рода объединяет в одну систему значения женского, мужского и среднего рода.
Синтаксически выявляемые (реляционные) категории – это категории рода, падежа в русском языке. Эти категории указывают на сочетаемость форм в составе сочетания или предложения. Так, род прилагательного и существительного проявляется в сочетаниях Красная площадь, красный флаг, красное пальто. В этих примерах обнаруживается способность прилагательного выступать в качестве согласованного определения, т.е. повторять грамматические формы существительного. Кроме этого, у существительных наблюдается способность иметь при себе прилагательное, согласованное в роде. Таким образом, категория рода как существительного, так и прилагательного проявляется в сочетаниях.
Несинтаксически выявляемые (номинативные) категории – это категории, выражающие смысловые абстракции, отвлеченные от свойств, связей, отношений внеязыковой действительности. Такими смысловыми абстракциями являются значения времени, степени проявления признака, значение реальности / нереальности действия и пр. Эти значения присущи категории времени глагола, степени сравнения прилагательных и наречий, категории наклонения глагола.
Что включает в себя грамматика
Литературный язык представляет собой систему, в которой тесно взаимосвязаны звуковой, лексический и грамматический строй.
Звуковой строй языка образуют звуки и их обобщенные типы, служащие для различения звуковых видов словоформ (фонемы), а также акцентные средства (ударение) и интонация.
Лексический строй языка образуют слова и устойчивые идиоматические выражения (фразеологизмы), группирующиеся на основе своих лексических значений в многоступенчатые взаимосвязанные множества и подмножества.
Грамматический строй языка образуют абстрактные единицы (формы, конструкции), группирующиеся во взаимосвязанные классы и подклассы и отражающие законы и правила образования и изменения слов, соединения слов в словосочетания и построения предложений.
Грамматическая сторона языка представлена в его грамматических категориях, грамматических формах, грамматических значениях (см. § 3, § 4). Все эти данности предстают в отдельных грамматических единицах, которые соответствующим образом оформлены.
Грамматический строй языка
Грамматический строй языка охватывает собою:
Грамматическая единица и грамматическая форма
Грамматические единицы объединяются в классы. В соответствии с двойственным характером грамматических единиц двойствен и характер их классов: это или части речи, т.е. классы, объединяющие слова как совокупности форм, или классы форм, объединяющие те или иные словоформы (например, класс инфинитива, класс родительного падежа, класс сравнительной степени и т. д.). Так же двойствен и характер предложения как грамматической единицы: это или предложение во всей системе своих изменений (в этом случае оно представляет какой-то определенный класс, тип предложений, например, глагольные подлежащно-сказуемостные предложения, однокомпонентные предложения), или отдельно взятое предложение (в этом случае оно входит в определенный класс форм предложения, например, предложение в форме синтаксического настоящего времени, в форме побудительного наклонения).
Грамматическое значение по своей природе неоднородно: заключенное в одной и той же материальной оболочке, оно может быть более абстрактным или менее абстрактным. Так, в форме шёл (пел, читал, гулял и под.) наиболее абстрактным является значение процесса: оно присуще всем глаголам и всем его формам; за ним следует значение прошедшего времени: оно присуще всем глаголам в форме прошедшего времени; значение мужского рода является у глагола еще более узким, определенным: оно присуще только форме, сочетающейся с он и противостоящей формам женского и среднего родов. Каждая грамматическая единица имеет грамматическую форму со своим грамматическим значением. Класс грамматических единиц объединяет формы с общими грамматическими значениями. В нашем примере соответственно выделяются классы: глаголы; глаголы в форме прошедшего времени; глаголы в форме прошедшего времени мужского рода.
Классами грамматических форм с их грамматическими значениями образуются грамматические категории.
Грамматическая категория
Противопоставление рядов форм в пределах грамматических категорий осуществляется на основе наличия или отсутствия у противопоставляемых форм одного из формально выраженных значений. Так, мужской и женский род имен существительных вместе противопоставлены среднему роду по признаку неспособности последнего обозначать особей мужского или женского пола и наличия такой способности у первых двух; подлежащее противопоставлено сказуемому-глаголу по признаку отсутствия у первого временного значения и наличия этого значения у второго члена противопоставления.
Отношения грамматических единиц
Как синтагматические, так и парадигматические отношения принадлежат системе языка, организуют ее.
Типы грамматических единиц
Понятие непродуктивности грамматического образца не равно понятию нерегулярности употребления соответствующих образований: грамматические единицы, построенные по непродуктивным образцам, могут иметь в языке регулярное и достаточно частое употребление, и, напротив, единицы, построенные по продуктивному образцу, могут по тем или иным причинам употребляться редко, нерегулярно и принадлежать какой-либо узкой, специальной языковой сфере.
Звуковое оформление грамматических единиц
Все грамматические единицы существуют в определенном звуковом оформлении: его создают звуки языка (принадлежащие к определенным фонемам), акцентные средства (ударение) и интонация.
Звук сам по себе не является значимой единицей языка, но он участвует в образовании материальной стороны таких единиц. В определенных позициях в слове и в сочетаниях слов звук (или сочетание звуков) может реагировать на соседство морфем и слов и в свою очередь влиять на их материальный облик. Все соответствующие явления относятся к области морфонологии.
Ударение является важным средством в образовании слов и форм слов: оно принадлежит слову и словоформе как одна из его неотъемлемых характеристик. В системе словообразования и словоизменения действуют акцентные закономерности, которыми определяется ударение в словах и словоформах. Ударение участвует в формообразовании, в ряде случаев выступая в качестве единственного средства, различающего разные формы одного слова: рýки и рукú, окнá и óкна; при помощи ударения во многих случаях различаются разные слова: дóма (нареч.) и домá (им. п. мн. ч. существительного дом).
Таким образом, грамматический строй языка неотделим от его звукового строя, взаимодействует с разными его средствами и пользуется этими средствами при построении своих единиц и при реализации их значений.
Взаимосвязь грамматического строя и лексического строя
Грамматический строй языка тесно связан с его лексическим строем. Их взаимодействие осуществляется по разным направлениям.
Грамматика
Библиография:
I. Ввиду невозможности дать исчерпывающую лит-ру предмета, мы ограничимся лишь указанием важнейших библиографических пособий. Обзор старых грамматических учений: Benfey, Geschichte der Sprachwissenschaft, 1869. Грамматические учения античного мира: Steinthal H., Die Sprachwissenschaft bei den Griechen und Romern. Грамматические учения древней Индии: Liebich, Zur Einfuhrung in die indische einheimische Sprachwissenschaft (Sitz. d. Heidelberg. Akad., 1919—1920) и Panini. Обзор грамматических учений XIX в.: Delbruck В., Einleitung in das Studium der indogermanischen Sprachen, 1919; Schrijnen-Fischer, Einfuhrung in das Studium der indogermanischen Sprachen, Heidelberg, 1921; Булич, Очерк истории языкознания в России (XVIII в. — 1825), СПБ., 1904; Краткий обзор важнейших грамматических направлений в русской лингвистике XIX в.: Петерсон М. Н., Очерк синтаксиса русск. яз., 1923. Библиография важнейших новых зап.-европейских работ по теории грамматики: Vendryes, Le langage, 1925. Хорошая библиография важнейших работ неофилологической школы: Проблемы литературной формы, Л., 1928; Волошинов, Марксизм и философия яз., Л., 1928. Библиография по яфетидологии: Mapp Н. Я., акад., Классифицированный перечень работ по яфетидологии, М. — Л., 1926. Грамматическая библиография ведется в «Bulletin de la societe linguistique de Paris», «Anzeiger der indogermanischen Forschungen», «Indogermanisches Jahrbuch» и др. Хороший обзор грамматической лит-ры по отдельным яз. и группам яз.: Schmidt W., Die Sprachfamilien und die Sprachenkreise der Erde, Heidelberg, 1925. См. также труды перечисленных в тексте авторов и лит-ру по статьям, на к-рые даны ссылки в тексте.
II. Работы по грамматикам русских поэтов: Щерба А. В., Опыт лингвистического толкования стих. «Воспоминание» Пушкина, «Русская речь», П., 1923; Виноградов В., Стиль петербургской поэмы «Двойник». Опыт лингвистического анализа «Достоевский», сб. Под редакцией Долинина, «Мысль», П., 1922; Гроссман Л., Заметки о языке Достоевского, «Семинарий по Достоевскому», Гиз, М., 1923; Виноградов В., О символике А. Ахматовой, «Лит-ая мысль», I, П., 1922; Арватов Б., Синтаксис Маяковского, «Печать и революция», 1923, I (перепеч. в сб. «Социологическая поэтика», М., 1928); Истомин В., Главнейшие особенности языка и слога произведений Лермонтова, Варшава, 1894 (из «Русск. филологич. вестн.»); Стефановский И., Язык произведений Пушкина и Лермонтова, Фил. зап., 1899, 3—4, Статьи о языке и стиле Лермонтова в V т. Акад. издания; Будде Е., Опыт грамматики языка Пушкина, Сб. отд. русск. яз. и словесности Акад. наук, LXXVII, 1904; Карский Е., О влиянии творческой деятельности Пушкина на развитие русского литературного языка, Варшава, 1899 (РФВ); Истомин Н., Главнейшие особенности языка и слога произведений Гоголя, Фонвизина и Озерова, Варшава, 1897; Мандельштам И., О характере гоголевского стиля, Главы из истории русского лит-ого яз., Гельсингфорс, 1902; Будде Е., Значение Гоголя в истории русского литературного языка, Журн. МНП, 1902, № 7; Карский Е., Значение Гоголя в истории русского языка, «Русск. филологич. вестн.», 1909, № 2.