Что включает в себя фонетический разбор
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слов
Содержание:
Фонетический анализ определяет буквенный и звуковой состав слова, поэтому имеет ещё одно название – звуко-буквенный разбор.
Как сделать фонетический (звуковой) анализ слова?
Работа по проведению фонетического анализа слова заключается:
Правила разбора на звуки
Каждая буква в слове – графическая фиксация (написание) звука или звуков. Все звуки русского языка поделены на гласные и согласные. Гласные – [а], [э], [и], [у], [ы], [о] – состоят только из голоса. В образовании согласных участвуют не только голосовые связки и легкие, но и полость рта, поэтому в них присутствует шум.
При фонетическом анализе слова необходимо определить, какой звук – гласный или согласный. Если гласный, нужно указать – ударный он (произносится сильно, отчетливо) или безударный (произносится с меньшей силой и отчетливостью).
Согласные звуки характеризуются по следующим параметрам: по глухости и звонкости [п] – [б], твердости и мягкости [п] – [п‘] с указанием парности. Необходимо обозначать, имеет ли звук пару по этим критериям. Например: глухой [п] имеет пару по звонкости – [б] и по мягкости – [п‘].
Кроме того, необходимо указывать на «сонорность» звука, если он сонорный.
При более детальной характеристике указывается наличие «шипения» в звуке, пишется – «шипящий».
Также при звуковом анализе необходимо помнить, что не все буквы языка обозначают звуки. Например, разделительные знаки «Ь» и «Ъ» звуков не обозначают. Есть в фонетике непроизносимые согласные, которые тоже не обозначают звуков, например, «счастливый» – [щ’асл’ивый’]. Эту особенность при звуковом анализе необходимо учитывать. При разборе напротив таких букв пишется – «не обозначает звука».
Не стоит забывать, что некоторые буквы в определенных позициях слова обозначают два звука. Это буквы «е», «ё», «ю», «я». Они, в начале слова, после – «Ь», «Ъ» и гласной, всегда обозначают два звука: [й‘э]; [й‘о]; [й‘у]; [й‘а]. Бывает и вариант [й‘и] – «язык»: [й’изык].
План фонетического анализа слова
Фонетический анализ каждого слова производится не беспорядочно, а по определенному плану.
Примеры фонетического (звукового) разбора
Слоги: я-зы́к (2 слога; ударение падает на 2-й слог)
Перенос: вариантов не имеется.
Транскрипция: [й’изык]
я | [й’] | — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко) |
[и] | — гласный, безударный | |
з | [з] | — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный) |
ы | [ы] | — гласный, ударный |
к | [к] | — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) |
В слове 4 буквы и 5 звуков.
Буква «я» обозначает 2 звука — [й’], [и].
Цветовая схема слова —
Слоги: я (1 слог; ударный)
Перенос: вариантов не имеется.
Транскрипция: [й’я]
я | [й’] | — согласный, сонорный, звонкий непарный, мягкий непарный |
[и] | — гласный, ударный |
Буква «я» обозначает 2 звука — [й’], [а].
Цветовая схема слова —
Слоги: ли́-стья (2 слога; ударение падает на 1-й слог)
Перенос: лис–тья
Транскрипция: [л’ист’й’а]
Л | [л] | — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий |
и | [и] | — гласный, ударный |
с | [с] | — согласный, парный глухой, парный твёрдый |
т | [т] | — согласный, парный глухой, парный мягки |
ь | [-] | — не обозначает звука |
я | [й’] | — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий |
[а] | — гласный, безударны |
В слове 6 букв и 6 звуков.
Буква «ь» не обозначает звука, «я» — обозначает 2 звука — [й’], [а].
Цветовая схема слова —
Слоги: лёг-кий (2 слога; ударение падает на 1-й слог)
Перенос: лёг-кий
Транскрипция: [л’охк’ий’]
В слове 6 букв и 6 звуков.
Цветовая схема слова —
Русский язык
План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Что такое фонетический разбор слова, что это значит?
Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.
Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор. У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.
Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.
Как выполнять фонетический разбор?
Лингвисты рекомендуют, как правило, такую последовательность действий:
Основная характеристика у гласных одна — расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.
Рекомендации при выполнении фонетического разбора
Что надо знать, делая фонетический разбор
Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков. Их немного: б — п, в — ф, г — к, ж — ш, з — с.
Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.
Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).
Так, «гриб» произносится [гр’ып].
Образец фонетического разбора
Приведём несколько примеров.
ко-рА-бль, три слога, ударный второй
К — [к] согласный, твёрдый, глухой, парный
О — [а] гласный, безударный
Р — [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный
А — [а] гласный, ударный
Б — [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
Л — [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
Семь букв и шесть звуков.
грИб, один слог, ударный
Г — [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный
Р — [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный
И — [ы] гласный, ударный
Б — [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный
Четыре буквы и четыре звука.
Ёж, один слог, ударный
Ё — [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
Ж — [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.
Две буквы и три звука.
Что ещё полезно знать?
В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.
В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.
Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].
Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.
В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.
Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.
Урок русского языка Фонетический разбор
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Фонетический разбор слова
Цель урока: формирование умений совершать фонетический разбор слова. Задачи урока: Уметь определять количество слогов; Уметь ставить ударение; Уметь характеризовать каждый звук; Установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;
ЭПИГРАФ: «Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический наш язык». Н.В.Гоголь
Ход урока: 1. Повторение ранее изученного материала. Что такое фонетика? Чем отличается звук от буквы? Как определить количество слогов в слове? Что такое ударение?
Фонетический разбор заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1. При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибке. Нужно помнить, что характеризуется не буквы, а звуки слова. Существует несколько вариантов записи фонетического разбора, которые различаются оформлением характеристики звуков и букв.
Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции). 1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов. 2. Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог. 3. Запишите фонетическую транскрипцию слова. 4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, не парные), какой буквой обозначены. 5 Укажите количество звуков и букв.
Фонетический разбор: сколько букв и сколько звуков в слове
Школьные курсы русского языка охватывают большой объем материала, поэтому неудивительно, что многие темы забываются на теоретическом уровне. Хуже, когда теряется и практическая составляющая — такую потерю мы ощущаем уже на бытовом уровне, читая неграмотно написанные слова и предложения. Даже для носителя русского языка одной из наиболее сложных тем является фонетический разбор — представление услышанного в написанном виде.
Часто на практике мы руководствуемся ложным правилом «как слышится, так и пишется», генерируя АшиПки с завиТнАй рИгулярнАстью. В быту на это можно не обращать внимания, но на ОГЭ и ЕГЭ такая неграмотность оборачивается недобором баллов.
В этой статье мы попробуем разобраться, как избежать досадных проблем с фонетикой. Пользуясь простыми правилами вы сможете узнать не только сколько букв и сколько звуков в слове, но и как они передаются в речи.
Проблема фонетики
Фонетика —раздел, в котором изучается звуковая составляющая языка. С ее основами школьники знакомятся в начальных классах, когда учатся передавать речь на письме. В углубленном варианте фонетика изучается в средней и старшей школе, но к этому моменту начальные знания забываются, потому что в обычной жизни они не совсем очевидны и противоречат нашему житейскому опыту. Если мы говорим «СОНЦЕ», то и писать проще всего без буквы «л». Этот хрестоматийный пример дает понимание, как лодка грамотности разбивается о суровую действительность.
Во многом проблемы возникают потому, что фонетический или «звуко-буквенный» разбор воспринимается лишь как школьное упражнение. Оно не связано в нашей голове с реальной жизнью, а ведь упрощение речи — один из основных приемов русского языка. Челюсть произносит слово так, как ей удобнее, поэтому мы зачастую говорим «АбИзьяна», а не «ОбЕзьяна» и «хАлАдильник», а не «хОлОдильник». Внимательный читатель вспомнит Вологодский говор с его «оканьем» — и будет прав. Вологжанин или вологжанка сказали бы «кОси кОса, пОка рОса», а не «кАси кАса, пАка рАса».
Фонетический разбор: сколько букв и сколько звуков в слове
Проблему упрощения поможет решить фонетический разбор — полезное упражнение, которым мы займемся, чтобы определить количество букв и звуков. Основная проблема фонетического разбора — несоответствие количества звук и букв. В русском языке насчитывается 33 буквы (это помнят все) и 42 звука (по другой классификации — 43). Если учесть, что буквы «Ъ» и «Ь» не дают звуков, то проблема еще более обостряется:
Итогом соотношения письменного и звукового вариантов будет транскрипция, благодаря которой буквы «превращаются» в звуки.
Фонетический разбор: сколько букв и сколько звуков в слове
Как выполнить фонетический разбор
Для выполнения разбора нужно проделать следующую последовательность действий:
Фонетический разбор: сколько букв и сколько звуков в слове
При выполнении разбора необходимо учитывать, что ё, е, ю, я — йотированные, то есть передаются, соответственно, сочетаниями:
Сколько букв и сколько звуков в слове…
Для примера разберем следующее словосочетание в приведенном выше порядке:
Разбиение по слогам: ру-сский
Фонетический разбор: сколько букв и сколько звуков в слове
Разбиение по слогам: я-зык
Теперь вы знаете, что за словами «русский язык» скрывается гораздо больше, чем произносится. Фонетический разбор полезен тем, что показывает несоответствие того, что мы пишем, тому, что произносим. «Правильнописание» зависит от языковой практики, особенно от чтения. Читая и используя слова на письме, мы подсознательно учим порядок букв, набирая базу грамотности.