Что включает в себя финансовый учет
Финансовый учет и бухгалтерская отчетность
По своей сути, термины «финансовый учет» и «бухгалтерская отчетность» были введены давно, одновременно с возникновением мощных производственных и крупных торговых компаний. Первоначально, эти виды документации использовались только для фиксирования основных моментов хозяйственной деятельности предприятия, однако, в современных условиях, их значение приобретает совершенно другой оборот.
Высокие темпы роста промышленности и логистической инфраструктуры обусловлены не только государственной поддержкой или вливанием средств отечественных частных предпринимателей, но и за счет привлечения зарубежных инвестиций. Поэтому, ведение финансовых учетов и формирование отчетности носит особый характер и основывается на общепринятых государственных, а также международных стандартах (принципах).
Что представляет собой финансовый (бухгалтерский) учет
Непрерывную регистрацию проведенных хозяйственных операций (свершившийся факт, подтвержденный оформленным документом) и отображение необходимой информации по первому требованию руководства предприятия или контролирующих органов обеспечивает финансовый учет.
При этом данный вид бухгалтерской деятельности позволяет оценивать объемы производственных запасов и доступных денежных средств, своевременно уведомлять о текущей задолженности компании, отслеживать постановку или снятие с баланса предприятия движимого, недвижимого имущества, осуществлять мониторинг выполнения других хозяйственных действий.
Главными задачами, решаемыми с помощью финансового учета, являются:
Внешние пользователи, которым разрешен доступ к финансовой документации.
Принципы составления бухгалтерской отчетности
Нужно отметить, что финансовые отчеты составляются на основании обобщения результатов финансового учета (за месяц, квартал, год), тем самым обеспечивая документальное подтверждение и отображение динамики изменения уровня расходов, доходов, финансовое положение предприятия, количественное и качественное состояние имущества компании.
Как правило, в состав финансовой отчетности входит три основных составляющих.
Второе название этого документа – «отчет о финансовом положении», включает в себя данные о доступных ресурсах, текущих обязательствах и состоянии (объеме) собственного капитала компании. В принципе, на основании полученной информации можно отследить взаимосвязь между активами, обязательствами и капиталом предприятия.
В представленный документ входит информация об основной деятельности предприятия, о затратах на реализованную продукцию, об объемах прибыли, о затратах на налог, сбыт и о потерях в случае непредвиденных ситуаций.
Данный отчет, обычно, используется при совместной работе с иностранными компаниями и предусматривает расчет недополученной чистой прибыли, когда сравниваются результаты работы предприятия за текущий и предыдущий отчетный период.
Государственным законодательством и международными стандартами определены главные требования, предъявляемые к финансовым отчетам:
Ведение финансового учета в организации
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Когда компании нужен финансовый учет
Предприниматели на старте бизнеса редко ведут финансовый учет: считают, что маленькому делу такой учет не нужен. Но в маленькой компании на счету каждый рубль, ресурс ограничен, и правильный учет только поможет проследить за деньгами и правильно вложить их, чтобы получить реальную прибыль.
Создайте систему финучета на старте — и она будет расти вместе с бизнесом, уточняясь и обрастая новыми подробностями и отчетами. Когда в компании откроются новые направления и появятся десятки сотрудников, вы сможете измерить все. Навык и привычка следить за финансами — тоже крайне важны для успешной работы, так что лучше ставить их при самом начале работы.
Как подготовиться к ведению финучета
Финансовый учет очень сильно зависит от отрасли вашей компании, ее масштабов и структуры. В каждом бизнесе свой состав выручки и расходов, и ваш финансовый учет должен отвечать на вопрос, как сократить расходы и увеличить прибыль. Для этого вам придется разложить по полочкам структуру выручки и расходов, чтобы понять, от чего зависит прибыль компании. Ответьте на такие вопросы:
Как вести финансовый учет бизнеса
Чтобы измерять состояние бизнеса, предприниматели ведут финансовые отчеты. Вот три базовых управленческих отчета для любого бизнеса:
Баланс — это “фотография бизнеса” на конкретный момент, он показывает состояние дел компании на любую даты: активы (чем владеет бизнес) и пассивы (долги бизнеса). Этот отчет считается главным для собственника, он позволяет понять, беднеет компания или богатеет, в чем “заморожены” деньги.
Отчет о прибылях и убытках (или о финансовых результатах) показывает состояние за период времени — неделю, месяц, квартал, год. Из него вы узнаете, какие товары или услуги вы продали, какую получили прибыль и сколько израсходовали. Если траты превысили выручку, в отчете будет не прибыль, а убыток. Но в этом отчете вы не увидите, можно ли эту прибыль изъять из бизнеса, для этого надо заглянуть в баланс.
Отчет о движении денежных средств тоже показывает состояние за период — например, за месяц: какая сумма была на ваших счетах на начало месяца, сколько денег пришло и откуда, какие вы сделали выплаты и куда, сколько осталось на счетах в конце месяца.
В сети вы найдете Excel-таблицы с настроенными формулами для этих отчетов. Их можно использовать в неизменном виде, но лучше настроить каждый из них под специфику своего бизнеса. Для этого придется вникнуть в структуру каждого отчета.
К трем базовым отчетам предлагают дополнительные:
Какие виды деятельности надо различать при финансовом учете
Деятельность любой компании можно разложить на три направления: операционная, инвестиционная, финансовая. Эти направления важно разделять, чтобы правильно трактовать управленческие отчеты.
Операционная — это основная деятельность компании, которая приносит ей доход. Она может состоять из нескольких направлений или проектов или одного: вы обучаете детей иностранным языкам или доставляете продукты питания, предоставляете в аренду инструменты и так далее. Для этого вы приобретаете материалы, арендуете помещения, оплачиваете коммунальные услуги и клининг, нанимаете персонал, платите налоги и отчисления в фонды.
Вы ждете, что именно операционная деятельность будет приносить все больше прибыли. Для этого руководитель организует процессы так, чтобы каждая операция требовала все меньше расходов и потерь времени, меньше ошибок и потерь (при доставке заказа, производстве единицы продукции). Также он наращивает объемы деятельности: число клиентов, выпуск товаров, прибыль.
В операционной деятельности главные показатели — это рентабельность, отношение расходов к выручке, оборачиваемость активов и отдача на активы (например, выручка с метра торгового зала).
Инвестиционная деятельность ведется, когда компания вкладывает деньги в новый проект или в расширение, развитие деятельности, чтобы получить прибыль в будущем. Для этого обычно из основной (операционной) деятельности изымаются деньги, либо привлекаются заемные средства.
Например, компания покупает новые инструменты и оборудование, строит цех или склад. В такой ситуации другие подразделения работают при строгом урезанном бюджете, но в будущем бизнес рассчитывает на дополнительную прибыль, которой бы не было без нового оборудования или построек. Другие виды инвестиций — открытие новых филиалов, создание новых направлений в бизнесе, подготовка новых видов товаров или услуг. Даже покупка оборудования или программ, которые помогут снизить затраты и сэкономить в будущем, — тоже инвестиции.
В инвестиционной деятельности важно прописывать в документах все расходы с самых первых этапов, чтобы потом правдоподобно оценивать прибыль. Важно различать в управленческих отчетах инвестиционную деятельность и операционную, чтобы видеть ситуацию ясно, иначе прибыль от основной деятельности и расходы на инвестиции сложатся и не покажут нам ничего существенного.
Финансовая деятельность — это кредиты, займы и любое привлечение денег не от операционной деятельности, и у такого финансирования есть своя цена в виде процентов. И хотя кредитные деньги поступают на те же счета, куда приходят платежи от клиентов, вы не должны путать эти поступления. Во всех финансовых отчетах важно отделять финансовую деятельность от инвестиционной и операционной.
В финансовой деятельности стоит следить за тем, чтобы процентная ставка была как можно ниже была посильна для бизнеса, а объемы заемных средств оставались умеренными.
Собственник бизнеса, который предоставил компании на старте капитал, тоже финансирует бизнес. Выплата дивидендов собственникам, как и выплата процентов по займам и кредитам, тоже относится к финансовой деятельности.
Стройте управленческие отчеты и проводите финансовый анализ деятельности в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. В Бухгалтерии легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность и платить налоги, а еще получать отчеты для руководителя. Первые две недели работы в системе бесплатны: изучите отчеты и принимайте взвешенные решения.
Финансовый учет
Опубликовано 27.05.2020 · Обновлено 27.05.2021
Что такое Финансовый учет?
Финансовый учет – это особая отрасль бухгалтерского учета, включающая процесс записи, обобщения и составления отчетов о бесчисленном количестве транзакций, связанных с бизнес-операциями за определенный период времени. Эти операции резюмируются при подготовке финансовой отчетности, включая баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств, в которых фиксируются операционные результаты компании за определенный период.
Возможности работы финансового бухгалтера можно найти как в государственном, так и в частном секторе. Обязанности финансового бухгалтера могут отличаться от обязанностей главного бухгалтера, который работает на себя, а не непосредственно на компанию или организацию.
Как работает финансовый учет
Финансовый учет использует ряд установленных принципов бухгалтерского учета.Выбор принципов бухгалтерского учета для использования в ходе финансового учета зависит от нормативных требований и требований к отчетности, с которыми сталкивается бизнес.Для публичных компаний США предприятия обязаны вести финансовый учет в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP).1 Эти принципы бухгалтерского учета установлены для предоставления последовательной информации инвесторам, кредиторам, регулирующим и налоговым органам.
Ключевые моменты
Финансовая отчетность, используемая в финансовом учете, представляет пять основных классификаций финансовых данных: выручка, расходы, активы, обязательства и капитал. Доходы и расходы учитываются и отражаются в отчете о прибылях и убытках. Они могут включать все, от НИОКР до расчета заработной платы.
Краткая справка
В результате бухгалтерского учета чистая прибыль определяется в нижней части отчета о прибылях и убытках. Счета активов, пассивов и капитала отражаются в балансе. В балансе используется финансовый учет для отражения прав собственности на будущие экономические выгоды компании.
Метод начисления и кассовый метод
Финансовый учет может осуществляться с использованием метода начисления, кассового метода или их комбинации. Учет по методу начисления влечет за собой запись операций, когда они произошли и выручка признается.
Кассовый учет предполагает регистрацию операций только при обмене наличными. Выручка регистрируется только после получения платежа, а расходы – только после оплаты обязательства.
Финансовый учет противУправленческий учет
Ключевое различие между финансовым и управленческим учетом состоит в том, что финансовый учет направлен на предоставление информации сторонам за пределами организации, тогда как информация управленческого учета направлена на то, чтобы помочь менеджерам внутри организации принимать решения.
Подготовка финансовой отчетности с использованием принципов бухгалтерского учета наиболее актуальна для регулирующих организаций и финансовых учреждений. Поскольку существует множество правил бухгалтерского учета, которые плохо переносятся в управление бизнес-операциями, внутреннее руководство использует различные правила и процедуры бухгалтерского учета для внутреннего бизнес-анализа.
Особые соображения
Наиболее распространенным назначением бухгалтерского учета, демонстрирующим способность вести финансовый учет в Соединенных Штатах, является лицензия сертифицированного государственного бухгалтера (CPA). За пределами США обладатели лицензии дипломированного бухгалтера (CA) также демонстрируют свои способности. Статус сертифицированного управленческого бухгалтера (CMA) более наглядно демонстрирует способность выполнять внутренние управленческие функции, чем финансовый учет.
Финансовый учет для малого бизнеса
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Чтобы считать деньги в бизнесе, недостаточно выписки с расчетного счета и ощущения, что все идет по плану. Для этого нужен финансовый, или управленческий учет. Расскажем, как и с помощью каких инструментов его вести.
Зачем нужен финансовый учет
Финансовый учет — это комплекс отчетов о результатах деятельности и текущем состоянии бизнеса. В эти отчеты собрана информация о продажах, затратах, себестоимости товаров или услуг, долгах, состоянии счета сейчас или даже в будущем.
Руководитель анализирует эти отчеты и понимает, в каком состоянии его финансы, как снизить издержки и увеличить доходы, какие направления бизнеса приносят доход и требуют расширения, а какие убыточные, и их можно закрыть. Также финансовые отчеты показывают, не грозит ли компании кассовый разрыв: возможно, пора платить налоги, а на счетах пусто, и тогда придется искать краткосрочный займ. С другой стороны, отчеты рассказывают, когда из бизнеса можно вывести деньги или выплатить сотрудникам премии.
Бухгалтерский учет тоже базируется на нескольких отчетах, но эти документы не подходят для управления и финансового контроля. И если в вашем штате есть бухгалтер, он не всегда умеет строить финансовые отчеты, его задача — подготовка бухгалтерских документов для контролирующих органов.
Как вести финансовый учет
Многое зависит от масштабов бизнеса. Если у вас одно направление и десяток ассортиментных позиций, поначалу хватит и Гугл-таблиц. Если бизнес крупнее — стоит задуматься о специальном сервисе для управленческого учета. У предпринимателей редко есть время, чтобы ежедневно переносить в таблицы итоги делового дня: они полагаются на чутье и объем поступлений на расчетный счет. Но этот подход часто доводит до проблем, когда становится ясно, что сумма на счете не равна чистой прибыли.
Поэтому стоит завести ценную привычку следить за деньгами компании с самого начала работы, тем более что для этого есть инструменты.
Три главных документа для финансового учета
В финансовом учете используют несколько документов, из них выделяют три главных:
Отчет о прибылях и убытках (или отчет о финансовых результатах) показывает доходы и расходы бизнеса за конкретный период — неделю, месяц, квартал. Вы видите полученную прибыль и совершенные траты, закупки и объем продаж, поэтому можете понимать, получила компания прибыль или несет убыток. На расчетном счете могут быть деньги, но они не всегда ваши, и ОПУ как раз помогает это понять.
Отчет о прибылях и убытках показывает, как можно снизить расходы. Например, книжный магазин продает все больше книг, тетрадей и открыток, но чистая прибыль почему-то не растет. Директор магазина смотрит в ОПУ и видит, что большие суммы идут на закупку скетчбуков. Он ищет более дешевый аналог и закупает сразу крупную партию, чтобы в следующем периоде прибыль была больше.
ОПУ можно строить на будущее, чтобы понимать прибыли и убытки в ближайшее время. С его помощью можно рассчитывать потенциальную прибыль, расходы, точку безубыточности. Такой опрокинутый в будущее отчет — это финансовая модель, она показывает, стоит ли запускать бизнес.
Положительный финансовый результат еще не гарантирует, что на расчетном счете будут деньги для выполнения обязательств: например, у вас могут быть покупатели-должники. Поэтому ОПУ всегда рассматривают в связке с отчетом о движении денежных средств.
Отчет о движении денежных средств отражает денежные потоки в бизнесе за период. В начале периода на счете и в кассе была сумма А, затем в течение периода были такие-то поступления и платежи, после чего на конец периода мы видим в бизнесе сумму Б. Этот отчет показывает только операции и объемы денег, которыми вы можете распоряжаться, а ваши ли это деньги или их предстоит отдать по обязательствам — покажет ОПУ.
ДДС помогает избежать кассовых разрывов. Это неприятная ситуация, когда пора платить зарплату или налоги, а у вас на расчетном счете нет денег даже на оплату мобильной связи. Тогда приходится срочно брать кредит или займ у самого себя, искать деньги и вводить их в бизнес. Такая ситуация не всегда сигнализирует об отчаянном положении, потому что в ближайшие дни на счет может поступить крупная сумма от покупателя, — и ДДС помогает все это просчитать и понимать реальную ситуацию. Поэтому стоит строить отчет ДДС с небольшим заходом в будущее: он покажет, сколько нужно денег, чтобы исключить кассовые разрывы.
С другой стороны ДДС в связке с ОПУ может показывать, что крупную сумму, которая скопилась на вашем счете, можно пустить на развитие бизнеса или выплатить дивиденды учредителям.
Платежи в ДДС разделяют по категориям: продажи, аренда, зарплата, поставки кофе и так далее. Также в этом отчете выделяют три части, которые анализируют по-отдельности:
Управленческий баланс
Баланс напоминает “фотографию бизнеса”: он отражает состояние дел на конкретную дату.
Когда вы разберетесь с азами главных управленческих отчетов, вам легче будет анализировать и перестраивать их для своего удобства. После этого вы найдете пользу в других финансовых отчетах. Веб-сервис для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия строит семь управленческих отчетов для руководителя и помогает оценивать себестоимость и прибыльность продуктов и услуг, вести финансовый учет по отдельным проектам в бизнесе, следить за долгами и так далее. В сервисе есть бухучет, зарплата, отчетность и другие инструменты для директора и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новичков.
Тема 1. Регулирование финансового учета в различных странах
Цель — изучение способов регулирования финансового учета в различных странах.
Оглавление
1.1. Понятие финансового и управленческого учета
В зависимости от содержания информации, которая выступает исходным продуктом учета, во внутренней структуре системы учета традиционно выделяют финансовый, управленческий и налоговый учет, которые рассматриваются как отдельные системы.
Финансовый учет обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, обобщение информации на счетах и регистрах учета, ведение сводного учета и составление финансовой отчетности, осуществление контроля за использованием ресурсов в процессе хозяйственной деятельности, а также предоставление информации внешним и внутренним пользователям. На практике такая подсистема представляет собой процесс обобщения финансовых данных, формирующихся на основе бухгалтерских записей предприятия, и предоставления их в форме годовых отчетов преимущественно внешним пользователям: акционерам, инвесторам, кредиторам и т. п.
Порядок ведения финансового учета во всех странах в той или иной степени регламентируется специальными общепринятыми принципами, положениями, правилами и стандартами, соблюдение которых является обязательным требованием при формировании учетной информации.
Основными задачами финансового учета являются:
Современный управленческий учет, используя внешнюю и внутреннюю информацию, обеспечивает потребности не только производства, но и маркетинга, управления исследованиями и выполнения других функций бизнеса. Он осуществляет анализ деятельности с учетом как текущих, так и долгосрочных целей, разрабатывает методы получения, сбора информации о решающих факторах успеха: качество, инновации, время и т. п.
Управленческий учет — это подсистема бухгалтерского учета, обеспечивающая в границах одного предприятия его управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления и контроля его деятельности. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
Процесс формирования и развития управленческого учета можно разделить на три этапа.
Длительное время бухгалтерский учет был лишь средством регистрации хозяйственных операций методом двойной записи и составления финансовой отчетности. Учет затрат (производственный учет) как часть бухгалтерского учета обеспечивал только обобщение затрат для калькулирования себестоимости продукции. Тем не менее, уже в начале ХХ в. стало понятно, что традиционный учет не может в полной мере удовлетворить потребность управления в условиях обострения конкуренции, усложнения технологии производства. Вследствие этого на основании разработки методов нормирования работы (система Ф. Тейлора) была усилена контрольная функция учета путем использования системы калькулирования стандартных затрат и оперативного анализа отклонений. Эти события относятся к первому этапу развития управленческого учета.
Второй этап начался с середины гг. и был связан прежде всего с разработкой системы калькулирования переменных затрат (получившей название «директ-костинг») и учета по центрам ответственности.
Вследствие внедрения этих систем сформировалась отдельная подсистема бухгалтерского учета, использующая не только денежные измерители и ориентирующаяся не на потребности калькулирования продукции для составления официальной отчетности, а на принятие текущих управленческих решений.
Можно считать, что управленческий учет как самостоятельная система сформировался в середине гг. ХХ в. Именно с того времени он стал обязательным учебным курсом для менеджеров в университетах США, а со временем и в других странах мира.
Третий этап развития управленческого учета начался с середины гг. в связи с усилением роли стратегического управления в условиях глобальных изменений в технологиях и в системах управления.
Основными задачами управленческого учета являются:
Основное требование, предъявляемое к данному виду учета, — оперативность составления и предоставления внутренней отчетности, позволяющая ежедневно контролировать использование ресурсов, выполнение договорных обязательств и движение денежных средств. Внутренняя отчетность может составляться в любых единицах измерения, за любые периоды (день, неделя и т. п.) и в любой форме (таблицы, графики, диаграммы, текст и т. п.) по требованию управляющих.
Становление управленческого учета во всем мире осуществлялось на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов в разных классификационных аспектах.
В международной практике управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством. Его цель — обеспечить информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей.
В бывшем Советском Союзе управленческий учет вообще не рассматривался как отдельный вид, а чаще всего выступал как часть единого бухгалтерского учета — учет затрат и оперативно-технический учет.
В ряде стран понятие «учет затрат» имеет широкое значение: оно охватывает не только документирование, отображение на счетах фактически понесенных затрат и калькулирование себестоимости продукции, но и все информационное обеспечение стратегии и тактики по внутреннему управлению. Иногда такой учет выступает как производственный учет.
Во Франции управленческий учет понимается как эксплуатационный (производственный) учет, основным назначением которого является:
Производственным бухгалтерским учетом на промышленных фирмах Франции занимается специальная служба аналитического бухгалтерского учета. Ее задача — микроэкономический анализ элементов эксплуатации затрат и доходов с целью определения затрат и себестоимости, что позволяет осуществлять выбор производственных затрат, типа контроля в области управления, формировать бюджет и т. п.
Разделение бухгалтерского учета на управленческий и финансовый нельзя понимать формально. Система двойной записи на счетах, описанная еще Л. Пачоли, предназначалась для наблюдения за сохранностью, увеличением капитала, отображения расчетных операций и движения имущества индивидуального хозяйства или нескольких предпринимателей, объединенных в простое общество. Бухгалтерский учет вели для внутреннего пользования, а оперативное управление осуществлялось путем личного наблюдения. Необходимости в калькулировании даже не возникало.
С появлением и развитием мануфактурного производства возникла потребность в разработке определенных способов и приемов исчисления себестоимости, которые в дальнейшем сформировались в виде методов калькулирования. Британская энциклопедия подчеркивает, что время зарождения калькуляции неизвестно, а методы калькулирования в судостроительстве породили позаказную, а в текстильном производстве попроцессную калькуляцию, ставшие первоосновой для всех современных методов калькулирования.
Распространение акционерных обществ и создание фондовых рынков в середине XIX в. стало началом не только финансового капитала. Сам акционерный капитал отделился от его производственного применения. Собственники капитала стали инвесторами и поручили специалистам менеджерам управлять использованием этого капитала. Возникли отношения, требовавшие составления отчетности управляющих перед собственниками с целью подтверждения эффективности управления. Но собственники стали акционерами, их акции свободно продавались и покупались. Сама собственность на капитал не только отделилась в виде акций, но изменила правила игры через переход акций от одного собственника к другому. Необходимостью стало составление публичной бухгалтерской отчетности.
Финансовый учет для составления финансовой отчетности стал отдельным самостоятельным направлением бухгалтерского учета. Управленческий персонал компаний через финансовую отчетность должен был показать своим акционерам и потенциальным инвесторам, что вложение капитала в компанию является надежным и выгодным, а их работа на данной должности заслуживает доверия.
Для того чтобы финансовая отчетность была понятной всем пользователям, она должна составляться по единым и всем известным правилам. Очевидность этого была окончательно осознана после биржевого краха 1929 г. и мирового экономического кризиса, последовавшего за ним. Появились общепринятые правила, ставшие предшественниками современных международных стандартов финансовой отчетности.
Однако нельзя утверждать, что финансовый учет не используется для внутрихозяйственного управления, кроме той информации, которая формируется в нем в рамках требований МСФО или национальных стандартов учета и отчетности. Утверждение о том, что финансовый учет не служит целям управления финансовой деятельностью предприятия лишь потому, что есть еще управленческий учет, формирующий информацию для внутреннего управления, ошибочное. Учет всегда, во всех его видах и формах, предоставляет информацию для управления, формирует в системе управления наряду с анализом контур обратной связи. Но финансовый учет ограничивается управлением лишь теми процессами, для учета которых он предназначен.
Если целью управленческого учета выступает учет затрат и калькулирование себестоимости работ и услуг по их функциям, центрам ответственности и т. п., то финансовый учет предназначен для того, чтобы предоставлять информацию об общем финансовом состоянии и общей рентабельности предприятия.
Что касается налогового учета, то основным информационным продуктом, который он использует, выступают данные, касающиеся налогообложения.
Налоговый учет связан с ведением дополнительной и отличной от финансового учета специальной документации и составлением налоговой отчетности. Цели и пользователи финансового и налогового учета разные. Нормы, установленные в налоговом учете, могут применяться в финансовом учете только в том случае, если они определены национальными стандартами учета.
1.2. Основные факторы, оказывающие влияние на развитие бухгалтерского учета в различных странах
Бухгалтерский учет определяется средой, в которой он функционирует.
К основным факторам, оказывающим влияние на развитие бухгалтерского учета в различных странах, можно отнести следующие:
Правовая система. Существует подход, согласно которому все страны в зависимости от типа законодательства и степени его влияния на различные стороны жизни подразделяются на две большие группы:
В первом случае законы носят жестко детерминированный характер. Физические и юридические лица должны следовать букве закона. В большинстве таких стран учетные стандарты возводятся в ранг государственных законов. Процедуры ведения учета при этом детализируются и достаточно жестко регламентируются.
Главной задачей бухгалтерского учета в этих странах являются начисление государственных налогов и контроль за своевременной и полной их уплатой. К числу таких стран относятся: Аргентина, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Япония, Россия.
Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права. Законы этого типа как бы указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу действия. Учетные стандарты в этих странах не регулируются государством, а определяются различными профессиональными организациями бухгалтеров. Они более гибки и подвержены влиянию различных новаций. Такой подход используется в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.
В странах с жесткой системой правового регулирования банки и правительство исторически рассматривались в качестве основных кредиторов.
В странах общеправовой ориентации в удовлетворении финансовых запросов бизнеса больше полагались на расширение акционерной собственности и рынки ценных бумаг.
Финансовая система. На различия в составлении и публикации бухгалтерских отчетов огромное воздействие оказывает существующая в стране финансовая система, а также формы компаний и виды собственности, в которых они находятся. В каждой стране имеются свои национальные особенности.
В других странах, например в Швейцарии, Германии, Японии и др., финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть финансовых потребностей бизнеса (в частности, это может быть один крупный банк). Информация, необходимая для обоснования дополнительных финансовых вложений, в этом случае формируется, как правило, в процессе прямых контактов заинтересованных лиц.
Правительства этих стран требуют также публиковать некоторую информацию о компаниях. В этом случае отчетность нацелена прежде всего на защиту интересов банков-кредиторов. Для бухгалтерской практики здесь характерны некоторые особенности, в частности, консерватизм в оценке активов, определенное завышение кредиторской задолженности, позволяющее в случае финансовых затруднений обеспечить своему банку некоторую свободу действий в исполнении обязательств, уменьшение дивидендных выплат акционерам и др.
Правительства таких стран, как Франция, Швеция, Италия, играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики, в частности в рамках макроэкономического планирования. Правительства не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают при необходимости в роли инвестора или кредитора. Здесь бухгалтерский учет ориентирован прежде всего на потребности государственных плановых органов. Фирмы вынуждены следовать унифицированным стандартам в области учета и отчетности, что в значительной степени упрощает и повышает эффективность работы правительственных органов.
Безусловно, сущность отношений между бизнесом и его финансовым кредитором достаточно резко меняется с выходом на международные финансовые рынки. В этом случае необходимо удовлетворять информационные запросы не только отечественных, но и внешних кредиторов, что автоматически приводит к отклонению от национальных стандартов в области учета и отчетности.
Налоговая система. Правила налогообложения в различной степени определяют правила учета. В странах, имеющих кодекс законов, правила налогообложения оказывают существенное влияние на правила финансового учета (например, в Германии отчетность, составленная для целей налогообложения, эквивалентна финансовой отчетности). В странах общего права правила налогообложения отделены от правил финансового учета. Финансовая отчетность компаний США и Великобритании, представляемая инвесторам, значительно отличается от отчетности, составляемой для целей налогообложения. Существенна разница в правилах финансового учета и налогообложения при начислении амортизации основных средств, различного рода резервов, признании результатов переоценки активов. Разница в правилах учета для составления финансовой отчетности и налогообложения ведет к возникновению проблемы отложенных налогов — одной из самых сложных областей учета. Эта проблема значима для США, Великобритании, незначительна для Германии и Франции.
Профессиональная подготовка бухгалтеров и аудиторов. От уровня профессиональной подготовки и компетенции бухгалтеров и аудиторов в стране во многом зависит учетная политика предприятий, а следовательно, и правила подготовки финансовой отчетности. Например, отсутствие большого количества инвесторов и кредиторов в некоторых странах привело к низкой потребности в услугах аудиторов со стороны предприятий. Однако существует и обратная зависимость. Например, в Италии, согласно указу правительства 1975 г., все предприятия, осуществляющие продажу своих ценных бумаг на бирже, должны проводить полную аудиторскую проверку своей деятельности по подобию США и Великобритании. Первоначально исполнять данный указ позволило наличие представительств международных бухгалтерских фирм в Италии.
В США профессия бухгалтера считается престижной и хорошо оплачивается. Лица, имеющие ее, специализируются по четырем областям: 1) управленческий учет; 2) независимая бухгалтерская деятельность; 3) бюджетный учет; 4) педагогическая деятельность.
Управленческий учет: бухгалтер работает по найму на предприятиях различных форм собственности. Бухгалтер по управленческому учету оказывает большое влияние на принятие управленческих решений. Согласно статистическим данным за последние годы, высшие руководящие работники имеют, как правило, бухгалтерское или финансовое образование. Бухгалтеры по управленческому учету принимают участие в планировании прибылей, составлении смет и контроле за затратами.
Независимая бухгалтерская деятельность: бухгалтер не работает на предприятии, а предоставляет им свои услуги. Сфера такой независимой деятельности охватывает предоставление платных услуг по проведению аудиторских проверок, налогообложению и управленческому консультированию. Для получения права заниматься независимой бухгалтерской деятельностью бухгалтеры должны подтверждать свою профессиональную компетентность и подготовку путем прохождения аттестации на получении квалификации присяжного бухгалтера (Certified Public Accountant). Начиная примерно с 1900 г. такая деятельность бухгалтера в США приобрела престиж не меньший, чем престиж юристов и врачей.
Бухгалтерские фирмы организовывают специализированные подразделения со специализацией в нескольких основных сферах: 1) аудирование; 2) налогообложение; 3) управленческое консультирование; 4) услуги мелким фирмам.
Бюджетный учет в правительственных и других неприбыльных учреждениях: правительственные учреждения всех уровней нанимают бухгалтеров для ведения учета и составления отчетности. Тысячи бухгалтеров работают на Федеральное бюро расследований и Налоговое управление. Помимо правительственных множество других неприбыльных организаций (больницы, колледжи, университеты и благотворительные ассоциации) нанимают бухгалтеров, поскольку эти организации заинтересованы в законном и эффективном использовании общественных средств.
Кроме того, в США существует большая потребность в преподавателях бухгалтерского учета.
Подготовка бухгалтеров в странах Западной Европы характеризуется раздробленностью, поскольку в каждой стране есть свой собственный профессиональный орган. А в Соединенном Королевстве, например, существует, по крайней мере, шесть организаций профессиональных бухгалтеров. Отсутствие централизованной организации для обучения бухгалтеров имеет две основных причины: отсутствие координации и акцент на специфику страны. В программах экзаменов основное внимание уделяется национальным законам и стандартам в области учета, национальному налоговому законодательству и практике, национальным правилам в отношении проведения аудиторских проверок.
Однако Европейский союз не удовлетворен таким положением, и в области аудиторской деятельности и налогообложения процесс унификации уже начался. ЕС принял решение предоставлять бухгалтерам, получившим квалификационные свидетельства в одном из государств — членов ЕС, право работать в другом государстве-члене после сдачи специального экзамена по праву и экзамена на знание языка этого государства.
Инфляция. Существенные различия в финансовой отчетности возникают при ведении учета в условиях инфляции. В англоговорящих странах бухгалтеры выработали довольно устойчивый подход к инфляционным процессам, с высокими темпами которых они столкнулись в гг., что вызвало большой интерес к проблемам инфляции вообще и к ее влиянию на бухгалтерский учет в частности. Были предприняты различные попытки внедрения систем бухгалтерского учета в условиях инфляции, основанные на предоставлении информации в форме дополнительных отчетов. Однако в гг. темпы инфляции снизились, что поставило под вопрос необходимость использования таких систем. И в настоящее время в развитых странах (США, Великобритания, европейские страны) проблема инфляции не имеет принципиального значения.
В государствах Южной Америки такой фактор, как инфляция, оказывает решающее воздействие на финансовую отчетность. Для ряда стран данного региона наиболее общей чертой является метод общей корректировки уровня цен. В большинстве из них инициатором внедрения всевозможных поправок выступает правительство, в частности, публикуя индексы переоценки соответствующих статей, причем основной акцент делается на вопросы налогообложения.
Теория бухгалтерского учета. В некоторых странах под влиянием бухгалтерской практики вносились некоторые существенные изменения в теорию бухгалтерского учета. Так, например, в Нидерландах бухгалтерами было предложено использовать в методологии бухгалтерского учета для оценки активов только принцип текущей стоимости, а не первоначальной. По мнению бухгалтеров, этот метод помогал пользователям понимать и анализировать финансовую отчетность. Однако в итоге это привело к нарушению налогового законодательства.
Исторические факты. Очень часто значительные экономические или политические события в жизни той или иной страны прямо или косвенно затрагивают систему бухгалтерского учета. Так, например, экономический кризис в США в конце — начале гг. прошлого века привел к появлению закона о ценных бумагах и биржах (1934 г.), который существенно изменил систему бухгалтерского учета, в частности требование публичного представления финансовой отчетности.
1.3. Национальные стандарты финансового учета и отчетности
Международная практика учета неоднородна. В каждой стране национальная система учета в большей или меньшей степени регулирует порядок определения показателей для финансовых отчетов.
Национальная система бухгалтерского учета представляет собой систему национальных бухгалтерских стандартов, которые:
Стандарт в переводе с английского — норма, образец. В нормативной документации по бухгалтерскому учету термин «стандарт» означает комплекс документально оформленных правил ведения учета. Каждое из этих правил определяет терминологию, методы, способы, сущность учета при отображении того или иного явления. Под бухгалтерскими стандартами подразумевают стандартизированные требования к методам и процедурам ведения бухгалтерского учета: начислению амортизации, оценке запасов, начислению налогов, порядку включения результатов деятельности ассоциированных и дочерних компаний в консолидированную отчетность, учету курсовых разниц и т. п.
Несмотря на то что в разных странах стандарты имеют разные названия: в США — Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP), в Великобритании — документы о стандартах финансовой отчетности, во Франции — нормы, в России — Положения по бухгалтерскому учету, их структура и назначение в целом одинаковы.
1.4. Учет и международные экономические отношения
Бухгалтерский учет, как и политика, идеология, не знает национальных границ. Учетные технологии экспортируются и импортируются.
Влияние учетных правил одной страны на учетные правила другой может быть обусловлено политической или экономической зависимостью, географическим положением. Так, США оказывает значительное влияние на учетную политику Канады благодаря географической близости. То же самое можно сказать о Мексике, которая имеет тесные торговые связи с США, Филиппинами, Израилем и др. Японские компании все в большей степени используют американские учетные стандарты, что объясняется расширяющейся экспансией японского капитала на американский континент.
Значительное влияние на развитие теории и практики учета в мире оказывает также Великобритания. Почти все бывшие английские колонии ведут учет по британской модели: Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Пакистан, Индия, Южная Африка. При этом в эти страны экспортируются не только учетные идеи и методики, но и бухгалтерские кадры, а также система их подготовки и сертифицирования.
Франция и Германия также влияют в области учетной практики на свои бывшие колонии, но в значительно меньшей степени.
Великобритания, Германия и Франция имеют фундаментальные различия в оценке роли и назначении учета. Однако, имея общие экономические интересы, они сознают необходимость и целесообразность активизации усилий по сближению национальных учетных систем. Поэтому с начала гг. ЕС предприняло попытку унифицировать учет в рамках сообщества.
1.5. Международные критерии классификации систем бухгалтерского учета
Классификация является эффективным способом выявления различий систем и возможность более общего их описания.
Работа по классификации систем бухгалтерского учета и отчетности ведется с начала ХХ в. Тогда американский экономист Г. Ренд Хэтфилд выделил три основные группы: Великобритания, США и континентальная Европа. При этом критерии классификации определены не были.
В дальнейшем в основу классификации различными учеными закладывались различные классификационные признаки. Выделим классификации, получившие широкое распространение в теории и практике.
Классификация, основанная на субъективном подходе. Первую такую классификацию в конце гг. осуществил Г. Мюллер. Он считал, что можно выделить четыре модели систем бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на основании общих типов их развития:
Г. Мюллер предложил также и альтернативную классификацию, которая базируется на 10 разновидностях общей экономической ситуации в стране. Примерами государств с указанными типами являются:
В 1977 г. Американская бухгалтерская ассоциация предложила «субъективную» систему классификации по пяти зонам:
Эта классификация, возможно, более удачная с точки зрения анализа систем бухгалтерского учета развивающихся стран. Однако в ней, так же как и в классификации Мюллера, отсутствует иерархия.
Классификации на основании сферы влияния«. Согласно этой теории, в традиционных ассоциациях одна «материнская страна» неизбежно влияет на бухгалтерскую практику других государств. Л. Сайдлер приводит на основании этой теории три классификационные группы:
В 1974 г. Букли предложил для классификации систем бухгалтерского учета использовать следующие критерии:
Классификация, основанная на систематизации групповых различий (статистическая классификация). Многие специалисты классифицируют системы бухгалтерского учета и отчетности, сводя их в группы на основе кластерного анализа сущностных элементов, выявляемых при практическом применении таких систем в ходе проводимых международных исследований; особенно ценными оказались отчеты агентства «Price Waterhouse», которые послужили основой для классификации Де Коста, У. Фрэнка и Р. Нэйра.
В 1978 г. Де Коста, Боргес и Лаусан выделяют две кластерные группы, одна из которых базируется на системах бухгалтерского учета и отчетности, используемых в Великобритании и девяти странах, бывших членах Британской Империи, а вторая — на всех остальных: США, Франция, Германия, страны Южной Америки. Системы Канады и Нидерландов не попадают ни в одну из этих групп.
Р. Нэйр провел анализ различий между используемыми способами оценки и предоставления информации и выделил 7 классификационных групп на основании методов оценки и 10 на основании предоставления информации. В 1980 г. Нэйр и Фрэнк, анализируя ту же информацию и используя критерий первостепенности применения принципа точности измерения при составлении финансовой отчетности, выделяют четыре модели: Британского Содружества; континентальной Европы; Латинской Америки; США.
Модель Британского Содружества: Багамские острова, Фиджи, Ямайка, Кения, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Сингапур, Южная Африка, Тринидад и Тобаго, Соединенное Королевство, Ирландия.
Латино-американская модель: Австралия, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эфиопия, Индия, Парагвай, Перу, Уругвай.
Континентальная модель: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Испания, Швеция, Швейцария, Венесуэла.
Американская модель: Канада, Япония, Мексика, Панама, Филиппины, США.
В 1988 г. английский ученый Греу предложил классифицировать системы бухгалтерского учета по критерию культурных различий. Он считал, что культурные особенности каждой страны существенно влияют на профессиональную деятельность бухгалтеров и тем самым на практику бухгалтерского учета.
И, наконец, в г. английский профессор бухгалтерского учета К. Ноубс разработал иерархическую классификацию систем бухгалтерского учета. Эта классификация охватывает только 14 развитых стран, но критерии классификации также могут быть применимы и к другим странам. Иерархичность классификации позволяет увидеть степень отличия систем друг от друга.
Критерии классификации систем бухгалтерского учета (К. Ноубс):
В России наиболее распространена трехмодельная классификация, представленная в работе Мюллера, Гернон и Мика. Она основана на правовой системе и особенности влияния инфляционных процессов. Согласно этой классификации, выделяются три модели бухгалтерского учета:
Основные характеристики первой модели: ориентация учета на нужды широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком капитала, являющегося основным источником финансовых ресурсов предприятий; отсутствие законодательного регулирования учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров; высокий образовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой отчетности.
Вторая модель отличается: наличием законодательного регулирования учета; тесными связями предприятий с банками, являющимися основными поставщиками капитала; ориентацией учета на государственные нужды налогообложения и макроэкономического регулирования; консерватизмом учетной практики.
Особенности третьей модели: высокий уровень инфляции и ориентация на нужды государственного регулирования.
Авторы выделяют также две развивающиеся модели: исламскую и модель, основанную на международных стандартах финансовой отчетност, а также упоминают модель «коммунистических стран».