Что включает в себя евангелие

Структура Библии. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Что включает в себя евангелие. Struktura Biblii info Sm. Что включает в себя евангелие фото. Что включает в себя евангелие-Struktura Biblii info Sm. картинка Что включает в себя евангелие. картинка Struktura Biblii info Sm. Приблизительное время чтения: 2 мин.

Скачать и распечатать инфографику:

Что включает в себя евангелие. Print pict struktura Biblii. Что включает в себя евангелие фото. Что включает в себя евангелие-Print pict struktura Biblii. картинка Что включает в себя евангелие. картинка Print pict struktura Biblii. Приблизительное время чтения: 2 мин.

Также вы можете воспользоваться этим материалом в формате текста:

Структура Священного Писания

Священное Писание (Библия – от греч. «книги») – книги, написанные пророками и апостолами по прямому внушению Духа Святого. Посредством Священного Писания в мире распространяется Божественное Откровение, которое сохраняется в Церкви.

Священное Писание включает в себя Ветхий и Новый Завет.

Книги Нового и Ветхого Завета вместе составляют канон Священного Писания.

Книги Ветхого Завета: 39 книг.

Книги, написанные до Рождества Христова. Они приготовляли людей к приходу Спасителя.

5 книг (Пятикнижие Моисеево):

Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Знакомят с историей творения мира и человека, а также включают Закон, который Бог дал людям для их жизни.

12 книг:

Две книги Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемия, Есфирь, Иисус Навин, Судьи Израилевы, Руфь, Четыре книги Царств

Содержат историю народа Израиля до прихода в мир Спасителя.

5 книг

Екклесиаст (Проповедник), Песнь Песней, Иов, Псалтирь, Притчи Соломоновы

Содержат учение Божие о благочестии, праведности, мудрости и любви.

17 книг

Исаия, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия, Иеремия, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Плач Иеремии, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль.

Написаны пророками Божиими, которые говорили народу Израиля о будущем приходе в мир Христа Спасителя.

Книги Нового Завета: 27 книг

Книги, написанные после Рождества Христова и Его служения людям. Включают учение Христа и Его ближайших учеников о спасении и Царствии Небесном.

4 книги (Евангелия)

Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна.

Включают рассказ апостолов о жизни Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и воскресении, а также раскрывают Его учение – Евангелие (Благую весть).

21 книга (7 Соборных посланий и 14 Посланий апостола Павла)

Два послания ап. Павла к Коринфянам, послание ап. Павла к Галатам, послание ап. Павла к Ефесянам, послание ап. Иакова, два послания ап. Петра, три послания ап. Иоанна, послание ап. Иуды, послание ап. Павла к Римлянам, послание ап. Павла к Филиппийцам, послание ап. Павла к Колоссянам, два послания ап. Павла к Фессалоникийцам, два послания ап. Павла к Тимофею, послание ап. Павла к Титу, послание ап. Павла к Филимону, послание ап. Павла к Евреям.

Содержат учение апостолов о Боге, Церкви, вере, а также различные духовно-нравственные наставления.

1 книга

Деяния святых апостолов

Рассказывает о сошествии Святого Духа на апостолов, рождении Церкви и первоначальном распространении христианства по миру.

1 книга

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)

Рассказывает о будущих судьбах Церкви и мира.

Второканонические

Второканоническими (или неканоническими) называются книги, которые не включены Церковью в общий канон.

Три книги Маккавейские, Послание Иеремии, Премудрость Соломона, Варух, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Товит, 2-я и 3-я книги Ездры, Иудифь.

Источник

Евангелие

Слово Ева́нгелие (от греч. εὐαγγέλιον — благая весть, бла­го­ве­стие) —

1) Бла­го­ве­стие Хри­стово (апо­столь­ское, хри­сти­ан­ское ( 1Кор.15:1 )) о наступ­ле­нии Цар­ства Божия, о спа­се­нии чело­ве­че­ского рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), изла­га­ю­щая эту весть в форме повест­во­ва­ния о вопло­ще­нии, земной жизни, учении, обе­то­ва­ниях, спа­си­тель­ных стра­да­ниях, крест­ной смерти и Вос­кре­се­нии Иисуса Христа.

Что включает в себя евангелие. evangelie. Что включает в себя евангелие фото. Что включает в себя евангелие-evangelie. картинка Что включает в себя евангелие. картинка evangelie. Приблизительное время чтения: 2 мин.

Пер­во­на­чально, в гре­че­ском языке клас­си­че­ского пери­ода, слово еван­ге­лие имело зна­че­ние «воз­да­я­ние (награда) за радост­ную весть», «бла­го­дар­ствен­ная жертва за радост­ную весть». Далее так стала назы­ваться сама радост­ная весть. Позд­нее слово еван­ге­лие при­об­рело рели­ги­оз­ный смысл. В Новом Завете оно стало упо­треб­ляться в спе­ци­фи­че­ском смысле. В несколь­ких местах еван­ге­лие обо­зна­чает про­по­ведь самого Иисуса Христа ( Мф.4:23 ; Мк.1:14-15 ), но чаще всего еван­ге­лие – это хри­сти­ан­ское про­воз­ве­стие, весть о спа­се­нии во Христе и про­по­ведь об этой вести.

Еван­ге­лие – книги Нового Завета, в кото­рых при­сут­ствует опи­са­ние жизни, учения, смерти и вос­кре­се­ния Иисуса Христа. Еван­ге­лие – это четыре книги, назван­ные по именам авто­ров-соста­ви­те­лей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Еван­ге­лия счи­та­ются зако­но­по­ло­жи­тель­ными.

Состав кано­ни­че­ских книг Библии опре­де­ля­ется сово­куп­но­стью правил в Пра­во­слав­ной церкви: 85 Апо­столь­ское пра­вило (IV век), 60 пра­вило Лаоди­кий­ского собора (364 год), 39-ое посла­ние Афа­на­сия Вели­кого о празд­ни­ках (IV век), Стихи свя­того Гри­го­рия Бого­слова (IV век), Стихи свя­того Амфи­ло­хия Ико­ний­ского (IV век), 33 пра­вило Кар­фа­ген­ского собора. Однако струк­тура из четы­рёх Еван­ге­лий была при­знана хри­сти­а­нами уже к концу II века. В даль­ней­шем Святые Отцы и Учи­тели Церкви напи­сали тол­ко­ва­ния на Еван­ге­лия. Среди тол­ков­ни­ков Еван­ге­лия можно отме­тить, напри­мер, свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, жив­шего в IV веке, а также бла­жен­ного Фео­фи­лакта Бол­гар­ского, жив­шего в XI веке.

Вынос Еван­ге­лия и его чтение — один из самых тор­же­ствен­ных момен­тов пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния, согласно запо­веди Иисуса Христа «про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари» ( Мк.16:15 ), оно чита­ется во время утрени, все­нощ­ного бдения, Боже­ствен­ной Литур­гии, молеб­нов на неко­то­рых цер­ков­ных Таин­ствах и требах. Для этой цели исполь­зу­ется спе­ци­аль­ное бого­слу­жеб­ное (напре­столь­ное или треб­ное) Еван­ге­лие. Бого­слу­жеб­ное Еван­ге­лие раз­де­лено на фраг­менты (зачала). В Еван­ге­лии по Матфею цер­ков­ных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67.

Всё ли раз­ре­шено, что не запре­щено в Еван­ге­лии?

Ответ на вопрос, что можно делать, а чего нельзя, нередко вол­нует веру­ю­щих. Что каса­ется свя­зан­ных с ним иска­же­ний и зло­упо­треб­ле­ний, чаще обыч­ного они про­яв­ля­ются не в Пра­во­слав­ной, а в про­те­стант­ской среде. Осо­бенно ярко пре­врат­ное отно­ше­ние к этой тема­тике обна­ру­жи­ва­ется в связи с пере­смот­ром в этой среде фун­да­мен­таль­ных хри­сти­ан­ских цен­но­стей (обу­слов­лен­ных, в част­но­сти, изме­не­нием отно­ше­ния к браку, вза­и­мо­от­но­ше­ниям полов, прак­ти­кой неоправ­данно гру­бого вме­ша­тель­ства в семей­ные дела, уча­стив­ши­мися слу­ча­ями ком­про­мис­сов в сфере веро­уче­ния).

Дей­стви­тельно, Еван­ге­лие не даёт нам абсо­лютно рас­кры­того (вплоть до мель­чай­ших дета­лей, под­ска­зок на все­воз­мож­ные затруд­не­ния) учения о хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти ( Ин.21:25 ).

Данное учение пред­став­лено там в весьма сжатом виде (ещё более сжато оно было сфор­му­ли­ро­вано Хри­стом в виде двух запо­ве­дей: о любви к Богу и о любви к ближ­нему, как к самому себе ( Лк.10:27 )). Но это не значит, будто Божий закон не совер­ше­нен, будто всё то, что не запре­ща­ется тек­стом Еван­ге­лия (если запрет не озна­чен в чекан­ных, раз­вёр­ну­тых фор­му­ли­ров­ках), раз­ре­шено.

Скажем, многое из того, что не рас­крыто в Еван­ге­лии, рас­крыто в других Книгах Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета.

Вместе с тем мно­же­ство нрав­ствен­ных поло­же­ний дано и рас­крыто в кано­ни­че­ских и нека­но­ни­че­ских Книгах Вет­хого Завета (несмотря на отмену обря­до­вых норм вет­хо­за­вет­ного закона Моисея, нрав­ствен­ные нормы, пре­по­дан­ные в про­по­веди про­ро­ков, не утра­тили акту­аль­но­сти для хри­стиан).

Более про­странно и обсто­я­тельно закон Божий пред­став­лен в Свя­щен­ном Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви (напом­ним, Пре­да­ние вклю­чает в себя и ту часть апо­столь­ской про­по­веди, что вошла в состав Книг Свя­щен­ного Канона, и ту, кото­рая была пере­дана Церкви устно; кроме того оно вклю­чает мно­же­ство памят­ни­ков свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти, Собор­ные пра­вила и поста­нов­ле­ния; древ­ние Уставы и много дру­гого).

Про­те­станты, отвер­гая авто­ри­тет Свя­щен­ного Пре­да­ния, сами лишают себя столь дра­го­цен­ной сокро­вищ­ницы знаний (см. подроб­нее: Цер­ковь без Пре­да­ния — Цер­ковь?).

Наряду с Бого­от­кро­вен­ным уче­нием о нрав­ствен­но­сти, суще­ствует есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон. В той или иной мере этот закон изве­стен каж­дому чело­веку: он про­яв­ля­ется в голосе сове­сти. Чем выше уро­вень духов­ного совер­шен­ства чело­века, тем яснее вос­при­ни­мает он этот голос.

Как пра­вило, всего пере­чис­лен­ного бывает доста­точно для ори­ен­ти­ро­ва­ния в раз­лич­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях. В наи­бо­лее затруд­ни­тель­ных слу­чаях хри­сти­а­нин имеет воз­мож­ность обра­титься за помо­щью к доб­ро­де­тель­ному, духовно муд­рому настав­нику (напри­мер, свя­щен­нику, старцу), и уже тот, с высоты своего духов­ного опыта (при помощи Божьей) помо­жет найти нужный ответ, при­нять верное реше­ние, сде­лать взве­шен­ный выбор.

Нако­нец, помимо цер­ков­ных зако­нов хри­сти­а­нина могут огра­ни­чи­вать граж­дан­ские и уго­лов­ные законы (не про­ти­во­ре­ча­щие воле Божьей). Это согласно со сло­вами Спа­си­теля: «отда­вайте кеса­рево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22:21 ).

Чем отли­ча­ется Библия от Еван­ге­лия?

Люди, только начав­шие изу­чать хри­сти­ан­ство, часто зада­ются вопро­сом «Чем отли­ча­ется Библия от Еван­ге­лия?». Библия (от греч. βιβλία – книги) — это собра­ние книг Вет­хого и Нового Завета. Еван­ге­лие же явля­ется частью Нового Завета и, соот­вет­ственно, частью Библии.

Кто явля­ется авто­ром Еван­ге­лия?

Нередко при­хо­дится слы­шать: «Автор Еван­ге­лия Матфей» или «автор Еван­ге­лия Марк» и т. д. Однако гово­рить так не совсем кор­ректно. Свя­щен­ное Писа­ние – резуль­тат синер­гий­ного (сов­мест­ного) дей­ствия Бога и чело­века, в случае Еван­ге­лия — Бога и апо­сто­лов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. При состав­ле­нии Книг Свя­щен­ного Писа­ния чело­век не являлся пас­сив­ным ору­дием Бога (обез­ли­чен­ным инстру­мен­том, дей­ствуя напо­до­бии меди­ума), но был сотруд­ни­ком, соучаст­ни­ком все­бла­гого Боже­ствен­ного дей­ствия. Вдох­нов­ляя свя­щен­но­пи­са­те­лей, Бог не нару­шал их сво­боды, не бло­ки­ро­вал разум, не наси­ло­вал волю, не лишал их рас­судка. Воз­водя их в выше­есте­ствен­ное бла­го­дат­ное состо­я­ния, Он откры­вал им те истины, те тре­бо­ва­ния Своей святой воли, кото­рые считал нужным открыть, а они осо­знанно и сво­бодно обле­кали их в ту или иную лите­ра­тур­ную форму.

Еван­ге­лие пере­во­дится как «благая весть». А в чем, соб­ственно, заклю­ча­ется эта благая весть?

Бла­го­да­тью Свя­того Духа в мире откры­лась новая весть-истина: для спа­се­ния чело­ве­че­ства на Землю пришел Бог, и «Бог стал Чело­ве­ком для того, чтобы чело­век стал богом», как сказал в IV веке свя­ти­тель Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский. Гос­подь при­ми­рился с чело­ве­ком, Он вновь исце­лил его и открыл ему дорогу в Цар­ствие Небес­ное. «И сказал (Хри­стос) им: идите по всему миру и про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари» ( Мк.16:15 ).

Что такое синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия?

Несмотря на целый ряд отли­чи­тель­ных черт, Еван­ге­лия по Матфею, Марку и Луке в науке полу­чили назва­ние «синоп­ти­че­ских», то есть таких, кото­рые обо­зре­вают один и тот же пред­мет под при­мерно оди­на­ко­вым углом (гре­че­ское слово σύνοψις можно пере­ве­сти как «обзор»). И дей­стви­тельно, вполне доста­точно про­чи­тать одно из первых трех Еван­ге­лий, чтобы узнать о клю­че­вых момен­тах про­по­веди Спа­си­теля. Еван­ге­ли­сты-синоп­тики допол­няют друг друга, но канва повест­во­ва­ния у них оста­ется неиз­мен­ной.

Если уже суще­ство­вали синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия, зачем пона­до­би­лось еще одно?

Еван­ге­лие по Иоанну суще­ственно отли­ча­ется от синоп­ти­че­ских как по ком­по­зи­ции, так и по содер­жа­нию. Оно было напи­сано на несколько десят­ков лет позже книг других еван­ге­ли­стов с целью допол­нить их. Текст Иоанна Бого­слова пред­став­ляет тео­ло­ги­че­ское опи­са­ние Иисуса Христа как веч­ного Слова и уни­каль­ного Спа­си­теля чело­ве­че­ства.

К какому вре­мени отно­сятся наи­бо­лее древ­ние руко­писи тек­стов Еван­ге­лия?

Наи­бо­лее древ­ние извест­ные сохра­нив­ши­еся руко­писи тек­стов Еван­ге­лия дати­ру­ются 150−250 годами. В 2015 году опуб­ли­ко­вано сооб­ще­ние об обна­ру­же­нии в составе скле­ен­ной из папи­руса еги­пет­ской погре­баль­ной маски неболь­шого фраг­мента Еван­ге­лия от Марка с дати­ров­кой до 90 года. Наи­бо­лее древ­ний полный список кано­ни­че­ского чет­ве­ро­е­ван­ге­лия (в Синай­ском кодексе) дати­ру­ется IV веком.

Когда и кем впер­вые упо­ми­на­ется Еван­ге­лие как книга?

Наи­бо­лее ранним источ­ни­ком, упо­ми­на­ю­щим четыре кано­ни­че­ских Еван­ге­лия, явля­ется сочи­не­ние Иринея Лион­ского (II век) «Обли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­ного знания (Против ересей)». В этом сочи­не­нии по именам авто­ров назы­ва­ются четыре Еван­ге­лия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Насколько Еван­ге­лия под­линны? Ведь их писали люди, кото­рые могли что-то иска­зить — как не желая того, так и созна­тельно?

Дей­стви­тельно, в Новом Завете встре­ча­ются раз­но­чте­ния, но пара­док­саль­ным обра­зом именно они и явля­ются дока­за­тель­ством под­лин­но­сти писа­ний. Ведь если бы лич­ность Христа и Его слова явля­лись чьей-то фан­та­зией, то авторы, кото­рые зани­ма­лись бы подоб­ной мисти­фи­ка­цией, стре­ми­лись бы пере­дать все подроб­но­сти без малей­ших изме­не­ний.

Еван­ге­ли­сты эту цель не пре­сле­дуют. Наобо­рот, они ста­ра­ются ска­зать о Спа­си­теле как можно больше и пере­дать мак­си­мально воз­мож­ное коли­че­ство дета­лей. Они иногда про­ти­во­ре­чат друг другу, но при этом рас­кры­вают Его как живого и насто­я­щего. Про­стота апо­столь­ских строк – сви­де­тель­ство того, что еван­гель­ский Хри­стос дей­стви­тельно Тот, о Ком уже две тысячи лет гово­рит Цер­ковь. И не только гово­рит, но и ведет – к Нему же.

На иконах Еван­ге­ли­сты нередко сопо­став­ля­ются с живот­ными. Не явля­ется ли это язы­че­ством и при­ни­же­нием зна­че­ния самого Еван­ге­лия?

Наобо­рот. С конца II века н. э. для ука­за­ния на то, что раз­ли­чия между Еван­ге­ли­ями не нару­шают един­ства хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, свя­щен­но­му­че­ник Ириней Лион­ский гово­рит о них как о едином Еван­ге­лии, данном хри­сти­а­нам в четы­рёх видах. Еван­ге­лие от Иоанна сопо­став­ля­ется с орлом, так как он особой воз­вы­шен­но­стью своих мыслей высоко парит в небе подобно орлу, Еван­ге­лие от Луки — с тель­цом, поскольку оно озна­чает «свя­щен­но­дей­ствен­ное и свя­щен­ни­че­ское досто­ин­ство» Христа Слова, Еван­ге­лие от Матфея — с чело­ве­ком, так как оно «изоб­ра­жает Его явле­ние как чело­века», а Еван­ге­лие от Марка — со львом, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим «дей­ствен­ность, гос­под­ство и цар­скую власть» Христа Сына Божия, то есть по ана­ло­гии с тет­ра­мор­фом Иезе­ки­иля.

Как отно­ситься к апо­кри­фи­че­ским Еван­ге­лиям?

Почему Еван­ге­лий всего четыре? Ведь известны так назы­ва­е­мые «Еван­ге­лия» Иакова, Марии, Петра и даже Иуды. Про­блема апо­кри­фов (книг, не вошед­ших в канон Нового Завета) ставит перед нами вопрос кри­те­рия, по кото­рому отби­ра­лось то или иное писа­ние.

Еван­ге­лий всего четыре, прежде всего, потому, что именно в них Цер­ковь уви­дела ту под­лин­ную сло­вес­ную икону Христа, кото­рая до мель­чай­ших подроб­но­стей пере­дает самое глав­ное – образ Живого Любя­щего Бога, став­шего чело­ве­ком и при­нес­шего Себя в жертву ради спа­се­ния мира. В апо­кри­фах этого нет. Даже те писа­ния, кото­рые при­зна­ются бес­спор­ными про­дук­тами ранней хри­сти­ан­ской мысли, не содер­жат в себе чего-либо прин­ци­пи­ально нового, чего нет в кано­ни­че­ских Еван­ге­лиях. Апо­крифы слиш­ком зацик­лены либо на «чуде­сах» и «тайнах», либо на «быто­вых сценах». Их глав­ная задача – уди­вить, шоки­ро­вать и заин­три­го­вать чита­теля.

Почему иногда при­хо­дится слы­шать «Еван­ге­лие по …», а не «Еван­ге­лие от …»?

Что каса­ется назва­ний, то пра­виль­нее эти очень древ­ние назва­ния с гре­че­ского нужно пере­ве­сти так: «Еван­ге­лие по Матфею» (κατὰ Ματθαῖον), «Еван­ге­лие по Марку» (κατὰ Μᾶρκον) и т. д. Этим Цер­ковь хотела ска­зать, что во всех Еван­ге­лиях заклю­ча­ется единое хри­сти­ан­ское бла­го­вест­во­ва­ние о Христе Спа­си­теле, но по изоб­ра­же­ниям разных писа­те­лей: одно изоб­ра­же­ние при­над­ле­жит Матфею, другое – Марку и т.д. Также сле­дует отме­тить, что благую весть принёс Сам Бог, это Его благая весть.

Как часто нужно читать Еван­ге­лие?

Гос­подь открыл нам дорогу в Цар­ствие Небес­ное. Читая Еван­ге­лие, мы встаем на эту небес­ную вер­ти­каль­ную дорогу и идем по ней к Нему. Вот что такое Еван­ге­лие. Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам сле­дует вклю­чать чтение Свя­того Еван­ге­лия и «Апо­стола» в свое келей­ное (домаш­нее) молит­вен­ное пра­вило. Обычно реко­мен­ду­ется сле­ду­ю­щая после­до­ва­тель­ность: одна или две главы «Апо­стола» и одна глава Еван­ге­лия в день. По воз­мож­но­сти сле­дует не забы­вать и о чтении Вет­хого Завета. Конечно, если есть воз­мож­ность и жела­ние, не воз­бра­ня­ется чтение и боль­шего коли­че­ства глав Еван­ге­лия, глав­ное, чтобы это рев­ност­ное чув­ство не сме­ни­лось апа­тией.

В каком порядке сле­дует читать Еван­ге­лие?

Удобно читать Еван­ге­лие по порядку, т. е. с первых глав и до послед­них, а потом воз­вра­щаться. Тогда у чело­века сфор­ми­ру­ется целост­ная кар­тина еван­гель­ского повест­во­ва­ния, ощу­ще­ние и пони­ма­ние его непре­рыв­но­сти, при­чинно-след­ствен­ных связей.

Можно читать Еван­ге­лие и руко­вод­ству­ясь поряд­ком чтения его в храме. Для этого сле­дует открыть пра­во­слав­ный кален­дарь и найти еван­гель­ское чтение на данный день (утр. — чита­ется на утрене; лит. — чита­ется на Литур­гии).

Суще­ствуют ли молитвы на чтение Еван­ге­лия?

Святые отцы сове­туют перед нача­лом чтения Свя­щен­ного Писа­ния про­сить у Гос­пода помощи. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин пишет: «Когда садишься читать или слу­шать чита­ю­щего, помо­лись прежде Богу, говоря: “Гос­поди, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услы­шать мне сло­веса Твои и испол­нить волю Твою” ( Пс.118:18 ). “Уповаю, Боже мой, что Ты про­све­тишь сердце мое” – всегда так моли Бога, чтобы про­све­тился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, пона­де­яв­шись на свое разу­ме­ние, впали в заблуж­де­ние и, “назы­вая себя муд­рыми, обе­зу­мели” ( Рим.1:22 )». Также и пре­по­доб­ный Исаак Сирин настав­ляет: «К сло­ве­сам таинств, заклю­чен­ных в Боже­ствен­ном Писа­нии, не при­сту­пай без молитвы и испро­ше­ния помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Гос­поди, приять ощу­ще­ние заклю­ча­ю­щейся в них силы”. Молитву почи­тай ключом к истин­ному смыслу ска­зан­ного в Боже­ствен­ных Писа­ниях».

Име­ется молитва свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста пред слу­ша­нием или чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния: «Гос­поди Иисусе Христе, отверзи ми уши сер­деч­ныя услы­шати слово Твое, и разу­мети и тво­рити волю Твою, яко при­шлец есмь на земли: не скрый от мене запо­ве­дей Твоих, но открый очи мои, да разу­мею чудеса от закона Твоего; скажи мне без­вест­нея и тайная пре­муд­ро­сти Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми про­све­тиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести напи­сан­ная, но и тво­рити я, да не в грех себе святых жития и сло­весе про­чи­таю, но в обнов­ле­ние, и про­све­ще­ние, и в свя­тыню, и в спа­се­ние души, и в насле­дие жизни вечныя. Яко Ты еси про­све­щаяй лежа­щих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совер­шен. Аминь».

Можно читать молитву, кото­рая поме­щена в конце 11‑й кафизмы: «Воз­сияй в серд­цах наших, Чело­ве­ко­любче Гос­поди, Твоего Бого­ве­де­ния нетлен­ный свет, и мыс­лен­ная наши отверзи очи, во еван­гель­ских Твоих про­по­ве­да­ний разу­ме­ние, вложи в нас и бла­жен­ных Твоих запо­ве­дей страх, да плот­ския похоти вся поправше, духов­ное житель­ство прой­дем, вся, яже ко бла­го­уго­жде­нию Твоему и мудр­ству­юще и деюще. Ты бо еси про­све­ще­ние душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу воз­сы­лаем, со Без­на­чаль­ным Твоим Отцем и Все­свя­тым, и Благим, и Живо­тво­ря­щим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает свя­щен­ник во время Боже­ствен­ной литур­гии перед чте­нием свя­того Еван­ге­лия.

Также известна молитва, состав­лен­ная свя­ти­те­лем Игна­тием (Брян­ча­ни­но­вым): «Спаси, Гос­поди, и поми­луй рабов Твоих (имена) сло­вами Боже­ствен­наго Еван­ге­лия, что­мыми о спа­се­нии раба Твоего. Попали, Гос­поди, терние всех их согре­ше­ний, и да все­лится в них бла­го­дать Твоя, опа­ля­ю­щая, очи­ща­ю­щая, освя­ща­ю­щая всего чело­века во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».

По окон­ча­нии чтения Еван­ге­лия чита­ется молитва: «Слава Тебе, Гос­поди Царю, Сыне Бога живаго, спо­до­би­вый мя недо­стой­наго Боже­ствен­ная Твоя сло­веса и глас Свя­таго Еван­ге­лия Твоего слы­шати; сим убо вла­дыч­ним Твоим гласом, укрепи мя в пока­я­нии насто­я­щия сея жизни прейти нощь, от вся­каго избав­ляя мя навета и злобы види­мых и неви­ди­мых враг: Ты бо еси един силь­ный, и цар­ствуяй во веки. Аминь».

В каких объ­е­мах будет душе­по­лезно еже­днев­ное чтение Еван­ге­лия?

Такое чтение может быть разным. Одни люди читают по главе в день, другие по зача­лам – отрыв­кам, кото­рые звучат в этот день за Боже­ствен­ной литур­гией, следуя тем самым за чте­ни­ями цер­ков­ного года. Есть и другая рас­про­стра­нен­ная прак­тика: читать в день три главы Нового Завета – по одной главе Еван­ге­лия и по две из Апо­стола (книги Деяний и посла­ний апо­столь­ских).

Когда я читаю Еван­ге­лие, как мне понять, какое отно­ше­ние про­чи­тан­ный фраг­мент имеет лично ко мне? Ведь там речь идет о людях, кото­рые жили 2000 лет назад.

Еван­ге­лие изу­ча­ется жизнью по Еван­ге­лию, то есть нужно ста­раться жить по Еван­ге­лию, свя­зы­вать его с той жизнью, кото­рой мы все живем. Когда мы про­чи­тали какой-то эпизод из Еван­ге­лия – посмот­рите в него как в зер­кало и задайте себе вопросы. А у меня в жизни так или иначе? Гос­подь гово­рит то-то и то-то, а нахо­дят ли Его слова хоть какое-то отра­же­ние в моей жизни? Меняет ли Еван­ге­лие мою жизнь? Хорошо, если мы, читая Еван­ге­лие, сможем узнать себя в первом из сыно­вей, кото­рых отец пооче­редно просил пора­бо­тать в вино­град­нике ( Мф.21:28-31 ), если мы, совер­шая про­тив­ные Еван­ге­лию поступки, попи­рая свою хри­сти­ан­скую совесть, каждый раз, обли­ча­е­мые ей, тем не менее, рас­ка­и­ва­емся и воз­вра­ща­емся к Отцу. По сути, мы все, при­бе­га­ю­щие к пока­я­нию и ста­ра­ю­щи­еся хотя бы что-то изме­нить в себе к луч­шему, таковы. Когда мы читаем Еван­ге­лие, мы слышим голос Христа, обра­щен­ный именно к нам.

Можно ли слу­шать Еван­ге­лие, напри­мер, в науш­ни­ках или колон­ках?

Слу­ша­ние Еван­ге­лия не явля­ется грехом. Доста­точно вспом­нить, что и в храме во время бого­слу­же­ния мы именно слу­шаем Еван­ге­лие. Важно пом­нить о том, что Еван­ге­лие — это слово Божие, поэтому и вни­мать ему сле­дует с бла­го­го­ве­нием.

Святые отцы без­ого­во­рочно при­знают чтение Еван­ге­лия мощ­ней­шим фак­то­ром духов­ного воз­рас­та­ния лич­но­сти, причём, на началь­ных сту­пе­нях воцер­ко­в­ле­ния – именно Еван­ге­лия, а не Библии в целом.

«Еван­ге­лие ( Мк.1:1 и др.) – слово гре­че­ское, зна­ча­щее: бла­го­ве­стие, т.е. добрую, радост­ную весть… Назы­ва­ются сии книги Еван­ге­лием потому, что для чело­века не может быть лучшей и более радост­ной вести, как весть о Боже­ствен­ном Спа­си­теле и о вечном спа­се­нии. Потому-то и чтение Еван­ге­лия в церкви каждый раз сопро­вож­да­ется радост­ным вос­клик­но­ве­нием: Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе!»
Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия архим. Ники­фора

Источник

Часть 1. Евангелия

Слово «Евангелие» значит доброе известие, или – благая и радостная весть. Этим именем называются первые четыре книги Нового Завета, которые повествуют о жизни и учении воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, – о всем том, что Он сделал для установления праведной жизни на земле и спасения нас, грешных людей.

В этой брошюре мы хотим познакомить читателя с временем и обстоятельствами писания Евангелий. В конце приведем избранные наставления Спасителя. Хочется, чтобы все глубже вникали в жизнь и учение нашего Спасителя. Ведь чем больше мы читаем Евангелие, тем прочнее мы усваиваем правильный образ мыслей. Приобретая же личный духовный опыт, мы начинаем убеждаться в реальной близости нашего Спасителя. Мы чувствуем, что Он – наш Добрый Пастырь, Который ежедневно избавляет нас от бедствий и руководит нашей жизнью.

В наш век, когда люди слышат и читают столько противоречивых и необоснованных суждений, следовало бы Евангелие сделать своей настольной книгой. Ведь в то время, как все остальные книги содержат мнения обыкновенных людей, в Евангелии мы слышим бессмертные слова Господа Бога!

История Евангельского текста

Все новозаветные священные книги написаны на греческом языке, но не на классическом греческом языке, а на народном александрийском наречии греческого языка, так называемом «кини», на котором говорили или, во всяком случае, который понимали все культурные обитатели и на Востоке и на Западе тогдашней Римской Империи. Это был язык всех образованных людей того времени. Евангелисты потому и писали на этом языке, чтобы сделать новозаветные священные книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан.

Для письма употреблялись только большие буквы греческого алфавита, без знаков препинания и даже без отделения одного слова от другого. Малые буквы стали употребляться только с IX-го века, как и раздельное написание слов. Знаки же препинания введены только по изобретении книгопечатания в XV-м веке. Нынешнее разделение на главы было произведено на западе кардиналом Гугом в XIII-веке, а разделение на стихи – парижским типографщиком Робертом Стефаном в XVI веке.

В лице своих ученых епископов и пресвитеров Церковь всегда заботилась об охранении текста священных книг от всяких искажений, всегда возможных, особенно до изобретения книгопечатания, когда книги переписывались от руки. Есть сведения, что над исправлением текста в неисправных списках много трудились такие ученые мужи христианской древности, как Ориген, Исихий, еп. Египетский и Лукиан, пресвитер Антиохийский (Они жили во второй половине 3-го века после Р. Хр.).С изобретением книгопечатания стали следить за тем, чтобы новозаветные священные книги печатались только по лучшим древнейшим рукописям. В первой четверти XVI-го века появилось почти одновременно два печатных издания новозаветного греческого текста: так наз. Комплютенская Полиглотта в Испании и издание Эразма Ротердамского в Базеле. В прошлом столетии необходимо отметить, как образцовые, труды Тишендорфа – издание, явившееся в результате сравнения до 900 рукописей Нового Завета.

Как эти добросовестные критические труды, так, в особенности, неусыпная забота Церкви, в которой живет и которой руководит Дух Святой, убеждают нас в том, что мы обладаем в настоящее время чистым неповрежденным греческим текстом новозаветных священных книг.

Во второй половине 9-го столетия новозаветные священные книги были переведены просветителями славян равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием на «язык словеньск», до некоторой степени общий и более или менее понятный для всех славянских племен болгаро-македонский диалект, на котором говорили в окрестностях г. Солуни, родины святых братьев. Древнейший памятник этого славянского перевода сохранился у нас в России под названием «Остромирова Евангелия», называемого так потому, что оно было написано для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием в 1056–57 г.г.

С течением времени первоначальный славянский текст подвергался у нас некоторой незначительной русификации. Современный русский перевод сделан в первой половине XIX-го века.

Время написания Евангелий

Время написания каждой из священных книг Нового Завета не может быть определено с безусловной точностью, но совершенно несомненно, что все они были написаны во второй половине первого века. Это видно из того, что целый ряд писателей второго века, такие как святой мученик Иустин Философ в своей апологии, написанной около 150 г., языческий писатель Цельс в своем сочинении, написанном тоже в середине второго века, и особенно священномученик Игнатий-Богоносец в своих посланиях, относящихся к 107-му году, – все делают множество ссылок на новозаветные священные книги и приводят из них дословные выдержки.

Первыми из новозаветных книг были написаны послания святых Апостолов, вызванные необходимостью утверждения в вере недавно основанных христианских общин; но скоро явилась потребность и в систематическом изложении земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учения. Как ни пыталась так называемая «отрицательная критика» подорвать веру в историческую достоверность и подлинность наших Евангелий и других священных книг, относя их появление в свет к значительно более позднему времени, (напр. Баур и его школа). новейшие открытия в области патристической (творениях святых отцов Церкви). литературы со всей убедительностью свидетельствуют, что все они написаны в первом веке.

По целому ряду соображений можно заключить, что Евангелие от Матфея написано раньше всех и никак не позже 50–60 г.г. по Р. Хр. Евангелия от Марка и Луки написаны несколько позже, но во всяком случае раньше, чем разрушение Иерусалима, то есть до 70 года по Р. Хр., а святой Иоанн Богослов написал свое Евангелие позже всех, в конце первого века, будучи уже в глубокой старости, как некоторые предполагают, около 96 года. Несколько раньше был написан им Апокалипсис. Книга Деяний Апостольских написана вскоре после Евангелия от Луки, потому что, как видно из предисловия к ней, она служит его продолжением.

Значение четырех Евангелий

Все четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его славном воскресении из мертвых и вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в самом главном и основном.

Обычным символом для четырех Евангелий служит таинственная колесница, которую видел пророк Изекииль при реке Ховар ( Иез. 1:1–28 ), и которая состояла из четырех существ, напоминавших своим видом человека, льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, сделались эмблемами для евангелистов. Христианское искусство, начиная с 5-го века, изображает Матфея с человеком или ангелом, Марка со львом, Луку с тельцом, Иоанна с орлом.

Кроме наших четырех Евангелий, в первые века известно было до 50-ти других писаний, называвших себя также «евангелиями» и приписывавших себе апостольское происхождение. Церковь отнесла их к списку «апокрифических» – то есть, недостоверных, отвергнутых книг. Эти книги содержат в себе искаженные и сомнительные повествования. К таким апокрифическим евангелиям относятся «Первоевангелие Иакова», «История Иосифа плотника», «Евангелие Фомы», «Евангелие Никодима» и другие. В них, между прочим, впервые записаны легенды, относящиеся к детству Господа Иисуса Христа.

Взаимоотношение между Евангелиями

Из четырех Евангелий содержание первых трех – от Матфея, Марка и Луки – во многом совпадает, близко друг к другу, как по самому повествовательному материалу, так и по форме изложения; четвертое же Евангелие от Иоанна в этом отношении стоит особняком, значительно отличаясь от первых трех, как излагаемым в нем материалом, так и самим стилем, формой изложения.

В связи с этим первые три Евангелия принято называть «Синоптическими», от греческого слова «синопсис», что значит: «изложение в одном общем образе». Но хотя первые три Евангелия весьма близки между собой и по плану и по содержанию, в каждом из них есть, однако, и свои особенности.

Синоптические Евангелия повествуют почти исключительно о деятельности Господа Иисуса Христа в Галилее, святой Иоанн – в Иудее. Синоптики рассказывают, главным образом, о чудесах, притчах и внешних событиях в жизни Господа, ап. Иоанн ведет рассуждения о глубочайшем ее смысле, приводит речи Господа о возвышенных предметах веры.

При всем различии между Евангелиями, в них нет внутренних противоречий; при внимательном чтении легко найти ясные признаки согласия между синоптиками и святым Иоанном. Так, св. Иоанн мало рассказывает о галилейском служении Господа, но он, несомненно, знает о неоднократном продолжительном пребывании Его в Галилее; синоптики ничего не передают о ранней деятельности Господа в Иудее и самом Иерусалиме, но намеки на эту деятельность часто у них встречаются. Так, и по их свидетельству, у Господа были в Иерусалиме друзья, ученики и приверженцы, как напр., владелец горницы, где происходила Тайная Вечеря, и Иосиф Аримафейский. Особенно важны в этом отношении слова, приводимые синоптиками: «Иерусалим! Иерусалим! Как часто хотел Я собрать твоих детей» ( Лк.13:34 ),– выражение явно предполагающее многократное пребывание Господа в Иерусалиме.

Основная разница между синоптиками и св. Иоанном заключается в записанных ими беседах Господа. У синоптиков эти беседы весьма просты, легко доступны пониманию; у Иоанна – они глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто предназначены не для толпы, а для какого-то более тесного круга слушателей. Но это так и есть: синоптики приводят речи Господа, обращенные к галилеянам, людям простым и невежественным, Иоанн передает, главным образом, речи Господа, обращенные к иудеям, книжникам и фарисеям, людям, искушенным в знании Моисеева закона, более-менее высоко стоявшим на ступенях тогдашней образованности. Кроме того, у Иоанна, как мы увидим дальше, особая цель – возможно полнее и глубже раскрыть учение об Иисусе Христе, как о Сыне Божием, а эта тема, конечно, гораздо более трудная для понимания, чем столь понятные, легко доступные пониманию притчи синоптиков. Но и тут нет между синоптиками и Иоанном большого расхождения. Если синоптики выставляют более человеческую сторону Христа, а Иоанн, по преимуществу – божественную, то это еще не значит, что у синоптиков совсем отсутствует божественная сторона или у Иоанна – человеческая. Сын Человеческий у синоптиков есть также и Сын Божий, которому дана всякая власть на небе и на земле. Равным образом, Сын Божий у Иоанна есть также и истинный человек, Который принимает приглашение на брачный пир, дружески беседует с Марфой и Марией и плачет над гробом Своего друга Лазаря.

Таким образом, синоптики и св. Иоанн взаимно друг друга дополняют и только в своей совокупности дают цельный образ Христа, каким он воспринят и проповедуется Церковью.

Характер каждого из Четырех Евангелий

Православное учение о боговдохновенности книг Священного Писания всегда держалось того взгляда, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово, Дух Святой не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Св. Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его над своими обыкновенными границами. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из Евангелистов. Различаются построением речи, слогом, некоторыми особенными выражениями; различаются они между собой и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех Евангелистов.

Поэтому для лучшего истолкования и понимания Евангелия, нам необходимо ближе познакомиться с личностью, характером и жизнью каждого из четырех Евангелистов и обстоятельствами, при которых каждое из четырех Евангелий было написано.

Евангелие от Матфея

Евангелист Матфей, носивший также имя Левия, состоял в числе 12-ти Апостолов Христовых. До своего призвания к апостольскому служению он был мытарем, то есть сборщиком податей, и, как таковой, конечно, нелюбим своими соотечественниками – евреями, презиравшими и ненавидевшими мытарей за то, что они служили неверным поработителям их народа и притесняли свой народ взыманием податей, причем в своих стремлениях к наживе часто брали много больше, чем следует.

Тронутый до глубины души милостью Господа, не гнушавшегося им, несмотря на общее презрение к нему евреев и особенно духовных вождей еврейского народа- книжников и фарисеев, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и особенно глубоко уразумел его превосходство над преданиями и воззрениями фарисейскими, носившими печать внешней праведности, самомнения и презрения к грешникам. Вот почему он один приводит так подробно сильную обличительную речь Господа против книжников и фарисеев – лицемеров, которую мы находим в 23 гл. его Евангелия. Надо полагать, что по той же причине он особенно близко принял к сердцу дело спасения именно своего родного еврейского народа, столь пропитавшегося к тому времени ложными понятиями и взглядами фарисейскими, а потому его Евангелие написано преимущественно для евреев. Есть основание предполагать, оно первоначально и было написано на еврейском языке и только несколько позже, может быть самим же Матфеем, переведено на греческий язык.

Написав свое Евангелие для евреев, св. Матфей ставит своей главной целью доказать им, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки, что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве уясняется и воспринимает свой совершенный смысл. Поэтому он и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Назначение первого Евангелия для евреев видно из того, что св. Матфей, упоминая об иудейских обычаях, не считает нужным объяснить их смысл и значение, как это делают другие Евангелисты. Равным образом оставляет без объяснения и некоторые арамейские слова, употреблявшиеся в Палестине.

Св. Матфей долгое время и проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии.

Евангелие от Марка

Евангелист Марк носил еще имя Иоанна. По происхождению он тоже был иудеем, но не состоял в числе 12-ти Апостолов. Поэтому он и не мог быть таким постоянным спутником и слушателем Господа, каким был св. Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством св. Апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только в одном Евангелии от Марка рассказывается о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них ( Марк. 14:51–52 ). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия – св. Марка. Мать его Мария упоминается в книге Деяний, как одна из жен, наиболее преданных вере Христовой: в ее доме в Иерусалиме верующие собирались для молитвы. Марк участвует впоследствии в первом путешествии св. Апостола Павла вместе с другим его спутником Варнавой, которому он приходился племянником по матери. Он находился при ап. Павле в Риме, откуда написано послание к Колоссянам.

Зато главное внимание св. Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Евангелие от Луки

Затем из книги Деяний Апостольских видно, что, начиная со второго путешествия св. Ап. Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Он был при Ап. Павле, как во время первых его уз, из которых написано послание к Колоссянам и Филипийцам, так и во время вторых его уз, когда написано 2-ое послание к Тимофею и которые закончились мученической смертью. Есть сведения, что после смерти Ап. Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его при императоре Констанции (в середине 4-го века). были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Ап. Андрея.

Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, Св. Лука написал его по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу Деяний Апостольских, служащую как бы продолжением Евангельского повествования (См. Лк. 1 и Деян. 1:1–2 ). При этом он пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа. По его собственным словам эти письменные записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

«Державный Феофил», для которого написано третье Евангелие, не был жителем Иудеи, и не бывал в Иерусалиме: иначе не нужно было бы св. Луке делать ему разные географические пояснения, в роде, напр. того, что Елеон находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути и т.п. С другой стороны, ему, видимо, известнее были Сиракузы, Ригия, Путеол в Италии, Аппиева площадь и Три Гостиницы в Риме, упоминая о коих в кн. Деяний, св. Лука не делает никаких пояснений. По утверждению Климента Александрийского (начало 3-го столетия), Феофил был богатым и знатным жителем Антиохии (Сирия), исповедовал веру Христову, и дом его служил храмом для антиохийских христиан.

На Евангелии от Луки явно сказалось влияние Св. Ап. Павла, спутником и сотрудником которого был св. Лука. Как «Апостол язычников» св. Павел старался более всего раскрывать ту великую истину, что Мессия – Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

В связи с этой основной мыслью, которую явно проводит на протяжении всего своего повествования третье Евангелие, родословие Иисуса Христа доведено в нем до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода ( Лк. 3:23–38 ).Такие места, как посольство пророка Илии к вдове в Сарепту Сидонскую, исцеление от проказы пророком Елисеем Неемана-Сириянина ( Лк.4:26–27 ), притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее находятся в тесной внутренней связи с обстоятельно развиваемым учением св. Ап. Павла о спасении не одних иудеев, но и язычников, и об оправдании человека перед Богом не делами законами, а благодатью Божией, даруемой единственно по беспредельному милосердию и человеколюбию Божию. Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал св. Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему. Достаточно вспомнить, кроме упомянутых уже притч о блудном сыне и о мытаре и фарисее, еще притчу о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхее и др. места, как и знаменательные слова о том, что «радость бывает пред ангелами Божиими об едином грешнике кающемся» ( Лк.15:7 ).

Время и место написания Евангелия от Луки можно определить, руководствуясь соображением, что оно написано ранее книги Деяний Апостольских, составляющей как бы его продолжение (см. Деян. 1:1 ). Книга же Деяний оканчивается описанием двухлетнего пребывания св. Ап. Павла в Риме ( Деян.28:30 ).Это было около 63-его года по Р.Хр. Следовательно, Евангелие от Луки не могло быть написано позже этого времени и, надо полагать, было написано в Риме.

Евангелие от Иоанна

Евангелист Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Христовым. Он был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был, по-видимому, состоятельным, так как имел работников, был, видимо также, не малозначительным членом иудейского общества, ибо сын его Иоанн имел знакомство с первосвященником. Мать его Соломия упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими женами-мироносицами. Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника.

Иоанн был сначала учеником св. Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, он тотчас же вместе с Андреем последовал за Христом ( Иоан. 1:37–40 ). Постоянным учеником Господа он сделался, однако, несколько позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском). озере, когда Господь Сам призвал его вместе с братом его Иаковом. Вместе с Петром и братом своим Иаковом он удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, слышать беседу о знамениях Его второго пришествия, а также был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. А на Тайной вечере он был так близок к Господу, что, по его собственным словам, возлежал у груди Иисуса ( Иоан. 13:23–25 ), откуда и произошло его наименование «наперсника», ставшее потом нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого. По смирению, не называя себя по имени, он тем не менее, говоря о себе в своем Евангелии, именует себя учеником, «которого любил Иисус». Эта любовь Господа к нему сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь, сказав ему: «Се мать твоя» ( Иоан. 19:27 ).

Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто был враждебен Господу или чуждался Его. Поэтому он возбранял человеку, не ходившему со Христом, изгонять бесов именем Иисуса Христа и просил у Господа позволения низвести огонь на жителей одного самарянского селения за то, что они не приняли Его, когда Он путешествовал в Иерусалим через Самарию. (Луки 9За это он и его брат Иаков получили от Господа прозвание «воанергес», что значит: «сыны громовы». Чувствуя любовь Христову к себе, но еще не просвещенный благодатью Св. Духа, он решается просить себе вместе с братом Иаковом ближайшего места к Господу в Его грядущем Царстве, в ответ на что получает предсказание об ожидающей их обоих чаше страданий ( Мф.20:20 ).

После Вознесения Господня мы часто видим св. Иоанна вместе со св. Ап. Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви и имеет свое пребывание в Иерусалиме ( Гал. 2:9 ). Со времени разрушения Иерусалима местом жизни и деятельности св. Иоанна делается г. Ефес в Малой Азии. В царствование имп. Домициана он был отправлен в ссылку на остров Патмос, где им был написан Апокалипсис ( Откр.1:9–19 ).Возвращенный из этой ссылки в Ефес он написал там свое Евангелие, и скончался своею смертью (единственный из Апостолов), по преданию, весьма загадочной, в глубокой старости, будучи около 105-ти лет, в царствование императора Траяна.

Как гласит предание, четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан. Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он от Него слышал. Св. Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали о Нем думать, только как о «Сыне человеческом». Это тем более было необходимо, что к этому времени уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово – евиониты, ересь Керинфа и гностики. Об этих обстоятельствах упоминает св. Ириней Лионский (середина 3-го столетия).

Из всего сказанного ясно, что целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование трех Евангелистов. Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена и в том наименовании, которое давалось ему в древности. В отличие от первых трех Евангелий, оно, по преимуществу, именовалось «Евангелием духовным».

Евангелие от Иоанна начинается изложением учения о Его Божестве, и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры, каковы, напр., беседа с Никодимом о рождении свыше водою и духом и о таинстве искупления, беседа с самарянкой о воде живой и о поклонении Богу духом и истинною, беседа о хлебе, сошедшем с небес и о таинстве причащения, беседа о пастыре добром и особенно замечательная по своему содержанию прощальная беседа с учениками на Тайной вечери с заключительной дивной, так называемой «первосвященнической молитвой» Господа. Тут мы находим и целый ряд собственных свидетельств Господа о Себе Самом, как о Сыне Божием. За учение о Боге Слове и за раскрытие всех этих глубоких и возвышенных истин и тайн нашей веры св. Иоанн и получил почетное наименование «Богослова».

Чистый сердцем девственник, всецело всей душой предавший себя Господу и любимый Им за это особой любовью, св. Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви и никто, как он не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как в своем Евангелии, так особенно в трех своих соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия – о любви к Богу и о любви к ближнему, – почему его еще называют «апостолом любви».

Важной особенностью Иоаннова Евангелия является еще то, что в то время как первые три Евангелиста повествуют, главным образом о проповеди Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн излагает события и речи, имевшие место в Иудее. Благодаря этому мы можем посчитать, какова была продолжительность общественного служения Господа и вместе с тем продолжительность Его земной жизни. Проповедуя большей частью в Галилее, Господь путешествовал в Иерусалим на все главнейшие праздники. Таких путешествий в Иерусалим на праздник Пасхи, как видно из Евангелия от Иоанна, было всего три, а перед четвертой Пасхой Своего общественного служения Господь принял крестную смерть. Из этого следует, что общественное служение Господа продолжалось около трех с половиной лет, а прожил Он на земле всего тридцать три с половиной года (ибо вышел на общественное служение, как свидетельствует св. Лука в ( Лк.3:23 ), 30-ти лет отроду).

Избранные наставления Спасителя

Воля Божия, следовать ей: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф. 6:10 ); «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:2–27 ).

Благодарность Богу: «Не десять ли очистились, где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника … Встань, иди: вера твоя спасла тебя!» (рассказ о десяти прокаженных, Лк 17:11–19 ).

О развитии в себе добрых качеств постоянно учил Господь Иисус Христос. Смотри, например, Его Нагорную проповедь ( Мф. 5–7 главы). и Заповеди Блаженства, в которых начертан путь к совершенству ( Мф. 5:3–12 ). В притче о сеятеле ( Мф. 13:3–23 ). и в особенности в притче о талантах ( Мф. 25:14–30 ). говорится о необходимости развития в себе и тех естественных способностей, которые Бог нам дал. Сочетание благодатных дарований с развитыми способностями (талантами). составляет подлинное богатство человека; поэтому сказано что «Царство Божие внутри вас есть» ( Лк 17:21 ).

Единство, стремление к нему: «Будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин 10:16 ); «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин 17:21–26 ); «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ).

Неосуждение: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф. 7:1–6 ).

Праведность, стремление к ней: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф. 5:6 ); «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» ( Мф. 13:43 ); «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ).

Радость в Боге: «Блаженны вы… Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на Небесах» ( Мф. 5:12 ); «Придите ко мне все трудяющиеся и обремененные, и Я успокою вас… иго Мое благо и бремя Мое легко» ( Мф. 11:28–30 ); «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин 10:28 ); «Радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин 16:22 ).

Соблазны, борьба с ними: «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну» ( Мр 9:42–49 ); «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ( Мф. 18:7 ; Лк 17:1–2 ).

Терпение: «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк 21:19 ); «Претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 10:22 ); «Приносить плод в терпении» ( Лк 8:15 ). «Вспомни, что ты (богатый) получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь (в раю) утешается, а ты страдаешь» (притча о богатом и Лазаре, Лк 16:19–31 ).

Чистота сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят» ( Мф. 5:8 ); «Из сердца исходят злые помыслы… это оскверняет человека» ( Мф. 15:19–20 ); «Хранить слово (Божие) в чистом сердце» ( Лк 8:15 ); «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк 10:15 ); «Вы уже очищены чрез слово, которое проповедал вам» ( Ин 15:3 ; Мр 7:15–23 ).

Язык, следить за ним: «Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, они дадут ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф. 12:34–37 ; Мф. 5:22–23 ).

Заключение

Читая историю распространения христианства, мы видим, что по мере того, как люди усваивали учение Спасителя, в человеческом обществе происходили благоприятные социальные и экономические изменения. Действительно, христианство содействовало уничтожению рабства, возвысило положение женщины, укрепило семью, создавало благотворительные организации, принесло человечеству самые высокие моральные и гуманные принципы. Совсем иное мы видим в тех странах, где насаждаются нехристианские идеи вроде фашизма или «научного» материализма. Там, вместо обещанного земного рая, возникает нечто вроде ада, вместо почитания Бога, создается культ вождя.

Только Бог знает все недостатки и слабости человеческой природы, поврежденной грехом. Только Он может помочь человеку преодолеть свои плохие наклонности и решить личные, семейные и общественные проблемы. Поэтому в учении Христовом надо искать руководство, к чему стремиться и что делать. Оно же в основу жизни кладет веру в Бога, любовь к людям. Оно учит нестяжанию, состраданию, смирению и кротости. Оно призывает делать добро, развивать в себе все те способности, которые Бог нам дал. Учение Христово приносит мир и радость душе. Оно учит, что человек создан для вечного блаженства в Царстве Небесном и помогает человеку достигнуть его. Вот почему христианину надо постоянно вдумчиво и с молитвенным настроением читать Евангелие, черпая из него небесную Мудрость.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *